Дуальное обучение как форма реализации основных профессиональных образовательных программ в контексте ФГОС СПО

Гура Ирина Павловна

Предварительный просмотр:

Дуальное обучение как форма реализации основных профессиональных образовательных программ в контексте ФГОС СПО

         В условиях перехода российской экономики на инновационный путь развития роль системы среднего профессионального образования существенно возрастает в обеспечении новых рабочих мест квалифицированными кадрами, в стимулировании творческой активности молодёжи и в создании условий для её эффективной занятости.

Сегодня экономика остро нуждается в квалифицированных специалистах и рабочих. На первый план выдвигаются задачи  приведения структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда, повышения качества подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена, престижа соответствующих профессий и привлекательности соответствующих образовательных программ.

Актуальность данной темы состоит в отличительном для нашего времени изменении в характере образования и осуществлении подготовки специалистов на основе новых федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (ФГОС СПО), основанных на компетенциях.

В соответствии с законодательством РФ федеральный государственный образовательный стандарт - главный нормативный документ, устанавливающий систему норм и правил, обязательных для исполнения в любом образовательном учреждении. 

Практика студентов является составной частью ОПОП, обеспечивающей реализацию  ФГОС СПО. Практика имеет целью комплексное освоение студентами всех видов профессиональной деятельности по специальности (профессии), формирование общих и профессиональных компетенций, а также приобретение необходимых умений и опыта практической работы студентами по специальности (профессии). Видами практики студентов, осваивающих ОПОП, являются: учебная практика и производственная практика.

 Создание на базе колледжа дуальной образовательной среды предполагает реальное включение стратегических партнеров (работодателей) в разработку нового содержания профессионального образования, основанного на профессиональных стандартах и компетенциях; участие в формировании инновационной инфраструктуры колледжа, процедурах контроля качества профессионального образования.

Дуальная  система  включает  две  различные,  но  самостоятельные  в  правовом и организационном отношениях учебно-производственные среды, такие  как  учреждение  СПО  и  предприятие - работодатель.

Именно  эти  субъекты  образовательного  процесса  в  большей  степени  заинтересованы  не  только  результатами  обучения,  но  и  содержанием, его  организацией. Система дуального обучения лишена, каких либо недостатков в подготовке будущих специалистов, так как совмещает в учебном процессе и теоретическую, и практическую подготовку.

Дуальное обучение представляет собой такую форму профессиональной подготовки специалистов, которая комбинирует теоретическое обучение в образовательном учреждении и практическое - на площадках компаний и предприятий. Основной принцип дуальной системы обучения - это равная ответственность учебных заведений и предприятий за качество подготовки кадров.

Примером может служить система профессионального образования Германии, которая, по оценке Международного института мониторинга качества рабочей силы, является одним из лидеров по уровню квалификации кадров, а ее система дуального образования во многом является образцом для всего Европейского Союза. Успешный опыт немецкой дуальной системы образования представляет большой интерес для нашей страны, так как способствует инновационным процессам в современном образовании, позволяет преодолеть отставание в качестве трудовых кадров от реальных требований современного производства и возможность обеспечить квалифицированными и профессиональными кадрами предприятия.

 Дуальная система отвечает интересам всех участвующих в ней сторон: предприятий, работников, государства.

Для работодателей это возможность подготовить для себя кадры, экономия на расходах по поиску и подбору работников, их переучивании и адаптации.

Для молодых людей дуальное обучение это отличный шанс рано приобрести самостоятельность и легче адаптироваться к взрослой жизни.

В безусловном выигрыше остается и государство, которое эффективно решает задачу подготовки квалифицированных кадров для своей экономики.
     
    В заключение следует подчеркнуть, что реализация инновационной программы, основанной на дуальном подходе, будет способствовать переходу на качественно новый уровень подготовки и переподготовки высококвалифицированных рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичного производства, а также формированию общих и профессиональных компетенций выпускников колледжа, обеспечивающих их конкурентоспособность и востребованность на рынке труда. А также  развитию эффективной системы социального партнерства в сфере профессионального образования.