Развитие артистизма у детей младшего школьного возраста в хореографическом коллективе

В статье рассказывается о процессе формирования артистизма у детей; приведены примеры упражнений по созданию образного мышления  и мимической гимнастики на занятиях хореографического ансамбля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx460.49 КБ

Предварительный просмотр:

      «Развитие артистизма у детей младшего школьного возраста                                                      

                          в хореографическом коллективе»      

C:\Users\идея\Desktop\P1040089.JPG

Автор: Назаровас Елена Владимировна – педагог дополнительного образования, первая квалификационная категория,  МБОУ «СОШ № 7»

       В условиях развития современного общества остро ощущается потребность  разностороннего образования и воспитания. Именно от качества воспитания и образования зависит формирование Нового человека – Творческой личности, способной легко ориентироваться и адаптироваться к быстроменяющимся условиям современной жизни.

     Многие родители глубоко озабочены стихийным воздействием на детей средств массовой информации, которые не способствуют, а скорее, вредят эстетическому воспитанию молодого поколения. Сам ребенок не в состоянии разобраться и противостоять воздействию негативного потока  информации.

     Сохранить человеческое достоинство, не потерять способность воспринимать жизнь в ее красоте и гармонии, быть толерантным, уметь адекватно чувствовать себя в социуме – вот актуальные задачи сегодняшнего дня. Эти задачи я ставлю перед собой как педагог при работе с детьми в хореографическом коллективе. В наш танцевальный ансамбль может попасть любой ребенок по желанию, - ведь известно, что нет неспособных детей. Попав в творческую атмосферу, каждый ребенок способен в той или иной мере развить свои музыкальные, танцевальные, актерские способности.

     Работая с детьми, педагог не только оттачивает технику исполнения, но и большое внимание уделяет  развитию артистизма ребенка, особенно на начальном этапе обучения танцу. Я не ращу будущих артистов балета, а воспитываю хорошо двигающихся, свободных, артистически ярких людей. Что же такое артистизм?

     Согласно словарю Ожегова С.И., артистизм – тонкое мастерство в искусстве, виртуозность в работе, не только непреложный атрибут художественной деятельности, но и критерий свободы, компетентности человека. Человек, обладающий артистическими данными, по С.И. Ожегову, - виртуоз, мастер своего дела.

     К.С. Станиславский, раскрывая специфику актерской профессии, основное внимание сосредотачивал на специфических качествах, которыми должен обладать актер, на понимании мастерства как силы личного обаяния, воздействия на аудиторию, заразительности и притяжения актера. Актер не себя должен любить в образе, а образ в себе, и выходя на сцену не демонстрировать себя, а свой образ. Исполнитель должен выглядеть на сцене обаятельно, вести себя непринужденно и целостно.

     В.Э. Мейерхольд считал, что артистическое воздействие – это способность к возбудимости, способность равносильно воздействовать и заражать зал.

     Таким образом, артистизм рассматривается как особое свойство и качество личности, в которое входит совокупность специальных способностей, умений и навыков оказываться в новом образе, обеспечивающих высокий уровень мастерства в искусстве.

      Что же включает в себя процесс формирования  артистизма?

  1. Музыкально-актерскую деятельность – основы актерского мастерства.
  2. Музыкально-драмматургическую деятельность (создание характеров, образов в соответствии с музыкальным оформлением).
  3. Музыкально-хореографическую деятельность (развитие пластики, жестов, мимики).
  4. Музыкально-режиссерскую деятельность (искусство постановки танцев).

Для осуществления данного вида деятельности необходимы определенные условия:

  1. Педагог-хореограф включает детей в игровую деятельность с помощью театрализованных и музыкальных игр.
  2. Педагог создает творческую атмосферу, вызывая эмоции и интерес к созданию образов в танце, используя непосредственность и впечатлительность ребенка.
  3. На занятиях необходим артистический показ преподавателя с объяснениями и обсуждениями заданий,  использование аудио и видео средств.
  4. Индивидуальный подход к ученикам.

Думаю, что главным показателем артистизма является лицо. Что такое наше лицо? Это часть тела, обладающая костной и мышечной тканью. А для развития любых мышц тела нужен « тренаж» т.е. разминка.

     Все мы умеем выражать свои чувства на рефлекторном уровне: когда нам хорошо – мы улыбаемся, когда плохо – плачем. Но бытовые проявления чувств отличаются от сценических тем, что они непродолжительны по времени и не зависят от настроения человека на момент выступления на сцене. Мышцы лица артиста должно быть натренированы  для создания ярких, выразительных  сценических образов, и здесь в помощь вступает искусство грима. Многие опытные педагоги-хореографы используют в своей работе над развитием артистизма у детей свои собственные приемы и методики, другие – заимствуют уже разработанные технологии. Прежде всего, поговорим о разминке  «Развитие мышц лица». Не забываем про то, что любая разминка должна проходить под ритмичную музыку. Каждое движение исполняется по 10-16 раз.

                          Разминка:

  1. Нижняя челюсть: движения из стороны в сторону, вперед и в себя, оттягивание вниз; сжатие зубов и шевеление желваками;
  2. Губы: зажатие зубами верхней и нижней губы, поджатие губ в «поцелуй», шевеление губами вверх и вниз, из стороны в сторону;
  3. Щеки: надувание и втягивание щек, поочередно и одновременно;
  4. Нос: сморщивание и расслабление, приподнимание ноздрей;
  5. Веки: подергивание, моргание одновременное и поочередное;
  6. Глаза: закатывание и опускание зрачков, движение из стороны в сторону, по кругу;
  7. Брови: поднятие и опускание.

Это основные элементы движений разминки, которые исполняют по принципу постепенного увеличения темпа и усложнения координации. После усвоения упражнений разминки, нужно начинать изучение  различных актерских « масок». Часто дети просто не умеют создать яркую и выразительную маску, этому их надо научить. Но бывает, что попадается ребенок с яркой мимикой,  который сам может научить любого. Каждую маску нужно обсудить с детьми в подробностях: как актер должен смотреть? Должен он моргать глазами, открывать рот, поднимать брови? и т.д.

Возможные маски:

  1. Радость
  2. Страх
  3. Злость
  4. Удивление
  5. Испуг
  6. Плач
  7. Кокетство
  8. Ненависть
  9. Стеснение
  10. Боль
  11. Сонливость
  12. Просьба
  13. Равнодушие
  14. Раздумье
  15. Раскаяние и т.д.

     Необходимо научить детей быстро переходить из одной маски в другую и использовать маски на протяжении всего урока: например, чередовать их при исполнении различных движений разминки у станка, на середине или в «партере».

     Занятия мышцами лица обогащают  исполнительское мастерство танцоров и позволяют перейти к более сложной сюжетной хореографии. С детьми можно показывать не просто танец, а мини-спектакль, где у каждого ребенка будет своя, пусть небольшая, роль или образ. Кроме того, всем известна страсть детей к кривляньям и подражаниям, поэтому они с большим удовольствием занимаются этими упражнениями, которые должны быть регулярными.

      Работая над созданием различных образов, педагог должен опираться на правильное осознание структуры артистизма, выделяя три основных компонента:

  1. Психотехнический
  2. Эмоционально-смысловой
  3. Художественно-исполнительский.

     К психотехническому  компоненту относится работа с детьми над воображением, вниманием, восприятием и ощущением с одной стороны, и над мимикой, пластикой и сценическим движением с другой стороны. Остановимся подробнее на ощущениях человека. Чтобы суметь почувствовать себя в каком-либо образе, для этого нужно много наблюдать за окружающим миром, добавляя свою фантазию и воображение. Например, детям ставятся такие задачи: посидеть на стуле так, как сидит царь на троне, представить как сидит пчела на цветке, как ведет себя побитая собака, наказанный ребенок, наездник на лошади, как космонавт в скафандре; пройтись как младенец, который только научился ходить, как старый человек, как гордец, как артист балета и т.д.

     Детям предлагается изобразить разные виды улыбки: улыбнуться как вежливый японец, как собака своему хозяину, как кот на солнышке, как мать младенцу, ребенок – матери. Перевоплощаясь в различные образы животных, птиц, насекомых, дети задают возникающие у них вопросы: А сколько ему лет? Есть ли у него мама и папа? Какие у него привычки? Что он любит кушать на обед? И другие.

      Для развития артистизма у детей очень полезны театральные игры с воображаемым предметом или живым существом. Разыграем такой этюд.

  • Подойти к клетке с попугаем
  • Ощупать ее руками
  • Взять и переставить на другое место
  • Подразнить попугая
  • Найти дверцу и открыть ее
  • Насыпать зернышек в ладонь и покормить птицу
  • Погладить попугая (после этого он вас должен укусить)
  • Одернуть руку
  • Закрыть побыстрее клетку
  • Погрозить угрожающе пальцем.

     Следующая игра: группа детей рассаживается по кругу, ведущий показывает учащимся предмет (линейку, книгу, банку, мяч). Дети должны передавать друг другу этот предмет, наполняя его новым содержанием и обыгрывая его. Например, кто-то решает обыграть линейку как скрипку, он передает ее следующему ребенку как скрипку, не говоря ни слова, второй человек представит линейку как ружье, третий как ложку. И чем меньше похож новый  «увиденный» предмет на предложенный, тем лучше ученик справился с заданием. Кроме того, это упражнение на взаимодействие, ведь человек должен не только сам увидеть новый предмет, но и заставить других увидеть и принять его в новом качестве.

     Хорошо развивают и раскрывают детей творческие задания с использованием синтеза различных видов восприятия, способности ощущать вкус звуков, слышать цвета, обонять ощущения.

  • Чем пахнет слово «рампа»?
  • Каково на ощупь число 5?
  • Какой вкус у зеленого цвета?
  • Какая форма у вторника?
  • Какую музыку вы слышите, когда представляете лицо старика, младенца?

     При работе с перевоплощением, детям нужно предлагать изображать образ отдельно с помощью мимики, пластикой тела или жестом. Например, жестом можно пригласить, прогнать, оттолкнуть, привлечь, указать, остановить человека. Выразить одними глазами и бровями: огорчение, радость, осуждение, недовольство, удивление…

     В более старшем возрасте хорошим развитием артистизма является смена партий мужской - на женскую и наоборот. Это гасит стеснительность в детях.

     При постоянной и целенаправленной работе с такими упражнениями, я увидела большие изменения в моих воспитанниках: дети стали более раскрепощенными и яркими, они стали увереннее чувствовать себя перед зрителем на сцене и в отношениях внутри своей творческой группы.

     Подводя итоги вышесказанному можно отметить, что артистическая личность легче адаптируется к постоянно меняющимся условиям жизни, направлена на творческое созидание, на конструктивное и оптимистичное ее восприятие. Артистизм – это творческий подход к выходу из проблемных ситуаций. Именно поэтому важной задачей современной педагогики становится формирование этого качества.

Библиографический список:

  1. Баранов А.Б. «Развитие артистизма у детей в детских хореографических коллективах» Журнал «Дополнительное образование» №11,2003г., с.12-15
  2. Харлашко М.А. «О важности формирования артистических навыков у учащихся младшего школьного образования» - Вестник МГУКИ – 2008г. № 1, с.192-194