Роль классического танца в физическом воспитании дошкольника.

Матвеюк Полина Викторовна
В статье выявлены различные аспекты воздействия хореографии и танца на организм занимающихся детей. Обоснована необходимость переосмысления места хореографии и танца в физической культуре дошкольников. Доказана целесообразность использования упражнений хореографии и классического танца, которые оказывают серьезнейшее воздействие на формирование правильной осанки, развитие силы мышц, их эластичность и подвижность суставно-связочного аппарата.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2.docx25.44 КБ

Предварительный просмотр:

Хореография и классический

 танец в физическом воспитании дошкольников

Ситуация в области здоровья детей, сложившаяся в Российской Федерации в настоящее время, крайне не проста. Более 50% дошкольников имеют функциональные отклонения в состоянии организма: 30–40% детей со стороны опорно-двигательного аппарата (плоскостопие, нарушение осанки, сколиоз). В то же время существует принципиальный момент: реальный уровень нарушения осанки у дошкольников выше, чем данные официальной статистики. При более тщательном обследовании нарушения осанки диагностируются у 40–45% дошкольников. Между тем общеизвестно, насколько важна правильная осанка в жизнедеятельности дошкольника. Любые ее нарушения приводят к хроническим заболеваниям или нарушениям функционирования систем и органов. Именно на данном возрастном этапе, когда происходит формирование опорно-двигательного аппарата, закладываются основы функциональных возможностей организма, актуальной является задача формирования правильной осанки, поиска эффективных средств и технологий для ее решения. Основными средствами формирования правильной осанки традиционно принято считать лечебную физическую культуру (ЛФК), плавание и массаж. Все перечисленные средства, как и все в медицине, многократно исследованы и признаны эффективными. В то же время необходимо подчеркнуть, что появление рекомендаций по коррекции осанки у дошкольников вышеуказанными средствами не снижает остроты ситуации, так как на протяжении последних десятилетий наблюдается устойчивая тенденция увеличения числа детей, страдающих тем или иным видом нарушения осанки. Справедливости ради следует отметить и тот факт, что внедрение плавания и массажа в массовом порядке в дошкольные учреждения очень проблематично в условиях социально- экономических изменений, произошедших в нашем обществе в последнее время. Помимо этого, исследованиями установлено, что на занятиях лечебной физической культурой, проводимых в дошкольных образовательных учреждениях, наблюдается отсутствие интереса у детей к двигательной деятельности в связи с однообразием. Данные обстоятельства заставляют искать новые подходы, расставлять другие акценты, определять такие средства физического воспитания, которые, действуя на мотивационно-эмоциональную сферу, создают стойкий интерес у детей к двигательной деятельности и положительно влияют на формирование правильной осанки. Мы убеждены, что к таким средствам целесообразно отнести упражнения хореографии и танца, которые имеют достаточно широкий спектр воздействия на личность ребенка в целом. Более двух с половиной тысяч лет тому назад Платон сказал: Танцы назначены для образования тела. И сегодня эти слова звучит актуально. Опыт современных мастеров танца, педагогов-практиков, специалистов в области физической культуры свидетельствует, что занятия танцем оказывают серьезнейшее воздействие на формирование правильной осанки, способствуют исправлению функциональных нарушений осанки, укреплению мышечного корсета и связочно-мышечного аппарата стопы и голени, развитию чувства равновесия, ловкости, координации, двигательной памяти. Тем не менее, вопрос о степени влияния упражнений хореографии на опорно-двигательный аппарат дошкольника остается открытым. Анализ научных источников свидетельствует о недостаточности исследований эффективности хореографии как средства формирования правильной осанки. Использование упражнений хореографии и танца на физкультурных занятиях рекомендуется в методических пособиях и реализуется на практике, но на основе узкого понимания места хореографии и танца в процессе физического и эстетического развития ребенка. Методические разработки по детскому хореографическому творчеству, как правило, рассчитаны на профессионалов-хореографов, имеющих специальное образование, а не на специалиста по физическому воспитанию. По признанию руководителей физического воспитания, методистов дошкольных учреждений, хореографические упражнения не используются ими из-за трудности подбора музыкального сопровождения, отсутствия методического материала, слабой хореографической подготовки, незнания хореографической терминологии. Как правило, занятия с элементами хореографии во многом представляют слепок с профессиональной хореографической системы для образования взрослых как по методическим принципам обучения, так и по овладению технологией танцевального искусства. Сложность применения упражнений классического танца в образовательном процессе дошкольников заключается в том, что, помимо знаний своей определенной предметной области с присущей ей методикой обучения, требует от педагога знаний в области биомеханики хореографических движений, методики преподавания хореографических упражнений. В настоящее время в силу недостаточной исследованности средства хореографии и танца узко и пассивно используются на занятиях по физическому воспитанию с дошкольниками и практически совсем не применяются с целью формирования правильной осанки. Рассматривая хореографические упражнения не только как вид танцевального искусства, но и как средство формирования правильной осанки и развития физических качеств, ряд авторов предлагают использовать все упражнения хореографии. Такой подход нам кажется неоправданным при работе с дошкольниками. По нашему мнению, недостаточная изученность этой проблемы проявляется в практике появлением научно необоснованных программ и набором случайных средств, используемых на занятиях с детьми дошкольного возраста. Занятия с детьми должны обеспечивать целостность педагогического процесса, соответствие физических нагрузок анатомо-физиологическим особенностям занимающихся, быть планомерными, а это невозможно сделать без научно-обоснованной системы обучения. Учитывая возросшую интеллектуальную нагрузку на дошкольников в настоящее время, можно предположить загрузку левого, вербально знакового полушария при пассивной функции правого. Для того чтобы восполнить этот пробел, исследователи рекомендуют проводить занятия с применением эмоциональной и воспитывающей вкус музыки и уделять большое внимание развитию у детей творчества и воображения. Следует отметить, что в этом отношении может быть использована хореография, относящаяся к невербальной знаковой системе и связанная с эмоциональной стороной жизни ребенка. Обращение к данному виду искусства позволяет открыть широкие возможности не только педагогическому творчеству, но и желанию ребенка проявить себя креативно, раскрепоститься, снять с себя психологические зажимы, которые, как известно, влияют на формирование правильной осанки. Между тем анализ научной литературы показал, что сегодня задача формирования правильной осанки у дошкольников средствами хореографии и танца в разделах физической культуры фактически не обсуждается. За последнее время в системе дошкольного воспитания по ряду направлений расширились и углубились исследования и методические разработки, в которых рассматриваются актуальные вопросы, связанные с формированием осанки у дошкольников. К сожалению, почти не уделяется внимания роли и значению хореографии в формировании правильной осанки у детей дошкольного возраста. Таким образом, на современном этапе выявилась необходимость переосмысления положения хореографии и танца в физической культуре дошкольников.

Сегодня на возможности хореографии и танца все более и более обращают внимание и пытаются использовать западные хореографы и врачи, в частности хирурги-ортопеды. Была разработана методика коррекции классическим танцем позвоночника у детей, больных сколиозом. Методика основана на предположении, что классический танец естественен для человека. Практическое применение этой методики на двух группах детей с признаками сколиоза нетравматического характера принесло исправление и стабилизацию позвоночника в 100% случаев. Очевидным становится, что хореографии и танцу необходимо отводить особую роль в формировании осанки у дошкольников. Однако на сегодняшний день единая точка зрения на преподавание хореографии и танца в дошкольном учреждении отсутствует. В специальной научной литературе не разработан вопрос методики применения средств хореографии и танца с целью формирования правильной осанки у детей дошкольного возраста. Как отмечает С. Л. Слуцкая, существующие программы музыкально-ритмического воспитания не имеют прямого отношения к хореографии. Изучение танца становится особенно актуальным в настоящее время, когда к нему наметился активный интерес как к средству многофункционального воздействия на человека, в том числе на детей первого десятилетия жизни. В специальной литературе вопросам методики преподавания классического танца посвящен ряд работ как российских, так и зарубежных авторов. Основополагающим трудом является книга А. Я. Вагановой Основы классического танца. За последнее время в свет выпущены учебно-методические пособия, в которых совершенствуются методы А. Я. Вагановой, однако эти работы посвящены общим вопросам преподавания хореографии и танца, они не ставили своей целью исследовать влияние занятий танцем на формирование осанки детей дошкольного возраста. До сих пор нет методических разработок по частным вопросам, а именно разработок, в которых описывались бы подходы к традиционному методу обучения классическому экзерсису с учетом возрастных и индивидуальных возможностей дошкольников. На сегодняшний день имеется небольшое количество работ, в которых хореография и танец проанализированы как фактор модернизации содержания физкультурного воспитания детей, как метод развития координационных способностей и реабилитации детей, больных бронхиальной астмой. Вместе с тем следует отметить, что исследования носят разрозненный характер изучения отдельных сторон хореографии в образовании, но не охватывают процесс формирования правильной осанки у дошкольников средствами хореографии и танца.

Таким образом, с одной стороны, существует необходимость в научном обосновании методики, где ведущим звеном является формирование правильной осанки у дошкольников средствами хореографии и классического танца, которые для этой цели имеют широкие возможности, с другой стороны, проблема разработки такой методики остается малоизученной, что и определяет актуальность нашего исследования. Поиск путей решения данной проблемы и составляет предмет наших научных изысканий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Баранов А. А. Состояние здоровья детей как фактор национальной безопасности / А. А. Баранов,

Л. А. Щеплягина, А. Г. Ильин, В. Р. Кучма // Российский педиатрический журнал. 2005. № 2. С. 4–8.

2. Ваганова А. Я. Основы классического танца. Л.: Искусство, 1980. 192 с.

3. Некрасов А. С. Методика развития координационных способностей дошкольников с применением эле-

ментов спортивных бальных танцев: дис. на соис. учен. степени канд. пед. наук. Белгород, 2006. 160 с.

4. Погребная Е. А. Танцевально-двигательная подготовка как фактор модернизации содержания физкуль-

турного воспитания детей 5–6 лет: автореф. дис. … канд. пед. наук. Краснодар, 2003. 26 с.

5. Слуцкая С. Л. Танцевальная мозаика. Хореография в детском саду. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006. 272 с.

6. Шавкина М. И. Комплексная физическая реабилитация детей, больных бронхиальной астмой, с исполь-

зованием танцевальных упражнений: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2004. 23 с.