Образовательная программа "Ритмика и танец"
Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. В период от трёх лет ребёнок интенсивно растёт и развивается, движения становятся его потребностью. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармонично умного, нравственного и физического развития ребёнка, формируется личность ребёнка.
Среди множества форм художественного воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое место. Занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, дают гармоничное пластическое развитие.
Танцевально-ритмическая гимнастика одно из наиболее доступных, эффективных и эмоциональных направлений ритмопластических направлений.
Доступность этого вида основывается на простых общеразвивающих упражнениях. Эффективность – в её разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы ребёнка. Эмоциональность достигается не только музыкальным сопровождением и элементами танца, входящими в упражнения танцевально-ритмической гимнастики, но и образными упражнениями, сюжетными композициями, которые отвечают возрастным особенностям дошкольников и младших школьников, склонных к подражанию, копированию действий человека и животных.
Возможности применения упражнений танцевально-ритмической гимнастики довольно широки. В этой связи программа по предмету «Ритмика и танец»
является необходимой и актуальной для физического и эстетического развития ребёнка и его дальнейшему обучению танцу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_ritmika_i_tanets_-_2010_g.dlya_sayta.doc | 207.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ЛОДЕЙНОПОЛЬСКИЙ ДЕТСКИЙ ЦЕНТР ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»
Образовательная программа
РИТМИКА и ТАНЕЦ
составитель: преподаватель Иванова Н.Б.
направленность: художественно-эстетическая
продолжительность освоения программы: 3 года
Лодейное Поле
2010 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Введение
Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. В период от трёх лет ребёнок интенсивно растёт и развивается, движения становятся его потребностью. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармонично умного, нравственного и физического развития ребёнка, формируется личность ребёнка.
Среди множества форм художественного воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое место. Занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, дают гармоничное пластическое развитие.
Танцевально-ритмическая гимнастика одно из наиболее доступных, эффективных и эмоциональных направлений ритмопластических направлений.
Доступность этого вида основывается на простых общеразвивающих упражнениях. Эффективность – в её разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы ребёнка. Эмоциональность достигается не только музыкальным сопровождением и элементами танца, входящими в упражнения танцевально-ритмической гимнастики, но и образными упражнениями, сюжетными композициями, которые отвечают возрастным особенностям дошкольников и младших школьников, склонных к подражанию, копированию действий человека и животных.
Возможности применения упражнений танцевально-ритмической гимнастики довольно широки. В этой связи программа по предмету «Ритмика и танец»
является необходимой и актуальной для физического и эстетического развития ребёнка и его дальнейшему обучению танцу.
Направленность программы – художественно-эстетическая
Образовательная программа по дисциплине «Ритмика и танец» направлена на всестороннее, гармоничное развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста и рассчитана на три года обучения (от 4 до 7 лет или от 5 до 8 лет).
Тип образовательной программы - модифицированная
Предлагаемая образовательная программа имеет тип модифицированной. Программа сориентирована на работу с детьми, независимо о т наличия у них специальных физических данных. Решение задач, выдвигаемых предлагаемой программой, требует учёта психологии детей младшего школьного возраста: особенности их внимания, восприятия, мышления, а также учёта физиологических особенностей организма. Обучение по программе создаёт необходимый двигательный режим, положительный психологический настрой, хороший уровень занятий. Всё это способствует укреплению здоровья ребёнка, его физическому и умственному развитию.
Цель программы
Основной целью программы является содействие всестороннему развитию личности ребёнка средствами танцевально-игровой гимнастики.
Приобщение детей к танцевальному искусству, раскрыв перед ним его многообразие и красоту, воспитать эмоциональную отзывчивость, привить основные навыки в умении слушать музыку и передавать в движении её образное содержание.
.
Исходя из целей программы предусматривается решение следующих основных задач.
Обучающие задачи
- Способствовать оптимизации роста и развития опорно-двигательного аппарата.
- Формировать правильную осанку.
- Содействовать профилактике плоскостопия.
- Содействовать развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной систем организма.
Развивающие задачи
- Развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, скоростно-силовые и координационные способности.
- Содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой.
- Формировать навыки выразительности, пластичности, грациозности и изящества танцевальных движений и танцев.
- Развивать ручную умелость и мелкую моторику.
Воспитательные задачи
- Развитие мышление, воображение, находчивость и познавательную активность, расширять кругозор.
- Формировать навыки самостоятельного выражения движений под музыку.
- Воспитывать умения эмоционального выражения, раскрепощённости и творчества в движениях.
- Развивать лидерство, инициативу, чувство товарищества, взаимопомощи и трудолюбия.
Отличительные особенности программы
Программа по дисциплине «Ритмика и танец» направлена на всестороннее, гармоничное развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами танцевально-игровой гимнастики.
В программе представлены различные разделы, но основными являются танцевально-ритмическая гимнастика, нетрадиционные виды упражнений и креативная гимнастика.
Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий. Так, в танцевально-ритмическую гимнастику входят разделы: ритмика, гимнастика и танец. Нетрадиционные виды упражнений представлены: пластикой, пальчиковой гимнастикой, музыкально-подвижными играми и играми-путешествиями. Раздел креативной гимнастики включает: музыкально-творческие игры и специальные задания.
Игровой метод облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребёнка.
Возраст детей
К изучению предмета «Ритмика и танец» учащиеся хореографического отдела школы искусств приступают в «0» классе в возрасте 4-5 лет и завершают во 2 классе в возрасте 7-8 лет.
Сроки реализации программы
Данная образовательная программа рассчитана на 3 года обучения.
При распределении программы по годам обучения учитываются основные принципы дидактики, возрастные особенности каждой группы, физические возможности и психологические особенности ребёнка от 5(4) до 7 лет.
Формы и режим занятий
Форма организации деятельности учащихся на занятии, в соответствии с учебным планом – групповая, индивидуальная.
Занятия по дисциплине «Ритмика и танец» проводится два раза в неделю, из расчёта 68 часов в год на первом году обучения и 72 часа в год на втором и третьем годах обучения. Продолжительность урока в «0» классе – 2 академических часа, в первом и во втором классе – 3 академических часа в неделю.
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ (0 класс)
Таблица | ||||
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 Часть урока ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ
1.) СТРОЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
- Построение в шеренгу и колонну по команде (солдатики)
- Передвижение в сцеплении за руки («гусеница»)
- Перестроение из одной шеренги в несколько:
а) по ориентирам; б) по образному расчёту; в) с использованием речитатива.
- Построение в две шеренги напротив друг друга.
- Построение в круг и передвижение по кругу по одному и в сцеплении
(хоровод) в различных направлениях (вправо, влево, к центру, от центра)
- Перестроение в круг.
- Ходьба на носках («кошечка») и с высоким подниманием бедра («цапля»).
- Бег: а) врассыпную, б) по кругу, в) по ориентирам («змейкой»,
«по диагонали»).
- Бег с высоким подниманием бедра.
- Передвижение шагом и бегом.
- Повороты переступанием по распоряжению в образно-двигательных
действиях ( со стихами).
- Прыжки на двух ногах.
- «Быстро по местам!» - музыкально- подвижная игра.
- Игра «У ребят порядок строгий, знают все свои места».
- Музыкально-подвижная игра на закрепление навыка построения в
колонну, шеренгу и круг.
2.) РИТМИКА
- Хлопки в такт музыки (горошинки).
- Хлопки на каждый счёт и через счёт.
- Хлопки с акцентом на сильную долю (раз – хлопок, два, три, четыре –
пауза), тоже с притопами (по отдельности и в комбинации).
- Удары ногой на каждый счёт и через счёт.
- Акцентированная ходьба с выделением сильной доли такта (счёт 1 и 3 при
муз. раз. 4/4) ударом ноги или хлопком, основного движения (наклона,
приседа, маха и т. д.).
- Акцентированная ходьба с махом руками вниз на сильную долю такта
( счёт 1 или 3 при муз. раз. 4/4; счёт 1 при муз. раз. 2/4).
- Ходьба с хлопками.
- Выполнение общеразвивающих упражнений под музыку, с акцентом на
сильную долю такта — основного движения (наклона, приседа, маха и т. д.).
- Выполнение общеразвивающих упражнений руками в различном темпе (на
два и четыре счёта каждое движение).
- Поднимание и опускание рук на 4 счёта, на 2 счёта и на каждый счёт.
- На каждый счёт по очереди руки поднимать вперёд, затем также опускать
вниз.
- Выполнение простых движений руками в различном темпе (на 4 счёта – поднять руки вверх, на 4 счёта опустить руки вниз).
- Во время движения выделить хлопком наиболее сильный акцент музыки в
соответствии характеру движения (наклона, приседа, маха и т. д.).
- Выполнение общеразвивающих упражнений под музыку с притопом на
сильную долю такта.
- На каждый счёт дети по очереди хлопают в ладоши.
Упражнения на различие и воспроизведение динамики звука
«громко-тихо»
а) На громкую музыку – увеличение круга шагами назад от центра, на тихую музыку — уменьшение круга шагами вперёд к центру.
б) Под громкую музыку — ходьба, акцентируя шаг, под тихую музыку — ходьба в полуприседе — крадучись.
в) Под громкую музыку дети бегают, прыгают; под тихую музыку — ходьба на носках, в полуприседе, в упоре присев.
г) Под громкую музыку дети хлопают в ладоши в такт; под тихую музыку принимают присев в группировке - «прячутся».
д) Под громкую музыку дети идут вперёд (охотники); под тихую музыку дети, пригнувшись, идут назад (звери прячутся от охотников).
е) Упражнение «Найди предмет» (Спрятан предмет. По мере приближения к предмету музыка звучит громче и наоборот).
Музыкально-подвижные игры по ритмике
- «Марш-полька».
- Музыкально-подвижная игра «Эхо»:
а) педагог показывает движения детям, дети повторяют
б) в соревновательной форме — какая шеренга лучше повторит ритм. рис.
в) вместо хлопков, притопы ногами — дети повторяют
- «Сказочная зарядка» (со стихами).
- «Поезд» - на дробных и топающих шагах.
2 Часть урока ОСНОВНАЯ
1.) ГИМНАСТИКА
Общеразвивающие упражнения без предмета (Разминка)
- Основные упражнения прямыми и согнутыми руками (за голову, к плечам,
на пояс) и ногами, выполняемые под музыку.
- Сочетание основных движений прямыми и согнутыми руками.
- Основные движения туловищем.
- Основные движения головой («Лошадки машут головами », «Хочу – не хочу», «Да – нет», «Тик-так»).
- Основные движения туловищем в сочетании с другими движениями.
- Стойки на прямых и согнутых ногах в сочетании с другими движениями.
- Полуприсед; упоры: присев, лёжа на согнутых руках, стоя на коленях.
положение лёжа.
- Сочетание упоров с движениями ногами (упор присев, упор сидя, упор
сидя на коленях, упор лёжа).
- Комплекс зарядки (с речитативом).
- Имитация движений в невесомости – «робот».
Общеразвивающие упражнения с предметами
- Упражнения с мячом, скакалкой (передача, наклоны, поворот,
взмахи).
Акробатические упражнения
- Равновесие на одной ноге и без неё.
- Группировки, сед ноги врозь, сед на пятках.
- Перекаты в положении лёжа руки вверх («бревно») и в седе на пятках с
опорой на предплечья.
- Группировка в положении лёжа на спине ( «ёжик», «качалочка»)
- Перекат вперёд сед на ноги врозь («Буратино»); перекат вправо-влево,
руки вверх («брёвнышко»).
- Комбинации акробатических упражнений в образно-двигательных
действиях: «Ванька-встанька», «Мальвина-балерина», «Солдатик».
3.) ТАНЦЕВАЛЬНО-РИТМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА
- «У оленя дом большой» - упражнение хлопками ( муз. сопр. - фр. нар. песня «Большой олень»).
- «На крутом бережку» ( музыка из м/ф «Приключения кота Леопольда».)
- «Песня Мурёнки» (упр. В седах и упорах). («Приключения кузнечика Кузи» М.Пляцковский, Ю.Антонов).
- Упражнение «Хоровод» (песня «Улыбка», В.Шаинский, М.Пляцковский)
- «Чебурашка» (Песня «Чебурашка», В.Шаинский, Э.Успенский).
- «Я танцую». Упражнение — импровизация. (песня «Я танцую»,
В.Дашкевич, Ю. Михайлов).
- «Разминка».
- «Часики» (песня «Тик-Так»; З.Петров, А.Островский).
- «Карусельные лошадки» (песня «Карусельные лошадки», Б.Савельев,
М.Пляцковский)
- «Песня Короля» - хореографическое упражнение (муз. из м/ф «Бременские
музыканты» Г.Гладков, Ю.Энтин).
- «Воробьиная дискотека» - образно-танцевальное упражнение.
(«Приключения кузнечика Кузи», М.Пляцковский, Ю.Антонов).
- «Ну, погоди!» - образно-беговое упражнение. (песня «Расскажи,
Снегурочка», Г.Гладков, Ю.Энтин).
- «Сосулька» - упражнение с элементами расслабление рук, ног, туловища.
(песня «Сосулька», З.Петрова, А.Островский).
- «Упражнение с платочком» (песня «На свете невозможное случается»)
2.) ТАНЦЫ
Танцевальные шаги
- Шаг с носка, на носках.
- Полуприсед на одной ноге, другую — вперёд на пятку.
- Пружинные полуприседы.
- Приставной и скрестный шаг в сторону.
- Сочетание приставных и скрестных шагов в сторону.
- Шаг с небольшим подскоком.
- Сочетание шагов с носка и шагов с небольшим подскоком.
- Мягкий высокий шаг на носках.
- Поворот на 360 градусов.
- Прыжки с ноги на ногу, другую – сгибая назад, тоже с поворотом на 360 гр.
- Переменный и русский хороводный шаги.
- Комбинации из танцевальных шагов.
Хореографические упражнения
- Полуприседы, подъёмы на носки, держась за опору.
- Стойка руки на пояс и за спину.
- Свободные, плавные движения руками.
- Танцевальные позиции ног – шестая, первая (полувыворотная).
Ритмический танец
- «Танец сидя» (муз сопровождение - Полька)
- «Кузнечик» (муз сопр.- «Песня о кузнечике», муз В.Шаинского)
- «Если весело живётся...»
- «Галоп шестёрками» (на приставном шаге).
- «Танец утят» (Фр. Народная песня).
- «Мы пойдём сначала вправо»
- «Лавота»
- «Каравай» (народный хоровод, танец-игра)
- «Большая стирка»
4.) ПЛАСТИКА (Партерные упражнения)
Специальные упражнения для развития мышечной силы в образных и игровых двигательных действиях и заданиях.
- Упражнения для укрепления мышц спины - «морская звезда», «плавание
брасом», «лодочка», «рыбка».
- Упражнения для укрепления мышц живота - «кальмар», «медуза»,
«велосипед», «ступеньки», «угол», «ножницы» и др.
- Упражнения на развитие гибкости - «альбатрос», «дельфин», «улитка»,
«морской лев», «морской червяк», «кольцо», «кошечка», «мостик».
- Упражнения для развития силы мышц ног – приседания, «берёзка».
- Упражнения для развития силы мышц рук – отжимы от пола.
5.) ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
(Общеразвивающие упражнения пальчиками)
- Сгибание пальцев рук в кулак и разгибание - «фонарики»: правой, левой
рукой, обеими руками и по очереди.
- Поочерёдное сгибание и разгибание пальцев рук (со стихами).
- Выполнение фигурок из пальчиков: «круг», «очки», «домик», «бинокль»,
«лодочка», «цепочка».
- Выставление одного, двух ит.д. пальцев. Работа одним пальцем, другие в
кулак.
- Круговые движения кистями и пальцами рук в одну и другую стороны –
«оса».
- Игра-потешка «Сорока-белебока».
- Разгибание всех пальцев по очереди и одновременно. Отведение и
приведение пальцев врозь — вместе.
- Соединение большого пальца с другими.
- Касание пальцев одной и другой рук («пальчики здороваются»).
- Работа пальцами по различным частям тела («человечки», «игра на рояле»,
«встречи», «солдатики» и т.д.).
- «Человечек» (указательный и средний палец догоняют друг друга).
- Упражнения пальчиками с речитативом. На поочерёдное сгибание и
разгибание пальцев в кулак.
3 Часть урока ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ
1.) МУЗЫКАЛЬНО-ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
- « Нитка — иголка»
- «Цапля и лягушки»
- « У медведя во бору»
- «Водяной» (на развитие быстроты и ловкости)
- «Попрыгунчики-воробьишки»
- «Мы весёлые ребята»
- «Совушка»
- «День-ночь»
- «Птица без гнезда»
- «Карлики и великаны
2.) КРЕАТИВНАЯ ГИМНАСТИКА
- «Кто я?» - творческая игра.
- Импровизация движений под песню (дети самостоятельно танцуют под
любую песню).
- «Море волнуется» - игра на развитие воображение и двигательной памяти.
- «Создай образ» - игровые задания для развития пластической
выразительности при создании образа.
- «Художественная галерея» - специальные игровые задания.
- «Магазин игрушек»
- «Ай, да я!»
- «Творческая импровизация» - музыкально-творческая игра.
3.) РЕЛАКСАЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Упражнения на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки.
- Поднимание рук — на вдохе. Свободное опускание рук — на выдохе.
- Напряжённое и расслабленное положение рук и ног в образно-
двигательной форме и различных положениях: лёжа, сидя, стоя.
- Потряхивание кистями рук - «воробушки полетели».
- Расслабление рук с выдохом.
- Упражнения на укрепление осанки, стоя спиной к опоре.
- Имитационно-образные упражнения на осанку: лёжа на спине, стоя спиной к опоре («палочка», «столбик»).
- Сед ноги врозь («Буратино»); сед руки за спину.
- Лёжа на спине, полное расслабление — поза «спящего».
- Имитационно-образное упражнение на дыхание «Насос», «Парус», «Волны шипят».
- Имитационно-образное упражнение «Вороны».
- «Купание», « Я на солнышке лежу» упр. на расслабление.
- В положении лёжа на спине вытягивание рук в стороны, вверх, ног вниз.
- Расслабление ног в положении сидя и лёжа на животе.
СЮЖЕТНЫЕ ЗАНЯТИЯ
Сюжетные занятия. Проводятся раз в месяц, как закрепление пройденного
материала.
- «На лесной опушке»(путешествие в лес)
- « Весёлый экспресс» (путешествие по станциям)
- «Путешествие в Морское царство»
- «Поход в зоопарк»
- «Лесные приключения»
- «Времена года»
- «В мире музыки и танца»
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СПОСОБЫ ИХ ПРОВЕРКИ
Про прошествии первого года обучения занимающиеся получают следующие знания, умения и навыки. Знают назначение танцевального зала и правила поведения в нём. Знают о назначении отдельных упражнений танцевально-ритмической гимнастики. Умеют ориентироваться в зале, строится в шеренгу. Умеют выполнять простейшие построения и перестроения. Умеют выполнять ритмические, бальные танцы и комплексы упражнений первого года обучения под музыку. Овладевают навыками ритмической ходьбы. Умеют хлопать и топать в такт музыки. Умеют ритмично двигаться в различных музыкальных темпах и передавать хлопками и притопами простейший ритмический рисунок. Знают основные танцевальные позиции рук и ног. Умеют в музыкально-подвижной игре представить различные образы (зверей, птиц, растений, фигуры и т.д.). Умеют выполнять простейшие двигательные задания по креативной гимнастике.
Формой подведения итогов реализации в первом году обучения являются
Итоговые сюжетные занятия, открытые уроки по полугодиям.
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ (1 класс)
1 Часть урока ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ
1.) СТРОЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
- Построение в шеренгу и колонну по звуковому сигналу.
- Перестроение из шеренги в несколько.
- Повороты направо, налево по распоряжению.
- Перестроение из одной колонны в несколько кругов на шаге и беге
по ориентирам.
- Перестроение из одной колонны в две, три по выбранным водящим.
- Размыкание по ориентирам (на интервал – руки на пояс).
- Ходьба в образно-двигательных образах ( с наклонами вперёд; с высоким
подниманием бедра; на внутреннем и внешнем своде стопы; упражнение
«гусеница»; передвижение в упоре стоя, согнувшись; упражнения на
потягивание).
- Построение и продвижение по кругу в паре шагом.
- Бег с высоким подниманием бедра вперёд и назад.
2.) РИТМИКА
- Ходьба на каждый счёт и через счёт.
- Построение по ориентирам.
- Ходьба на каждый счёт и через счёт с хлопками в ладоши.
- Хлопки и удары ногой на сильные и слабые доли такта.
- Сочетание ходьбы на каждый счёт с хлопками через счёт и наоборот.
- Ходьба с различными видами фигурной маршировки.
- Гимнастическое дирижирование – тактирование на муз. раз. 2/4.
- Выполнение бега по кругу на каждый счёт и через счёт – небольшими
прыжками с ноги на ногу («по кочкам»).
- Движение туловищем в различном темпе.
- Выполнение ходьбы с увеличением темпа, переход на бег и обратно (можно
использовать хлопки, бубен, погремушки).
Упражнения на определение и воспроизведение динамики звука
«громко-тихо»
- На громкое звучание дети идут с высоким подниманием бедра, на тихое
Обычная ходьба.
- На громкое звучание – ходьба вперёд, на тихое – ходьба назад.
- На громкое звучание – прыжки, на тихое – ходьба в упоре присев.
Музыкально-подвижные игры по ритмике
- Игра «Становись!» - «Разойдись!».
- «Группа, смирно!» (пластический диктант»
- «Волшебный весёлый бубен» (передача бубна по кругу под музыку).
2 Часть урока ОСНОВНАЯ
1.) ГИМНАСТИКА
Общеразвивающие упражнения без предмета (Разминка)
- Повороты головы, наклоны головы.
- Положение рук на поясе, вперёд и в сторону на уровне плеч, наверх; перевод
из положения в положение.
- Круговые движения рук.
- Наклоны корпуса вперёд и назад, в сторону, круговые движения корпуса.
- Комбинированные упражнения в стойках, в седах и положении лёжа.
- Сед «по-турецки».
- Прыжки на двух ногах.
Общеразвивающие упражнения с предметом
- Упражнения с платочком (взмахи, передача, наклоны, повороты).
Акробатические упражнения.
- Переход из седа в упор стоя на коленях.
- Группировка в приседе на пятках.
- Вертикальное равновесие на одной ноге с различными движениями рук.
- Перекаты вправо – влево из группировки в седе на пятках с опорой но
предплечья.
- Упор присев - «ёжик», сед на пятках с опорой на предплечья – «кузнечик»,
вертикальное равновесие на одной ноге – «ласточка».
- Переход из седа в упор стоя на коленях.
3.) ТАНЦЕВАЛЬНО РИТМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА
- «Зарядка» (песня «День рождения», В.Шаинский, А.Тимофеев.)
- «Всадник» (песня Ю.Мориц, поют Т. и С. Никитины).
- «Четыре таракана и сверчок» - танцевально-беговое упражнение.
(на одноимённую итальянскую народную песню).
- «Воробьиная дискотека».
- «Чебурашка».
- «Бег по кругу», («Кремена», А.Арский) – упражнение танцевально-бегового
характера.
- «Приходи сказка» (CD «Девочка на шаре», песня «Приходи, сказка») –
танцевально-образные упражнения в низких положениях: седах, упорах.
- «Чёрный кот» (песня «Чёрного кота», Ю.Энтин, Гин.Гладков)
2.) ТАНЦЫ
Танцевальные шаги.
- Шаг галопа вперёд и в сторону.
- Шаг польки.
- Шаг с подскоком.
- Приставные шаги.
- Поворот.
- «Кик».
- «Расхождение».
- Пружинистые движения ногами на полупрседе.
- Русский переменный шаг.
- Шаг с притопом.
- Русский шаг «припадание».
Хореографические упражнения.
- Поклон для мальчиков.
- Реверанс для девочек.
- Танцевальные позиции рук: на пояс и перед грудью.
- Танцевальные позиции рук: подготовительная, первая, вторая, третья.
- Прыжки с прямой спиной, стоя лицом к опоре.
- Поклон мальчиков и реверанс девочек перед выполнением ритмического
танца.
Ритмический танец
- «Большая прогулка»
- «Полька-хлопушка»
- Полька «Старый жук»
- «Вару-вару» (бальный танец, музыка в стиле диско)
- «Автостоп» (музыка в стиле диско)
- «Модный рок» (любая современная музыка, диско).
- Бальный танец «Падеграс» (муз. раз. 4/4, или песня «Маленькая страна», поёт
Н. Королёва).
- «Русский хоровод» (муз. «Русский лирический», Б.Карамышев).
- «Травушка-муравушка». (муз. раз. 2/4. Русская народная песня).
- «Танец утят».
- «Кик» (музыка в ритме диско).
- «Давай танцуй» (музыка в ритме диско)
4.) ПЛАСТИКА (Партерные упражнения)
- Упражнения для развития мышечной силы в образных игровых двигательных
действиях и заданиях («велосипед», «уголок» и др.).
- Упражнения для развития гибкости в образных и игровых двигательных
действиях и заданиях: наклоны вперёд, «рыбка», «плуг», «кольцо», сед
между пятками – «каучук» и т.д.
5.) ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
- Общеразвивающие упражнения и игры пальчиками в двигательных и
образных действиях со стихами и речитативом (мышка, кошка, зайка, зайка и
барабан, петушок, жук).
- «Ванечка-пастушок» - упражнение для пальчиков в образно-танцевальной
форме.
3 Часть урока ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ
1.) МУЗЫКАЛЬНО-ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
- « Пятнашки» («с замораживанием»,«с домиками», парами).
- «Волк во рву».
- «Белые медведи» (по типу игры «У медведя во бору»)
- «Шеренга, колонна, круг» - игра на закрепление навыка построения.
- «Лулливер и лилипуты» - на внимание.
- «Музыкальные змейки».
2.) КРЕАТИВНАЯ ГИМНАСТИКА
- Музыкальная игра на определение характера музыкального произведения.
(весёлый –прыжки, грустный – ходьба опустив голову, героический –ходьба
строевая, лирический).
- Музыкальная игра на определение характера произведение и изображение
образа животных в движении (кот, лиса, воробей, лошадка, и др.).
- Музыкальная игра на определение характера музыкального произведения
«Мальчики пляшут, девочки танцуют» ( для мальчиков подбирается
энергичная, задорная музыка, а для девочек плавная, нежная).
- Музыкально-творческая игра на упражнения танцевально-ритмической
гимнастики «Бег по кругу».
- «Танцевальный вечер» - специальные задания, конкурс танца по пройденным
упражнениям танцевально- ритмической гимнастики и танцев..
3.) РЕЛАКСАЦИОННОЕ УПРАЖНЕНИЕ
(на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки)
- Посегментное расслабление руками на различное количество счётов.
- Расслабление рук, шеи, туловища в положении сидя.
- Дыхательные упражнения на имитационных и образных движениях:
из положения лёжа на спине: поднимая руки вверх (вдох), опуская руки вниз
(выдох);
- Из положения седа: разводя руками в стороны (вдох), обнимая себя за плечи
(выдох);
- Из положения стоя: поднимая руки вверх – наружу (вдох), опуская руки
(выдох).
- Потряхивание ногами в положении стоя.
- Потряхивание кистями рук и предплечьями в положении сидя и стоя.
- Двигательные упражнения на имитационных и образных движениях «Волны
шипят».
- Упражнения на осанку в седе и седе «по-турецки».
- Различные движения руками, повороты туловища, соединение ладоней за
спиной пальцами кверху.
- Расслабление рук в положении лёжа не спине.
- Расслабление шеи, туловища в положении сидя.
- Раскачивание руками из различных исходных положений.
- Упражнения на осанку, в стойке руки за спину с захватом локтей. В этом
сходном положении наклоны, повороты туловища в седе и в стойке ноги
врозь (со стихами).
- Контрастные движения руками на напряжение и расслабление.
- Имитационно-образные упражнения на дыхание в положении лёжа, сидя, стоя
(на 4 счёта – вдох, на 4 счёта – выдох).
- Упражнения на укрепление осанки в стойке руки за спину с захватом локтей.
- Потряхивание ног в положении лёжа на спине.
- Посегментное свободное расслабление рук из стойки ноги врозь руки вверх.
- Лёжа на спине при напряжении мышц – выдох; при расслаблении мышц –
вдох.
- Имитационно-образные упражнения для расслабления рук и ног.
4.) СЮЖЕТНЫЕ ЗАНЯТИЯ
Проводятся раз в месяц, как закрепление пройденного материала.
- «Путешествие на Северный полюс»
- «Путешествие в Спортландию»
- «Цветик-семицветик»
- «Искатели клада»
- «Клуб весёлых челеовечках»
- «Приходи, сказка!»
- «Путешествие в Кукляндию»
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СПОСОБЫ ИХ ПРОВЕРКИ
По окончании второго года обучения занимающиеся знают правила безопасности при занятиях физическими упражнениями без предметов и с предметами. Владею навыками по различным видам передвижений по залу и приобретают определённый «запас» движений в общеразвивающих и танцевальных упражнениях. Могут передавать характер музыкального произведения в движении (весёлый, грустный, лирический, героический и т.д.). владеют основными хореографическими упражнениями по программе этого года обучения. Умеют исполнять ритмические, бальные танцы и комплексы упражнений под музыку, а также двигательные задания по креативной гимнастике второго года обучения.
Формой подведения итогов реализации во втором году обучения являются итоговые сюжетные занятия, контрольные и открытые уроки по полугодиям. Участие в отчётном концерте отдела.
ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ (2 класс)
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 Часть урока ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ
1.) СТРОЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
- Строевой шаг на месте и с продвижением по залу.
- Ходьба и бег с продвижением по залу.
- Ходьба и бег на внимание.
- Ходьба и бег по звуковому сигналу.
- Ходьба в приседе, прыжки вдаль на двух ногах.
- Перестроение из колонны по одному в колонну по двое, трое в движении с одновременным поворотом в сцеплении за руки.
- Ходьба по залу: обычная, приставными шагами, с высоким подниманием бедра, скрестным шагом, спиной вперёд.
- Бег «змейкой», перепрыгивая через коврики, бег по линии и т.д.
2.) РИТМИКА
- Ходьба на каждый счёт, хлопки через счёт и другие сочетания
ритмического рисунка.
- Перестроение и размыкание по ориентирам.
- Перестроение из колонны по одному в колонну по двое, трое, четверо с
одновременным поворотом в сцеплении за руки и без рук.
- Размыкание колонн на вытянутые руки
вперёд и в стороны.
- Хлопки и удары ногой на сильную долю такта двухдольного, трёхдольного
музыкального размера.
- Гимнастическое дирижирование — тактирование на музыкальный размер
3/4, 4/4.
- Гимнастическое дирижирование — тактирование на муз. раз. 3/4 при
передвижении шагом.
Музыкально-подвижная игра по ритмике
- «Дирижёр-оркестр».
- «Круг и кружочки» - на различие силы (динамики) звука.
- «Запев-припев»
2 Часть урока ОСНОВНАЯ
1.) ГИМНАСТИКА
Общеразвивающие упражнения без предмета (Разминка)
- Основные движения прямыми и согнутыми руками и ногами
- Стойки на прямых и согнутых ногах в сочетании с другими упражнениями.
- Основные движения туловищем и головой, сочетание с другими
движениями.
- Полуприсед, упор присев, упор лёжа на согнутых руках, упор стоя на
коленях, положение лёжа.
- Прыжки на двух и одной ноге, с ноги на ногу.
- «Зарядка» ( потягивание, упражнения для мышц рук и плечевого пояса, для мышц ног — приседания, для мышц туловища, комбинированные упражнения, махи ногами в различных исходных положениях, упражнения. бегового и прыжкового характера, ходьба, упражнения на расслабление мышц).
Общеразвивающие упражнения с предметом
- «Зарядка» с мячом: подбрасывание и ловля мяча; удары об пол и ловля мяча; подбросить мяч, дать удариться об пол и поймать; сед на пятках, перекаты мяча по полу из одной руки в другую; наклоны и повороты туловища с мячом; прыжки с мячом, броски с хлопками, удары в пол поочерёдно то правой, то левой рукой, ловля двумя руками, передача мяча в парах, по кругу.
- Упражнения для укрепления мышц пальцев рук и кисти: одновременные и попеременные сжимания и разжимания пальцами рук мяча; катание мяча между ладоней; сдавливание мяча кончиками пальцев; вращение кистей рук мячом.
Акробатические упражнения
- «Ёжик», «Ванька-Встанька», «Буратино», сед «по-турецки», «козлик».
- Вертикальное и горизонтальное равновесие на одной ноге с опорой и без
неё - «ворона».
3.) ТАНЦЕВАЛЬНО-РИТМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА
- «Марш» («Военный марш», Г.Свиридов)
- «Мы строим дом» - упражнения танцевально-игрового характера (песня
«Ни кола, ни двора», исп. К.Румянова, И.Ефремов, Р.Сеф).
- «Белочка» - упражнение с мячами («Песня Рыжехвостенькой» -
В.Шаинский)
- «По секрету всему свету» (песня «По секрету всему свету», В.Шаинский,
М. Танич).
- «Ванька-Встанька» - упражнение в низкихи сходных положениях (лёжа, в
упорах, седах) с элементами акробатики и стретчинга (песня «Ванька-
Встанька», анс. «Рондо»).
- «Пластилиновая ворона» ( песня «А может быть , ворона», Г.Гладков,
Э.Успенский) — танцевальное образно-игровое упражнение с
элементами ритмики, танца, бега и прыжков.
2.) ТАНЦЫ
Танцевальные шаги
- Шаги на месте
- Приставные шаги в сторону
- Шаги по диагонали
- Шаги назад
- Поочерёдное пружинное движение ногами в стойке ноги вместе и врозь.
- Нога в сторону на пятку с наклоном в сторону, руки в стороны.
- Основные движения русского танца: тройной притоп, «припадание с
поворотом», «ёлочка», «гармошка», «ковырялочка».
- Основные движения танца «Ча-ча-ча» вперёд и назад.
- Основные движения танца «Полонез» - шаги (муз. раз.3/4)
- Основные движения танца «Самба»
Хореографические упражнения
- Полуприседы,стоя лицом к опоре.
- Подъёмы на носки, стоя лицом к опоре.
- Упражнения для рук по позициям.
- Отведение ноги вперёд, в сторону, назад и в сторону на носок - «крестом»,
стоя лицом к опоре.
- Наклоны туловища, стоя лицом и боком к опоре.
- Русский поклон.
- Отведение ноги - «носок-пятка» - по всем направлениям , стоя лицом к
опоре.
- Прыжки, стоя лицом к опоре, из первой.
- Перевод рук из одной позиции в другую.
- Русский поклон.
Ритмический танец
- «Танец с хлопками» (музыка в ритме диско, темп умеренный, медленный)
- «Полька тройками» ( Муз. раз. 2/4)
- «В ритме польки» (муз. – полька).
- «Конькобежцы» - бальный танец падепатинер (музыка любой польки)
- «Московский рок» (музыка в ритме диско).
- «Круговая кадриль» (муз.раз. 2/4, песня «Весёлая кадриль», В.Темнов.
- «Спенк» (музыка в ритме диско).
- «Тайм-степ» (музыка в ритме «ча-ча-ча»).
- «Полонез» (муз. раз ¾)
- «Куры» (музыка в современных ритмах)
- «Макарена» (на одноимённую песню)
- «Самба». Основные и подготовительные движения «Самба»: пружинящие
движения по 6 п., пружинящие движения на шагах и приставных шагах
(вперёд, назад, вправо, влево, с правой и левой ноги), основной ход,
«виск», «самба-ход вперёд», «соло-поворот».
- «Божья коровка» (песня «Лети, коровка божья», исп. Т.Буланова)
4.) ПЛАСТИКА (Партерные упражнения)
- Упражнения для развития гибкости в образных и игровых двигательных
действиях и заданиях (с речетативом) - «Буратино», «жираф», «кольцо», «кузнечик», «улитка», «мостик», «лягушка» и др.
- Упражнения для развития мышечной силы в образных и игровых
двигательных действиях и заданиях - «гимнаст» (отжимание), «лыжник»,
«лодочка», «ёжик».
- Упражнения для спины: «винтик», «часики-ходики», «журавль».
- Упражнения на развитие силы мышц рук и ног.
5,) ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
- Общеразвивающие упражнения и игры пальчиками в двигательных и
образных действиях по сказкам и рассказам.
- «Моталочки» - игра-соревнование.
- «Летает — не летает» (вариант русской народной игры).
3 Часть урока ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ
1.) МУЗЫКАЛЬНО-ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
- «Трансформеры» (по типу игры «Пятнашки»)
- «Капканы»
- «Найди предмет»
- «Колдуны»
- «Стоп, хлоп, раз» - игра на внимание.
- «Горелки»
- «Гонка мяча» - игра на гимнастическое дирижирование — тактироваие
муз. раз. 2/4, 3/4, 4/4.
- «День — ночь».
- «Чабаны и овцы».
- «Дети и медведь».
- « Нам не страшен серый волк»
2.) КРЕАТИВНАЯ ГИМНАСТИКА
- «Займи место» - музыкально-творческая игра.
- «Делай как я, делай лучше меня» - музыкально-подвижная игра с
подражанием.
- «Повтори за мной».
3.) РЕЛАКСАЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Упражнения на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки.
- Посегментное расслабление из стойки руки вверх до упора присев и
положения лёжа на спине.
- Расслабление всего тела, лёжа на спине.
- Посегментное расслабление ног из положения лёжа на спине, ноги вперёд
(в потолок).
- Свободное, расслабленное раскачивание ноги, стоя на одной ноге боком к опоре и держась за неё.
- Упражнения на осанку в образных и двигательных действиях («лодочка»,
«палочка» и др.) лёжа на спине и на животе.
- Дыхательные упражнения на имитационных и образных движениях: с
проговариванием, задержкой дыхания, подниманием и опусканием рук.
- Упражнения дыхательной гимнастики: «трубач», «помаши крыльями, как
петух», «каша кипит», «паровозик», «насос», «регулировщик».
- Потряхивание кистями рук.
СЮЖЕТНЫЕ ЗАНЯТИЯ.
Проводятся раз в месяц, как закрепление пройденного материала.
- «Охотники за приключениями».
- «Морские учения».
- «Королевство волшебных мячей»
- «Спортивный фестиваль».
- «Путешествие в Играй-город».
- «В гостях у трёх поросят».
- «Путешествие в маленькую страну»
- Конкурс танцев
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СПОСОБЫ ИХ ПРОВЕРКИ
После третьего года обучения занимающиеся знают о правилах личной гигиены при занятиях физическими упражнениями. Могут хорошо ориентироваться в зале при проведении музыкально-подвижных игр. Умеют выполнять специальные упражнения для согласования движений, владеют основами хореографических упражнений этого года обучения. Умеют исполнять ритмические, бальные танцы и комплексы упражнений, а также двигательные задания по креативной гимнастике третьего года обучения.
Итоговые сюжетные занятия. Контрольные уроки по четвертям, открытые
уроки по полугодиям, участие в концертах ДЦЭР и отчётном концерте
отдела в конце учебного года, являются формой подведения итогов
реализации в третьем году обучения.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
В процессе обучения используются следующие формы проведения занятий:
репетиция, концерт, творческая встреча, праздник, фестиваль.
Применяются методы обучения:
Словесные – устное изложение материала, беседа, анализ.
Наглядные – использование педагогом, показа видеоматериала, иллюстраций, работа по образцу, наблюдение.
Практические – упражнения, тренинг.
Дидактический материал, который используется педагогом или учащимися для усвоения знаний – методическая литература, пособия, энциклопедии, аудио- и видео-материалы, нотный материал.
Технические средства – танцевальный зал, специальное покрытие пола, зеркало, станок для упражнений, музыкальный инструмент, коврики для партерных занятий, мячи, скакалки, обручи, платочки, бубны, магнитофон, видеомагнитофон, телевизор.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Барышникова Т. Азбука хореографии. – М.: Рольф, 2001.
Бурмистрова И., Силаева К. Школа танцев для юных. – М.: Издательство Эксмо, 2003.
Васильева Т.И. Тем, кто хочет учиться балету. – М.: Издательство «ГИТИС», 1994.
Васильева Т. Балетная осанка. – М.: Высшая школа изящных искусств Лтд., 1993.
Довгаль А.С. Уроки хореографии в школе. – С.Пб.: Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных, 1999.
Егорова В. Расскажи стихи руками. – М.: Издательство А/О «Совер» при участии Общества «Пролог». 1992.
Касицына М.А. Бородина И.Г. Коррекционная ритмика. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007.
Пуртова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. Учтие детей танцевать. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2004.
Фирилёва Ж.Е., Сайкина Е.Г. «Са-Фи-Дансе». – С.Пб.: «Детство-пресс», 2007.
Фирилёва Ж.Е., Сайкина Е.Г. Фитнес-данс. – С.Пб.: «Детство-пресс», 2007.