Формирование духовно-творческого потенциала в процессе обучения дисциплины « Рисунок»

Чайковская Наталья Александровна

Формирование духовно-творческого потенциала в процессе обучения дисциплины  « Рисунок»

 

Важной задачей современного этапа общественного развития являются

изменения в развитии художественного образования.

Духовно-творческий потенциал у обучающихся  является ценнейшим

Ресурсом. Этот потенциал нужно правильно сформировать,

развивать и рационально использовать. Наряду с этим возникает проблема

диагностики обогащения и реализации знаний, умений, навыков и творческих

способностей студенчества. Такую сложную задачу можно решить благодаря

усилиям педагогов, активистов общественных организаций

и объединений. Осознается также необходимость формирования новой

педагогической парадигмы, которая предусматривала бы изменение

методологических ориентиров, определяла новую стратегию и тактику

педагогического процесса. Все это требует радикальной переориентации

методик обучения, общения и духовно-творческой деятельности студенческой

молодежи в новых измерениях социального пространства и времени

демократического государства.

Стратегические цели образования связаны с решением проблем развития

российского общества, включая преодоление духовного кризиса.

Художественное образование – это процесс овладения и присвоения

человеком художественной культуры своего народа и человечества, один из

важнейших способов развития и формирования целостной личности, ее

духовности, творческой индивидуальности, интеллектуального и

эмоционального богатства (из концепции художественного образования в

Российской Федерации).

Однако необходимо признать, что переход на рыночные принципы

функционирования экономики вызвал коммерциализацию также и

образовательной деятельности, что проявилось в дифференциации знаниевого и

воспитательного компонентов. При этом доминирующее внимание в системе

образования, в том числе и художественного, уделяется технологизации

контроля знаниевой подготовки (тестирование) и акцент ставится на результат

обучения, тем самым процесс формирования духовно-ценностной мотивации

студентов отходит на задний план.

Свертывание духовно-воспитательного компонента в образовательной

деятельности во многом способствуют тому, что традиционные для

отечественной культуры представления о единстве и тесной взаимосвязи

знаний и духовности уходят в прошлое. Получение знаний рассматривается

теперь не как источник духовного роста личности, а как основа карьерного и

потребительского роста. Эта тенденция усиливается вовлечением Российского

образования в процесс глобализации, который унифицирует и технологизирует

интеллектуальные виды деятельности.

Эти и другие моменты негативно сказываются на духовном состоянии

обучающихся, способствуют отчуждению будущего человеческого капитала

России от духовных целей и ценностей. Иными словами, налицо кризис

российской культурной традиции – разрыв духовности и образования.

Устоявшиеся социализационные дисфункции образования влекут за

собой сокращение объема передачи общекультурных, духовно-нравственных,

эстетических ценностей, фиксацию и закрепление устойчивых деформаций

социальной позиций и рост контркультурных ориентаций учащейся молодежи,

углубление ценностного конфликта.

Казалось бы, что именно в современную эпоху должно возрастать и

повышаться роль реалистического изобразительного искусства как духовного

посредника между людьми, как мощного противовеса влиянию

беспредметности и натурализма в художественном творчестве и

всеобъемлющей власти капитала в обществе, как рычага, способного повернуть

вспять процессы его духовной деградации. Однако на сегодняшний день

усиливается повсеместно утрата подлинно реалистических ценностей и

традиций в системе художественного образования. Об этом говорит падение

уровня профессионального искусства, его «духовное обесценивание»,

снижение качества академической подготовки студентов во многих

художественных вузах России и зарубежья.

Глобальные мировые процессы влекут за собой как слияние и потерю

самобытности национальных культур, так и обезличивание конкретного

индивида. Повсеместное внедрение новых информационных технологий,

позволяющих людям жить «не вдумываясь», «не познавая», а всего лишь с

легкостью получая знания в готовом виде, ведет к снижению общекультурного

уровня и духовному «усреднению» людей. Изобразительное искусство в глазах

обывателя постепенно утрачивает свою ценность как источник духовного

познания мира.

Проблема портретного творчества особенно актуальна в наши дни, ибо в

современную, во многих отношениях переломную эпоху, происходит

всесторонняя деформация образа человека, приводящая к его разрушению в

изобразительном искусстве.

Рисунок человека — основа изобразительного искусства. Трактовка

портретных образов как ничто другое отражает специфику времени и

мировоззрение художника, художника-дизайнера. Из всех жанров искусства

портрет является наиболее всеохватывающим, информационно и духовно

емким.

Художник познает любое явление действительности всегда через призму

личности. Любой жанр изобразительного искусства — в том числе и

натюрморт, и пейзаж — это своеобразное изображение человека, ибо все сущее

рассматривается художником с точки зрения его отношения к человеку,

восприятия человеком.

Будущий дизайнер или художник не сможет познать все богатство и

глубину взаимоотношений личности и окружающего мира, не освоив с

профессиональной точки зрения.

Особое звучание эта проблема приобретает при подготовке специалиста,

который призван передавать свой опыт новым поколениям. Именно через

творческое осмысление образа человека формируется мировоззрение будущих

специалистов творческих профессий, в том числе и дизайнеров, обогащается их

внутренний мир, повышается общекультурный и профессиональный уровень,

раскрывается заложенный в каждом из них духовно-творческий потенциал.

Между тем опыт педагогической деятельности показывает, что студенты

художественных вузов вообще и дизайнерских факультетов в частности

испытывают наибольшие затруднения именно при рисовании живой натуры. А

создание портрета, т. е. изображения человека, одухотворенного неповторимым

авторским эмоционально-эстетическим видением, порой становится для них

абсолютно непосильным. Решение такой глобальной задачи, как формирование

мировоззрения подрастающего поколения, требует комплексного подхода к

обучению академическому рисунку. Именно поэтому в современных условиях

подготовка квалифицированного специалиста в нашей области не может

ограничиваться приобретением умений и навыков грамотного изображения

человека, но требует решения ряда задач,

проверке наиболее эффективных путей и методов педагогического воздействия

на обучающихся.

Непременным условием профессиональной подготовки студентов по

академическому рисунку портрета является установка на художественнообразное осмысление натуры на всех этапах обучения.

Одним из важнейших условий формирования художественного образа в

академическом рисунке портрета является педагогическая установка на

всестороннее осмысление студентами этико-эстетической платформы

категории «художественный образ» в совокупности с изучением законов

реалистического изображения.

При этом формирование художественного образа в академическом

рисунке портрета, выполняемом, например, в технике мягких графических

материалов, является единство педагогических воздействий, направленных, с

одной стороны, на овладение студентами основами графической техники, а с

другой стороны, на глубокое осмысление эстетической и изобразительной

взаимосвязи образа и материала, умения соотносить материал и образные

задачи рисунка. А для повышения уровня художественно-образного

осмысления действительности в академическом рисунке портрета учебный

процесс необходимо построить таким образом, чтобы на всех его этапах

выработка изобразительных умений и навыков шла параллельно с

формированием художественно-образного мышления (организация восприятия

натуры и рисунка, и формирование умения оперировать образами восприятия,

памяти, представления, воображения с целью создания художественного

образа, развитие эстетических эмоций, раскрытие потенциала творческой

интуиции).

Ввиду наличия в художественном образе субъективного начала в

процессе обучения академическому рисунку портрета необходимо учитывать

индивидуальные особенности художественно-образного мышления и

эмоционально-волевой сферы каждого студента.

По словам Микеланджело, «...рисунок - есть высшая точка и живописи, и

скульптуры, и архитектуры; рисунок является источником и душой всех видов

живописи и корнем всякой науки». Преподаватель рисунка не только передает

студентам знания и умения, но также оказывает значительное влияние на

становление их мировоззрения, этических и эстетических взглядов.

Духовно-творческий потенциал художника-педагога, дизайнера — это совокупность способностей, определяющих их самореализацию и саморазвитие,

позволяющих реализовать творческие продуктивные потенции собственной

деятельности и деятельности студентов (обучающихся); духовно-творческий

потенциал художника-педагога, студента выступает «инструментом» для создания

нового продукта совместной педагогической деятельности. Поэтому нам

представляется очень важным вопрос о том, с какой философско-эстетической

позиции художник-педагог подходит к преподаванию академического рисунка,

прежде всего к изображению человека.

Преподавание академического рисунка, с нашей точки зрения, может

рассматриваться и изучаться только с реалистических позиций с учетом

субъективного компонента посредством целенаправленного педагогического

изучения особенностей личности каждого студента и применения

индивидуального подхода в обучении рисунку.

Список литературы

1. Гладышев, Г.М. Педагогические условия духовно-творческого потенциала

будущего художника-педагога : Дис. канд. пед. наук. – Оренбург, 2000, – 204 с.

2. Зива, В.Ф. Инновационное дизайн-образование и процессы его внедрения в

практику // Современные технологии в дизайн-образование: материалы

докладов III Всероссийской научно-практической конференции. Часть г. - Сочи.

2006. 49-52.

3. Коробко, Ю.В. Постановка глаза на живописное восприятие цвета:

Монография-Краснодар. 2005. - 187с

4. Сидоренко, В.Ф. Генезис проектной культуры и эстетика дизайнерского

творчества: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора

искусствоведения – М.: ВНИИЕЭ, 1990.

5.Стор, И.Н. Смыслообразование в графическом дизайне. Учебное пособие для

студентов вузов по специальности «Художественное проектирование

текстильных изделий» – М.: МГТУ им. А.Н.Косыгина, 2003

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx0 байтов

Предварительный просмотр: