«Самостоятельная работа - как развитие творческих способностей детей в процессе обучения хореографией»

Гришунина Оксана Владимировна

 

Хореографическое искусство всегда привлекало к себе внимание детей и подростков. Оно приобрело широкое распространение в  организациях дополнительного образования. Хореографические отделения в школах искусств показали себя на практике как перспективная форма эстетического воспитания. В основе, которой, лежит приобщение детей  к искусству танца. Но не только эстетическое образование является целью обучения хореографии во время занятий, задача хореографа через год приобщить детей к самостоятельной работе по постижению и изучению хореографического искусства. Как и другие виды искусства, хореография отражает социальные процессы, взаимоотношения людей, обогащает духовный мир человека, помогает раскрыться личности в   творчестве. Творчество, как считает Н.В. Кларин - это способность  образовывать новые сочетания идей, отвечающих той или иной цели, направленность на достижение творческого результата.  Исходной точкой творчества является активность и самостоятельность, оригинальность и умение фантазировать.

Анализируя работу по обучению детей, отмечаем о противоречие между потенциальной возможностью  искусства хореографии и недостаточно эффективной помощью в развитии  творчества учащихся. Нам легче работать с одаренными детьми, поскольку одаренные дети проявляю больше самостоятельности, т.к. обладают большим творческим и интеллектуальным потенциалом. Но хореограф должен заниматься с детьми средней способности, у которых отмечают нереализованные возможности. Очень большая часть детей, с непроявленными или скрытыми способностями оказывается вне внимания специалистов и поэтому не получает необходимой для развития помощи и поддержки. Для того чтобы помочь детям развиваться необходимо  дать возможность «открыть себя». Эффективной деятельностью может быть самостоятельная работа детей,  а для этого нужно создать условия и дать больше свободу действиям.

Самостоятельная работа в моем коллективе это: 1) самостоятельная  работа над движением (1год обучения);  самостоятельно придуманное движение (2-3 год обучения); самостоятельно придуманный этюд  (4-5год обучения); самостоятельно придуманный танец (5 год обучения и т.д.); 

 Обучение и творческое развитие представляют неразрывное единство. Педагогический процесс надо строить таким образом, чтобы дети, приобретая знания, овладевая навыками и умениями, понимали, что этому они научились самостоятельно. Следовательно, можно утверждать, что самостоятельная деятельность - это большая возможность решения педагогических задач. Считаю данную тему актуальной.

Отмечаю - наиболее эффективным в данной ситуации:

·                   интегрированный подход (формы, методы, технологии)

·                   разработка и апробация новых программ для работы с детьми; Положительная динамика  не заставит себя долго ждать, когда  ученики начнут «давать плоды» своего собственного труда, когда каждый станет на 2-3 году обучения  победителем конкурсов различного уровня. Безусловно,  функционирование такого подхода в работе с  детьми  удастся наладить   только творческим  педагогам,  которые:

·                   используют инновационные методы

·                    реализуют   долгосрочные дополнительные  образовательные  программы.

Некоторые воспитанники выберут профессию, схожую по профилю с тем, чему они обучались в организациях дополнительного образования, но даже если ребенок выберет совершенно иную профессиональную область, знания и умения, которые он получил  ему всю жизнь.

Таким образом хореография увеличивает жизненное пространство человека, и помогает выбрать творческую профессию. И в этом им помогают педагоги дополнительного образования.

 

1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991г.

2. Красовская В. М.» О классическом танце» в кн. Н. Базарова, В. Мей «Азбука

классического танца». Л., 1983 г.

3. Метлов Н. А. Музыка – детям. М., «Просвещение». 1985г.

4. Пономарев А. Я. Психология творения. М., 1999 г.

5. Способности ваших детей. Сост. Линькова Н. П., Шумилин Е. А.

М., «Просвещение». 1969 г.

6. Пуртова Т. В., Беликова А. Н., Кветная О. В. Учите детей танцевать.

М., «Владос». 2003 г.

7. Чудновский В. Э. Воспитание способностей и формирование личности. М., «Знание». 1986 г.