ПРОГРАММА по учебному предмету В.00. В.03. ОСНОВЫ ДИЗАЙНА

Григорьева Алина Александровна

Программа учебного предмета «Основы дизайна» разработана с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной образовательной программе в области декоративно-прикладного искусства «Декоративно-прикладное творчество».

Учебный предмет «Основы дизайна» направлена на создание условий для познания учащимися приемов работы в различных материалах, техниках с целью освоения проектной деятельности, на выявление и развитие потенциальных творческих способностей каждого ребенка, на формирование основ целостного восприятия художественной культуры через пробуждение интереса к декоративно-прикладному творчеству.

Программа обеспечивает знакомство учащихся с изобразительными средствами композиции, основами стилизации, основами плоскостной композиции, которые применяются в фирменном стиле, информационном дизайне, графическом дизайне, дизайне книги, плакате.

Содержанием учебного предмета «Основы дизайна» являются задания, составленные с учетом возрастных возможностей детей и спланированные по степени сложности. Выполняя задания, связанные с декоративно-прикладной  деятельностью, дети учатся применять разнообразные графические материалы, организовывать композиционную плоскость, композиционный центр формата, учатся обращать внимание на выразительность пятна, линии, образность цвета. Знакомясь с различными видами дизайна, они узнают о его многообразии, учатся создавать своими руками предметы, в которые вкладывают свои знания об окружающем мире, эмоции, фантазию.

Программа предусматривает использование различных форм проведения занятий: просмотр тематических фильмов, прослушивание музыки, применение игровых приемов обучения, выполнение коллективных работ. По ходу занятий учащиеся посещают музеи, выставки, обсуждают особенности исполнительского мастерства профессионалов, знакомятся со специальной литературой по дизайну

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osnovy_dizayna_1-5.doc177 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств»

        

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (РАБОЧАЯ) ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

 «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО»

ПРОГРАММА по учебному предмету

В.00. В.03. ОСНОВЫ ДИЗАЙНА

Срок обучения - 5 лет

Срок реализации программы – 1 год

для учащихся 1/5 класса

Нефтеюганск

2023г.

               

«Рассмотрено»

Педагогическим советом

МБУ ДО «ДШИ»

«30» августа 2023г

Протокол №1

«Утверждаю»

Директор МБУ ДО «ДШИ»

                  __________Н.Н. Любимова

                  «31» августа 2023г

                  Приказ № 412

Разработчик – Григорьева Алина Александровна, преподаватель отделения декоративно-прикладного искусства МБУ ДО «ДШИ»

Структура программы учебного предмета

I.        Пояснительная записка                                                        

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

- Срок реализации учебного предмета;

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного

  учреждения на реализацию учебного предмета;

- Форма проведения учебных аудиторных занятий;

- Цели и задачи учебного предмета;

- Обоснование структуры программы учебного предмета;

- Методы обучения;

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.

II.        Содержание учебного предмета                                        

- Сведения о затратах учебного времени;

-Учебно-тематический план;

- Требования для 1 класса.

III.         Планируемые результаты

IV.        Формы и методы контроля, система оценок                                 

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Критерии оценки.

V.        Методическое обеспечение учебного процесса        

- Методические рекомендации педагогическим работникам;

- Рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся.

VI.        Списки рекомендуемой учебной и методической литературы

- Список рекомендуемой учебной литературы;

- Список рекомендуемой методической литературы.

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
  1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.

Программа учебного предмета «Основы дизайна» разработана с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной образовательной программе в области декоративно-прикладного искусства «Декоративно-прикладное творчество».

Учебный предмет «Основы дизайна» направлена на создание условий для познания учащимися приемов работы в различных материалах, техниках с целью освоения проектной деятельности, на выявление и развитие потенциальных творческих способностей каждого ребенка, на формирование основ целостного восприятия художественной культуры через пробуждение интереса к декоративно-прикладному творчеству.

Программа обеспечивает знакомство учащихся с изобразительными средствами композиции, основами стилизации, основами плоскостной композиции, которые применяются в фирменном стиле, информационном дизайне, графическом дизайне, дизайне книги, плакате.

Содержанием учебного предмета «Основы дизайна» являются задания, составленные с учетом возрастных возможностей детей и спланированные по степени сложности. Выполняя задания, связанные с декоративно-прикладной  деятельностью, дети учатся применять разнообразные графические материалы, организовывать композиционную плоскость, композиционный центр формата, учатся обращать внимание на выразительность пятна, линии, образность цвета. Знакомясь с различными видами дизайна, они узнают о его многообразии, учатся создавать своими руками предметы, в которые вкладывают свои знания об окружающем мире, эмоции, фантазию.

Программа предусматривает использование различных форм проведения занятий: просмотр тематических фильмов, прослушивание музыки, применение игровых приемов обучения, выполнение коллективных работ. По ходу занятий учащиеся посещают музеи, выставки, обсуждают особенности исполнительского мастерства профессионалов, знакомятся со специальной литературой по дизайну.

Актуальность. В настоящее время современный мир профессий предъявляет к подрастающему поколению высокие требования и ставит перед образованием серьезные задачи, начальные этапы в школе по учебному предмету «Основы дизайна» успешно помогают в будущем при поступлении в ВУЗы и СУЗы.

Современные и «продвинутые» учащиеся выбирают направление дизайн для будущей профессии после выпуска из детской школы искусств. Умение эффективно использовать базовые знания, помогают студенту оперативно и качественно работать с графической и декоративно-прикладной информацией, привлекая для этого современные средства и методы. Это и является непременным условием успешной работы современного дизайнера.  

Профессия «дизайнер» входит в ТОП-10 востребованных современных профессий на рынке труда и является популярной среди подрастающего поколения. На сегодняшний день самыми актуальными направлениями дизайна являются: брендинг и маркетинговый дизайн, которые востребованы в социуме и стремительно развиваются

  1. Срок реализации учебного предмета «Основы дизайна».

Срок реализации учебного предмета «Основы дизайна» для детей, поступивших в дополнительную организацию в первый класс по пятилетнему сроку обучения в возрасте 10 – 12 лет, составляет 5 лет с 1 по 5 класс, с аудиторной учебной нагрузкой 1 час в неделю. Самостоятельная работа учащихся составляет 0,5 часа в неделю.

Данная программа составлена на 1 учебный год.

  1. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета «Основы дизайна».

Общий объем времени по учебному предмету «Основы дизайна» при 5-летнем сроке обучения в первом классе составляет 49,5 учебных часов. Из них аудиторные занятия - 33 часа, самостоятельная работа – 16,5 часов.

                                                                                                               Таблица 1

Срок реализации

1 год (1 класс)

Максимальная учебная нагрузка (в часах)

49,5

Количество часов на аудиторные занятия

33

Количество часов на внеаудиторные занятия (самостоятельную работу)

16,5

Консультационные часы в год

-

  1. Форма проведения учебных аудиторных занятий.

Занятия по учебному предмету «Основы дизайна» рекомендуется осуществлять в форме мелкогрупповых занятий (численностью от 4 до 10 человек). Рекомендуемая продолжительность уроков – 40 минут, перемена – 10 минут. На период введения ограничительных мер, продолжительность урока – 30 минут, перемена – 20 минут.

Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.

  1. Цель и задачи учебного предмета «Основы дизайна».

Цель учебного предмета: приобретение и совершенствование практических умений и навыков, развитие собственного видения прекрасного, формирование критического мышления, развитие творческой индивидуальности, возникновение заинтересованности к творческой деятельности дизайнера посредством обучения основам дизайна.

Задачи учебного предмета:

Обучающие: 

- обучение основам художественной грамоты в области дизайна;

- обучение навыкам последовательного выполнения дизайн-проектов и творческих композиций;

- обучение навыкам работы с различными материалами в заданном формате листа.

- формирование интереса к художественной деятельности в области дизайна.

Развивающие: 

- развивать художественный вкус, фантазию, пространственость, творческое воображение;

- развивать познавательную и творческую активность;        

- развивать мелкую моторику, точность движения рук, аккуратность при выполнении практического задания.

Воспитывающие:

- воспитывать внимание, аккуратность, трудолюбие, доброжелательное отношение учащихся друг к другу, сотворчество;

- воспитывать интерес к искусству дизайна;

- воспитывать эстетический вкус.

6. Обоснование структуры учебного предмета «Основы дизайна».

Обоснованием структуры программы являются федеральные государственные требования, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:

- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

- распределение учебного материала на год обучения;

-  описание дидактических единиц учебного предмета;

- планируемые результаты;

- формы и методы контроля, система оценок;

- методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

  1. Методы обучения.

Программа учебного предмета «Основы дизайна» составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей. Для воспитания и развития навыков творческой деятельности учащихся в учебном процессе применяются следующие методы обучения:

- словесный (объяснение, беседа, рассказ);

- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

- частично-поисковые (выполнение вариативных заданий);

- творческие (творческие задания, разработка проектов);

-исследовательские (исследование свойств бумаги, красок, а также возможностей других материалов).

Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленной цели и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках.

  1. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета «Основы дизайна».

Материально-техническая база Детской школы искусств соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета «Основы дизайна» имеют площадь не менее 33,9 кв. оснащенные учебной мебелью: доска (1шт), пробковая доска (1шт), учебные столы (14 шт), стулья (14 шт), стеллажи (3 шт), шкаф (3шт), мольберты (8шт), натюрмортные столы (2 шт), софиты (2 шт), стенд демонстрационный секционный металлический (6 шт), компьютер (1шт), муляжи (фрукты, овощи), раковина (1шт).

Учебный кабинет оснащен специализированными материалами (иллюстративные материалы, наглядные пособия) по темам учебного предмета.

В детской школе искусств имеется выставочный зал, библиотека, натюрмортный и методический фонд. Помещения звукоизолированы и своевременно ремонтируются.

Средства обучения:

-материальные: учебная аудитория, наглядные пособия, мебель, натюрмортный фонд;

- наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, плакаты, фонд работ учащихся и преподавателя, настенные иллюстрации, магнитная доска;

-демонстрационные: муляжи, демонстрационные модели, натюрмортный фонд;

- аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы.

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ ДИЗАЙНА»

Содержание учебного предмета «Основы дизайна» разработано с учетом возрастных особенностей детей, а также с учетом особенностей их пространственного мышления и включает в себя практическую и самостоятельную части.

Практическая часть предполагает знакомство учащихся с историей дизайна и техническими способами работы с различными материалами, а самостоятельная часть – это применение этих знаний в учебном и творческом поиске. За годы освоения программы дети получают знания о многообразии мира дизайна, приобретают умения работать в различных графических техниках, технике коллажа, учатся создавать дизайн-проекты.

Содержание программы включает следующие основные направления:

- изобразительные средства композиции, стилизация, плоскостная композиция; сфера применения плоскостной композиции (фирменный стиль, графический дизайн, основы стилизации и пр.);

- объемная композиция: сфера применения объемной композиции (макетирование, объемно-пространственная композиция).

Содержание программы направленно на освоение различных способов работы с материалами, а также на ознакомление с традиционными народными ремеслами, другими видами декоративно-прикладного творчества.

  1. Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной аттестации.

Срок освоения учебного предмета «Основы дизайна» 1 год.

                                                                                                              Таблица 2

Вид учебной работы, аттестации, учебной нагрузки

Затраты учебного времени,

график промежуточной аттестации

Всего часов

Классы

1

Полугодия

1

2

Аудиторные занятия (в часах)

16

17

33

Самостоятельная работа

 (домашнее практическое задание, в часах)

8

8,5

16,5

Максимальная учебная нагрузка (в часах)

24

25,5

49,5

Вид промежуточной аттестации,

итоговая аттестация

Просмотр

контрольные уроки

  1. Учебно-тематический план.

В данной программе предложен пример учебно-тематического плана с объемом часов, соответствующим объему, предложенному при реализации учебного предмета «Основы дизайна» с нормативным сроком обучения 5 лет.

Первый год обучения 1 класс

Наименование раздела, темы

Вид учебного занятия

Общий объем времени в часах

Максимальная учебная нагрузка

Самостоятельная работа

Аудиторные занятия

Раздел 1: изобразительные средства композиции.

1.1.

Линия. Упражнения на заданную тему.

Урок

4,5

0,5

1

1.2.

Пятно. Упражнения на заданную тему.

Урок

4,5

1

2

1.3.

Фактура. Цвет.

Урок

4,5

1,5

3

1.4.

Формальная композиция из фактур

Урок

4,5

1,5

3

Раздел 2: основы стилизации.

2.1.

Форма. Приемы и способы трансформации и преобразования формы.

Урок

4,5

1,5

3

2.2.

Стилизация животных

Урок

4,5

1,5

3

2.3.

Стилизация растений

Урок

4,5

1,5

3

Раздел 3: плоскостная композиция.

3.1.

Организация статичной и динамичной композиции.

Урок

4,5

1,5

3

3.2.

Понятия «ритма» и «метра» в композиции.

Урок

4,5

1,5

3

3.3.

Понятия контраста, нюанса, тождества и сфера применения их в композиции.

Урок

4,5

1,5

3

Раздел 4: формирование художественного образа.

4.1.

Художественный образ. Коллаж

Урок

4,5

1,5

3

4.2.

Формирование образа посредством манеры и техники исполнения.

Урок

4,5

1,5

3

-

Консультационные часы

-

-

-

-

Итого:

49,5

16,5

33

49,5

  1. Годовые требования для 1 класса.

Раздел 1: изобразительные средства композиции.

  1. Тема «Линия». Упражнения на заданную тему.

Свойства и характеристики линии. Различные конфигурации линий. Различные состояния линии: рваность, мягкость, расплывчатость, четность и т.п. Эмоциональная характеристика линий. Линия, как след от графического материала. Серия упражнений на использование различных графических материалов.

Материалы: формат А3, маркер, бумага, тушь-перо.

Самостоятельная работа: закрепление пройденного материала в альбоме домашних заданий.

  1. Тема «Пятно». Упражнения на заданную тему.

Свойства и характеристики пятна. Различные конфигурации пятна. Различные состояния пятна: рваность, мягкость, расплывчатость, четность, и т.п. Эмоциональная характеристика пятна. Пятно, созданное различными графическими материалами. Серия упражнений на использование различных графических материалов.

Материалы: формат А3, маркер, гуашь, тушь, акварель, бумага.

Самостоятельная работа: закрепление пройденного материала в альбоме домашних заданий.

  1. Тема «Фактура, цвет».

Всякий материал имеет свой, присущий ему цвет. У некоторых материалов красив естественный цвет — это ценные породы дерева, мрамор, некоторые металлы. Но многие предметы, изготовленные из материалов малопривлекательных цветов, требуют окраски. Каждому предмету важно найти наилучшую окраску, правильно подобрать цвет.

Упражнение:

1.Иимитация природных фактур различных камней, древесины.

Материалы: формат А3, гуашь, бумага.

2. Работа по созданию творческих графических фактур.

Материалы: формат А3, маркер, бумага.

Самостоятельная работа: закрепление пройденного материала в альбоме домашних заданий.

  1. Тема «Формальная композиция из фактур».

Тон фактуры. Цвет фактуры. Графические характеристики фактуры. На основе полученных навыков по созданию и имитации фактур создать геометрическую композицию методом коллажа. 

Материалы: формат А3, маркер, гуашь, бумага, клей, ножницы.

Самостоятельная работа: закрепление пройденного материала в альбоме домашних заданий.

Раздел 2: основы стилизации.

2.1. Тема «Форма. Приемы и способы трансформации и преобразования формы».

Понятие стилизованной формы в дизайне. Основные стилизованные особенности геометрической и растительной формы.  Применить к заданной форме следующие приемы преобразования формы: огибание, расчленение, сдвиг, наклон, выступы фронта, опрокидывание, складки, скручивание. 

Материалы: формат А3, маркер, бумага, линейка, циркуль.

Самостоятельная работа: закрепление пройденного материала в альбоме домашних заданий.

2.2. Тема «Стилизация животных».

Изучение понятия «стилизация». Просмотр презентации, иллюстраций, примеров работ. Беседа о стилизованных приемах в известных логотипах, брендов, принты, иллюстрации, картины художников и пр.

Практическое задание: стилизация животных. Выявление силуэтных характеристик, декорирование формы, выполнение аппликации выбранного животного в стилизованном виде. 

Материалы: формат А4, гуашь, маркер, бумага, картон, клей, ножницы.

Самостоятельная работа: закрепление пройденного материала в альбоме домашних заданий.

2.3. Тема «Стилизация растений».

Выбор растения. Преобразование силуэта растения: квадратный, круглый, члененный, извилистый, расплывчатый и т.п. Геометризация растительной формы, декорирование внутреннего графического пространства растения. Создание раппорта. Создание орнамента. 

Материалы: формат А3, гуашь, маркер, бумага.

Самостоятельная работа: закрепление пройденного материала в альбоме домашних заданий.

Раздел 3: плоскостная композиция.

  1.  Тема «Организация статичной и динамичной композиции».

Рассмотреть понятия «статика», «динамика». Устойчивые, неподвижные, часто симметрично уравновешенные, композиции – статичные. Создать серию упражнений с динамичными и статичными композициями на заданную преподавателем тему.

 Материалы: формат А3, гуашь, маркер, бумага.

Самостоятельная работа: закрепление пройденного материала в альбоме домашних заданий.

  1. Тема «Понятия «ритма» и «метра» в композиции».

Периодичность, повторность. Временной ритм. Чередование. Движение.

Работа выполняется в следующем порядке: необходимо выполнить несколько упражнений на заданную тему, а именно - путем комбинации различных элементов создать композиции с различными чередованиями графических элементов.

Материалы: формат А3, гуашь, маркер, бумага.

Самостоятельная работа: закрепление пройденного материала в альбоме домашних заданий.

  1. Тема «Понятия контраста, нюанса, тождества и сфера применения их в композиции».

Необходимо выполнить несколько упражнений на заданную тему, а именно создание композиции на основе контраста, нюанса, тождества, подобия.

 Материалы: формат А3, гуашь, маркер, бумага.

Самостоятельная работа: закрепление пройденного материала в альбоме домашних заданий.

Раздел 4: формирование художественного образа.

4.1. Тема «Художественный образ». Коллаж.

Художественный образ как единство специфического отражения жизни и самовыражения автора. Художественное произведение как целостность. Создать образную композицию на заданную тему.

Материалы: формат А3, работа разными по размеру фактуре и цвету кистями.

Самостоятельная работа: закрепление пройденного материала в альбоме домашних заданий

4.2. Тема «Формирование образа посредством манеры и техники исполнения.

Графика как вид искусства. Рисунок - вид графики. Гравюра - вид графики. Графические художественные материалы и техники. Технологии в графике. Выразительные средства графики. Виды графических рисунков. Создать серию небольших упражнений на формальной основе с использованием различных графических эффектов.

Материалы: формат А3, маркер, ручки, карандаши.

Самостоятельная работа: закрепление пройденного материала в альбоме домашних заданий.

III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Уровень подготовки учащихся является результатом освоения учебного предмета «Основы дизайна», который предполагает формирование следующих знаний, умений, навыков, таких как:

- знание профессиональной терминологии;

- основные элементы композиции: силуэт, ритм, пластический контраст, соразмерность, статика и динамика, симметрия и асимметрия;

- работа с различными материалами;

- организация плоскости листа, композиционного решения изображения;

- решение цветового и композиционного решения;

- образное мышление, эстетическое отношение к действительности;

- знание принципов сбора и систематизации подготовительного материала и способов его применения для воплощения творческого замысла;

- знание основных элементов различных художественных стилей;

- умение использовать основные техники (графику, аппликацию, коллаж, конструирование) и материалы;

- умение анализировать и оценивать результаты собственной творческой деятельности;

- навыки макетирования.

IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК

  1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание.

Оценка качества реализации учебного предмета «Основы дизайна» включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию учащихся.

Текущий контроль успеваемости учащихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет и направлен на поддержание учебного предмета, на выявление отношения учащегося к изучаемому предмету, на организацию регулярных домашних заданий, на повышение уровня освоения текущего учебного материала, имеет воспитательные цели и учитывает индивидуальные психологические особенности учащегося. Текущий контроль осуществляется преподавателем, ведущим предмет.

Текущий контроль:

- просмотр по окончании каждого задания;

- контролирование исполнения домашних работ.

Формами текущего контроля могут быть просмотр по окончании каждого задания, контрольные уроки, контролирование исполнения домашних работ, участия в творческих конкурсах по направлению предмета.

Промежуточная аттестация определяет успешность развития, учащегося и усвоение им образовательной программы на определенном этапе обучения. Формами промежуточной аттестации являются контрольные уроки, творческий просмотр. Преподаватель имеет возможность по своему усмотрению проводить промежуточные просмотры творческих работ.

  Цель промежуточной аттестации – выяснить уровень усвоения материала учебного предмета.

Промежуточная аттестация:

- просмотры творческих работ по полугодиям: 2.

Контроль знаний, умений и навыков, учащихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.

Текущий контроль успеваемости учащихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде проверки самостоятельной работы учащегося, обсуждения этапов работы, выставления оценок и пр.

Критерии оценки.

По результатам текущей, промежуточной аттестации выставляются оценки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».  

Во время объяснения новой темы перед выполнением каждого задания преподаватель ставит перед учеником конкретные задачи. В зависимости от качества выполнения этих задач оценивается работа ученика.

Выставляется оценка:

5 (отлично) - ученик выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности, составил композицию, учитывая ее законы, проявил организационно-трудовые умения. Его работа отличается оригинальностью идеи, грамотным исполнением и творческим подходом.

4 (хорошо) - ученик справляется с поставленными перед ним задачами, но прибегает к помощи преподавателя. В работе наблюдается незначительные «промахи» в композиции и в цветовом решении, при работе в материале есть небрежность.

3 (удовлетворительно) - работа выполнена под неуклонным руководством преподавателя, самостоятельность учащегося практически отсутствует, ученик неряшлив и безынициативен. Для завершения работы необходима постоянная помощь преподавателя.

2 (неудовлетворительно) - выставляется за плохое усвоение материала, а не за отсутствие знаний. Неудовлетворительный результат показывает, что ученик знаком с учебным материалом, но не выделяет основные положения, допускает существенные ошибки, не самостоятелен.

V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

1. Методические рекомендации педагогическим работникам.

Освоение учебного предмета «Основы дизайна» проходит в форме практических занятий на основе анализа образцов произведений графического и средового дизайна и изучения теоретических основ проектирования в дизайне, в сочетании со сбором аналогов. Выполнение учебных упражнений дополняется композиционными творческими заданиями. Выполнение каждого задания желательно сопровождать демонстрацией лучших образцов аналогичного задания из методического фонда, просмотром произведений мастеров дизайна в репродукциях или слайдах. Приоритетная роль отводится показу преподавателем приемов и порядка ведения работы.

В изучении основ дизайна преподавателем предусматривается подробное изложение содержания каждой учебной задачи и практических приемов ее решения, что должно обеспечить грамотное выполнение работы. В программе отводится время на самостоятельное осмысление задания, алгоритма его реализации, на этом этапе роль преподавателя - направляющая и корректирующая.

Одним из действенных и результативных методов в освоении основ дизайна, несомненно, является проведение преподавателем демонстрации приемов работы в графических программах, которые дают возможность учащимся увидеть результат, к которому нужно стремиться.

Каждое задание предполагает решение определенных учебно-творческих задач, которые сообщаются преподавателем перед началом выполнения задания. Преподаватель также разъясняет и обосновывает методику его выполнения. Степень законченности учебной работы будет определяться успешностью решения поставленных задач.

Активное использование учебно-методических материалов необходимо учащимся для успешного восприятия содержания учебной программы.

Рекомендуемые учебно-методические материалы: презентация тематических заданий курса основ дизайна (слайды, видео); учебно-методические разработки для преподавателей (рекомендации, пособия, указания); учебно-методические разработки (рекомендации, пособия) к практическим занятиям для учащихся; учебно-методические пособия для самостоятельной работы учащихся.

  1. Рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся.

Обучение основам дизайна должно сопровождаться выполнением самостоятельных (домашних) заданий. Домашние задания должны быть посильными и нетрудоемкими по времени. Регулярность выполнения самостоятельных работ должна контролироваться педагогом и влиять на годовую оценку учащегося.

Ход работы учебных заданий сопровождается периодическим анализом с участием самих учащихся с целью развития у них аналитических способностей и умения прогнозировать и видеть ошибки. Каждое задание оценивается соответствующей оценкой.

VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Список методической литературы.
  1. Быстрова Т.Ю. Вещь. Форма. Стиль: Введение в философию дизайна. М., 2001.
  2. Глазычев В. Л. Дизайн как он есть. Изд. 2-е, доп. - М., Европа, 2006
  3. Калмыкова Н.В., Максимова И.А. Дизайн поверхности. Композиция, пластика, графика, колористика. Учебное пособие. М., Книжный дом «Университет», 2010.
  4. Лаврентьев А.Н. История дизайна. Учебное пособие. М., Гардарики, 2007.
  5. Розенсон И.А. Основы теории дизайна. СПб, Питер, 2008.
  6. Устин В.Б. Композиция в дизайне. Методические основы композиционно-художественного формообразования в дизайнерском творчестве: учебное пособие. 2-е изд. уточненное и доп. М., АСТ: Астрель, 2007.
  7. Шимко В.Т. Основы дизайна и средовое проектирование. Учеб. пособие. М., ИМДТ, 2007.

2. Список учебной литературы.

  1. Безмоздин Л.Н. В мире дизайна. Монография. Ташкент: ФАН, 1990.  
  2. Безмоздин Л.Н. Дизайн в современной культуре // Искусство в системе культуры. Сост. и отв. ред. М.С.Коган. Л.: Наука, 1999.

3. Бытачевская Т.Н. Искусство как формообразующий фактор в дизайне.  – М., 2004.

4. Воронов Н.В. Что такое дизайн. М., Знание, 1969.

5. Глазычев В. О дизайне. Очерки по теории и практике дизайна на Западе.  М.: Искусство, 1970.

6. Грожан Д.В. Справочник начинающего дизайнера. Ростов-на-Дону, Феникс, 2006.

7. Гропиус В. Границы архитектуры. М., Творчество, 1986.

8. Дизайн архитектурной среды. Краткий терминологический словарь справочник. / С. Михайлов, Н. Дембич, В. Захаров, Л. Листовская и др.под ред. С.Михайлова. –Казань.: ДАС, 1994.-120с., ил.

9. Дизайн: учебное пособие. Пер. с англ.  М.: ТОО Дека, 1994.

10. Дизайн для всех: альм. / Союз дизайнеров России, Твор. студия «Дизайн-слово». М., 2002.

11. Дружкова Н.И. В.Кандинский в Баухаузе: (Теорет. основы художеств.-пед. деятельности): Дис. канд. искусствоведения / МГУ им. М. В. Ломоносова. Ист. фак. каф. истории отечеств. искусства. М., 2000.

12. Дружкова Н.И. Теория цвета В.Кандинского // Изобразительное искусство в школе. - 2001, №1.

13. Иконников А.В. Зарубежная архитектура: от «новой архитектуры» до постмодернизма. М., Стройиздат, 1982.

14. Ковешникова Н.А. Дизайн: история и теория. Учебное пособие. М., Омега-Л, 2006.

15. Кулеева Л.М., Михайлов С.М. Основы дизайна. М., Новое знание, 1999.

16. Михайлов С.М. История дизайна: учебник: в 2 т.  М., Союз дизайнеров России, 2003.

17. Холмянский Л.М., Щипанов А.С. Дизайн: книга для учащихся. М., Просвещение, 1985.

18. Цыганкова И.Г. У истоков дизайна. М., Наука, 1977.