Образовательная программа дополнительного образования детей " Ритмика"

Толочко Ольга Николаевна

Образовательная программа дополнительного образования детей

 

«Ритмика

Пояснительная записка

  Программа «Ритмика» представляет дополнительный образовательный курс художественно – эстетической направленности с элементами физкультурно спортивной.
  При составлении программы «Ритмика» использован опыт ведущих специалистов хореографии, учтены современные тенденции, рассмотрены различные танцевальные стили и направления. Автором программы использовалась методическая литература, базовые программы, личный опыт работы.

Актуальность, педагогическая целесообразность

Актуальность проблем художественно-эстетической направленности обусловлена современным социальным заказом на образование и задачами художественного образования школьников, которые выдвигаются в концепции модернизации российского образования (Мин. обр.РФ от 29.11.01). В  данной программе подчеркивается важность художественного образования, использования познавательных и воспитательных возможностей предметов художественно-эстетической направленности, формирующих у обучающихся творческие способности, чувство прекрасного, эстетический вкус, нравственность.

Проблема формирования у учащихся эстетического отношения к искусству является одной из приоритетных проблем современной теории и практики эстетического воспитания.

Занятия в объединении  способствуют социальной активности воспитанника, где он знакомится с основами искусства, приобщается к одному из его видов в танцевальных группах. Важное место занимает подготовка репертуара и выступление перед зрителем. Каждое хореографическое произведение или сценическая композиция, осваиваемая в учебном курсе, требует от учащихся эмоциональности, творческой активности, мобилизации духовных и физических сил.

Ритмическая гимнастика – одна из эффективных форм повышения двигательной активности, организации здорового образа жизни.

Ритмическая гимнастика - еще и прекрасное средство разностороннего физического развития и эстетического воспитания. Гимнастика  очень актуальна в наше время.

С помощью ритмической гимнастики можно снять психическое напряжение, повысить умственную и физическую работоспособность, улучшить самочувствие.

Занятия в  детском объединении «Ритмика» открывают большие возможности для  многосторонних способностей школьника. На занятиях детского объединения самое главное пробудить в детях художественное начало, оптимально развить индивидуально- хореографические данные каждого ребенка. Помимо развития музыкально - ритмических данных на занятиях знакомятся с произведениями различных хореографических жанров, эпох, стилей, с творчеством ведущих  хореографов.

Цель: формирование творчески активной личности, способной к самореализации путём приобщения к основам хореографического искусства.

Задачи:

Обучающие:

ü познакомить детей с хореографическими терминами и понятиями;

ü научить взаимосвязи музыки и движения.

ü обучить основам музыкальной грамоты.

ü дать всем детям первоначальную хореографическую подготовку.

ü  освоить основы народного, классического, бального танцев;

ü   способствовать формированию  танцевальных способностей (музыкально-двигательные, художественно-творческие)  прививая любовь к танцу.

ü  обучить детей мыслить, слушать и слышать педагога, уметь исправлять неточности в исполнении.

Развивающие:

ü развить чувство ритма, эмоциональную отзывчивость на музыку;

ü  развить танцевальную выразительность, координацию движений, ориентировку в пространстве;

ü способствовать пробуждению фантазии, импровизации,
 развитию артистизма, умению исполнять ролевые танцы.

Воспитательные:

·                   воспитывать художественный вкус, интерес к танцевальному искусству;

·                   сплотить коллектив, строить в нем отношения на основе взаимопомощи и сотворчества;

·                   воспитать целеустремленность, активность, самостоятельность, креативность, умение ставить цель и достигать её;

 

Отличительные особенности образовательной программы

Программа «Ритмика» по своим целевым установкам, структуре и содержанию существенно отличается от программ по ритмике. Эти отличия заключаются:

·       Цикл теоретических и практических занятий.

·       Участие детей в мероприятиях ДДЮТ им Ю.А. Гагарина.

·       Выступление в массовых городских и районных мероприятиях.

·       Выступление в городских, районных, областных конкурсах художественной самодеятельности.

·       Творческие встречи с родителями.

Организация деятельности детского объединения

Комплектование групп с учетом возрастных особенностей:

1-я группа - младшая 8 -9 лет, режим занятий 2 раза по 2 часа в неделю (всего 4 часа в неделю).

2-я группа - средняя 9-10 лет, режим занятий 2 раза по 3 часа в неделю (всего 6 часов в неделю).

3-я группа - старшая 10-12 лет, режим занятий 2 раза по 3 часа в неделю (всего 6 часов в неделю).

 

      В работе с учащимися основное внимание направлено на групповую деятельность. Занятие помогают раскрыть музыкально ритмические способности, возможности каждого ребенка.

Занятия по программе рассчитано на 3 года.

Наполняемость групп:

1год обучения – 15 человек

2год обучения – 12 - 15 человек

3год обучения – 10 - 12 человек
Структура занятий включает в себя три основные части: подготовительную, основную, заключительную.

Подготовительная  часть  занятия
Общее назначение – подготовка организма к предстоящей работе. Конкретными задачами этой части является: организация группы; повышение внимания и эмоционального состояния занимающихся; умеренное разогревание организма.  Основными средствами подготовительной части являются: строевые упражнения; различные формы ходьбы и бега; несложные прыжки; короткие танцевальные комбинации, состоящие из освоенных ранее элементов; упражнения на связь с музыкой и др. Все упражнения исполняются в умеренном темпе и направлены на общую подготовку опорно-двигательного аппарата, сердечно - сосудистой и дыхательной систем.

Методические особенности.

 Продолжительность подготовительной части определяется задачами и содержанием занятия, составом занимающихся и уровнем их подготовки. На эту часть отводится примерно 10-15% общего времени занятия.

Основная часть занятия

 Задачами основной части являются: развитие и совершенствование основных физических качеств; формирование правильной осанки; воспитание творческой активности; изучение, и совершенствование движений танцев и его элементов; отработка композиций и т.д.
Средства основной части занятия: упражнения на силу, растягивание и расслабление(экзерсисы); хореографические упражнения; элементы современного, бального, народного танца; танцевальные композиции; постановочная работа.

Методические особенности.

На данную часть занятия отводится примерно 75-85% общего времени. Порядок решения двигательных задач в этой части строится с учетом динамики работоспособности детей. Разучивание и корректировка новых движений происходит в начале основной части, в конце – отработка знакомого материала.

Заключительная часть занятия.  

 Основные задачи – постепенное снижение нагрузки; краткий анализ работы, подведение итогов. На эту часть отводится 5-10% общего времени.
Основными средствами являются: спокойные танцевальные шаги и движения; упражнения на расслабление; плавные движения руками; знакомые танцы, исполнение которых доставляет детям радость.
Методические особенности.

 В заключительной части проводится краткий разбор достигнутых на занятии успехов в выполнении движений, что создает у учащихся чувство удовлетворения и вызывает желание совершенствоваться. Замечания и советы по поводу недостаточно освоенных движений помогает учащимся сосредоточить на них внимание на следующем занятии.

Оценка эффективности занятий

Эффективность занятий оценивается педагогом в соответствии с учебной программой, исходя из того, освоил ли ученик за учебный год все то, что должен был освоить. В повседневных занятиях самостоятельная отработка учениками танцевальных движений позволяет педагогу оценить, насколько понятен учебный материал, внести соответствующие изменения.
Важным параметром успешного обучения является устойчивый интерес к занятиям, который проявляется в регулярном посещении занятий каждым учеником, стабильном составе групп. Эти показатели постоянно анализируются педагогом и позволяют ему корректировать свою работу.
В конечном итоге, успех обучения характеризуются участием ребят в концертах, где они могут показать уровень профессиональной обученности.

Прогнозируемые результаты  по итогам первого года обучения

Знания:

-боковой шаг,

-шаг с притопом,

-переменный шаг,

-ковырялочку,

-знать боковой шаг, шаг с притопом, переменный шаг.

Умения:

-пройти в такт музыки, сохраняя красивую осанку,

-тактировать руками музыкальные размеры 2/4.

-вовремя начинать и заканчивать движения с началом и

концом музыкального предложения.

-уметь передавать в шаге характер музыки.

-уметь исполнять элементы хоровода, исполнять фигуры хоровода на переменном шаге.

Прогнозируемые результаты по итогам второго года обучения

Знания:

- сюжеты и темы русских и белорусских танцев;

- знать хореографические термины и понятия;

Умения:

- Выполнять элементы классического танца: постановка корпуса, demi plie по I, II, V позициям, вattement tendu из I позиции в сторону, вперед, назад, вattement tendu jete из I позиции в сторону, вперед, назад,  releve lent на 45º по всем направлениям,  grand Battement jete в сторону, вперед, назад, allegro: temps soute по I, II, V позиция у станка, , releve по VI, I, II, V позициям у станка и на середине зала;

-Основные движения «Rok-N-Rol».

- Характерные положения рук в русском, белорусском и украинском танце.

-Выведение ноги на каблук из 1-й позиции

-Ходы: простой шаг с продвижением вперед и назад;

- Переменный шаг с продвижением вперед и назад

-тактировать руками музыкальные размеры 2/4,4/4.

Прогнозируемые результаты по итогам третьего года обучения

Знания:

- знать хореографические термины и понятия;

- сюжеты и темы танцев европы;

  Умения:

- Выполнять элементы классического танца: demi et grand plie по I, II, IV, V  позициям лицом к станку, battement tendu jete из V позиция по всем направлениям, позднее за одну руку, releve lent на 90º в сторону, вперед, назад, позднее за одну руку, grand Вattement jete по всем направлениям, позднее за одну руку-передавать в танце характер музыки,

- Выражать эмоциональное состояние образа,

- Ходы в русском танце (закрепляются знания и навыки 1-2 годов обучения).

- Переменный шаг с каблука, с продвижением вперед и назад.

- Дробь с подскоком.

- Элементы современного танца. 

- Основные движения «Вальса»;

- Тактировать руками музыкальные размеры 3/4,4/4.

Способы проверки результатов обучения

Первый  год обучения:

     В конце 1 полугодия - через срез знаний,   участие в концертах.   

В конце 2 полугодия через срез знаний,   участие в концертах, итоговый концерт для родителей.

Второй  год обучения:

     В конце 1 полугодия - через срез знаний,   участие в концертах.

В конце 2 полугодия через срез знаний,  итоговый концерт для родителей участие в концертах, выступление на отчётном концерте ДДЮТ, участие в конкурсах различного уровня.

Третий год обучения:

     В конце 1 полугодия - через    срез знаний,   участие в концертах.  

В конце 2 полугодия через срез знаний,   участие в концертах, выступление на отчётном концерте ДДЮТ, участие в конкурсах различного уровня.

Формы подведения итогов реализации программы

    Эффективность образовательного процесса отслеживается в системе разнообразных форм аттестации:

Вводный контроль. Уровень и способности детей при приеме в объединение определяются прослушиванием, выявляющим:

·              слух;

·              чувство ритма;

·              пластичность;

Промежуточный контроль.

Проводится по итогам каждого полугодия. Проверка техники исполнения хореографических элементов учащихся осуществляется педагогом во время занятий на протяжении всего периода обучения. Эффективность занятий оценивается педагогом в соответствии с учебной программой, исходя из того, освоил ли ученик за учебный год все то, что должен был освоить. В повседневных занятиях самостоятельная отработка учениками танцевальных движений позволяет педагогу оценить, насколько понятен учебный материал, внести соответствующие  изменения.
Важным параметром успешного обучения является устойчивый интерес к занятиям, который проявляется в регулярном посещении занятий каждым учеником, стабильном составе групп. Эти показатели постоянно анализируются педагогом и позволяют ему корректировать свою работу.

Итоговый контроль.           

      Пройдя обучение по 3-летней программе, воспитанники

При проведении итоговой аттестации учитывается следующее:

·              оценка годовой работы учащегося, выведенная на основе результатов его обучения;

·              выступления на различных концертах, конкурсах;

     В конечном итоге, успех обучения характеризуются участием воспитанников в концертах,  конкурсах, где они могут показать уровень профессиональной подготовленности.

Формы проведения итогов реализации программы:

ü участие в конкурсах, фестивалях, выступлениях.

ü тестирование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематический план

Первый год обучения

Младшая группа (подготовительная)

Разделы, темы

Общее

кол-во часов

Теоретических

 

Практических

1.Введение.

2

2

-

2.Музыкально - ритмические навыки

20

2

18

3.Ритмико-гимнастические

упражнения

 

 

 

А) Элементы классического танца Партерный станок

20

2

18

Б) Элементы народно-сценического танца

20

2

18

В) Элементы современного танца

20

2

18

Г) Элементы художественной гимнастики

10

1

9

4.Постановочная и репетиционная работа

 

32

4

28

5.Мероприятия воспитательно-познавательного характера,

16

3

13

7.Итоговые занятия

4

-

4

                 Итого:

144

18

126

 

 

 

Содержание программы

Первый год обучения

1.    Введение

Введение в предмет. Организационные вопросы. Инструктаж по ТБ.

2. Музыкально-ритмические навыки.

-  Понятия: темп, музыкальный ритм, марш. тактирования

- Музыкально-пространственные упражнения:

3.Ритмико – гимнастические упражнения

А)Элементы  классического экзерсиса.

Маршировка в темпе и ритме музыки (шаг на месте, вокруг себя, влево вправо, продвижение на углах).

-Фигурная маршировка с перестроением (из колонны в шеренгу, из  одного круга в два, звездочка, конверт.)

-Танцевальные шаги на полупальцах.

-Музыкально-образные упражнения: (лиса ,журавль, олень, кошка, мышка.)

-Дирижерский  жест, тактирование музыкального  размера.

-Шаги, хлопки с выделением сильной доли.

-Шаги по кругу с носка на всю ступню (муз. Размер 4/4 на ¼ муз. сопровождения).

-Шаги вперед с высоким подниманием колена (муз. размер 4/4,3/4 на ¼ или 1/8 муз. сопровождения).

-Шаги вперед на полупальцах (муз. размер 4/4,3/4 на ¼ или 1/8 , муз. сопровождения).

-Бег на полупальцах (по 6 позиции) на месте (муз.размер 3/4,2/4,на 1/4 или 1/8 муз. сопровождения).

-Подъем на полупальцах( по 6 позиции).(муз. размер2/4 на 2 такта муз. сопровождения).

-Полуприседание по (6 позиции).(муз. размер4/4 на 1 такт муз . сопровождения).

Партерный станок.

-Тренировка подъема по 1 позиции, подъем и пальцы

вытянуть и разогнуть - на спине и животе (по 8-16 раз).

- Тренировка подъема по 2 позиции, подъем и пальцы

вытянуть и разогнуть - на спине и животе (по 8-16 раз).

-Упражнение для головы – ноги в 1 позиции. Голову повернуть направо, прямо и в другую сторону.

-Battement tendu по 1 позиции в сторону.

-Battement tendu qete вперед на 30 градусов.

Б)Элементы народно- сценического танца.

-Сюжеты и темы русских хороводов

-Особенности народных движений.

-Характерные положения рук в сольных и массовых танцах.

-Основные рисунки танцев.

-Танцевальные шаги с носка: простой шаг, переменный  шаг.

-Шаг с притопом

-Выведение  ноги на каблук из 1-й позиции.

-Ковырялочка. 

-Приставной  шаг, (с притопом, с хлопком).

-Притопы с полуприседанием.

В) Элементы современного танца.

-Шаги, бег с высоко поднятыми коленями.

-Разножка.

-Пружинка.

-Прыжки с двух ног на одну, две.

-Повороты на месте вокруг себя.

-Подскоки.

-Основные движения танцев «Диско», «HIP-HOP».

Г)Элементы художественной  гимнастики.

1.Упражнение с флажками:

-большие лицевые махи;

-махи в боковой плоскости;

-махи в горизонтальной плоскости;

-лицевые кружки с флажками;

2.Упражнение с платочками:

-махи в боковой и лицевой плоскости;

-круги в лицевой и боковой плоскости;

-перевод платочка вперед, назад:

-соединение кругом и махов;

-передача платочка из одной руки в другую;

3.Упражнение с обручем:

-вращение обруча на руке в лицевой и боковой плоскости;

-вращение обруча над головой;

4.Упражнение для развития пластики:

-волна туловищем;

-пружинка;

-передай коробочку;

4.Постановочная и репетиционная работа.

Практическая работа

-Изучение движений, этюдов, комбинаций и танцевальных элементов. Построение и перестроение.

5.Мероприятия воспитательно-познавательного характера

Организация и проведение тематических  мероприятий, праздничных огоньков для воспитанников. Участие в воспитательных мероприятиях ДДЮТ. Просмотр и обсуждение телепередач и видеозаписей, совместные мероприятия и праздники, концерты перед родителями.

Подвижные игры, соревнования.

-Муравьи строят дом.

-Кошки – мышки.

-Моряки.

-Утренний туалет зайца.

-Кто быстрее, кто сильнее, кто внимательнее.

Итоговое занятие.

Срез знаний, участие в концертах, итоговый концерт для родителей.

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематический план

Второй  год обучения

Средняя группа

 

Разделы, темы

Общее

кол-во

часов

Теоретических

 

Практических

1.Вводное занятие

2

2

-

2.Ритмико-гимнаститические упражнения

 

 

 

А) Элементы классического танца Партерный станок

38

2

36

Б) Элементы народно-сценического танца

38

2

36

В) Элементы современного танца

38

2

36

Г) Элементы художественной гимнастики

18

1

17

3.Постановочная и репетиционная работа

 

48

4

44

4.Мероприятия воспитательно-познавательного характера.

30

3

27

5.Итоговые  занятия

4

-

4

                 Итого:

216

16

200

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание программы

Второй год обучения

1.    Вводное занятие.

Организационные вопросы. Инструктаж по ТБ. Знакомство с учебным планом 2 года обучения.

2.Ритмико-гимнастические упражнения.

А)Элементы классического танца.

Партерный станок.

-RELEVE lent на 45 градусов по 1 позиции, поднимая одновременно две ноги (на 4 такта 4/4).

Упражнение служит для развития мышц брюшного пресса.

-Одновременный подъем корпуса и ног назад (на 4 такта 4/4) упражнение для укрепления мышц спины.

-Passe двумя ногами одновременно.

- RELEVE lent на 90 градусов из 1 позиции (на 2 такта 4/4) вперед.Port de bras вперед из положения сидя, ноги в 1 позиции. Упражнение развивает гибкость и эластичность мышц ног.

- Port de bras назад из положения сидя, ноги в 1 позиции.

Упражнение для укрепления мышц брюшного пресса.

-Grand battement вперед по 1 позиции (на 2 такта 2/4).

-«Коробочка» (на 2 такта 2/4).

-«Кошечка» - из упора стоя на коленях прогнуть спину, голову поднять до предела и в обратном порядке повторить.

Упражнения для рук.

1.Исходное положение – руки согнутыв локтях, ладони  вниз ,пальцы выпрямлены (без лишнего напряжения).

-Сгибание кистей вниз и вверх.

-Отведение кистей вправо и влево.

-Кружение кистями наружу и внутрь.

2. Постепенное выпрямление и сгибание пальцев и кистей рук.

Исходное положение – руки согнуты в локтях, кисти сжаты в кулаки. Постепенно с усилием выпрямлять все пальцы и разводить в стороны, одновременно вытягивая руки вперед.

Затем без остановки согнуть кисть вниз, одновременно  сжимая пальцы в кулаках и сгибая локти. Упражнение можно  назвать «Кошка выпускает когти».

3 «Твердые и мягкие» руки.

Исходное положение - подняв руки в стороны или вперед. До передела выпрямлять все мышцы рук от плеча до концов пальцев, затем, не отпуская рук, ослабляют напряжение, локти, кисти, пальцы пассивно сгибают. (Руки как бы ложатся на мягкую подушку).

4.Упражнение для кисти руки. ( На 2 такта 2/4 сгруппировать кисть, на 2 такта – расслабить пальцы. Исходное положение по усмотрению преподавателя).

5.Подготовительное положение рук.

6.1 позиция рук.

Упражнение для корпуса и головы.

-Повороты головы.

-Наклоны головы.

-Наклоны корпуса в сторону (руки на поясе).

Упражнение у станка.

-Положение учащихся лицом к станку в свободной позиции.(На 4 такта 4/4 положить руки на станок , на 4 такта 4/4 снять руки со станка).

-Изучить 1,2,5 позиции ног, лицом к станку (рекомендуется исполнять это упражнение на 8 тактов 4/4 или 32 такта 3/4).

-Постановка корпуса в 1,2,5 позициях ( на 8 тактов 4/4  или на 32 такта 3/4 лицом к станку).

-Demi plie в 6 позиции лицом к станку ( на 2 такта 4/4).

-Releve в 6 позиции лицом к станку (на 2 такта 2/4).

Б)Элементы народно - сценического танца.

 -Сюжеты и темы русских, украинских, белорусских танцев (беседы).

-Характерные положения рук в русском, белорусском и украинском танце.

-Позиции рук 1,2,3 на талии.

-Шаг с притопом.

-Выведение ноги на каблук из 1-й позиции.

-Ковырялочка.

-Приставной шаг.

-Присядка, полуприсядка.

-Припадание.

-Вращение на подскоках.

-Ходы: простой шаг с продвижением вперед и назад;

Переменный шаг с продвижением вперед и назад.

-Моталочка.

В) Элементы современного танца.

-Акцент.

-Пульсар.

-Мальвина.

-Разножка.

-Пружинка.

-Пружинка с двух ног на одну, две.

-Повороты на месте, вокруг себя.

-Основные движения «Rok-N-Rol».

Г)Элементы художественной гимнастики.

1.Упражнение с лентой:

-Большие лицевые махи;

-Махи в боковой плоскости;

-Махи в горизонтальной плоскости;

-Лицевые круги лентой;

-Змейка вертикальная, горизонтальная;

2.Упражнения со скалкой:

-Махи в лицевой и боковой плоскости;

-Круги  в лицевой и боковой плоскости;

-Перевод скакалки вперед, назад;

-Соединение кругов и махов;

-Передача скакалки из одной руки в другую;

3.Упражнение  с обручем:

-Вращение обруча на руке в лицевой и боковой плоскости;

-Вращение обруча над головой;

4.Упражнение для развития пластики.

Ветерок                                    Верблюд

Пружинка                                  Скамеечка

Лодочка                                     Корзиночка

Коробочка                                 Доска

Утюжек                                     Кошечка

3.Постановочная и репетиционная работа.

Практическая работа

-Изучение движений, этюдов, комбинаций и танцевальных элементов. Построение и перестроение.

4.Мероприятия воспитательно-познавательного характера

Участие в конкурсах, фестивалях различного уровня. Организация  праздничных огоньков для воспитанников студии. Участие в воспитательных мероприятиях ДДЮТ. Просмотр и обсуждение телепередач и видеозаписей, совместные мероприятия и праздники, концерты перед родителями.

Подвижные игры, соревнования.

Морская фигура.

Мышеловка.

Колечко.

Совушка - сова.

Краски.

Кто быстрее, кто сильнее, кто внимательнее!

А ну-ка догони!

Итоговое занятие

 Срез знаний,  итоговый концерт для родителей участие в концертах, выступление на отчётном концерте ДДЮТ, участие в конкурсах различного уровня.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематический план

Третий год обучения

Раздел, тема

Количество часов

Общее

Теоретических

Практических

1.Вводное занятие

2

2

-

2.Ритмико-гимнастические упражнения

 

 

 

А)Элементы классического танца. Партерный станок.

38

2

36

Б)Элементы народно-сценического танца

38

2

36

В)Элементы современного танца

38

2

36

Г)Элементы художественной гимнастики

18

0

17

3.Постановочная и репетиционная работа.

48

4

44

4.Мероприятия воспитательно-познавательного характера.

30

2

27

Итоговые занятия

4

-

4

Итого:

216

14

202

Старшая группа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание программы

Третий год обучения

1.    Вводное занятие

Организационные вопросы. Инструктаж по ТБ. Знакомство с учебным планом 3 года обучения.

2.Ритмико-гимнастические упражнения.

А)Элементы классического танца.

Упражнения у станка.

-Позиции ног 1,2,3,5, (лицом к станку, держась за 1 руку).

-Постановка рук - подготовительная,1,2,3

-demi plie. grand plie  в 1-й ,2-й ,3-й ,5-й позициях (лицом к станку, держась за 1 руку)

-battement tendu по 1-й позиции, позднее по 5-ой позиции:

Вперед,

В сторону,

Назад,

- battement tendu jete (лицом к станку перед по 1-й позиции).

-grand battement jete назад (лицом к станку),

-sur le cou-de-pied(положение) спереди, сзади.

-round de jambe par terre (лицом к станку) en dehore.

-Temps sauté (по 6 позиции, руки в подготовительном положении).

-jete ferme.

Б)Элементы народно-сценического танца.

-Позиции рук 1,2,3, на талии положение рук в парном танце.

-Движение рук: переводы в различные положения; навыки в обращении с платочком. 

-Ходы в русском танце (закрепляются знания и навыки 1-2 годов обучения).

-Переменный шаг с каблука, с продвижением вперед и назад.

-Дробь с подскоком.

-Переступания на полупальцах.

-Веревочка простая и с переступанием.

-Ключ простой, двойной.

-Притоп.

-Выхилясник.

-Вращение на подскоках.

-Хороводы и кадрили (беседа).

В)Элементы современного танца. 

Закрепляются знания и навыки 1-2 годов обучения и добавляются новые:

-Пирамида

-Акцент

-Буратино

-Скольжение с отскоком

-Качалка

-Колобок

-Прессинг

-Марионетка

-Основные движения «Вальса».

 

Г)Элементы художественной гимнастики.

1.Упражнение с мячом:

-броски одной рукой;

-переброска мяча из одной руки в другую;

-броски под руку;

-броски об пол;

-выкрут мяча;

2. Упражнение для развития пластики:

-волна туловищем;

-наклоны и повороты туловища из разных положений ;

-упражнение на равновесие;

-скрестные повороты на 180 и 360 градусов;

3.Упражнение с шарфом:

-махи и круги шарфом;

-перевод шарфа из положения спереди назад;

-броски шарфа;

3. Постановочная и репетиционная работа.

Практическая работа

-Изучение движений, этюдов, комбинаций и танцевальных элементов. Построение и перестроение.

4.Подвижные игры, соревнования:

-Мышеловка

-Колечко

-Ручеек

-Морская фигура

-Кто быстрее, кто сильнее, кто внимательнее.

5.Мероприятия воспитательно-познавательного характера

Участие в конкурсах, фестивалях различного уровня. Организация и проведение праздничных огоньков для воспитанников. Участие в воспитательных мероприятиях ДДЮТ. Просмотр и обсуждение телепередач и видеозаписей, совместные мероприятия и праздники, концерты перед родителями.

Итоговые занятия

Срез знаний,  итоговый концерт для родителей участие в концертах, выступление на отчётном концерте ДДЮТ, участие в конкурсах различного уровня.

Методическое обеспечение программы

Для достижения цели, задач и содержания программы необходимо опираться в процессе обучения на следующие хореографические принципы:
• принцип формирования у детей художественного восприятия через пластику;
• принцип развития чувства ритма, темпа, музыкальной формы;
• принцип обучения владению культурой движения: гибкость, выворотность, пластичность.
Принципы дидактики:
• принцип развивающего и воспитывающего характера обучения;
• принцип систематичности и последовательности в практическом овладении основами хореографического мастерства;
• принцип движения от простого к сложному как постепенное усложнение инструктивного материала, упражнений, элементов классического, народного, бального танца;
• принцип наглядности, привлечение чувственного восприятия, наблюдения, показа;
• принцип опоры на возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
• принцип доступности и посильности;
• принцип прочности обучения как возможность применять полученные знания  во внеурочной деятельности, в учебных целях.


Для реализации программы в работе с учащимися применяются следующие методы:
1. Метод активного слушания музыки, где происходит проживание интонаций в образных представлениях: импровизация, двигательные упражнения – образы.
2. Словесный метод, с его помощью раскрывается содержание музыкальных произведений, объясняются элементарные основы музыкальной грамоты, описывается техника движений в связи с музыкой, терминология, историческая справка и др.
3. Метод наглядного восприятия, способствует быстрому, глубокому и прочному усвоению программы, повышает интерес к занятиям.
4. Метод практического обучения, где в учебно-тренировочной работе осуществляется освоение основных умений и навыков, связанных с постановочной, репетиционной работой, осуществляется поиск художественного и технического решения.

Применяемые методы

1.Словесный метод (рассказ, объяснение, инструктаж).

2. Наглядный метод (демонстрация).

3. Практический метод (упражнения).

Формы методы и средства, изложенные в программе, позволяют расширить индивидуальные творческие возможности ребенка, повысить познавательную активность, желание совершенствовать свое мастерство на основе приобретенных знаний, умений и навыков.
Дидактический материал

Наглядные пособия, игры, специальная литература, аудиозаписи.

Материально - техническое обеспечение программы

Для проведения занятий необходимо:

1.Просторное светлое помещение, зеркала, маты, станок,

2.Инструмент (фортепиано), магнитофон, кассеты, диски.

Для занятий детям необходима спортивная форма и обувь. При  наличии инструмента – аккомпаниатор.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы для педагога

1. Боброва Г. «Искусство грации»

2. Бекина С.И., Ломова Т.П. «Музыка и движение» издательство Просвещение, 1984

3.  Борзов А.А. «Бальные танцы» Издательство Советская Россия, 1986

4. Чугунов С.П. «Организатору детской художественной самодеятельности в клубе» Профиздат, 1971

 

Список литературы для учащихся:

1. Барышникова Т. «Азбука хореографии» Аирис-Пресс Москва, 1999

2.Ивинг В.П., Конорова Е.В. «Хореографическая работа со школьниками» Мин. Просвещения РСФСР Москва, 1956

3. Кряж В.Н. «Гимнастика Ритм Пластика» «Полымя» Минск, 1987