Методическое описание "Спонтанность в инфернальном образовании"

Мельникова Наталья Александровна

При информальном приобретении навыков и умений человек часто действует неосознанно, спонтанно, что позитивно сказывается на итоговом результате процесса. Психологи продолжают анализировать особенности развития личности в условиях этого процесса. Я рассмотрю несколько тем занятий, методическое решение которых было абсолютно спонтанно, но привело к замечательному, на мой взгляд результату.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл emt_2019_melnikova_n.a.docx20.85 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Дом детского творчества «Союз» Выборгского района Санкт-Петербурга»

«Информальное образование – как спонтанная, самостоятельная познавательная деятельность»

Автор: Педагог дополнительного образования

Мельникова Наталья Александровна

Санкт-Петербург

2019

Информальное образование – это в педагогике самостоятельная познавательная деятельность, которая сопровождает повседневную жизнь. Она не предполагает обязательного целенаправленного характера, может рассматриваться как спонтанная. Информальное образование реализуется благодаря личной активности индивидов в культурно-образовательной среде. К примеру, в ходе чтения, общения, при посещении театра, при знакомстве со статьями газет и журналов. Взрослый человек использует образовательный потенциал современного общества для собственного развития и совершенствования.

Методики исследования, используемые для анализа этой формы, показали, что такой способ получения знаний можно считать саморазвитием. При информальном варианте приобретения навыков и умений человек часто действует неосознанно, спонтанно, что позитивно сказывается на итоговом результате процесса. Психологи продолжают анализировать особенности развития личности в условиях этого процесса.

Я рассмотрю несколько тем занятий, в течение этого учебного года, методическое решение которых, было абсолютно спонтанно, но привело к замечательному, на мой взгляд, результату.

  1. «Магазин «Мамины радости» и «Новогодние сладости и радости».

Приступая к теме года «театр», мы с Татьяной Васильевной Бабич, решили посетить музей театра, чтобы направить мысленную деятельность в эту сторону, окунуться в историю театра, натолкнуть себя на какие то идеи. Но, поскольку на носу была выставка «Мамина нежность», мы еще думали и об этом. И после музея, прогуливаясь по Невскому, начали, заглядываться на витрины магазинов и тут, внезапно, мы подумали . что все женщины мира, обожают покупки. Далее, мы зашли в Елиссейский , заглянули надолго в Пассаж и везде фотографировали какие то интересные детали: Вешалки для шляп, ювелирные витрины и украшения, кафе, манекены, витрины со сладостями, магазин игрушек и многое другое. Нам самим стало увлекательно и интересно. На первом занятии я просто показала историю нашей прогулки по фотографиям и дети тут же захотели сделать каждый свой магазинчик и свою маму. К сдедующему занятию, я подготовила подборку работ современных художников с пространственным решением темы и работа закипела. Дети рисовали, клеили, придумывали слоганы и на свет появились и магазины для животных и магазины игрушек и многое другое. Но, поскольку в магазинах начали появляться уже новогодние украшения и подарки, то тема получила, дальнейшее развитие и переросла, как снежный ком и в другую работу. Получились коллективные работы со студией «Жираф» и обе они получили диплом победителя и на районной выставке «Мамина нежность» и на городской «Рождество в Санкт-Петербурге». Так наша спонтанная прогулка получила такое продолжение в профессиональной деятельности. А некоторые дети посетили музей театра вместе с родителями, потому что , где еще можно прокатиться на царском троне и увидеть карнавальную фигуру, которая начинает светиться при твоем приближении.

  1. Работа «Жители музыкального города».

Раздумывая на тему музыки, которая очень обширна, я решила показать детям подборку советских мультфильмов про композиторов и порисовать на эту тему. Подборку эту я сохранила в своих запасах уже давно, и вопроса с выбором темы у меня не было. Но, вдруг, совершенно спонтанно, я решила посмотреть, а что же еще сделала современная мультипликация на тему музыки и нашла удивительный мультфильм про приключения детей в музыкальном городе. В нем были и обучающие моменты про классификацию музыкальных инструментов, про историю некоторых из них и герои были удивительно симпатичные и характерные. Мне очень понравился фильм самой и прямо накануне занятия, я полностью поменяла концепцию решения темы. Я не ожидала, но дети смотрели не отрываясь и потом додумывали истории, которые происходили с жителями города, некоторые мы записали и даже сделали газету «Музыкальная жизнь». А из рисунков построили музыкальный город.

  1. Работа «Театр Теней»

При подготовке к международной выставке «Комната моей мечты», где ведущей темой был свет и светильники, мысли были вялыми и скучными. Ничего особенного делать не хотелось, к тому же рисунки на эту тему были сделаны в начале года. Но тут, собираясь в театр, я нечаянно наткнулась на информацию об очень интересном московском театре Теней и в доступе оказалась любительская съемка их спектакля для детей «Сказка, которая никогда не была написана». В нем очень четко были показаны теневые эффекты при увеличение расстояния от света и при пересечении с другими объектами. К тому же смысл и мораль спектакля оказались на удивлении светлыми. Детям я спектакль показала скорее из любви к театральному искусству. Но они все захотели сделать свой театр. Пришлось выдать им ножи и маленькие ножницы, хотя я всегда очень боюсь за безопасность этих моментов. Но, на удивление, все получилсь. Вырезали, высунув язык от удовольствия. Играли в них потом тоже.Сделали и круговые композиции и отдельные силуэты на палочках. Круговые вошли в совместную коллективную работу со студий «Жираф» и «Керамика», «Свет любимых сказок». И, главное, эта работа, стала откликом на тему года «Театр». Причем, откликом , совершенно спонтанным и незапланированным.

Спонтанность и творчество неразрывно связаны между собой.

По большому счету, все, что нужно для счастья и творчества, это большой запас спонтанности.
Спонтанность - это свободный поток жизненной энергии.
Чем больше спонтанность у человека, тем лучше он себя чувствует, и физически, и морально.
При высоком уровне спонтанности человек не чувствует ни тревоги, ни ограничений, он чувствует себя так, будто парит в небесах и море ему по колено.

 Такой человек и педагог притягивает к себе и детей и идеи для работы. Все идеи, рожденные спонтанно, были подхвачены детьми с удовольствием, дополнены и развиты ими. Это было совместное творчество, к нашей обоюдной радости. И все эти работы получили дипломы победителей, что тоже немаловажно.