Азбука Танцора

 

Данное методическое руководство разработано на основе образовательной программы «Коллектива современного эстрадного танца «Dance Avenue».

Пособие будет интересно для педагогов дополнительного образования – хореографов, а также для обучающихся в танцевальных коллективах. Оно состоит из следующих разделов:

  • описание разных форм работы на уроках хореографии;
  • инструкция по технике безопасности на занятиях хореографии;
  • танцевальные точки зала;
  • комплекс упражнений для «шпагата»;
  • понятие танцевальной точки и координации: значимость для танцев и способы работы над двигательной координацией;
  • описаны виды эмоций и способы выражение эмоций глазами;
  • базовые компоненты построения танцевальной композиции»
  • уроки сценического макияжа.

  Данные темы помогут  педагогам для организации занятий в кружках, а также обучающимся на разных этапах обучения осваивать новые интересные моменты мира танца.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл azbuka_tantsora.docx417.55 КБ

Предварительный просмотр:

Методическое пособие для учеников и родителей коллектива современного эстрадного танца «Dance Avenue»

Составитель:

 руководитель коллектива,

педагог дополнительного образования

Лобанова О.А.

Аннотация

Данное методическое руководство разработано на основе образовательной программы «Коллектива современного эстрадного танца «Dance Avenue».

Пособие будет интересно для педагогов дополнительного образования – хореографов, а также для обучающихся в танцевальных коллективах. Оно состоит из следующих разделов:

  • описание разных форм работы на уроках хореографии;
  • инструкция по технике безопасности на занятиях хореографии;
  • танцевальные точки зала;
  • комплекс упражнений для «шпагата»;
  • понятие танцевальной точки и координации: значимость для танцев и способы работы над двигательной координацией;
  • описаны виды эмоций и способы выражение эмоций глазами;
  • базовые компоненты построения танцевальной композиции»
  • уроки сценического макияжа.

  Данные темы помогут  педагогам для организации занятий в кружках, а также обучающимся на разных этапах обучения осваивать новые интересные моменты мира танца.

  1. Основные формы проведения занятий

  •  Работа «в связке» - дети делятся на пары, группы. Один из детей выполняет роль «тренера», остальные участники «связки» выполняют роль «тренируемых». Все дети выполняют функции согласно своим ролям. Данная работа направлена на формирование лидерских качеств, формирование самоконтроля, чувства ответственности, один из способов самостоятельной работы. При такой форме работы педагог выполняет только контролирующую функцию.
  • Танцевальная диагональ – направлена на отработку основных танцевальных элементов, сложных элементов танцевальной композиции. В данном случае данный вид работы с детьми является смешанным – т.к. выполняется в группе, но каждый ребенок, проходя индивидуально по диагонали, контролируется педагогом. Также данный вид работы применяется для обучения работы в паре. В основном данный вид работы применяется в подготовительной, младшей группе.
  • Работа по группам  - направлена на отработку основных элементов, сложных элементов танцевальной композиции, поворотов, прыжков в средней и старшей группах. Помимо отработки элементов, дети обучаются работе «в связке» - парой, отслеживая и подстраиваясь к партнеру по группе.

2. Инструкция по технике безопасности

на занятиях хореографического кружка

2.1 Общие требования

  1. К занятиям допускаются школьники, относящиеся по состоянию здоровья к основной медицинской группе и прошедшие инструктаж по технике безопасности.
  2. Учащиеся должны заниматься в балетной или спортивной форме. Форма должна быть без жестких или мешающих элементов, не иметь широких карманов и выступающих накладных деталей, позволяющая свободно выполнять движения; внешний вид одежды должен быть чистым и опрятным.
  3. Учащиеся должны заниматься в  мягкой обуви (чешки, балетки, носки). Обувь не должна иметь скользкой подошвы, хорошо держаться на ноге и позволять выполнять движения на полупальцах.
  4. Приходить на занятия кружка надо аккуратно причёсанными, с убранными волосами.
  5. Уважительно относиться ко всем членам танцевальной группы.
  6. Сообщить преподавателю о перенесенных травмах и хронических заболеваниях.
  7. В случае плохого самочувствия сообщить об этом преподавателю

  1. Требования до занятий и во время занятий

  1. Перед началом занятий проветрить помещение (зал) предназначенное для занятий кружка.
  2. Перед  началом занятия необходимо снять с себя часы, цепочки, кольца, браслеты, большие сережки и другие жесткие и мешающие предметы.
  3. Не начинать занятия на грязном или мокром полу. Убрать с пола посторонние предметы.
  4. Перед выполнением движений качественно выполнить разминку и разогреть мышцы.
  5. При исполнении движений потоком (один за другим) необходимо соблюдать достаточные интервалы. Возвращаться по краям зала, не мешая другим учащимся.
  6. При проведении занятий соблюдать правила поведения, дисциплину, расписание занятий, установленные режимы занятий и отдыха.
  7. Внимательно слушать все объяснения, предупреждения и указания преподавателя.
  8. Не выполнять без разрешения преподавателя сложные элементы и движения.
  9. Запрещается во время занятия:
  • самовольно покидать место проведения занятий,
  • употреблять пищу и жевать жевательные резинки,
  • отвлекаться и отвлекать других во время выполнения упражнения,
  • перебегать от одного места занятий к другому без разрешения преподавателя,
  • трогать музыкальную аппаратуру без разрешения преподавателя.
  1. В случае невыполнения или нарушения правил техники безопасности учащемуся делается замечание и с ним проводится повторный инструктаж. В случае повторного нарушения он может быть отстранен от занятий, а при злостном нарушении – отчислен из кружка.

3. Точки зала

4. Разминка, растяжка ОФП

4.1 Упражнения для растяжки на поперечный шпагат
https://pp.vk.me/c623121/v623121436/c21b/EDU7980i2n4.jpg

Упражнение1
Из положения сидя, сложите ступни вместе подошвами, и медленно отведите колени друг от друга.
Пододвигайте пятки как можно ближе к телу, и в то же время слегка нажимайте на колени, придавливая их вниз к полу.
Удерживайте правильную осанку, держа спину прямо вверх и вниз.

Чтобы увеличить растяжку, вытянитесь телом вперед, насколько это возможно, держа спину прямой, чтобы выйти за пределы ваших ног.
Удерживайте себя в таком положении 30-60 секунд за один подход.
Упражнение 2

Садимся на пол, ноги максимально разводим в стороны.Тянемся сначала к одному носочку, потом к другому. Следите за тем, чтобы попа была плотно прижата к полу.

Упражнение 3

Разнообразить упражнение 2 можно, если дотянуться левой рукой до правой стопы, отводя правую руку в сторону для равновесия. То же самое повторить и для другой ноги. 

Упражнение 4

Ложимся на спину, прижимая ноги к стенке. Медленно разводим ноги в разные стороны. Попа должна быть прижатой к полу, спина - прямой, ноги не сгибаем. Удерживать это положение начиная от 60 сек и с каждым днем увеличивать время выполнения упражнения.

Упражнение 5

Исходное положение: ноги расставлены на удобное для Вас расстояние.
Медленно разводите ноги в стороны, и одновременно опускайте таз вниз, до тех пор, пока не ощутите растяжения в мышцах внутренней поверхности бедер. Удерживайте растяжку в течение 15-20 секунд, ощущая, как расслабляются напряженные мышцы.

Упражнение 6

Из положения сидя, разведите ноги как можно шире, насколько вам удобно. Держите ноги прямо, вытянув носки. Наклонитесь вперед, насколько это возможно, держа спину прямо и выдвинув ее наружу как можно больше. Удерживайте себя в этом положении в течение 30-60 секунд за один подход.
Упражнение 7

По мере развития гибкости и опускаясь все ниже, при раздвигании ног, следите за тем, чтобы ступни ног смотрели вверх, а пятки оставались прижатыми к полу. Благодаря этому вся нагрузка будет приходиться на внутреннюю поверхность бедер, а Вы избежите перерастяжения коленных связок

4.2 Упражнения для продольного шпагата

Упражненение 1
Встаньте прямо, согните одно колено и прижмите пятку к ягодице одной или двумя руками. Если требуется, помогите себе противоположной рукой удержать равновесие. Колени должны находиться на одной линии, а внутренние поверхности бедер плотно сжаты. Напрягите ягодичные мышцы и подкрутите таз немного вперед и наверх – так вы усилите ощущения.

Время: по 40–60 секунд на каждую ногу
Тянутся: мышцы передней поверхности бедра.
https://pp.vk.me/c625220/v625220436/b2b5/3fJnOgszFrM.jpg

Упражнение 2а
Опуститесь на пол, выставив перед собой левую ногу. Таз опущен вперед, левое колено находится точно над левой пяткой, ладони опираются на левое бедро. По мере привыкания опускайте таз еще дальше в сторону передней пятки и раскрывайте грудную клетку, аккуратно выгибая спину.
Упражнение 2Б. 
Не меняя расположение левой пятки и правого колена, медленно отведите таз назад и постарайтесь выпрямить левую ногу. Угол в правом колене равен 90 градусам. Опирайтесь на левое бедро или на пол, стремитесь выпрямить спину. Носок левой ноги тяните на себя. Для усиления подкручивайте копчик назад и вверх, как будто хотите прогнуться в пояснице.
Время: по 60–90 секунд на каждую позу, затем повторить комбинацию А-Б с правой ногой впереди
Тянутся: мышцы передней и задней поверхностей бедра, подколенное сухожилие, икроножная мышца, ахиллово сухожилие.
https://pp.vk.me/c625220/v625220436/b2cd/v9bDu8Vd2-Y.jpghttps://pp.vk.me/c625220/v625220436/b2c6/y-Ets8o5VXM.jpg

https://pp.vk.me/c625220/v625220436/b2d3/4JJUYtJBl5E.jpg

Упражнение 3А. - ЖУРАВЛИК 
Сядьте на пол, левую ногу, согнутую в колене, расположите перед собой, а правую, прямую, вытяните назад. Правое колено лежит на полу, а пятка смотрит вверх. Опираясь на ладони, развернитесь корпусом полностью в сторону левой ноги так, чтобы колено находилось под подбородком и между ладоней. Тянитесь носком правой ноги назад, а грудью – вперед. Чтобы усилить растяжение, опуститесь на локти и положите лоб на руки, постарайтесь расслабиться.
 
Упражнение 3Б. БЕЛОЧКА, РЫБКА https://pp.vk.me/c625220/v625220436/b2db/TUNqVSnLfRg.jpg


Из положения с упором на ладони согните колено правой ноги и правой рукой тяните пятку к ягодице. Корпус вместе с тазом по-прежнему развернуты в сторону левого колена.

Время: по 60–90 секунд на каждую позу, затем повторить комбинацию А-Б с правой ногой впереди
Тянутся: ягодичные мышцы, мышцы передней поверхности бедра.
https://pp.vk.me/c625220/v625220436/b2e2/5R9E2kq_I58.jpg

Упражнение 4А. 
Сидя на полу, вытяните перед собой правую ногу, а левую согните в колене и стопой упритесь во внутреннюю поверхность правого бедра. Развернитесь корпусом к прямой ноге, сделайте вдох и с выдохом медленно опуститесь вниз, приближая подбородок к колену. Носок правой ноги натянут наверх. Руками можно зацепиться за голень, помогая себе зафиксировать положение, а можно усилить растяжение в икроножной мышце, захватив стопу.

 Упражнение 4Б. 
Из этого положения разверните корпус в левую сторону, стараясь не подниматься наверх. Приближайте правый бок к правому колену, а левую руку тяните к носку. Стремитесь направить взгляд в потолок.
Время: по 60–90 секунд на каждую позу, затем повторить комбинацию А-Б с левой прямой ногой
Тянутся: мышцы задней поверхности бедра, подколенное сухожилие, икроножная мышца, ахиллово сухожилие, косые мышцы живота.
https://pp.vk.me/c625220/v625220436/b2e9/GOAev_h7vVc.jpg

Упражнение 5А.
Согните обе ноги в коленях, а стопы соедините, прижав подошвами друг к другу. Захватите себя за носки и выпрямите спину. Пятки – максимально близко к тазу. Тянитесь коленями в разные стороны так, как если бы хотели коснуться ими пола. Чтобы усилить растяжение, наклонитесь вперед, подтягивая себя руками к ногам. Колени при этом остаются широко раскрытыми.
https://pp.vk.me/c625220/v625220436/b2f8/CxT-rES5QFk.jpg

Упражнение 5Б.
Теперь выпрямите ноги и разведите их на максимальную ширину. Так же попробуйте потянуться корпусом вперед и вниз, помогая руками. Не делайте резких движений, дайте себе время привыкнуть к новым ощущениям и очень плавно сокращайте расстояние между грудью и полом. Дышите глубоко, стараясь расслабиться.
Время: по 1,5–2 минуты на каждую позу
Тянутся: мышцы внутренней поверхности бедра, мышцы задней поверхности бедра, подколенное сухожилие.
https://pp.vk.me/c625220/v625220436/b301/nEAjffC5H08.jpg

После упражнения 5 немного встряхните ноги и вытяните их перед собой. Поднимите носки наверх, выпрямите спину и, сделав вдох, с выдохом медленно опуститесь вперед. Руки можно положить по обе стороны от ног, а можно постепенно усиливать растяжение, подтягивая корпус вниз. Старайтесь не сгибать колени и не задерживать дыхание. Это упражнение на растяжку делается последним в нашем комплексе. После предыдущих поз оно дается намного проще, а также закрепляет достигнутый результат.
Время: 60–90 секунд
Тянутся: мышцы задней поверхности бедра, подколенные сухожилия, икроножные мышцы, ахилловы сухожилия
https://pp.vk.me/c625220/v625220436/b304/6r8uuVUt9lc.jpg

4.3 ШПАГАТЫ

https://pp.vk.me/c625220/v625220436/b35f/0mkCcl63dgs.jpg

Продольный шпагат

https://pp.vk.me/c625220/v625220436/b358/pyy2Ci3Y0Gg.jpg

Поперечный шпагат

Прежде, чем сесть на шпагат, разогрейте мышцы (минут пять-шесть легкой растяжки ), иначе вы рискуете нанести себе травмы или обеспечить боль в мышцах. Растягиваться лучше регулярно, по нескольку раз в день - результаты, конечно, не будут видны сразу, но при планомерной работе все получится. Не напрягайтесь - пусть ваш организм привыкнет к планомерному насилию над собой.


4.4 Как сесть на шпагат

 
        Примите положение для выпадов (упор на правую ногу, согнутую в колене, левая вытянута). Можете использовать руки, чтобы опираться о пол (см. рис.1). Теперь попробуйте отодвигать правую ногу еще дальше вперед, пока не ощутите все те же сигналы организма, что, мол, хватит уже.
Лягте на спину и как следует вытяните ноги. После этого начните поднимать одну из них вверх, покуда мышцы не дадут понять, что вы уже достаточно их растянули. Другая нога при этом должна находиться на полу и быть полностью прямой. Главное - не поднимайте ногу сгибанием поясницы, делать это надо, растягивая связки ног.
https://pp.vk.me/c623121/v623121436/c214/nTuBCatV33o.jpg

Если хотите, это упражнение можно выполнять сидя. Вы сидите, расставив ноги (угол между ними должен составлять 90 градусов), держите корпус прямым и тянете одну ногу как можно выше к голове. Это упражнение можно выполнять, например, когда вы смотрите телевизор. Только не переборщите, а то придется вызывать "скорую".

Что бы сесть на шпагат вы встаете на четвереньки (спина параллельна полу, упор на руки) и пробуете опускать таз как можно ниже, раздвигая ноги. Делайте это до тех пор, пока не ощутите легкое (внимание: легкое!) растяжение мышц. Задержитесь в этом положении секунд на 15. Пятки при этом должны быть прижаты к полу, а носки направлены вниз. Привыкайте оставаться в растянутом положении секунд на 10-20. Когда тело начнет привыкать к новой позиции, наклоняйте таз еще ниже и прогибайтесь сильнее. Чтобы правильно сесть на шпагат с каждым разом старайтесь сесть все ниже и ниже; в конце концов вы достигнете нирваны и сможете сесть на заветный шпагат.

5. Понятие «Точки» и координации.

Зачем надо держать точку при поворотах? Ответ простой: для того, чтобы не падать. Вот наглядный пример:

https://vk.com/topic-76354781_30743080?z=video614325_168630042%2Fae520778b07455993a

Это можно и НУЖНО делать дома.

  1. Тренируемся сначала маршируя сначала по 8 точкам зала (комнаты), потом по 4, потом по двум, а потом по одной - по первой. В итоге, чтобы развить в себе навык держать точку при поворотах, нужно периодически вращаться перед зеркалом, держа точку "глаза в глаза" на каждом вращении. Сначала вращайтесь медленно, но правильно. Постепенно увеличивайте скорость вращения.
  2. Тест на координацию:
  • Закройте глаза и в положении стоя сдвиньте носки и пятки.
  • Сидя на стуле, поднимите правую ногу и вращайте ею по часовой стрелке. Одновременно с этим нарисуйте правой рукой в воздухе букву "б", начиная с конца.
  • Положите руку на живот и гладьте его по часовой стрелке. В то же время правой рукой постукивайте себя по голове.

Выполнили задание с первого раза? Поздравляем! У вас хорошая координация. Большинству людей удается выполнить эти упражнения только с 3-4 раза. Ну а если не получилось, не расстраивайтесь.

  1. Упражнения на координацию.
  • В транспорте, вместо того, чтобы искать свободное место, останьтесь стоять, расставив ноги на уровне плеч и стараясь не держаться за поручни.
  • На стремянке. Держась руками, поднимитесь и спуститесь со стремянки. Когда почувствуете себя уверенно, попытайтесь сделать тоже самое без помощи рук. Сначала приставляйте одну ногу к другой, а потом ставьте их на каждую ступень.
  • Стоя на полу. Возьмите в обе руки по яблоку, по очереди подкиньте их и, главное, поймайте. Чтобы усложнить задачу, подбросьте оба яблока одновременно, поймав каждое сначала тойже рукой, которая кидала, а потом накрест.
  • На узком бордюре. Найдите неподалеку от дома невысокий и достаточно узкий бордюр и проходите по нему каждый день, пока не добьетесь "кашачьей" грации

  1. Эмоциональность
  1. Основные типы эмоций

  1. Выражение эмоций глазами

  1. Создание  танцевального произведения

 ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ ТАНЦЕВАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
1. Для  будущей постановки надо дать точное определение:

  • характера танцевальной композиции (массовая, парно-
    массовая, сольно-массовая и пр.);
  • ее формы (пляска, перепляс, дуэт, трио и т. д.);
  • типа лексики (классический, народный, джазовый танец);
  • принципа построения танцевального текста (наборный, по
    лифонический, мотивно-вариационный, сочетание чего-то
    нового, модернистского - на основе «поточного», «цветного», импровизационного движения);
  • вида связи танцевального и музыкального текстов;
  • характера костюмов и сценического оформления.

2. Выбор и анализ музыки, что предполагает скрупулезное знакомство с ее звуковыми выразительными средствами, в частности:

  • с принципами звукоизложения (здесь необходимо тщательно разобраться, что представляет из себя данная музыка: тоновая, тембровая, конкретная, атональная);
  • с характером музыкальной образности (особенности мелодики, ритмики, оркестровки, исполнения);
  • с принципами развития музыкальных тем (мотивно-
    вариационные, серийные и пр.);
  • со структурой построений (фраз, предложений и т. п.).

3. Сформировать замысел будущей танцевальной композиции. Во время повторных прослушиваний музыки уточнить и прояснить характеры танцующих персонажей, их действия, логику взаимоотношений.
Обозначить вид танцевальной лексики будущих персонажей (классический; народный, джазовый танец, свободная пластика и т. д.). Определить в слове ТЕМУ, ИДЕЮ и СЮЖЕТ предполагаемой постановки. Возникший в слове замысел еще и еще раз проверить и сверить с развитием музыкальной образности. Внести в него, если надо, уточнения, коррективы.

4. Сочинение танцевального текста (лексики танца). Сочинение танцевального текста - это в первую очередь поиск и отбор основных содержательных пластико-динамических мотивов (контактных, кинетических, телосложеических) для рук, ног, головы, корпуса. Эти мотивы при дальнейшем варьировании будут воссоздавать в танце исходный замысел.

5. Формирование пространственного строения танца. Пространственное строение танца может быть простым и сложным, симметричным и асимметричным, одноплановым, многоплановым. Последовательность мизансцен и рисунков имеет свою логику развития (нарастания активности сценического действия или спада). Эта логика подчиняется характеру сценического действия.

6. Постановочно-репетиционная работа.

7. Проектирование танцевальных костюмов.

8.. Сценический макияж

8.1 Обучение сценическому макияжу

Ссылки на обучение сценическому макияжу:

http://webstr-2094.ecoparadiz.ru/

https://vk.com/makeuped

https://vk.com/tips4chicks

ВИДЕО обучение нанесению сценического макияжа

http://www.youtube.com/watch?v=fyLzE8DrOr8

      http://www.youtube.com/watch?v=mwaRB3k3AwM

8.2 Нанесение стрелок

https://pp.vk.me/c624229/v624229436/11c24/rnv7xoFEph8.jpg

8.3 Вариант сценического макияжа

https://pp.vk.me/c624229/v624229436/11c32/Zr2HeWSggG4.jpg

Литература:

  1. Барышникова Т. Азбука хореографии - . СПб.: Люкси, Песпекс, 1996. — 256 с
  2. Борисанова, Э. Г. Выворотность ног, подъем стопы и упражнения для их развития / Э. Г. Борисанова // Спортивные танцы : бюллетень : материалы V Всерос. науч.-метод. конф. по проблемам развития спортивных танцев / РГАФК. М., 2001. - № 1. - С. 16-19.
  3. Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности./Пер с англ. В.С. Агеева. - М.: Прогресс, 1990. – 192 с.
  4. Витакер К., Бамберри В. Танцы с семьей. – М.: НФ «Класс», 1997.
  5. Зинченко В.П. Интуиция А.Н. Бернштейна: Движение – это живое существо. //Вопросы психологии.  №6, 1996.
  6. Зуев Е.И.. Волшебная сила растяжки. – М:Спорт, 1990. – 64 с..
  7. Каплунова, И.М., Новоскольцева. Этот удивительный ритм: развитие чувства ритма у детей: пособие для восп. и муз. рук. дет. дошк. учр. / И.М. Каплунова, И.А. Новоскольцева. СПб.: Композитор, 2005. - 73с.
  8. Меликов-Пашев А.А., Новлянская З.Н. Ступенька к творчеству: Художественное развитие ребенка в семье. – М.: Редакция журнала «Искусство в школе», 1995. – 144 с.
  9. Рытов Д. Увидеть в ребенке творца. О проблеме развития творческих способностей младших школьников в процессе музыкальной деятельности.// Искусство в школе. 2000, №4.

Интернет-ресурсы