«Методические рекомендации для педагогов по использованию метода проекта в обучении детей» - 2022/2023

Власова Елена Алексеевна

 «Методические рекомендации для педагогов по использованию метода проекта в обучении детей»

В работе изложена сущность проектного метода, организация проектной деятельности, основные и дополнительные компоненты проекта, представлены образцы педагогического планированияпроцесса выполнения коллективного проекта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования

«Центр дополнительного образования»

УТВЕРЖДАЮ

Директор  МАОУ «ЦДО»

___________________Е.В. Малова

«______»________________2022г.

        

Методические рекомендации

для педагогов  по использованию метода проекта

в обучении детей

          Автор – составитель: Власова Е.А.,

педагог дополнительного образования

              высшей квалификационной категории

г. Первомайск, 2022

Аннотация

Данные методические рекомендации состоят из представления собственного опыта, адресуются педагогам дополнительного образования, а также руководителям кружков в школе, работающим с детьми, осваивающими метод проектов.

            В работе изложена сущность проектного метода,  организация проектной деятельности педагогов и обучающихся, представлены образцы педагогического планирования, процесса выполнения коллективного проекта.  Также подробно описаны основные и дополнительные компоненты проекта, собранные в  папку, которая может быть использована, как для коллективных, так и для индивидуальных  проектов.

Содержание

  1. Пояснительная записка………………………………………………..4
  2. Сущность метода проектов…………………………………………....5
  3. Компоненты проекта…………………………………………………..6
  4. Планирование работы педагога……………..........................................9
  5. Список литературы……………………………………………………10
  6. Приложение 1. Образец педагогического планирования………......11
  7. Приложение 2. Образец процесса выполнения проекта…………... 12
  8. Приложение 3. Оформление коллективного и индивидуального проекта (печатный материал - папка)………………………………  14

  1. Пояснительная записка

  Творчество - яркое и неповторимое явление национальной культуры, изучение которой обогащает, доставляет радость общения с настоящим искусством. Развитие творческих способностей обучающихся рассматривается как одно из приоритетных направлений в педагогике. Эстетическое воспитание на традиционных видах народного творчества – наиболее эффективная форма приобщения детей к национальной культуре нашего народа, ознакомления их с различными видами декоративно-прикладного искусства. Однако привить детям трудовые навыки, обучить ремеслу, воспитать и развить у них способность эстетического восприятия произведений декоративно-прикладного искусства на современном этапе не достаточно. Педагогическая наука и практика встали перед задачей разработки новых подходов к преподаванию, направленных на развитие творческого, активного ребенка.  Таким инновационным подходом стал процесс проектирования и изготовления посредством проектов.

Результатами проектной деятельности становятся изделие, печатный материал по разработке данного изделия, умения и навыки, приобретенные детьми в ходе разработки проекта.

         Выполнить проект, правильно его оформить – трудная задача для начинающего. Чтобы облегчить эту задачу и ускорить процесс, возникла необходимость разработки методических рекомендаций для педагогов по использованию метода проекта в обучении детей.

 Умение использовать метод проектов в профессиональной деятельности – показатель высокой квалификации педагога.

 

  1. Сущность метода проектов

     Проектная деятельность направлена на сотрудничество педагога и обучающегося, на развитие личности ребенка, его творческих способностей, является формой оценки в процессе непрерывного образования.

   Метод проектов  ориентирован на самостоятельную деятельность детей - индивидуальную, групповую, которую они, выполняют в течение определенного отрезка времени. Данный метод предполагает решение интересной проблемы, сформулированной самими детьми. Метод проектов как педагогическая технология – это технология, которая предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути. Для ученика проект - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала.

  Целью проектной технологии является самостоятельное «постижение» обучающимися различных проблем, имеющих жизненный смысл, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Метод проектов может быть реализован как индивидуально, так и в группе.

  Педагог должен помочь обучающимся:

            – Получить информацию, инструменты и т.п.;

            – Обсудить способы преодоления трудностей путем, наводящих

               вопросов;

            – Одобрить или не одобрить различные фазы рабочей процедуры;

            – Научить кратко записывать свои результаты;

Дать анализ выполненного проекта.

  1. Компоненты проекта

Проект должен содержать следующие компоненты:

Основные компоненты проекта.

        – Определение потребности и краткая формулировка задачи;

        – Набор первоначальных идей;

              – Проработка одной или нескольких идей;

         – Изготовление изделия;

              – Испытание и оценка изделия.

Целесообразно выделить пять основных компонентов проекта.

  1. Определение потребности и краткая формулировка задачи.

Необходимо определить, для кого данное изделие будет разработано и изготовлено и почему.

  1. Набор первоначальных идей.

Это размышления детей о том, какие изделия они могут изготовить. Первоначальные идеи изображают в виде эскизов с комментариями.

  1. Проработка  одной или нескольких идей.

Обучающиеся должен оценить первоначальные идеи и выбрать в процессе обсуждения с педагогом ту идею, с которой они  будут работать дальше. Именно в процессе проработки идеи дети проводят эксперименты или начинают работать с материалами.

  1. Изготовление изделия.

Обучающиеся выполняют то, что они разработали. В процессе создания изделий или до начала работы дети выполняют упражнения, которые их учат  определенным умениям и навыкам.

5. Испытание и оценка изделия.

Изделие изготовлено для того, чтобы удовлетворить потребности определенного человека или группы людей, поэтому оно должно быть испытано в реальной жизни. Самооценка может включать предложения, как изделие может быть улучшено, оценку своей деятельности во время выполнения проекта, допущенные ошибки, которые будут учтены в следующем проекте.

Очень важным моментом проекта является и то, что основные компоненты проекта могут располагаться в разной последовательности. Проект  - это не  ряд шагов, которые необходимо пройти один за другим, а целостная работа.

Дополнительные компоненты проекта

Исследование и дизайн анализ;

 Дизайн-спецификация (требования к изделию);

Упражнение.

        Не всегда проект может содержать пять основных компонентов, например, когда требуется, более глубокое решение его задачи  нужны дополнительные:

  1. Исследование
  1. . Исследование для определения проблемы

Обучающиеся начинают исследовать проблемные области для того, чтобы сформулировать задачу проекта.

Цель исследования – более подробная информация для дальнейшей работы. Обучающиеся могут исследовать:

              – История возникновения изделия;

              – Свойства материалов и оборудования;

              – Методы изготовления;

              – Форму, основу похожих изделий.

Все результаты исследования нужно оформить картинками, фотографиями с комментариями  и выводами. Выводы должны отражать, что важного привнес ребенок для решения задачи проекта.

1.2. Дизайн-анализ как вид исследования

Цель дизайн-анализа – исследовать и внимательно изучить подобные изделия, проникнуть в мысли их авторов (почему именно так).

Затем обсудить:

Форму, цвет изделия;

Материалы и инструменты изделия;

Способы изготовления;

Назначение и методы изготовления изделия;

Функции изделия;

Эргономические характеристики изделия.

Способ представления результата:

Оформить дизайн анализ можно в виде таблицы или эскизов изделия с комментариями.

        1.3. Дизайн-спецификация

Критерии, которым должно удовлетворять созданное изделие:

Каков будет результат проекта;

       –Для кого предназначено изделие;

        Количество экземпляров;

 Какие функции будет выполнять;

 Эргономические характеристики;

Эстетические характеристики (стиль);

 Размеры;

 Материалы;

Методы изготовления;

Отделка.

1.4. Упражнения

Упражнения, которые помогут выработать умения и навыки по обработке материалов, отделке, рациональному расходованию времени и т.д.

Оформить  коллективный и индивидуальный проект можно используя следующие материалы (Приложении 3).

  1. Планирование работы педагога

Педагог планирует свою работу на трех уровнях:

годовое планирование;

планирование проектов;

планирование занятий.

Обучающиеся могут предложить множество проблем, которые требуют решения. Задача педагога – отобрать такие, которые позволят, учесть интересы детей и степень их подготовленности.

Никакой проект не может научить всему сразу, поэтому, сначала следует определить его цель. Перед началом работы надо решить следующее:

какая проблема вызовет наибольший интерес обучающихся;

возможные результаты;

определить время выполнения проекта;

подобрать необходимые материалы;

какие знания и навыки потребуются детям до или в процессе выполнения проекта;

на каких стадиях выполнения проекта будет сделан акцент.

 Спланировать проект вам помогут следующие материалы

(Приложения 1, 2)

 Выполняя проекты, обучающиеся развивают навыки мышления, они учатся искать информацию, анализировать, моделировать, работать самостоятельно и в группах. Дети приобретают навыки изготовления изделий, у них углубляются знания по использованию материалов и инструментов, знакомятся с производственными процессами и новыми профессиями. Благодаря этому методу развиваются творческие, активные личности, способные учиться самостоятельно. 

  1. Список литературы

1. Педагогическое проектировние. Сборник по результатам Областного конкурса «Педагогический проект»,- Томск, 2016г.

2. Сыпченко Е.А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ.- Спб.: ООО « ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2015г.

3. Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2014, №5.

Приложение 1

Образец педагогического планирования

ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОЕКТА

Сущность (описание) проекта

       Этот проект направлен на разработку и изготовление изделий в народной тематике, народного костюма или стилизованного элемента народного костюма (например, головной убор, пояс, сума…) методом шитья, вязания, плетения. Проект направлен на обучение основ проектирования.

Контекст и потребность

Тема народного творчества очень увлекательна и интересна для детского изучения, т.к. затрагивает историю и традиции народного быта. Хочется устроить выставку, фото сессию, дефиле в народном образе.

Методические рекомендации по выполнению проекта

Использовать видео для проведения запуска проекта, электронную презентацию для проведения исследований. Защиту проекта провести в виде воплощения творческого образа в костюме через театральную постановку.

Краткая формулировка задачи

Разработать и изготовить коллекцию стилизованных народных костюмов.

Возможные результаты проекта

Костюмы выполнены из разноцветных тканевых полос и отделочных элементов методом вязания, плетения, декорирования.

Тема: коллективный проект «Фитоярморка»        

Фокус: 1. Выработка идей;

               2.Разработка цветового решения изделия

Количество часов:

Возраст:

14 -17 лет

Запуск проекта

Просмотр видео «Народный костюм» с последующей беседой. Рисование народного костюма (творческое задание).

Межпредметные связи

ИЗО – эскизы, цветоведение, цветовые решения.

История - изучение народного костюма, традиций, культуры своей малой Родины.

Приложение 2

Образец процесса выполнения коллективного проекта «Фитоярморка»

Процесс выполнения проекта

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Материальное обеспечение

Наглядность

Материалы,

оборудование

1.

Запуск проекта:

Исследование «Народный костюм»;

Рисование народного костюма

Подготовить видео, провести исследование.

Смотрят видео, анализируют просмотренный материал. Рисуют эскизы,  цветовое решения.

Видео «Народный костюм»

Компьютер, проектор, экран, раздаточный материал, цветные карандаши

Формулирование потребности и задачи

Познакомить с компонентами:

Потребность;

Задача.

Формулируют потребность и задачу

2.

Проведение исследования народного костюма по типу дизайн –анализа.

Подобрать иллюстрацию, провести дизайн – анализ.

Обучающиеся анализируют.

Иллюстрация народного костюма.

Компьютер, проектор, экран

Проведение исследования «Повседневный  народный костюм».

Подготовить и провести с помощью электронной презентации исследование «Повседневный народный костюм»

Смотрят презентацию, анализирует, участвует в беседе.

Электронная презентация исследования «Повседневный   народной костюм».

Компьютер, проектор, экран.

Составление дизайн – спецификации

Руководит составлением дизайн – спецификации

Совместно с педагогом формулируют критерии.

Электронная презентация «Стилизация народного костюма»

Компьютер, проектор, экран.

3.

Проведение исследования «Праздничный народный костюм»

 Провести с помощью электронной презентации исследование «Праздничный народный костюм»

Смотрят презентацию, анализируют, участвуют в беседе.

Электронная презентация исследования «Праздничный народный костюм».

Выработка первоначальных идей.

Организовать и помочь в выработке и анализе первоначальных идей.

Рисуют идеи – коллекции костюмов, анализирует.

Подбор  выкройки изготовления изделия.

С помощью ксерокса увеличить и распечатать подобранные выкройки

Разбирают выкройки

Проведение упражнений:  Круговое вязание крючком,

Плетение (квадратный узел),

Подготовить раздаточный материал.

Провести упражнения.

Выполняют упражнения

Образцы изделий с использованием кругового вязания, плетения

Ножницы, вязальный крючок, клубки из нарезанных тканевых полос.

4.

Изготовление костюмов

Помочь в изготовлении

Изготавливают изделия, аксессуары

5.

Анализ и оценка

Организовать анализ и оценку изделия в рамках презентации выставки «Элемент народного костюма в композиции ансамбля»

Анализируют изделия

Презентация проекта «Фитоярморка»

Приложение 3

Оформление коллективного и индивидуального проекта

    Рекомендуемая папка, сопровождающая изделие, состоит из листов, каждый лист оформляется в соответствии с определенным компонентом проекта.

  1. Титульный лист (наименование образовательной организации в соответствии с Уставом и объединения, номинации и темы проекта, фамилии и имени автора (-ов), возраста, класса, фамилии, имени, отчества и должности руководителя работы и консультанта работы, района, населенного пункта, года выполнения работы);
  1. Содержание с обозначением всех разделов и указанием страниц;
  2. Введение: в нем рекомендуется отразить обоснованность необходимости разработки данной темы, показать актуальность и новизну постановки избранной темы, кратко рассмотреть литературу, написанную по данной теме.
  3. Определение потребности и краткая формулировка задачи

Что за изделие (его назначение)

Для чего оно предназначено (его функции)

Кто будет его использовать

  1. Исследование

Цель:

Вывод:

  1. Дизайн-анализ

           – Почему изделие имеет такую форму, цвет, размер, отделку?

           – Какие материалы использовались и почему?

           – Какого назначение изделия?

           – Как оно было изготовлено и почему?

           – Насколько хорошо изделие выполняет свои функции?

  1. Дизайн-спецификация

 

Каков будет результат проекта

Для кого предназначено изделие

Количество экземпляров

Какие функции будет выполнять

Эргономические характеристики

Эстетические характеристики (стиль)

Размеры

Материалы

Методы изготовления

Отделка

Стоимость

  1. Первоначальные идеи

Нарисовать идеи, сфотографировать или сканировать рисунки идей и разместить на этом дизайн - листе с комментариями. Проанализировать идеи по отношению к дизайн - спецификации, выбрать одну или несколько идей наиболее подходящих для реализации.

Вывод: свои решения нужно обосновать.

  1. Проработка одной или нескольких идей

Представить фото или скан рисунка идеи во всех деталях в цвете с комментариями.

  1. Упражнение

Цель:

Фото выполненных образцов необходимо расположить на дизайн - листе с комментариями.

Вывод:

  1. Изготовление изделия

Инструкционная карта изготовления

Этапы работы

Графическое изображение (фото) Инструменты и принадлежности

Рекомендации или комментарии

1

2

3

4

  1. Испытание и оценка изделия

Обучающемуся нужно представить в свободной форме:

  1. Самооценку изготовленного объекта:

Насколько удачен изготовленный объект? Оценить по отношению к краткой формулировке задачи и дизайн-спецификации;

Как он может быть улучшен (эскизы с комментариями)?

  1. Самооценку процесса проектирования:

       –Четкая и значимая, краткая формулировка задачи;

       –Хорошо спланированное, проведенное и использованное в процессе работы исследование;

        – Сжатая и понятная дизайн-спецификация;

        –Широкий спектр первоначальных идей и обоснованная оценка;

       –Достаточная проработка выбранной идеи;

       – Процесс изготовления хорошо спланирован;

       – Правильно выбраны инструменты, оборудование и методы  

          изготовления;

       – Качество изготовления;

       – Спланировано и проведено испытание изделия;

       – Проведена самооценка изделия.

 На страничке анализа и оценки рекомендуется расположить фотографию изделия.

       6. Список использованных источников и литературы.

       7. Приложения (схемы, диаграммы, иллюстрации, фотографии…).