Методическая разработка

Методическая разработка: "Специфические особенности музыкального оформления урока народно - сценического танца"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spets_osobennosti.docx28.85 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Специфические особенности музыкального оформления урока народно – сценического танца»

Концертмейстер

Головнина Ирина Михайловна

2014 г.

г. Нижневартовск

Пояснительная записка

Народно – сценический танец в значительной степени расширяет и обогащает исполнительские возможности учащихся. Успех работы с детьми на много зависит от того, насколько правильно подобран музыкальный материал и художественно – выразительное исполнение концертмейстера. Ясная фразировка, яркие динамические контрасты помогают детям услышать музыку и отразить ее в танцевальных движениях.

Цель: формирование духовно – нравственных ценностей.

Задачи:

  • развитие музыкального восприятия метроритма;
  • умение согласовывать характер движения с характером музыки;
  • развитие воображения, художественно-творческих способностей;
  • расширение музыкального кругозора детей.

Под музыкальным оформлением урока следует понимать музыкальную композицию, облеченную в законченную форму, построенную по характеру, фразировке, ритмическому рисунку, динамике в полном соответствии с танцевальным движением и как бы сливающуюся с ним в одно целое. Эта композиция должна подчеркивать все особенности танцевального движения средствами его музыкальной характеристики» - Ярмолович Л. Принципы музыкального оформления урока. Л.: Музыка, 1968.

Музыкальное оформление должно помогать учащимся овладевать техническими навыками хореографической профессии и в то же время прививать им осознанное отношение к законам музыкального искусства, понимание мелодической, гармонической, полифонической, ритмической, динамической логики музыкальных произведений.

Между тем именно в живом процессе урока учащиеся постигают неразрывные связи музыки и пластики и познают основные законы музыкального формообразования и музыкально-драматургического развития; именно здесь формируется их музыкальный вкус. Поэтому музыкальный материал, используемый на уроке, должен быть тщательно отобранным и обладающим художественными достоинствами.

При сохранении таких качеств, как образность, яркость, индивидуализированность, национальное и жанровое своеобразие, музыкальный материал должен в то же время максимально точно соответствовать хореографическому заданию, отражая особенности ритмического рисунка, динамики, логики, фразировки, присущих тем или иными движениям и элементам, заданным на уроке.

Рассмотрим деятельность концертмейстера - пианиста, работающего с детьми разных возрастных групп на уроках народно-сценического танца.

Искусство танца без музыки существовать не может. Поэтому на занятиях в хореографических классах с детьми работают два педагога - хореограф и музыкант (концертмейстер). Дети получают не только физическое развитие, но и музыкальное.

Успех работы с детьми во многом зависит от того, насколько правильно, выразительно и художественно пианист исполняет музыку, доносит ее содержание до детей. Ясная фразировка, яркие динамические контрасты помогают детям услышать музыку и отразить ее в танцевальных движениях. Музыка и танец в своем гармоничном единстве - прекрасное средство развития эмоциональной сферы детей, основа их эстетического воспитания.

Уроки хореографии от начала и до конца строятся на музыкальном материале. В этом смысле музыкальное оформление урока народно - сценического танца требует даже большей степени детализации в отборе материала, чем оформление урока классического танца, так как в народно - сценическом экзерсисе одни и те же движения зависят от национальной и стилистической окраски могут приобретать совершенно различную «манеру произнесения». Например, в классическом танце такие движения, как plie и developpe традиционно относятся к элементам адажио, носят связный, легатный характер и исполняются в медленном темпе. В характерном же экзерсисе их исполнение может быть как плавным, так и отрывистым, причем порой оба вида сочетаются в одной комбинации. Поэтому в подходе к музыкальному оформлению необходимо руководствоваться принципами вдумчивого отбора и составления своего рода «нотной хрестоматии» с многочисленными вариантными примерами, относящимися к одному и тому же движению и учитывающими не только общий характер движения, но и характер всех составляющих его компонентов.

Работа преподавателя и концертмейстера по подготовке урока народно-сценического танца предполагает наличие строго выверенного плана. Хореографический и музыкальный материал урока должен распределяться таким образом, чтобы восприятие учащихся не притуплялось, и концентрация внимания не снижалась в процессе урока. Для сохранения единого эмоционального тонуса и темпа урока целесообразно выстраивать его по принципу контрастного чередования различных по характеру и темпу движений и элементов. Контраст этот может проявляться как на уровне композиции урока в целом, так и на уровне соотношения отдельных элементов танцевальной и музыкальной речи.

Динамичные, технически сложные движения могут сочетаться с элементами, направленными на развитие пластичности и танцевальности - различного рода port de bras, наклонами, перегибами корпуса и т.д. Нередким становится также соединение в одной комбинации танцевальных движений различной амплитуды, например, developpe и «веревочки», grand battement и battement tendu и т.д.

С позиций музыкального оформления контраст может быть достигнут за счет изменения темповых соотношений путем деления комбинации на два раздела (adagio-allegro), за счет артикуляционных различий (staccato-legato), смены динамических оттенков (f-p, crescendo-diminuendo).

Так, экзерсис у станка содержит целый ряд разнообразных движений. Часть из них является производными от движений классического экзерсиса (plie, battement tendu, jetem rond de jamb par terre, fondu, grand battement). Другие же движения, в особенности те, которые включают в себя работу сокращенной и свободной стопы, характерны именно для народно-сценического экзерсиса ( к их числу относятся отдельные виды battement tendu, «веревочка», pas tortille, flic-flac,double-flic и др.).

Что касается материала, изучаемого на середине зала, то он, в отличие от материала урока классического танца, не связан с определенным движением, а подразделен в основном по национальной принадлежности. Предметом изучения здесь в основном становятся элементы венгерского, испанского, цыганского, польского, итальянского и русского сценических танцев. Вначале эти элементы проучиваются раздельно в «чистом» виде, а затем становятся основой построения развернутых танцевальных комбинаций и этюдов, где используются достаточно развернутые музыкальные формы - сложная трехчастная, вариационная, форма рондо и т.д.

В работе концертмейстера всегда есть объективные сложности. Ему приходится работать с детьми разного возраста (от начинающих школьников до выпускников). Наполнить музыкой каждое занятие, в соответствии с возрастом танцоров, репертуаром данной возрастной категории и танцевальным направлением не просто. Путь один - постоянное совершенствование, серьезный творческий подход к работе.

В обязанности концертмейстера хореографических классов входит:

  • репертуарный подбор музыкальных произведений для занятий, постоянное расширение музыкального багажа и знаний о природе танца, его характерных особенностей;
  • изучение опыта работы по эстетическому воспитанию детей в хореографических коллективах, в частности, по музыкальному развитию;
  • знакомство с новыми методиками «движения под музыку»;
  • систематическая работа по музыкальному развитию танцоров, потому что музыкально образованные дети намного выразительнее в танцах.

В любом случае в подборе музыкального оформления концертмейстер должен прежде всего сообразовываться с логикой построения танцевальной комбинации, стремясь к единству и взаимодействию принципов организации хореографического и музыкального материала.

Помимо таких качеств, как преимущественная опора на мелодический тематизм, отчетливость метроритмических формул, разнообразие фактурных приемов, структурная ясность и завершенность, лаконизм и доступность для восприятия, музыкальный материал урока народно - сценического танца должен обладать и ярко выраженной национальной окраской. Одни и те же движения могут быть различным образом трактованы в зависимости от того в каком заданном характере они исполняются - венгерском, польском, цыганском, испанском и т.д.

Результативная работа в хореографических классах возможна только в содружестве педагога - хореографа и музыканта. И здесь можно говорить о субъективной позиции, потому что не малую роль играет психологическая совместимость, личностные качества концертмейстера и хореографа. Для настоящего творчества нужна атмосфера дружелюбия, непринужденности, взаимопонимания. Важно, чтобы концертмейстер был и другом и партнером. Только с позиции творческого подхода можно осуществить все замыслы, иметь высокую результативность в исполнительской деятельности учащихся хореографических классов.

Программирует и планирует работу педагог-хореограф. Концертмейстеру часто приходится работать с несколькими педагогами, и чаще всего концертмейстер приходит на уже готовую программу. Тематическое планирование учебного материала по хореографии тоже делает педагог. Концертмейстер обязан знать и программу, и план каждого года обучения, и план каждого занятия. Сотворчество педагога - хореографа и концертмейстера необходимо во всех сферах (планирование, реализация программ учебной и постановочной работы). От концертмейстера не зависит построение занятий, это решает хореограф, а вот какова будет отдача, на каком эмоциональном уровне они пройдут, зависит от музыканта, от подобранной и предложенной им музыки.

Технология подбора музыкальных произведений базируется на глубоких знаниях концертмейстера системно-хореографического образования и предполагает:

  • знание школ и направлений танцевального искусства;
  • знание традиционных форм и этапов обучения детей хореографии;
  • знание форм построения занятий, обязательных импровизационных моментов;
  • знание хореографической терминологии.

К подбору музыкальных фрагментов предъявляются требования по следующим критериям:

  • характеру;
  • темпу;
  • метро - ритму (размер, акценты и ритмический рисунок);
  • форме музыкального произведения (одночастная, двухчастная, трехчастная, вступление, заключение).

Музыку для сопровождения танцевальных упражнений необходимо постоянно пополнять и разнообразить, руководствуясь эстетическими критериями, чувством художественной меры. Постоянное звучание на уроках одного и того же марша или вальса ведет к механическому, не эмоциональному выполнению упражнений танцующими. Нежелательна и другая крайность: слишком частая смена сопровождений рассеивает внимание учащихся, не способствует усвоению и запоминанию ими движений.

Музыкальное развитие на уроках хореографии осуществляется при помощи определенных методов и приемов. Первоисточником получения знаний является сама музыка, только она пробуждает «музыкальные» чувства человека. В начале идет работа по накоплению опыта слушания музыки. Вторым источником получения знаний является слово педагога и концертмейстера, которое приводит к пониманию и восприятию музыкального образа конкретных музыкальных произведений. Третьим источником является непосредственно музыкально-танцевальная деятельность самих детей.

Для развития «музыкальности» исполнения танцевального движения применяются следующие методы работы:

  • наглядно-слуховой (слушание музыки во время показа движений педагогом);
  • словесный (педагог помогает понять содержание музыкального произведения, пробуждает воображение, способствует проявлению творческой активности);
  • практический (конкретная деятельность в виде систематических упражнений).

В процессе занятий и в паузах между ними концертмейстер знакомит детей с новыми и новыми музыкальными произведениями, накапливает их слушательский опыт. У концертмейстера нет специальных уроков, но всегда есть небольшие паузы, которые можно заполнить музыкой, привлечь внимание детей. Развивая детское воображение, восприятие, фантазию, полезно применять метод прослушивания фрагмента или произведения классической музыки с последующей краткой беседой. Метод не нов, но он оправдывает себя. Результат этой работы всегда положительный: движения детей постепенно становятся более выразительными, т.е. происходит сближение музыкально-слуховых форм восприятия со зрительнодвигательными. Дети учатся контролировать свои движения и делать их гармоничными.

В плане музыкального воспитания концертмейстер имеет возможность научить детей следующему:

  • выделять в музыке главное;
  • передавать движением различный интонационный смысл (ритмическое, мелодическое, динамическое начало).

Это можно делать на любых этапах занятий: и в упражнениях, и в танцевальных этюдах.

Главная музыкальная мысль, заложенная в произведении - это мелодия, основа музыки. Важнейший элемент музыки - ритм. Так же характерная особенность — чередование тяжелых звуков с более легкими - это понятие метра в музыке. Темп как скорость в основе своей и в музыке и в танце един. Все эти характеристики танцующие дети должны понимать, знать, определять. А это уже основы музыкальной грамоты. Ритм, мелодия, метр, гармония, тембр - в совокупности составляют язык музыки, и концертмейстер учит детей понимать его. Тонкое чувство восприятия музыки развивается у детей во время органичного соединения движения и музыкальной фразы (начало и окончание). Концертмейстер учит выполнению «команд»: начало мелодии — начало движения, окончание мелодии - окончание движения. Воспитывается умение укладываться в музыкальную фразу.

Рассмотрим основные этапы становления детей с музыкальным сопровождением на уроках народно-сценического экзерсиса.

Первый этап - первоначальное знакомство с музыкальным произведением. Здесь ставятся задачи: ознакомить учащихся с музыкальными фрагментами, научить вслушиваться и эмоционально откликаться на выраженные в них чувства, уметь точно исполнять preparation во время вступления.

В процессе освоения нового музыкального материала участвуют слуховой, зрительный и двигательный анализаторы. Поэтому материал дается в целостном виде, а не раздробленно. Педагог-хореограф показывает движение под музыкальное сопровождение (первый этап - одно-два занятия).

Второй этап - формирование умений в области музыкального исполнения движений, восприятие музыкального сопровождения в единстве с движениями. Здесь ставятся задачи: умение исполнять движения в соответствии с характером музыки, углубленное восприятие и передача настроения музыки в движении, координация слуха и характера движений. На этом этапе выявляются все неточности в исполнении, исправляются ошибки, постепенно вырабатываются оптимальные приемы выполнения хореографических заданий. Этот этап продолжается длительное время. Идет тщательная подборка музыкального материала для каждого движения народно-сценического экзерсиса в соответствии с предъявляемыми требованиями (квадратность, ритмический рисунок, характер мелодии, наличие затакта, метроритмические особенности, темп, размер).

Третий этап - образование и закрепление навыков, то есть автоматизация способов выполнения заданий в точном соответствии с характером, темпом, ритмическим рисунком музыкального фрагмента. Он ставит следующие задачи: эмоционально-выразительное выполнение упражнений экзерсиса, развитие самостоятельной творческой активности детей. На этом этапе закрепляется все то, что отрабатывалось в процессе обучения на втором этапе. Слуховой и зрительный контроль подкрепляется двигательным. Автоматизируется способ выполнения задания. Учащиеся сознательно решают поставленные перед ними задачи, опираясь на приобретенные навыки слушания и танца. В процессе систематической работы, учащиеся приобретают умение слушать музыку, запоминать и узнавать ее. Они проникаются содержанием произведения, красотой формы, образов. У детей развивается интерес и любовь к музыке. Через музыкальные образы дети познают прекрасное в окружающей действительности.

Музыкальное сопровождение уроков танца должно быть очень точным, четко и качественно организованным, так как от этого зависит музыкальное развитие учащихся. Концертмейстер должен очень четко определить для себя задачи каждого года обучения, а так же проявить не сухое следование рекомендациям нотно-музыкальных пособий для хореографии, а индивидуально-творческий подход в подборе музыкального оформления уроков.

Музыка должна как бы «сопровождать» танцевальное движение, раскрывая все его особенности и потенциальные возможности, а не втискивать его в рамки единой метрической сетки, - в противном случае музыкальное оформление становится однообразным и схематичным. Напротив, музыкальный ритм может, не совпадая точно с ритмом танцевального движения «контрапунктировать» с ним, что способствует возникновению двух дополняющих друг друга ритмических планов - танцевального и музыкального (уместным здесь представляется использование термина В. Цуккермана «встречный ритм»). Примеры подобного рода можно нередко встретить в комбинациях выстукивающих движений, где плавная, медленная работа рук сопровождается дробными, ритмически насыщенными движениями ног.

То же касается и фразировки. Танцевальная и музыкальная фразировка соотносятся между собой путем расстановок логических акцентов в повествовательной ткани с помощью музыкальных кадансов, цезур, пауз. При этом следует добиваться конструктивной согласованности танцевальной и музыкальной фраз.

Расположение материала в порядке возрастающей трудности (от первого до четвертого года обучения) дает возможность проследить особенности всех стадий процесса обучения и ощутить, как видоизменяется музыкальный материал в зависимости от степени усложнения хореографических задач.

Литература:

  1. Заикин Н. И., Заикина Н. А. «Областные особенности русского народного танца», 2004 г.;
  2. Богданов Г. Ф. «Урок русского народного танца», 1995 г.;
  3. Бачаров А., Лопухов А., Ширяев Л. «Основы характерного танца», 1939 г.;
  4. Климов А. «Основы русского танца», 1994 г.