"Особенности русского танца в западных и центральных областях России"

Погорелая Ольга Валентиновна

Урок разработан для учащихся 12-14 лет, по народно - сценическому танцу в Детской школе искусств, при обучении русского танца, который имеет свои характерные черты, связанные с этапами развития национальной культуры, а так же с особенностями культуры края, где он формировался и развивался.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_pogorelaya_o.v.docx897.01 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ С. БАГАН НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

Урок по народно – сценическому танцу

«Особенности русского танца в западных и центральных областях России»

Урок разработан для учащихся  12 - 14лет

(хореографическое отделение)

Автор:  преподаватель хореографического отделения

первой квалификационной категории Погорелая Ольга Валентиновна

D:\ФЕСТИВАЛЬ НАЦИОНАЛЬНЫХ КУЛЬТУР\SAM_2497.JPG

2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Танец – это музыкально-пластическое искусство, специфика которого состоит в том, что, как и всякий вид искусства, отражая окружающую жизнь в художественных образах, воплощает их с помощью выразительных движений и исполнителей. Это в полной мере отвечает двигательной природе детского воображения, для которого характерно действенное воссоздание образов детьми «при посредстве собственного тела». Из этого следует, что в танце творческое воображение может развиваться эффективнее, чем в других видах детской музыкальной деятельности.
Таким образом, танец – вид художественной деятельности, оптимальный для формирования и развития у детей творчества и воображения, благодаря сочетанию в единой деятельности трех характеристик танца - музыки, движения  игры.
Возможность раннего знакомства детей с 6 лет танцем и их первого активного приобщения к этому виду художественной деятельности, обучение детей языку танцевальных движений с целью формирования у них творчества в танце.

 Народный танец возник в глубокой древности. Дошедшие до нас образцы народных танцев изумляют своей яркостью, образностью, неповторимым национальным колоритом и по сути является отражением истории того или иного народа, условий его жизни.  Мною разработана программа  «Народно – сценический танец» составленная с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся по ФГТ и направленная на:

- выявление одаренных детей в области хореографического искусства в раннем детском возрасте;

- создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;

- приобретение детьми знаний, умений и навыков в области хореографического исполнительства;  

- приобретение детьми опыта творческой деятельности;

- овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;

- подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области хореографического искусства.

Тема урока: «Особенности русского танца в западных и центральных областях России»

«…Есть только единственный исторический путь к достижению высшей все человечности – путь национального роста и развитию, национального творчества»

А.В.Бердяев.

Урок разработан для проведения в 7 классе, при обучении учащихся русского танца, который имеет свои характерные черты, связанные с этапами развития национальной культуры, а так же с особенностями культуры края, где он формировался и развивался. Танцы Курска, Севера, Сибири и другие при всей их общности, национально – стилевом единстве отличаются своеобразием композиционных приемов, местными стилевыми особенностями, оттенками пластического решения. При изучении темы «Русский танец» показать движения, комбинации в сравнении Запад России и Центр России.

Цель: Достичь эмоционального и выразительного исполнения танцевальных элементов народного танца,

 -формирование навыков взаимодействия с преподавателем и концертмейстером, в группе.

Задачи: Познакомить учащихся с русским танцем и его особенностями;

- научить изображать фигуру человека в движении, соблюдая пропорции,

-развивать пространственное мышление добиваясь простоты и выразительности исполнения,

- создать атмосферу непринужденности,

- воспитывать интерес к культуре народа,

- содействовать развитию физической активности и мышечно – двигательного аппарата.

Методы обучения:

-словесные – объяснение;

-практический – выполнение упражнений, движений;

- наглядный – показ видеофайлов.

Оборудование, наглядные и дидактические материалы:

- хореографический класс с зеркалами,

- компьютер,

- мультимедийный проектор, экран,

- русский платочек ( по количеству учащихся, для исполнения комбинаций и этюда)

Структура урока:

  1. Организационный момент. (5 мин.)
  2. Вводная часть.   (10 мин.)
  3. Основная часть (28 мин.)
  4. Заключение (2 мин.)

Ход урока:

1.Организационный момент.

Преподаватель приглашает учащихся в класс. Занятие начинается с поклона – приветствия.

2.Вводная часть. Вступительное слово педагога: учащиеся получили знания:

- по балетной терминологии, рисунка народно-сценического танца, особенности взаимодействия с партнерами на сцене;

- элементам основных комбинаций, чувствовать ансамбль, сохранять рисунок при исполнении народного танца, распределять сценическую площадку;

- особенности постановки корпуса, ног, рук, головы танцевальных комбинаций;

- принцип взаимодействия музыкальных и хореографических выразительных средств;

- научились исполнять и импровизировать на сцене народные танцы.

Введение в тему урока:

«Где взгляд, там жест,

Где жест, там чувство,
Где чувство, радость и любовь.
Все это тайна жизни бесконечной,
А танец вечен как любовь...»

Сегодня мы с вами продолжаем изучение темы «Русский танец» и на примере Запада и Центра России сравним сходство и различие манеры исполнения, то есть танцевальные движения, ритмический рисунок.

Танец – мать всех искусств. Музыка и поэзия разворачиваются во времени, живопись и архитектура – в пространстве. А танец живет одновременно и во времени и в пространстве.

-Как вы понимаете, что такое танец? (ответы учащихся).

Танец – вид искусства, в котором художественный образ создается посредством ритмичных пластических движений и смены выразительных положений человеческого тела, то есть танец – это движения тела человека, и в разных танцах эти движения будут различными.

-А какие танцы известны вам? И какие их отличительные черты? (ответы учащихся (историко – бытовые, балет, современные, бальные, народные, народно – сценические и т.д.)).

- Какие основные жанры народного танца вы знаете? А какие особенности этих жанров? (ответы учащихся (хоровод, танок, русская пляска, кадрили)). Танцев очень много, а мы с вами сегодня посмотрим видеофрагменты для сравнения русского танца с местными стилевыми особенностями в  исполнении ансамбля народного танца «Русичи» - «Со вечёра» Новосибирского областного колледжа культуры и искусства (диск НОККиИ) и ансамбля Игоря Моисеева «Русский танец»  Ансамбль Моисеева (–OLOLO.fm ololo.fm/artist/videos/ Ансамбль +Моисеева.).

3.Основная часть урока.

Преподаватель предлагает учащимся изучение  манеры исполнения областных особенностей русского народного танца (приложение).

Под музыку учащиеся начинают исполнение сначала композиции составленной из движений характерных для Запада России, а затем Центра России.

Учащимся предлагается разучить танцевальный этюд  одной из областей   «Вятская топотуха» (Кировская область, Захаров В.М. Радуга Русского танца, звучит музыка, учащиеся исполняют танец).

По завершении - поклон – прощание.

  1. Заключительная часть урока.

Преподаватель: - Ребята, подошло к концу наше занятие, на уроке вы справились  с поставленной целью и задачами (анализ работы учащихся, оценивание)

 Танец - это самый древний и богатый вид искусства, интересный, многообразный, яркий, несущий в себе огромный эмоциональный заряд. Народный танец стал бесценным сокровищем, отражающий быт, основные традиции, события, происходящие в жизни людей. Изучая народный танец, мы с учащимися словно путешествуем по планете. Что доказывает архив наших фотографий. Народный танец оказывает большое влияние на формирование внутренней культуры человека, развивает чувство ответственности перед другими учащимися, умение считаться с их интересами, несет радость и красоту. Всему этому я хочу научить своих детей.

Список  литературы

  1. Барышникова Т. Азбука хореографии. Методические указания в помощь учащимся и педагогам хореографических коллективов, балетных школ и студий. – СПб.: «Люкси», и «Респекс», 1996г.
  2. Гусев Т. Методика преподавания народного танца. Ч.1,2. –Москва -2002г.
  3.   Джим Холл Уроки танцев. Лучшая методика обучения танцам. Москва, «Издательство Астрель» -2008г.
  4. Довбыш Н. Танцевальные игры для детей.
  5. Захаров В.М. Радуга Русского танца. Москва-1986г.
  6. Климов А. Основы русского танца.- Москва-1981г.
  7. Назарова А.Г. «Танцевать могут все!». Типография ОФТ. г. С-Петербург, 2005 г.
  8. Надежкина Н. Русские танцы. Москва -1951г.

9.OLOLO.fm ololo.fm/artist/videos/ Ансамбль +Моисеева.).

10.Ткаченко Т. Народный танец. В.1. – Москва – 1967г.

11.Устинова Т. Русские танцы. Молодая гвардия 1955г.

12.Хореографическое искусство: методика и практика. Новосибирск – 2003г.

Приложение: комбинации движений на занятии.

Из истории:  Областные особенности  танцев России обусловлены социально – экономическими факторами, в которых живут люди, характером их труда, нравами, бытом, природой и даже костюмом. Степенность, благородство, сдержанность в проявлении чувств тех кто живет на Русском Севере ; веселый задор, живопись темперамента – тех, чья родина курская земля; своя манера танца у донских казаков, смолян, астраханцев. При всем различии танцев в каждом из них отражается определенная грань русского национального характера.

 Сам танцевальный язык, танцевальные движения, в разных областях различны, имеют свой особый стиль исполнения. Встречается различный ритмический рисунок дробей, в некоторых областях дроби в танцах совсем отсутствуют. В одной местности движения на низу: присядки, закладки, в другой – таковых нет. Наблюдается также различное положение рук и т. д.  В большинстве случаев схема одних и тех же движений характерна для многих областей. Например, тройной и переменный шаг, ковырялочка, веревочка, па де баск и др. распространены повсюду, но исполняются они в каждой области по – своему. Эта своеобразная манера исполнения и придает танцу самобытность.

Описание движений

Дробь

Исполняется на 1 такт.

Исходное положение – шестая позиция ног. У девушек руки на поясе «кулачками». У юношей руки раскрыты широко в стороны.

Затакт.

Слегка приподнять правую ногу от пола.

На счет «раз» - четко притопнуть правой ногой, одновременно чуть приподнимая левую ногу.

На счет « и » - четко притопнуть левой стопой, слегка задерживая ее вверху.

На счет «два» - притопнуть еще раз, левой стопой, одновременно приподнимая от пола правую ногу.

На счет « и » - притопнуть правой стопой, слегка задерживая ее вверху.

На каждый счет «и» - юноши поднимают обе руки наверх, затем на счет «раз» или «два» - опускают обе руки вниз. Таким образом идет как бы покачивание руками сверху вниз.

Окошечко

Исходное положение – девушка и юноша стоят лицом друг к другу. Шестая позиция ног Соединенные руки разведены в стороны.

Исполняется на 2 такта с разных ног.

1-й такт.

На счет «раз» - четкий небольшой шаг вправо правой ногой на всю стопу.

На счет « и » - четко приставить левую ногу к правой в шестую позицию.

На счет «два» - переступить на правую ногу с небольшим акцентом. Одновременно соединенные правая рука юноши и левая рука девушки резко поднимаются наверх в третью позицию. Левая рука юноши и правая рука девушки принимают положение перед грудью в первую позиции. Голова смотрит на поднятые вверх руки.

На счет « и » - пауза.

2-й такт.

На счет «раз» - четкий небольшой шаг влево левой ногой на всю стопу. Одновременно руки обоих партнеров принимают исходное положение.

На счет « и » - четко приставить правую ногу к левой в шестую позицию.

На счет «два» - повторить движение на счет «два» 1-го такта с другой ноги.

На счет « и » - пауза.

Дробь

Исполняется на 2 такта, с постоянным продвижением вперед.

Исходное положение – шестая позиция ног.

Затакт.

Слегка подпрыгнуть на левой ноге. Правую ногу чуть приподнять от пола.

1-й такт.

На счет «раз» - двойной удар правой стопой, слегка приседая на левой ноге.

На счет « и » - удар левой стопой об пол.

На счет «два» - удар правой стопой об пол.

На счет « и » - удар левой стопой об пол.

2-й такт.

На счет «раз» - удар правой стопой об пол.

На счет « и » - удар левой стопой об пол.

На счет «два» - удар правой стопой об пол.

На счет « и » - слегка подпрыгнуть на правой ноге. Левую ногу чуть приподнять от пола.

Затем движение повторяется с другой ноги.

Ковырялочка на воздухе

Исполняется на 2 такта.

Исходное положение – первая позиция ног. Руки на поясе.

1-й такт.

На счет «раз» - слегка подскочить на левой ноге вперед и одновременно выбросить согнутую в колене правую ногу вправо на 45, колено в невыворотном положении. Левую руку заложить ладонью за голову, правую руку оставить на поясе.

На счет «и» - пауза.

На счет «два» - еще раз подскочить на левой ноге и, повернув колено вправо, развернуть ногу в выворотное положение, резко вынося ее вперед. Носок не вытягивать. Левую руку опустить на пояс.

На счет «и» - пауза.

2-й такт.

Все повторить с другой ноги.

На счет «раз» - заложить за голову правую руку.

 Девичий игровой ход

Исполняется на 1 такт.

Исходное положение – шестая позиция ног. Правая рука девушки, в которой она держит платочек, сгибается в локте на уровне талии, а кисть с платком – на уровне глаз. Левая рука, согнутая в локте, как бы поддерживает локоть правой руки снизу.

На счет «раз» - шаг правой ногой вперед. Одновременно правую  руку от локтя  провести вправо, взмахнув платком. Голову повернуть вправо за движением руки.

На счет «и» - кисть с платочком как бы слегка продолжает движение вправо.

На счет «два» - шаг левой ногой вперед. Одновременно правую руку от локтя провести влево, взмахнув платком. Голову повернуть влево.

На счет «и» - кисть с платочком как бы слегка продолжает движение влево.  Молоточки

Исполняется на 2такта.

Исходное положение – шестая позиция ног. Руки на поясе.

1-й такт.

На счет «раз» - легкий прыжок на правую ногу вперед. Одновременно левую ногу поднять сзади, сгибая в колене.

На счет «и» - ударить полупальцами левой ноги сзади правой.

На счет «два» - повторить движение на счет «раз».

На счет «и» - повторить движение на счет «и».

2-й такт.

Движение повторяется с другой ноги.

Дробь

Исполняется на 2 такта.

Исходное положение – шестая позиция ног.

1-й такт.

На счет «раз» - шаг правой ногой вперед.

На счет «и» - ударить об пол левым каблуком рядом с правой ногой.

На счет «два» - шаг левой ногой вперед.

На счет «и» - ударить об пол правым каблуком рядом с левой ногой.

2-й такт.

На счет «раз» - ударить правой ногой об пол.

На счет «и» - подскочить на левой ноге.

На счет «два» - ударить дважды правой ногой об пол.

На счет «и» - притопнуть левой ногой рядом с правой.

Переменный шаг вперед.

И.п. – шестая позиция ног. Руки можно раскрыть в стороны или положить на пояс.

На счет «раз» - шаг правой ногой вперед

 На счет «и» - небольшой шаг левой ногой вперед (она как бы обгоняет правую)

 На счет «два» - небольшой шаг вперед правой ногой (теперь она как бы обгоняет левую)

 На счет «и» - пауза. Затем движение повторить с другой ноги.

Приставной шаг

И.п. – естественное, руки на поясе.

На счет «раз» - сделать небольшой шаг вправо правой ногой

На счет «и» - левую ногу приставить к правой

На счет «два» - небольшой шаг вправо правой ногой

 На счет «и» - приставить левую ногу к правой. Движение исполняется с правой и левой ноги.

Шаг с припаданием 

И.п. – естественное.

На счет «и» - (из затакта) правую ногу, слегка отделив ее от пола, отвести в правую сторону

На счет «раз» - сделать шаг вправо на всю ступню правой ноги, чуть сгибая ее в колене и перенося на нее тяжесть корпуса, а левую ногу приподнять, подтягивая край ступни к щиколотке правой ноги сзади

 На счет «и» -  левую ногу, не разгибая в колене, опустить на полупальцы сзади правой ноги, перенести тяжесть корпуса на левую ногу, а правую слегка приподнять над полом

На счет «два» -  повторить то, что было исполнено на счет «раз»

 На счет «и» - повторить то, что было исполнено из затакта.

Исполняя «шаг с припаданием», танцующий медленно двигается вправо или влево в зависимости от того, с какой ноги начал движение. Руки можно положить на бедра, или скрестить на груди, или раскрыть в стороны.

Гармошка

И.п. – естественное.

 На счет «раз» - соединить носки, развести пятки в стороны

 На счет «и» - соединить пятки, а носки развести в стороны

 На счет «два - и» - повторяется то же самое.

При продвижении вправо надо, соединяя носки, опираться на пятку левой ноги и носок правой. При движении влево – наоборот.

Девичий ход с платком

Исполняется на 1 такт.

 И.п. - шестая позиция ног. Правая рука девушки, в которой она держит платок, сгибается в локте на уровне талии, а кисть с платком – на уровне глаз. Левая рука, согнута в локте, как бы поддерживает локоть правой руки снизу.

На счет «раз» - шаг правой ногой вперед. Одновременно правую руку от локтя провести вправо, взмахнув платком. Голову повернуть вправо за движением руки.

На счет «и» - кисть с платочком как бы слегка продолжает движение вправо.

На счет «два» - шаг левой ногой вперед. Одновременно правую руку от локтя провести влево, взмахнув платком. Голову повернуть влево.

На счет «и» кисть с платочком как бы слегка продолжает движение влево.

Дробь

Исполняется на 2 такта.

И.п. – шестая позиция ног.

1-й такт.

На счет «раз» - шаг правой ногой вперед.

На счет «и» - ударить об пол левым каблуком рядом с правой ногой.

На счет «два» - шаг левой  ногой вперед.

На счет «и» - ударить об пол правым каблуком рядом с левой ногой.

2-й такт.

На счет «раз» - ударить правой ногой об пол.

На счет «и» - подскочить на левой ноге.

На счет «два» - ударить дважды правой ногой об пол.

На счет «и» - топнуть левой ногой рядом с правой.

Девичий ход с платком

И.п. – шестая позиция ног. Девушка обеими руками держит платочек перед собой на уровне груди.

На счет «раз» - небольшой шаг вперед правой ногой. Одновременно перевернуть платочек за оба конца снизу вверх, как бы наматывая его сверху.

На счет «и» - четко приставить левую ногу к правой, шагнув вперед.

На счет «два» - повторить движение на счет «раз».

На счет «и» - повторить движение на счет «и».

Притопы

И.п. – шестая позиция ног. Левая рука на поясе. Правая рука наверху в третьей позиции, в руке – платочек.

1-й такт.

На счет «раз - и» - притопнуть правой ногой и одновременно взмахнуть платочком вверх.

На счет «два - и» - пауза.

2-й такт.

На счет «раз -и» - еще раз притопнуть правой ногой и одновременно еще раз взмахнуть платочек вверх.

На счет «два - и» - пауза.

Ход вперед маленькими шажками

1-й такт.

На счет «раз» - правой ногой сделать шаг вперед, наступая вперед, наступая на подушечку ступни.

На счет «и» - левой ногой шаг вперед на подушечку ступни.

На счет «два - и» - продолжая двигаться вперед, сделать еще два таких же маленьких шажка.

Дробь с поворотом

1-й такт.

На счет «раз» - притопнуть правой ногой.

На счет «и» - подскочить на левой ноге, правую слегка приподнять.

На счет «два» - ударить об пол каблуком правой ноги и тут же еще раз всей стопой.

На счет «и» - притопнуть левой ногой.

2-й такт.

На счет «раз» - прыгнуть на правую ногу, одновременно поворачиваясь на 90 вправо, левую ногу приподнять.

На счет «и» - прыгнуть на левую ногу, продолжая поворачиваться еще на 90 вправо, правую ногу приподнять.

На счет «два» - переступить на правую ногу, левую чуть приподнять.

На счет «и» - притопнуть всей стопой левой ноги.

Шаркающий шаг

На счет «раз» - шаг правой ногой вперед.

На счет «и» - ударить слегка каблуком левой ноги об пол и вынести вперед.

На счет «два» - шаг левой ногой вперед.

На счет «и» - ударить слегка каблуком правой ноги об пол и вынести вперед.

Дробь с подскоком

На счет «раз» - с легкого подскока встать на полупальцы, слегка согнув колени.

На счет «и» - подпрыгнув вверх, сделать удар каблуками и опуститься с сильным акцентом на левую ногу, правую чуть приподнять.

На счет «два» - ударить полупальцами правой стопы об пол.

На счет «и» - ударить полупальцами левой стопы об пол.

Затем движение повторяется.

Ключ

1-й такт.

На счет «раз» - притопнуть правой ногой.

На счет «и» - подскочить на левой ноге, правую приподнять.

На счет «два» - сделать двойной удар правой стопой, левую ногу приподнять.

На счет «и» - притопнуть левой ногой.

2-й такт.

На счет «раз» - слегка подскочить на правой ноге, левую чуть приподнять.

На счет «и» - топнуть левой ногой.

На счет «два» - топнуть левой ногой.

На счет «и» - пауза.

Дробь

Исполняется на 2 такта, с постоянным продвижением вперед.

Исходное положение – шестая позиция ног.

Затакт.

Слегка подпрыгнуть на левой ноге. Правую ногу чуть приподнять от пола.

1-й такт.

На счет «раз» - двойной удар правой стопой, слегка приседая на левой ноге.

На счет « и » - удар левой стопой об пол.

На счет «два» - удар правой стопой об пол.

На счет « и » - удар левой стопой об пол.

2-й такт.

На счет «раз» - удар правой стопой об пол.

На счет « и » - удар левой стопой об пол.

На счет «два» - удар правой стопой об пол.

На счет « и » - слегка подпрыгнуть на правой ноге. Левую ногу чуть приподнять от пола.

Затем движение повторяется с другой ноги.

Девичий ход с платком

И.п. – шестая позиция ног. Девушка обеими руками держит платочек перед собой на уровне груди.

На счет «раз» - небольшой шаг вперед правой ногой. Одновременно делая взмах платком вверх перед собой.

На счет «и» - четко приставить левую ногу к правой, шагнув вперед.

На счет «два» - повторить движение на счет «раз».

На счет «и» - повторить движение на счет «и».

C:\Users\Администратор\Desktop\дети фото\DSC04587.jpg