Конспект лекций по предмету "Шрифт"

Цветкова Анастасия Алексеевна

Состоит из 6 блоков:

1. Основные определения и ключевые понятия

2. Классификация шрифтов

3. История возникновения

4. Шрифт Антиква

5. Устав и полуустав

6. Прочие шрифтовые группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_lektsiy_po_shriftam.docx480.99 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект лекций по предмету «Шрифт»

Блок 1. Основные определения и ключевые понятия.

Шрифт (Schrift от нем. schreiben — писать) — это графический рисунок начертания букв и знаков, составляющих единую стилистическую и композиционную систему.

Шрифты создаются художниками в соответствии с образным замыслом, требованиями единства стиля и графической композиции, прикладными задачами, а также в соответствии с конкретными смысловыми и художественно-декоративными задачами.

Шрифт - это основа графического дизайна. Шрифт представляет собой определенное начертание знаков, их общее изображение и размер. Но не стоит путать это определение с гарнитурой шрифта - это набор знаков, имеющих стилистическое единство начертания. Проще говоря, шрифтовая гарнитура определяет общее «семейство» шрифтов (Times New Roman, Arial, Lucida.).

Шрифты условно можно разделить на четыре основные группы: шрифты с засечками (антиква), шрифты без засечек (гротески), декоративные и рукописные.

Для каждого шрифта существует несколько видов начертаний, особенностей их изображения – нормальное, курсивное, жирное, и жирное курсивное. Это, конечно, не все имеющиеся виды начертаний, а только основные, которые есть у всех шрифтов. Различные варианты начертания и размеров одних и тех же шрифтов объединяются в одно «семейство», шрифтовую гарнитуру.

Кегль – величина площадки, на которой размещается буква, иными словами это размер высоты букв шрифта, включая верхние и нижние выносные элементы литеры. Обычно размер шрифта (кегль) измеряется в типографских пунктах (обозначается pt), 1pt =0,35мм.

Базовая линия – воображаемая линия, проходящая по нижнему краю основного элемента символа.

Кернинг и трекинг это два действия, применяемые для увеличения или уменьшения расстояния между буквами и пробелов, однако стоит понимать их различие.

Кернинг – изменение межбуквенного интервала для отдельных символьных пар. Обычно кернинг делают в сторону уменьшения пробела между буквами так, чтобы выступающие части одной литеры пары заходили в свободное пространство другой литеры. Кернингом добиваются улучшения зрительного восприятия текста, гармонической равномерности. Кернинг может быть ручным, когда человек, ориентируясь на свое собственное восприятие, добивается желаемого ритма строки (что получается хорошо только у людей с идеальным чувством пропорций), или же автоматическим, с использованием определенных программ, позволяющих это сделать. Хотя, если вы не уверены в идеальности своего видения, то лучше не заниматься шрифтовым дизайном).

Трекинг – метод увеличения или уменьшения плотности текстового блока за счет изменения интервала между символами в выделенном тексте или во всем блоке текста. Увеличение трекинга делает текст разреженным и светлым, уменьшение – плотнее и темнее. За счет трекинга можно на одном и том же объеме листа расположить разное количество символов. Знание трекинга поможет Вам, если вдруг необходимо разместить статью, а места недостаточно, или наоборот, статья уже закончилась, а место в абзаце еще осталось. Однако не стоит слишком увлекаться трекингом. Допускается изменение объема текста на 1-3% от исходного, иначе текст будет либо разреженным, либо слишком плотным, что визуально бросается в глаза и ухудшает читаемость и общее восприятие текста.

Графема – базовая форма знака, позволяющая отличить его от любого другого знака вне зависимости от его художественного исполнения. Графема определяет единицу текста, то есть это только один символ. Например, базовая форма литеры «А» делает ее отличительной от любой другой литеры, каким бы шрифтом она не была набрана.

Глиф – конкретный графический образ (графема) знака. Бывает, что в одном и том же тексте используется несколько глифов для одной и той же графемы, тогда их называют аллографами друг друга.

Блок 2. Классификация.

Классификация шрифтов по способам воспроизведения

Как и любой объект графического дизайна, шрифт зависит от инструмента, с помощью которого он воспроизводится. По способу воспроизведения шрифты делятся на рисованные и наборные.

Рисованными называют шрифты, выполненные вручную. Каждый выгравированный, написанный от руки или нарисованный пером шрифт несет печать индивидуальности художника. Это не компоновка готовых знаков алфавита, а создание новой текстовой композиции. Вручную невозможно абсолютно точно повторить рисунок буквы, поэтому даже в одном слове повторяющиеся символы различаются. Рукописные шрифты очень выразительны: нажим пера, качество чернил, наклон, мягкость или угловатость букв отражают характер человека, написавшего текст, передают его эмоциональное состояние. Это придает текстам, написанным от руки, особый шарм.

Наборные шрифты – комплект текстовых знаков определенного рисунка для набора любого типа, например литер для типографского набора, символов в шрифтовом файле для компьютерного набора и т. д. Наборные тексты выглядят строго и гармонично, все буквы и знаки выверены и согласованы по начертанию.

Классификация шрифтов по  назначению и области применения

  • книжные,
  • газетные,
  • плакатно — афишные,
  • картографические,
  • декоративные,
  • рекламные и имитационные шрифты, например рисунок которых близок к каллиграфическому письму;

 Классификация  по насыщенности различаются шрифты

  • светлые,
  • полужирные
  • жирные;

 По наклону основных штрихов различаются шрифты

  • прямые,
  • курсивные
  • наклонные;

По относительным размерам ширины и высоты  знаки шрифта делятся на пять групп:

  • нормальные,
  • узкие,
  • сверхузкие,
  • широкие
  • сверхширокие;

По характеру заполнения штрихов различают шрифты

  • нормальные,
  • контурные,
  • выворотные,
  • оттененные,
  • штрихованные.

Стандартные шрифты в зависимости от их важнейших графических признаков (контрастность, наличие и форма засечек) делятся на пять основных групп и одну дополнительную группу.

 К шрифтам первой группы относятся шрифты с умеренной контрастностью между основными и соединительными штрихами; засечки короткие, по форме напоминающие треугольник.

К шрифтам второй группы относятся шрифты с резко выраженной контрастностью между основными и соединительными штрихами; засечки длинные, тонкие.

 К шрифтам третьей группы относятся шрифты с малой контрастностью между основными и соединительными штрихами; засечки приближаются к прямоугольной форме.

К шрифтам четвертой группы (брусковым) относятся шрифты с почти полным отсутствием контрастности между основными и соединительными штрихами; засечки прямоугольные. 

К шрифтам пятой группы (рубленым) относятся шрифты с почти полным отсутствием контрастности между основными и соединительными штрихами и без засечек.

К шрифтам дополнительной группы относятся шрифты имитационные (рукописные, машинописные и др.), и те, которые не могут быть отнесены к какой-либо основной группе.

Внутри каждой группы шрифты, одинаковые по характеру рисунка, но разные по кеглю и начертаниям, объединяются в гарнитуры, имеющие собственное наименование, например академическая, литературная.

Шрифты одной и той же гарнитуры делятся:

а) на шрифты прямого и курсивного (или наклонного) начертания в зависимости от постановки очка;

б) на шрифты нормального, узкого и широкого начертания в зависимости от ширины очка;

в) на шрифты светлого, полужирного и жирного начертания в зависимости от насыщенности очка.

По способу набора шрифты делятся на шрифты для электронного набора, ручного и машинного буквоотливного, строкоотливного и строкоотливного (крупнокегельного) набора.

 Блок 3. История возникновения

Шрифты складывались на протяжении тысячелетий, от иероглифов до современных абстрактных знаков.

История мировой письменности знает четыре основных вида письма.

 Пиктографическое (картинное) – самое древнее письмо в виде рисунков (примитивных и весьма условных).

Идеографическое (иероглифическое) – письмо эры ранней государственности и возникновения торговли. Знаки этого письма – идеограммы (иероглифы) – представляют собой символы, обозначающие отдельные слова или целые понятия. Этот вид письма называют образно-символическим. К нему относятся шумерская клинопись, китайские и египетские иероглифы, которые со временем менялись от точного воспроизведения предметов до условных знаков.

Слоговое (слог обозначается одним письменным знаком) – письмо некоторых народов Индии. В Японии оно применялось наряду с китайскими иероглифами. Слоговое письмо было переходом от образно-символического письма к фонематическому. Первые «буквы», обозначающие слоги, а позже и отдельные звуки, были придуманы уже в Древнем Египте.

Буквенно-звуковое (фонематическое) – письмо, лежащее в основе письменности многих народов мира, языковая специфика которых нашла отражение в составе их алфавитов. Так, в русском алфавите 33 графических знака, в латинском – 23, в итальянском – 21 и т. д. Знаки алфавита отличаются друг от друга в своем простейшем, «скелетном» начертании. Графическая основа, неизменная форма входящих в алфавит букв без учета стилевых, гарнитурных и прочих формообразований, называется графемой.

Прямым предшественником русского и латинского алфавитов является греческий алфавит, который появился в VIII в. до н. э. и обрел относительную завершенность (графическую простоту) к IV в. до н. э. Но первый буквенный алфавит появился значительно раньше, около XVI в. до н. э., на Синайском полуострове. Проживавшие там семитские племена переняли из египетского письма целый ряд знаков-идеограмм, обозначив ими первые звуки названий тех или иных предметов. Финикийцы восприняли и усовершенствовали эти идеограммы. Далее буквенно-звуковое письмо перешло к грекам, которые преобразовали его согласно требованиям своего языка (в частности, ввели обозначение гласных звуков, которые отсутствовали в финикийском алфавите). Структура графем, очевидно, исторически связана с иероглифическими изображениями, что подтверждается наименованиями некоторых букв греческого алфавита.

За тысячелетнюю историю шрифта менялось и направление записи букв. В Египте писали и читали сверху вниз, финикийцы – справа налево, греки первоначально писали поочередно: одну строку слева направо, а следующую – наоборот, справа налево. При этом, буквы в четных строках тоже были «повернуты» (зеркально отражены) относительно букв в нечетных строках. Лишь со временем установилась привычная нам манера письма только в одном направлении.

История развития шрифтов латинского алфавита

Латинский алфавит – итог длительного развития греческого письма, приведший к появлению письма римского. Древние римляне заимствовали этрусский алфавит, сложившийся на основе греческого. Латинский алфавит сформировался к I в. до н. э., а затем, в течение многих веков, происходила эволюция его графического решения. Основные формы оставались, но менялись начертания букв. Эти изменения были вызваны поиском наиболее простых и рациональных рисунков букв, которые обеспечили бы легкость и быстроту их написания и чтения.

Древнегреческие монументальные надписи и первый латинский алфавит состояли только из прописных букв (маюскулы). Позже, в VIII–IX вв. н. э., появились строчные буквы (минускулы), немногие из которых сохранили рисунок прописных букв. Строчные буквы позволили слитно писать слова и облегчить чтение за счет появившихся надстрочных и подстрочных выносных элементов.

Приведем основные вехи развития латинского письма.

Капитальное квадратное письмо (I в. н. э.): пропорции большинства букв таковы, что они вместе с засечками (поперечные элементы на концах штрихов буквы) вписываются в квадрат; буквы размещаются свободно, разрывов между словами нет, строки располагаются на расстоянии одного корпуса буквы.

https://www.wikireading.ru/img/315881_27_Autogen_eBook_id61

а

https://www.wikireading.ru/img/315881_27_Autogen_eBook_id62

б

Рис. 4.2. Римское капитальное квадратное письмо: а – текст, высеченный на камне, б – прорисовка букв

Капитальное рустическое письмо: буквы вытянуты в пропорции 5: 3; вертикальные линии очень тонкие, горизонтальные штрихи жирные; письмо сплошное, слова в некоторых случаях разделяются точками (рис. 4.3).

Унциальное письмо: в колонке по ширине писалось, как правило, 12 букв (строка); буква составляла 1/12 часть – унцию (uncia) – строки. Унциальное письмо отличается округлостью форм и заметными выносными линиями; пропорции букв близки к квадрату; письмо сплошное (рис. 4.4). Позднее для повседневного беглого письма на восковых табличках появилось особое начертание – курсив, т. е., «бегущий», «косо лежащий».

https://www.wikireading.ru/img/315881_27_Autogen_eBook_id63

Рис. 4.3. Римское капитальное рустическое письмо

https://www.wikireading.ru/img/315881_27_Autogen_eBook_id64

Рис. 4.4. Римский унциал

Каролингский минускул (VIII в.) – самый рациональный и совершенный из всех типов латинского средневекового письма (рис. 4.5). Алфавит эпохи Карла Великого состоял из строчных букв, античных прописных и арабских цифр. Этот алфавит послужил основой всем разработанным позднее европейским шрифтам, поскольку был логичен и универсален. Для общения людям требовалось именно такое письмо, и оно развивалось и видоизменялось с течением времени. Позднее появилось готическое письмо, письмо эпохи Возрождения, наборные гарнитуры – но графическая основа оставалась неизменной.

https://www.wikireading.ru/img/315881_27_Autogen_eBook_id65

Готическое письмо (XII–XV вв.): его появление совпало с развитием готического стиля. Изменились форма некоторых знаков, пропорции букв, контраст штрихов; сократилось расстояние между строками, отчего картина письма стала очень темной, чтение и написание текстов затруднилось

https://www.wikireading.ru/img/315881_27_Autogen_eBook_id66

Гуманистическое письмо (антиква): гуманисты полностью возродили каролингский минускул, применив эстетические мерки Ренессанса. Ошибочно полагая, что это письмо античных времен, они назвали его антиквой . Старинная антиква (ренессанс-антиква) возникла в эпоху Возрождения; переходная антиква совпадает по времени со стилем барокко; новая или классицистическая антиква получила распространение в эпоху классицизма.

https://www.wikireading.ru/img/315881_27_Autogen_eBook_id67

Египетские или брусковые шрифты появились в начале XIX века в Англии, первоначально созданы в рекламных целях. Отличительной особенностью является наличие засечек прямоугольной формы, совпадающих по толщине с вертикальными элементами букв.

Рубленые шрифты : структура букв такая же, как у антиквы, но совершенно отсутствуют засечки. Среди них выделяются гротески – неконтрастные гарнитуры.

https://www.wikireading.ru/img/315881_27_Autogen_eBook_id68

Брусковые шрифты

https://www.wikireading.ru/img/315881_27_Autogen_eBook_id69

Пример рубленого шрифта

Блок 4 Шрифт Антиква

Анти́ква (лат. antīqua «древняя») — класс типографских наборных шрифтов с засечками, появившийся в эпоху Возрождения в Западной Европе. Основой для разработчиков первых гуманистических, или ренессансных антикв служил рукописный книжный почерк — гуманистический минускул.

Антиква старого типа

Ренессансная антиква. Ренессансные антиквы по внешним чертам и времени создания относятся к двум группам: венецианской и итало-французской.

Венецианская антиква появилась раньше, она ближе всего к прототипу — письму ширококонечным пером. Контраст между основными и вспомогательными штрихами небольшой, оси овальных элементов наклонены, засечки асимметричны, каплевидные элементы имеют форму следа от ширококонечного пера, перемычка в букве е наклонная.

Современные шрифты на основе венецианской антиквы  — Adobe Jenson, Nicolaus, Centaur.

Итало-французская антиква — более поздняя, XVI века; к этому времени изготовление шрифтов достигло большего совершенства, что позволило увеличить контраст между штрихами. Перемычка в букве е стала горизонтальной, тоньше и более правильной формы стали засечки, капли стали более округлыми.

Сегодня представлена шрифтами Гарамон, Palatino, Bembo, Caslon и другими на основе работ 

Переходная антиква

Переход от старинной антиквы начался в конце XVII века. Традиционно считается, что новый рисунок шрифта впервые создавался для нужд короля Франции Людовика XIV. Работа основывалась не на рукописном рисунке, а на геометрических построениях и «природных пропорциях».

В XVIII веке был создан шрифт Baskerville

Переходные антиквы отличаются более сильным контрастом, вертикальными осями овальных букв, скруглёнными симметричными засечками, полузакрытой формой знаков. На форму символов повлияло изобретение в XVII веке остроконечного пера (см. раздел Влияние каллиграфии на форму символов).

Количество переходных антикв невелико, но применение они имеют самое широкое.

Новая антиква

Наиболее правильная и геометричная среди разных стилей антиквы. Для неё характерны высокий контраст, вертикальные оси овальных элементов, закрытые формы знаков, округлые каплевидные элементы. В удобочитаемости уступает старостильным и переходным антиквам.

За границей являлась основным шрифтом для набора текстов с конца XVIII до начала XX века; в СССР продолжала широко использоваться вплоть до конца 80-х годов, особенно для научной и технической литературы.

Примеры новой антиквы — шрифты Bodoni, Didot, Обыкновенная новаяComputer Modern.

Антиква латинского стиля

Изобретена в Англии в первой половине 19 века.

Особенностью антиквы латинского стиля : шрифты с преувеличенными засечками треугольной формы, иногда скругленными в месте примыкания к основному штриху.

Брусковая антиква

Первые шрифты появились в Англии в начале 19 века. Особенности: разница между основными и соединительными линиями либо малозаметна, либо её нет совсем, засечки мощные, прямоугольной формы.

Египетская брусковая антиква

Первый жирный египетский шрифт был разработан в 1815г. Отличается тем, что толщина засечек была равна толщине соединительных штрихов.

Геометрическая брусковая антиква

Эти шрифты появились в 20-30х годах 20 века. Особенности: почти полное отсутствие контраста, прямоугольные засечки без скруглений, выраженная разноширность и овалы, по форме близкие к окружности.

Гуманистическая брусковая антиква

Брусковые шрифты на основе гуманистических гротесков. Особенности: малоконтрастные и с мощными прямоугольными засечками, наличие курсивов.

Брусковая антиква кларендон

Впервые появилась в середине 19 века. Особенности: малоконтрастные шрифты с мощными прямоугольными засечками, скругленными  в местах соединения с основными штрихами, крупным очком строчных знаков и вертикальными осями овалов.

Итальянская брусковая антиква

Впервые появиласьв первой половине 19 века, но приобрели большую популярность как акцидентные в конце 19 – начале 20 века.

Итальянская брусковая антиква это шрифты с обратным контрастом, у которых горизонтальные штрихи значительно толще вертикалных.

Антиква-гротески

Акцидентные и текстовые шрифты, по форме промежуточные между гротеском и антиквой.  Шрифты этого вида имеют на концах штрихов либо едва заметные утолщения, либо маленькие острые засечки.

Блок 5. Устав, полуустав

Уста́в или уставное письмо — почерк с чётким угловато-геометрическим рисунком, при котором буквы пишутся в строке, без наклона, практически вписываются в квадрат, с малым числом выступающих вниз и вверх элементов и большей частью раздельно друг от друга. Медленное и торжественное письмо тщательного каллиграфического исполнения, с малым числом сокращений. В русском языке этот термин применяется к различным письменностям:

к кириллице (чаще всего) и к глаголице;

к греческому почерку византийских времен;

иногда и в других случаях: например, могут упоминать и противопоставлять скорописные японские иероглифы и уставные.

В палеографическом значении термин «устав» употребляется с XIX века, первоначально только по отношению к кириллице. Название связано со сферой применения этого письма: в «высокой» церковной литературе «уставнымъ словенскимъ языкомъ».

Кирилловский устав древнейшая форма кириллицы, характерная для древнейших рукописей. Первоначальный кирилловский устав в точности повторял начертания унциального  письма греческих литургических книг.

В древнем уставе пропорции букв приближались к квадрату (со временем заменявшемуся вытянутым вверх прямоугольником), разделение текста на слова отсутствовало. Различают древний  устав (до XIV века) и новый устав — с XV по XVII век (по преимуществу на бумаге; впрочем, не все авторы согласны с такой терминологией — некоторые считают новый устав разновидностью полуустава).

Уставное письмо довольно рано начало переходить в более беглые почерки: появляется наклон, учащаются выступающие за пределы строки части букв, развивается система сокращений. На смену уставу приходит полуустав (иногда выделяют также переходные виды почерка: маюскульный курсив, переходную скоропись и др.[6]).

Как типографский шрифт устав использовался (и используется) только в ученой литературе, тогда как церковная традиционно применяет полуустав. Известно издание Остромирова евангелия, набранное в 1843 году специально изготовленным шрифтом, имитирующим почерк рукописи. В настоящее время разработано довольно много компьютерных уставных гарнитур, воспроизводящих почерки разных мест и времен. Типографские варианты устава обычно различают прописные и строчные буквы.

Полуустав — форма кириллицы, возникшая во второй половине XIV века. По сравнению с уставом полууставные почерки мельче и округлее.

В русском полууставе различают две разновидности: старший (с начала XIV по начало XV века) и младший полууставы. Старший полуустав ещё тесно связан с уставом начала XIV века, сформировался исключительно на русской почве. Его типичным образцом считается почерк второй части Лаврентьевского списка летописи.

        Лаврентьевская летопись

Младший русский полуустав не восходит к старшему; он, в отличие от старшего, изобилует различными надстрочными знаками, а также отличается употреблением некоторых букв: в нём нет буквы ѥ, используется написание ы (но не ꙑ), активно используется буква ȣ, буквы s и ѳ возможны не только в цифири, ряд букв имеет специфическое начертание. Все эти особенности русского младшего полуустава связаны с подражанием южнославянским полууставным рукописям, проникшим на Русь в XIV—XV вв., после покорения болгар и сербов Османской империей и являются частью процесса Второго южнославянского влияния на русскую культуру.

Для заголовков в полууставе применялась особая техника декоративного сочетания букв — вязь.

С появлением книгопечатания в XV—XVI вв. печатный шрифт для русско-славянских книг был отлит по образцу полуустава; таков, например, шрифт русских первопечатников Ивана Фёдорова и Петра Мстиславца, выпустивших в Москве в 1564 году первую печатную книгу — «Апостол». Русский полууставный шрифт употреблялся в церковных и гражданских печатных книгах вплоть до 1708 года, когда по указу Петра I для гражданских книг устанавливается новый гражданский шрифт, а прежний церковный шрифт остается только для книг духовного содержания.

Образцом современного полуустава может служить шрифт Ирмологион.

Блок 6. Прочие группы шрифтов

Гроте́ск, ру́бленый шрифт — шрифт без засечек.

Первый наборный шрифт этого класса был создан в 1816 году. Он применялся для привлечения внимания в рекламе и заголовках. Основоположником современных типографских универсальных гротесков считается шрифт Акциденц Гротеск, разработанный в 1896 году неизвестным художником фирмы Berthold. В XX веке гротески применялись как для акциденции (привлечение внимания), так и для текстового набора. Среди рубленых шрифтов в XX веке наибольшее распространение получили шрифты — Франклин Готик (1905), Гельветика (1957), Универс (1957).

Готические шрифты

К этой группе относятся шрифты, распространенные в 13 – 16 веках. Готическими бывают : текстура, швабахер, ротунда, фактура.

Текстура – первый вид готического письма с 13 века. Особенности: строчные узкие и относительно крупные, с вертикальными основными штрихами, небольшим количеством кривых и двойным изломом. Прописные широкие и сложные по форме, с изломами и криволинейными элементами.

Фактура – появилась в Германии в начале 16 века. Особенности: строчные узкие с двумя изломами, множество каллиграфических форм с росчерками. Верхние выносные элементы часто имеют раздвоенный конец, прописные широкие и очень сложные по форме.

Акцидентные шрифты 

К этой группе относятся шрифты, не укладывающиеся в предыдущие группы классификации, а так же специально предназначенные для акцидентного набора и имитирующие определенный исторический стиль или декоративную обработку формы , например модерн, Арт Деко, поп-арт, машинные, орнаментальные и т.д.  В эту же группу можно отнести и рукописные шрифты.