ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ Программа Дизайн в моей жизни Васильева Е.В.
Цель программы: Способствовать формированию развитой личности, с творческим воображением, художественным вкусом, способной применить свои знания в различных сферах жизни, посредством обучения основам дизайна.
У учащихся расширяется кругозор, формируются представления о различных видах творчества, развиваются творческие способности, фантазия, воображение, формируются умения и навыки в различных техниках: декорирования, валяния, плетения, квилинг.
Учащиеся овладевают навыками самоконтроля, учатся оценивать и презентовать свои работы и работы одноклассников. У них формируются эстетические потребности и ценности, универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные, личностные).
Работая в парах, малых группах, учатся взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, сотрудничать в процессе выполнения учебной задачи;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vasileva_e.v._obrazovatelnaya_programma_03_2.doc | 312.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ Г. КАЛУГИ
МБОУ ДО «ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «РАДУГА»
Г. КАЛУГИ
Рассмотрено на методсовете Принято на педсовете
Протокол № 1 от 03.09.2014 г. Протокол № 1 от «05»09.2014 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ ДО «ЦДОД «Радуга» г. Калуги
_____________ И.А. Петракова
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
Программа
Дизайн в моей жизни
для детей 5-14 лет
4 года обучения
Экспериментальная, модульная
педагог дополнительного образования
МБОУ ДО «ЦДОД «Радуга» г. Калуги
Васильева Екатерина Валерьевна
Калуга
2015
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ1. | ФИО автора программы, должность, квалификационная категория | Васильева Екатерина Валерьевна, педагог дополнительного образования; |
2. | Название программы | «Дизайн в моей жизни»; |
3. | Тип программы | Экспериментальная |
4. | Направленность программы | Художественная |
5. | Где утверждена | На педсовете 31.08.2015 г. МБОУ ДО «ЦДОД «Радуга» г. Калуги; |
6. | Срок реализации | 3 г.; |
7. | Среднее количество часов реализации в год | 180 часов; |
8. | Уровень реализации | Начальное общее образование; |
9. | Ориентация на категорию учащихся | Выявление и развитие одаренных детей; |
10. | Направление деятельности в рамках реализации программы: | Декоративно-прикладное искусство; |
11. | Уровень усвоения | 1-2 г. обучения - общекультурный. 3-ий год обучения профессионально-ориентированный. |
12. | Цель программы и основное содержание | Способствовать формированию развитой личности, с творческим воображением, художественным вкусом, способной применить свои знания в различных сферах жизни, посредством обучения основам дизайна. У учащихся расширяется кругозор, формируются представления о различных видах творчества, развиваются творческие способности, фантазия, воображение, формируются умения и навыки в различных техниках: декорирования, валяния, плетения, квилинг. Учащиеся овладевают навыками самоконтроля, учатся оценивать и презентовать свои работы и работы одноклассников. У них формируются эстетические потребности и ценности, универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные, личностные). Работая в парах, малых группах, учатся взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, сотрудничать в процессе выполнения учебной задачи; |
13. | Основные компетенции, формируемые у детей | Контрольно-оценочные: Коммуникативные: Регулятивные: Предметные: |
14. | Характеристика детей возраст, социальный статус | 5-14 лет, 20% детей из неполных семей; |
15. | Способ освоения содержания образования | Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, эвристический, исследовательский; |
16. | Место реализации | МБОУ ДО «ЦДОД «Радуга» г. Калуги |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
По “толковому словарю русского языка” С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой: “Дизайн – конструирование вещей, машин, интерьеров, основанное на принципах сочетания удобства, экономичности и красоты”. Другими словами, дизайн – это образное проектирование того, чего еще нет и не было ни в природе, ни в культуре, но что могло бы возникнуть, произойти, быть построенным, изготовленным в ходе целенаправленной человеческой деятельности.
Дизайна среды – довольно востребованное сегодня направление. Важнейшим аспектом обучения является развитие нестандартного творческого подхода, позволяющего в процессе обучения и в дальнейшей практической деятельности воплощать свои замыслы.
Слово “дизайн” встречается повсеместно, можно говорить о дизайне стула, компьютера, школы, узора на ткани, коллекции одежды, ресторана, бутерброда, космической станции. Все изделия имеют свой дизайн. Таким образом, дизайн многолик. В разных сферах деятельности человека этот термин понимается по-разному. Он включает в себя и то, как выглядит изделие, и сам процесс проектирования – изготовления, который приводит к конечному результату.
Дизайн – это, прежде всего, творческий процесс, подкрепленный знаниями определенного уровня. Дизайн в наше время стал средством создания и развития эстетической среды существования человека в современном мире. Эти занятия стимулируют творчество ребенка. Дизайн одежды для детей, к примеру, эстетизирует внешний вид ребенка, вырабатывает культуру гардероба, прически и др., готовит к жизни в социуме. В этом актуальность программы.
Новизна данной образовательной программы заключается в том, что программа дает возможность не только изучить различные техники декоративно-прикладного искусства, но и применить их в повседневной жизни, используя в украшении окружающих предметов интерьера, своей одежды, подарков для близких людей.
Цель программы – способствовать формированию активной личности с эстетическими потребностями, стремящейся к творческой самореализации и сотрудничеству в процессе совместной деятельности, посредством обучения основам дизайна.
Задачи программы:
- Обучающие
- познакомить с понятием «дизайн», средовое пространство, принципами декоративной стилизации;
- сформировать базовые умения и навыки в области декорирования одежды, подарков и сувениров, предметов интерьера.
- Воспитательные
– воспитать активную гражданскую позицию, самостоятельность и личную ответственность за свои поступки,
-сформировать эстетические потребности, ценности и чувства, художественный вкус на основе культуры многонационального российского общества,
-воспитать уважительное отношение к чужому мнению, истории и культуре других народов;
- сформировать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;
- сформировать навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных и учебных ситуациях
- сформировать установки на безопасный, здоровый образ жизни, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
- Развивающие
- развить мотивацию к творческому труду, работе на результат,
- развить творческие способности, чувства и культуру цвета, цветового зрения, вкуса, объемно-пространственного и творческого мышления, память, внимание, воображение, мелкую моторику руки;
- развить речь, способность выражать свои мысли, потребности.
ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ
Программа предназначена для детей 5-14 лет, проявляющих интерес к декоративно-прикладному творчеству, украшению своей одежды и интерьера. Направленность программы художественная.
Программа состоит из двух модулей по возрастному признаку.
1-ый блок модуль «Волшебники» для детей 5-7 лет, 1 г. обучения, представляет собой нулевую ступень к основной программе. Программа реализуется в игровой форме и имеет общеразвивающую направленность. Дети, освоившие программу этого модуля могут продолжить обучение по основной программе или перейти в другие объединения Центра.
2-ой (основной) модуль для детей 7-14 лет, на 3 г. обучения. К реализации программы этого модуля допускаются дети, освоившие программу 1-го модуля или другие дети 7-8 лет, проявляющие интерес к декоративно-прикладному творчеству.
Овладеть основами знаний о дизайне как специфической художественно-творческой, конструкторской деятельности человека помогут разделы предлагаемой программы. На занятиях учащиеся узнают, что художественное проектирование многих вещей требует умения рисовать, чертить, моделировать и макетировать. Так же необходимо знание теоретических основ рисунка, цветоведения, композиции, основ декоративно-прикладного искусства, моделирования. Программа курса и индивидуальный подход позволяют с самого начала выявить слабые и сильные стороны каждого ребенка, оценить перспективы его развития и выстроить на основе точек роста адаптированную учебную стратегию.
Очень много молодёжи на сегодняшний день хотят найти свой индивидуальный стиль, выделиться стать неповторимыми. Без определённых знаний и навыков добиться этого сложно. Необходимо воспитывать в себе эстетический вкус и учиться правильно воплощать свои идеи на практике. Занятия помогут раскрыть талант и проявить способности в этой области.
Отличительные особенности данной программы от других программ по дизайну заключаются в том, что “Дизайн в моей жизни” предполагает обязательное декорирование, изготовление и дизайн аксессуаров, поделок, сувениров. Особенно ценно при реализации данной программы использование самостоятельно разработанных и воплощенных творческих проектов дизайна объектов окружающей среды с использованием изученных техник декоративно-прикладного искусства.
Особенностью программы “Дизайн в моей жизни” является также интеграция с рядом учебных предметов: изобразительное искусство, история, технология, что является средством разностороннего развития способностей детей. Интеграция в этой программе является не простым сложением знаний по нескольким дисциплинам, а объединяет знания, систематизирует, расширяет их и служит основой развития познавательного интереса.
Принцип системности проявляется в том, что в результате реализации программы у учащихся формируются целостные представления о разных видах декоративно-прикладного творчества как самостоятельных технологических процессах. А так же целостные представления о том, как использовать ту или иную технику в различных видах дизайна для создания общей работы, с другой стороны.
Основным видом деятельности являются практические занятия.
Педагогическая целесообразность
Заключается в формировании художественного вкуса, профессиональных мотивов и ценностей, через обучение творчеству. Реализация программы предоставляет возможность учащимся расширить кругозор для самореализации. Программа нацелена на то, чтобы заинтересовать ребенка, дать необходимые знания для выполнения своих идей и тем самым, приобщить ребенка к творчеству.
Прогнозируемый результат: в процессе реализации программы формируется творческая личность с активной жизненной позицией, обладающая навыками декоративно-прикладного творчества и основ дизайна, готовая к сотрудничеству в процессе выполнения творческой задачи.
МОДУЛЬ «Волшебники» 5-7 лет
Цель: Способствовать формированию развитой личности, обладающей первоначальными навыками в области дизайна и декоративно-прикладного творчества, готовой взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе выполнения учебной задачи.
Задачи:
Обучающие
-познакомить с понятием «дизайн», принципами декоративной стилизации;
-сформировать базовые умения и навыки в области декорирования одежды, подарков и сувениров, предметов интерьера.
Воспитательные
–воспитать активную гражданскую позицию;
-сформировать эстетические потребности, ценности и чувства, художественный вкус на основе культуры многонационального российского общества,
-сформировать навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных и учебных ситуациях
-сформировать установки на безопасный, здоровый образ жизни, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Развивающие
- развить мотивацию к творческому труду, работе на результат,
- развить творческие способности, чувства и культуру цвета, цветового зрения, вкуса, объемно-пространственного и творческого мышления, память, внимание, воображение, мелкую моторику руки;
- развить речь, способность выражать свои мысли, потребности.
Особенности программы
Назначение модуля «Волшебники» - подготовить к обучению по основной программе дизайна. В объединение принимаются дети 5-7 лет, проявляющие интерес к декоративно-прикладному творчеству.
Формы и методы обучения
Формы занятий:
- по количеству (коллективная, фронтальная, групповая, индивидуальная);
- по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей (беседа, рассказ, презентация, выставка с просмотром и обсуждением детских работ);
- по дидактической цели (вводное занятие, занятие по углублению знаний, практическое занятие, занятие по систематизации и обобщению знаний, по контролю знаний, умений и навыков, комбинированные формы занятий.)
Теория преподносится в форме беседы, обзора, презентации.
Практика: практикум, мастер класс, мастерская, выставка, конкурс.
Методы обучения:
- объяснительно-иллюстративный;
- репродуктивный;
- проблемного изложения;
- частично-поисковый;
- словесный;
- практический.
Режим работы: занятия проводятся на 1-ом году обучения 2 раза в неделю по 2 занятия, каждое по 25 мин часа Обязательно время отдыха в динамической форме по 10 мин. между занятиями.
Прогнозируемый результат:
Низкий уровень знают:
- Инструменты для работы (карандаш, кисть, фломастеры, ножницы, клей, бумага, картон);
- технику безопасности при работе с инструментами;
- основные цвета;
- геометрические фигуры (круг, овал, треугольник, квадрат);
- что такое аппликация, декорирование;
- имеют представление, что такое декоративно-прикладное искусство.
Умеют:
- Слушать и понимать учебную задачу;
- работать с инструментами;
- выполнять простую работу в технике аппликация;
- выполнять простейшую работу в технике декорирование.
Средний уровень знают:
- как организовать рабочее место;
- технику безопасности при работе с инструментами;
- понятие дизайн;
- основные понятия композиции, живописи и рисунка;
- дополнительные цвета;
Умеют:
- Применять на практике полученные знания,
- работать в паре над выполнением творческой задачи,
- понимать и принимать рекомендации педагога;
- выполнять работы средней сложности на заданную тему в пройденных техниках;
- выбрать материалы и инструменты для работы;
- оценивать свою работу и работу других учащихся по предложенным критериям с помощью педагога.
Высокий уровень:
Знают
- Принципы и понятие композиции. Понятия «ритм», «симметрия», «асимметрия», «динамика», «статика».
- Основные геометрические формы (куб, шар, конус);
- основы приемов в живописи (наложение мазков, закрашивание, смешивание).
Умеют:
- Слушать и понимать учебную задачу, сохранять ее содержание до конца занятия;
- осуществлять оценку изготовленных изделий, своих и других участников объединения под руководством взрослого;
- сотрудничать с взрослыми и сверстниками в процессе выполнения учебной задачи;
- самостоятельно подбирать материал и технику изготовления творческой работы;
- выполнять творческие работы на заданную тему в пройденных техниках;
- создавать сложные формы на основе простых геометрических форм.
Учебно-тематический план 1 год
№№ п/п | Тема | Всего часов | Теория | Практика | Форма проведения занятия | Формы подведения итогов по теме |
1. | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 | Беседа, анкетирование. игра | Анализ анкеты |
2. | Основы композиции | 10 | 3 | 7 | Беседа, игра, практикум. | |
3. | Основы рисунка | 30 | 6 | 24 | Беседа, игра, практикум. | Выставка |
4. | Основы живописи | 25 | 5 | 20 | Беседа, игра, практикум. | Выставка |
5. | Виды техник, используемых при создании объектов дизайна | 2 | 2 | Беседа, игра, практикум. | Выставка | |
5.1. | аппликация | 10 | 2 | 8 | Беседа, игра, практикум. | Выставка |
5.2. | войлок | 10 | 2 | 8 | Беседа, игра, практикум. | Выставка |
5.3. | плетение | 10 | 2 | 8 | Беседа, игра, практикум. | Выставка |
5.4. | нити, ленты | 10 | 2 | 8 | Беседа, игра, практикум. | Выставка |
5.5. | лепка | 10 | 2 | 8 | Беседа, игра, практикум. | Выставка |
6. | Сувениры | 20 | 6 | 14 | Беседа, игра, практикум. | Выставка. Подведение итогов |
7. | Основы организации выставок | 5 | 2 | 3 | Беседа, игра, практикум. | Выставка. Анализ. |
Итого: | 144 | 35 | 109 |
Содержание 1-го года обучения
- Вводное (2 ч.)
Я приглашаю вас в мой мир – знакомство с программой обучения. Анкетирование «Карта интересов». Игра «дизайн в моей жизни».
- Основы композиции (10 ч.)
Теория: Понятие «композиция». Принципы композиции. Понятия «ритм», «симметрия», «асимметрия», «динамика», «статика».
Практика: разработка простейшего композиционного центра; создание композиций; упражнения с применением понятия «ритм», «симметрия», «асимметрия», «динамика», «статика».
Основы рисунка (30 ч.)
Теория: ТБ при работе с инструментами. Понятие «рисунок». Знакомство с инструментами (карандаш, ластик, точилка) и материалами. Линия горизонта. Основные геометрические формы (куб, шар, конус). Основные фигуры (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал). Фактура. Натюрморт. Пейзаж.
Практика: Создание сложных форм на основе простых геометрических. «Утка», «Дом», «Природа», «Машина», «Бабочка», «Черепаха», «Улитка».
Основы живописи (25 ч.)
Теория: понятие «живопись». Материалы и инструменты. ТБ при работе с инструментами и материалами. Понятие «пейзаж». Смешивание красок.
Практика: основные технические приёмы (мазок, смешивание, закрашивание, нанесение фактур с помощью мазка). Натюрморт. Пейзаж. Смешивание красок (желтый и синий, жёлтый и красный, красный и синий). «Подводный мир». «Природа».
- Виды техник, используемых при создании объектов дизайна (2 ч.)
5.1. Аппликация (10 ч.)
Теория ТБ при работе с инструментами и материалами. Понятие «Аппликация». Знакомство с материалом.
Практика: Натюрморт. Пейзаж. «Фрукты». «Чайник». «Ракета». «Паровоз»
5.2. Войлок (10 ч.)
Теория: ТБ при работе с инструментами и материалами. Понятие «валяние».Знакомство с материалом. Мокрое валяние.
Практика: Шарик. Пейзаж.
5.3. Плетение (10 ч.)
Теория: ТБ при работе с инструментами и материалами. Понятие «Макраме». Знакомство с материалом. Простые узлы.
Практика: Освоение простых узлов.
5.4. Нити, ленты (10 ч.)
Теория: ТБ при работе с инструментами и материалами.
Практика: создание композиций. Узлы: «змейка», «фриволите».
5.5. Лепка (10 ч.)
Теория: ТБ при работе с инструментами и материалами. Понятие «лепка». Пересечение объемных форм.
Практика: лепка объемных форм. Геометрические формы. Объёмные композиции. Пересечение объемных форм. «Улитка». «Божья коровка». «Черепаха». «Зима». «Космос».
6. Сувениры (30 ч.)
Теория: что такое сувенир, его назначение. Что может быть сувениром.
Практика: Поделки и украшения с применением пройденных техник.
7. Основы организации выставок (5 ч.)
Теория: что такое выставка. Ее назначение. Основы оформления выставляемого объекта. Оформление надписи. Шрифт. Композиция.
Практика: проведение выставки в объединении. Качественная оценка выставочных экземпляров.
МОДУЛЬ «Мастер»7-14 лет
Цель: Способствовать формированию развитой личности, с творческим воображением, художественным вкусом, способной применить свои знания в различных сферах жизни, посредством обучения основам дизайна.
Задачи:
Обучающие
-познакомить с понятием «дизайн», средовое пространство, принципами декоративной стилизации;
-сформировать базовые умения и навыки в области декорирования одежды, подарков и сувениров, предметов интерьера.
Воспитательные
–воспитать активную гражданскую позицию, самостоятельность и личную ответственность за свои поступки,
-сформировать эстетические потребности, ценности и чувства, художественный вкус на основе культуры многонационального российского общества,
-воспитать уважительное отношение к чужому мнению, истории и культуре других народов;
-сформировать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;
-сформировать навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных и учебных ситуациях
-сформировать установки на безопасный, здоровый образ жизни, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Развивающие
- развить мотивацию к творческому труду, работе на результат,
- развить творческие способности, чувства и культуру цвета, цветового зрения, вкуса, объемно-пространственного и творческого мышления, память, внимание, воображение, мелкую моторику руки;
- развить речь, способность выражать свои мысли, потребности.
Особенности программы
Занятия могут проходить в одновозрастной или разновозрастной группе (допускается отличие в 2-3 г.)
Формы занятий:
Теория преподносится в форме беседы, обзора, презентации.
Практика: практикум, мастер класс, мастерская, выставка, конкурс, проект.
Методы обучения: репродуктивный, поисково-эвристический, метод проекта
Основные этапы программы: период обучения делится на два этапа:
I этап – 1 год обучения
- освоение основ материаловедения, цветоведения, основ дизайна
- изучение различных техник декоративно-прикладного искусств (мокрое валяние, аппликация, плетение, нити и ленты, лепка)
Обучение по программе первого года построено по принципу “ от простого – к сложному”. От вырезания простых и симметричных форм – к составлению сложных сюжетных композиций; от работы на плоскости – к проработке объемных форм.
Особенностью второго и третьего года обучения является то, что учебный процесс осуществляется по концентрической схеме: каждая тема подается в течение длительного периода времени с возрастанием степени сложности.
II этап – 2 год обучения
- продолжение изучения техник декоративно-прикладного искусства, добавление техники сухого валяния
- изготовление и дизайн аксессуаров, поделок, сувениров
- освоение основ макетирования.
III этап – 3 год обучения
- изучение техник декорирования (декупаж, роспись)
Режим работы: занятия проводятся на 1-ом году обучения 2 раза в неделю по 2 часа (1 ч. - 45 мин.). Обязательно время отдыха в динамической форме по 10 мин. между занятиями.
Прогнозируемый конечный результат:
К концу 1-го года обучения у детей начали формироваться навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками, установка на безопасный, здоровый образ жизни, бережное отношение к материальным и духовным ценностям. Формируется художественный вкус на основе традиционного русского народного творчества. Развиваются творческие способности, чувство и культура цвета, цветовое зрение, объемно-пространственное и творческое мышление, память, внимание, воображение, мелкая моторика рук. Художественные эмоции и интересы, возникающие в процессе продуктивной поисковой деятельности, способствуют успешному формированию у детей творческого мышления.
К концу первого года обучения дети:
Низкий уровень знают:
- Инструменты для работы (карандаш, кисть, фломастеры, ножницы, клей, бумага, картон);
- технику безопасности при работе с инструментами;
- основные цвета;
- геометрические фигуры (круг, овал, треугольник, квадрат);
- что такое аппликация, декорирование;
- имеют представление, что такое декоративно-прикладное искусство.
Умеют:
- Слушать и понимать учебную задачу;
- работать с инструментами;
- выполнять простую работу в технике аппликация, квиллинг, коллаж;
- выполнять работу в технике декорирование.
Средний уровень знают:
- как организовать рабочее место;
- технику безопасности при работе с инструментами;
- понятие дизайн, виды дизайна (бытовой, одежды, интерьера);
- основные понятия композиции, живописи и рисунка;
- дополнительные цвета;
- виды техник используемых при создании объектов дизайна (аппликация, рисунок, живопись).
Умеют:
- Применять на практике полученные знания,
- работать в паре над выполнением творческой задачи,
- понимать и принимать рекомендации педагога;
- выполнять работы средней сложности на заданную тему в пройденных техниках;
- выбрать материалы и инструменты для работы;
- оценивать свою работу и работу других учащихся по предложенным критериям с помощью педагога.
Высокий уровень:
Знают
- Основы различных техник декоративно-прикладного творчества (квилинг, лепка, аппликация);
- основы рисунка, живописи, композиции, цветоведения, макетирования;
- основы приемов в живописи (наложение мазков, закрашивание, смешивание).
Умеют:
- Слушать и понимать учебную задачу, сохранять ее содержание до конца занятия;
- осуществлять оценку изготовленных изделий, своих и других участников объединения под руководством взрослого;
- сотрудничать с взрослыми и сверстниками в процессе выполнения учебной задачи;
- самостоятельно подбирать материал и технику изготовления творческой работы;
- выполнять творческие работы на заданную тему в пройденных техниках;
- разработать дизайн-проект изделия с применением пройденных техник на основе полученных знаний.
К концу 2-го года обучения у детей развивается чувство композиции и концептуального мышления. Развивается художественно-эстетический вкус при составлении композиции объектов предметного дизайна, зрительное восприятие, чувство цвета, композиционная культура. Формируется интерес к различным видам декоративной отделки. Совершенствуется творческая деятельность учащихся.
К концу второго года обучения дети:
Низкий уровень знают:
- как организовать рабочее место;
- понятие дизайн, виды дизайна (бытовой, одежды, интерьера);
- основы дизайна (понятия «ритм», «метрический повтор», «симметрия», «асимметрия», «динамика», «статика», «композиционный центр», «золотое сечение», «равновесие»);
- геометрические формы – шар, конус, куб, пирамида;
- понятия аппликация, декорирование;
Умеют:
- Слушать и понимать учебную задачу, сохранять ее содержание до конца занятия;
- работать с инструментами;
- выполнять простую работу в технике аппликация, квиллинг;
- выполнять работу в технике декорирование.
Средний уровень знают:
- основные понятия композиции, живописи и рисунка;
- приемы оформления подарков, предметов для украшения интерьера, сувениров;
- дополнительные цвета;
- виды техник используемых при создании объектов дизайна.
Умеют:
- Искать пути решения проблем творческого и поискового характера под руководством взрослого;
- работать в группах над выполнением творческой задачи,
- понимать и принимать рекомендации педагога;
- самостоятельно работать на заданную тему в пройденных техниках;
- проводить анализ готового изделия.
Высокий уровень знают:
- Основы различных техник декоративно-прикладного творчества (квилинг, лепка, аппликация);
- основы рисунка, живописи, композиции, цветоведения, макетирования;
- основы приемов в живописи (наложение мазков, закрашивание, смешивание)
- основы истории русского народного творчества (символика, обряды, традиции).
Умеют:
- Осуществлять оценку изготовленных изделий, своих и других участников объединения под руководством взрослого;
- сотрудничать с взрослыми и сверстниками в процессе выполнения учебной задачи;
- самостоятельно подбирать материалы и их технику для работы;
- слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения;
- понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способны конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- под частичным контролем взрослых реализовывать свои идеи в эскизы подделок, сувениров и украшений.
К концу 3-го года обучения у детей сформировалось художественно-образное мышление. Сформировались практические навыки работы в различных видах дизайна и изобразительного творчества. Заложена аккуратность, прилежание в работе, трудолюбие. Заложено чувство особой гордости традициями, культурой своей страны, своего народа. Воспитано стремление к качеству выполняемых изделий. Продолжают развиваться зрительное восприятие, чувство цвета, композиционная культура. Созданы условия для свободного экспериментирования с художественными материалами, инструментами и техниками.
К концу второго года обучения дети:
Низкий уровень знают:
- основы дизайна (понятия «ритм», «метрический повтор», «симметрия», «асимметрия», «динамика», «статика», «композиционный центр», «золотое сечение», «равновесие»);
- понятие «макраме», «валяние войлоком», квиллинг;
- геометрические формы – шар, конус, куб, пирамида;
- понятия аппликация, декорирование.
Умеют:
- Слушать и понимать учебную задачу;
- работать с инструментами;
- выполнять простую работу в технике аппликация, квиллинг, макраме, валяние войлоком;
- выполнять работу в технике декорирование.
Средний уровень знают:
- основные понятия композиции, живописи и рисунка;
- приемы оформления подарков, предметов для украшения интерьера, сувениров;
- как правильно расположить композицию в пространстве;
- дополнительные цвета;
- виды техник используемых при создании объектов дизайна.
Умеют:
- Искать пути решения проблем творческого и поискового характера под руководством взрослого;
- работать в группах над выполнением творческой задачи,
- понимать и принимать рекомендации педагога;
- самостоятельно работать на заданную тему в пройденных техниках;
- оформлять выставляемый объект;
- моделировать ситуацию проведения собственной выставки;
- организовывать выставки в классе;
- проводить анализ готового изделия.
Высокий уровень знают:
- Основы различных техник декоративно-прикладного творчества (сухое и мокрое валяние, декупаж, роспись, лепка, плетение);
- приёмы изготовления и декорирования изделий;
- основы культуры искусств, историю дизайна, основные стили и направления в дизайне;
- основные законы композиции, законы цветоведения;
- основы компьютерных программ: «Adobe Photoshop», «CorelDraw», «3ds Max»;
- основы дизайн-проектирования.
Умеют:
- Осуществлять оценку изготовленных изделий, своих и других участников объединения под руководством взрослого;
- сотрудничать с взрослыми и сверстниками в процессе выполнения учебной задачи;
- самостоятельно подбирать материал и их технику для работы;
- слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения;
- понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способны конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- умеют пользоваться законами цветоведения, композиции;
- умеют объёмно – пространственно воспроизводить предметы;
- умеют проводить предпроектный анализ;
- разрабатывать концепцию выбранной работы;
- разрабатывать детали стилистического решения;
- под частичным контролем взрослых реализовывать свои идеи в эскизы подделок, сувениров и украшений.
Результаты отслеживаются в процессе анализа деятельности учащихся в течение учебного процесса, контрольного исполнения, итогов выставки изделий участников объединения. Критерием успешности обучения будет все возрастающий интерес детей к данной деятельности, высокие результаты на конкурсах и выставках.
Учебно - тематический план 1 год
№ п/п | Тема | Всего часов | Теория | Практика | Форма проведения занятия | Формы подведен. итогов по теме |
1. | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 | Беседа, анкетирование. игра | Анализ. |
2. | Основы дизайна | 10 | 2 | 8 | Беседа. Рассказ. Практикум. Презентация. | Опрос. Выставка. Презентация. |
3. | Основы композиции | 10 | 4 | 6 | Беседа. Рассказ. Практикум. Презентация. | Опрос. Выставка. Презентация. |
Основы рисунка | 18 | 4 | 14 | Беседа. Рассказ. Практикум. | Опрос. Выставка. | |
5. | Цветоведение | 10 | 2 | 8 | Беседа. Рассказ. Практикум. | Опрос. Выставка. |
6. | Основы живописи | 10 | 2 | 8 | Беседа. Рассказ. Практикум. | Опрос. Выставка. |
7. | Виды техник, используемых при создании объектов дизайна | 1 | 1 | Беседа. Рассказ. Презентация | Опрос. Выставка. | |
7.1. | аппликация | 10 | 2 | 8 | Беседа. Рассказ. Практикум. | Опрос. Выставка. |
7.2. | войлок | 12 | 1 | 11 | Беседа. Рассказ. Практикум. Презентация | Опрос. Выставка. |
7.3. | лепка | 10 | 2 | 8 | Беседа. Рассказ. Практикум. | Опрос. Выставка. |
8. | Декорирование | 20 | 2 | 18 | Беседа. Рассказ. Практикум. | Опрос. Выставка. |
9. | Основы макетирования | 20 | 2 | 18 | Беседа. Рассказ. Практикум. | Опрос. Выставка. |
11. | Знакомство с русской народной культурой | 6 | 4 | 2 | Беседа. Рассказ. Практикум. Дискуссия. Презентация | Опрос. Выставка. |
12. | Основы организации выставок | 5 | 2 | 3 | Беседа. Рассказ. Практикум. | Опрос. Выставка. |
Итого: | 144 | 31 | 113 |
Содержание 1-го года обучения
- Вводное занятие (2 ч.)
Теория: понятие «дизайн». Планы на год.
Практика: игра «Дизайн вокруг нас».
- Основы дизайна (10 ч.)
Теория: понятие «дизайн». Виды дизайна. Основные этапы истории дизайна.
Практика: игра «в роли дизайнера». Эскиз наряда. Эскиз украшений. Интерьер комнаты. Эскиз бытового предмета
- Основы композиции (10 ч.)
Теория: понятие «композиция». Принципы композиции. Понятия «ритм», «метрический повтор», «симметрия», «асимметрия», «динамика», «статика», «композиционный центр», «золотое сечение», «равновесие». Стилизация.
Практика: разработка композиционного центра; создание композиций; упражнения с применением понятия «ритм», «метрический повтор», «симметрия», «асимметрия», «динамика», «статика», «композиционный центр», «золотое сечение», «равновесие». Стилизация рисунков.
- Основы рисунка (18 ч.)
Теория: ТБ при работе с инструментами. Понятие «рисунок». Основные компоненты рисунка. Основные геометрические фигуры: шар, куб, конус, пирамида. Компоновка. Пропорции. Передача глубины пространства. Натюрморт. Пейзаж. Объёмные формы на основе геометрических фигур.
Практика: Компоновка на листе, при создании натюрморта. Пропорции в натюрморте. Передача глубины пространства в пейзаже. Создание композиции из объёмных форм на основе геометрических фигур.
- Цветоведение (10 ч.)
Теория: понятие «цветоведение». Цветовой круг. Дополнительные цвета.
Практика: создание цветового круга, растяжка. Натюрморт с применением дополнительных цветов. Пейзаж из трех цветов.
- Основы живописи (10 ч.)
Теория: ТБ при работе с инструментами. Понятие «живопись».
Практика: Натюрморт в красных тонах. Натюрморт в синих тонах. Натюрморт в желтых тонах. Черно белый натюрморт. Пейзаж.
- Виды техник, используемых при создании объектов дизайна (1ч.)
Теория: виды техник используемых для создания объектов дизайна.
7.1.Аппликация(10 ч.)
Теория: ТБ при работе с инструментами .Понятие «аппликация».
Практика: Пейзаж. Натюрморт. Создание абстрактных композиций. Стилизация. Стенгазета «Новый год». Фотоколлаж «Виды дизайна».
7.2.Войлок (12 ч.)
Теория: ТБ при работе с инструментами. Понятие «валяние». Знакомство с техникой валяния.
Практика: композиция «Цветы», «Бабочка», «Новый год».
7.3.Лепка (10 ч.)
Теория: ТБ при работе с инструментами. Понятие «лепка».
Практика: лепка на плоскости. Лепка объемных форм. Геометрические формы: конус, пирамида, куб, шар. Объёмные композиции.
- Декорирование (20 ч.)
Теория: ТБ при работе с инструментами. Понятие «декорирование».
Практика: Освоение техник декорирование. Сувениры. Украшения. Подарки. Оформление предметов. Скрапбукинг. «Открытка».
- Основы макетирования (20 ч.)
Теория: ТБ при работе с инструментами. Понятие «макетирование» Изучение свойств бумаги, картона. Трансформация бумаги.
Практика: объёмное моделирование. Квиллинг. «Цветы». «Природа». «Животные».
- Знакомство с русской народной культурой (6 ч.)
Теория: история русского народного творчества. Символика. Обряды. Традиции. Коляда.
Практика: Узоры как отдельные элементы. Роспись (гжель, хохлома) на бумаге. Процесс колядования.
- Основы организации выставок (5 ч.)
Теория: оформление выставляемого объекта.
Практика: моделирование ситуации проведения собственной выставки. Организация выставки в классе.
Учебно - тематический план 2 год
№ п/п | Тема | Всего часов | Теория | Практика | Форма проведения занятия | Формы подведен. итогов по теме |
1. | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 | Беседа, анкетирование. игра | Анализ. |
2. | Основы дизайна | 10 | 2 | 8 | Беседа. Рассказ. Практикум. Презентация. | Опрос. Выставка. Презентация. |
3. | Основы композиции | 10 | 4 | 6 | Беседа. Рассказ. Практикум. Презентация. | Опрос. Выставка. Презентация. |
Основы рисунка | 10 | 4 | 6 | Беседа. Рассказ. Практикум. | Опрос. Выставка. | |
5. | Цветоведение | 10 | 4 | 6 | Беседа. Рассказ. Практикум. | Опрос. Выставка. |
6. | Основы живописи | 10 | 5 | 5 | Беседа. Рассказ. Практикум. | Опрос. Выставка. |
7. | Виды техник, используемых при создании объектов дизайна | 1 | 1 | Беседа. Рассказ. Презентация | Опрос. Выставка. | |
7.1. | аппликация | 10 | 2 | 8 | Беседа. Рассказ. Практикум. | Опрос. Выставка. |
7.2. | войлок | 14 | 2 | 12 | Беседа. Рассказ. Практикум. Презентация | Опрос. Выставка. |
7.3. | лепка | 5 | 1 | 4 | Беседа. Рассказ. Практикум. | Опрос. Выставка. |
7.4. | макраме | 10 | 2 | 8 | Беседа. Рассказ. Практикум. | Опрос. Выставка. |
8. | Декорирование | 24 | 2 | 22 | Беседа. Рассказ. Практикум. | Опрос. Выставка. |
9. | Основы макетирования | 16 | 2 | 14 | Беседа. Рассказ. Практикум. | Опрос. Выставка. |
11. | Знакомство с русской народной культурой | 6 | 4 | 2 | Беседа. Рассказ. Практикум. Дискуссия. Презентация | Опрос. Выставка. |
12. | Основы организации выставок | 6 | 2 | 4 | Беседа. Рассказ. Практикум. | Опрос. Выставка. |
Итого: | 144 | 38 | 106 |
Содержание 2-го года обучения
- Вводное занятие (2 ч.)
Теория: понятие «дизайн». Планы на год.
Практика: игра «Дизайн вокруг нас».
- Основы дизайна (10 ч.)
Теория: понятие «дизайн». Виды дизайна. Основные этапы истории дизайна.
Практика: игра «в роли дизайнера». Эскиз наряда. Эскиз украшений. Интерьер комнаты. Эскиз бытового предмета
- Основы композиции (10 ч.)
Теория: понятие «композиция». Принципы композиции. Понятия «ритм», «метрический повтор», «симметрия», «асимметрия», «динамика», «статика», «композиционный центр», «золотое сечение», «равновесие». Стилизация.
Практика: разработка композиционного центра; создание композиций; упражнения с применением понятия «ритм», «метрический повтор», «симметрия», «асимметрия», «динамика», «статика», «композиционный центр», «золотое сечение», «равновесие». Стилизация рисунков.
- Основы рисунка (10 ч.)
Теория: ТБ при работе с инструментами. Понятие «рисунок». Основные компоненты рисунка. Основные геометрические фигуры: шар, куб, конус, пирамида. Компоновка. Пропорции. Передача глубины пространства. Натюрморт. Пейзаж. Объёмные формы на основе геометрических фигур.
Практика: Компоновка на листе, при создании натюрморта. Пропорции в натюрморте. Передача глубины пространства в пейзаже. Создание композиции из объёмных форм на основе геометрических фигур.
- Цветоведение (10 ч.)
Теория: понятие «цветоведение». Цветовой круг. Дополнительные цвета.
Практика: создание цветового круга, растяжка. Натюрморт с применением дополнительных цветов. Пейзаж из трех цветов.
- Основы живописи (10 ч.)
Теория: ТБ при работе с инструментами. Понятие «живопись».
Практика: Натюрморт в красных тонах. Натюрморт в синих тонах. Натюрморт в желтых тонах. Черно белый натюрморт. Пейзаж.
- Виды техник, используемых при создании объектов дизайна (1 ч.)
7.1.Аппликация(10 ч.)
Теория: ТБ при работе с инструментами .Понятие «аппликация».
Практика: Пейзаж. Натюрморт. Создание абстрактных композиций. Стилизация. Стенгазета «Новый год». Фотоколлаж «Виды дизайна».
7.2.Войлок (14 ч.)
Теория: ТБ при работе с инструментами. Понятие «валяние». Знакомство с техникой валяния. Мокрое валяние. Приемы мокрого валяния.
Практика: композиция создания украшения. Панно. «Цветы». «Бабочка». «Новый год», «Божья коровка», «Снегирь». «Кошка». «Свободная композиция».
7.3.Лепка (5 ч.)
Теория: ТБ при работе с инструментами. Понятие «лепка».
Практика: лепка на плоскости. Лепка объемных форм. Геометрические формы: конус, пирамида, куб, шар. Объёмные композиции.
7.4. Макраме (10ч.)
Теория: История плетения.
Практика: узлы «квадратный узел», «бриды». Фенечки. Закладки.
- Декорирование (24ч.)
Теория: ТБ при работе с инструментами. Понятие «декорирование».
Практика: Освоение техник декорирование. Сувениры. Украшения. Подарки. Оформление предметов. Скрапбукинг. «Открытка».
- Основы макетирования (16 ч.)
Теория: ТБ при работе с инструментами. Понятие «макетирование» Изучение свойств бумаги, картона. Трансформация бумаги.
Практика: объёмное моделирование. Квиллинг. «Цветы». «Природа». «Животные».
- Знакомство с русской народной культурой (6 ч.)
Теория: история русского народного творчества. Символика. Обряды. Традиции. Коляда.
Практика: Узоры в картине. Роспись (гжель, хохлома) на предметах. Процесс колядования.
- Основы организации выставок (6 ч.)
Теория: оформление выставляемого объекта.
Практика: моделирование ситуации проведения собственной выставки. Организация выставки в классе.
Учебно - тематический план 3 год
№ п/п | Тема | Всего часов | Теория | Практика | Форма проведения занятия | Формы подведен. итогов по теме |
1. | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 | Беседа, анкетирование. игра | Анализ. |
2. | Основы дизайна | 8 | 4 | 4 | Беседа. Рассказ. Практикум. Презентация. | Опрос. Выставка. Презентация. |
3. | Основы композиции | 10 | 4 | 6 | Беседа. Рассказ. Практикум. Презентация. | Опрос. Выставка. Презентация. |
4. | Перспектива и тени | 8 | 2 | 6 | Беседа. Рассказ. | Опрос. Выставка. |
5. | Основы дизайн - рисунка | 10 | 4 | 6 | Беседа. Рассказ. Практикум. | Опрос. Выставка. |
6. | Цветоведение | 4 | 1 | 3 | Беседа. Рассказ. Практикум. | Опрос. Выставка. |
7. | Основы дизайн - живописи | 10 | 2 | 8 | Беседа. Рассказ. Практикум. | Опрос. Выставка. |
8. | Знакомство с историей искусств. | 12 | 12 | Беседа. Рассказ. | Опрос. Выставка. | |
9 | Знакомство с русской народной культурой | 4 | 2 | 2 | Беседа. Рассказ. Практикум. Дискуссия. | Опрос. Выставка. |
10 | Виды техник, используемых при создании объектов дизайна | 1 | 1 | Беседа. Рассказ. Презентация. | Опрос. Выставка. | |
10.1 | лепка | 5 | 1 | 4 | Беседа. Рассказ. Практикум. | Опрос. Выставка. |
10.2 | войлок | 12 | 1 | 11 | Беседа. Рассказ. Практикум. Презентация. | Опрос. Выставка. |
10.3 | макраме | 10 | 1 | 9 | Беседа. Рассказ. Практикум. | Опрос. Выставка. |
11. | Виды техник, используемых при декорировании объектов дизайна: | 1 | 1 | Беседа. Рассказ. Презентация. | Опрос. Выставка. | |
11.1 | Декупаж | 6 | 1 | 5 | Беседа. Рассказ. Практикум. | Опрос. Выставка. |
11.2 | Роспись | 4 | 1 | 3 | Беседа. Рассказ. Практикум. | Опрос. Выставка. |
12.. | Основы макетирования | 8 | 1 | 7 | Беседа. Рассказ. Практикум. | Опрос. Выставка. |
13. | Знакомство с компьютерными программами | 12 | 6 | 6 | Беседа. Рассказ. Практикум. Презентация. | Опрос. Выставка. |
14. | Дизайн – проектирование | 12 | 2 | 10 | Беседа. Рассказ. Практикум. | Опрос. Выставка. |
12. | Основы организации выставок | 5 | 2 | 3 | Беседа. Рассказ. Практикум. | Опрос. Выставка. |
Итого: | 144 | 50 | 94 |
Содержание 3-го года обучения
- Вводное занятие(2 ч.)
Игра «В роли дизайнера». Планы на год.
- Основы дизайна (8 ч.)
Теория: Виды дизайна. История дизайна в стилях: ар деко, поп-арт, постмодерн и хай-тек.
Практика: создание объектов характерных определенному стилю дизайна. Создание открыток.
- Основы композиции (10 ч.)
Теория: Повторение: Принципы композиции. Понятия «ритм», «метрический повтор», «симметрия», «асимметрия», «динамика», «статика», «композиционный центр», «золотое сечение», «равновесие».
Практика: Стилизация известных картин с применением понятия «ритм», «метрический повтор», «симметрия», «асимметрия», «динамика», «статика», «композиционный центр», «золотое сечение», «равновесие». Создание абстрактных композиций.
- Перспектива и тени (8 ч.)
Изучение основ перспективы. Передача глубины пространства. Тени.
Практика: рисунок «Интерьер», «сад», «фасад»
- Основы дизайн – рисунка (10 ч.)
Теория: ТБ при работе с инструментами и материалами. Компоновка. Пропорции. Натюрморт. Фигура. Объёмные формы: фигура человека.
Практика: Рисунок «стаффажная фигура». Рисунок «антураж».
- Цветоведение (4 ч.)
Тория: повторение понятие «цветоведение». Цветовой круг. Дополнительные цвета. Растяжки.
Практика : Открытка.
- Основы дизайн – живописи (10 ч.)
Теория: ТБ при работе с инструментами и материалами Стилизация. Фактура предметов. Локальные пятна.
Практика: намеренное утрирование объектов. Работа в различных стилях (пуантилизм, импрессионизм, кубизм)
- Знакомство с историей искусств (12 ч.)
Теория: древняя культура. Культура западных стран. История дизайна 20 в. Стили архитектуры: барокко, модерн, готика, классицизм. Направления живописи: классицизм, реализм, романтизм, импрессионизм.
- Знакомство с русской народной культурой (4 ч.)
Теория: История русской народной культуры. Народные промыслы. Знакомство. Валяние, бисероплетение, макраме, вязание.
Практика: Колядование. Сценарий, костюмы, аквагримм.
- Виды техник, используемых при создании объектов дизайна (1ч.):
7.1 Лепка (5 ч.)
Теория: ТБ при работе с инструментами и материалами. Лепка объемных форм. Геометрические формы.
Практика: лепка объёмных композиций. Пересечение объемных форм.
7.2. Войлок (12 ч.)
Теория: ТБ при работе с инструментами и материалами. Сухое валяние. Мокрое валяние
Практика: игрушка в технике сухого валяния. Брошь в технике мокрого валяния.
7.3. Макраме (10 ч.)
Теория: ТБ при работе с инструментами и материалами. Освоение узлов.
Практика: создание сувениров, украшений. Брелок «Черепашка». Фенечка.
- Виды техник, используемых при декорировании объектов дизайна: (1ч.)
Теория: освоение техник декорирование. Сувениры. Украшения. Подарки. Декорирование предметов интерьера. Оформление предметов.
11.1.Декупаж (6 ч.)
Теория: ТБ. Основные приемы. Инструменты.
Практика: освоение техники. «Елочный шар», «Открытка».
13.2.Роспись (4 ч.)
Теория: ТБ при работе с инструментами и материалами. Основные приемы. Инструменты.
Практика: освоение техники. Роспись елочного шара. Роспись по стеклу.
- Основы макетирования (8 ч.)
Теория: объёмно – пространственное воспроизведение предметов.
Практика: объемный шар из бумаги, куб, животное.
- Знакомство с компьютерными программами (12 ч.)
Теория: знакомство с программами «3ds Max». «Adobe Photoshop». «CorelDraw». Рисунок. Обработка фотографий. Создание 3D объекта.
Практика: Рисунок в «Adobe Photoshop» и «CorelDraw»
- Дизайн – проектирование (12 ч.)
Теория Изучение стадий и разделов проектной работы. Предпроектный анализ. Составление технического задания.
Практика: разработка концепции выбранной работы. Разработка деталей стилистического решения. Выбор стиля. Композиционное и стилевое решение элементов. Цветовое решение, выбор материалов (в том числе с учетом санитарных, пожарных и других норм), подбор мебели, оборудования и декора и т. д.
- Основы организации выставок (5 ч.)
Теория: мобильные стенды.
Практика: моделирование организации и проведения собственной выставки.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Программа экспериментальная, общеразвивающая, однонаправленная, адаптированная к условиям объединения.
Программа делится на два модуля:
1 МОДУЛЬ «Волшебники» 5-7 лет
Уровень освоения – общекультурный
2. МОДУЛЬ «Мастер» 7-14 лет
1-ый и 2-ой гг. обучения уровень освоения - общекультурный. На 3-ьем году обучения программа приобретает профессионально направленную ориентацию. В своей теоретической основе программа опирается на пособия Г. Пантелеева «Детский дизайн» и И. Розенсона «Основы теории дизайна», адаптированные к условиям объединения. В программе используются авторские наработки в области декорирования окружающей среды, в том числе одежды и украшений.
В процессе обучения используются следующие методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, эвристический, исследовательский, метод творческого проетирования.
В процессе обучения предусматриваются следующие формы учебных занятий: групповые занятия - типовое занятие (сочетающее в себе объяснение и практическое упражнение), творческое проектирование, мастер класс, мастерская, практикум (упражнения под руководством педагога по закреплению определенных навыков), презентация (выполненных проектов), выставка, конкурс.
В процессе обсуждение коллективной работы на занятиях используется метод, дискуссии, мозговой штурм. В процессе подготовки к занятиям рекомендуется давать детям задания по самостоятельному поиску информации по теме.
консультация,
В процессе изучения темы «Основы рисунка» следует обратить внимание на формирование качественной оценки того, что они делают, начиная с 1-го года обучения.
1. «Рисунок» - это основной предмет формирующих базовый уровень изобразительных навыков и в целом эстетических мировоззрений обучающихся.
С помощью рисунка дети изучают закономерности строения, форму предмета, методическую последовательность изображения, а также художественно – выразительные возможности рисовальных материалов – карандаша, угля, сангины и др. И очень важно, чтобы эти умения и навыки закреплялись в процессе формирования качественной оценки.
Рисунок рассматривается не только как самостоятельный жанр изобразительного творчества, но и как необходимая основа формирования художественной культуры в различных видах изобразительной деятельности.
Целью преподавания предмета «Рисунок» является развитие самостоятельной творческой личности, формирования эстетических мировоззрений и художественного вкуса в области дизайна.
2. Основы композиции.
«Основы композиции» - фундаментальный предмет для проектирования дизайна среды. Решение композиционных и концептуальных задач определяет художественные и эмоциональные особенности в дизайне.
Цель дисциплины - привить обучающимся понимание закономерностей объемно-пространственной композиции и их применения в проектной практике, а так же раскрыть основные понятия, специфику и сущность композиции в дизайне.
Ознакомить с методикой и этапами формирования композиции, сформировать понятие стиля в объемно-пространственном решении и привить навыки работы в русле различных стилистических тенденций, проектных решений в макете, выполненном в различных материалах.
3. Макетирование.
Тема «Макетирование».
В профессиональной подготовке дизайнера макетирование имеет большое значение. Объясняется это тем, что в дизайнерской практике и проектном творчестве изменилось отношение к макету: он стал таким же рабочим методом и средством выражения дизайнерской мысли, профессиональным языком, как и графика.
Тема способствует формированию особого восприятия и понимания пространства: дизайнер в процессе творчества все время отбирает, анализирует в воображении образы будущего объекта, комбинирует формы и их элементы.
Дать толчок в развитии пространственных представлений и пространственного мышления, заложить основы понимания средового пространства необходимо уже на первой стадии обучения.
Восприятие макета как объемной формы естественно для обучающихся. Макет ближе к реальным аналогам, т.к. обладает большей наглядностью, чем плоскостное изображение, и поэтому в начальном обучении может быть более доходчив.
Логика развития процесса восприятия такова, что все последующие элементы предмета (поверхность, линия, контур, соотношение и т.д.) возникают в процессе обучения, с возникновением аналитического мышления.
Развитие объемно-пространственного мышления начинается с развития пространственных представлений, формирующихся чувственным познанием окружающего.
Поэтому наглядность макета проявляется не только в доступности органа чувств, но и в том, что чувственное восприятие связано с определенными теоретическими знаниями по объемно-пространственной композиции, т.к. макет отражает определенные композиционные закономерности.
5. Цветоведение.
При обучении, неотъемлемой частью является изучение цветовых закономерностей и процессов цвето-формообразования. Использование цвета требует строгих научных представлений о цвете и его философских и эстетических основах.
Одной из основных тем является цветоведение. Учающиеся знакомятся с теоретическим курсом, состоящим из физики цвета, физиологических основ восприятия, психологии цвета и теории цветовой гармонии, после чего приступают к практическим занятиям. Главное внимание уделяется композиционным структурным свойствам цвета и их взаимодействию с плоскостью, объемом и пространством
Цель - развить у обучающихся чувство и культуру цвета, цветовое зрение, вкус и дать возможность теоретически обосновать свою практическую работу с цветом, ознакомить с методами и принципами практической работы с цветом, характеристику цвета, воздействия веществ на цвет, физиологию восприятия цвета.
6. Компьютерная графика «Adobe Photoshop», «CorelDraw», «3ds Max».
Изучаются приёмы работы с растровой графикой. Параллельно осваивается навык совместного использования векторного и растрового редактора для выполнения комплексных заданий.
Целью является научить обучающихся комплексно применять богатые возможности компьютерных программ векторной, растровой и 3D графики для разработки и выполнения проектов в области графического дизайна.
7. Живопись.
Живопись в плане познания художником материальной формы имеет для искусства не меньшее значение, чем рисунок, так как каждый предмет мы видим не только как предмет определенной формы, но и как предмет определенного цвета.
Живопись способна отразить на плоскости все богатство цветовых и световых отношений в их многообразных по характеру переходах и контрастах.
Целью является не изучение средств изображения, а овладение системой построения художественной формы.
Задача живописи – не слепое копирование. Детали – далеко не главное в живописи, и, прежде всего, должны интересовать цветовая масса и форма. Необходимо за огромным количеством отвлекающих мелочей не утратить понимания слияния цвета с формой, чтобы в конечном итоге не разрушить цветовую композицию этюда.
Основной задачей является обучение работе с натурой и активная наработка навыков живописного освоения натуры; накопление зрительной информации; освоение принципов декоративной стилизации; изучение основных этапов выполнения живописной работы.
8. Проектирование.
Основными задачами курса является изучение обучающихся всех стадий и разделов проектной работы, с учетом их взаимосвязи и взаимозависимости. Во время занятий дети выполняют:
- Предпроектный анализ;
- Разработку концепции, объединяющей его функциональное, конструктивное и стилистическое решение;
- Разработку деталей стилистического решения, включающего выбор исторического или современного стиля, композиционное и стилевое решение выбранного элемента, цветовое решение, выбор материалов, оборудования и декора и т. д.
Знание основ проектирования в дизайне среды позволяет систематизировать и выстроить в логическую цепочку весь сложный процесс проектирования, подготовить обучающегося к основам практической деятельности.
Материально-техническое обеспечение
- учебная комната, оснащенная столами, доской;
- выставочные стеллажи;
- набор кистей № 3,7,10;
- акварель;
- карандаши простые HB, В, 2B;
- ластик;
- бумага простая формата А4, А3, А2, А1;
- цветная бумага;
- цветная бумага для принтера;
- картон;
- клей;
- ножницы;
- войлок для валяния;
- иглы для валяния;
- губка для валяния;
- нити для плетения;
- подушки для плетения;
- булавки;
- салфетки для декупажа;
- пластилин;
- доска для пластилина.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Дональд А. Норман. Дизайн привычных вещей / The Design of Everyday Things. — М.: Вильямс, 2006. — С. 384. — ISBN 0-465-06710-7
- И. Розенсон. Основы теории дизайна. — СПб.: Питер, 2006. — 224 с. — ISBN 5-469-01143-7
- Лакшми Бхаскаран. Дизайн и время. — СПб.: Арт-родник, 2009.
- Лыкова И. Чудо-писанки – шедевры миниатюрной живописи// Дошкольное воспитание. – 2007. - № 3. – С. 46-52.
- Пантелеев Г. Детский дизайн. – М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2006. – 192 с., ил.
- Парамонова Т. Лоскутный стиль// Обруч: образование, ребенок, ученик. – 2006. - № 3. – С. 34-36.
- Ярыгина А. Графический дизайн// Дошкольное воспитание. – 2005. - № 2. – С. 35-41.
- Ярыгина А. Дети и дизайн: фитодизайн, флористика, аранжировки из природных материалов// Дошкольное воспитание. – 2006. - № 2. – С. 65-71.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ
- Русское прикладное искусство в Эрмитаже. Календарь на 1988; - , 2012. - 112 c.
- Апраушев, А.В. Рукотворение "души"; - , 2007. - 608c.
- Бадаев В. С. Русская кистевая роспись; - , 2007. – 597 c.
- Гизе, М.Э. Очерки истории художественного конструирования в России XVIII-начала XX века; - , 2012. - 280 c.
- Гиппенрейтер, Ю.Б. Общаться с ребенком. Как?; - , 2007. - 240 c.
- Ефремова, Л. О культуре одежды; - , 2011. - 408c.
- Красаускас, С. Иллюстрации к "Сонетам" Шекспира; - , 2010. – 534 c.
- Левитес, Д.Г. Автодидактика. Теория и практика конструирования собственных технологий обучения; - , 2003. - 320 c.
- Логвиненко Г. М. Декоративная композиция; - , 2008. - 160 c.
- Овсянников, Ю.М. Русские изразцы; - , 2003. - 136 c.
- Осетров, Евгений Живая древняя Русь; - , 2012. - 303 c.
- Осмоловская О. В., Мусатов А. А. Рисунок по представлению; - , 2012. - 412 c.
- Розов, Н.Х. Узлы в школе. Уроки развития пространственного мышления; - , 2007. - 112 c.
- Сокольникова, Н.М. Изобразительное искусство: 5-8 классы; - , 2012. - 336 c.
- Фокина Л. В. Орнамент; - , 2007. - 208 c.
Приложение 1
ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА
Дизайн (англ. Design определение функции предмета, от лат. Designature - определять назначение, обозначать) - творческий метод и процесс функционального формообразования, а также область профессиональной деятельности по проектированию промышленных изделий, мебели, инструментов, машин, организации предметной среды и трудовых процессов.
Дизайн возник в результате вытеснения традиционного ремесла машинным производством, в котором человек переставал быть автором своего изделия, отчуждался от тиражируемого механическим способом продукта. Результат производственного процесса уже не был авторским произведением искусства, а становился продуктом и товаром. Появилась новая разновидность профессиональной деятельности, сводящаяся к проектированию на бумаге или созданию модели будущего изделия без участия человека в обработке материала. Этот процесс начал отчетливо проявляться с середины XIX века в Англии. Однако термин "дизайн" возник еще ранее: в 1826 г. Американская академия изящных искусств была реорганизована и переименована в Национальную академию дизайна. В 1849 г. в Лондоне начал выходить журнал "Journal of Desing". Проблемы отношений традиционного художественного творчества, эстетики, техники и науки стали особенно интенсивно обсуждаться после проведения первой Всемирной выставки в Лондоне (1851) и организации Южно-Кесингтонского музея.
Предметом профессиональной деятельности дизайнера, в отличии от художественного творчества, стала техническая эстетика. Суть творческого метода заключалась в поиске путей создания наиболее рациональной, удобной, экономичной, отвечающей данной функции формы. Польза и красота, согласно дизайнерской концепции, неразрывны и обусловливают друг друга.
Дизайн имеет дело с формальными качествами предмета, под которыми понимают не только особенности его внешнего вида, но и его структурные связи, придающие ему необходимое функциональное и композиционное единство. В дизайне слиты воедино два направления творческих поисков - от функции к форме и от формы к функции. С дизайном связывают идею разработки символического языка форм, максимально информативного по отношению к функциям изделий и облегчающего ориентацию человека в предметном мире.
Дизайн определяет не только форму вещи, но во многом и само отношение к ней. Основными формообразующими факторами в дизайне выступают соразмерность предмета человеку, комфорт при его использовании, простота обслуживания и другие эргономические (т. е. облегчающие использование предмета и создающие удобства для человека) характеристики. Проектируемый предмет дизайн рассматривает как часть целого, предметного комплекса даже в том случае, если последний не проектируется одновременно с этим предметом. Согласовывая проектируемые предметы между собой по функциональному назначению, форме, цвету, размеру и другим характеристикам, дизайнеры формируют целостные и эстетически совершенные комплексы предметного окружения, позволяющие достигнуть необходимого комфорта для потребителей.
Иногда под дизайном понимают лишь одну из его областей - проектирование эстетических свойств промышленных изделий. Однако, дизайн решает более широкие социально-технические проблемы - функционирования производства, потребления, существования людей в предметной среде. Дизайн находится в особом отношении ко всем традиционным видам проектирования, разрешая затруднения, которые связаны с внедрением в жизнь конкретных людей и общества в целом новых предметных организаций, создающих неравновесную ситуацию в предметном мире.
Сегодня дизайн это образ мысли человека, живущего в современном мире, вынужденного непрерывно видеть, чувствовать, соображать, реагировать, прогнозировать, проектировать свои действия, оставаясь открытым живой, непредсказуемой, требующей каждый раз нового понимания реальности.