Cтатья "Педагогический опыт активизации освоения умений и навыков по основам композиции при подготовке дизайнеров в СПО
На современном этапе в обществе сформировались представления о профессиональной подготовленности, умениях и навыках молодых специалистов в сфере дизайна. Одним из проблемных моментов в дизайн-образовании становится тот факт, что для дисциплины "Основы композиции" в учебных планах отводится всё меньше часов, либо эта дисциплина отсутствует в них. Эта тенденция снижает уровень подготовки будущих дизайнеров. в статье рассмотрен педагогический опыт активизации умений и навыков, повышение интереса к по основам композиции в рамках творческой деятельности студентов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ АКТИВИЗАЦИИ ОСВОЕНИЯ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПО ОСНОВАМ КОМПОЗИЦИИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ДИЗАЙНЕРОВ В СПО.
Руднева Наталья Евгеньевна, кандидат педагогических наук, СПб ГБ ПОУ «Российский колледж традиционной культуры», преподаватель.
На современном этапе развития общества сформировались представления о профессиональной подготовленности, умениях и навыках молодых специалистов в сфере дизайна. В контексте основной образовательной программы среднего профессионального образования подготовки по специальности 54.02.01 «Дизайн (по отраслям)» образец подготовленного специалиста выглядит как личность, обладающая определёнными общими и профессиональными компетенциями. Для рассмотрения в данной статье мы обратимся к одной из профессиональных компетенций «разработка дизайнерских проектов промышленной продукции, предметно-пространственных комплексов» [3], освоение которой отражает готовность к одному из видов профессиональной деятельности дизайнера. В то же время данная компетенция отражает набор умений и навыков будущего выпускника, которые необходимо получить во время обучения: умение создавать гармоничную композицию, как в двухмерном, так и в трехмерном измерении; умение подбирать цветовую гамму в соответствии с художественным замыслом, умение создавать объекты предметно-пространственной среды. Таким образом, освоение компетенции предполагает освоение знаний умений и навыков по основам композиции будущим выпускником.
Одним из проблемных моментов в дизайн-образовании становится тот факт, что для дисциплины «Основы композиции» в учебных планах отводится всё меньше часов, либо эта дисциплина отсутствует в них. Если учесть недостаточную подготовку абитуриентов, многие из которых приходят в колледж, не имея за плечами знаний и опыта, полученных в школе искусств, то отсутствие дисциплины «Основы композиции» как базы для изучения профессиональных модулей значительно снижает уровень подготовки будущих дизайнеров. Второй проблемный момент состоит в том, что часто в образовательном процессе мы можем наблюдать, что изучение теоретического материала по композиции не всегда удаётся грамотно и уверенно применять при решении проектных задач студентами. На это оказываю влияние несколько причин: во-первых студентам-дизайнерам не достаточно практики для освоения композиционных приёмов на занятии, во-вторых упражнения по композиции не вызывают достаточного интереса, поскольку требуют аккуратности и большого количества времени для выполнения. Поэтому возникает противоречие в педагогическом процессе между необходимым освоением умений и навыков, свидетельствующее о готовности к профессиональной деятельности и рядом причин, по которым данные умения и навыки не могут в полной мере быть отработаны и освоены студентами, будущими дизайнерами. В поисках возможности разрешить данные противоречия, в своём педагогическом опыте мы предложили отработать и закрепить навыки составления гармоничной композиции через активизацию творческой деятельности студентов с помощью современного визуального вида искусства – фотографию.
На сегодняшний момент, искусство фотографии, несмотря на развитие общества и связанное с ним появление новых видов визуального искусства, продолжает оставаться современным направлением. «Каждые несколько лет наблюдается смена стилей, тем, сюжетов, символов, что, безусловно, влияет на видение в частности, делая его терпимым к разным условностями реальностям той или иной визуальной системы» пишет В.М. Розин [4, 200 с.]. Рассматривая историю искусства фотографии, мы можем отметить изменения в общественном мнении относительного нового вида технического изобретения передачи окружающего мира. На первых этапах фотография была «лишь средством передачи информации и подвергалась эстетической критике» [6, 80 с.]. Фотоснимок рассматривался лишь как фиксация действительности, отрицались его художественные качества. В период с 30-х по 60-е годы XIX века исследователи дагеротипии работали над усовершенствованием процесса получения фотоснимка и экспериментировали с разными материалами, химическими составами, способами подготовки бумаги сокращая время для получения снимка и совершенствуя технологический процесс. В 1861 году удалось получить первый цветной фотоснимок. В 1884 году основателем компании KODAK был получен патент на роликовую фотоплёнку в кассете, а ещё через четыре года его компания запатентовал портативную фотокамеру, ставшую предвестником кинокамеры [2]. В 50-е годы ХХ века была выпущена камера для моментальных снимков, а в середине 70-х мир увидел первую цифровую фотокамеру. Через десятилетие в 80-х годах ХХ века цифровые камеры стали представлены в более удобных моделях. В наше время цифровая камера есть у каждого человека имеющего смартфон. Такой темп технического прогресса и работа инженеров над совершенствованием упрощением и доступностью фотографии, безусловно, повлиял на её популяризацию не только среди инженеров, но и среди художников. Постепенно со временем начало складываться мнение, что фотография это «результат взаимодействия окружающей среды и художника, зафиксированный техническими средствами» [6, 80 с.]. Таким образом, техническая фиксация окружающей действительности стала приобретать художественно-образный компонент.
Фотография получила своё развитие не только с технической точки зрения. С популяризацией технологии стали появляться новые жанры. Появилось репортажное направление, что явилось ответом общественным потребностям и развитием газетной индустрии. Ярким примером репортажной фотографии стали работы Александра Родченко, который в начале ХХ века стал одним из представителей течения «Нового видения», сформировавшегося под влиянием конструктивизма и традиций школы Баухаус. Это был многогранный художник, который как представитель модернистских течений обращал внимание на композиционные приёмы выразительности в построении изображений и фотографических в том числе. Во многих фотографиях Александра Родченко присутствует геометричность формальной композиции – симметрия, динамика диагоналей, ракурсы и перспектива, чёткость и лаконизм линий, придававшие большую степень выразительности банальным темам репортажных снимков [1].
Если в начале своего развития сделать фотоснимок могли только профессионалы, то к середине 50-х годов XX века это стало доступно и для любителей. Упрощение процесса получения снимка связано с выпусками новых моделей фотоаппаратов. Несомненно, этот факт повлиял на популярность и распространение направления. Первые разработки в области цифровой фотографии появились уже в 1960-х годах, что логически привело к появлению первой цифровой камеры в компании Kodak в 1975 году [7]. На сюжет в фотографии, которая фиксирует мгновения реальной жизни, значительно влияют законы создания художественного образа, умение чувствовать пропорции, умение использовать законы построения композиции, умение заметить и увидеть цветовую гармонию и свето-тональную выразительность [6]. Поэтому с развитием технического прогресса, когда фотокамера у каждого есть под рукой в телефоне, создание фотокадра само по себе может стать быстрым и полезным упражнением по композиции.
В рамках внеаудиторной творческой деятельности среди студентов был организован конкурс фоторабот «Весенний ветер». Конкурс был нацелен на создание условий для развития и реализации творческого потенциала обучающихся, на применение профессиональных знаний, умений и навыков по основам композиции в творческой деятельности, на воспитание художественного вкуса обучающихся, а также на вовлечение студентов-дизайнеров в процесс взаимного обмена идеями, что содействует творческой активности студентов. В конкурсе были объявлены следующие темы работ: «Натюрморт», «Пейзаж», «Архитектура / Городской пейзаж», «Уличная фотография». Работы оценивались по двум номинациям: «Черно-белая фотография», «Цветная фотография». Темы для конкурсных работ выбирались таким образом, чтобы студенты-дизайнеры могли выполнять задания в обычной жизни и не требовали создания каких-то дополнительных условий.
Тема «Пейзаж» объединяет фотоработы, где сюжетом является естественная природа или ландшафт, появившийся в результате деятельности человека, отличается от других жанров – отсутствием возможности физически поменять композицию. Убрать тот или иной объект из кадра в жанре «Пейзаж» невозможно, есть лишь возможность поиска необходимого ракурса для съёмки. Также инструментами фотохудожника здесь является понимание, как работать с планами, как работать в разных погодных условиях и разном естественном освещении. Современные технические средства (дроны) развивают данный жанр ракурсами, снятыми с высоты. При выполнении заданий по теме «Пейзаж» для изучения опыта профессионалов и разных возможностей развития темы, студенты могли обратиться и провести обзор творческих работ таких фотографов как Игорь Шпиленок (Россия), Дмитрий Архипов (Россия), Денис Будьков (Россия), Аарон Гроэн (США), Алекс Норьега (США), Атиф Саид (Пакистан), Джозеф Россбах (США), Люк Остин (Австралия), Владимир Медведев (Россия).
Тема «Натюрморт» в современном мире получила также второе название «Предметная съёмка». Фотографии, выполненные в этом жанре, активно используются дизайнерами в рекламе товаров. Объектами фотографии в данном случае могут стать различные по величине объекты предметной среды и композиции из них. Здесь возможно использование различных фонов и дополнительного реквизита, использование объектива для макросъёмки [8]. В качестве наглядного примера студенты могли познакомиться с работами, выполненными такими фотографами как Анна Петина (Россия), Елена Лысенко (Россия), Джонотан Ноулс (Великобритания), Ирвинг Пенн (США) и т.д.
Тема «Архитектура / Городской пейзаж» раскрывается в сюжетах фотографий с изображением архитектурных сооружений: здания, мосты, городские кварталы, перспективы улиц. Также в рамках данного направления могут быть представлены работы с изображением деталей архитектуры зданий: лепнина, карнизы, двери и пр. Особенности выполнения фоторабот по этой теме – внимание к пропорциям и ритму зданий, эстетике деталей зданий, в большинстве случаев они могут быть выполнены только при естественном освещении [8]. Тему «Архитектура» развивали в своих фотографиях Эжен Атже (Франция), Ласло Мохой-Надь (Венгрия), Эдвард Стахейн (США), Иван Баан (Нидерландия), Хироси Сугимото (Япония), Ник Франк (Германия), Юрий Пальмин (Россия), Михаил Розанов (Россия) и др.
Тема «Уличная фотография» (также её могут называть «streetphoto») подразумевает кадры, рассказывающие о повседневной жизни, сделанные на улице. Особенности выполнения фоторабот – отсутствие инсценировки и планирования, внимание к происходящим событиям в определённом месте, спонтанность моментов, тема нацелена на изучение течения жизни. Для большего понимания темы «Уличная фотография» студенты могли познакомиться и проанализировать работы Анри Картье-Брессона (Франция) – его принято считать основателем жанра, Робера Дуано (Франция), Сола Лейтера (США), Алекса Уэбба (США), Максима Бабенко (Россия), Дамира Файзулина (Россия), Евгении Трушниковой (Россия) и др. [8].
Помимо соответствия тематике, одним из условий выполнения и отбора работ был критерий – построение изображения в фотографии, основанное на принципах композиции. Например: симметрия, асимметрия, нюанс, контраст, статика, динамика, ритм [5]. При подготовке и отборе работ к конкурсу важным моментом стал процесс рефлексии у студентов и формирование критического взгляда на собственные работы с точки зрения реализации законов композиции. Студенты просматривали и анализировали снятые кадры, самостоятельно определяя кроме оригинальности сюжета параметры гармоничной композиции: есть ли в работе композиционный центр, какой из принципов гармонизации композиции применён в кадре, гармонично ли решение фотоснимка в тоне и цвете, таким образом, определяя положительные и отрицательные качества фоторабот.
После отборочного этапа работы были представлены студентами-дизайнерами на конкурс. Жюри проводило оценку фотографий по следующим критериям: соответствие работы заявленной теме; творческий подход к выполнению работы; художественно-образное решение; грамотное композиционное решение; эстетичный вид и оформление работы. По итогам конкурса творческих фоторабот «Весенний ветер» была организована выставка работ участников.
Таким образом, в рамках творческой деятельности и обмена творческими идеями были проработаны в практике теоретические основы построения гармоничной композиции и цветовой гаммы, сформирован интерес к повышению профессиональных навыков в этой области, созданы условия для развития самоанализа и рефлексии собственных работ с точки зрения пропедевтической дисциплины «Основы композиции».
Литература:
1. Богдан Баёв. Александр Родченко – легендарный фотограф. Он снимал спорт, а ещё уважал футбол. (статья). Электронный ресурс URL: https://academy2020.ru/culture/rodchenkophotos/ (дата обращения 24.04.2025 г.)
2. Лаза А. История возникновения фотографии. (статья) Электронный ресурс URL: https://fotoslovo.art/historyofphotography (дата обращения 22.04.2025 г.)
3. Основная профессиональная образовательная программа среднего профессионального образования по программе подготовки специалистов среднего звена 54.02.01 «Дизайн (по отраслям)»
Электронный ресурс URL: https://rktk.org/resources/Obrazovanie/Diz/%D0%9E%D0%9F%D0%9E%D0%9F%20%D0%B4%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D0%B9%D0%BD%203%20%D0%B3%2010%20%D0%BC%D0%B5%D1%81_2023.pdf (дата обращения 21.04.2025г.)
4. Розин, В. М. Визуальная культура и восприятие: Как человек видит и понимает мир / В. М. Розин. – М. : Книжный дом “ЛИБРОКОМ”, 2009. – 272с. ISBN 978-5-397-00225-7
5. Руднева Н.Е. Выставка-конкурс творческих работ «Весенний ветер» (статья). Электронный ресурс URL: https://nsportal.ru/sites/default/files/2024/06/18/vystavka-konkurs_tvorcheskih_fotorabot_vesenniy_veter.pdf (дата обращения 21.04.2025г.)
6. Руднева Н.Е. Формирование профессиональной культуры студентов-дизайнеров средствами фотографии как современного вида искусства (статья). Симбирский научный вестник. – 2012. – № 1(7) – С. 78-82. – ISSN 2224-1620
7. Щеглова А. История появления и развития фотографии. От камеры обскура до айфона (статья). Электронный ресурс URL: https://skillbox.ru/media/design/photography-history/ (дата обращения 21.04.2025г.)
8. 13 основных стилей в фотографии: подробно об особенностях каждого жанра (статья). Электронный ресурс URL: https://skillbox.ru/media/design/photo-genres/ (дата обращения 24.04.2025 г.)
