ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Лето - style»

Журкина Марина Юрьевна

 Программа помогает решить задачу летней занятости учащихся и провести первые опыты по созданию дизайна  костюма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_16_chasov_leto-style.docx46.94 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации муниципального образования

город Новороссийск

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

 Центр дополнительного образовния ИРЦ «Школьник-2»

муниципального образования город Новороссийск

                                   

                                       

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ХУДОЖЕСТВЕННОЙ   НАПРАВЛЕННОСТИ

«Лето - style»

Уровень программы:__________ознакомительный________________________________

Срок реализации программы:____1 месяц (16 часов)______________________________

Возрастная категория: от 8 до 12 лет

Вид программы: ____________авторская________________________________________

Автор-составитель:

Журкина М.Ю.

г. Новороссийск, 2019

Содержание

Титульный лист

1

Содержание

2

I

Комплекс основных характеристик программы

3

2

Пояснительная записка

3

1

Направленность программы

3

2

Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность

3

3

Отличительные особенности

3

4

Адресат программы

3

5

Уровень программы, объем и сроки реализации

3

6

Формы обучения

3

7

Режим занятий

3

8

Особенности организации образовательного  процесса

3

3

Содержание программы

4

1

Цели и задачи

4

2

Учебный план

4

3

Содержание учебного плана

4

4

Планируемые результаты

5

5

Критерии результативности программы

6

II

Комплекс организационно-педагогических условий

6

1

Календарный учебный график программы

6

1

Условия реализации программы

6

2

Формы аттестации

7

2

Оценочные материалы

7

3

Методические материалы

8

1

Методы обучения и воспитания

8

2

Технологии

9

3

Формы организации учебного занятия

9

4

Алгоритм учебного занятия

9

III

Список литературы

10

1

Основная  и дополнительная учебная литература 

10

1

Литература для учащихся

10

2

Литература для   родителей

10

2

Интернет-источники

10

Раздел I. Комплекс основных характеристик программы

I. 2. Пояснительная записка

I. 2.1.Направленность программы – художественная

I. 2.2.Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность

Новизна:

- комплексная

- интегрированная

Актуальность:

- организует  летнюю занятость учащихся;

- помогает детям   реализовать себя в творчестве;

- обеспечивает  сопровождение учащихся  при первых опытах создания образа костюма.

Практическая  значимость:

- обеспечивает создание яркого, выразительного художественного образа;

-  позволяет использовать  различные художественные техники;

- помогает определить и создать  свой стиль в одежде.

Педагогическая целесообразность:

- учитывает интересы учащихся;

- развивает визуальное мышление (фантазию, зрительно-образную память и воображение, эмоционально-эстетическое восприятие окружающих вещей)

I. 2.3.Отличительные особенности

- предполагает использование  разнообразных составляющих   дизайнерской деятельности: рисование  с натуры и по воображению, стилизацию,  композицию и проектирование костюма, цветовое решение и декорирование изделий;

- позволяет  оперативно  реагировать на запросы учащихся.

I. 2.4. Адресат программы

Принимаются дети в возрасте 8-12  лет. Наполняемость группы– 10-12 человек

Комплектация групп проводится без предварительного отбора детей по способностям и уровню подготовки, по принципу открытости и добровольности согласно Уставу учреждения. Группы могут быть скомплектованы разновозрастным составом детей.

I. 2.5. Уровень программы, объем и сроки реализации

Уровень программы – ознакомительный.

Объем программы – 16 часов

Срок реализации  программы – 1 месяц

I. 2.6. Форма обучения - очная

I. 2.7. Режим занятий

Общее количество часов – 16 часов

Количество часов в неделю – 4 часа

Количество занятий в неделю – 2 занятия по 2 часа, Один час  составляет 40 минут, после каждого часа – перерыв  10 минут.

I. 2.8. Особенности организации образовательного  процесса

Состав группы постоянный. Занятия групповые с ярко выраженным индивидуальным подходом, включают теорию и практику.

Образовательный процесс носит  деятельностный  характер, создает возможность учащимся активно погружаться в сферу дизайнерской  деятельности. На практику  отводится подавляющее количество учебного времени. Теория  предваряет практику или включается непосредственно в ходе  выполнения практических задач.

I. 3. Содержание программы

I. 3.1. Цели и задачи

Цель  программы:    

- развить  творческие способности обучающихся в области фешн-дизайна;

- занять детей интересным делом в период летних каникул.

Основные задачи:

предметные

 ознакомить  с понятиями: пропорция, форма, композиция,  цвет в фешн-дизайне;

 сформировать умения и навыки работы с изобразительными материалами;

 развить индивидуальные способности в вопросах конструирования и моделирования одежды;

 освоить правила техники безопасности;

личностные

 пробудить воображение и раскрывать творческие способности;

 сформировать интерес к продолжению занятий по данному направлению;

метапредметные

 развить образное, художественное восприятие окружающей действительности;

 воспитать аккуратность и стремление доводить начатое до конца;

 развить навыки здорового образа жизни.

I. 3.2.Учебный план

№ тем

№ занятия

Разделы и темы

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

1

1

Вводное занятие. Техника безопасности.

Составляющие костюма

2

0,5

1,5

Выполнение работы

2

2

Композиция костюма

2

0,5

1,5

опрос

3

3

Летние цвета в костюме

2

0,5

1,5

Выполнение работы

4

4

Формообразование в костюме

2

0,5

1,5

Выполнение работы

5

5

Силуэт

2

0,5

1,5

Выполнение работы

6

6

Обьединение моделей в коллекцию

2

0

2

Выполнение работы

7

7

Пропорции костюма

2

0,5

1,5

опрос

8

8

Дизайн своей одежды

2

0

2

Показ изделия

ИТОГО:

16

3

13

I. 3.3.Содержание учебного плана

1. Вводное занятие. Техника безопасности. Составляющие костюма.

Теория: теоретические основы проектирования костюма. Терминология художественного проектирования одежды. Основные элементы костюма.

Практика:  выполнение костюма из элементов журнала мод (аппликация)

2. Композиция костюма

Теория:  композиция  как средство художественного проектирования. Детали композиции. Уравновешивание композиции.

Практика: исполнение композиций из геометрических фигур и линий.

3.Летние цвета в костюме

Теория: значение цвета в костюме. Коррекция фигуры цветом. Иллюзии восприятия цвета.

Практика: выполнение эскиза костюма из цветовых пятен (акварель).

4. Формообразование в костюме

Теория: базовая форма костюма. Изменение формы.

Практика: рисование с натуры (наброски). Изменение базовой формы костюма натуры.

5. Силуэт

Теория: линии формы; виды силуэтов. Вид поверхности формы. Размер и масса формы.

Практика: исполнение акварельных силуэтов  разными способами (раздуванием, переливанием,  пятнами, линиями и др.)

6. Обьединение моделей в коллекцию

Практика: процесс создания модной коллекции, коллаж из разнее созданных набросков и эскизов, обьединение их в коллекцию.

7. Пропорции костюма

Теория: понятие пропорции как средство гармонии.

Практика: исполнение эскиза авторского костюма с аксессуарами (акварель, гелиевые ручки)

8. Дизайн своей одежды

Практика: разработка принта, исполнение его на одежде (акрил)

I. 3.4. Планируемые результаты

Предметные результаты:

Теория:

 - понятие об основных и дополнительных  цветах, цветовых оттенках

 - понятие об основных приемах композиции (выделение главного, подчинение ему второстепенного);

- начальные знания о фигуре и пропорциях человека

Практика:

- навыки работы с основными инструментами и материалами для фешн-эскизов;

- умение передавать цвет и форму задуманного костюма;

- умение самостоятельно составлять композиции и разработать принты для дизайна своей одежды;

Личностные результаты:

- ценностно-смысловые – воспитание эстетического  вкуса, умение видеть красоту окружающего мира;

- общекультурные - уважительное отношение к результатам своего и чужого творчества;

- учебно-познавательные - ответственное отношение к занятиям;

- информационные -  готовность к саморазвитию, к самостоятельному поиску дополнительного материала для изучения;

- коммуникативные - умение работать в коллективе сверстников;

 - социально-трудовые - умение сосредоточиться, проявить терпение, аккуратность и усидчивость.

Метапредметные результаты:

- развитие визуального мышления и воображения;

- интерес к  экспериментальной деятельности в сфере фешн - дизайна;

- потребность к самовыражению;

- наличие  мотивации к продолжению обучения по данной направленности.

I. 3.5. Критерии результативности программы:

Итог реализации программы:

- наличие у учащихся к концу обучения общих представлений о деятельности фешн - дизайнера;

- появление у учащегося первичного интереса к деятельности в данной предметной сфере

- умение создать авторское произведение

Итог обучения:

- переход на базовый уровень не менее 25% учащихся.

II.Комплекс организационно-педагогических условий

II. 1.Календарный учебный график программы

Тема

Форма занятия

Форма контроля

Кол-во

часов

теория

Прак

тика

Дата

план

факт

Вводное занятие. Техника безопасности.

Составляющие костюма

Беседа, инструктаж

практическое

Выполнение работы

2

0,5

1,5

Композиция костюма

Беседа,

практическое

опрос

2

0,5

1,5

Летние цвета в костюме

Презентация

практическое

Выполнение работы

2

0,5

1,5

Формообразование в костюме

Беседа,

практическое

Выполнение работы

2

0,5

1,5

Силуэт

Мастер-класс

практическое

Выполнение работы

2

0,5

1,5

Обьединение моделей в коллекцию

практическое

Выполнение работы

2

0

2

Пропорции костюма

Беседа,

практическое

опрос

2

0,5

1,5

Дизайн своей одежды

практическое

Показ изделия

2

0

2

II. 1.1.Условия реализации программы

Для реализации программы требуется педагог, обладающий профессиональными знаниями в области дизайна, знающий специфику ОДО, имеющий практические навыки в сфере организации образовательной  деятельности детей.

Данная программа может быть реализована при наличии следующего материально-технического обеспечения:

- обстановка в учебном кабинете должна соответствовать содержанию программы,  постоянно обновляться учебным материалом и наглядными пособиями,  иметь демонстрационное пространство для просмотра и выставки   работ, соответствовать требованиям эргономики;

- кабинет должен быть оборудован ученическими столами, столом для педагога, ученической доской.

- наличие компьютера, интернета, проектора.

Графические и живописные  работы на плоскости выполняются на чертежной бумаге формата А-4 простым карандашом, маркерами, фломастерами, гелиевыми ручками, акварельными красками. Используются   линейки, лекала, шаблоны, трафареты и пр.

Кадровые условия реализации программы: требуется педагог, обладающий профессиональными знаниями в данной предметной области.

II. 1.2. Формы аттестации

Формы аттестации

Содержание

Формы

 проведения

Оценки

 Сроки

Входная диагностика

Мотивация  поступления и причины выбора направленности, уровень подготовки

Собеседование

Наличие мотивации

подготовка

или ее

отсутствие

Момент поступления

Определение исходного уровня  знаний учащихся перед началом учебного процесса

Беседа, просмотр работ уч-ся или их фото

Уровни

высокий

средний

низкий

Итоговая

аттестация

   

Соответствие результатов освоения программы заявленным целям и планируемым

результатам

Просмотр портфолио, собеседование по работе учащегося

Уровни

высокий

средний

низкий

В конце обучения

Критерии результативности входной диагностики:

Мотивация  поступления и причины выбора направленности, уровень подготовки (собеседование):

- наличие желания у  учащихся и родителей посещать занятия по выбранному виду деятельности

- наличие предварительной подготовки в УДО

- наличие самостоятельных или ранее выполненных  работ или их отсутствие  

Критерии оценки итоговой аттестации:

Портфолио

Параметры оценки

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

1

Рост УУД

Ярко выраженный рост  при выполнении заданий

Средний рост при выполнении заданий

Минимальный рост или его отсутствие

2

Самостоятельность

идеи и поведения работы

Самостоятельность идеи и выполнения работы

Помощь педагога в проведении работ при самостоятельной идее

Работы выполнены по идее педагога и проведены с его помощью

3

Аккуратность исполнения

Аккуратно выполненные и оформленные работы

Имеются погрешности  в исполнении работ

Небрежное исполнение работ

Собеседование

Параметры оценки

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

1

Анализ учащимся своей работы (по выбору)

Четко названа тема, материалы, способы, техники выполнения задания.

Названа тема, частично материалы, способы, техники выполнения задания

Не может описать способы, техники выполнения задания

II. 2. Оценочные материалы

Для оценки предоставляются  творческие работы по  темам программы.

II. 3. Методические  материалы

II. 3. 1. Методы обучения: словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично - поисковый, проблемный.

Методы  воспитания:  убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация.

II. 3. 2. Технологии:

- проблемного, диалогового, дифференцированного обучения;

- игровые, репродуктивные, творческо-продуктивные технологии, направленные на формирование устойчивой мотивации к выбранному виду деятельности и самообразованию;

- здоровьесберегающая технология.

Особое внимание уделяется рефлексии.

II. 3. 3. Формы организации учебного занятия: беседа,  практическое занятие, мастер - класс, презентация, выставка.

Тематика и формы методических материалов

Формы

Методическая продукция и материалы

Наглядные пособия

Образцы изделий, фотоматериалы, иллюстрации, работы учащихся, журналы мод

Медиа пособия

презентации, коллекции изображений

Раздаточный материал

Графические изображения моделей

Учебники, книги

Литература и журналы по темам программы

Учебные пособия для педагога

Материалы интеренет по темам программы, методические разработки педагогов - дизайнеров

II. 3. 4. Алгоритм учебного занятия

Этап  подготовительный:

- организационный - подготовка учащихся к работе на занятии

- проверочный – повторение пройденного. выявление пробелов и их коррекция

Этап основной:

- подготовительный - сообщение темы, цели занятия и мотивация  деятельности учащихся

- усвоение новых знаний и способов действий - использование заданий и вопросов, которые активизируют познавательную деятельность учащихся

- первичная проверка понимания изученного - применение тренировочных упражнений и практических заданий, которые выполняются самостоятельно учащимися

- обобщение и систематизация знаний –коррекция выполняемых  практических заданий

- контрольный - использование  устного опроса, просмотр работ

 Этап итоговый:

- итоговый - анализ и оценка успешности достижения цели, определение перспективы последующей работы

- рефлексивный - мобилизация учащихся  на самооценку результативности работы

- информационный - обеспечение информации о дальнейших темах занятий.

III. Список литературы

Для педагога:

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» .

2. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.

3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления  образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 января 2014 г. № 2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»

5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

 6. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ от 18.11.2015 г. Министерство образования и науки РФ.

7. Краевые методические рекомендации по разработке дополнительных общеобразовательных программ и программ электронного обучения от 15 июля 2015 г., составитель И.Рыбалева.

8. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 2004. – 320 с.

9. Современная энциклопедия «Мода и стиль». М.: ООО «Мир энциклопедий Аванта-плюс», 2006.

10.Джеки Шоу. Шаг за шагом. Курс живописи. Руководство для начинающих по цветоведению, композиции и декоративной росписи. - М., 2005.

11.Ваш гардероб-стиль-имидж. Сост. И.Демидова – Минск:       Миринда, 2000

12.Графический рисунок фигуры человека/Практическое руководство – ГОУХМАО - Югра ИПКиРРО, 2007

13.Дудникова Г. П. История костюма. Серия «Учебники XXI века»- Ростов н/Дону : Феникс, 2001

14.Ерзекова Н. В. Искусство красиво одеваться – Рига: Импакт , 1992

15.Зборовский Е. М. По законам красоты – М: Советская Россия, 1988

Литература для детей и родителей:

1. Малахова Е.Е. Лучшие идеи для домашней мастерской. –  М., Академия развития, 2010. – 224 с

2. Орнамент всех времён и стилей (в 4-х книгах-альбомах). – М., 1995.

3.Модельерский набросок/Практическое руководство – ГОУХМАО - Югра ИПКиРРО,2007

4.Орлова Л. В. Азбука моды – М: Просвещение, 1992

5.Пармон Ф. М. Композиция костюма: Учебник для вузов – М: Легпромбытиздат,1984

6. Рачицская Е. И. Сидоренко В. И. Моделирование и художественное                                                          оформление одежды. Серия «Учебники и учебные пособия» - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002

Интернет-источники:

1.https://www.almanahpedagoga.ru

2.https://1сентября.рф

3.https://www.art-teachers.ru

4.https://planeta.ru