Образовательная программа "Ритмика и танец"

Иванова Наталья Борисовна

Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. В период от трёх лет ребёнок интенсивно растёт и развивается, движения становятся его потребностью. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармонично умного, нравственного и физического развития ребёнка, формируется личность ребёнка.

Среди множества форм художественного воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое место. Занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, дают гармоничное пластическое развитие.

Танцевально-ритмическая гимнастика одно из наиболее доступных, эффективных и эмоциональных направлений ритмопластических направлений.

Доступность этого вида основывается на простых общеразвивающих упражнениях. Эффективность – в её разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы ребёнка. Эмоциональность достигается не только музыкальным сопровождением и элементами танца, входящими в упражнения танцевально-ритмической гимнастики, но и образными упражнениями, сюжетными композициями, которые отвечают возрастным особенностям дошкольников и младших школьников, склонных к подражанию, копированию действий человека и животных.

Возможности применения упражнений танцевально-ритмической гимнастики довольно широки. В этой связи программа по предмету «Ритмика и танец»

является необходимой и актуальной для физического и эстетического развития ребёнка и его дальнейшему обучению танцу. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_ritmika_i_tanets_-_2010_g.dlya_sayta.doc207.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ЛОДЕЙНОПОЛЬСКИЙ ДЕТСКИЙ ЦЕНТР ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

  1. Образовательная программа

РИТМИКА  и  ТАНЕЦ

                                                                                                                    составитель:  преподаватель Иванова Н.Б.

                                                                                                 

                                                                                      направленность:     художественно-эстетическая                                                                                                                                                                                                                                          

                                                                                                продолжительность освоения программы:  3 года

  1. Лодейное Поле

2010 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Введение 

     Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека.  В период от трёх лет ребёнок интенсивно растёт и развивается, движения становятся его потребностью.  Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармонично умного, нравственного и физического развития ребёнка, формируется личность ребёнка.

     Среди множества форм художественного воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое место.  Занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, дают гармоничное пластическое развитие.

     Танцевально-ритмическая гимнастика одно из наиболее доступных, эффективных  и эмоциональных направлений ритмопластических направлений.  

Доступность этого вида основывается на простых общеразвивающих упражнениях.  Эффективность – в её разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы ребёнка. Эмоциональность достигается не только музыкальным сопровождением и элементами танца, входящими в упражнения танцевально-ритмической гимнастики, но и образными упражнениями, сюжетными композициями, которые отвечают возрастным особенностям дошкольников и младших школьников, склонных к подражанию, копированию действий человека и животных.

    Возможности применения упражнений танцевально-ритмической гимнастики довольно широки.   В этой связи программа по предмету «Ритмика и танец»  

является необходимой и актуальной для физического и эстетического развития  ребёнка и его дальнейшему обучению танцу.

Направленность программы – художественно-эстетическая

    Образовательная программа по дисциплине «Ритмика и танец» направлена на всестороннее, гармоничное развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста и рассчитана на три года обучения (от 4 до 7 лет или от 5 до 8 лет).

Тип образовательной программы -  модифицированная

     Предлагаемая образовательная программа имеет тип модифицированной.  Программа сориентирована на работу с детьми, независимо о т наличия у них специальных физических данных.  Решение задач, выдвигаемых предлагаемой программой, требует учёта психологии детей младшего школьного возраста: особенности их внимания, восприятия, мышления, а также учёта физиологических особенностей организма. Обучение по программе создаёт необходимый двигательный режим, положительный психологический настрой, хороший уровень занятий.  Всё это способствует укреплению здоровья ребёнка, его физическому и умственному развитию.

Цель программы

     Основной целью программы является содействие всестороннему развитию личности ребёнка средствами танцевально-игровой гимнастики.

Приобщение детей к танцевальному искусству, раскрыв перед ним его многообразие и красоту, воспитать эмоциональную отзывчивость, привить основные навыки в умении слушать музыку и передавать в движении её образное содержание.

.

Исходя из целей программы предусматривается решение следующих основных задач.

Обучающие задачи

- Способствовать оптимизации роста и развития опорно-двигательного аппарата.

- Формировать правильную осанку.

- Содействовать профилактике плоскостопия.

- Содействовать развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной систем организма.

Развивающие задачи

- Развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, скоростно-силовые и координационные способности.

- Содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой.

- Формировать навыки выразительности, пластичности, грациозности и изящества танцевальных движений и танцев.

- Развивать ручную умелость и мелкую моторику.

Воспитательные задачи

- Развитие мышление, воображение, находчивость и познавательную активность, расширять кругозор.

- Формировать навыки самостоятельного выражения движений под музыку.

- Воспитывать умения эмоционального выражения, раскрепощённости и творчества в движениях.

- Развивать лидерство, инициативу, чувство товарищества, взаимопомощи и трудолюбия.

Отличительные особенности программы

     Программа по дисциплине «Ритмика и танец» направлена на всестороннее, гармоничное развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами танцевально-игровой гимнастики.

     В программе представлены различные разделы, но основными являются танцевально-ритмическая гимнастика, нетрадиционные виды упражнений и креативная гимнастика.

     Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий.  Так, в танцевально-ритмическую гимнастику входят разделы: ритмика, гимнастика и танец.  Нетрадиционные виды упражнений представлены: пластикой, пальчиковой гимнастикой, музыкально-подвижными играми и играми-путешествиями.  Раздел креативной гимнастики включает: музыкально-творческие игры и специальные задания.

    Игровой метод облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребёнка.

Возраст детей

   К изучению предмета «Ритмика и танец» учащиеся хореографического отдела школы искусств приступают в «0» классе в возрасте 4-5 лет и завершают во 2 классе в возрасте 7-8 лет.

Сроки реализации программы

   Данная образовательная программа рассчитана на 3 года обучения.  

При распределении программы по годам обучения учитываются основные принципы дидактики, возрастные особенности каждой группы, физические возможности и психологические особенности ребёнка от 5(4) до 7 лет.

Формы и режим занятий

   Форма организации деятельности учащихся на занятии, в соответствии с учебным планом – групповая, индивидуальная.

    Занятия по дисциплине «Ритмика и танец» проводится два раза в неделю, из расчёта 68 часов в год на первом году обучения и 72 часа в год на втором и третьем годах обучения.  Продолжительность урока в «0» классе – 2 академических часа, в первом и во втором классе – 3 академических часа в неделю.  

ПЕРВЫЙ  ГОД  ОБУЧЕНИЯ  (0 класс)

Таблица

СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ

1 Часть урока      ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ

1.)  СТРОЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

     -  Построение в шеренгу и колонну по команде (солдатики)

     -  Передвижение в сцеплении за руки («гусеница»)

     -  Перестроение из одной шеренги в несколько:

       а) по ориентирам; б) по образному расчёту; в) с использованием речитатива.

     -  Построение в две шеренги напротив друг друга.

     -  Построение в круг и передвижение по кругу по одному и в сцеплении

       (хоровод) в различных направлениях  (вправо, влево, к центру, от центра)

     -  Перестроение в круг.

     -  Ходьба на носках («кошечка») и с высоким подниманием бедра («цапля»).

     -  Бег:  а) врассыпную, б) по кругу, в) по ориентирам («змейкой»,

         «по диагонали»).

     -  Бег с высоким подниманием бедра.

-  Передвижение шагом и бегом.  

-  Повороты переступанием по распоряжению в образно-двигательных

   действиях ( со стихами).

-  Прыжки на двух ногах.

- «Быстро по местам!» - музыкально- подвижная игра.

-  Игра «У ребят порядок строгий, знают все свои места».

-  Музыкально-подвижная игра на закрепление навыка построения в

   колонну, шеренгу и круг.

2.)  РИТМИКА

-  Хлопки в такт музыки (горошинки).

-  Хлопки на каждый счёт и через счёт.

-  Хлопки с акцентом на сильную долю (раз – хлопок, два, три, четыре –

   пауза), тоже с притопами (по отдельности и в комбинации).

-  Удары ногой на каждый счёт и через счёт.

- Акцентированная ходьба с выделением сильной доли такта (счёт 1 и 3 при

  муз. раз. 4/4) ударом ноги или хлопком, основного движения (наклона,

  приседа, маха и т. д.).

- Акцентированная ходьба с махом руками вниз на сильную долю такта

  ( счёт 1 или 3 при муз. раз. 4/4; счёт 1 при муз. раз. 2/4).

-  Ходьба с хлопками.

- Выполнение общеразвивающих упражнений под музыку, с акцентом на

 сильную долю такта — основного движения (наклона, приседа, маха и т. д.).

- Выполнение общеразвивающих упражнений руками в различном темпе (на

  два и четыре счёта каждое движение).

-  Поднимание и опускание рук на 4 счёта, на 2 счёта и на каждый счёт.

-  На каждый счёт по очереди руки поднимать вперёд, затем также опускать

   вниз.

-  Выполнение простых движений руками в различном темпе (на 4 счёта – поднять руки вверх, на 4 счёта опустить руки вниз).

-  Во время движения выделить хлопком наиболее сильный акцент музыки в

   соответствии характеру движения (наклона, приседа, маха и т. д.).

- Выполнение общеразвивающих упражнений под музыку с притопом на

  сильную долю такта.

- На каждый счёт дети по очереди хлопают в ладоши.

Упражнения на  различие  и воспроизведение динамики звука

 «громко-тихо»

 а) На громкую музыку – увеличение круга шагами назад от центра, на тихую музыку — уменьшение круга шагами вперёд к центру.

б) Под громкую музыку — ходьба, акцентируя шаг, под тихую музыку — ходьба в полуприседе — крадучись.

в) Под громкую музыку дети бегают, прыгают; под тихую музыку — ходьба на носках, в полуприседе, в упоре присев.

г) Под громкую музыку дети хлопают в ладоши в такт; под тихую музыку принимают присев в группировке - «прячутся».

д) Под громкую музыку дети идут вперёд (охотники); под тихую музыку дети, пригнувшись, идут назад (звери прячутся от охотников).

е) Упражнение «Найди предмет»  (Спрятан предмет.  По мере приближения к  предмету музыка звучит громче и наоборот).

 Музыкально-подвижные  игры по ритмике

- «Марш-полька».

-  Музыкально-подвижная игра  «Эхо»:  

   а) педагог показывает движения детям, дети повторяют

        б) в соревновательной форме — какая шеренга лучше повторит ритм. рис.

   в) вместо хлопков, притопы ногами — дети повторяют

- «Сказочная зарядка» (со стихами).

- «Поезд» - на дробных и топающих шагах.

 2  Часть урока       ОСНОВНАЯ

1.)  ГИМНАСТИКА

 Общеразвивающие упражнения без предмета  (Разминка)

- Основные упражнения прямыми и согнутыми руками (за голову, к плечам,

  на пояс) и ногами, выполняемые под музыку.

- Сочетание основных движений прямыми и согнутыми руками.

- Основные движения туловищем.

- Основные движения  головой («Лошадки машут головами », «Хочу – не хочу», «Да – нет», «Тик-так»).

- Основные движения туловищем в сочетании с другими движениями.

- Стойки на прямых и согнутых ногах в сочетании с другими движениями.

- Полуприсед; упоры: присев, лёжа на согнутых руках, стоя на коленях.

  положение лёжа.

- Сочетание упоров с движениями ногами (упор присев, упор сидя, упор

  сидя на коленях, упор лёжа).

-  Комплекс зарядки  (с речитативом).

-  Имитация движений в невесомости – «робот».

 Общеразвивающие упражнения с предметами

   -  Упражнения с мячом, скакалкой (передача, наклоны, поворот,

    взмахи).

Акробатические упражнения

     -  Равновесие на одной ноге и без неё.

     - Группировки, сед ноги врозь, сед на пятках.

- Перекаты в положении лёжа руки вверх («бревно») и в седе на пятках с

  опорой на предплечья.

- Группировка в положении лёжа на спине ( «ёжик», «качалочка»)

- Перекат вперёд сед на ноги врозь («Буратино»); перекат вправо-влево,

   руки вверх («брёвнышко»).

- Комбинации акробатических упражнений в образно-двигательных

  действиях: «Ванька-встанька», «Мальвина-балерина», «Солдатик».

3.)  ТАНЦЕВАЛЬНО-РИТМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА

-  «У оленя дом большой» - упражнение хлопками ( муз. сопр. - фр. нар. песня «Большой олень»).

-  «На крутом бережку»  ( музыка из м/ф «Приключения кота Леопольда».)

-  «Песня Мурёнки»  (упр. В седах и упорах). («Приключения кузнечика Кузи» М.Пляцковский, Ю.Антонов).

     -   Упражнение «Хоровод» (песня «Улыбка», В.Шаинский, М.Пляцковский)

     -   «Чебурашка»  (Песня «Чебурашка», В.Шаинский, Э.Успенский).

     -   «Я танцую».  Упражнение — импровизация.  (песня «Я танцую»,

     В.Дашкевич, Ю. Михайлов).

     -   «Разминка».

     -  «Часики»  (песня  «Тик-Так»; З.Петров, А.Островский).

     -  «Карусельные лошадки»  (песня «Карусельные лошадки», Б.Савельев,

         М.Пляцковский)

     -  «Песня Короля» - хореографическое упражнение (муз. из м/ф «Бременские 

         музыканты» Г.Гладков, Ю.Энтин).

     -  «Воробьиная дискотека» - образно-танцевальное упражнение.

        («Приключения кузнечика Кузи», М.Пляцковский, Ю.Антонов).

     -  «Ну, погоди!» - образно-беговое упражнение.  (песня «Расскажи, 

        Снегурочка», Г.Гладков, Ю.Энтин).

     -   «Сосулька» - упражнение с элементами расслабление рук, ног, туловища.

        (песня «Сосулька», З.Петрова, А.Островский).

     -  «Упражнение с платочком»  (песня «На свете невозможное случается»)

2.)  ТАНЦЫ

 Танцевальные шаги

-  Шаг с носка, на носках.

-  Полуприсед на одной ноге, другую — вперёд на пятку.

-  Пружинные полуприседы.

-  Приставной  и скрестный шаг в сторону.

-  Сочетание приставных и скрестных шагов в сторону.

-  Шаг с небольшим подскоком.

-  Сочетание шагов с носка и шагов с небольшим подскоком.

-  Мягкий высокий шаг на носках.  

-  Поворот на 360 градусов.

-  Прыжки с ноги на ногу, другую – сгибая назад, тоже с поворотом на 360 гр.

-  Переменный и русский хороводный шаги.

-  Комбинации из танцевальных шагов.

 Хореографические упражнения

- Полуприседы, подъёмы на носки, держась за опору.

- Стойка руки на пояс и за спину.

- Свободные, плавные движения руками.

- Танцевальные позиции ног – шестая, первая (полувыворотная).

 

 Ритмический танец

-  «Танец сидя»  (муз сопровождение - Полька)

-  «Кузнечик»    (муз сопр.- «Песня о кузнечике», муз В.Шаинского)

-  «Если весело живётся...»

-  «Галоп шестёрками» (на приставном шаге).

-  «Танец утят»  (Фр. Народная песня).

-  «Мы пойдём сначала вправо»

-  «Лавота»

-  «Каравай»  (народный хоровод, танец-игра)

-  «Большая стирка»

4.)   ПЛАСТИКА   (Партерные упражнения)

Специальные упражнения для развития мышечной  силы в образных и игровых двигательных действиях и заданиях.

- Упражнения для укрепления мышц спины - «морская звезда», «плавание

   брасом», «лодочка», «рыбка».

-  Упражнения для укрепления мышц живота - «кальмар», «медуза»,

   «велосипед», «ступеньки», «угол», «ножницы» и др.

-  Упражнения на развитие гибкости - «альбатрос», «дельфин», «улитка»,

  «морской лев», «морской червяк», «кольцо», «кошечка», «мостик». 

-  Упражнения для развития силы мышц ног – приседания, «берёзка».

-  Упражнения для развития силы мышц рук – отжимы от пола.     

5.)   ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА  

 (Общеразвивающие упражнения пальчиками)

-  Сгибание пальцев рук в кулак и разгибание - «фонарики»: правой, левой

   рукой, обеими руками и по очереди.

-  Поочерёдное сгибание и разгибание пальцев рук (со стихами).

-  Выполнение фигурок из пальчиков: «круг», «очки», «домик», «бинокль»,

   «лодочка», «цепочка».

-  Выставление одного, двух ит.д. пальцев.  Работа одним пальцем, другие в

   кулак.

-  Круговые движения кистями и пальцами рук в одну и другую стороны –

   «оса».

-  Игра-потешка «Сорока-белебока».

-  Разгибание всех пальцев по очереди и одновременно. Отведение и

   приведение пальцев врозь — вместе.

-  Соединение большого пальца с другими.

-  Касание пальцев одной и другой рук («пальчики здороваются»).

-  Работа пальцами по различным частям тела («человечки», «игра на рояле»,

   «встречи», «солдатики» и т.д.).

- «Человечек» (указательный и средний палец догоняют друг друга).

-  Упражнения пальчиками с речитативом. На поочерёдное сгибание и

    разгибание пальцев в кулак.  

3  Часть  урока     ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ

1.)  МУЗЫКАЛЬНО-ПОДВИЖНЫЕ  ИГРЫ

-   « Нитка — иголка»

-   «Цапля и лягушки»

-    « У медведя во бору»

-    «Водяной» (на развитие быстроты и ловкости)

     -    «Попрыгунчики-воробьишки»

     -    «Мы весёлые ребята»

-    «Совушка»

     -    «День-ночь»

     -    «Птица без гнезда»

     -    «Карлики и великаны

2.)  КРЕАТИВНАЯ  ГИМНАСТИКА

-  «Кто я?» - творческая игра.

-   Импровизация движений под песню (дети самостоятельно танцуют под

     любую песню).

-   «Море волнуется» - игра на развитие воображение и двигательной памяти.

-   «Создай образ» - игровые задания для развития пластической

     выразительности при создании образа.

-   «Художественная галерея» - специальные игровые задания.

-   «Магазин игрушек»

-   «Ай, да я!»

-  «Творческая импровизация» - музыкально-творческая игра.

3.)   РЕЛАКСАЦИОННЫЕ  УПРАЖНЕНИЯ
        Упражнения на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки.

     - Поднимание рук — на вдохе.  Свободное опускание рук — на выдохе.

    -  Напряжённое и расслабленное положение рук и ног в образно-

      двигательной форме и различных положениях: лёжа, сидя, стоя.

- Потряхивание кистями рук - «воробушки полетели».

- Расслабление рук с выдохом.

- Упражнения на укрепление осанки, стоя спиной к опоре.

- Имитационно-образные упражнения на осанку: лёжа на спине, стоя спиной к опоре («палочка», «столбик»).

- Сед ноги врозь («Буратино»); сед руки за спину.

- Лёжа на спине, полное расслабление — поза «спящего».

- Имитационно-образное упражнение на дыхание «Насос», «Парус», «Волны шипят».

- Имитационно-образное упражнение «Вороны».

- «Купание», « Я на солнышке лежу» упр. на расслабление.

- В положении лёжа на спине вытягивание рук в стороны, вверх, ног вниз.

- Расслабление ног в положении сидя и лёжа на животе.

  СЮЖЕТНЫЕ  ЗАНЯТИЯ

      Сюжетные занятия.  Проводятся  раз в месяц, как закрепление пройденного

       материала.

-   «На лесной опушке»(путешествие в лес)

-   « Весёлый экспресс» (путешествие по станциям)

-   «Путешествие в Морское царство»

-   «Поход в зоопарк»

-   «Лесные приключения»

-   «Времена года»

-   «В мире музыки и танца»

  ОЖИДАЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ  И  СПОСОБЫ  ИХ  ПРОВЕРКИ

     Про прошествии первого года обучения занимающиеся получают следующие знания, умения и навыки. Знают назначение танцевального зала и правила поведения в нём.  Знают о назначении отдельных упражнений танцевально-ритмической гимнастики.  Умеют ориентироваться в зале, строится в шеренгу. Умеют выполнять простейшие построения и перестроения. Умеют выполнять ритмические, бальные танцы и комплексы упражнений первого года обучения под музыку. Овладевают навыками ритмической ходьбы.  Умеют хлопать и топать в такт музыки.  Умеют ритмично двигаться в различных музыкальных темпах и передавать хлопками и притопами простейший ритмический рисунок. Знают основные танцевальные позиции рук и ног.  Умеют в музыкально-подвижной игре представить различные образы (зверей, птиц, растений, фигуры и т.д.).  Умеют выполнять простейшие двигательные задания по креативной гимнастике.

Формой подведения итогов реализации в первом году обучения являются

Итоговые сюжетные занятия, открытые уроки по полугодиям.

ВТОРОЙ  ГОД  ОБУЧЕНИЯ  (1 класс)

1 Часть  урока   ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ

1.)   СТРОЕВЫЕ  УПРАЖНЕНИЯ

 

-  Построение в шеренгу и колонну по звуковому сигналу.

-  Перестроение из шеренги в несколько.

-  Повороты направо, налево по распоряжению.

-  Перестроение из одной колонны в несколько кругов на шаге и беге

   по ориентирам.

-  Перестроение из одной колонны в две, три по выбранным водящим.

-  Размыкание по ориентирам (на интервал – руки на пояс).

-  Ходьба в образно-двигательных образах ( с наклонами вперёд; с высоким

   подниманием бедра; на внутреннем и внешнем своде стопы; упражнение

   «гусеница»; передвижение в упоре стоя, согнувшись; упражнения на

   потягивание).

-  Построение и продвижение по кругу в паре шагом.

-  Бег с высоким подниманием бедра вперёд и назад.

2.)   РИТМИКА

-  Ходьба на каждый счёт и через счёт.

-  Построение по ориентирам.

-  Ходьба на каждый счёт и через счёт с хлопками в ладоши.

-  Хлопки и удары ногой на сильные и слабые доли такта.

-  Сочетание ходьбы на каждый счёт с хлопками через счёт и наоборот.

-  Ходьба с различными видами фигурной маршировки.

-  Гимнастическое дирижирование – тактирование на муз. раз. 2/4.

-  Выполнение бега по кругу на каждый счёт и через счёт – небольшими

   прыжками с ноги на ногу («по кочкам»).

-  Движение туловищем в различном темпе.

-  Выполнение ходьбы с увеличением темпа, переход на бег и обратно (можно

  использовать хлопки, бубен, погремушки).

Упражнения на определение и  воспроизведение динамики звука

«громко-тихо»

-  На громкое звучание дети идут с высоким подниманием бедра, на тихое

  Обычная ходьба.

-  На громкое звучание – ходьба вперёд, на тихое – ходьба назад.

- На громкое звучание – прыжки, на тихое – ходьба в упоре присев.

Музыкально-подвижные игры по ритмике

- Игра «Становись!» - «Разойдись!».

- «Группа, смирно!» (пластический диктант»

- «Волшебный весёлый бубен»  (передача бубна по кругу под музыку).

2 Часть  урока   ОСНОВНАЯ

1.)  ГИМНАСТИКА

 Общеразвивающие упражнения без предмета  (Разминка)

- Повороты головы, наклоны головы.

- Положение рук на поясе, вперёд и в сторону на уровне плеч, наверх; перевод

  из положения в положение.

- Круговые движения рук.

- Наклоны корпуса вперёд и назад, в сторону, круговые движения корпуса.

- Комбинированные упражнения в стойках, в седах и положении лёжа.

- Сед «по-турецки».

- Прыжки на двух ногах.

  Общеразвивающие упражнения с  предметом

-  Упражнения с платочком (взмахи, передача, наклоны, повороты).

  Акробатические упражнения.

- Переход из седа в упор стоя на коленях.

- Группировка в приседе на пятках.

- Вертикальное равновесие на одной ноге с различными движениями рук.

- Перекаты вправо – влево из группировки в седе на пятках с опорой но

  предплечья.

- Упор присев - «ёжик», сед на пятках с опорой на предплечья – «кузнечик»,

  вертикальное равновесие на одной ноге – «ласточка».

- Переход из седа в упор стоя на коленях.

3.)  ТАНЦЕВАЛЬНО  РИТМИЧЕСКАЯ  ГИМНАСТИКА

-  «Зарядка» (песня «День рождения», В.Шаинский, А.Тимофеев.)

-  «Всадник» (песня Ю.Мориц, поют Т. и С. Никитины).

-  «Четыре таракана и сверчок» - танцевально-беговое упражнение.

   (на одноимённую итальянскую народную песню).

-  «Воробьиная дискотека».

-  «Чебурашка».

-  «Бег по кругу», («Кремена», А.Арский) – упражнение танцевально-бегового

    характера.

-  «Приходи сказка» (CD «Девочка на шаре», песня «Приходи, сказка») – 

    танцевально-образные упражнения в низких положениях: седах, упорах.

-  «Чёрный кот»  (песня «Чёрного кота», Ю.Энтин, Гин.Гладков)

2.)  ТАНЦЫ

 Танцевальные шаги.

- Шаг галопа вперёд и в сторону.

- Шаг польки.

- Шаг с подскоком.

- Приставные шаги.

- Поворот.

- «Кик».

- «Расхождение».

- Пружинистые движения ногами на полупрседе.

- Русский переменный шаг.

- Шаг с притопом.

- Русский шаг «припадание».

 Хореографические упражнения.

- Поклон для мальчиков.

- Реверанс для девочек.

- Танцевальные позиции рук: на пояс и перед грудью.  

- Танцевальные позиции рук: подготовительная, первая, вторая, третья.

- Прыжки с прямой спиной, стоя лицом к опоре.

- Поклон мальчиков и реверанс девочек перед выполнением ритмического

  танца.

Ритмический танец

-  «Большая прогулка»

-  «Полька-хлопушка»  

-  Полька «Старый жук»

-  «Вару-вару»  (бальный танец, музыка в стиле диско)

-  «Автостоп» (музыка в стиле диско)

- «Модный рок» (любая современная музыка, диско).

- Бальный танец «Падеграс» (муз. раз. 4/4, или  песня «Маленькая страна», поёт

   Н. Королёва).

- «Русский хоровод» (муз. «Русский лирический», Б.Карамышев).

- «Травушка-муравушка». (муз. раз. 2/4.  Русская народная песня).

- «Танец утят».

- «Кик» (музыка в ритме диско).

- «Давай танцуй»   (музыка в ритме диско)

4.)  ПЛАСТИКА  (Партерные упражнения)

-   Упражнения для развития мышечной силы в образных игровых двигательных

    действиях и заданиях («велосипед», «уголок» и др.).

-  Упражнения для развития гибкости в образных и игровых двигательных

    действиях и заданиях: наклоны вперёд, «рыбка», «плуг», «кольцо», сед

    между пятками – «каучук» и т.д.

5.)  ПАЛЬЧИКОВАЯ  ГИМНАСТИКА

- Общеразвивающие упражнения и игры пальчиками в двигательных и

  образных действиях со стихами и речитативом (мышка, кошка, зайка, зайка и

  барабан, петушок, жук).

- «Ванечка-пастушок» - упражнение для пальчиков в образно-танцевальной

   форме.

3 Часть  урока    ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ

1.)   МУЗЫКАЛЬНО-ПОДВИЖНЫЕ  ИГРЫ

-  « Пятнашки» («с замораживанием»,«с домиками», парами).

-  «Волк во рву».

-  «Белые медведи» (по типу игры «У медведя во бору»)

-  «Шеренга, колонна, круг» - игра на закрепление навыка построения.

-  «Лулливер и лилипуты» - на внимание.

-  «Музыкальные змейки».

2.)  КРЕАТИВНАЯ  ГИМНАСТИКА

-  Музыкальная игра на определение характера музыкального произведения.

   (весёлый –прыжки, грустный – ходьба опустив голову, героический –ходьба

   строевая, лирический).

-  Музыкальная игра на определение характера произведение и изображение

   образа животных в движении (кот, лиса, воробей, лошадка, и др.).

-  Музыкальная игра на определение характера музыкального произведения

   «Мальчики пляшут, девочки танцуют» ( для мальчиков подбирается

   энергичная, задорная музыка, а для девочек плавная, нежная).

-  Музыкально-творческая игра на упражнения танцевально-ритмической

   гимнастики «Бег по кругу».

- «Танцевальный вечер» - специальные задания, конкурс танца по пройденным

   упражнениям танцевально- ритмической гимнастики и танцев..

3.)  РЕЛАКСАЦИОННОЕ  УПРАЖНЕНИЕ

      (на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки)

-   Посегментное расслабление руками на различное количество счётов.

-   Расслабление рук, шеи, туловища в положении сидя.

-   Дыхательные упражнения на имитационных и образных движениях:

    из положения лёжа на спине: поднимая руки вверх (вдох), опуская руки вниз

    (выдох);

-   Из положения седа: разводя руками в стороны (вдох), обнимая себя за плечи

    (выдох);

-   Из положения стоя: поднимая руки вверх – наружу (вдох), опуская руки

    (выдох).

-   Потряхивание ногами в положении стоя.

-   Потряхивание кистями рук и предплечьями в положении сидя и стоя.

-   Двигательные упражнения на имитационных и образных движениях «Волны

    шипят».

-   Упражнения на осанку в седе и седе «по-турецки».

-   Различные движения руками, повороты туловища, соединение ладоней за

    спиной пальцами кверху.

-   Расслабление рук в положении лёжа не спине.

-   Расслабление  шеи, туловища в положении сидя.

-   Раскачивание руками из различных исходных положений.

-  Упражнения на осанку, в стойке руки за спину с захватом локтей. В этом            

    сходном положении наклоны, повороты туловища в седе и в стойке ноги

    врозь (со стихами).

-  Контрастные движения руками на напряжение и расслабление.

-  Имитационно-образные упражнения на дыхание в положении лёжа, сидя, стоя

   (на 4 счёта – вдох, на 4 счёта – выдох).

-  Упражнения на укрепление осанки в стойке руки за спину с захватом локтей.

-  Потряхивание ног в положении лёжа на спине.

-  Посегментное свободное расслабление рук из стойки ноги врозь руки вверх.

-  Лёжа на спине при напряжении мышц – выдох; при расслаблении мышц –

    вдох.

-  Имитационно-образные упражнения для расслабления рук и ног.

4.)  СЮЖЕТНЫЕ  ЗАНЯТИЯ

 Проводятся раз в месяц, как закрепление пройденного материала.

-  «Путешествие на Северный полюс»

-  «Путешествие в Спортландию»

-  «Цветик-семицветик»

-  «Искатели клада»

-  «Клуб весёлых челеовечках»

-  «Приходи, сказка!»

-  «Путешествие в Кукляндию»

ОЖИДАЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ  И  СПОСОБЫ  ИХ  ПРОВЕРКИ

    По окончании второго года обучения занимающиеся знают правила безопасности при занятиях физическими упражнениями без предметов и с предметами.  Владею навыками по различным видам передвижений по залу и приобретают определённый «запас» движений в общеразвивающих и танцевальных упражнениях.  Могут передавать характер музыкального произведения в движении (весёлый, грустный, лирический, героический и т.д.).  владеют основными хореографическими упражнениями по программе этого года обучения.  Умеют исполнять ритмические, бальные танцы и комплексы упражнений под музыку, а также двигательные задания по креативной гимнастике второго года обучения.

Формой подведения итогов реализации во втором году обучения являются  итоговые сюжетные занятия, контрольные и открытые уроки по полугодиям. Участие в отчётном концерте отдела.

ТРЕТИЙ  ГОД  ОБУЧЕНИЯ  (2 класс)

СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ

1 Часть  урока    ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ

1.)  СТРОЕВЫЕ  УПРАЖНЕНИЯ

- Строевой шаг на месте и с продвижением по залу.

- Ходьба и бег с продвижением по залу.

- Ходьба и бег на внимание.

- Ходьба и бег по звуковому сигналу.

- Ходьба в приседе, прыжки вдаль на двух ногах.

- Перестроение из колонны по одному в колонну по двое, трое в движении с одновременным поворотом в сцеплении за руки.

- Ходьба по залу: обычная, приставными шагами, с высоким подниманием бедра, скрестным шагом, спиной вперёд.

- Бег «змейкой», перепрыгивая через коврики, бег по линии и т.д.

2.)  РИТМИКА

-  Ходьба на каждый счёт, хлопки через счёт и другие сочетания

  ритмического рисунка.

-  Перестроение и размыкание по ориентирам.

-  Перестроение из колонны по одному в колонну по двое, трое,  четверо с

      одновременным  поворотом в сцеплении за руки и  без рук.

    -   Размыкание колонн на вытянутые руки

  вперёд и в стороны.

-  Хлопки и удары ногой на сильную долю такта двухдольного, трёхдольного

  музыкального размера.

-  Гимнастическое дирижирование — тактирование на музыкальный размер

  3/4, 4/4.

- Гимнастическое дирижирование — тактирование на муз. раз. 3/4 при

  передвижении шагом.

Музыкально-подвижная игра по ритмике

- «Дирижёр-оркестр».

- «Круг и кружочки» - на различие силы (динамики) звука.

- «Запев-припев»

2 Часть  урока      ОСНОВНАЯ

1.)   ГИМНАСТИКА

Общеразвивающие упражнения без предмета  (Разминка)

- Основные движения прямыми и согнутыми руками и ногами

- Стойки на прямых и согнутых ногах в сочетании с другими упражнениями.

- Основные движения туловищем и головой, сочетание с другими

  движениями.

- Полуприсед, упор присев, упор лёжа на согнутых руках, упор стоя на

  коленях, положение лёжа.

- Прыжки на двух и одной ноге, с ноги на ногу.

- «Зарядка»  ( потягивание, упражнения для мышц рук и плечевого пояса, для мышц ног — приседания, для мышц туловища, комбинированные упражнения, махи ногами в различных исходных положениях, упражнения. бегового и прыжкового характера, ходьба, упражнения на расслабление мышц).

Общеразвивающие упражнения с предметом

-  «Зарядка» с мячом: подбрасывание и ловля мяча; удары об пол и ловля мяча; подбросить мяч, дать удариться об пол и поймать; сед на пятках, перекаты мяча по полу из одной руки в другую; наклоны и повороты туловища с мячом; прыжки с мячом, броски с хлопками, удары в пол поочерёдно то правой, то левой рукой, ловля двумя руками, передача мяча в парах, по кругу.

- Упражнения для укрепления мышц пальцев рук и кисти: одновременные и попеременные сжимания и разжимания пальцами рук мяча; катание мяча между ладоней; сдавливание мяча кончиками пальцев; вращение кистей рук  мячом.

  Акробатические упражнения

- «Ёжик», «Ванька-Встанька», «Буратино», сед «по-турецки», «козлик».

- Вертикальное и горизонтальное равновесие на одной ноге с опорой и без

  неё - «ворона».

3.)   ТАНЦЕВАЛЬНО-РИТМИЧЕСКАЯ  ГИМНАСТИКА

-  «Марш» («Военный марш», Г.Свиридов)

- «Мы строим дом» - упражнения танцевально-игрового характера  (песня

  «Ни кола, ни двора», исп. К.Румянова, И.Ефремов, Р.Сеф).

-  «Белочка» - упражнение с мячами («Песня Рыжехвостенькой» -

   В.Шаинский)

-  «По секрету всему свету» (песня «По секрету всему свету», В.Шаинский,

   М. Танич).

-  «Ванька-Встанька» - упражнение в низкихи сходных положениях (лёжа, в

   упорах, седах) с элементами акробатики и стретчинга (песня «Ванька-

   Встанька», анс. «Рондо»).

-  «Пластилиновая ворона»  ( песня «А может быть , ворона», Г.Гладков,  

    Э.Успенский) — танцевальное образно-игровое упражнение с

        элементами ритмики, танца, бега и прыжков.

2.)   ТАНЦЫ

 Танцевальные шаги

- Шаги на месте

- Приставные шаги в сторону

- Шаги по диагонали

- Шаги назад

- Поочерёдное пружинное движение ногами в стойке ноги вместе и врозь.

- Нога в сторону на пятку с наклоном в сторону, руки в стороны.

- Основные движения русского танца: тройной притоп, «припадание с

  поворотом», «ёлочка», «гармошка», «ковырялочка».

- Основные движения танца «Ча-ча-ча» вперёд и назад.

- Основные движения танца «Полонез» - шаги (муз. раз.3/4)

- Основные движения танца «Самба»

 Хореографические упражнения

-  Полуприседы,стоя лицом к опоре.

-  Подъёмы на носки, стоя лицом к опоре.

-  Упражнения для рук по позициям.

     -  Отведение ноги вперёд, в сторону, назад и в сторону на носок - «крестом»,

        стоя лицом к опоре.

-  Наклоны туловища, стоя лицом и боком к опоре.

-  Русский поклон.

-  Отведение ноги - «носок-пятка» - по всем направлениям , стоя лицом к

   опоре.

-  Прыжки, стоя лицом к опоре, из первой.

-  Перевод рук из одной позиции в другую.

     -  Русский поклон.

 

Ритмический танец

-  «Танец с хлопками» (музыка в ритме диско, темп умеренный, медленный)

-  «Полька тройками»  ( Муз. раз. 2/4)

-  «В ритме польки»  (муз. – полька).

-  «Конькобежцы» - бальный танец падепатинер  (музыка любой польки)

-  «Московский рок» (музыка в ритме диско).

-  «Круговая кадриль» (муз.раз. 2/4, песня «Весёлая кадриль», В.Темнов.

-  «Спенк» (музыка в ритме диско).

-  «Тайм-степ» (музыка в ритме «ча-ча-ча»).

-  «Полонез» (муз. раз ¾)

-  «Куры»  (музыка в современных ритмах)

-  «Макарена»  (на одноимённую песню)

-  «Самба».  Основные и подготовительные движения «Самба»: пружинящие

    движения по 6 п., пружинящие движения на шагах и приставных шагах

   (вперёд, назад, вправо, влево, с правой и левой ноги), основной ход,

   «виск», «самба-ход вперёд», «соло-поворот».

-  «Божья коровка» (песня «Лети, коровка божья», исп. Т.Буланова)

4.)   ПЛАСТИКА  (Партерные упражнения)

- Упражнения для развития гибкости в образных и игровых двигательных

  действиях и заданиях (с речетативом) - «Буратино», «жираф», «кольцо», «кузнечик», «улитка», «мостик», «лягушка» и др.

- Упражнения для развития мышечной силы в образных и игровых

  двигательных действиях и заданиях - «гимнаст» (отжимание), «лыжник»,

  «лодочка», «ёжик».

- Упражнения для спины: «винтик», «часики-ходики», «журавль».

- Упражнения на развитие силы мышц рук и ног.

5,)   ПАЛЬЧИКОВАЯ  ГИМНАСТИКА

-  Общеразвивающие упражнения и игры пальчиками в двигательных и

    образных действиях по сказкам и рассказам.

-  «Моталочки» - игра-соревнование.

- «Летает — не летает»  (вариант русской народной игры).

3 Часть урока    ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ

1.)   МУЗЫКАЛЬНО-ПОДВИЖНЫЕ  ИГРЫ  

-  «Трансформеры»  (по типу игры «Пятнашки»)

-  «Капканы»

-  «Найди предмет»

-  «Колдуны»

-  «Стоп, хлоп, раз» - игра на внимание.

-  «Горелки»

-  «Гонка мяча» - игра на гимнастическое дирижирование — тактироваие

     муз. раз. 2/4, 3/4, 4/4.

-  «День — ночь».

-  «Чабаны и овцы».

-  «Дети и медведь».

-  « Нам не страшен серый волк»

2.)  КРЕАТИВНАЯ  ГИМНАСТИКА

-  «Займи место» - музыкально-творческая игра.

-  «Делай как я, делай лучше меня» - музыкально-подвижная игра с

   подражанием.

-  «Повтори за мной».

3.)  РЕЛАКСАЦИОННЫЕ  УПРАЖНЕНИЯ

Упражнения на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки.

-  Посегментное расслабление из стойки руки вверх до упора присев и

  положения лёжа на спине.

- Расслабление всего тела, лёжа на спине.

-  Посегментное расслабление ног из положения лёжа на спине, ноги вперёд

  (в потолок).

-  Свободное, расслабленное раскачивание ноги, стоя на одной ноге боком к    опоре и держась за неё.

-  Упражнения на осанку в образных и двигательных действиях («лодочка»,

  «палочка» и др.) лёжа на спине и на животе.

-  Дыхательные упражнения на имитационных и образных движениях: с

   проговариванием, задержкой дыхания, подниманием и опусканием рук.

-  Упражнения дыхательной гимнастики: «трубач», «помаши крыльями, как

   петух», «каша кипит», «паровозик», «насос», «регулировщик».

-  Потряхивание кистями рук.

 СЮЖЕТНЫЕ  ЗАНЯТИЯ.  

Проводятся раз в месяц, как закрепление пройденного материала.

     -   «Охотники за приключениями».

-  «Морские учения».

-  «Королевство волшебных мячей»

-  «Спортивный фестиваль».

-  «Путешествие в Играй-город».

-  «В гостях у трёх поросят».

-  «Путешествие в маленькую страну»

-   Конкурс танцев

ОЖИДАЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ  И СПОСОБЫ ИХ  ПРОВЕРКИ

    После третьего года обучения занимающиеся знают о правилах личной гигиены при занятиях физическими упражнениями.  Могут хорошо ориентироваться в зале при  проведении музыкально-подвижных игр. Умеют выполнять специальные упражнения для согласования движений, владеют основами хореографических упражнений этого года обучения.  Умеют исполнять ритмические, бальные танцы и комплексы упражнений, а также двигательные задания по креативной гимнастике третьего года обучения.

     Итоговые сюжетные занятия. Контрольные уроки по четвертям, открытые

     уроки по полугодиям, участие в концертах  ДЦЭР и отчётном концерте

     отдела в конце учебного года, являются формой  подведения итогов

      реализации в третьем году обучения.

МЕТОДИЧЕСКОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ  ПРОГРАММЫ

  В процессе обучения используются следующие формы проведения занятий:

репетиция, концерт, творческая встреча, праздник, фестиваль.

Применяются методы обучения:  

Словесные – устное изложение материала, беседа, анализ.

Наглядные – использование педагогом, показа видеоматериала, иллюстраций, работа по образцу, наблюдение.

Практические – упражнения, тренинг.

Дидактический материал, который используется педагогом или учащимися для усвоения знаний – методическая литература, пособия, энциклопедии, аудио-  и  видео-материалы, нотный материал.

Технические средства – танцевальный зал, специальное покрытие пола, зеркало, станок для упражнений, музыкальный инструмент, коврики для партерных занятий, мячи, скакалки, обручи, платочки, бубны, магнитофон, видеомагнитофон, телевизор.

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

Барышникова Т.  Азбука хореографии. – М.:  Рольф,  2001.

Бурмистрова И., Силаева К.  Школа танцев для юных. – М.: Издательство Эксмо, 2003.

Васильева Т.И.  Тем, кто хочет учиться балету. – М.: Издательство «ГИТИС», 1994.

Васильева Т.  Балетная осанка. – М.: Высшая школа изящных искусств Лтд., 1993.

Довгаль А.С.  Уроки хореографии в школе. – С.Пб.: Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных, 1999.

Егорова В.  Расскажи стихи руками. – М.: Издательство А/О «Совер» при участии Общества «Пролог». 1992.

Касицына М.А. Бородина И.Г.  Коррекционная ритмика. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007.

Пуртова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В.  Учтие детей танцевать. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2004.

Фирилёва Ж.Е., Сайкина Е.Г.  «Са-Фи-Дансе». – С.Пб.: «Детство-пресс», 2007.

Фирилёва Ж.Е., Сайкина Е.Г.  Фитнес-данс. – С.Пб.: «Детство-пресс», 2007.