Статья к Всероссийскому форуму по экологии

Борисова Т.В.

Хореографическое искусство имеет огромное значение в области экологического воспитания подрастающего поколения 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_otredaktirovannaya_s_dobavleniyamiosn.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ЭКОПЛАСТИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ

Борисова Т.В., Кузина Т.М.,

ГБОУ ДОД, Центр внешкольной работы «Академический» Калининского района Санкт-Петербурга

В условиях нарастания экологических проблем, угроз природного и техногенного характера для всего человечества важно сохранение благоприятной окружающей среды. В качестве одного из важнейших направлений государственной политики Российской Федерации в области экологии намечено «развитие экологического образования и воспитания»[1], как процесса непрерывного, систематического и целенаправленного формирования эмоционально-нравственного, гуманного и бережного отношения человека к природе и морально-этических норм поведения в окружающей среде.

Современные проблемы общества вытекают из усугубляющегося экологического кризиса, лишающего человека уверенности в будущем. Прежде всего, это связывается с духовным и физическим состоянием человека, являющимися гарантом благосостояния и стабильности существования общества. Создавая условия для развития ребенка, диктуемые экологией детства, общество должно позаботиться о воспитании подрастающего поколения с определенно выраженным нравственным императивом, экокультурными ценностными установками. В связи с этим существует необходимость поиска новых подходов, педагогических приемов, методик.

Наиболее благоприятным периодом для решения задач экологического воспитания является дошкольный и младший школьный возраст. Ведь ребенок до 9-10 лет имеет мифологическое мироощущение. Он одинаково легко «очеловечивает» представителей животного и растительного мира и перевоплощается в них самих. Вероятно, ни для кого не будет открытием, что дети дошкольного и младшего школьного возраста разговаривают с деревьями, цветами, насекомыми. Причем эти беседы могут носить характер как монологов, так и диалогов, когда ребенок отвечает на свои же вопросы от имени растения или животного. Мифологическое мироощущение ребенка естественным образом в 10-11 лет вытесняется осознанным. От того, насколько был реализован потенциал его эмоционально-чувственной сферы на предыдущем возрастном этапе, во многом зависит направленность развития личности в дальнейшем, ее качественные характеристики.

Дети, чутко наблюдая за животными и растениями, определяют их настроение, интонации, а в процессе проигрывания роли с готовностью наделяют образы природы множеством различных чувств, которые переживаются и глубоко проникают во внутренний мир маленькой личности.

Картины мира, складывающиеся в сознании ребенка на основе реальных образов окружающей действительности, уникальны. В этот период происходит становление качеств человеческой личности, закладываются основы у подрастающего поколения экологической культуры. Познание ребенком природы, воспитание у него бережного отношения к животному миру, флоре и фауне можно осуществлять не только традиционными методами через обучение, ознакомление его с нормами правовой экологической культуры, но и творческими методами - восприятие окружающего мира через экопластические образы[2].

В ходе творческого процесса по созданию эмоционально-пластического образа происходит гармонизация ребенка с природой, формируется экологическая этика. Ребенок получает знания об окружающем мире, у него вырабатываются ценностные установки по отношению к окружающему его природному миру и обществу в целом.

«Природа должна изучаться не только в рамках естественных наук, но и целостно, в единстве естественных и гуманитарных наук, народных представлений, эстетики, религии, которые в целом определяют подходы к изучению окружающего мира и выстраиванию жизни ребенка на основании этих знаний и опыта».[3] Этому способствует хореографическое искусство, которое имеет огромное значение в области физического, эстетического, нравственного, патриотического развития, но и экологического воспитания через экопластику танца, создание ярких экопластических образов.

С первых дней жизни ребенка родители развивают у него познавательный интерес к окружающему его миру через различные образы, например, часто можно наблюдать, когда родители спрашивают детей «как лает собака?», «как поет петушок?», «как прыгает воробей?», другой пример – на праздничных утренниках в детском саду ребенка наряжают «зайчиком», «белочкой» или другим животным. Отношения с природой у детей складываются через непосредственное общение с животными, птицами, а так же подражание им. В детские годы, подчеркивает Б.Т. Лихачев, «между детьми, животными и растениями устанавливается интуитивное взаимоощущение, взаимовосприятие, взаимочувствование и даже взаимопонимание»[4].

При обучении ребенка хореографическому искусству через экопластические образы, происходит его воспитание нравственному, гуманному отношению к окружающему природному миру. Движение и пластика – это язык танца. По-мнению Л.Ф. Майстровой, «искусство хореографии, воспевающее тему природы, способно воздействовать на духовно-нравственную сферу личности. Его органическая связь с музыкой, костюмом, танцевальной лексикой и рисунком позволяет проникнуть в суть реальной действительности»[5]. Экопластические образы вызывают у ребенка эмоциональное слияние с живой природой.

Художественный экологический образ – это результат работы детской фантазии, воображения, основанный на любознательности, цепкости восприятия окружающего мира, способности не равнодушно относиться к нему, отождествлять себя с животными, растениями и явлениями природы.

Особое значение для развития ребенка имеет включение его в разнообразную творческую деятельность посредством искусства. Природа становится источником творческого вдохновения, образов, сюжетов произведений и танцевальных постановок.

Пластическое изображение образа, музыкально-пластические этюды, характерные танцевальные комбинации, сюжетные и тематические танцы наряду с традиционными методами на занятиях хореографией сочетаются с беседами о природе, просмотром фрагментов презентаций об окружающем природном мире и знакомством с музыкальными произведениями, отражающими экологическую тему.

Средствами хореографии происходит совершенствование не только физических данных у детей, но и воспитание у них эмоционально-ценностного отношения к природе. В процессе обучения детей на занятиях хореографии развивается познавательный интерес к объектам природы, воспитывается эстетическое отношение к природе, формируемое в процессе совершенствования исполнительского мастерства; расширяется эмоционально-экологический опыт, посредством воплощения мотивов природы в сценических образах, например, в танцах «Травушка-муравушка», «Горлица».

В авторской образовательной программе «Танцевальный хоровод» студии танца «Глобус» впервые в процесс обучения введена образовательная технология «Педагогическая мастерская», которая предполагает развитие целостной личности ребенка с его эмоциональной и духовной сферами. Эта технология ориентирована на личностно-деятельностный подход, получение продукта диалоговой деятельности различных планов: интеллектуального, эмоционального, этического, коммуникативного и психологического. Акцентом данной технологии является развитие личности и познавательного интереса обучающихся; получение целостной, смысловой картины мира и осознание ценности своего «Я» в этом мире; формирование компетенций – применение в практической деятельности полученных знаний, умений и навыков.

Результат работы достигается через задания на сопоставление движений с геометрией пространства в процессе проучивания экзерсиса, ассоциации движений с предметами и окружающим миром в процессе постановочной работы на основе актуализации личностного опыта воспитанников, а также заданий по воспроизведению предметов, событий, явлений с использованием различных музыкально-танцевальных выразительных средств в процессе постановочной и этюдной работы в народно - сценическом танце.

По мнению Майстровой Л.Ф., основными условиями эффективного воспитания у детей «эмоционально-нравственного отношения» к объектам природы средствами хореографии являются: «применение игровых невербальных образно-динамических технологий; взаимодействие социальных институтов в процессе экологического воспитания детей; подготовка педагогов к овладению средствами хореографии в воспитании у детей культуры отношения к природе»[6]. Содержание процесса воспитания состоит «в актуализации творческой деятельности ребенка в процессе создания экохореографических образов на основе реального опыта взаимодействия с природой»[7].

Образовательная программа «Танцевальный хоровод» опирается на инновационные здоровьесберегающие технологии: «Хореокоррекция», «Технология биоадекватного преподавания» (авторские технологии), которые ориентированы на нормализацию нервно-психической сферы личности участников образовательного процесса.

В этот процесс включена система формирования, сохранения и укрепления здоровья воспитанников, которая помогает ребенку осознать свою индивидуальность и неповторимость, раскрыть безграничные возможности организма на пути к гармонии, реализовать свои  способности к саморазвитию и самосовершенствованию.

Процесс обучения хореографии сам по себе является здоровьесберегающей технологией: на занятиях вырабатывается культура движений, шлифуется фигура, осанка, походка; формируется не только физическая культура, но и психическая, направленная на снижение нервно–эмоциональных нагрузок.  

Технология «Хореокоррекция» направлена на устранение дефицита двигательной активности, развитие мелкой моторики, профилактику психологического перенапряжения в процессе обучения.

Данная технология характеризуется:

– созданием доступных стереотипов движения и поведения как своеобразного невербального языка общения (включение в занятия упражнений «присядка», «веревочка», «мячик», «припадание» и др.);

– созданием ситуации успеха, повышение уровня «Я могу» (переход категории «умения» в «навыки» при многократном повторении движений, этюдов, композиций в импровизационно-творческой деятельности);

– активизацией неформального общения между педагогом, концертмейстером, обучающимися и их родителями;

– развитием у детей потребности в самооценке, чувства уверенности, самоуважения, осознания себя через движение;

– использованием во взаимодействии с обучающимися личностного подхода в работе над своей неловкостью, неуверенностью, чувством страха.

В систему занятий по этой технологии включается танцевально-психологический тренинг (танцтерапия), направленный на раскрытие возможностей своего тела, снятие телесного напряжения и повышение уровня танцевального мастерства обучающихся. Включение танцтерапии в занятия предусматривает выражение психологических состояний, «свободных ассоциаций» внутреннего опыта через движение всех участников образовательного процесса.

Технология биоадекватного преподавания ориентирована на развитие целостного мышления ребенка, на формирование мыслить образами. Данная технология обладает тремя базовыми медико-психологическими характеристиками:

– релаксационно-активная (демонстрация движений обучающимися, демонстрация фрагментов презентаций, видеофрагментов);

– здоровьесохраняющая (демонстрация фрагментов презентаций: «Элементарные сведения по анатомии», «Предупреждение травм» с объяснением методики грамотного выполнения хореографических элементов);

– коррекционная (введение в каждое занятие коррекционных упражнений).

Педагогическим результатом данной технологии является воспитательная функция, проявляющаяся в личном поиске ребенка, которая позволяет воспитывать трудолюбие, инициативность, самоорганизованность, потребность в свободе выбора.

Таким образом, применение здоровьесберегающих технологий  создает условия, способствующие развитию здоровьесберегающей образовательной среды, направленной на сохранение и укрепление здоровья всех участников образовательного процесса; позволяющих раскрыть и развить природные задатки и творческий потенциал детей в процессе обучения искусству хореографии.

Поскольку младший возраст характеризуется глубоко эмоциональным, чувственным вхождением в реальный мир, переживания в этом возрасте выступают мотивами поведения, влияют на формирования ценностных установок маленькой личности. Творческая работа иллюстрирует глубокое проникновение эмоциональной чувствительности экохудожественных образов.

Таким образом, экопластические образы воздействуют на формирование у ребенка нравственно-экологической позиции к окружающей природной среде; развивают эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру; приводят к формированию прочной наглядно-образной его картины, определяющей процесс развития экологической культуры личности.

Рычагом, направляющим процесс эстетического отношения к действительности, служит художественное творчество в природе и искусстве.  Когда ребенок достигает в своем развитии способности эстетического переживания экологических проблем, когда он восторгается прекрасным и возмущается безобразным, он достигает высшей степени экологически чистого отношения к природе, обществу и человеку.

Эффективность решения экологических проблем зависит от позиции, которой мы обязаны придерживаться. Современный этап развития общества характеризуется изменением взглядов на отношения Человек – Природа, переориентацией на ценности, связанные с доминантой духовности, эмоционально-нравственного отношения к природе, формированием экологической культуры.


[1] О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития: Указ Президента Российской Федерации от 4 февраля 1994 г. № 236 // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1994. № 6. Ст. 436.

[2] Прим. автора: Экопластический образ – это пластическое изображение объекта живой или не живой природы (животного, птицы, ручейка, дерева и др.), либо явления (идет дождь, течет вода, летят птицы, прыгают насекомых и др.), в той или иной степени подобное действительному объекту или процессу, передаваемые языком танца. Подобие достигается путем передачи характерных движений, сходства во внешнем виде, копированием повадок, подражание голосу и телодвижениям и др. способами.

[3] Ушинский К.Д. Воспитание человека. Избранное / Сост. С.Ф. Егорова. – М.: Издат. дом «Карапуз», 2000. С. 34.

[4] Лихачёв Б.Т. Философия воспитания. – М.: Прометей, 1995. С. 251.

[5]. Майстрова Л.Ф. Люблю и превращаюсь в вас. // Экологическое образование. № 3. 2004 г.

[6] Майстрова Л.Ф. Воспитание эмоционально-нравственного отношения к природе у младших школьников средствами хореографии. Дисс. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук. – Москва, 2003. – 216 с.

[7] Там же.