Методы формирования аспектов в социальной рекламе

Никитина Анастасия Сергеевна

Социальная реклама - это реклама не конкретного товара, а неконкретного «отношения  к миру». Оно может проявиться только в долгосрочной перспективе.

Олег Аронсон

 

В современной теории рекламной деятельности нет единого понимания сущ- ности социальной рекламы. Расхождения среди специалистов выражаются не только в различных подходах к рассмотрению этого явления, но и в исполь- зуемой терминологии. Термин «социальная реклама» применяется только в России. В большинстве зарубежных стран ему соответствуют понятия «некоммерческая реклама» и «общественная реклама».

 

Социальная  реклама  формирует  отношение  к окружающей действительности,  является  импульсом  к  благим  поступкам  в интересах общества. Она призывает оставаться неравнодушными к бедам других людей, предостерегает каждого от неправильных решений и заботится о здоровье нации. 

Тексты  социальной  рекламы  могут  служить  индикатором нравственного состояния общества.

 

Зарубежные и отечественные специалисты выделяют четыре вида социальной рекламы в широком смысле (для удобства в экспертном сообществе принята аббревиатура — SR): некоммерческая, общественная, государственная и собственно социальная.

«Под некоммерческой рекламой понимается реклама, спонсируемая некоммерческими институтами или в их интересах и имеющая целью стимулирование пожертвований, призыв голосовать в чью-либо пользу или привлечение внимания к делам общества».

Общественная реклама передает сообщение, пропагандирующее какое-либо позитивное явление. Профессионалы создают ее бесплатно (корректнее говорить об этической позиции отказа от прибыли), место и время в СМИ также предоставляются на некоммерческой основе.

Понятие государственной рекламы было введено в России, что связано с наличием в нашей стране особого типа рекламы, обладающего специфическими

стилевыми и жанровыми особенностями. Учитывая этот факт, в мае 2001 г. на круглом столе Первого международного фестиваля социальной рекламы в Нижнем Новгороде было сформулировано определение государственной рекламы как рекламы государственных институтов (таких, как армия, военно- воздушные силы, налоговая служба, мэрии городов и администрации регионов) и продвижение их интересов.

Собственно социальная реклама – это особый вид коммуникации, который ориентирован на привлечение внимания к самым актуальным проблемам общества и его нравственным ценностям, нацелен на повышение гуманизма в обществе и выполняет миссию изменения господствующих в обществе поведенческих моделей.

Это определение достаточно точно характеризует ее как явление российской действительности.

 

Официальная история социальной рекламы начинается только в ХХ веке. В западной литературе датой ее зарождения считается 1906 г., когда Американская гражданская ассоциация запустила первую социальную рекламу, призывавшую защитить Ниагарский водопад от вреда, наносимого электрическими компаниями.

Как самостоятельный жанр социальная реклама стала функционировать после Второй мировой войны.

Роли у социальной рекламы разные, например: образовательная, воспитательная, агитационная, коммуникационная, информационная.