2021 - 2022 год ДООП "Мастерская детского костюма "Надежда"; ДООП "Школа дизайна"; ДООП "Краски"

Власова Елена Алексеевна

          Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мастерская детского костюма «Надежда» направлена на формирование у обучающихся стремления видеть и создавать вокруг себя прекрасное, желание изучать традиции и современность в мире моды, сценическое мастерство. Обучение по данной программе создаёт благоприятные условия для знакомства детей с основными вопросами теории моды, законами художественной формы, цветового решения и спецификой текстильных материалов, технологией изготовления сценических костюмов, приобщает детей к саморазвитию творческих способностей посредством расширения кругозора в области моделирования современной одежды.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа творческого объединения «Школа дизайна» направлена на
знакомство обучающихся с искусством дизайна, его стилями и
направлениями.
 
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Краски" направлена на развитие творческих способностей
обучающихся, формирование и расширение у детей наблюдательности,
кругозора, а также видении окружающего мира во всем его разнообразии и
многоцветии.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного образования

 «Центр дополнительного образования»

Согласовано                                                                                                                              Протокол  педагогического

совета    МАОУ «ЦДО»                              

№ ___   от «___»_______20__г.                                                                                                                  

                              УТВЕРЖДАЮ

Директор МАОУ «ЦДО»

  ____________Е.В. Малова

 «___»____________20__г.                                                                                              

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«МАСТЕРСКАЯ ДЕТСКОГО КОСТЮМА «НАДЕЖДА»

Возраст обучающихся: от 10 до 18 лет

Срок освоения программы: 1 год

           Автор – составитель: Власова Е.А.,

педагог дополнительного образования

             высшей квалификационной категории

г. Первомайск

2021 год

Содержание

1.

Пояснительная записка

3

2.

Учебный план

8

3.

Рабочая программа

9

3.1.

3.2.

3.3.

3.4.

Модуль 1

Модуль 2

Модуль 3

Модуль 4

9

12

15

19

4.

5.

6.

7.

Формы аттестации                                                                                                                                                                          

Оценочные материалы  

Методические материалы                                                              

Условия реализации программы                                                    

Список литературы      

Приложение 1 – Календарный учебный график

23

24

26

30

32

35


  1. Пояснительная записка

«Мода …как музыка или как песня. У каждой свой тон, своя гармония.

 (Надежда Ламанова)

          Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мастерская детского костюма «Надежда» направлена на формирование у обучающихся стремления видеть и создавать вокруг себя прекрасное, желание изучать традиции и современность в мире моды, сценическое мастерство. Обучение по данной программе создаёт благоприятные условия для знакомства детей с основными вопросами теории моды, законами художественной формы, цветового решения и спецификой текстильных материалов, технологией изготовления сценических костюмов, приобщает детей к саморазвитию творческих способностей посредством расширения кругозора в области моделирования современной одежды.

Направленность: 

          Данная программа имеет художественную направленность.  Программа имеет модульный принцип построения и включает в себя такие модули как «Богатство и роскошь русских традиций», «Моделирование костюма», «Сценическое мастерство», «Современная коллекция моделей с элементами русского стиля». Все модули взаимосвязаны, благодаря чему обеспечивается интеграция различных видов творческой деятельности, необходимых для достижения обучающимися общего положительного результата и достижения цели программы.

Актуальность программы:

          Выразить себя в одежде пытается каждый человек. Молодежная среда рождает целые течения, демонстрирующие свой имидж, свои представления о моде, целенаправленно обращающие на себя всеобщее внимание.

Программа «Мастерская детского костюма «Надежда» – это веление времени, признак современности – познав себя, найти свой индивидуальный и неповторимый образ, выработать собственный стиль, рожденный гармонией внутреннего «я» личности и его внешнего проявления в одежде и в облике в целом. Это яркое историческое путешествие, повествующее о проблемах моды и возможных путях ее развития, обрамленное изысканной рамой из постановки – дефиле, музыки, цвета.

Цель программы:

Формирование у обучающихся качеств, творчески думающей, активно – действующей и легко адаптирующейся личности, которые необходимы для ориентации в мире моды и в дальнейшем профессиональном самоопределении.

        Задачи программы:

Образовательные:

  • формировать и совершенствовать знания, умения и навыки основ швейного мастерства, сценического искусства, основываясь на исторический и современный опыт в мире моды;
  • формировать знания о традициях и современных тенденциях в русской культуре;
  • формировать знания о сочетании цветов, способах их применения в костюме;
  • формировать знания о стилях, о модных образах, об имидже в мире моды; 
  • формировать умение моделировать и макетировать; 
  • формировать творческие навыки создания образного макияжа;
  • формировать умение импровизировать на основе музыки, представлять движения в воображении и мыслить образами (дефиле).

Воспитательные:

  • формировать способность решения проблем творческого и поискового характера;
  • воспитывать эстетический вкус и культуру поведения в коллективе;
  • развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.

Развивающие: 

  • развивать личностные качества детей по средствам занятий творческой деятельностью;
  • развивать интерес к культуре родного края, расширять общий и интеллектуальный кругозор, эстетическое сознание через освоение художественного наследия народных помыслов;
  • развивать самостоятельность, точность и аккуратность в исполнении творческих работ;
  • формировать умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности.

Формы проведения занятий: Программой предусмотрена групповая, очная форма организации занятий с обучающимися. Обучение сочетает в себе теоретические занятия; практические занятия (выступления, показы, выставки).

Формы дистанционных занятий с помощью компьютерных телекоммуникаций:

Программа реализуется также с использованием дистанционных технологий в разных формах обучения или при их сочетании, при проведении учебных занятий, практик, текущего контроля и т.д.

  1. Видео, аудио   в следующих формах:
  • Чат - занятия — учебные занятия, осуществляемые с использованием чат - технологий через мессенджеры.;
  1. Видеолекции;
  2. Информационно-образовательные среды.

Для реализации программ в  форме дистанционного обучения будут               использованы следующие   инструменты:

1.Сервисы для коммуникации в Интернет: Skype и др.

2.        Социальные сети и мессенджеры: «В Контакте Viber,Whats и др.

4.        Инструментальные средства создания учебных пособий: Canva, «Google Документы», «Google Таблицы», «Google Формы» и др.

5.        Инструментальные средства обработки аудио и видеоизображения: программы для записи, нарезки и воспроизведения аудио и видеоизображения в сервисах Microsoft и Movavi и др.

6. Средства хранения и передачи учебной информации в Интернет: облако Mail.ru, Google диск, Yandex диск.

Виды занятий: беседа; практическая работа; презентация; коллективно – творческие занятия; опрос; выставка; дефиле.

Адресат программы: Программа рассчитана на обучающихся в возрасте от 10 до 18 лет.

Период реализации программы - 1 год (144 часа – 4 часа в неделю)

Режим занятий: Обучение в группах, проводятся 2 раза в неделю 2 занятия по 45 минут.

Планируемые результаты: 

В результате освоения программы, обучающиеся должны

знать: 

  • основы швейного мастерства и сценического искусства основываясь на исторический и современный опыт в мире моды;
  • традиции и современные тенденции в русской культуре;
  • сочетания цветов, способы их применения в костюме;
  • стили, имидж, модные образы в мире моды;

уметь: 

  • выполнять ручные и машинные операции по пошиву, снимать мерки с конкретной фигуры;
  • разрабатывать эскизы по изготовлению коллекции костюмов, основываясь на традиции и современные тенденции в русской культуре;
  • моделировать и макетировать;
  • разрабатывать эскизы согласно стилям, модным образам в мире моды, разбираться в имидже;
  • создавать образный макияж;
  • импровизировать на основе музыки, представлять движения в воображении и мыслить образами (дефиле).

Результаты развития: 

  • умеет самостоятельно и осознанно высказывать собственные предпочтения, умеет давать оценку своей работе;
  • владеет точностью и аккуратностью в исполнении творческих работ;
  • умеет продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности.

Результаты воспитания: 

  • умеет решать проблемы творческого и поискового характера;
  • имеет эстетический вкус и культуру поведения в коллективе.
  • владеет этическими нормами, основами самоконтроля, принятия решений и осуществления осознанного выбора. 

Формы аттестации: Промежуточная аттестация проводится в форме зачета по завершении модулей.

  1. Учебный план

п/п

Название модуля

Количество часов

всего

теория

практика

Форма аттестации/

контроля

1.

Модуль 1. Богатство и роскошь русских традиций

36

8

28

Зачет

2.

Модуль 2. Моделирование костюма

32

8

24

Зачет

3.

Модуль 3. Сценическое мастерство

38

8

30

Зачет

4.

Модуль 4. Современная коллекция моделей с элементами стиля – «милитари»

38

11

27

Зачет

ИТОГИ:

144

35

109

3. Рабочая программа

3.1. Модуль 1. Богатство и роскошь русских традиций

Цель: создание условий для формирования у обучающихся качеств творчески думающей личности средствами получения знаний и практических умений по внедрению русских традиций в современный мир моды.

Задачи:

Образовательные:

  • формировать знания о традициях и современных тенденциях в русской

культуре;

  • формировать знания видов русской художественной росписи;
  • формировать знания цветового сочетания цветов, способы их применения

в творческих работах.

  • формировать умения применять различные виды русской художественной

росписи в творческих работах;

  • формировать умения гармонично сочетать цвета.

Воспитательные:

  • формировать способность решения проблем творческого и поискового

характера;

  • воспитывать эстетический вкус и культуру поведения в коллективе;
  • развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-

нравственную отзывчивость.

Развивающие: 

  • развивать личностные качества детей по средствам занятий творческой

деятельностью;

  • развивать интерес к культуре родного края, расширять общий и

интеллектуальный кругозор, эстетическое сознание через освоение художественного наследия народных помыслов;

  • развивать самостоятельность, точность и аккуратность в исполнении

творческих работ;

  • формировать умение продуктивно общаться и взаимодействовать в

процессе совместной деятельности.

В результате освоения модуля, обучающиеся должны знать: 

  • традиции и современные тенденции в русской культуре;
  • виды русской художественной росписи;
  • цветовое сочетание цветов, способы их применения в творческих работах.

уметь: 

  • применять различные виды русской художественной росписи в

творческих работах;

  • гармонично сочетать цвета.

Результаты развития: 

  • умеет самостоятельно и осознанно высказывать собственные

предпочтения, умеет давать оценку своей работе;

  • владеет точностью и аккуратностью в исполнении творческих работ;
  • умеет продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной

деятельности.

Результаты воспитания: 

  • умеет решать проблемы творческого и поискового характера;
  • имеет эстетический вкус и культуру поведения в коллективе;
  • владеет этическими нормами, основами самоконтроля, принятия решений

и осуществления осознанного выбора. 

Учебно - тематический план модуля

п/п

Название модуля, название темы

Количество часов

всего

теория

практика

Форма аттестации/

контроля

Модуль 1. Богатство и роскошь русских традиций 

36

8

28

1.1

 Вводное занятие

2

1

1

Текущий контроль - практическая работа

1.2.

От истоков в русской культуре до современных трендов

8

2

6

Текущий контроль - практическая работа

1.3.

Виды русской художественной росписи

14

2

12

Текущий контроль - практическая работа

1.4.

Цветоведение - колорит

10

2

8

Текущий контроль - практическая работа

1.5

Итоговое занятие

2

1

1

Зачет

Содержание Модуля 1.  Богатство и роскошь русских традиций

Тема 1.1. Вводное занятие

Теория: Организация рабочего места. Техника безопасности.

Инструменты и материалы необходимы для выполнения творческих работ.

Практика: Композиция на свободную тему.

Тема 1.2. От истоков в народной культуре до современных трендов

Теория:

Презентация «Народное творчество в современной моде», работа с литературой, журналами мод.

Практика: 

1. Создание эскизов народного костюма Нижегородского края, (разные эпохи, разные представления о красоте).

2. Создание эскизов народного костюма в современной интерпретации – стилизация.

3. Инсталляция по фотографиям народных костюмов в современной обработке.

Тема 1.3. Виды русской художественной росписи

Теория: Виды художественной росписи. Русский орнамент в костюме.

Основные приемы выполнения орнаментов. Изучение различных типов (геометрический, растительный, животный), видов орнаментов (ленточные, сетчатый).  

Практика: 

1. Узоры, композиции орнаментов (геометрический, растительный, животный).

2. Создание эскизов, художественных композиций орнаментов на различные темы, используя технику батик.

3. Роспись по ткани – батик.

Тема 1.4. Цветоведение – колорит

Теория: Цвет и его свойства. Понятие «цвет». Дисперсия света (спектральное разложение).  Явление радуги и цвет. Основные цвета: желтый, синий, красный. Производные цвета (дополнительные). Яркие и приглушенные. Насыщенные (глубокие) и ненасыщенные (неглубокие). Темные и светлые. Настроение в цвете.

Практика: 

1. Палитра цветов – Цветовое сочетание цветов по принципу гармонии цвета.

2. Настроения в цвете (эскизы).

3. Музыка в цвете (эскизы).

Итоговое занятие (зачет). Письменный опрос. Выставка творческих работ обучающихся.

3.2. Модуль 2. Моделирование костюма

Цель: создание условий для развития творческих способностей обучающихся с использованием методов моделирования костюма.

Задачи:

Образовательные:

  • формировать знания о основах художественного моделирования;  
  • формировать знания о стилях, о модных образах, об имидже в мире моды; 
  • формировать знания и умение моделировать и макетировать. 

Воспитательные:

  • формировать способность решения проблем творческого и поискового

характера;

  • воспитывать эстетический вкус и культуру поведения в коллективе;
  • развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-

нравственную отзывчивость.

Развивающие: 

  • развивать личностные качества детей по средствам занятий творческой

деятельностью;

  • развивать интерес к культуре родного края, расширять общий и

интеллектуальный кругозор, эстетическое сознание через освоение художественного наследия народных помыслов;

  • развивать самостоятельность, точность и аккуратность в исполнении

творческих работ;

  • формировать умение продуктивно общаться и взаимодействовать в

процессе совместной деятельности.

В результате освоения модуля обучающиеся должны

знать: 

  • основы художественного моделирования;
  • стили, имидж, модные образы в мире моды;

уметь: 

  • моделировать и макетировать;
  • разрабатывать эскизы согласно стилям, модным образам в мире моды,

разбираться в имидже;

Результаты развития: 

  • умеет самостоятельно и осознанно высказывать собственные

предпочтения, умеет давать оценку своей работе;

  • владеет точностью и аккуратностью в исполнении творческих работ;
  • умеет продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной

деятельности.

Результаты воспитания: 

  • умеет решать проблемы творческого и поискового характера;
  • имеет эстетический вкус и культуру поведения в коллективе;
  • владеет этическими нормами, основами самоконтроля, принятия решений

и осуществления осознанного выбора. 

Учебно - тематический план Модуля 2.

п/п

Название модуля, название темы

Количество часов

всего

теория

практика

Форма аттестации/

контроля

Модуль 2. Моделирование костюма

32

8

24

2.1

Основы художественного моделирования  

8

2

6

Текущий контроль –практическая работа

2.2

 «Стиль», «образ», «имидж», «мода»

10

2

8

Текущий контроль - практическая работа

2.3

Моделирование – макетирование

10

2

8

Текущий контроль - практическая работа

Итоговое занятие

4

2

2

Зачет

Содержание Модуля 2. Моделирование костюма

Тема 2.1. Основы художественного моделирования

Теория:

Цели и задачи моделирования. Специфика художественного моделирования.  Профессия художник модельер. Моделирование с учетом возраста, характера, телосложения. Зависимость формы одежды от индивидуальных особенностей фигуры. Времена года и форма одежды человека.

Понятие «модели одежды». Специфика выполнения эскизов модели одежды. Принципы составления коллекции. Одна основа  несколько моделей. Техника переноса фасонных линий с рисунка на чертеж основы или на готовую основу.

Практика: 

1. Моделирование с учетом возраста, характера, телосложения эскизы, коллаж. Работа с журналами мод. Индивидуальные особенности фигуры – форма и силуэт, фактура одежды. Работа с каталогами тканей. Коллаж из ткани на бумажных манекенах.

2. Композиция костюма – эскизы, наколка (муляж) на манекене.

3. Современная отделка, выполнение образца современного вида отделки.  

Тема 2.2. «Стиль», «Образ», «Имидж», «Мода» 

Теория: Понятие «стиль» (набор индивидуальных характеристик, присущих определенному человеку). Понятие «образ» - (визитная карточка, то впечатление, которое вы рассчитываете вызвать у окружающих). Понятие «имидж» (манера общения, черты ... образ жизни и все это как нельзя лучше отражается в стиле одежды). Понятие «мода» (мо́да (фр. mode, от лат. modus  - мера, образ, способ, правило, предписание)  совокупность привычек, ценностей и вкусов, принятых в определённой среде в определённое время.

Композиция костюма. Основные средства выразительности композиции (стиль костюма, его назначение, элементы выразительности). Классификация ассортимента современной одежды.

Практика:

  1. Мода на подиуме. Предложения моды: Сезоны моды. Ассортимент

одежды. Мода и обувь. Мода и аксессуары. Мода и украшения. Тайна стиля

  1. Разработка коллекций моделей по стилям: «классический», «шанель»,

«романтический», «спортивный -  стиль милитари»,  «деловой»,  «русский – фольклорный», «авангардный».

  1. Эскизы образных моделей (работа с журналами мод, наблюдение за

разнообразием одежды).

  1. Направления имиджа – творческий эксперимент.

Тема 2.3. Моделирование – макетирование

Теория: Основа бумажного макетирования, развитие творческого объёмного мышления и формообразования. Эскиз, чертеж, раскладка, масштаб.

Практика:

1. Разработка эскиза костюма. Масштаб.

2. Чертеж и раскладка костюма на ватмане.

3. Соединение основных деталей костюма, отделочных элементов костюма.

Итоговое занятие (зачет). Письменный опрос. Выставка творческих работ обучающихся.

Модуль 3. Сценическое мастерство

Цель: формирование творческой личности обучающегося и раскрытие его творческой индивидуальности средствами сценического искусства.

Задачи:

Образовательные:

  • формировать знания принципов сценической постановки;
  • формировать знания техник демонстрационного шага;
  • формировать знания технологий образного макияжа.
  • формировать умение импровизировать на основе музыки, представлять

движения в воображении и мыслить образами;

  • формировать навыки создания образного макияжа.

Воспитательные:

  • формировать способность решения проблем творческого и поискового

характера;

  • воспитывать эстетический вкус и культуру поведения в коллективе;
  • развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-

нравственную отзывчивость.

Развивающие: 

  • развивать личностные качества детей по средствам занятий творческой

деятельностью;

  • развивать интерес к культуре родного края, расширять общий и

интеллектуальный кругозор, эстетическое сознание через освоение художественного наследия народных помыслов;

  • развивать самостоятельность, точность и аккуратность в исполнении

творческих работ;

  • формировать умение продуктивно общаться и взаимодействовать в

процессе совместной деятельности.

В результате освоения Модуля 3. обучающиеся должны

знать: 

  • принципы сценической постановки;
  • техники демонстрационного шага;
  • технологии образного макияжа.

уметь: 

  • дефилировать на сцене;
  • импровизировать на основе музыки, мыслить образами;
  • создавать образный макияж.

Результаты развития: 

  • умеет самостоятельно и осознанно высказывать собственные

предпочтения, умеет давать оценку своей работе;

  • владеет точностью и аккуратностью в исполнении творческих работ;
  • умеет продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной

деятельности.

Результаты воспитания: 

  • умеет решать проблемы творческого и поискового характера;
  • имеет эстетический вкус и культуру поведения в коллективе;
  • владеет этическими нормами, основами самоконтроля, принятия решений

и осуществления осознанного выбора. 

Учебно - тематический план Модуля 3.

п/п

Название модуля, название темы

Количество часов

всего

теория

практика

Форма аттестации/

контроля

Модуль 3. Сценическое мастерство

38

8

30

3.1.

Сценическая пластика

14

2

12

Текущий контроль -практическая работа

3.2

Дефиле

10

2

8

Текущий контроль - практическая работа

3.3.

Образный макияж

10

2

8

Текущий контроль - практическая работа

Итоговое занятие

4

2

2

Зачет

Содержание Модуля 3. Сценическое мастерство

Тема 3.1. Основы сценического мастерства

Теория: Понятие сценического образа. Принципы сценической постановки – вступление, развитие, кульминация, заключение. Знакомство с различными постановками коллекций театраПластика и костюм. Взаимосвязь пластики движений человека со стилем его одежды, обратная зависимость. Отражение стиля костюма в стиле шага и танцевальных элементах. Упражнения по пластике. 

Практическая работа:

  1. Основные позиции в статике.
  2.  Комплекс упражнений для рук и плечевого пояса. Пластика головы и шеи. Пластика ног. Пластика тела.
  3. Пластические этюды – импровизации под музыку разных стилей, жанров, темпов.

Тема 3.2. Дефиле

Теория: Понятие «дефиле» как свободное движение по подиуму на основе музыки, выстроенное в композицию в соответствии с замыслом демонстрации модели. Специфика модного показа. Основные понятия о технике демонстрационного шага.

Практическая работа:

  1. Подиумный шаг – отработка всех элементов шага.
  2. Постановка композиций из основных элементов шага.
  3. Походка и настроение. Типы походок.
  4. Дефиле с элементами танца

Тема 3.3. Образный макияж

Теория: Понятие «косметика». История развития косметики. Искусство ухаживать за собой. Технологии макияжа. Виды макияжа: дневной, вечерний. Техника макияжа: вечернего, дневного. Тенденции современного макияжа. Цель и задачи гримирования. История возникновения грима. Визаж  искусство украшения и оформления лица и тела. Визаж  образный макияж.

Практическая работа: 

Композиции макияжа на шаблонах (манекенах), моделях – (нанесение на кожу лица различных видов декоративной косметики с целью украшения, а также камуфлирования существующих изъянов).

1. Анатомические основы грима – работа с шаблонами.

2. Краски – грим – эскизы, работа с манекенами.

3. Цветовая гамма макияжа с учетом «образа» и модели одежды – эскизы, работа с манекенами.

4. Работа с моделями «Дневной и вечерний макияж» – фотосессия.

Итоговое занятие (зачет). Письменный опрос. Дефиле.

3.4. Модуль 4. Современная коллекция моделей с элементами

стиля – «милитари»

Цель: создать условия для освоения теоретического и практического материала по разработке и созданию современной коллекции моделей с элементами

стиля - милитари.

Задачи:

Образовательные:

  • формировать знания о стиле – «милитари» в одежде;
  • формировать знания технологии изготовления аксессуаров, отделки

изделий.

  • формировать умения по разработке эскизов коллекции моделей, работа

с журналами мод;

  • формировать умения и навыки основ швейного мастерства (ручные и

машинные операции), основываясь на исторический и современный опыт в мире моды;

  • формировать умения по разработке и созданию аксессуаров, по отделки

изделий.

Воспитательные:

  • формировать способность решения проблем творческого и поискового

характера;

  • воспитывать эстетический вкус и культуру поведения в коллективе;
  • развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-

нравственную отзывчивость.

Развивающие: 

  • развивать личностные качества детей по средствам занятий творческой

деятельностью;

  • расширять общий и интеллектуальный кругозор, эстетическое сознание

через освоение современного искусства;

  • развивать самостоятельность, точность и аккуратность в исполнении

творческих работ;

  • формировать умение продуктивно общаться и взаимодействовать в

процессе совместной деятельности.

В результате освоения модуля обучающиеся должны

знать: 

  • особенности стиля – «милитари» в одежде;
  • технологию изготовления аксессуаров, отделки изделий.

уметь: 

  • разрабатывать эскизы по изготовлению коллекции костюмов, основываясь

на традиции и современные тенденции в мире моды;

  • выполнять ручные и машинные операции по пошиву, снимать мерки с

конкретной фигуры;

  • выполнять отделку и изготавливать аксессуары для костюмов коллекции.

Результаты развития: 

  • умеет самостоятельно и осознанно высказывать собственные

предпочтения, умеет давать оценку своей работе;

  • владеет точностью и аккуратностью в исполнении творческих работ;
  • умеет продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной

деятельности.

Результаты воспитания: 

  • умеет решать проблемы творческого и поискового характера;
  • имеет эстетический вкус и культуру поведения в коллективе;
  • владеет этическими нормами, основами самоконтроля, принятия решений

и осуществления осознанного выбора.

Учебно - тематический план Модуля 4.

п/п

Название модуля, название темы

Количество часов

всего

теория

практика

Форма аттестации/

контроля

Модуль 4. Современная коллекция моделей с элементами стиля – милитари

38

11

27

4.1.

Стиль  «милитари» в одежде – красота и практичность

2

2

-

Текущий контроль – устный опрос

  4.2

Работа с журналами мод -  разработка эскизов

4

2

2

Текущий контроль - практическая работа

4.3

Подготовка и раскрой ткани для коллекции моделей

6

2

4

Текущий контроль - практическая работа

4.4

Ручные и машинные операции

14

2

12

Текущий контроль - практическая работа

4.5

Изготовление аксессуаров Отделка изделий коллекции

10

2

8

Текущий контроль - практическая работа

Итоговое занятие

2

1

1

Зачет

Содержание Модуля 4. Современная коллекция моделей с элементами стиля – «милитари»  

Тема 4.1. Стиль «милитари» в одежде – красота и практичность

Теория: Отражение в современной одежде стиля «милитари». Модные коллекции моделей известных русских модельеров, дизайнеров, работающих по данному направлению в одежде (интерпретация современного и прошлого). Стиль «милитари»  - направление в моде, характерной чертой которого является использование различных моделей или элементов, заимствованных из военной формы, например – грубые военные ботинки, береты, пилотки, лётные куртки, бушлаты, ремни, металлические пуговицы, шевроны, позументы, шнуровки, знаки отличия, большое количество карманов, погоны и многое другое.

Тема 4.2. Работа с журналами мод -  разработка эскизов

Теория: Презентация на тему: «Модный круговорот»        

Практическая работа: 

1. Разработка эскизного ряда моделей для коллекции (отражение спортивно – военного стиля в покрое, подборе предметов одежды).

2. Работа с журналами мод. Подбор выкроек (фасон, мерки, чертежи, моделирование на основе выкройки).

Тема 4.3. Подготовка и раскрой ткани для коллекции моделей 

Теория: Подготовка ткани к раскрою. Правильная экономная раскладка выкроек на ткани.

Практическая работа: 

1. Краткая характеристика тканей (свойства натуральных и синтетических тканей, фактура). Составление цветовых сочетаний.

2. Подготовка и раскрой ткани для коллекции моделей (расход ткани, выкройки, порядок раскроя).

Тема 4.4. Ручные и машинные операции 

Теория: Технология ручных и машинных операций.

Практическая работа: 

1. Ручные операции (сметывание крупных деталей изделий). Проведение примерки, исправление недостатков.

2. Машинные операции (соединение деталей, настрачивание, втачивание, обтачивание).

3. Утюжка швов, деталей моделей. Примерка изделий.

Тема 4.5. Изготовление аксессуаров. Отделка изделий коллекции

Теория: Изучение техник изготовления аксессуаров и отделки. Плетение из ниток, бусин, страз.

 Макраме – техника узелкового плетения.

 Бисероплетение – создание при помощи бисера, бусины, металлической проволоки, лески художественных двухмерных и трехмерных аксессуаров (композиций).

Практическая работа: 

1. Изготовление аксессуаров для коллекции (бусы, браслеты, пояса)

2. Отделка изделий коллекции (фурнитура, отделочные материалы).

Итоговое занятие (зачет). Письменный опрос. Дефиле.

4. Формы аттестации

Текущий контроль: проводится в форме устного опроса и наблюдения за ходом и результатом выполнения практической работы. Текущая аттестация проводится в конце каждой темы.

Промежуточная аттестация проходит в форме зачетов по завершении модулей: «Богатство и роскошь русских традиций», «Моделирование костюма» (первое полугодие); «Сценическое мастерство», «Современная коллекция моделей с элементами стиля – «милитари» (второе полугодие).  

Зачет проводится в форме комплексной проверки теоретических знаний (письменный опрос) и практических навыков (выставка, дефиле).

5. Оценочные материалы

Модуль

программы

Форма контроля

Критерии оценки

Система оценки

1.

 Модуль 1. Богатство и роскошь русских традиций

Зачет:

Теория:

Письменный опрос из 3 заданий по 5вопросов (всего 15 вопросов)

Общее количество баллов равно сумме правильных ответов в каждом задании (один вопрос равен 1баллу)

7 - 9 баллов – низкий уровень теоретических знаний;

10 - 12 балла – средний уровень теоретических знаний;

13 - 15 балов – высокий уровень теоретических знаний.

Практика:

Выставка

Общее количество баллов равно сумме критериев:

Композиция – от 0 - 5 баллов;

Владение различными видами техник – от 0 – 5 баллов;

Аккуратность – от 0 - 5 баллов.

1- 2 балла - низкий

уровень по критерию;

3 - балла - средний

уровень по критерию;

4 - 5 баллов

- высокий уровень по критерию.

2.

Модуль 2.

Моделирование костюма

Зачет:

Теория:

2 задания по 5 вопросов

(всего 10 вопросов)

Общее количество баллов равно сумме правильных ответов в каждом задании (один вопрос равен 1баллу)

5 – 6 баллов – низкий уровень теоретических знаний;

7 – 8 баллов – средний уровень теоретических знаний;

9 – 10 баллов – высокий уровень теоретических знаний.

Практика:

Выставка

Общее количество баллов равно сумме критериев:

Композиция – от 0 - 5 баллов;

Владение различными видами техник – от 0 – 5 баллов;

Аккуратность – от 0 - 5 баллов.

1- 2 балла - низкий

уровень по критерию;

3 - балла - средний

уровень по критерию;

4 - 5 баллов

- высокий уровень по критерию.

3.

Модуль 3.

Сценическое мастерство

Зачет:

Теория:

Письменный опрос из 2 заданий по 5  вопросов (всего 10 вопросов)

Общее количество баллов равно сумме правильных ответов в каждом задании (один вопрос равен 1баллу)

5 - 6 баллов – низкий уровень теоретических знаний;

7 - 8 балла – средний уровень теоретических знаний;

9 - 10 балов – высокий уровень теоретических знаний.

Практика:

Дефиле

Общее количество баллов равно сумме критериев:

Образ в костюме – от 0 - 5 баллов;

Сценическая пластика – от

0 – 5 баллов;

Грим – визаж – от 0 - 5 баллов.

1- 2 балла - низкий

уровень по критерию;

3 - балла - средний

уровень по критерию;

4 - 5 баллов

- высокий уровень по критерию.

4.

Модуль 4.

Современная коллекция моделей с элементами стиля – «милитари»

Зачет:

Теория:

Письменный опрос из 1 задания (всего 10 вопросов)

Общее количество баллов равно сумме правильных ответов в каждом задании (один вопрос равен 1баллу)

5 - 6 баллов – низкий уровень теоретических знаний;

7 - 8 балла – средний уровень теоретических знаний;

9 - 10 балов – высокий уровень теоретических знаний.

Практика:

Дефиле

Общее количество баллов равно сумме критериев:

Образ в костюме – от 0 - 5 баллов;

Сценическая пластика – от

0 – 5 баллов;

Грим – визаж – от 0 - 5 баллов.

1- 2 балла - низкий

уровень по критерию;

3 - балла - средний

уровень по критерию;

4 - 5 баллов

- высокий уровень по критерию.

6. Методические материалы

6.1 Краткое описание методики работы по модулям программы

№ п/п

Модуль, тема

Форма занятий

Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса

Методический и дидактический материал

Техническое оснащение занятий

Форма подведения итогов

Модуль 1. Богатство и роскошь русских традиций

1.1

Вводное занятие

Беседа

Готовые работы.

Компьютер, проектор,

фотоаппарат.

Практическая работа

1.2

От истоков в русской культуре до современных трендов

Рассказ, беседа.

Объяснение.

Знакомство с культурой русского  народа, традициями, обрядами.

Презентация по теме, работы  мастеров декоративно-прикладного творчества

Компьютер, проектор,

фотоаппарат.

Практическая работа

1.3

Виды русской художественной росписи

Рассказ,

практическая работа.

Объяснение, демонстрация  работ с разными видами декоративно-прикладного творчества.

Презентация по теме, образцы  росписи

Компьютер, проектор,

фотоаппарат.

Практическая работа

1.4

Цветоведение - колорит

Рассказ, практическая работа.

Объяснения, методы формирования сознания: показ, обсуждение, анализ.

Готовые работы, презентация по теме, раздаточный материал. Схема цветового круга.

Компьютер, проектор,

фотоаппарат.

Кисти, краски, альбомы, карандаши, бумага, трафареты, клей, ножницы.

Практическая работа

Модуль 2. Моделирование костюма

2.1

Основы художественного моделирования  

Рассказ,

практическая работа.

Объяснения, методы формирования сознания: показ, обсуждение, анализ. Методы стимулирования деятельности: создание ситуации успеха.

Готовые работы, презентация по теме,

иллюстрации из журналов мод, книг,

раздаточной материал.

Компьютер, проектор,

фотоаппарат.

Картон,

ткань,

ножницы, клей,

краски, кисти,

линейка, карандаши,

готовые шаблоны.

Практическая работа

2.2

«Стиль»,

 «Образ», «Имидж», «Мода»

Рассказ,

беседа, практическая работа.

Объяснения, методы формирования сознания: показ, обсуждение, анализ. Методы стимулирования деятельности: создание ситуации успеха.

Презентация по теме, журналы мод, методический материал для детей,

раздаточной материал.

Компьютер, проектор,

фотоаппарат Краски, кисти,

готовые, шаблоны, линейки.

Практическая работа

2.3

Моделирование – макетирование (объемный мини – макет костюма)

Рассказ, практическая работа.

Объяснения, методы формирования сознания: показ, обсуждение, анализ. Методы стимулирования деятельности: создание ситуации успеха.

Образцы готовых работ,

раздаточной материал (схемы, раскладки).

Компьютер, проектор,

фотоаппарат Бумага,  линейки ножницы, клей,

краски, кисти,

готовые шаблоны.

Практическая работа

Модуль 3. Сценическое мастерство

3.1

Сценическая пластика

Рассказ, практическая работа.

Демонстрация, обсуждение. Методы стимулирования деятельности: создание ситуации успеха.

Презентация по теме.

Компьютер, проектор,

фотоаппарат.

Практическая работа

3.2

Дефиле

Показ,

рассказ, практическая работа.

Демонстрация, обсуждение. Методы стимулирования деятельности: создание ситуации успеха.

Презентация по теме.

Компьютер, проектор,

фотоаппарат.

Практическая работа

3.3

Образный макияж

Показ, рассказ,

беседа, практическая работа.

Показ, обсуждение, анализ готовых работ.  Методы стимулирования деятельности: соревнования на лучшую работу.

Фото образцы готовых работ, презентация по теме.

Компьютер, проектор,

фотоаппарат. Краски – грим, аквагрим, кисти для макияжа, украшения

Практическая работа

Модуль 4. Современная коллекция моделей с элементами стиля – «милитари»

4.1

 Стиль милитари в одежде – красота и практичность

Рассказ, практическая работа.

Демонстрация, обсуждение. Методы стимулирования деятельности: создание ситуации успеха.

Презентация по теме. Журналы мод, книги.

Компьютер, проектор,

Фотоаппарат.

Устный опрос

4.2

Работа с журналами мод -  разработка эскизов

Рассказ, практическая работа.

Демонстрация, обсуждение. Методы стимулирования деятельности: создание ситуации успеха.

Журналы мод, книги.

Компьютер, проектор.

Бумага, простые и цветные карандаши, ластик, шаблоны.

Практическая работа

4.3

Подготовка и раскрой ткани для коллекции моделей

Показ, рассказ, практическая работа.

Демонстрация, обсуждение. Методы стимулирования деятельности: создание ситуации успеха.

Журналы мод, книги.

Компьютер, проектор.

Выкройки, ткань, ножницы, иголки, портновские булавки.

Практическая работа

4.4

Ручные и машинные операции

Показ, рассказ, практическая работа.

Демонстрация, обсуждение. Методы стимулирования деятельности: создание ситуации успеха.

Презентация по теме. Журналы мод, книги.

Компьютер, проектор.

Швейная машинка, утюг, ткань, ножницы, иголки, портновские булавки, нитки.

Практическая работа

4.5

Изготовление аксессуаров Отделка изделий коллекции

Показ, рассказ, практическая работа.

Демонстрация, обсуждение. Методы стимулирования деятельности: создание ситуации успеха.

Презентация по теме. Журналы мод, книги.

Компьютер, проектор.

Ножницы, иголки, портновские булавки, нитки, фурнитура, отделочный материал.

Практическая работа

       

6.2. Методическое обеспечение

При освоении дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Мастерская детского костюма «Надежда» применяются различные методы и технологии обучения:

  • словесный (интерактивная беседа);
  • иллюстративный (показ педагога, использование наглядных материалов);
  • репродуктивный (дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности);
  • креативный (творческий);
  • метод самостоятельной работы;
  • метод проектов.

Для реализации познавательной и творческой активности в учебном процессе используются следующие современные образовательные технологии:

  • Технология развивающего обучения
  • Технология группового обучения
  • Игровая технология
  • Здоровьесберегающие технологии
  • Творческая мастерская

          Выбирая эффективную технологию взаимодействия с детьми, важно сформировать у них эмоционально - ценностные установки, создать такую атмосферу, в которой каждый ребенок мог бы наилучшим образом развить и реализовать свой творческий и интеллектуальный потенциал, дать толчок к дальнейшему развитию личности. На занятиях данного объединения используется технология «Творческая мастерская». Мастерская - это одна из основных обучающих, развивающих и воспитывающих форм. Основные принципы технологии мастерских это:

  • Отношение педагога к обучающему как к равному.
  • Не простое сообщение знаний, а самостоятельное «строительство» знания обучающихся с помощью критического мышления к изучаемой информации.
  • Самостоятельность решения творческих задач.
  • Уважительное отношение к мнению других, умение работать в команде.
  • Критичность мышления.
  • Выступление в роли лидера.

          В начале занятия дети получают исходный материал, основу, использовав которую, они сделают свои открытия. К этому материалу педагогом раздаются несколько заданий, для их выполнения понадобятся навыки поиска и творческий настрой. Совместная творческая деятельность учит обучающихся договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа – это подведение итогов какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного её раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину. Обсуждение работ, обучающихся с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения. Организация выставок декоративно – прикладного творчества, мероприятий (показы моделей), мастер - классов даёт обучающимся возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха.

На каждом занятии используется наглядный, демонстрационный материал: образец изделия, работы предыдущих детей (фотографии, конкурсные работы), которые заняли призовые места, иллюстрации из книг, журналов мод. Используются технические средства (экран, проектор) для показа презентаций, дефиле моделей, образцов творческих работ по разделам программы, технологических карт, картинок, фотографий.          

           

         

7. Условия реализации программы

           Для успешной реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Мастерская детского костюма «Надежда» требуется материально - техническое обеспечение:

  •  компьютерная техника для демонстрации теоретического материала (презентаций, видео роликов, мастер – классов);
  • фото – техника (видео камера, фотоаппарат) для снятия видео мастер-классов, выставок, проведение фотосессий в новых образах;
  •  стеллажи, шкафы для хранения литературы, наглядных пособий, художественных инструментов и материалов, а также тумбочки и шкафы для хранения материалов и инструментов обучающихся;
  •  парты, стулья;  
  • выставочные тумбы, передвижные и настенные стенды, манекены, планшеты.

Методическое обеспечение программы:

Книги, журналы мод, методические разработки открытых занятий, методические рекомендации для обучающихся;

Медиотека (видео, аудио материалы, презентации, разработанные педагогом, презентации для педагога, интернет ресурсы по разделам программы) для проведения воспитательных, обучающих мероприятий.                                                                                                                                          

            Для работы на занятиях обучающимся необходимы: специальное оборудование, материалы и инструменты, инструкции по технике безопасности.

Оборудование, материалы и инструменты

1.  Альбом, ватман.

2.  Цветная бумага. Картон

3.  Краски акварельные.

4.  Гуашь.

5. Простые и цветные карандаши, ластик, восковые мелки.

7. Ткани разной фактуры.

8. Отделочные материалы, фурнитура.

9.  Клей, ножницы.

10. Швейная машина.

11. Утюг.

12.   Кисточки.

13.  Точилки для карандашей.

14. Иглы, портновские булавки, игольница, наперсток, сантиметровая лента.

15. Шнуры, нитки.   

Список литературы

Нормативно правовые документы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ, от 14.03.2020 N 1-ФКЗ.).

2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 30.12.2020).

3. Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29.12.2010 N 436-ФЗ (ред. от 31.07.2020 N 303-ФЗ)

4. Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей».

5. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».

6. «Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов» (утв. Президентом РФ 03.04.2012 N Пр-827).

7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

8. Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам” (ред.30.09.2020).

9. Решение Совета при Президенте Российской Федерации по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей.

10. ПАСПОРТ федерального проекта «Успех каждого ребенка».

11. Распоряжение Правительства Нижегородской области от 26 марта 2021 г. № 258-р «Об утверждении Регионального плана основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства в Нижегородской области, на период до 2027 года».

Литература, используемая при составлении программы

1. А. Б. Немеровский. Пластическая выразительность актера. Учебное пособие. - М., Искусство, 2000 г.

2. А. Гольцов и др. Пособие по гриму. - М. ВТО, 2004 г.

3. А. М. Литвина, И. С. Леонидова, А. Ф. Турчановская. Моделирование и    художественное оформление женской и детской одежды. - М., Легкая    индустрия,  2006 г.

 4. А. Сорина. Тайны и секреты женской одежды. - Ростов-на Дону,      «ФЕНИКС», 2010 г.

5. В.А. Логинова. Заметки художника - гримера. - М., Искусство, 2005 г.

6. Г. А. Колсодницкий. Музыкальные игры, ритмические упражнения для детей - М. «Тандем», 2000 г.

7. И. В. Ерзенкова. Искусство красиво одеваться. - Рига, фирма ИМПАКТ, 2010 г.

8. Ольга Никишина «Модная одежда своими руками» - Москва: Издательство АСТ, 2017 г.

9. И. С. Сыромятникова. Технология грима. Практическое пособие - М., Высшая школа, 2010 г.

10. К. Спенсер. Выбери свой стиль - для женщин. - М., ЭКСМО - ПРЕСС, 2005 г.

11. К. С. Станиславский. Моя жизнь в искусстве. - М., Искусство, 2003 г.

12. Л. В. Орлова. Азбука моды. - М., Просвещение, 2000.

13. Л. Гордон. Рисунок. Техника рисования фигуры человека. - М., Эксмо-пресс, 2007 г.

14. Н. Аршавская. Л. Щербакова. Мода, вкус, красота. - М.; Про-физдат, Миада, 2011 г.

15. Н. Л. Кряжева. Развитие эмоционального мира детей. - Ярославль, Академия развития, 2000 г.

16. Раменский В. А. Основы графики: конспективные и хрестоматийные      материалы. Программа по дисциплине «Основы графики».

17. Силаева И. - Большая книга поделок. – М.: Эксмо, 2012 г. –  224 с.

18. Т. В. Беда. Основы изобразительной деятельности. Рисунок, живопись,       композиция. - М, «Просвещение», 1969 г.

19. X. И. Махмутова. Конструируем, моделируем, шьем. - М., Просвещение,      2005 г.

20. Ф. В. Вархолов. Грим Учебное пособие. - М., Советская Россия.

21. Щедрина Е.Д. «Основы декоративно-прикладного искусства» - М., изд.     «Просвещение» - 2015 г.

22. Ю. М. Кирцер. Рисунок и живопись. - Практическое пособие. М.,     Ячменева В.В. «Занятия и игровые упражнения» по художественному    творчеству – 2004 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Календарный учебный график

Начало учебного года – 01.09. 2021 г.

Окончание учебного года – 31.05.2022 г.

Продолжительность учебного года – 36 учебных недель.

Каникулы зимние (праздничные дни) – 31.12.2021 г. - 09.01.2022 г.

Каникулы летние: 01.06.2022 г. – 31.08.2022 г.

Продолжительность рабочей недели: пятидневная рабочая неделя.

Выходной день – суббота, воскресенье.

Начало работы учреждения: 8.00, окончание – 20.00.

Для обучающихся в возрасте 16-18 лет допускается окончание занятий в 21.00 часов.

Занятия проводятся по расписанию, утвержденному директором Центра, перерыв для отдыха детей между каждым занятием не менее 10 минут (СанПиН 2.4 3648-20).

Год

обучения

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

июль

август

Всего учеб. недель/часов

Всего часов по программе

01.09 -05.09

06.09 -12.09  

13.09-19.09

20.09-26.09

27.09-03.10

01.10

-10.10

-17.10

24.10

-31.10

-07.11

-14.11

-21.11

-28.11

-05.12

-12.12

-19.12

-26.12

-02.01

-09.01

-16.01

-23.01

-30.01

-06.02

-13.02

-20.02

-27.02

06.03

-13.03

-20.03

-27.03

03.04

-10.04

-17.04

-24.04

-01.05

-08.05

-15.05

-22.05

29.05

05.06

-12.06

-19.06

-26.06

-03.07

-10.07

-17.07

                

-24.07

                

-31.07

-07.08

-14.08

-21.08

-28.08

теория

         практика

                

                

                

                

                

04.10  

11.10

18.10-

25.10

01.11

08.11

15.11

22.11-07.12

29.11

06.11

13.12

20.12

27.12

03.01

10.01

17.01

24.01.

31.01

07.02

14.02

21.02

28.02

07.03

14.03

21.03

28.03-

04.04

11.04

18.04

25.04

02.05

09.05

16.05

23.05 -

30.05-

-- -

06.06.

13.06

20.06

27.06

04.07

11.07

18.07

25.07

01.08

08.08

15.08

22.08

1

2

   3

  4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

51

52

53

36/144

Модуль 1

2

4

4

4

4

4

4

4

4

2

36

8

28

Модуль 2

4

4

4

4

4

4

4

4

32

8

24

Модуль 3

4

4

4

4

4

4

4

4

2

4

38

8

30

Модуль 4

4

4

4

4

4

4

2

2

4

4

2

38

11

27

Условные обозначения:

 

- Промежуточная аттестации

- Каникулярный период

- Ведение занятий по расписанию


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: