Рабочая программа по предмету «Основы дизайн-проектирования».

Кускунова Людмила Владимировна

Рабочая программа. ФГТ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл " Основы дизайн-проектирования"25.32 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по предмету

«Основы дизайн-проектирования».

Преподаватель Л.В. Кускунова.

2018-2019 год.

5/5 класс

Пояснительная записка

     Предмет «Основы дизайн-проектирования» направлен на формирование  у учащихся  необходимых знаний и представлений о дизайне, его основных понятиях, художественных особенностях, выразительных средствах, навыков и умений в   выполнении дизайнерских работ.     Данный предмет развивает творческое мышление и формирует практические и технические навыки по данной специальности.

      На занятиях по «Основы дизайн-проектирования»  учащиеся знакомятся с  видами дизайнерской деятельности: графический дизайн, текстильный, дизайн интерьера и костюма.      

       Новизна  этой программы заключается в определенном подборе тем и изучаемых техник, а также c ознакомлением с материальным наследием и культурными традициями народов Севера.

       Программа  отвечает современным тенденциям развития образования, является актуальной, так как профессия дизайнера получает все большую востребованность в настоящее время  в рыночной экономике, связанную с повышением роли рекламы в отрасли торговли и бизнеса. Задачи и цели соответствуют основным направлениям в современном дополнительном образовании и тенденциям в изобразительном искусстве нашего времени. Данная программа помогает ориентировать и  подготовить учащихся для поступления в соответствующие художественные учебные заведения по специальности.

        Так как предмет «Основы дизайн-проектирования»  способствует развитию творческого потенциала, воспитывает эстетический вкус, формирует умения и навыки работы с различными материалами, создает цельное представление о видах деятельности художника-дизайнера,    то ведение этого предмета в детской школе искусств является педагогически целесообразным.

Цель программы:

       Познакомить учащихся с различными видами деятельности художника-дизайнера, освоить практические навыки по выполнению дизайнерских  работ, подготовить для поступления в соответствующие учебные заведения.

Задачи программы:

        Развитие креативного мышления, творческих способностей учащихся.

Обучение навыкам и умениям в работе над практическими заданиями, осмысление языка дизайна, его особенностей и условностей.

Воспитание у учащихся высоких эстетических критериев.

Интеллектуальное развитие учащихся, расширение их кругозора на базе широкого охвата тем по дизайну.

        Обучение основным приемам составления дизайнерской композиции на плоскости и методам изготовления объемно-пространственной композиции, чувству цветовой гармонии.

Принципы построения программы:

Постепенное усложнение заданий.

Закрепление полученных знаний в ходе выполнения последующих заданий.

         Программа рассчитана  на учащихся от 11лет  до 14 лет, с4 по 5 класс. Данная рабочая программа рассчитана на 5 год обучения. По учебному плану на   предмет  «Основы дизайн-проектирования» отводится по 1 часу в неделю. В   учебном году 34 часа.

         Занятия проводятся в коллективной форме. Возможны интегрированные уроки со смежными дисциплинами.  Методы, используемые на уроке: наглядно-зрительный, словесный, аналитический, образный рассказ о предмете, беседа, поэтическое слово в сочетании с  музыкой, практические методы обучения.

        В данной программе применяются следующие виды учебной деятельности: учебно-практическая, учебно-теоретическая, творческая, культурно-просветительская. Использование различных педагогических технологий обучения: технология разно - уровнего обучения,  объяснительно-иллюстративная, игровая, творческая.

         В программе предусмотрены следующие виды контроля:

Текущий контроль на каждом уроке.

Оценка за четверть.

Годовая оценка.

Итоговый просмотр.

       Критерии оценок:

Оригинальность замысла.

Художественная выразительность изделия.

Грамотное композиционное решение.

Колористическая гармония.

Соответствующий возрасту уровень владения техникой и материалами.

Аккуратность и качество исполнения.

       В конце всего периода изучения  предмета «Основы дизайн-проектирования»  учащиеся должны знать:

       Понятия: графический дизайн, текстильный дизайн, промышленный, средовой, фотодизайн, дизайн костюма и интерьера. Вырезка, буквица, шрифт, трафарет, коллаж, аппликация. Динамика, статика, акцент, доминанта,  симметрия, асимметрия, равновесие в композиции, орнамент, элемент орнамента, мотив, ритм, виды орнамента, стилизация, раппорт. Витраж, художественный текстиль, панно,  знак, логотип, развертка, ребро жёсткости, пропорции, фактура, колорит и локальный цвет.

       Особенности дизайнерской композиции: плоскостность, лаконичность, ритм, локальные цветовые сочетания.

      Законы и правила   композиции в дизайне:  статика и динамика, симметрия и асимметрия, пропорциональность, соподчинение, доминанта, контраст, группирование элементов, равновесие.

        Технологические приемы выполнения коллажа, аппликации, плаката, папье-маше, конструирования из бумаги, трафаретной печати, печати штампами,  монотипии, шрифтовой композиции.

       Должны уметь:

Правильно пользоваться инструментами и материалами.

Составить эскиз по заданной теме.

Организовать композиционные элементы на плоскости и в объемно-пространственной работе.

Выполнить, соблюдая  технологическую последовательность, работу по эскизу.

      Выполнять следующие виды композиций:

Плоскостные

Объемные

Пространственные

Макетные. 

Учебно – тематическое планирование по предмету

 «Основы дизайн-проектирования»

5/5 год обучения

Виды учебной деятельности. Темы уроков.

Теоретические часы.

Практические часы.

1.

«Искусство шрифта и его роль в визуальном оформлении»

Буква – шрифт. Упражнения

1

1

2.

Упражнения. Буква – шрифт. (Перо, кисть, трафарет.)

8

3.

Беседа «Плакат»

Разработка эскиза  

1

3

4.

Плакат.

12

5.

Шрифтовая композиция.

4

6

Проектная работа в области дизайна.  Выбор темы дизайн проекта.

Зарисовки.

1

7

7

Проектное исследование. Художественно – конструкторский поиск.

Выполнение эскизов дизайн проекта.

12

8

Творческая работа по созданию дизайн проекта.

16

Итого

66

Содержание программы.

1. Вводная беседа «Искусство шрифта и его роль в визуальном оформлении»

История шрифта. Роль и значение шрифт в прикладной графике.

Цель: Познакомить с историей шрифта, материалами и инструментами, свойствами и правилами их

использования.

2. Буква – шрифт. Упражнения.

Задача: Знакомство с приемами выполнения шрифта.

Цель: Развитие образного мышления.

Материалы: Бумага, карандаш, тушь, гуашь, перо, кисть.

3. Шрифтовая композиция.

Задача: Выполнение шрифтовой композиции. ( буквы-образы)

Цель: развитие фантазии в шрифтовой композиции.

Материалы: Бумага, карандаш, тушь, гуашь, перо, кисть

4. Беседа «Плакат»

Цель: Знакомство с историей плаката, его особенностями и художественными средствами выполнения.

5. Эскиз плаката.

Задача: выполнить эскиз плаката на свободную тему.

Цель: Закрепить на практике метод  проектирования плаката.

Материалы: Бумага, карандаш, тушь, гуашь, перо, кисть

6. Плакат.

Задача: Выполнить выразительную шрифтовую композицию с ярко выраженным центром, передать образ тематики плаката разными художественными средствами.

Цель: Выявление полученных знаний.

Материалы: Бумага, карандаш, тушь, гуашь, перо, кисть

Учащийся должен знать: Основные понятия шрифта «основной штрих», «соединительный», «засечка», «внутрибуквенный просвет», «межбуквенный  просвет», «междустрочный просвет», «верхний и нижний выносные элементы», роль и значение шрифт в прикладной графике, виды плаката, его особенности и художественные средства выполнения.

Уметь: Выполнять шрифтовые композиции, используя приемы работы пером, кистью, трафаретом, проектировать плакат, передавая образ тематики плаката разными художественными средствами.

Выполнить: упражнения по написанию шрифта различными способами, выполнить эскиз плаката и плакат на свободную тему.

7. Беседа « Проектная работа в области дизайна».  

Выбор темы дизайн проекта. Зарисовки.

Задача: познакомить с  этапами  проектирования в дизайне. Особенности и принципы проектирования в дизайне. Умение – выполнить  зарисовки объектов дизайна и провести анализ данного материала. Навыки  анализа объектов дизайна.

Цель: Познакомить учащихся с дизайном интерьера.

8. Проектное исследование. Художественно – конструкторский поиск.

Выполнение эскизов дизайн проекта.  

Задача: Выполнить  проектное исследование  и художественно – конструкторский поиск творческой работы  по  дизайну на выбранную тему.

Цель: Познакомить учащихся с  особенностей проектного исследовании  и художественно – конструкторского поиска. Уметь - собрать и обработать материал по  теме.

дизайном интерьера.

Материалы: Бумага, карандаш, маркер, гуашь, кисти, цветная бумага, ножницы, клей

9. Творческая работа по созданию дизайн проекта.

Задача: Зная особенности  и принципы художественного проектирования, выполнить творческую работа по созданию дизайн проекта.

Цель:  Грамотно выполнить творческую работу по созданию дизайн проекта.

Материалы: Бумага, карандаш, маркер, гуашь, кисти, цветная бумага, ножницы, клей.

   Учащийся должен знать:  Особенности и принципы выполнения  проектное исследование  и художественно – конструкторский поиск творческой работы  по  дизайну на выбранную тему; понятия: «Стиль», «Интерьер», «Ансамбль», «Стайлинг», «Эргономика».

    Уметь: Выполнить   проектное исследование  и художественно – конструкторский поиск творческой работы  по  дизайну на выбранную тему в любой технике.

    Выполнить:   зарисовки объектов дизайна и провести анализ данного материала. Эскизы  по теме и творческую работу.

Методическое обеспечение программы по предмету «Основы дизайна»

     Занятия по предмету «Основы дизайна» проводятся в коллективной форме. Методические приемы, используемые на уроке: беседа, самостоятельная практическая работа, элементы игры, анализ работ, творческие выставки, посещение художественной галереи и музея.

Дидактический материал:

Таблицы:

    «Правила написания шрифта»

    «Пластическое конструирование из бумаги»

    «Макетирование»

    « Способы организации орнаментальной композиции»

Планшеты:

    «Костюм и орнамент русского народа»

    «Костюм и орнамент  народов Севера»

    «Интерьер жилища народов Севера»

    «Предметы быта и орнамент народов Севера»

Иллюстрации по темам  из литературы:

     Козлов В.Н, «Основы художественного оформления текстильных изделий», М, 1981;

     Михайлов С.М. «Дизайн архитектурной среды»,Казань, «ДАС» 1994;                                                                                                                

     Нешумов «Художественное проектирование», М, «Просвещение»1979;    

     Нестеренко О. И, «Краткая энциклопедия дизайна», М, «Молодая гвардия»,1994.

     Питерских А.С. «Дизайн и архитектура в жизни человека», М., «Просвещение», 2009.

Техническое оснащение занятий:

     Помещение с напольным покрытием.

     Столы.

     Табуреты.

     Офортный станок.

     Переносной стенд.

     Материалы и инструменты:

     Бумага

     Планшеты

     Кнопки

     Графитные карандаши

     Краски

     Чертежные принадлежности.

Список литературы.

1.  Кузина Е.Н. «Композиция декоративно - прикладного искусства», Тула, Учебно-Методический центр, 2001;  

2. Козлов В.Н, «Основы художественного оформления текстильных изделий», М, 1981;

3. КопцеваТ.А. «Программы дополнительного художественного образования детей», М, «Просвещение»,2006;

4.  Михайлов С.М. «Дизайн архитектурной среды», Казань, «ДАС» 1994;                                                                                                                

5. Нешумов «Художественное проектирование», М, «Просвещение»1979;    

6. Нестеренко О.И, «Краткая энциклопедия дизайна», М, «Молодая гвардия»,1994.

 7.«Основы графического дизайна» - Примерные программы для ДШИ и ДХШ, М, Научно-Методический центр, 2003;

 8. Питерских А.С. «Дизайн и архитектура в жизни человека»,М., «Просвещение», 2009.

  9. Трапезникова Т.В, «Основы графического дизайна» - Программа для факультатива ДХШ, Ирбит, 2000.