Здоровье сберегающее технологии в хореографии

Матвеюк Полина Викторовна

 статья по здоровье-сберегающим технологиям 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_attestatsii.docx21.07 КБ

Предварительный просмотр:

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ХОРЕОГРАФИИ

Здоровьесберегающие технологии в оздоровительной хореографии.

Здоровье – понятие многогранное, оно не ограничивается физическим состоянием. Не маловажную роль играет психическое, социальное и духовное благополучие, развитие интеллектуальных способностей.

Каждый учитель, пытается решить проблему сохранения здоровья учащихся в процессе обучения, используя различные здоровье-сберегающие технологии, которые с одной стороны являются составной частью образовательного процесса, а с другой условием обеспечивающего реализацию образовательных программ. Предлагаемая авторская комплексная образовательная программа «Оздоровительная хореография, как азбука здорового образа жизни» реализует основные идеи и цели системы здоровье-сберегающего образования детей:

1. Создание условий для формирования культуры здоровья через формирование осознанного отношения к своему здоровью.

2. Сохранение и охрана здоровья детей через систему физкультурно – оздоровительной работы

3. Развитие мотивации детей к познанию и творчеству посредством дополнительного образования и их реализация в интересах личности.

Танцевальный зал детского дворца творчества «Маленнкий принц» оборудован с учетом валеологических требований: цветовая гамма, зал оборудован специализированными хореографическими станками; зеркалами.

Как известно, сценическая практика необходима для приобретения практических навыков исполнения хореографии, навыков сценического общения и владения сценическим пространством и совершенствование актерского мастерства.

Процесс воспитания Человека в самом себе, предполагающий наличие воли, знаний и всесторонней поддержки извне. Умение и желание сохранить здоровье процесс больше информационный, нежели материальный. Поэтому в содержание программы включены вопросы, связанные со здоровым образом жизни (использование свободного времени с пользой для здоровья, соблюдение режима дня, выработка негативного отношения к таким вредным привычкам, как курение, пьянство, наркомания, самолечение). На уроках в младших классах целесообразно опираться на межпредметные связи: с окружающим миром (в таких вопросах, как закаливание, требования к одежде ученика, работе мышц, режим дня и др.); музыкально-ритмическим воспитанием (ритм, темп, характер музыки); изобразительным искусством (красота движений, поз). Интегрированные занятия  с элементами импровизации позволят обучающимся не только реализовать себя в различных видах деятельности, но и создавать «лично», выступать в роли «новатора» в любом виде искусств.

Следует отметить организацию учебного процесса, на уроке ритмики используется несколько видов учебной деятельности: показ, опрос, слушание, рассказ, ответы на вопросы и т.д. Чередование видов преподавания словесный, наглядный, самостоятельная работа, аудиовизуальный, практическая работа, самостоятельная работа, дает возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное  наступление утомления. Наличие активных методов (ученик в роли: учителя, исследователя, игра, дискуссия). Методов, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, самооценки, взаимооценки), способствуют активизации познавательной деятельности у учащихся. Ученики выступают в роли исследователя. Хотя исследовательская деятельность охватывает непродолжительный период, но уже наблюдается положительная динамика уровня успешности учащихся.

Для рациональной организации учебной деятельности учащихся  используются на уроках видеоматериалы, так как это способствует развитию и стимулирует интерес учащихся. Использование компьютера на уроке повышает интенсивность обучения и усиливает индивидуализацию учебного процесса. Наглядность, возможность изменять темп и формы изучения материала, его образно-художественное представление. Группы учащихся в процессе освоения новых танцевальных движений может изучать их особенности, замедленное исполнение с использованием компьютера - видеоматериал, фотопрезентация или печатный.

Пожалуй, одним из важнейших аспектов является психологический комфорт учащихся во время урока. Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление — вот далеко не весь арсенал, которым располагает педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.

Одним и важнейших компонентов здоровье-сберегающих технологий является развитие навыков двигательной активности. Последние годы в силу высокой учебной нагрузки в школе и дома и других причин у большинства школьников отмечается недостаточная двигательная активность. Танцевальные упражнения, развивают механизм овладения новыми двигательными навыками,  координацию движений. И чем большим запасом хореографических навыков обладает ребенок, тем богаче будет его двигательный опыт и возможность реализовать себя в активном современном мире. Позы, перемещения, прыжки, вращения, повороты, движения и их комбинации в различных вариантах – это новые для организма танцевальные навыки, новая психологическая и физическая нагрузка. Поэтому на уроках четкая организация, разумная дисциплина, основанная на точном соблюдении команд, указаний и рекомендаций учителя,  сочетаются с предоставлением им определенной свободы и самостоятельности действий, заданиями, стимулирующими творчество и инициативность. Занятия базируются на изучении от простого  к сложному, от самовыражения себя до участия в общем танцевальном коллективе. Применение игровых технологий на уроках в комплексе с другими приемами и методами организации учебных занятий, укрепляет мотивацию на изучение предмета, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей (игры на импровизацию «Море волнуется раз..», «Тили, тили стоп…», «Лесная поляна…», игры на развитие двигательных навыков «Чай, чай выручай», «Паучки»).

При всей значимости урока, как основы процесса физического воспитания в коллективе главенствующую роль в приобщении к ежедневным занятиям физическими упражнениями учащихся, безусловно принадлежит внеклассной физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работе.  Такие мероприятия, как правило, охватывают всех учащихся коллектива. День здоровья для младших и среднихклассов.

Полученный знания через занятия дополнительного образовательного курса художественно – эстетической направленности представленный в рамках хореографического кружка и публичными выступления во Дворце Детского творчества. Предлагаемая программа по дополнительному образованию объединяет, интегрирует в единое целое хореографическое, театральное, изобразительное искусство, музыку и художественное слово. Один из таких примеров занятие на тему «Танец здоровья», где ребята с начало разбирают комбинации подготовленные учителем, а дома готовят свой танец здоровья. Такие упражнения говорят об огромном интересе к занятиям танцами и умением учащимися использовать полученные знания на практике. Как известно на развитие мотивации к познанию и творчеству старшеклассников большое влияние оказывает их повышенная активность ко всему новому, что происходит в жизни, литературе, искусстве, в музыке, а также в хореографии. Они чутко и быстро улавливают и стараются копировать все ультрасовременное: новые танцевальные и музыкальные стили, направления, но при этом нередко складывается неверное отношение к классическому искусству.

Приобщение подрастающего поколения к ценностям танцевального искусства, ценностям мировой культуры немыслима без опоры на опыт, выдающихся мастеров танца, искусства, внесших значительный вклад в развитии хореографического искусства, как в России, так и мирового масштаба. Совместный просмотр кинофильма «Где начинают лебеди полет» о Ленинградском хореографическом училище, выступление известных на весь мира ансамблей «Березка», Ансамбль Игоря Моисеева, обладающей высокой, выразительной  техникой и манерой исполнения, беседы о истории и развитии танца как вида искусства является эффективным приемом эстетического воспитания. Знакомство школьников с особенностями национальных культур родного края, регулярное посещение концертов, фестивалей, конкурсов областных танцевальных коллективов, дают возможность учащимся прикоснуться с удивительным миром искусства. Активное участие старшеклассников в конкурсах, фестивалях и общегородских мероприятиях. Хотелось бы закончить словами Курта Воннегута, из речи произнесенной перед выпускниками Массачусетского Университета в 1995 году: «Тело – это самый прекрасный инструмент, которым вы когда - либо будете обладать. Танцуйте, даже если вам не где этого делать, кроме вашей гостиной…» Танцуйте и будете здоровы!

Литература

1.     Харисов Ф.Ф. Формирование культуры здоровья в современном образовательной среде. Материалы Первой научно – практической конференции «Сохранение и укрепление здоровья в образовательных учреждениях Российской Федерации» (8-9 ноября 2007г.) – М.: Федеральный институт развития образования, 2007 – 391

2.     И.В. Чупаха, Е.Е. Пужаева, И.Ю. Соколова Здоровьесберегащие технология в образовательно – воспитательном процессе – М.: Илекса, Народное образование, Ставрополь, Ставропольсервисшкола, 2004г. – 400с.

3.     Журнал «Здоровьесберегающее образование» №1 (13) 2011г.февраль ЗАО «Типография «Р – мастер» г. Москва 23с.

4.     «Открытый класс» Костенко Л.В. Здоровьесберегающие технологии в школе http://www.openclass.ru/

5.     Фестиваль Педагогических идей Теоретический семинар "Использование здоровьесберегающих технологий в работе педагога" Чеботарева Ольга Владимировна http://festival.1september.ru

6.     Социальная сеть работниковобразования nsportal.ru  «Повышение качества физкультурно-оздоровительной работы через методическое сопровождение использования здоровье-сберегающих технологий».