Методические рекомендации к практической работе "Организационные структуры и принципы их построения"

Методические рекомендации являются частью учебно-методического комплекса по специальности СПО Дизайн (по отраслям). Предназначены для изучения МДК 04.01 "Основы менеджмента, управление персоналом"

Сущность и содержание структуры управления предприятием (организацией) проявляются в ее функциях, а форма в организационных структурах.

Проектирование организационной структуры управления связано с определенем следующих составляющих:

1. состав и содержание функций управления;

2. степень централизации и  децентрализации функций, а также числа уровней управления;

3. число линейных и функциональных звеньев каждого уровня;

4. функции, каждого звена всех уровней;

5. подчиненность между звеньями.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практическая работа «Организационные структуры и принципы их построения»

Цель: выработать практические навыки в области разработки и проектирования структур управления организацией; научиться выстраивать взаимосвязи внутри организационных структур; научиться строить уровни управления; закрепление теоретических знаний, формирование умений через выполнение заданий.

Обеспечение урока

1. Схемы: Организационные структуры предприятия.

2.Учебные пособия

3. Раздаточный материал

Ход работы

  1. Инструктаж на выполнение работы
  2. Проверка знаний
  1. Для чего в организациях создают структуры управления?
  2. От чего будет зависеть организационная структура?
  3.  Будут ли стратегические планы организации влиять на выбор структуры организации?

  1. Информация для ознакомления

С точки зрения качества и эффективности управления выделяют следующие основные типы структур управления предприятием:

иерархический тип, к которому относятся линейная организационная структура, функциональная структура, линейно-функциональная структура управления, штабная структура, линейно-штабная организационная структура, дивизиональная структура управления;

органически тип, включающий        бригадную, ил и кросс-функциональную, структуру управления; проектную структуру управления; матричную, или программно-целевую, структуру управления.

Организационная структура любой организации будет зависеть от того, кто является ее участниками, какие задачи она решает и как далеко организация зашла в своем развитии.

Независимо от типа структуры в ней всегда будут присутствовать:

  1. УПРАВЛЕНИЕ -человек или группа людей, принимающих решение.
  2. ПРАВИЛА, ПО КОТОРЫМ РАБОТАЕТ ОРГАНИЗАЦИЯ
  3. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ТРУДА

Выбор структуры зависит от стратегических планов организации

Линейная организационная структура

В основу положен принцип единоначалия, который предполагает предоставление руководителю   широких   прав   и   полномочий   для   выполнения его функций. Менеджер имеет право единолично принимать решения по управлению подразделением и несёт персональную ответственность за деятельность коллектива. Однако руководитель этой структуры не имеет права без разрешения непосредственного руководителя (менеджера) отдавать распоряжения его подчинённым. Только вертикальные связи.

Достоинства структуры:

Недостатки структуры

чёткая система взаимных связей

перегрузка менеджеров верхнего уровня.

простота, быстрая реакция и обратная связь

Высокие требования к квалификации руководителя

волокита при решении смежных проблем

Высший руководитель

Линейный руководитель 1

Линейный руководитель 2

Исполнитель

Исполнитель

Исполнитель

Исполнитель

Линейно-штабная организационная структура

По мере роста предприятия, как правило, линейная структура преобразуется в линейно-штабную. Она аналогична линейной, но управление сосредоточено в штабах. Появляется группа работников, которые непосредственно не дают распоряжения исполнителям, но выполняют консультационные работы и готовят управленческие решения.

 

                                                                                                                                                                                     

Функциональная организационная структура

При дальнейшем усложнении производства возникает необходимость специализации работников, участков, отделов, цехов и т.д., формируется функциональная структура управления. Распределение работ происходит по функциям. Характерна для организаций с небольшой номенклатурой, стабильностью внешних условий. Присутствует вертикаль: РУКОВОДИТЕЛЬ-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РУКОВОДИТЕЛИ-ИСПОЛНИТЕЛИ. Вертикальные и межуровневые связи. Особенностью данного типа организационной структуры является то, что каждая структурная единица специализируется на выполнении определѐнной функции. Редко встречается в чистом виде.

Достоинства структуры:

Недостатки структуры

Углубление специализации, повышение качества управленческих решений

Функции руководителя размыты, недостаточная гибкость

Возможность управлять многоцелевой и многопрофильной деятельностью

Плохая координация отделений, волокита

Отсутствие ответственности у функциональных руководителей

Линейно-Функциональная организационная структура

При линейно-функциональной структуре управления основные связи- линейные, дополнительные -функциональные. Это один из наиболее распространенных вариантов организационного построения предприятий. Сущность данного типа структуры заключается в том, что руководство производством обеспечивается как линейным аппаратом, так и функциональными службами. Линейные руководители осуществляют непосредственное руководство производством, каждый из них выступает в качестве единоначальника в соответствующем производственном подразделении. Линейные руководители наделяются необходимыми правами и несут ответственность за конечные результаты деятельности подчинённых им подразделений.

Функциональные службы (отделы: плановый, труда и зарплаты, финансовый, бухгалтерия и др.) ведут необходимую подготовительную работу, осуществляют учёт и анализ деятельности предприятия, разрабатывают рекомендации по улучшению функционирования предприятия. На основании этих рекомендаций линейный аппарат принимает необходимые решения и отдаёт распоряжения, обеспечивающие выполнение соответствующих заданий. Персонал линейного аппарата и функциональных служб непосредственно не подчинён друг другу, однако имеет определённые взаимные обязательства по решению задач, стоящих перед предприятием.

Достоинства структуры:

  • освобождение линейных руководителей от несвойственных им функций обеспечения производства ресурсами;
  • возможность        координации        действий        между        линейными        и функциональными подразделениями;
  • высокая        степень        специализации        структурных        подразделений предприятия.

Недостатки структуры:

  • необходимость для линейных руководителей постоянного согласования при решении текущих вопросов производства, экономики, кадров как  соответствующими  функциональными  службами,  так  и высшим руководством;
  • длинная цепь команд и, как следствие, искажение коммуникаций.


Дивизиональная организационная структура

Дивизиональные применяются в крупных корпорациях

Распределение обязанностей происходит не по функциям, а по выпускаемой продукции.  

Недостатки: Рост расходов на управленческий персонал. Сложность информационных связей.

Матричная организационная структура

В связи с необходимостью ускорения темпов обновления продукции возникли программно-целевые структуры управления, получившие названия матричные. Суть матричных структур состоит в том, что в действующих структурах создаются временные рабочие группы, при этом руководителю группы в двойное подчинение передаются ресурсы и работники других подразделений.

При матричной структуре управления формируются проектные группы (временные), реализующие целевые проекты и программы. Эти группы оказываются в двойном подчинении, создаются временно. При матричной структуре управления может выполняться одновременно несколько программ.

Функционирует вертикальная и горизонтальная линия исполнительной власти.

 Достоинства -Достигается гибкость в распределении кадров, эффективная реализация проектов. Персональная ответственность Недостатки – сложность структуры, возникновение конфликтов. Пример: аэрокосмическое предприятие.

        

        

  1. Ход выполнения

Задание 4.1.

  1. Разработать и составить организационную структуру Дизайн-студии.
  2. Определить тип организационной структуры управления.
  3. Определите уровни управления в данной организации.
  4. Перечислите преимущества и недостатки данной структуры.

Задание 4.2. Дизайн-студия «Стандарт»

  1. Разработать организационную структуру фирмы. Руководитель – генеральный директор. Функциональное обеспечение проекта: производственные мощности, исследование и разработки, материально-техническое обеспечение, кадры, бухгалтерский учет.
  1. Проекты: «Ландшафтный дизайн», «Реставрация». Последовательное осуществление каждого проекта (группа дизайнеров, группа инженеров технологов, снабжение, бухгалтерия, кадры).
  1. Определите уровни управления в данной организации.
  2. Перечислите преимущества и недостатки данной структуры.

  1. Проверка результатов
  2. Закрепление
  3. Подведение итогов
  4. Выставление оценок