Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Мода и стиль»

Волковецкая Виктория Вячеславовна

 Пояснительная записка

   Программа по дополнительному образованию детей объединения «Мода и ситиль»,   является программой художественной направленности направлена на формирование у обучающегося стремления видеть и создавать вокруг себя прекрасное, желание красиво и интересно одеваться.

Приобщение школьников к декоративно-прикладному искусству -важнейшая задача эстетического воспитания подрастающего поколения. Чтобы научить ребенка понимать и ценить прекрасное, надо самому ребенку «побыть автором». Собственный творческий опыт является лучшим ключом к постижению прекрасного. Таким образом, декоративно-прикладное творчество представляют собой уникальную возможность для формирования у детей основ художественно-эстетической культуры.

В жизни подростка имеет большое значение: опрятность костюма, - все это либо привлекает детей, либо отталкивает. Задача программы «Мода и стиль» чтобы вовлечь всех детей в активную деятельность по созиданию и сохранению красоты. "Только тогда красота, в созидании которой ребенок принимает участие, по-настоящему видна ему, становится чувственно осязаемой, делает его ревностным защитником ее и пропагандистом".  Важно сочетать в процессе эстетического воспитания всю совокупность разнообразных средств и форм, пробуждающих и развивающих в школьнике эстетическое отношение к жизни.

Содержание  данной  программы  отличается  от  школьного курса, так как для достижения цели программы предусмотрены занятия по композиции,  теории  моды,  макетированию,  истории  костюма. Весь курс делится на теоретическую и практическую части.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moda_i_stil.docx60.51 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию и делам молодежи Администрации г.Алейска

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Центр детского творчества" города Алейска Алтайского края

Принята на Педагогическом

совете

Протокол № 

от « 13 » января 2020г.

Утверждена приказом директора

____________/ Т.В.Абайдулина/

Приказ №  

от « 13 » января 2020г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

программа художественной  направленности

«Мода и стиль»

Возраст учащихся: 10 - 16 лет.

Срок реализации: 1 год.

Автор -составитель :

Волковецкая Виктория Вячеславовна

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы        ………………………………………………………3

1.1. Пояснительная записка        …………3

1.2.1 Цель, задачи, ожидаемые результаты (2 модуль)        7

1.3.1 Содержание программы   (1 год обучения. Второй модуль)…………….........8

1.2.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты (3 модуль)………………………….. 11

1.3.2. Содержание программы (2 год обучения. Третий модуль)………………....12

2. Комплекс организационно - педагогических условий        …………..14

2.1. Календарный учебный график (2 модуль ),(3 модуль)        14

2.2. Условия реализации программы        15

2.3. Формы аттестации        15

2.4. Оценочные материалы        .16

2.5 Механизм контроля за реализацией программы……………………………….16

2.6. Методические материалы        17

2.7. Список литературы        19


1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

1.1. Пояснительная записка

         Программа по дополнительному образованию детей объединения «Мода и ситиль»,   является программой художественной направленности направлена на формирование у обучающегося стремления видеть и создавать вокруг себя прекрасное, желание красиво и интересно одеваться.

Приобщение школьников к декоративно-прикладному искусству -важнейшая задача эстетического воспитания подрастающего поколения. Чтобы научить ребенка понимать и ценить прекрасное, надо самому ребенку «побыть автором». Собственный творческий опыт является лучшим ключом к постижению прекрасного. Таким образом, декоративно-прикладное творчество представляют собой уникальную возможность для формирования у детей основ художественно-эстетической культуры.

В жизни подростка имеет большое значение: опрятность костюма, - все это либо привлекает детей, либо отталкивает. Задача программы «Мода и стиль» чтобы вовлечь всех детей в активную деятельность по созиданию и сохранению красоты. "Только тогда красота, в созидании которой ребенок принимает участие, по-настоящему видна ему, становится чувственно осязаемой, делает его ревностным защитником ее и пропагандистом".  Важно сочетать в процессе эстетического воспитания всю совокупность разнообразных средств и форм, пробуждающих и развивающих в школьнике эстетическое отношение к жизни.

Содержание  данной  программы  отличается  от  школьного курса, так как для достижения цели программы предусмотрены занятия по композиции,  теории  моды,  макетированию,  истории  костюма. Весь курс делится на теоретическую и практическую части.

В первом модуле программы дети изучают основы швейного дела: они умеют работать на швейной машине, выполнять ручные и машинные стежки и строчки.

Во втором и последующем модуле дети узнают новый материал и закрепляют изученный материал.

Нормативные правовые основы разработки ДООП:

 Настоящая программа составлена в рамках действующей нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность образовательного учреждения:

Нормативные правовые основы разработки ДООП:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
  • Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р).
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству».
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29.08.2013 № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
  • Приказ Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края   от 19.03.2015 № 535 «Об утверждении  методических рекомендаций по разработке дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ».

Новизна программы состоит в том, что для создания индивидуального стиля и подборка имиджа будут использоваться журналы мод «Ателье», «Шитье и крой», «Burda», «Moden».

Данная программа предоставляет возможность не только изучить технику конструирования и моделирования одежды, но и применить их, используя комплексно, при проектировании предметов одежды, для создания модного образа.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что работа в объединении по интересам предоставляет широкие возможности для профессиональной ориентации обучающихся, ознакомления их с рабочими профессиями (швея-мотористка, закройщик и др.) Иначе говоря, содержание данной программы «Мода и стиль» реализует профориентационную функцию дополнительного образования.

Актуальность:

Программа "Мода и стиль", является единственной в городе Алейске.

Актуальность программы заключается в том, что ребенок, освоив навыки изготовления основных видов одежды, сможет самостоятельно с ранних лет создавать свой неповторимый стиль и имидж, научится одеваться сам и одевать других без лишних затрат.

Отличительной особенностью данной программы является то, что на занятиях ребенок узнает все о структуре моды модных направлений, но еще и новые оригинальные соединения традиций и стилей с современным пластическим решением образа, отвечающим эстетике наших детей.

Программа дает ребенку попробовать свои силы в разработке изделия от эскиза-задумки до его воплощения в жизнь, выбрать приоритетные направления и максимально реализовать себя в нем.

Программа опирается на следующие педагогические принципы:

 принцип поэтапного углубления знаний - усложнение учебного материала от простого к сложному при условии выполнения обучающимся предыдущих заданий;

 принцип комплексного развития - взаимосвязь  разделов программы;

 принцип творчества - предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности обучающегося, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности;  

принцип личностной оценки каждого обучающегося без сравнения с другими детьми, помогающий им почувствовать свою неповторимость и значимость для группы;  

принцип доступности обучения - учет возрастных и индивидуальных особенностей;

Обучение включает в себя  метапредметность, использование материалов, знаний связанных со школьной программой: черчение и математика используются при построении выкроек. Предмет история и мода, неразделима друг от друг.  История возникновения одежды, подобна зеркалу, в котором отразилась вся история цивилизации. Каждая страна, каждая народность на разных стадиях развития человеческого общества, внесла свой вклад в формирование понятия мода

Материалы по материаловедению, цветоведению и колористики это знания без которых не обойтись при создании одежды модного и стильного образа.

Вид ДООП:

Модифицированная программа – это программа, в основу которой положена примерная (типовая) программа либо программа, разработанная другим автором, но измененная с учетом особенностей образовательной организации, возраста и  уровня подготовки детей, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов.

Направленность ДООП: Художественная.

Адресат ДООП: Для занятий объединяются дети 10-16 лет, проявляющие интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ. Прием детей в группы осуществляется без отбора.

Половозрастные и социальные особенности обучающихся .

 Возраст 10-16 лет направлен своим вниманием на конкретику, детали, большой интерес к новому и желание попробовать себя в нѐм. Дети уже получили определѐнные навыки, у них появляется желание выполнить изделие более сложной формы, более сложную композицию, возможность отразить в них своѐ видение мира, отдельного события. Дети данного возраста отличаются остротой восприятия действительности и окружающего мира в целом. Характерная особенность этого возраста — ярко выраженная эмоциональность восприятия. Они лучше запоминают все яркое, интересное, вызывающее эмоциональный отклик, и пытаются это воспроизвести своими руками. Они еще не могут всесторонне обдумывать свои решения, принимают их торопливо, наспех, импульсивно. Поэтому педагог берет на себя роль наставника. В целом, так как в этом возрасте дети очень эмоциональны, то успешно происходит художественно-эстетическое развитие.

    Форма проведения занятий – групповая;

Форма обучения: Очная.

Особенности организации образовательной деятельности:

 Программа составлена с учетом возвратных особенностей детей, и индивидуального подхода к каждому учащемуся. На занятиях ребенок освоит все о структуре моды модных направлений, но еще и новые оригинальные соединения традиций и стилей с современным пластическим решением образа, отвечающим эстетике наших детей.

Программа дает ребенку попробовать свои силы в разработке изделия от эскиза -задумки до его воплощения в жизнь, выбрать приоритетные направления и максимально реализовать себя в нем.

Срок и объем освоения ДООП: программа рассчитана на 3 года обучения

Режим занятий: Занятия с детьми проводятся в определенные дни недели, согласованные с расписанием кружковой работы.

Занятия проводятся в светлом просторном помещении, где имеются места для хранения детских работ, необходимое оборудование, литература. В зависимости от конкретных условий и творческих интересов детей, педагог самостоятельно варьирует количеством часов на освоение той или иной темы.

Структура занятия соответствует валеологии.

Продолжительность занятия:  80 минут , через 35 минут перемена, перемена 10 мин.

Таблица 1.1.1

Режим занятий

Предмет Мода и стиль

Почасовка

Второй модуль

2раз в неделю по 2 часа

72 часа    

Третий модуль

2раз в неделю по 2 часа

60 часов  

1.2.1 Цель, задачи, ожидаемые результаты

( 1 год обучения, второй модуль)

Цель: Освоить технологию пошива женской юбки.

Личностные:

  •  Заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, самовоспитания и другие, необходимые для становления  собственного стиля

Метапредметные:

  • Развить интерес к пошиву и дизайну одежды.
  • Научить работать с разными источниками информации, и различными видами материалов.

Образовательные (предметные):

  • обучение рациональным способам организации работы;
  • обучить пошиву юбки

Ожидаемые результаты:

Таблица 1.2.1

Ожидаемые результаты

Знать

  • навыки по раскрою, пошиву юбки из различных видов тканей.

Уметь

  •  контролировать  основные этапы работы над изделием;
  • аккуратно, бережно и экономно использовать материал;
  • содержать в порядке рабочее место;
  • представлять свои работы
  • пользоваться различными видами инструментами.
  •  выполнять  ручные и машинные швы

Владеть

  • различными приемами обработки ;


1.3.1 Содержание программы

«Мода и стиль»

  (1 год обучения,  второй модуль)

Учебный план

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

6

Выполнение проекта: « Юбка моего стиля»  

 

 

 

6.1

История юбки

 4

 4

 -

 зачет

6.2

Дизайн – анализ моделей юбок.

10

4

6

Зачет, создание макетов юбок, из бумаги используя метод макетирования

6.3

Конструирование собственного варианта юбки.

14

4

10

Зачет, создание чертежа основы юбки.

6.4

 Раскрой юбки

8

2

6

Зачет, демонстрация деталей кроя изделия

6.5

Технологическая карта изготовления юбки

6

6

-

Зачет, представление технологической карты последовательности изготовления изделия

6.6

Выполнение технологических операций, пошив изделия.

6.6.1

Обработка вытачек

4

2

2

Зачет, демонстрация поузловой обработки изделия

6.6.2

Обработка боковых срезов

6

2

4

Зачет, демонстрация поузловой обработки изделия

6.6.3

Обработка заднего среза и шлицы

10

2

8

Зачет, демонстрация поузловой обработки изделия

6.6.4

Обработка нижнего среза

6

2

4

Зачет, демонстрация поузловой обработки изделия

7

ВТО готового изделия

 4

2

2

-

8

Итоговое занятие:

 

2

Демонстрация готового изделия

Итого:

72

30

42

Содержание учебного плана

6.  Выполнение проекта: « Юбка моего стиля»  

 Выполнение проекта: « Юбка моего стиля»   подразумевает изготовление изделия от создания эскиза модели юбки, ее  пошив и представление готового изделия.

6.1 История юбки.

Теория: Знакомство с юбкой, эволюция от набедренной повязки до пышных подъюбников.

6.2 Дизайн – анализ моделей юбок.

Теория: Изучить фасоны и виды юбок, стиль и силуэты.

Практика: Изготовление различных видов юбок, используя метод макетирования из бумаги.

6.3 Конструирование собственного варианта юбки.

Теория: Изучить теоретическую основу снятия мерок и метода  конструирования юбки.

Практика: Снятие мерок. Построение выкройки юбки

6.4 Раскрой юбки.

Теория: Изучить теоретические основы по раскрою изделия: рациональное использование материала.

Практика: Раскрой изделия.

6.5 Технологическая карта изготовления юбки.

Теория: Создание технологической карты пошива изделия.

6.6 Выполнение технологических операций, пошив изделия.

Пошив изделия.

6.6.1 Обработка вытачек.

Теория: Теоретические основы по обработке вытачек.

Практика: Обработка вытачек

6.6.2 Обработка боковых срезов

Теория: Теоретические основы по обработке боковых срезов

Практика: Обработка боковых срезов.

6.6.3 Обработка заднего среза и шлицы

Теория: Теоретические основы по обработке заднего среза и шлицы

Практика: Обработка заднего среза и шлицы

6.6.4 Обработка нижнего среза

Теория: Теоретические основы по обработке  нижнего среза

Практика: Обработка  нижнего среза

7. ВТО готового изделия

Теория: Теоретические основы по Влажно-тепловой обработке  готового изделия

Практика: Влажно-тепловая обработка  готового изделия

8. Итоговое занятие

Теория: Подведение итогов работы за год. Планы на будущий год.  

Практика: Демонстрация изделий проекта «Юбка моего стиля» Итоговая выставка совместно с родителями: «Вместе с мамой вместе с папой».

 


1.2.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты

 (2 год обучения, третий модуль)

  • Цель: Научиться давать новую жизнь старым вещам. 

Перешивая и декорируя самые обычные  модели одежды, можно удачно выделиться из толпы, сэкономить на покупке новых, и просто воплотить идеи;

Личностные:

  • Сформировать  общественно активную творческую личность.

Метапредметные:

  • Развить интерес к пошиву и дизайну одежды.
  • Научить работать с разными источниками информации, и различными видами материалов.
  • Научить переделке  различных-старых вещей
  • Научить работать в технике лоскутного шитья.

Образовательные (предметные):

  • Обучить рациональным способам организации работы;
  • Обучить основным приемам обработки различных видов материалов.

Ожидаемые результаты:

Таблица 1.2.2

Ожидаемые результаты (2 год обучения, третий модуль)

Знать

  • навыки по раскрою, пошиву изделий из ткани.
  • виды декорирования одежды
  • методику работы лоскутного шитья

Уметь

  • переделывать старые вещи в новые
  •  контролировать  основные этапы работы над изделием;
  • аккуратно, бережно и экономно использовать материал;;
  • представлять свои работы
  • пользоваться различными видами фурнитуры.
  • выполнять  ручные и машинные швы

Владеть

  • различными приемами обработки


1.3.2. Содержание программы

«Мода и стиль»

 (2 год обучения, третий модуль)

Учебный план

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие  

 4

 2

 2

-

2.

 Кастомайзинг как путь самовыражения собственного Я

 2

 2

 

Зачет

2.1

 Кастомайзинг трикотажной футболки

8

2

6

Зачет

2.2

 Кастомайзинг мужской рубашки

18

4

14

Зачет .

2.3

  Кастомайзинг джинсовых вещей

16

2

14

Зачет

2.4

Кастомайзинг и техника пэчворг в современной одежде.

12

 2

10

 Зачет

Итого:

60

 14

 46

Содержание учебного плана

1. Вводное занятие .

Теория: Вводный инструктаж, ТБ.,знакомство с правилами поведения на занятиях и в Центре. Беседа о содержании работы объединения на учебный год.Презентация объединения для учащихся и родителей ( планы работы и отдыха, правила техники безопасности и гигиены труда, современные направления молодежной моды).

Практика: Организация рабочего места.  

2. Кастомайзинг как путь самовыражения собственного Я

Теория: Презентация на тему: «Кастомайзинг – как путь самовыражения собственного Я»

2.1. Кастомайзинг трикотажной футболки

Теория:  Креативные идеи переделки футболок. 

Практика:  Переделка футболок

  2.2. Кастомайзинг мужской рубашки

Теория:  Креативные идеи переделки мужской рубашки 

Практика:  Переделка  мужской рубашки  в стильное женское платье

2.3. Кастомайзинг джинсовых вещей

Теория:  Креативные идеи переделки джинсовых вещей 

Практика:  Переделка   одежды из джинсовой ткани.

2. 4. Кастомайзинг и техника пэчворг в современной одежде.

Теория: Пэчворк в одежде  – как одно из самых ярких нововведений современной моды

 Практика:  Создание эскиза одежды в сочетании направления кастомайзинга и техники пэчворг, и его воплощение в жизнь.

 

 


Содержание учебного плана

2. Комплекс организационно - педагогических условий

2.1 Календарный учебный график

Таблица 2.1.1

Календарный учебный график ( 1 год обучения, второй модуль)

Позиции

Заполнить с учетом срока реализации ДООП

Количество учебных недель

18

Количество учебных дней

36

Продолжительность каникул

-

Даты начала и окончания учебного года

13 января -15 мая

Сроки промежуточной аттестации

17.01.20

05.02.20

19.02.20

28.02.20

06.03.20

18.03.20

03.04.20

15.04.20

Сроки итоговой аттестации (при наличии)

13.05.20

Таблица 2.1.2

Календарный учебный график ( 2 год обучения, третий модуль)

Позиции

Заполнить с учетом срока реализации ДООП

Количество учебных недель

15

Количество учебных дней

30

Продолжительность каникул

-

Даты начала и окончания учебного года

15 сентября  -31 января

Сроки промежуточной аттестации

23.09.20

07.10.20

06.11.20

24.12.20

30.12.20

Сроки итоговой аттестации (при наличии)

-

2.2. Условия реализации программы

Таблица 2.2.1

Условия реализации программы

Аспекты

Характеристика (заполнить)

Материально-техническое обеспечение

  • Особенности организации учебного процесса: занятия проводятся на базе Центра детского творчества в стационарном, типовом, хорошо освещенном и проветриваемом учебном кабинете, который отвечает всем требованиям санитарно-гигиенических норм, правилам техники безопасности, установленных для помещений, где работают учащиеся, оснащенном типовыми столами и стульями с учетом физиологических особенностей обучающихся. Оснащение швейным оборудование, согласно нормам труда.

Информационное обеспечение

  • газеты, журналы мод, интернет-ресурсы, профильная литература

Кадровое обеспечение

  • Среднее-профессиональное, образование педагога соответствует профилю программы

2.3. Формы аттестации

Формами аттестации являются:

Формой аттестации в период образовательного процесса являются систематические зачетные работы по закреплению изученного материала. Формой итоговой аттестации является творческий проект.

2.4. Оценочные материалы

Таблица 2.4.1

Оценочные материалы

Показатели качества реализации ДООП

Методики

Уровень развития творческого потенциала учащихся

  • - индивидуальная работа педагога  с учащимися;  
  • - совместная   продуктивная   и творческая   деятельность

Уровень развития социального опыта учащихся

  • Тест «Уровень социализации личности» (версия Р.И.Мокшанцева)

Уровень сохранения и укрепления здоровья учащихся

  • «- физ.минутки;
  • - беседы;
  • - просмотр тематических фильмов;

Уровень теоретической подготовки учащихся

  •  Выставка работ,

Уровень удовлетворенности родителей предоставляемыми образовательными услугами

  •  Анкета для родителей «Качество оказания услуг МБУ ДО ЦДТ г. Алейска»

Оценочные материалы (указать конкретно в соответствии с формами аттестации)

  • зачетные работы
  • творческий проект.
  • Теоретические зачеты

2.5 Механизм контроля за реализацией программы

Система контроля и оценки достижений учащегося дает возможность педагогу   проследить динамику развития обучающегося и создать условия для его дальнейшего        развития. Контроль за результатами обучения, как и сам процесс обучения, должен быть     непрерывным, разнообразным, дифференцированным и индивидуальным.

Входной – проверка начального уровня знаний, умений и навыков обучающегося; форма проведения: собеседование, наблюдение, творческие задания.

Текущий (рубежный)– индивидуальный контроль во время занятия с целью       усвоения знаний учащимися; форма проведения – викторины, кроссворды, игры,            практическая работа; для изучения мотивации к занятиям, творческих способностей (тесты, анкеты совместно с педагогом – психологом);

Тематический – осуществляется по окончании работы над индивидуальным          заданием, проверка практических навыков после прохождения тем; форма проведения: анализ и оценка работ, тестирование, творческое задание, комбинированный опрос, игры по вопросам теории, защита творческих работ, участие в выставках различных уровней.

 В конце каждой темы выполняется зачет, а по итогу года творческий проект. Для закрепления и тематического контроля используются различные тестирования в ходе изучения материала. Наиболее плодотворным фактором, в оценочной работе итогов обучения, является выставка работ, которая оказывает неоценимое значение в эстетическом становлении личности ребенка.  В конце каждого модуля устраивается выставка «Мои работы».

Контроль, за знаниями, умениями и навыками должен помочь закрепить знания     учащегося, расширить его кругозор, повысить собственную самооценку и веру в собственные силы.  

Способы определения результативности

 Способами фиксации результатов обучения и формами подведения итогов реализации данной программы являются:

•        проведение диагностики и фиксирование результатов учащихся на основе входящего, текущего и тематического контроля;

•        самооценка и коллективная оценка качества выполненной работы с учетом желаний учащегося;

•        опрос, рефлексия;

•        самостоятельные практические работы, викторины, игры, конкурсы по вопросам теории и практики;

•        выставки: мини-выставки, творческие, тематические.

По окончании цикла занятий каждый учащийся представляет свою работу как результат выполнения творческой задачи, поставленной в ходе изучения той или иной темы программы.  

2.6. Методические материалы

Одним из основных методов, стимулирующих процесс обучения, является вовлечение учащихся в активную сферу деятельности от эскиза до готового изделия и в выполнение творческих проектов.

Методы обучения: Традиционно в ходе обучения используются определенные методы обучения: словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, практический.

Формы организации образовательной деятельности:

  • Индивидуальная
  • Индивидуально-групповая
  • Групповая
  • Открытое занятие
  • Практическое занятие

Педагогические технологии:

  • Технология индивидуального обучения
  • Технология группового обучения
  • Технология дифференцированного обучения

.

Тип учебного занятия:

Изучения и первичного закрепления новых знаний.

Дидактические материалы:

  • Раздаточные материалы
  • Технологические карты
  • образцы изделий

2.7. Список литературы

  1. Адамчик М.В. Дизайн и основы композиции в дизайнерском творчестве и фотографии Издательство: Харвест (Минск). 2010 - 256с;
  2. Бесчастнов Н.П. Черно-белая графика.- М.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2005 – 150с.;
  3. Бузов Б.А. Материалы для одежды: учеб. Пособие для студ высш.учеб завед.-Б.А. Бузов, Г.П. Румянцева, -М.: Издательский центр «Академия», 2010.-160 с.
  4. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция: учебное пособие для студентов вузов.- М.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2005 -170с.;

  1. Рунге В., Сеньковский В. Основы теории и методологии дизайна. Учебное пособие. Издательство: МЗ-Пресс 2003 – 164с.;

  1. Устин В. Композиция в дизайне. Методические основы композиционно-художественного формообразования в дизайнерском творчество Издательство: Астрель 2007;

16. Журнал «Бурда»- ежеквартальные журналы по рукоделию.

17.Журнал «Моден»- ежеквартальные журналы по рукоделию.

18. Журнал «Шитье и крой»- ежеквартальные журналы по рукоделию.

Интернет ресурсы

  1. Электронный ресурс - кройка и шитье для начинающих. Режим доступа: http://kroikashitie.ru.

2. Электронный ресурс - статьи о крое, книги о шитье, книги о крое, мастер-классы по шитью, видео о шитье . Режим доступа:  https://ideaport.ru/

3. Электронный ресурс - основы кроя и шитья, пошаговые инструкции построения и моделирования выкроек. Режим доступа: https://wesew.ru/

4. Электронный ресурс - модели и выкройки. Режим доступа: https://shei-sama.ru/load/detskaja_odezhda/1

Для обучающихся:

Электронный ресурс журнал: «Вдохновение рукодельницы», выкройки для детей. Режим доступа:  https://zhurnal.rykodelniza.ru/category/shite-i-kroj/shyu-sama-besplatnyevykrojki-opisanie/vykrojki-dlya-detej/.

г. Алейск 2019