ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ Программа Дизайн в моей жизни Васильева Е.В.

Васильева Екатерина Валерьевна

Цель программы: Способствовать формированию развитой личности, с творческим воображением, художественным вкусом, способной применить свои знания в различных сферах жизни, посредством обучения основам дизайна.

У учащихся расширяется кругозор, формируются представления о различных видах творчества, развиваются творческие способности, фантазия, воображение, формируются умения и навыки в различных техниках: декорирования, валяния, плетения, квилинг.

Учащиеся овладевают навыками самоконтроля, учатся оценивать и презентовать свои работы и работы одноклассников. У них формируются эстетические потребности и ценности, универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные, личностные).

Работая в парах, малых группах, учатся взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, сотрудничать в процессе выполнения учебной задачи;

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vasileva_e.v._obrazovatelnaya_programma_03_2.doc312.5 КБ

Предварительный просмотр:

 УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ Г. КАЛУГИ

МБОУ ДО «ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «РАДУГА»

Г. КАЛУГИ

   

Рассмотрено на методсовете                                                                     Принято на педсовете

Протокол № 1 от 03.09.2014 г.                                                 Протокол № 1 от «05»09.2014 г.

 УТВЕРЖДАЮ

                                                      Директор МБОУ ДО «ЦДОД «Радуга» г. Калуги

_____________ И.А. Петракова

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ

Программа

Дизайн в моей жизни

для детей 5-14 лет

4 года обучения

Экспериментальная, модульная

педагог дополнительного образования

МБОУ ДО «ЦДОД «Радуга» г. Калуги

Васильева Екатерина Валерьевна

Калуга

 2015


ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ

1.

ФИО автора программы, должность,  квалификационная категория

Васильева Екатерина Валерьевна, педагог дополнительного образования;

2.

Название программы

«Дизайн в моей жизни»;

3.

Тип программы

Экспериментальная

4.

Направленность программы

Художественная

5.

Где утверждена

На педсовете 31.08.2015 г. МБОУ ДО «ЦДОД «Радуга»

г. Калуги;

6.

Срок реализации

3 г.;

7.

Среднее количество часов реализации в год

180 часов;

8.

Уровень реализации

Начальное общее образование;

9.

Ориентация на категорию учащихся

Выявление и развитие одаренных детей;

10.

Направление деятельности в рамках реализации программы:

Декоративно-прикладное искусство;

11.

Уровень усвоения

1-2 г. обучения - общекультурный.

3-ий год обучения профессионально-ориентированный.

12.

Цель программы и основное содержание

Способствовать формированию развитой личности, с творческим воображением, художественным вкусом, способной применить свои знания в различных сферах жизни, посредством обучения основам дизайна.

У учащихся расширяется кругозор, формируются представления о различных видах творчества, развиваются творческие способности, фантазия, воображение, формируются умения и навыки в различных техниках: декорирования, валяния, плетения, квилинг.

Учащиеся овладевают навыками самоконтроля, учатся оценивать и презентовать свои работы и работы одноклассников. У них формируются эстетические потребности и ценности, универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные, личностные).

Работая в парах, малых группах, учатся взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, сотрудничать в процессе выполнения учебной задачи;

13.

Основные компетенции, формируемые у детей

Контрольно-оценочные:

Коммуникативные:

Регулятивные:

Предметные:

14.

Характеристика детей возраст, социальный статус

5-14 лет, 20% детей из неполных семей; 

15.

Способ освоения содержания образования

Объяснительно-иллюстративный,

репродуктивный, эвристический, исследовательский;

16.

Место реализации

МБОУ ДО «ЦДОД «Радуга» г. Калуги


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

По “толковому словарю русского языка” С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой: “Дизайн – конструирование вещей, машин, интерьеров, основанное на принципах сочетания удобства, экономичности и красоты”. Другими словами, дизайн – это образное проектирование того, чего еще нет и не было ни в природе, ни в культуре, но что могло бы возникнуть, произойти, быть построенным, изготовленным в ходе целенаправленной человеческой деятельности.

Дизайна среды – довольно востребованное сегодня направление. Важнейшим аспектом обучения является развитие нестандартного творческого подхода, позволяющего в процессе обучения и в дальнейшей практической деятельности воплощать свои замыслы.

Слово “дизайн” встречается повсеместно, можно говорить о дизайне стула, компьютера, школы, узора на ткани, коллекции одежды, ресторана, бутерброда, космической станции. Все изделия имеют свой дизайн. Таким образом, дизайн многолик. В разных сферах деятельности человека этот термин понимается по-разному. Он включает в себя и то, как выглядит изделие, и сам процесс проектирования – изготовления, который приводит к конечному результату.

Дизайн – это, прежде всего, творческий процесс, подкрепленный знаниями определенного уровня. Дизайн в наше время стал средством создания и развития эстетической среды существования человека в современном мире. Эти занятия стимулируют творчество ребенка. Дизайн одежды для детей, к примеру, эстетизирует внешний вид ребенка, вырабатывает  культуру гардероба, прически и др., готовит к жизни в социуме. В этом актуальность программы.

Новизна данной образовательной программы заключается в том, что программа дает возможность не только изучить различные техники декоративно-прикладного искусства, но и применить их в повседневной жизни, используя в украшении окружающих предметов интерьера, своей одежды, подарков для близких людей.

Цель программы – способствовать формированию активной личности с эстетическими потребностями, стремящейся к творческой самореализации и сотрудничеству в процессе совместной деятельности, посредством обучения основам дизайна.

Задачи программы:

  1. Обучающие

 - познакомить с понятием «дизайн», средовое пространство, принципами декоративной стилизации;

- сформировать базовые умения и навыки в области декорирования одежды, подарков и сувениров, предметов интерьера.  

  1. Воспитательные

 – воспитать активную гражданскую позицию, самостоятельность и личную ответственность за свои поступки,

-сформировать эстетические потребности, ценности и чувства, художественный вкус на основе культуры  многонационального российского общества,

-воспитать уважительное отношение к чужому мнению, истории и культуре других народов;

- сформировать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;

- сформировать навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных и учебных ситуациях

- сформировать установки на безопасный, здоровый образ жизни, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

  1. Развивающие

- развить мотивацию к творческому  труду, работе на результат,

- развить творческие способности, чувства и культуру цвета, цветового зрения, вкуса, объемно-пространственного и творческого мышления, память, внимание, воображение, мелкую моторику руки;

- развить речь, способность выражать свои мысли, потребности.

ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ

Программа предназначена для детей 5-14 лет, проявляющих интерес к декоративно-прикладному творчеству, украшению своей одежды и интерьера. Направленность программы художественная.

Программа состоит из двух модулей по возрастному признаку.

1-ый блок модуль «Волшебники» для детей 5-7 лет, 1 г. обучения, представляет собой нулевую ступень к основной программе. Программа реализуется в игровой форме и имеет общеразвивающую направленность. Дети, освоившие программу этого модуля могут продолжить обучение по основной программе или перейти в другие объединения Центра.

2-ой (основной) модуль для детей 7-14 лет, на 3 г. обучения. К реализации программы этого модуля допускаются дети, освоившие  программу 1-го модуля или другие дети 7-8 лет, проявляющие интерес к декоративно-прикладному творчеству.

Овладеть основами знаний о дизайне как специфической художественно-творческой, конструкторской деятельности человека помогут разделы предлагаемой программы. На занятиях учащиеся узнают, что художественное проектирование многих вещей требует умения рисовать, чертить, моделировать и макетировать. Так же необходимо знание теоретических основ рисунка, цветоведения, композиции, основ декоративно-прикладного искусства, моделирования. Программа курса и индивидуальный подход позволяют с самого начала выявить слабые и сильные стороны каждого ребенка, оценить перспективы его развития и выстроить на основе точек роста адаптированную учебную стратегию.

Очень много молодёжи на сегодняшний день хотят найти свой индивидуальный стиль, выделиться стать неповторимыми. Без определённых знаний и навыков добиться этого сложно. Необходимо воспитывать в себе эстетический вкус и учиться правильно воплощать свои идеи на практике. Занятия помогут раскрыть талант и проявить способности в этой области.

Отличительные особенности данной программы от других программ по дизайну заключаются в том, что “Дизайн в моей жизни” предполагает обязательное декорирование, изготовление и дизайн аксессуаров, поделок, сувениров. Особенно ценно при реализации данной программы использование самостоятельно разработанных и воплощенных творческих проектов дизайна объектов окружающей среды с использованием изученных техник декоративно-прикладного искусства.

Особенностью программы “Дизайн в моей жизни” является также интеграция с рядом учебных предметов: изобразительное искусство, история, технология, что является средством разностороннего развития способностей детей. Интеграция в этой программе является не простым сложением знаний по нескольким дисциплинам, а объединяет знания, систематизирует, расширяет их и служит основой развития познавательного интереса.

Принцип системности проявляется в том, что в результате реализации программы у учащихся формируются целостные представления о разных видах декоративно-прикладного творчества как самостоятельных технологических процессах. А так же целостные представления о том, как использовать ту или иную технику в различных видах дизайна для создания общей работы, с другой стороны.

Основным видом деятельности являются практические занятия.

Педагогическая целесообразность

Заключается в формировании художественного вкуса, профессиональных мотивов и ценностей, через обучение творчеству. Реализация программы предоставляет возможность учащимся расширить кругозор для самореализации. Программа нацелена на то, чтобы заинтересовать ребенка, дать необходимые знания для выполнения своих идей и тем самым, приобщить ребенка к творчеству.

Прогнозируемый результат: в процессе реализации программы формируется творческая личность с активной жизненной позицией, обладающая навыками декоративно-прикладного творчества и основ дизайна, готовая к сотрудничеству в процессе выполнения творческой задачи.


МОДУЛЬ «Волшебники» 5-7 лет

Цель:  Способствовать формированию развитой личности, обладающей первоначальными навыками в области дизайна и декоративно-прикладного творчества, готовой взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе выполнения учебной задачи.

Задачи: 

Обучающие

-познакомить с понятием «дизайн», принципами декоративной стилизации;

-сформировать базовые умения и навыки в области декорирования одежды, подарков и сувениров, предметов интерьера.  

Воспитательные

–воспитать активную гражданскую позицию;

-сформировать эстетические потребности, ценности и чувства, художественный вкус на основе культуры  многонационального российского общества,

-сформировать навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных и учебных ситуациях

-сформировать установки на безопасный, здоровый образ жизни, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Развивающие

- развить мотивацию к творческому  труду, работе на результат,

- развить творческие способности, чувства и культуру цвета, цветового зрения, вкуса, объемно-пространственного и творческого мышления, память, внимание, воображение, мелкую моторику руки;

- развить речь, способность выражать свои мысли, потребности.

Особенности программы

Назначение модуля «Волшебники» - подготовить к обучению по основной программе дизайна. В объединение принимаются дети 5-7 лет, проявляющие интерес к декоративно-прикладному творчеству.

Формы и методы обучения

Формы занятий:

  1. по количеству (коллективная, фронтальная, групповая, индивидуальная);
  2. по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей (беседа, рассказ, презентация, выставка с просмотром и обсуждением детских работ);
  3. по дидактической цели (вводное занятие, занятие по углублению знаний, практическое занятие, занятие по систематизации и обобщению знаний, по контролю знаний, умений и навыков, комбинированные формы занятий.)

Теория преподносится в форме беседы, обзора, презентации.

Практика: практикум, мастер класс, мастерская, выставка, конкурс.

Методы обучения:

  1. объяснительно-иллюстративный;
  2. репродуктивный;
  3. проблемного изложения;
  4. частично-поисковый;
  5. словесный;
  6. практический.

Режим работы: занятия проводятся на 1-ом году обучения 2 раза в неделю по 2 занятия, каждое по 25 мин часа Обязательно время отдыха в динамической форме по 10 мин. между занятиями.


Прогнозируемый результат:

Низкий уровень знают:

- Инструменты для работы (карандаш, кисть, фломастеры, ножницы, клей, бумага, картон);

- технику безопасности при работе с инструментами;

- основные цвета;

- геометрические фигуры (круг, овал, треугольник, квадрат);

- что такое аппликация, декорирование;

- имеют представление, что такое декоративно-прикладное искусство.

Умеют:

- Слушать и понимать учебную задачу;

- работать с инструментами;

- выполнять простую работу в технике аппликация;

- выполнять простейшую работу в технике декорирование.

Средний уровень знают:

 - как организовать рабочее место;

- технику безопасности при работе с инструментами;

- понятие дизайн;

- основные понятия композиции, живописи и рисунка;

- дополнительные цвета;

Умеют:

- Применять на практике полученные знания,

- работать в паре над выполнением творческой задачи,

- понимать и принимать рекомендации педагога;

- выполнять работы средней сложности на заданную тему в пройденных техниках;

- выбрать материалы и инструменты для работы;

- оценивать свою работу и работу других учащихся по предложенным критериям с помощью педагога.

 Высокий уровень:

Знают

- Принципы и понятие композиции. Понятия «ритм», «симметрия», «асимметрия», «динамика», «статика».

- Основные геометрические формы (куб, шар, конус);

- основы приемов в живописи (наложение мазков, закрашивание, смешивание).

Умеют:

- Слушать и понимать учебную задачу, сохранять ее содержание до конца занятия;

- осуществлять оценку изготовленных изделий, своих и других участников объединения под руководством взрослого;

- сотрудничать с взрослыми и сверстниками в процессе выполнения учебной задачи;

- самостоятельно подбирать материал и технику изготовления творческой работы;

- выполнять творческие работы на заданную тему в пройденных техниках;

- создавать сложные формы на основе простых геометрических форм.


Учебно-тематический план 1 год

№№ п/п

Тема

Всего часов

Теория

Практика

Форма проведения занятия

Формы подведения итогов по теме

1.

Вводное занятие

2

1

1

Беседа, анкетирование. игра

Анализ анкеты

2.

Основы композиции

10

3

7

Беседа, игра, практикум.

3.

Основы рисунка

30

6

24

Беседа, игра, практикум.

Выставка

4.

Основы живописи

25

5

20

Беседа, игра, практикум.

Выставка

5.

Виды техник, используемых при создании объектов дизайна

2

2

Беседа, игра, практикум.

Выставка

5.1.

аппликация

10

2

8

Беседа, игра, практикум.

Выставка

5.2.

войлок

10

2

8

Беседа, игра, практикум.

Выставка

5.3.

плетение

10

2

8

Беседа, игра, практикум.

Выставка

5.4.

нити, ленты

10

2

8

Беседа, игра, практикум.

Выставка

5.5.

лепка

10

2

8

Беседа, игра, практикум.

Выставка

6.

Сувениры

20

6

14

Беседа, игра, практикум.

Выставка.

Подведение итогов

7.

Основы организации выставок

5

2

3

Беседа, игра, практикум.

Выставка. Анализ.

Итого:

144

35

109

Содержание 1-го года обучения

  1. Вводное (2 ч.)

Я приглашаю вас в мой мир – знакомство с программой обучения. Анкетирование «Карта интересов». Игра «дизайн в моей жизни».

  1. Основы композиции (10 ч.)

Теория: Понятие «композиция». Принципы композиции. Понятия «ритм», «симметрия», «асимметрия», «динамика», «статика».

Практика: разработка простейшего композиционного центра; создание композиций; упражнения с применением понятия «ритм», «симметрия», «асимметрия», «динамика», «статика».

Основы рисунка (30 ч.)

Теория: ТБ при работе с инструментами. Понятие «рисунок». Знакомство с инструментами (карандаш, ластик, точилка) и материалами. Линия горизонта. Основные геометрические формы (куб, шар, конус). Основные фигуры (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал). Фактура. Натюрморт. Пейзаж.

Практика: Создание сложных форм на основе простых геометрических. «Утка», «Дом», «Природа», «Машина», «Бабочка», «Черепаха», «Улитка».

Основы живописи (25 ч.)

Теория: понятие «живопись». Материалы и инструменты. ТБ при работе с инструментами и материалами. Понятие «пейзаж». Смешивание красок.

Практика: основные технические приёмы (мазок, смешивание, закрашивание, нанесение фактур с помощью мазка). Натюрморт. Пейзаж. Смешивание красок (желтый и синий, жёлтый и красный, красный и синий). «Подводный мир». «Природа».

  1. Виды техник, используемых при создании объектов дизайна (2 ч.)

5.1. Аппликация (10 ч.)

Теория ТБ при работе с инструментами и материалами. Понятие «Аппликация». Знакомство с материалом.

Практика: Натюрморт. Пейзаж. «Фрукты». «Чайник». «Ракета». «Паровоз»

5.2. Войлок (10 ч.)

Теория: ТБ при работе с инструментами и материалами. Понятие «валяние».Знакомство с материалом. Мокрое валяние.

Практика: Шарик. Пейзаж.

5.3. Плетение (10 ч.)

Теория: ТБ при работе с инструментами и материалами. Понятие «Макраме». Знакомство с материалом. Простые узлы.

Практика: Освоение простых узлов.

5.4. Нити, ленты (10 ч.)

Теория: ТБ при работе с инструментами и материалами.

Практика: создание композиций. Узлы: «змейка», «фриволите».

5.5. Лепка (10 ч.)

Теория: ТБ при работе с инструментами и материалами.  Понятие «лепка». Пересечение объемных форм.

Практика: лепка объемных форм. Геометрические формы. Объёмные композиции. Пересечение объемных форм. «Улитка». «Божья коровка». «Черепаха». «Зима». «Космос».

6. Сувениры (30 ч.)

Теория: что такое сувенир, его назначение. Что может быть сувениром.

Практика:  Поделки и украшения с применением пройденных техник.

7. Основы организации выставок (5 ч.)

Теория: что такое выставка. Ее назначение. Основы оформления выставляемого объекта.  Оформление надписи. Шрифт. Композиция.

Практика: проведение выставки в объединении. Качественная оценка выставочных экземпляров.


МОДУЛЬ  «Мастер»7-14 лет

Цель: Способствовать формированию развитой личности, с творческим воображением, художественным вкусом, способной применить свои знания в различных сферах жизни, посредством обучения основам дизайна.

 Задачи: 

Обучающие

-познакомить с понятием «дизайн», средовое пространство, принципами декоративной стилизации;

-сформировать базовые умения и навыки в области декорирования одежды, подарков и сувениров, предметов интерьера.  

Воспитательные

–воспитать активную гражданскую позицию, самостоятельность и личную ответственность за свои поступки,

-сформировать эстетические потребности, ценности и чувства, художественный вкус на основе культуры  многонационального российского общества,

-воспитать уважительное отношение к чужому мнению, истории и культуре других народов;

-сформировать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;

-сформировать навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных и учебных ситуациях

-сформировать установки на безопасный, здоровый образ жизни, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Развивающие

- развить мотивацию к творческому  труду, работе на результат,

- развить творческие способности, чувства и культуру цвета, цветового зрения, вкуса, объемно-пространственного и творческого мышления, память, внимание, воображение, мелкую моторику руки;

- развить речь, способность выражать свои мысли, потребности.

Особенности программы

Занятия могут проходить в одновозрастной или разновозрастной группе (допускается отличие в 2-3 г.)

Формы занятий:

Теория преподносится в форме беседы, обзора, презентации.

Практика: практикум, мастер класс, мастерская, выставка, конкурс, проект.

Методы обучения: репродуктивный, поисково-эвристический, метод проекта

Основные этапы программы: период обучения делится на два этапа:

I этап – 1 год обучения

  • освоение основ материаловедения, цветоведения, основ дизайна
  • изучение различных техник декоративно-прикладного искусств (мокрое валяние, аппликация, плетение, нити и ленты, лепка)

Обучение по программе первого года построено по принципу “ от простого – к сложному”. От вырезания простых и симметричных форм – к составлению сложных сюжетных композиций; от работы на плоскости – к проработке объемных форм.

Особенностью второго и третьего года обучения является то, что учебный процесс осуществляется по концентрической схеме: каждая тема подается в течение длительного периода времени с возрастанием степени сложности.

II этап – 2 год обучения

  • продолжение изучения техник декоративно-прикладного искусства, добавление техники сухого валяния
  • изготовление и дизайн аксессуаров, поделок, сувениров
  • освоение основ макетирования.

III этап – 3 год обучения

  • изучение техник декорирования (декупаж, роспись)

Режим работы: занятия проводятся на 1-ом году обучения 2 раза в неделю по 2 часа (1 ч. - 45 мин.). Обязательно время отдыха в динамической форме по 10 мин. между занятиями.

Прогнозируемый конечный результат:

К концу 1-го года обучения у детей начали формироваться навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками, установка на безопасный, здоровый образ жизни, бережное отношение к материальным и духовным ценностям. Формируется художественный вкус на основе традиционного русского народного творчества. Развиваются творческие способности, чувство и культура цвета, цветовое зрение, объемно-пространственное и творческое мышление, память, внимание, воображение, мелкая моторика рук. Художественные эмоции и интересы, возникающие в процессе продуктивной поисковой деятельности, способствуют успешному формированию у детей творческого мышления. 

К концу первого года обучения дети:

 Низкий уровень знают:

- Инструменты для работы (карандаш, кисть, фломастеры, ножницы, клей, бумага, картон);

- технику безопасности при работе с инструментами;

- основные цвета;

- геометрические фигуры (круг, овал, треугольник, квадрат);

- что такое аппликация, декорирование;

- имеют представление, что такое декоративно-прикладное искусство.

Умеют:

- Слушать и понимать учебную задачу;

- работать с инструментами;

- выполнять простую работу в технике аппликация, квиллинг, коллаж;

- выполнять работу в технике декорирование.

Средний уровень знают:

 - как организовать рабочее место;

- технику безопасности при работе с инструментами;

- понятие дизайн, виды дизайна (бытовой, одежды, интерьера);

- основные понятия композиции, живописи и рисунка;

- дополнительные цвета;

- виды техник используемых при создании объектов дизайна (аппликация, рисунок, живопись).

Умеют:

- Применять на практике полученные знания,

- работать в паре над выполнением творческой задачи,

- понимать и принимать рекомендации педагога;

- выполнять работы средней сложности на заданную тему в пройденных техниках;

- выбрать материалы и инструменты для работы;

- оценивать свою работу и работу других учащихся по предложенным критериям с помощью педагога.

 Высокий уровень:

Знают

- Основы различных техник декоративно-прикладного творчества (квилинг, лепка, аппликация);

- основы  рисунка, живописи, композиции, цветоведения, макетирования;

- основы приемов в живописи (наложение мазков, закрашивание, смешивание).

Умеют:

- Слушать и понимать учебную задачу, сохранять ее содержание до конца занятия;

- осуществлять оценку изготовленных изделий, своих и других участников объединения под руководством взрослого;

- сотрудничать с взрослыми и сверстниками в процессе выполнения учебной задачи;

- самостоятельно подбирать материал и технику изготовления творческой работы;

- выполнять творческие работы на заданную тему в пройденных техниках;

- разработать дизайн-проект изделия с применением пройденных техник на основе полученных знаний.

К концу 2-го года обучения у детей развивается чувство композиции и концептуального мышления. Развивается художественно-эстетический вкус при составлении композиции объектов предметного дизайна, зрительное восприятие, чувство цвета, композиционная культура. Формируется интерес к различным видам декоративной отделки. Совершенствуется творческая деятельность учащихся.

К концу второго года обучения дети:

Низкий уровень знают:

- как организовать рабочее место;

- понятие дизайн, виды дизайна (бытовой, одежды, интерьера);

- основы дизайна (понятия «ритм», «метрический повтор», «симметрия», «асимметрия», «динамика», «статика», «композиционный центр», «золотое сечение», «равновесие»);

- геометрические формы – шар, конус,  куб, пирамида;

- понятия аппликация, декорирование;

Умеют:

- Слушать и понимать учебную задачу, сохранять ее содержание до конца занятия;

- работать с инструментами;

- выполнять простую работу в технике аппликация, квиллинг;

- выполнять работу в технике декорирование.

Средний уровень знают:

- основные понятия композиции, живописи и рисунка;

- приемы оформления подарков, предметов для украшения интерьера, сувениров;

- дополнительные цвета;

- виды техник используемых при создании объектов дизайна.

Умеют:

- Искать пути решения проблем творческого и поискового характера под руководством взрослого;

- работать в группах над выполнением творческой задачи,

- понимать и принимать рекомендации педагога;

- самостоятельно работать на заданную тему в пройденных техниках;

- проводить анализ готового изделия.

 Высокий уровень знают:

- Основы различных техник декоративно-прикладного творчества (квилинг, лепка, аппликация);

- основы  рисунка, живописи, композиции, цветоведения, макетирования;

- основы приемов в живописи (наложение мазков, закрашивание, смешивание)

- основы истории русского народного творчества (символика, обряды, традиции).

Умеют:

- Осуществлять оценку изготовленных изделий, своих и других участников объединения под руководством взрослого;

- сотрудничать с взрослыми и сверстниками в процессе выполнения учебной задачи;

- самостоятельно подбирать материалы и их технику для работы;

- слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения;

- понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способны конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- под частичным контролем взрослых реализовывать свои идеи в эскизы подделок, сувениров и украшений.

К концу 3-го года обучения у детей сформировалось художественно-образное мышление. Сформировались практические навыки работы в различных видах дизайна и изобразительного творчества. Заложена аккуратность, прилежание в работе, трудолюбие. Заложено чувство особой гордости традициями, культурой своей страны, своего народа. Воспитано стремление к качеству выполняемых изделий. Продолжают развиваться зрительное восприятие, чувство цвета, композиционная культура. Созданы условия для свободного экспериментирования с художественными материалами, инструментами и техниками.

К концу второго года обучения дети:

Низкий уровень знают:

- основы дизайна (понятия «ритм», «метрический повтор», «симметрия», «асимметрия», «динамика», «статика», «композиционный центр», «золотое сечение», «равновесие»);

- понятие «макраме», «валяние войлоком»,  квиллинг;

- геометрические формы – шар, конус,  куб, пирамида;

- понятия аппликация, декорирование.

Умеют:

- Слушать и понимать учебную задачу;

- работать с инструментами;

- выполнять простую работу в технике аппликация, квиллинг, макраме, валяние войлоком;

- выполнять работу в технике декорирование.

Средний уровень знают:

- основные понятия композиции, живописи и рисунка;

- приемы оформления подарков, предметов для украшения интерьера, сувениров;

- как правильно расположить композицию в пространстве;

- дополнительные цвета;

- виды техник используемых при создании объектов дизайна.

Умеют:

- Искать пути решения проблем творческого и поискового характера под руководством взрослого;

- работать в группах над выполнением творческой задачи,

- понимать и принимать рекомендации педагога;

- самостоятельно работать на заданную тему в пройденных техниках;

- оформлять выставляемый объект;

- моделировать ситуацию проведения собственной выставки;

- организовывать выставки в классе;

- проводить анализ готового изделия.

Высокий уровень знают:

- Основы различных техник декоративно-прикладного творчества (сухое и мокрое валяние, декупаж, роспись, лепка, плетение);

- приёмы изготовления и декорирования изделий;

- основы культуры искусств, историю дизайна, основные стили и направления в дизайне;

- основные законы композиции, законы цветоведения;

- основы компьютерных программ: «Adobe Photoshop», «CorelDraw», «3ds Max»;

- основы дизайн-проектирования.

Умеют:

- Осуществлять оценку изготовленных изделий, своих и других участников объединения под руководством взрослого;

- сотрудничать с взрослыми и сверстниками в процессе выполнения учебной задачи;

- самостоятельно подбирать материал и их технику для работы;

- слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения;

- понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способны конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- умеют пользоваться законами цветоведения, композиции;

- умеют объёмно – пространственно воспроизводить предметы;

- умеют проводить предпроектный анализ;

- разрабатывать концепцию выбранной работы;

- разрабатывать детали стилистического решения;

- под частичным контролем взрослых реализовывать свои идеи в эскизы подделок, сувениров и украшений.

Результаты отслеживаются в процессе анализа деятельности учащихся в течение учебного процесса, контрольного исполнения, итогов выставки изделий участников объединения. Критерием успешности обучения будет все возрастающий интерес детей к данной деятельности, высокие результаты на конкурсах и выставках.


Учебно - тематический план 1 год

№ п/п

Тема

Всего часов

Теория

Практика

Форма проведения занятия

Формы подведен. итогов по теме

1.

Вводное занятие

2

1

1

Беседа, анкетирование. игра

Анализ.

2.

Основы дизайна

10

2

8

Беседа. Рассказ. Практикум.

Презентация.

Опрос.

Выставка.

Презентация.

3.

Основы композиции

10

4

6

Беседа. Рассказ. Практикум.

Презентация.

Опрос.

Выставка.

Презентация.

  1.  

Основы рисунка

18

4

14

Беседа. Рассказ. Практикум.

Опрос.

Выставка.

5.

Цветоведение

10

2

8

Беседа. Рассказ. Практикум.

Опрос.

Выставка.

6.

Основы живописи

10

2

8

Беседа. Рассказ. Практикум.

Опрос.

Выставка.

7.

Виды техник, используемых при создании объектов дизайна 

1

1

Беседа. Рассказ. Презентация

Опрос.

Выставка.

7.1.

аппликация

10

2

8

Беседа. Рассказ. Практикум.

Опрос.

Выставка.

7.2.

войлок

12

1

11

Беседа. Рассказ. Практикум.

Презентация

Опрос.

Выставка.

7.3.

лепка

10

2

8

Беседа. Рассказ. Практикум.

Опрос.

Выставка.

8.

Декорирование

20

2

18

Беседа. Рассказ. Практикум.

Опрос.

Выставка.

9.

Основы макетирования

20

2

18

Беседа. Рассказ. Практикум.

Опрос.

Выставка.

11.

Знакомство с русской народной культурой

6

4

2

Беседа. Рассказ. Практикум.

Дискуссия.

Презентация

Опрос.

Выставка.

12.

Основы организации выставок

5

2

3

Беседа. Рассказ. Практикум.

Опрос.

Выставка.

Итого:

144

31

113

Содержание 1-го года обучения

  1. Вводное занятие (2 ч.)

Теория: понятие «дизайн». Планы на год.

Практика: игра «Дизайн вокруг нас».

  1. Основы дизайна (10 ч.)

Теория: понятие «дизайн». Виды дизайна. Основные этапы истории дизайна.

Практика: игра «в роли дизайнера». Эскиз наряда. Эскиз украшений. Интерьер комнаты. Эскиз бытового предмета  

  1. Основы композиции (10 ч.)

Теория: понятие «композиция». Принципы композиции. Понятия «ритм», «метрический повтор», «симметрия», «асимметрия», «динамика», «статика», «композиционный центр», «золотое сечение», «равновесие».  Стилизация.

Практика: разработка композиционного центра; создание композиций; упражнения с применением понятия «ритм», «метрический повтор», «симметрия», «асимметрия», «динамика», «статика», «композиционный центр», «золотое сечение», «равновесие».  Стилизация рисунков.

  1. Основы рисунка (18 ч.)

Теория: ТБ при работе с инструментами. Понятие «рисунок». Основные компоненты рисунка. Основные геометрические фигуры: шар, куб, конус, пирамида. Компоновка. Пропорции. Передача глубины пространства. Натюрморт. Пейзаж. Объёмные формы на основе геометрических фигур.

Практика: Компоновка на листе, при создании натюрморта. Пропорции в натюрморте. Передача глубины пространства в пейзаже. Создание композиции из объёмных форм на основе геометрических фигур.

  1. Цветоведение (10 ч.)

Теория: понятие «цветоведение». Цветовой круг. Дополнительные цвета.

Практика: создание цветового круга, растяжка. Натюрморт с применением дополнительных цветов. Пейзаж из трех цветов.

  1. Основы живописи (10 ч.)

Теория: ТБ при работе с инструментами. Понятие «живопись».

Практика:  Натюрморт в красных тонах. Натюрморт в синих тонах. Натюрморт в желтых тонах. Черно белый натюрморт. Пейзаж.

  1. Виды техник, используемых при создании объектов дизайна (1ч.)

Теория: виды техник используемых для создания объектов дизайна.

7.1.Аппликация(10 ч.)

Теория: ТБ при работе с инструментами .Понятие «аппликация».

Практика: Пейзаж. Натюрморт. Создание абстрактных композиций. Стилизация. Стенгазета «Новый год». Фотоколлаж «Виды дизайна».

7.2.Войлок (12 ч.)

Теория: ТБ при работе с инструментами. Понятие «валяние». Знакомство с техникой валяния.

Практика: композиция «Цветы», «Бабочка», «Новый год».

7.3.Лепка (10 ч.)

Теория: ТБ при работе с инструментами.  Понятие «лепка».

Практика: лепка на плоскости. Лепка объемных форм. Геометрические формы: конус, пирамида, куб, шар. Объёмные композиции.

  1. Декорирование (20 ч.)

Теория: ТБ при работе с инструментами. Понятие «декорирование».

Практика: Освоение техник декорирование. Сувениры. Украшения. Подарки. Оформление предметов. Скрапбукинг. «Открытка».

  1. Основы макетирования (20 ч.)

Теория: ТБ при работе с инструментами. Понятие «макетирование» Изучение свойств бумаги, картона. Трансформация бумаги.

Практика: объёмное моделирование. Квиллинг. «Цветы». «Природа». «Животные».

  1. Знакомство с русской народной культурой (6 ч.)

Теория: история русского народного творчества. Символика. Обряды. Традиции. Коляда.

Практика: Узоры как отдельные элементы. Роспись (гжель, хохлома) на бумаге.  Процесс колядования.

  1. Основы организации выставок (5 ч.)

Теория: оформление выставляемого объекта.

Практика: моделирование ситуации проведения собственной выставки. Организация выставки в классе.


Учебно - тематический план 2 год

№ п/п

Тема

Всего часов

Теория

Практика

Форма проведения занятия

Формы подведен. итогов по теме

1.

Вводное занятие

2

1

1

Беседа, анкетирование. игра

Анализ.

2.

Основы дизайна

10

2

8

Беседа. Рассказ. Практикум.

Презентация.

Опрос.

Выставка.

Презентация.

3.

Основы композиции

10

4

6

Беседа. Рассказ. Практикум.

Презентация.

Опрос.

Выставка.

Презентация.

  1.  

Основы рисунка

10

4

6

Беседа. Рассказ. Практикум.

Опрос.

Выставка.

5.

Цветоведение

10

4

6

Беседа. Рассказ. Практикум.

Опрос.

Выставка.

6.

Основы живописи

10

5

5

Беседа. Рассказ. Практикум.

Опрос.

Выставка.

7.

Виды техник, используемых при создании объектов дизайна 

1

1

Беседа. Рассказ.

Презентация

Опрос.

Выставка.

7.1.

аппликация

10

2

8

Беседа. Рассказ. Практикум.

Опрос.

Выставка.

7.2.

войлок

14

2

12

Беседа. Рассказ. Практикум.

Презентация

Опрос.

Выставка.

7.3.

лепка

5

1

4

Беседа. Рассказ. Практикум.

Опрос.

Выставка.

7.4.

макраме

10

2

8

Беседа. Рассказ. Практикум.

Опрос.

Выставка.

8.

Декорирование

24

2

22

Беседа. Рассказ. Практикум.

Опрос.

Выставка.

9.

Основы макетирования

16

2

14

Беседа. Рассказ. Практикум.

Опрос.

Выставка.

11.

Знакомство с русской народной культурой

6

4

2

Беседа. Рассказ. Практикум.

Дискуссия.

Презентация

Опрос.

Выставка.

12.

Основы организации выставок

6

2

4

Беседа. Рассказ. Практикум.

Опрос.

Выставка.

Итого:

144

38

106

Содержание 2-го года обучения

  1. Вводное занятие (2 ч.)

Теория: понятие «дизайн». Планы на год.

Практика: игра «Дизайн вокруг нас».

  1. Основы дизайна (10 ч.)

Теория: понятие «дизайн». Виды дизайна. Основные этапы истории дизайна.

Практика: игра «в роли дизайнера». Эскиз наряда. Эскиз украшений. Интерьер комнаты. Эскиз бытового предмета  

  1. Основы композиции (10 ч.)

Теория: понятие «композиция». Принципы композиции. Понятия «ритм», «метрический повтор», «симметрия», «асимметрия», «динамика», «статика», «композиционный центр», «золотое сечение», «равновесие».  Стилизация.

Практика: разработка композиционного центра; создание композиций; упражнения с применением понятия «ритм», «метрический повтор», «симметрия», «асимметрия», «динамика», «статика», «композиционный центр», «золотое сечение», «равновесие».  Стилизация рисунков.

  1. Основы рисунка (10 ч.)

Теория: ТБ при работе с инструментами. Понятие «рисунок». Основные компоненты рисунка. Основные геометрические фигуры: шар, куб, конус, пирамида. Компоновка. Пропорции. Передача глубины пространства. Натюрморт. Пейзаж. Объёмные формы на основе геометрических фигур.

Практика: Компоновка на листе, при создании натюрморта. Пропорции в натюрморте. Передача глубины пространства в пейзаже. Создание композиции из объёмных форм на основе геометрических фигур.

  1. Цветоведение (10 ч.)

Теория: понятие «цветоведение». Цветовой круг. Дополнительные цвета.

Практика: создание цветового круга, растяжка. Натюрморт с применением дополнительных цветов. Пейзаж из трех цветов.

  1. Основы живописи (10 ч.)

Теория: ТБ при работе с инструментами. Понятие «живопись».

Практика:  Натюрморт в красных тонах. Натюрморт в синих тонах. Натюрморт в желтых тонах. Черно белый натюрморт. Пейзаж.

  1. Виды техник, используемых при создании объектов дизайна (1 ч.)

7.1.Аппликация(10 ч.)

Теория: ТБ при работе с инструментами .Понятие «аппликация».

Практика: Пейзаж. Натюрморт. Создание абстрактных композиций. Стилизация. Стенгазета «Новый год». Фотоколлаж «Виды дизайна».

7.2.Войлок (14 ч.)

Теория: ТБ при работе с инструментами. Понятие «валяние». Знакомство с техникой валяния. Мокрое валяние. Приемы мокрого валяния.

Практика: композиция создания украшения. Панно. «Цветы». «Бабочка». «Новый год», «Божья коровка», «Снегирь». «Кошка». «Свободная композиция».

7.3.Лепка (5 ч.)

Теория: ТБ при работе с инструментами.  Понятие «лепка».

Практика: лепка на плоскости. Лепка объемных форм. Геометрические формы: конус, пирамида, куб, шар. Объёмные композиции.

7.4. Макраме (10ч.)

Теория:  История плетения.

Практика: узлы «квадратный узел», «бриды». Фенечки. Закладки.

  1. Декорирование (24ч.)

Теория: ТБ при работе с инструментами. Понятие «декорирование».

Практика: Освоение техник декорирование. Сувениры. Украшения. Подарки. Оформление предметов. Скрапбукинг. «Открытка».

  1. Основы макетирования (16 ч.)

Теория: ТБ при работе с инструментами. Понятие «макетирование» Изучение свойств бумаги, картона. Трансформация бумаги.

Практика: объёмное моделирование. Квиллинг. «Цветы». «Природа». «Животные».

  1. Знакомство с русской народной культурой (6 ч.)

Теория: история русского народного творчества. Символика. Обряды. Традиции. Коляда.

Практика: Узоры в картине. Роспись (гжель, хохлома) на предметах.  Процесс колядования.

  1. Основы организации выставок (6 ч.)

Теория: оформление выставляемого объекта.

Практика: моделирование ситуации проведения собственной выставки. Организация выставки в классе.


Учебно - тематический план 3 год

№ п/п

Тема

Всего часов

Теория

Практика

Форма проведения занятия

Формы подведен. итогов по теме

1.

Вводное занятие

2

1

1

Беседа, анкетирование. игра

Анализ.

2.

Основы дизайна

8

4

4

Беседа. Рассказ. Практикум.

Презентация.

Опрос.

Выставка.

Презентация.

3.

Основы композиции

10

4

6

Беседа. Рассказ. Практикум.

Презентация.

Опрос.

Выставка.

Презентация.

4.

Перспектива и тени

8

2

6

Беседа. Рассказ.

Опрос.

Выставка.

5.

Основы дизайн - рисунка

10

4

6

Беседа. Рассказ. Практикум.

Опрос.

Выставка.

6.

Цветоведение

4

1

3

Беседа. Рассказ. Практикум.

Опрос.

Выставка.

7.

Основы дизайн - живописи

10

2

8

Беседа. Рассказ. Практикум.

Опрос.

Выставка.

8.

Знакомство с историей искусств.

12

12

Беседа. Рассказ.

Опрос.

Выставка.

9

Знакомство с русской народной культурой

4

2

2

Беседа. Рассказ. Практикум.

Дискуссия.

Опрос.

Выставка.

10

Виды техник, используемых при создании объектов дизайна 

1

1

Беседа. Рассказ.

Презентация.

Опрос.

Выставка.

10.1

лепка

5

1

4

Беседа. Рассказ. Практикум.

Опрос.

Выставка.

10.2

войлок

12

1

11

Беседа. Рассказ. Практикум.

Презентация.

Опрос.

Выставка.

10.3

макраме

10

1

9

Беседа. Рассказ. Практикум.

Опрос.

Выставка.

11.

Виды техник, используемых при декорировании объектов дизайна:

1

1

Беседа. Рассказ.

Презентация.

Опрос.

Выставка.

11.1

Декупаж

6

1

5

Беседа. Рассказ. Практикум.

Опрос.

Выставка.

11.2

Роспись

4

1

3

Беседа. Рассказ. Практикум.

Опрос.

Выставка.

12..

Основы макетирования

8

1

7

Беседа. Рассказ. Практикум.

Опрос.

Выставка.

13.

Знакомство с компьютерными программами

12

6

6

Беседа. Рассказ. Практикум.

Презентация.

Опрос.

Выставка.

14.

Дизайн – проектирование

12

2

10

Беседа. Рассказ. Практикум.

Опрос.

Выставка.

12.

Основы организации выставок

5

2

3

Беседа. Рассказ. Практикум.

Опрос.

Выставка.

Итого:

144

50

94

Содержание 3-го года обучения

  1. Вводное занятие(2 ч.)

Игра «В роли дизайнера». Планы на год.

  1. Основы дизайна (8 ч.)

Теория:  Виды дизайна. История дизайна в стилях: ар деко, поп-арт, постмодерн и хай-тек.

Практика: создание объектов характерных определенному стилю дизайна. Создание открыток.

  1. Основы композиции (10 ч.)

Теория: Повторение: Принципы композиции. Понятия «ритм», «метрический повтор», «симметрия», «асимметрия», «динамика», «статика», «композиционный центр», «золотое сечение», «равновесие».  

Практика: Стилизация известных картин с применением понятия «ритм», «метрический повтор», «симметрия», «асимметрия», «динамика», «статика», «композиционный центр», «золотое сечение», «равновесие». Создание абстрактных композиций.

  1. Перспектива и тени (8 ч.)

Изучение основ перспективы. Передача глубины пространства. Тени.

Практика: рисунок «Интерьер», «сад», «фасад»

  1. Основы дизайн – рисунка (10 ч.)

Теория: ТБ при работе с инструментами и материалами. Компоновка. Пропорции. Натюрморт. Фигура. Объёмные формы: фигура человека.

Практика: Рисунок «стаффажная фигура». Рисунок «антураж».

  1. Цветоведение (4 ч.)

Тория: повторение понятие «цветоведение». Цветовой круг. Дополнительные цвета. Растяжки.

Практика : Открытка.

  1. Основы дизайн – живописи (10 ч.)

Теория: ТБ при работе с инструментами и материалами Стилизация. Фактура предметов. Локальные пятна.

Практика: намеренное утрирование объектов. Работа в различных стилях (пуантилизм, импрессионизм, кубизм)

  1. Знакомство с историей искусств (12 ч.)

Теория: древняя культура. Культура западных стран. История дизайна 20 в. Стили архитектуры: барокко, модерн, готика, классицизм. Направления живописи: классицизм, реализм, романтизм, импрессионизм.

  1. Знакомство с русской народной культурой (4 ч.)

Теория: История русской народной культуры. Народные промыслы. Знакомство. Валяние, бисероплетение, макраме, вязание.

Практика: Колядование. Сценарий, костюмы, аквагримм.

  1. Виды техник, используемых при создании объектов дизайна (1ч.):

7.1 Лепка (5 ч.)

Теория: ТБ при работе с инструментами и материалами. Лепка объемных форм. Геометрические формы.

Практика: лепка объёмных композиций. Пересечение объемных форм.

7.2. Войлок (12 ч.) 

Теория: ТБ при работе с инструментами и материалами. Сухое валяние. Мокрое валяние

Практика: игрушка в технике сухого валяния. Брошь в технике мокрого валяния.

7.3. Макраме (10 ч.)

Теория: ТБ при работе с инструментами и материалами. Освоение узлов.

Практика: создание сувениров, украшений. Брелок «Черепашка». Фенечка.

  1. Виды техник, используемых при декорировании объектов дизайна: (1ч.)

Теория: освоение техник декорирование. Сувениры. Украшения. Подарки. Декорирование предметов интерьера. Оформление предметов.

11.1.Декупаж (6 ч.)

Теория: ТБ. Основные приемы. Инструменты.

Практика: освоение техники. «Елочный шар», «Открытка».

13.2.Роспись (4 ч.)

Теория: ТБ при работе с инструментами и материалами.  Основные приемы. Инструменты.

Практика: освоение техники. Роспись елочного шара. Роспись по стеклу.

  1. Основы макетирования (8 ч.)

Теория: объёмно – пространственное воспроизведение предметов.

Практика: объемный шар из бумаги, куб, животное.

  1. Знакомство с компьютерными программами (12 ч.)

Теория: знакомство с программами «3ds Max». «Adobe Photoshop». «CorelDraw». Рисунок. Обработка фотографий. Создание 3D объекта.

Практика: Рисунок в «Adobe Photoshop» и «CorelDraw»

  1. Дизайн – проектирование (12 ч.)

Теория Изучение стадий и разделов проектной работы. Предпроектный анализ. Составление технического задания.

Практика: разработка концепции выбранной работы. Разработка деталей стилистического решения. Выбор стиля. Композиционное и стилевое решение элементов. Цветовое решение, выбор материалов (в том числе с учетом санитарных, пожарных и других норм), подбор мебели, оборудования и декора и т. д.

  1. Основы организации выставок (5 ч.)

Теория: мобильные стенды.

Практика: моделирование организации и проведения собственной выставки.


МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Программа экспериментальная, общеразвивающая, однонаправленная, адаптированная к условиям объединения.

Программа делится на два модуля:

1 МОДУЛЬ «Волшебники» 5-7 лет

Уровень освоения – общекультурный

2. МОДУЛЬ «Мастер» 7-14 лет

1-ый и 2-ой гг. обучения уровень освоения - общекультурный. На 3-ьем году обучения программа приобретает профессионально направленную ориентацию. В своей теоретической основе программа опирается на пособия Г. Пантелеева «Детский дизайн» и И. Розенсона «Основы теории дизайна», адаптированные к условиям объединения. В программе используются авторские наработки в области декорирования окружающей среды, в том числе одежды и украшений.

В процессе обучения используются следующие методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, эвристический, исследовательский, метод творческого проетирования.

В процессе обучения предусматриваются следующие формы учебных занятий: групповые занятия - типовое занятие (сочетающее в себе объяснение и практическое упражнение), творческое проектирование, мастер класс, мастерская, практикум (упражнения под руководством педагога по закреплению определенных навыков), презентация (выполненных проектов), выставка, конкурс.

В процессе обсуждение коллективной работы на занятиях используется метод, дискуссии, мозговой штурм. В процессе подготовки к занятиям рекомендуется давать детям задания по самостоятельному поиску информации по теме.

консультация,

В процессе изучения темы «Основы рисунка» следует обратить внимание на формирование качественной оценки того, что они делают, начиная с 1-го года обучения.

1. «Рисунок» - это основной предмет формирующих базовый уровень изобразительных навыков и в целом эстетических мировоззрений обучающихся.

С помощью рисунка дети изучают закономерности строения, форму предмета, методическую последовательность изображения, а также художественно – выразительные возможности рисовальных материалов – карандаша, угля, сангины и др. И очень важно, чтобы эти умения и навыки закреплялись в процессе формирования качественной оценки.

Рисунок рассматривается не только как самостоятельный жанр изобразительного творчества, но и как необходимая основа формирования художественной культуры в различных видах изобразительной деятельности.

Целью преподавания предмета «Рисунок» является развитие самостоятельной творческой личности, формирования эстетических мировоззрений и художественного вкуса в области дизайна.

2. Основы композиции.

«Основы композиции» - фундаментальный предмет для проектирования дизайна среды. Решение композиционных и концептуальных задач определяет художественные и эмоциональные особенности в дизайне.

Цель дисциплины - привить обучающимся понимание закономерностей объемно-пространственной композиции и их применения в проектной практике, а так же раскрыть основные понятия, специфику и сущность композиции в дизайне.

Ознакомить с методикой и этапами формирования композиции, сформировать понятие стиля в объемно-пространственном решении и привить навыки работы в русле различных стилистических тенденций, проектных решений в макете, выполненном в различных материалах.

3. Макетирование.

Тема «Макетирование».

В профессиональной подготовке дизайнера макетирование имеет большое значение. Объясняется это тем, что в дизайнерской практике и проектном творчестве изменилось отношение к макету: он стал таким же рабочим методом и средством выражения дизайнерской мысли, профессиональным языком, как и графика.

Тема способствует формированию особого восприятия и понимания пространства: дизайнер в процессе творчества все время отбирает, анализирует в воображении образы будущего объекта, комбинирует формы и их элементы.

Дать толчок в развитии пространственных представлений и пространственного мышления, заложить основы понимания средового пространства необходимо уже на первой стадии обучения.

Восприятие макета как объемной формы естественно для обучающихся. Макет ближе к реальным аналогам, т.к. обладает большей наглядностью, чем плоскостное изображение, и поэтому в начальном обучении может быть более доходчив.

Логика развития процесса восприятия такова, что все последующие элементы предмета (поверхность, линия, контур, соотношение и т.д.) возникают в процессе обучения, с возникновением аналитического мышления.

Развитие объемно-пространственного мышления начинается с развития пространственных представлений, формирующихся чувственным познанием окружающего.

Поэтому наглядность макета проявляется не только в доступности органа чувств, но и в том, что чувственное восприятие связано с определенными теоретическими знаниями по объемно-пространственной композиции, т.к. макет отражает определенные композиционные закономерности.

5. Цветоведение.

При обучении, неотъемлемой частью является изучение цветовых закономерностей и процессов цвето-формообразования. Использование цвета требует строгих научных представлений о цвете и его философских и эстетических основах.

Одной из основных тем является цветоведение. Учающиеся знакомятся с теоретическим курсом, состоящим из физики цвета, физиологических основ восприятия, психологии цвета и теории цветовой гармонии, после чего приступают к практическим занятиям. Главное внимание уделяется композиционным структурным свойствам цвета и их взаимодействию с плоскостью, объемом и пространством

Цель - развить у обучающихся чувство и культуру цвета, цветовое зрение, вкус и дать возможность теоретически обосновать свою практическую работу с цветом, ознакомить с методами и принципами практической работы с цветом, характеристику цвета, воздействия веществ на цвет, физиологию восприятия цвета.

6. Компьютерная графика «Adobe Photoshop», «CorelDraw», «3ds Max».

Изучаются приёмы работы с растровой графикой. Параллельно осваивается навык совместного использования векторного и растрового редактора для выполнения комплексных заданий.

Целью является научить обучающихся комплексно применять богатые возможности компьютерных программ векторной, растровой и 3D графики для разработки и выполнения проектов в области графического дизайна.

7. Живопись.

Живопись в плане познания художником материальной формы имеет для искусства не меньшее значение, чем рисунок, так как каждый предмет мы видим не только как предмет определенной формы, но и как предмет определенного цвета.

Живопись способна отразить на плоскости все богатство цветовых и световых отношений в их многообразных по характеру переходах и контрастах.

Целью является не изучение средств изображения, а овладение системой построения художественной формы.

Задача живописи  не слепое копирование. Детали – далеко не главное в живописи, и, прежде всего, должны интересовать цветовая масса и форма. Необходимо за огромным количеством отвлекающих мелочей не утратить понимания слияния цвета с формой, чтобы в конечном итоге не разрушить цветовую композицию этюда.

Основной задачей является обучение работе с натурой и активная наработка навыков живописного освоения натуры; накопление зрительной информации; освоение принципов декоративной стилизации; изучение основных этапов выполнения живописной работы.

8. Проектирование.

Основными задачами курса является изучение обучающихся всех стадий и разделов проектной работы, с учетом их взаимосвязи и взаимозависимости. Во время занятий дети выполняют:

  • Предпроектный анализ;
  • Разработку концепции, объединяющей его функциональное, конструктивное и стилистическое решение;
  • Разработку деталей стилистического решения, включающего выбор исторического или современного стиля, композиционное и стилевое решение выбранного элемента, цветовое решение, выбор материалов, оборудования и декора и т. д.

Знание основ проектирования в дизайне среды позволяет систематизировать и выстроить в логическую цепочку весь сложный процесс проектирования, подготовить обучающегося к основам практической деятельности.

Материально-техническое обеспечение

  • учебная комната, оснащенная столами, доской;
  • выставочные стеллажи;
  • набор кистей № 3,7,10;
  • акварель;
  • карандаши простые HB, В, 2B;
  • ластик;
  • бумага простая формата А4, А3, А2, А1;
  • цветная бумага;
  •  цветная бумага для принтера;
  • картон;
  • клей;
  • ножницы;
  • войлок для валяния;
  • иглы для валяния;
  • губка для валяния;
  • нити для плетения;
  • подушки для плетения;
  • булавки;
  • салфетки для декупажа;
  • пластилин;
  • доска для пластилина.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Дональд А. Норман. Дизайн привычных вещей / The Design of Everyday Things. — М.: Вильямс, 2006. — С. 384. — ISBN 0-465-06710-7
  2. И. Розенсон. Основы теории дизайна. — СПб.: Питер, 2006. — 224 с. — ISBN 5-469-01143-7
  3. Лакшми Бхаскаран. Дизайн и время. — СПб.: Арт-родник, 2009.
  4. Лыкова И. Чудо-писанки – шедевры миниатюрной живописи// Дошкольное воспитание. – 2007. - № 3. – С. 46-52.
  5. Пантелеев Г. Детский дизайн. – М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2006. – 192 с., ил.
  6. Парамонова Т. Лоскутный стиль// Обруч: образование, ребенок, ученик. – 2006. - № 3. – С. 34-36.
  7. Ярыгина А. Графический дизайн// Дошкольное воспитание. – 2005. - № 2. – С. 35-41.
  8. Ярыгина А. Дети и дизайн: фитодизайн, флористика, аранжировки из природных материалов// Дошкольное воспитание. – 2006. - № 2. – С. 65-71.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ

  1. Русское прикладное искусство в Эрмитаже. Календарь на 1988; - , 2012. - 112 c.
  2. Апраушев, А.В. Рукотворение "души"; - , 2007. - 608c.
  3. Бадаев В. С. Русская кистевая роспись; - , 2007. – 597 c.
  4. Гизе, М.Э. Очерки истории художественного конструирования в России XVIII-начала XX века; - , 2012. - 280 c.
  5. Гиппенрейтер, Ю.Б. Общаться с ребенком. Как?; - , 2007. - 240 c.
  6. Ефремова, Л. О культуре одежды; - , 2011. - 408c.
  7. Красаускас, С. Иллюстрации к "Сонетам" Шекспира; - , 2010. – 534 c.
  8. Левитес, Д.Г. Автодидактика. Теория и практика конструирования собственных технологий обучения; - , 2003. - 320 c.
  9. Логвиненко Г. М. Декоративная композиция; - , 2008. - 160 c.
  10. Овсянников, Ю.М. Русские изразцы; - , 2003. - 136 c.
  11. Осетров, Евгений Живая древняя Русь; - , 2012. - 303 c.
  12. Осмоловская О. В., Мусатов А. А. Рисунок по представлению; - , 2012. - 412 c.
  13. Розов, Н.Х. Узлы в школе. Уроки развития пространственного мышления; - , 2007. - 112 c.
  14. Сокольникова, Н.М. Изобразительное искусство: 5-8 классы; - , 2012. - 336 c.
  15. Фокина Л. В. Орнамент; - , 2007. - 208 c.

Приложение 1

ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА

Дизайн (англ. Design определение функции предмета, от лат. Designature - определять назначение, обозначать) - творческий метод и процесс функционального формообразования, а также область профессиональной деятельности по проектированию промышленных изделий, мебели, инструментов, машин, организации предметной среды и трудовых процессов.

Дизайн возник в результате вытеснения традиционного ремесла машинным производством, в котором человек переставал быть автором своего изделия, отчуждался от тиражируемого механическим способом продукта. Результат производственного процесса уже не был авторским произведением искусства, а становился продуктом и товаром. Появилась новая разновидность профессиональной деятельности, сводящаяся к проектированию на бумаге или созданию модели будущего изделия без участия человека в обработке материала. Этот процесс начал отчетливо проявляться с середины XIX века в Англии. Однако термин "дизайн" возник еще ранее: в 1826 г. Американская академия изящных искусств была реорганизована и переименована в Национальную академию дизайна. В 1849 г. в Лондоне начал выходить журнал "Journal of Desing". Проблемы отношений традиционного художественного творчества, эстетики, техники и науки стали особенно интенсивно обсуждаться после проведения первой Всемирной выставки в Лондоне (1851) и организации Южно-Кесингтонского музея.

Предметом профессиональной деятельности дизайнера, в отличии от художественного творчества, стала техническая эстетика. Суть творческого метода заключалась в поиске путей создания наиболее рациональной, удобной, экономичной, отвечающей данной функции формы. Польза и красота, согласно дизайнерской концепции, неразрывны и обусловливают друг друга.

Дизайн имеет дело с формальными качествами предмета, под которыми понимают не только особенности его внешнего вида, но и его структурные связи, придающие ему необходимое функциональное и композиционное единство. В дизайне слиты воедино два направления творческих поисков - от функции к форме и от формы к функции. С дизайном связывают идею разработки символического языка форм, максимально информативного по отношению к функциям изделий и облегчающего ориентацию человека в предметном мире.

Дизайн определяет не только форму вещи, но во многом и само отношение к ней. Основными формообразующими факторами в дизайне выступают соразмерность предмета человеку, комфорт при его использовании, простота обслуживания и другие эргономические (т. е. облегчающие использование предмета и создающие удобства для человека) характеристики. Проектируемый предмет дизайн рассматривает как часть целого, предметного комплекса даже в том случае, если последний не проектируется одновременно с этим предметом. Согласовывая проектируемые предметы между собой по функциональному назначению, форме, цвету, размеру и другим характеристикам, дизайнеры формируют целостные и эстетически совершенные комплексы предметного окружения, позволяющие достигнуть необходимого комфорта для потребителей.

Иногда под дизайном понимают лишь одну из его областей - проектирование эстетических свойств промышленных изделий. Однако, дизайн решает более широкие социально-технические проблемы - функционирования производства, потребления, существования людей в предметной среде. Дизайн находится в особом отношении ко всем традиционным видам проектирования, разрешая затруднения, которые связаны с внедрением в жизнь конкретных людей и общества в целом новых предметных организаций, создающих неравновесную ситуацию в предметном мире.

Сегодня дизайн это образ мысли человека, живущего в современном мире, вынужденного непрерывно видеть, чувствовать, соображать, реагировать, прогнозировать, проектировать свои действия, оставаясь открытым живой, непредсказуемой, требующей каждый раз нового понимания реальности.