Роль дополнительного образования в воспитании и обучении детей с ОВЗ.

Скорикова Татьяна Валерьевна
В Концепции модернизации российского образования заявлен принцип равного доступа детей к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями, независимо от материального достатка семьи, места проживания и состояния здоровья".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья26.09 КБ

Предварительный просмотр:

Скорикова Т.В. – педагог дополнительного образования

МАУДО «Байкало-Кударинский ДДТ»

Роль дополнительного образования в воспитании и обучении детей с ОВЗ.

          В Концепции модернизации российского образования заявлен «принцип равного доступа детей к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями, независимо от материального достатка семьи, места проживания и состояния здоровья». Одним из направлений реализации этого требования является развертывание новых моделей содержания образования и его организации.

     Здоровье и благополучие детей – главная забота семьи, государства и общества. Одна из главных задач деятельности учреждений дополнительного образования – социализация детей в условиях современной жизни и их творческое развитие. Особенное внимание при решении этой задачи уделяется работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, как категории детей, особо нуждающихся в помощи и поддержке не только близких людей, но и общества. А дети с ограниченными возможностями здоровья — сложная категория, требующая к себе повышенного педагогического, психологического, социологического, медицинского, общественного внимания.

      Современный подход в вопросе оказания помощи и поддержки детям с ОВЗ ориентирован на включение их в среду обычных сверстников, что отражает собой реализацию прав детей на получение образования. Являясь важным звеном многогранного процесса формирования и воспитания личности ребёнка, семья сама по себе не может решить непростую задачу включения человека в сложный и противоречивый окружающий мир. Большую роль играет система образования, в том числе дополнительного.

      В МАУДО «Байкало-Кударинский дом детского творчества»  ведётся активная работа, направленная на то, чтобы создать условия равноправного участия детей с ОВЗ в различных формах взаимодействия со здоровыми детьми. Дом детского творчества – это та благодатная среда, где можно раскрыть талант любого ребёнка. ДДТ работает в тесном творческом сотрудничестве с различными учреждениями. Результат такого сотрудничества - синтез творческой работы и объединение усилий при проведении значимых мероприятий, направленных на обучение и воспитание детей с ОВЗ.

     Педагогический коллектив Байкало-Кударинского дома детского творчества — это содружество профессионалов-единомышленников, обладающих высокой квалификацией: интеллигентные, доброжелательные, отзывчивые педагоги. Доступность, качество, эффективность образования — главное в работе педагогического коллектива ДДТ. Одним из направлений, определяющих эффективность деятельности учреждения в области работы с детьми с ОВЗ, является совершенствование системы подготовки педагогических кадров для работы с данной категорией детей. Педагоги ДДТ постоянно повышают свою профессиональную компетентность в данной области через очные и дистанционные курсы повышения квалификации, участие и представление своего опыта на обучающих семинарах, педсоветах, конференциях различных уровней.

     В Байкало-Кударинском доме детского творчества реализуются дополнительные общеобразовательные программы художественно-эстетической, социально-педагогической, физкультурно-спортивной и технической направленностей. Дети с ОВЗ имеют возможность обучаться  по реализуемым в образовательном процессе программам в различных творческих объединениях, посещать досуговые мероприятия, принимать участие в концертах, показах мод и причесок, выставках декоративно-прикладного искусства. Обучающиеся с ОВЗ также активно принимают участие в мероприятиях муниципального уровня: выставках изобразительного и декоративно-прикладного творчества, праздничных концертах, новогодних представлениях, рождественском и пасхальном фестивалях. Очень часто дети с ограниченными возможностями безграничны в своих талантах. И педагоги обязаны работать с каждым таким ребёнком индивидуально и кропотливо. Основная часть детей с ОВЗ могут отличаться ослабленной памятью, быстрой утомляемостью, замедленным восприятием, поэтому учебно-воспитательная работа строится с учетом особенностей, ориентируясь на индивидуальность, дозируя учебную нагрузку. Частая смена видов деятельности, физкультминутки на занятиях и репетициях, многократное повторение – обязательные элементы в работе с детьми. Конечно, необходимо постоянно корректировать маршрут, изыскивать эффективные методы работы для успешного обучения, условно говоря, адаптируя для ребенка. Формы и методы работы разнообразны, но все, же опираются на многолетние традиции, совместные праздники и мероприятия. Наши воспитанники, несмотря на свои недуги, заболевания – остаются добрыми, отзывчивыми людьми. Положительные человеческие качества и поступки должны быть приоритетными. Многие традиционные мероприятия ДДТ направлены именно на осознание своих человеческих качеств.

     Еще Л.С. Выготский указывал на необходимость создания такой системы обучения, в которой удалось бы органически увязать специальное обучение с обучением детей с нормальным развитием. Л.С. Выготский выдвинул идею развивающего обучения. Обучение должно вести за собой развитие. В связи с этим, следует определять «зону актуального развития» ребенка, т.е. его возможности, которые могут быть реализованы в самостоятельной деятельности, и «зону ближайшего развития» ребенка, т.е. его потенциальные возможности, которые могут быть реализованы в сотрудничестве со взрослым. «Зона ближайшего развития» характеризует обучаемость ребенка, т.е. способность к усвоению и присвоению передаваемого ему опыта, знаний. Характер обучаемости раскрывает потенциальные возможности ребенка и с их учетом педагог прогнозирует дальнейшее развитие, выстраивает программу работы.

   Принципиальным отличием от общего образования является то, что учреждение дополнительного образования не заставляет ребенка учиться, а создает условия для грамотного выбора каждым содержания изучаемого предмета и темпов его освоения. Ребенок приходит сюда сам, добровольно, в свое свободное время от основных занятий в школе, выбирает интересующий его предмет и понравившегося ему педагога. Старший подростковый возраст позволяет ученику самостоятельно выбирать себе вид деятельности в системе дополнительного образования по интересам, без участия и даже согласия родителей.  

     Творческое объединение «Парикмахерский салон «Юный Цирюльник», в котором обучаются более сорока воспитанников, состоит из разных детей: одаренных детей, с ОВЗ, с девиантным поведением, из неполных семей, сирот и других. Все дети, в том числе с ОВЗ обучаются наравне с другими. Задействованные в процессе обучения педагогические технологии носят инновационный характер, строятся на основе личностно-ориентированного обучения. Содержание, методы и приемы личностно-ориентированного обучения в образовательном процессе по дополнительной общеобразовательной программе «Парикмахерский салон «Юный цирюльник» направлены на то, чтобы раскрыть и использовать субъективный опыт каждого ученика, помочь становлению личности путем организации познавательной и творческой деятельности. В соответствии с вышесказанным, ДОП «Парикмахерский салон «Юный цирюльник» основывается на характеристиках, присущих каждому ученику, гибко приспосабливается к его возможностям и динамике развития. Методическую основу этой технологии составляют дифференциация и индивидуализация обучения. Занятия в кружке – групповые, которые осуществляются путем организации совместных действий, направленных на коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь. Индивидуальные формы обучения осуществляются в виде индивидуально выполненной учеником прически под руководством педагога или самостоятельно. Также можно выделить следующие виды дифференциации групповой деятельности в творческом объединении: одновременная работа со всей группой, работа в парах (условно мастер –

 клиент), одновременная работа со всем коллективом (конкурсы причесок, дефиле).

Дифференциация углубляется и переходит в индивидуализацию обучения. На этом этапе контроля результатов деятельности индивидуальный подход к обучению становится приоритетным: для каждого ученика выстраивается свой индивидуальный учебный план, который гибко приспосабливается к возможностям и динамике развития каждого ученика. На этом этапе требуется педагогическая поддержка, которая позволит адаптировать содержание, методы, формы, темп обучения к индивидуальным особенностям каждого обучающегося, следить за его продвижением в обучении, вносить необходимую коррекцию. Мотивационная и смысловая позиция обучающихся творческом объединении детей с ОВЗ: сотворчество, сотрудничество, обогащение мотивов учения и познания, появление творческой деятельности, самоактуализация, утверждение достоинств личности.

     Многообразие форм взаимодействия в творческом объединении «Парикмахерский салон «Юный цирюльник» (педагогов и обучающихся, учащихся друг с другом, детей с родителями, и т.д.) сохраняет высокий уровень активности обучающихся. Присутствие родителей и педагогов на практических занятиях в качестве «клиентов», участие педагогов и родителей в конкурсах причесок и дефиле в качестве членов жюри или зрителей – также способствуют формированию основ активной социализации детей.

Учащийся с ОВЗ не может учиться ниже своих возможностей, не может остаться равнодушным участником или сторонним наблюдателем бурно текущей жизни. Это атмосфера комфорта и психологической безопасности на занятиях творческого объединения. Уже к концу первого года обучения у обучающихся, включая детей с ОВЗ, развивается устойчивый интерес к парикмахерскому искусству, происходит включение их в собственное культурное развитие и формирование активного участия в социальной среде. К освоенным на первом году обучения прическам   и укладкам добавляются навыки более сложных по выполнению причесок, коррекция лица прической, моделирование образа. Задания продолжают следовать в логике возрастающей значимости получаемого результата. Моделируя сценический образ, корректируя внешность прической или цветом, сравнивая разные точки зрения в решении выдвинутой проблемы, обучающиеся находят самостоятельный способ решения поставленной задачи. Реализация этого метода позволяет развить эстетический вкус, креативность мышления, творческий потенциал каждого ребенка.

     Прическа – один из элементов мировой и национальной культуры. В ней, как в капле воды, отражен огромный мир: политические и исторические события, опыт народов, темперамент и образ жизни, культурные особенности, художественные направления и стили, взаимоотношения мужчины и женщины, изменения моды и т.д. Знакомство с историей создания прически способствует приобщению детей с ОВЗ к достижениям мировой парикмахерской культуры, помогает лучше понять быт разных народов. Изучение истории развития Российского парикмахерского искусства помогает глубже понять и почувствовать свои национальные особенности и традиции. Парикмахерское искусство как культура может быть одним из видов арт-терапии для детей с ОВЗ.

    Успешность освоения программы, индивидуальный подход к каждому ребёнку, созданные условия для творческого развития детей с ограниченными возможностями дают свои положительные результаты.

     Таким образом, наше учреждение стремится всеми доступными средствами обеспечить условия получения творческого развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

     Предложенная модель организации образовательного процесса в творческом объединении «Парикмахерский салон «Юный цирюльник» может использоваться в системе дополнительного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.

     Парикмахерское искусство как культура может быть одним из видов арт-терапии для детей с ОВЗ.

.