ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗВУКОВ И СЛОВ ОДНОВРЕМЕННО С ТАНЦЕВАЛЬНЫМИ УПРАЖНЕНИЯМИ ДЛЯ ВЫРАБОТКИ НАВЫКОВ ПРАВИЛЬНОГО ДЫХАНИЯ У ДЕТЕЙ 3–6 ЛЕТ.

Правильное дыхание в танце – это залог надлежащей работы всех систем организма и внутренних органов, хорошего самочувствия ребенка и, как следствие, успешного усвоения учебного материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_.docx32.58 КБ

Предварительный просмотр:

Боброва Екатерина Игоревна,

педагог дополнительного образования

ГБНОУ    «СПб ГДТЮ»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗВУКОВ И СЛОВ ОДНОВРЕМЕННО С ТАНЦЕВАЛЬНЫМИ УПРАЖНЕНИЯМИ ДЛЯ ВЫРАБОТКИ НАВЫКОВ ПРАВИЛЬНОГО ДЫХАНИЯ У ДЕТЕЙ 36 ЛЕТ.

Дыхание – это совокупность процессов, обеспечивающих поступление в организм из атмосферного воздуха кислорода, использование его в биологическом окислении органических веществ и удаление из организма углекислого газа. Казалось бы, это всего лишь описание физиологически естественного процесса, а на самом деле за ним скрывается человеческая жизнь. Нет дыхания – нет жизни.

Дыхательная система у ребенка, в отличие от взрослого, несовершенна – дети еще не могут сознательно контролировать свое дыхание. Поэтому к занятиям танцами с маленькими детьми нужно подходить чрезвычайно ответственно, руководствуясь главным правилом – не навреди. Если взрослый танцовщик может сразу воспринять устные рекомендации учителя по правильному дыханию, то ребенок, а особенно маленький, еще не в состоянии воспринять эту информацию адекватно. Педагогу приходится вырабатывать систему правильного дыхания у детей автоматически – как правило, в игровой форме. В процессе многократного повторения дыхательных упражнений вырабатывается привычка физиологически правильного дыхания, происходит равномерная вентиляция легких.

 Правильное дыхание в танце  это залог надлежащей работы всех систем организма и внутренних органов, хорошего самочувствия ребенка и, как следствие, успешного усвоения учебного материала. Мало кто из взрослых умеет дышать правильно. У маленьких детей дыхание естественное  они дышат с помощью живота. Взрослея, мы забываем этот способ естественного дыхания. Большинство из нас дышат с помощью обычных грудных вдохов, сдерживая дыхание животом. Если попросить взрослого вдохнуть, то он, скорее всего, поднимет во время вдоха грудь и плечи, а верхнюю часть спины выгнет вперед. Такое дыхание включает в работу только верхнюю часть легких. При поверхностном дыхании не только ухудшается вентиляция легких, но и кровь должным образом не насыщается кислородом, вследствие чего нарушается функциональное состояние сердечной мышцы. В сочетании с физической нагрузкой это может привести к самым печальным последствиям: нарушениям сердечного ритма, скачкам артериального давления, кратковременной потере сознания. Вредно отражается на здоровье и привычка дышать через рот. Она влечет за собой ограничение дыхательных движений грудной клетки, нарушение ритма дыхания, недостаточность вентиляции легких.

Какое же дыхание наиболее полезно для человеческого организма? Правильным является брюшное, или диафрагмальное, дыхание. Вдох и выдох происходят через нос.

Физиологически правильное дыхание не только обеспечивает нормальную работу легких, но и благодаря дыхательным движениям диафрагмы улучшает и облегчает деятельность сердца, активизирует кровообращение в органах брюшной полости. Необходимо отметить особую роль диафрагмы не только как главной дыхательной мышцы, но и как мышцы, активизирующей кровообращение. Поскольку клетки весьма энергично используют кислород, он должен непрерывно поступать в них. Даже небольшая задержка дыхания (дыхательная пауза) оказывает возбуждающее влияние на дыхательный центр.

При физических нагрузках дыхание, как правило, усиливается, а потребление кислорода значительно увеличивается. Во время физической работы мышцы увеличивают потребление кислорода и накапливают углекислоту, на это дыхательный центр реагирует усилением дыхательных движений. Обмен веществ ускоряется, мышцам требуется больше кислорода.

Количество кислорода, поглощаемого клетками, меняется в разных условиях. При физических нагрузках оно увеличивается. Дыхательный центр чутко реагирует на газовый состав крови: избыток кислорода и недостаток углекислого газа тормозят его работу, а недостаток кислорода, особенно при избыточном содержании углекислоты, возбуждает дыхательный центр.

Мои занятия хореографией с детьми в возрастном диапазоне от 3 до 6 лет организованы с применением дыхательно-словесных упражнений. Занятия обязательно должны проходить в помещении, где достаточно свежего, чистого воздуха. Во время дыхательных упражнений педагогу необходимо обязательно следить за правильностью их выполнения и количеством повторов, чтобы у детей не наступила гипервентиляция легких или задержка дыхания. Необходимо обязательно использовать «дыхательные паузы» между движениями с целью восстановить дыхание ребенка после нагрузки.

Временные рамки занятий для дошкольников очень узки, поэтому следует равномерно распределять нагрузку и отдых. Чтобы восстановить дыхание после каждой серии прыжков и подскоков, нужно, не останавливаясь, перейти на шаг, сделать вдох и глубокий выдох с подъемом обеих рук вверх и, соответственно, с глубоким выдохом при опускании рук вниз, совершив не менее двух повторов. Это позволит дыханию ребенка восстановиться и подготовиться к исполнению следующего упражнения.

Дети дошкольного возраста при исполнении упражнений часто задерживают дыхание и не умеют правильно соединять движения с ритмом дыхания. Чтобы научить детей правильно дышать при выполнении упражнений, нужно попросить их в момент, когда грудная клетка сжимается (при наклонах, приседаниях), произносить слова или звуки.

Когда все занятие проводится как игра, то с употреблением звуков и слов у детей не возникает проблем. Кошка шипит, молоточек стучит, лягушка квакает, волны бьются о берег или шуршат на песке и т. д. Расскажу поподробнее об этом на примере своего занятия.

Все занятие выглядит как игра-путешествие с посещением различных «станций» или мест. Отправляемся в путешествие либо пешком, либо на паровозе, либо на корабле, либо на самолете. С самого начала занятия, чтобы дети не задерживали дыхание, подражаем различным звукам – «паровозик» издает звуки «чух-чух-чух». Летит «самолетик» – мы жужжим как мотор. Движутся «волны» – дети со вздохом сходятся в круг на полупальцах, высоко поднимая руки, а обратно со звуками «ш-ш-ш» отбегают назад, руками изображая рябь воды. То же самое происходит, когда дети имитируют наклоны корпуса как бы от дуновения ветра. Звуки «ш-ш-ш» используются в занятии несколько раз – и при имитации движения волн, и во время исполнения упражнений «Змейка» и «Кошка», направленных на развитие мышц спины. При сокращении мышц брюшного пресса со звуком «ш-ш-ш» происходит выдох, при прогибе назад – вдох. Выполняя упражнение «Лягушка», приседаем со звуками «ква»: сели – вдох, встали – выдох «ква».

 Упражнение «Насос» помогает нам «откачать воду из трюма» или же «надуть» наши воображаемые паруса. Исходное положение: шестая позиция ног, начинаем делать приседания. На затакт – вдох, на счет «раз» – выдох с одновременным demi plie. Дети произносят звук «фу-у», как бы надувая шарик. То же самое упражнение «Насос» мы повторяем и с подъемом на полупальцы (releve). Только звук «фу-у» мы извлекаем в процессе releve. Упражнение «Парус» расширяет грудную клетку, позволяя воздуху как можно легче проникать во все ее отделы, учит детей глубокому дыханию. Исходное положение – ноги на ширине плеч, руки в стороны в положении второй позиции. Вдох – отводим руки как можно дальше назад, максимально прогибая грудную клетку, выдох – руки переводятся вперед, в положение чуть закрытой второй позиции, корпус прогибается, спина горбится, благодаря чему воздух практически полностью выходит из легких. При этом издаем звук «фу-у» Полезно на вдохе поднимать вверх руки и плечи, максимально разворачивая грудную клетку, а на выдохе медленно опускать их.

Наш «кораблик» после воображаемого шторма требует починки. Упражнение «Молоточек»: исходное положение – ноги на ширине плеч, руки сцеплены в замок над головой. Делаем вдох – и при наклоне вниз громко произносим «тук», далее подъем корпуса, опять вдох – и повтор. Упражнение «Воздушный шар»: детям предлагается надуть воздушный шар и отправиться в путешествие. Исходное положение: сидим на корточках, голова наклонена лицом вниз к коленям, руки обнимают корпус. Постепенно «шар» начинает надуваться. Извлекаем тот же звук, что и при упражнении «Насос». Выпрямляя колени и постепенно раскрывая руки в стороны, показываем, что шарик увеличивается в объеме, грудная клетка тоже расширяется, и в момент максимального «расширения шара» просим детей представить, что в шаре дырка. С помощью движений имитируем сдутие и одновременно с этим произносим звуки «ффф» или же «фу-у». Упражнение повторяем два или три раза, затем предлагаем детям взять следующий шар и надуть его, а он оказывается целым. Шар «поднимается» в воздух, и дети на полупальцах начинают передвигаться по кругу, как бы имитируя полет шара и восстанавливая спокойное и ровное дыхание.

Когда наш воображаемый паровозик-кораблик-самолет прибывает на свою станцию, дети рассаживаются у воображаемого костра. Там мы начинаем «греть ножки». Исходное положение – сидим на полу, ноги вместе. Поднимаем вытянутую ногу на 45 градусов, сгибаем ее и касаемся носком ноги накрест за коленом другой ноги, при этом произносим звук «ой», подразумевая, что носку ноги стало очень горячо. После этого движения приступаем к выполнению другого – «обжигаем» пяточку. Исходное положение такое же, только на этот раз подтягиваем согнутую ногу как можно ближе к колену вытянутой ноги, снова произнося звук «ой».

Бабочка – упражнение на растяжку и гибкость. Исходное положение – сидим на полу, ноги врозь как можно шире, носки вытянуты. Раскидываем руки в стороны на вторую позицию и начинаем выполнять наклоны к колену. Делаем вдох, далее на выдохе дети произносят «Утро»; наклоняясь чуть ниже, снова делают вдох и говорят «День», за еще более низкими наклонами следуют «Вечер» и «Ночь» соответственно, ухо касается колена.

Упражнение «Цапля»: исходное положение – шестая позиция ног, руки в стороны. Делаем подъем на полупальцы и задерживаемся в таком положении на несколько секунд. Именно это движение заставляет малышей набрать в легкие воздуха, задержать дыхание и перестать дышать. В этот момент их нужно попросить начать считать вслух. И тогда упражнение на устойчивость превращается еще и в соревнование – кто дольше простоит. То же самое поочередно повторяется на правой и левой ноге.

Во второй части занятия детей ожидает «катание на лошадках». Движение «перескоки» сопровождается звуками «цок-цок». В упражнении «найди правильную ножку» детям предлагается поочередно выставлять с прыжком указанную педагогом ногу, а потом игра плавно переходит в выполнение движения и озвучивается словами (соответственно, правая или левая).

Такого рода дыхательно-танцевальные упражнения помогут не только освоить правильный способ дыхания, но и превратить обычный урок ребенка в увлекательное и интересное приключение. А навыки одновременного произнесения слов с движениями в будущем окажутся полезными  при обучении в театральных коллективах.

Список использованной литературы

 

Малая медицинская энциклопедия /  Под ред. акад. РАМН В. И. Покровского. - М.: Медицина, 1996.