Творческий отчет

Творческий отчет: "Воспитание чувства единства музыки и движений у учащихся на уроках классического танца"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Творческий отчет20.61 КБ

Предварительный просмотр:

Творческий отчет

«Воспитание чувства единства музыки и движений у учащихся на уроках классического танца»

Концертмейстер

Головнина Ирина Михайловна

2012 г.

г. Нижневартовск

Пояснительная записка

Классический танец является основой обучения для всего комплекса танцевальных дисциплин на хореографическом отделении ДШИ. Он развивает физические данные учащихся, формирует необходимые технические навыки, является источником высокой исполнительной культуры.

Правильный подбор музыкального материала и высокое качество его исполнения имеют огромное значение для музыкального воспитания учащихся, развивая у них чувство ритма, формы, фразировки, музыкального слуха, сценическую волю.

Цель: формирование музыкального слуха.

Задачи:

  • расширение кругозора на лучших образцах классической зарубежной, русской и современной музыки;
  • формирование эстетического вкуса учащихся;
  • развитие познавательного интереса к культурным традициям разных народов;
  • воспитание общей музыкальности, чувства метра и ритма, осознание формы музыкального построения;
  • создание комфортной обстановки в душе и сердце ребенка.

Данное музыкальное приложение является дополнением к рабочей программе на хореографическом отделении по предмету «классический танец». В предложенном пособии даны примеры музыкального сопровождения на уроке классического танца. Главное отличие этого пособия заключается в том, что оно точно соответствует содержанию рабочей образовательной программе ДШИ №2 по классическому танцу и является пособием для начинающих концертмейстеров.

Эта работа – обобщение опыта работы и практической деятельности концертмейстера на хореографическом отделении. Тем не менее, предлагаемый материал не должен восприниматься безоговорочно: в хрестоматии даны примерные образцы музыкального сопровождения уроков классического танца и служат примером для подбора новых произведений, соответствующих возрасту учащихся.

В 1 Классе на уроках классического танца используется программа «Стретчинг в процессе игры». Методика стретчинга построена на игре, игровых упражнениях.

Преподаватель учит учащихся удерживать внимание на определенных мысленных образах, делать образные представления яркими, живыми. Концертмейстер поддерживает эти образы музыкальным сопровождением, используя в качестве музыкального материала детские песенки, марши и танцы. В процессе сюжетно – ролевой игры, которая проводится в виде сказочных путешествий, музыка помогает детям отобразить характер данного упражнения.

«Змея» - «Вальс» В. Моцарт. Мелодия правой руки написана восьмыми длительностями. То восходящая (шипящая змея), то нисходящая (спокойная, ползущая) мелодия помогает изобразить образ змеи в плавном, скользящем движении.

«Рыбка», «Лодочка» - «Вальс» А. Варламов. В первой части пьесы изображается рыбка – ритм триолей, звучащий в верхнем регистре, характеризует легкую серебристую рыбку; во второй части – мелодия, звучащая в аккордовой фактуре и непрерывно то вверх, то вниз напоминает лодочку, бегущую по волнам. Представляя такой образ, учащиеся лучше чувствуют характер исполнения данного упражнения.

«Кошка», «Ракета» - «Музыкальный фрагмент» Ф. Шуберта. Форшланги и штрихи staccato характеризуют сердитую кошка. Исполнение аккордов мягким звуком изображает ласковую, добрую, гибкую кошечку. В третей части акценты на первую долю и аккордовая фактура помогают четко, согласно характеру, исполнять гранд батманы назад (броски) поочередно правой и левой ногой, носок ноги как «ракета» устремлен вверх.

«Колечко» - «Лирический хоровод» А. Новиков.

«Березка» - «Хороводная» Ю. Гранов.

«Веточка» - «Меланхолический вальс» А. Даргомыжский.

«Веточка качается» - «Пьеса» А. Алябьев.

Эти упражнения развивают гибкость и эластичность мышц спины. Плавная, мягкая, напевная мелодия, широкая фразировка помогает учащимся прочувствовать растяжку мышц.

Большое внимание на уроках классического танца в младших классах отводится разминке. Само понятие «разминка» говорит о том, что дети разминают, разогревают свои мышцы и подготавливают их к выполнению основного комплекса упражнений. Разминка идет без остановок, переходя от одного упражнения к другому, постепенно наращивая темп их выполнения. Естественное музыкальное сопровождение идет без остановок, при это меняется тональный план, гармоническое сопровождение, штрихи и акценты, динамика и характер исполнения.

В младших и средних классах музыкальное сопровождение целиком подчиняется движению, оно призвано отражать его своеобразие и характер. Мелодия, ритм, темп должны отличаться выразительностью, простотой и ясностью для того, чтобы помочь учащимся усвоить определенные технические навыки. Поэтому в младших и средних классах лучше использовать несложные пьесы советских и русских композиторов, музыкальные фрагменты из мультфильмов, народную музыку.

Рассмотрим несколько примеров:

«Фраппэ» - в переводе с французского означает «бить», «ударять». Характер этого движения четкий, «чеканный». «Танец» А. Даргомыжского, с акцентами на первую сильную долю и яркими динамическими оттенками подчеркивают характер движения.

«Фондю» - переводится с французского как плавное тающее движение, оно развивает выворотность стопы и эластичность мышц. Трехдольный размер произведения, а это в основном вальсы, в младших и средних классах помогают более точно исполнять данное движение.

«Плие» - деми плие (неполное приседание), гранд плие (полное приседание). Это движение исполняется по всем позициям (1,2,4,5), развивает у детей выворотность ног. Ярко выразить в музыке характер плавного, но сильного движения могут следующие пьесы:

«Медленный вальс» А. Цфасман

- Бархатный аккомпанемент, сочные басы – размеренные, ровные и глубокие, отражают характер движения.

«Цветы» Львов - Компанеец

В старших классах на уроках классического танца вводится более серьезная музыка – это сочинения великих композиторов – классиков: И. Баха, В. Моцарта, П. Чайковского, Ф. Шопен и других композиторов. На занятиях, в качестве иллюстраций, также используются музыкальные фрагменты из балетов, с которыми учащиеся знакомятся на уроках «Беседы о хореографическом искусстве». Усложнение музыкального материала связано с тем, что учащиеся старших классов уже владеют определенными навыками и умениями, у них развито чувство метроритма и темпа, они умеют определять настроение музыкального фрагмента, осознавать и связывать характер движения с его исполнением.

Мелодическая линия большинства примеров в старших классах обогащается, украшается яркой гармонией, широкой фактурой, яркими тембровыми красками.

Тан лие – связанное движение развивает у учащихся координацию и танцевальность. В «Песне без слов» Ф. Мендельсона, арпеджированная мелодия, плавные переходы из одного регистра в другой, помогают учащимся исполнить данное движение в характере, достигнуть цели, которую ставит перед ними педагог – связанности и плавности выполняемого движения.

Батман тандю – отведение и приведение вытянутой ноги из одной позиции в другую. Укрепляет мышцы ног и стопы. В «Гавоте» И. Баха из французской сюиты октавные ходы в партии левой руки помогают прочувствовать четкость исполнения движения.

Девелюппэ – А. Корещенко. Адажио из балета «Волшебное зеркало». Элемент адажио, в переводе с французского «вынимать». Медленное открывание ноги вверх на 90 градусов и выше и возвращение в исходную позицию укрепляет силу ног. В музыкальном сопровождении партия левой руки написана аккордовой фактурой, но для того, чтобы дети глубже прочувствовали данное движение, мною изменена фактура на арпеджио, с сочными октавными басами. В партии правой руки используется орнаментика, состоящая из квинтолей и секстолей, которые придают мелодии ощущение непрерывности движения.

Заключение: музыкальный материал, представленный в хрестоматии, отобран не потому, что является лучшим из возможных, а потому, что он наиболее удачно выполняет задачи, поставленные перед концертмейстером на уроке классического танца.

Литература:

  1. Цагарелли Ю. А. «Психология музыкально – исполнительской деятельности», 2008 г.;
  2. Звездочкин В. А. Классический танец, 2011 г.;
  3. Ваганова А. Основы классического танца, 2001 г.;
  4. Базарова Н., Мей В. Азбука классического танца, 2000 г.