«Развитие координации в уроке народно-сценического танца»

Иванова Наталья Борисовна

Важнейшим видом учебной работы является освоение движений народно-сценического экзерсиса, основанного  на элементах народно-сценического танца. Народно-сценический экзерсис, являясь средством развития обучающихся, готовит их к исполнению народных характерных танцев, развивает нужную для этих танцев технику. Этот специальный танцевальный тренинг, отличный от классического, продолжает развитие двигательного аппарата обучающихся в специфике пластики народного танца, воспитывает высокий уровень координации движений, что крайне необходимо танцору.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое образовательное учреждение

дополнительного образования детей

детская школа искусств

«Лодейнопольский детский центр эстетического развития»

ПЛАН-КОНСПЕКТ

открытого урока  по народно-сценическому танцу

в 6 классе по специальности

 «Хореографическое искусство»

Возраст детей: 11-12 лет

Преподаватель: преподаватель высшей квалификационной категории

 Иванова Н.Б..

Концертмейстер: концертмейстер первой квалификационной категории

Пьянкова Г.В.

25 декабря 2014 года

г. Лодейное Поле

Тема открытого урока:

«Развитие координации в уроке народно-сценического танца»

Актуальность:

Хореография как вид искусства аккумулирует в себе физическое и эстетическое развитие, комплексно воздействует на ребёнка, формируя правильную осанку, координацию, выносливость, воспитывает эстетический вкус.  Народно-сценический танец является одним из профилирующих предметов хореографического образования. В процессе его изучения дети знакомятся с различными танцевальными культурами и историей народов.

Важнейшим видом учебной работы является освоение движений народно-сценического экзерсиса, основанного на элементах народно-сценического танца. Народно-сценический экзерсис, являясь средством развития обучающихся, готовит их к исполнению народных характерных танцев, развивает нужную для этих танцев технику. Этот специальный танцевальный тренинг, отличный от классического, продолжает развитие двигательного аппарата обучающихся в специфике пластики народного танца, воспитывает высокий уровень координации движений, что крайне необходимо танцору.

Систематические занятия дают возможность развивать у ребёнка восприятие национального своеобразия танцев, манеры и характера исполнения. Занятия по народно-сценическому танцу, как и другие специальные хореографические дисциплины, призваны воспитывать основы общей культуры подрастающего поколения. В процессе занятий у детей формируются не только представления о хореографии, но и элементы общечеловеческой культуры: корректное поведение, ответственность, трудолюбие, самоконтроль. Все эти качества связаны с творчеством опосредованно. Они являются базой для дальнейшего развития творческой жизни детей.

Цель урока:

Создание условий для развития координации и эмоциональной выразительности учащихся на уроке народно-сценического  танца. Выявление уровня освоения программы.

Задачи урока (хореограф):

Образовательные:

1. Закрепление знаний, умений и навыков полученных, на предыдущих

уроках;

2. Обучение  умению согласовывать характер движения с характером музыки и формирование умения воспринимать их в единстве;

3. Приобретение опыта выражения чувства, эмоции через движение, танцевальный образ, характер хореографического произведения;

4. Формирование навыков творческого самовыражения, общей культуры,

эстетического вкуса, формирование учебной мотивации.

Развивающие:

1. Развитие физических данных (выворотности, гибкости, координации

движений, устойчивости), выносливости и постановки дыхания;

2. Развитие музыкальности, ритмичности, артистичности, эмоциональной

выразительности;

3. Развитие исполнительского мастерства, формирование танцевальных  

способностей (музыкально-двигательных и художественно-творческих).

4. Развитие фантазии и образного мышления обучающихся;

5. Ориентировка на творческое самовыражение, реализация знаний и умений    в широких масштабах (концерты, конкурсы, фестивали).

Воспитательные:

1. Формирование эстетического воспитания;

2. Формирование чувства ответственности;

3. Активизация творческих способностей;

4. Умение творчески взаимодействовать на уроках с педагогом.

Задачи урока (концертмейстер):

Образовательные:

        1.  Обучение умению согласовывать характер движения с характером музыки и формирование умения воспринимать их в единстве;

 2.  Приобретение опыта выражения чувства, эмоции через движение, танцевальный образ, характер хореографического произведения;

Развивающие:

  1. Развитие внимания, музыкальности;
  2. Развитие музыкального и  ритмического слуха;
  3. Развитие умения эмоционально воспринимать музыку;

Воспитательные:  

  1. Воспитание интереса к народной  музыке;
  2. Воспитание артистичности, музыкальности исполнения.

Тип учебного занятия –

урок закрепления и совершенствования знаний, выработки умений и навыков.

Форма учебного занятия

практическое занятие.

Форма организации работы –

групповая.

Структура учебного занятия:

1. Вводная, организационная часть (3-5 мин.)

- построение, поклон

- создание эмоционального психологического климата и сообщение темы урока.

2. Подготовительная часть (5-7 мин.)

- упражнения для разогрева (различные виды шагов и бега).

3. Основная часть занятия (45мин.)

- основная часть содержит движения народно-сценического экзерсиса у станка и на середине зала, вращения, этюдная форма.

4. Заключительная часть (3-5 мин.)

- подведение итогов, 

- поклон.

Планируемый результат:

- овладеть навыками координации движений;

- усвоить элементы народно-сценического  экзерсиса;

- овладеть умением  сознательного управления своим телом;

- обогатить мир музыкальных представлений;

- осознать духовную связь музыки и танца;

- развить различные формы мышления ребенка (логическое, образное, абстрактное, ассоциативное).

Материально-техническое оснащение занятия:

- хореографический класс 60 кв.м.,

- оборудование: наличие танцевального  станка и зеркал в классе;

- наличие музыкального инструмента (фортепиано)

- наличие нотного материала;

- наличие звуко- и видео-аппаратуры;

- наличие CD видеокассет, наглядных пособий.

      Педагогические технологии:

- игровая технология;
- здоровьесберегающая технология;
- личностно-ориентированная технология с дифференцированным подходом.

Методы обучения:

- словесный  метод (беседа, объяснение);

- практический  метод (пример, упражнение, инструктаж);

- репродуктивный метод (упражнение, приучение).

Приемы:

- показ и демонстрация преподавателя,

- слушание музыки,

- воспроизведение выученного наизусть.

Средства:

- движение,

- слово,

- музыка.

       Список  литературы, используемой хореографом:

1. Богданов А.Г. Урок народного танца. Москва, 1995.

2. Бондаренко Л. Методика хореографической работы в школе и внешкольных

заведениях. Киев, 1985.

3. Борзов А. Танцы народов СССР, часть 1. Москва, 1983, часть 2. 1984.

4. Генслер И.Г. Методика преподавания характерного танца. СПб, 2014.

5. Гусев Г.П. Урок народного танца в хореографической школе. Москва, 1999.

6. Гусев Г.П.  Методика преподавания народного танца. Упражнения у станка. Москва, 2005.

7. Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. Танцевальные движения и комбинации на середине зала. Москва, 2004.

8. Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. Этюды. Москва, 2004.

9. Климов А. Основы русского народного танца, 2-е., Москва, 1994.

10. Мальми В. Всё о танце. Петрозаводск, 2010.

11. Матвеев В.Ф. Русский народный танец. Теория и методика преподавания. СПб, 2010.

12. Суна Х. Латышские хороводы и хороводные танцы.  Рига, 1967.

13. Ткаченко Т. Народные танцы.  Москва, 1975.

14. Устинова Т. Лексика русского танца.  Москва, 2006.

15. Чурко Ю. Белорусский народный танец.  Минск, 1972.

Список нотной литературы, используемой концертмейстером:

1. Думенко А. Нотный сборник для музыкального оформления народного

экзерсиса, 1 часть. Москва, 2005.

2. Думенко А. Нотный сборник для музыкального оформления народного

экзерсиса, 2 часть. Москва, 2005.

3 Думенко А. Нотный сборник для музыкального оформления народного

экзерсиса, 3 часть. Москва, 2005.

4. Агафонов О. Русские народные песни. Москва, 1986.

5. Бондаренко Л. Методика хореографической работы в школе и внешкольных

заведениях. Нотное приложение. Киев, 1985.

6. Гусев Г.П. Урок народного танца в хореографической школе. Нотное приложение. Москва, 1999.

7. Гусев Г.П.  Методика преподавания народного танца. Упражнения у станка. Нотное приложение. Москва , 2005.

8. Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. Танцевальные движения и комбинации на середине зала. Нотное приложение. Москва, 2004.

Ход урока:

Упражнения

Музыкальный репертуар

Вход в хореографический  класс                          

Русская народная песня

«Чтой-то звон»

Музыкальный размер 2/4

Поклон  преподавателю и концертмейстеру

Целеполагание. Сообщение темы урока, постановка целей и задач.

Планирование. Преподаватель спрашивает детей, как можно построить работу на уроке, чтобы достичь намеченных целей.

Русская народная песня «Сударушка»

Музыкальный размер 2/4

Разминка: танцевальный шаг, переменный шаг, шаг с каблука, бег,  бег с переступанием.

Отрабатываются различные виды шага и бега.

Русский танец «Тимоня»

Музыкальный размер24/4

Уральская плясовая

Музыкальный размер 2/4

Экзерсис у станка

Повторение и отработка изученного материала. Актуализация прежних знаний.

Demi и grand plie 

Технические задачи движения: не отрывать пятки от пола, следить за постановкой корпуса, следить за выворотностью ног в коленном, тазобедренном и голеностопном суставах.

Характерные ошибки:

- колени недостаточно развёрнуты,

- при резком plie недостаточно подтянуты мышцы корпуса

Г. Пономаренко «Ивушка»

Музыкальный размер 3/4

Battment tendu.

1 вид – с подъёмом пятки опорной ноги;

2 вид – с переходом работающей ноги  с носка на каблук

Технические задачи движения: чистая 3 позиция, методические верное открывание и закрывание ноги, выворотное положение ног, сильно натянутые ноги и стопы.

Характерные ошибки:

1 вид – движение исполняется недостаточно сильно,

- нет одновременности и скоординирован -

ности в движении работающей ноги и опорной,

-во время подъёма опорной ноги сгибается колено,

- корпус во время резкого опускания пятки «сотрясается». 

2 вид – недостаточно сильно сокращена стопа

- в момент перевода ноги с носка на каблук и с каблука на носок излишне высоко поднимается от пола.

Белорусский народный танец

«Веселуха»

Музыкальный размер 2/4                   

 Battment tendu.

3 вид – с выносом ноги на каблук

Технические задачи движения: тяжесть корпуса на опорной ноге, сохранять единый уровень корпуса, что достигается регулированием plie на опорной ноге, тяжесть корпуса не переносить с опорной ноги на работающую.

Характерные ошибки:- бедро «тянется» за каблуком,

- работающая нога не фиксирует положения « у щиколотки»,

- не сохраняется единый уровень корпуса.

Русская народная песня

«Улица широкая»                                                                Музыкальный размер 2/4                   

Battement tendu jete

Технические задачи движения:

Мышцы ноги от верха бедра до кончиков пальцев предельно натянуты. Сильно подтянуты мышцы спины. Бросок сильный, резкий.

Характерные ошибки:- нога «бросается» выше, а затем опускается в нужную точку,

- нога качается после броска,

- недостаточно сильно вытянута работающая нога.

Украинский народный танец

«Коломийка»

Музыкальный размер 2/4

Rond de jambe par terre и

Rond de pied par terre

Технические задачи движения: движение в скошенном положении стопы работающей ноги вдоль опорной,

Голова «следует» за движением ноги, а корпус сохраняет положение en face

Характерные ошибки:- нога опускается только на носок, а не ребро всей стопы,

- нога недостаточно сильно вытягивается вперёд на croisee,

- нарушается положение корпуса en face.

Эстонский народный танец

«Йоксу-полька»

Музыкальный размер 2/4 

 Battement fondu

Технические задачи движения: одновременная работа двух ног, слитность, непрерывность движения, правильное положение ноги на cou-de-pied, выворотность ног в коленном, тазобедренном и голеностопном суставах.

Характерные ошибки: - не соблюдается точность трёх положений на «затакт»,

- нога не сохраняет единый уровень при переходе из выворотного положения в невыворотное (на «затакт»),

- нет «мазка» на первом движении,

- корпус не сохраняет положение en face,

- не выполняются правила классического fondu.

Белорусская народная песня

«Перепёлочка»

Музыкальный размер 4/4 

 

Подготовка к «верёвочке» и упражнение для бедра

Технические задачи движения:

работающую ногу поднимать до колена опорной ноги по передней стороне ноги, не отрывая носка.

Характерные ошибки:- носок работающей ноги во время подъёма до колена отходит от опорной ноги,

- нога недостаточно поворачивается в невыворотное и в выворотное положения,

- при исполнении с подъёмом на полупальцы нет синхронности в работе ног.

Русская народная песня

«Девица у ворот»

Музыкальный размер 2/4

Pas tortille одинарное и с ударом стопы

Технические задачи упражнения:

при исполнении pas tortille добиваться точности всех положений выворотное-невыворотное, стремитьсяк слитному исполнению.

Характерные ошибки:- нет выворотного и невыворотного положений,

- носок во время перехода через каблук поднимается недостаточно сильно,

- нет постепенного углубления  plie на опорной ноге.

Калмыцкий народный танец

«Хадрис»

Музыкальный размер 2/4

Дробные выстукивания

Технические задачи движения:

Движения исполняются на demi-plie, чередование всех видов ударов, тяжесть корпуса всё время на опорной ноге, плечи сохраняют положение en face.

Характерные ошибки:- несоблюдение данных требований.

А.Думенко (авторская обработка)

«Заковырки»

Музыкальный размер 2/4

 Battment developpes 

Технические задачи движения:

Всё движение исполняется плавно и слитно, добиваться координации в работе ног и рук.

Характерные ошибки:- колебание работающей ноги в момент удара.

Молдавский народный танец

«Хора»

Музыкальный размер 6/8

Grand battment jete (резкий бросок)

Технические задачи движения: резкий бросок и сдержанное опускание ноги, независимое от корпуса движение ноги.

Характерные ошибки:- недостаточно напряжены мышцы ног,

- «раскачивается» корпус,

- во время «броска» тяжесть корпуса смещается с опорной ноги.

Украинский народный танец

«Гопак»

Музыкальный размер 2/4

Экзерсис на середине зала

Элементы русского народного танца:

- танцевальные ходы,

- припадание,

- ёлочка, змейка, гармошка,

-комбинация«моталочка»,«молоточки»

- комбинация  «верёвочка»,

- дробное выстукивание,

- прыжковые движения,

- упражнения для рук и корпуса.

Русская народная песня:

«По улице мостовой»

«Травушка-муравушка зелёненькая»

Музыкальный размер 2/4

Е.Кузнецов

«Девичья полька»

Музыкальный размер 2/4

Русская народная песня

«Как у наших у ворот»

Музыкальный размер 2/4

Русская народная песня

«Я на горку шла»

Музыкальный размер 2/4

Русская народная песня

«Перевоз Дуня держала»

Музыкальный размер 2/4

А.Думенко «Настроение»

Музыкальный размер 2/4

Этюдная танцевальная форма:

-украинский лирический танец

- белорусский  народный  танец

«Бульба»

- латышский  народный  танец

«Латышская полька»

- русский  танец с балалайкой

А.Думенко (авторская обработка)

«Червона калина»

Белорусский народный танец

«Бульба»

Музыкальный размер 2/4

Латышская полька

Музыкальный размер 2/4

Русский народный танец

«Подай балалайку»

Музыкальный размер 2/4

Поклон преподавателю и концертмейстеру.

Подведение итогов.

Русская народная песня «Сударушка»

Музыкальный размер 2/4

Заключительная часть.

В конце урока преподаватель подводит итоги. Указывает на недостатки и достоинства в усвоении материала по исполнению упражнений народно-сценического танца, координированию движений, даёт оценку эмоциональному настроению во время исполнения танцевальных этюдов на середине зала. Проводит рефлексивный анализ по схеме:

- Возникли ли трудности в исполнении движений?

- Устали ли вы при отработке данного материала?

- С каким настроением вы работали на уроке?

- Что вам помогло при отработке материала?

 Ставит отличные оценки. Благодарит всех участников.