Актуальный дизайн. На что похожа нынешняя мебель?..

 Филюта Нина Константиновна

 

Кресла от Эйлин Грей или Ээро Аарнио, созданные много лет тому назад, не перестают удивлять. Кажется, что они перманентно современны. Их дизайн обращен в далекое и светлое будущее, которое, впрочем, никак не наступит. Прекрасная утопия. Нынешняя мебель на фоне этих фантастических предметов выглядит чрезмерно спокойной и даже унылой. Дизайнеры XXI века не слишком-то увлечены футуризмом, они преследуют иные цели.Сегодняшние диваны и кресла – это не столько переосмысление исторических стилей и их интерпретация, сколько игра в ассоциации. Выставленный на миланской Salone Satellite диван как будто спрашивает: «На что я похож?» Посетители парижской MAISON & OBJET, разглядывая более чем странное кресло, всерьез задумываются над тем, откуда же растут его ноги. Неужели из барокко?.. И чем все-таки вдохновлялся Себастьян Хэркнер (Sebastian Herkner), придумывая кофейный столик из зеленого стекла?

Времена соломоновой роскоши прошли, но это не мешает производить сложные, витиеватые, покрытые вычурными орнаментами вещи. Рос­пись, резьба, маркетри, золочение по-прежнему в невероятном почете. Французская студия Ymer & Malta и дизайнер Бенджамин Грейндорг (Benjamin Graindorge) целых два года упражнялись в маркетри. Не так давно представили плод совместных усилий – CloudIn Chest. Более двух тысяч вырезанных вручную древесных пластинок образуют на поверхности комода сложный пиксельный рисунок. Постмодернистские забавы. Чуть сдержаннее кабинет MILPA BEDSIDE CHEST из коллекции Лауры Кирар (LAURA KIRAR) для Baker: его украшает геометрический узор из шпона, переливающегося разными оттенками.

Изнанка вещей

В 1950-е американский дизайнер Джордж Нельсон (George Nelson) открыл никому не ведомый мир, который, однако, всегда существовал рядом с нами. Однажды он прилег на диван, чтобы полистать свежий номер журнала. Внезапно между страницами развернулась сложенная гармошкой вкладка. Устремившись за ней, Джордж свалился на пол и увидел то, чем до него могли любоваться разве что кошки, собаки да ползающие дети. Изнанку вещей. Перед его глазами предстали неокрашенная и изрядно прогнувшаяся фанера, подпорки из стальных прутьев, кромка диванной обивки с наспех вбитыми скобками. Убогое зрелище, именуемое субшафтом. Упав с дивана, выдающийся дизайнер сделал важнейшее открытие: изнанка вещей тоже должна быть привлекательной, несмотря на то что эту сторону, как обратную сторону Луны, никто и никогда не увидит. Стоит заметить, что большая часть брендовой мебели давно и полностью отвечает данному требованию, хотя, конечно, встречаются и исключения.

Чистая работа

Итак, футуристов почти нет. Есть сочувствующие. Это они наводняют магазины светильниками, столами и креслами а ля 1960-е. Продолжают дело отцов, иронизируя, но не насмехаясь. На радость котятам и ползающим по полу младенцам субшафт консолей, сервантов и бюро из серии Alcor от Maxalto идеален. Более честный вариант – только стул и стол от датчан из SOREN ROSE STUDIO: гнутые черные скобы вместо ножек. Этим ребятам, ныне базирующимся в Нью-Йорке, нечего скрывать. В моде честность, завершенность, сделанность.