Обобщение опыта работы по теме: «Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях в детском хореографическом объединении»

Бояркина Анна Александровна

Дети в современном мире подвержены не меньшим нагрузкам, чем взрослые: тяжелые экологические условия жизни в мегаполисе, плотный учебный режим, длительное пребывание за компьютером и телевизором, неполноценное, несбалансированное питание. Все эти факторы, как правило, приводят не только к ослаблению детского организма, но и к серьезным функциональным заболеваниям. Данные статистики неутешительны. После 11 лет, проведенных за партой, дети приобретают целый букет так называемых школьных болезней. Сколиоз, гастрит и миопия уже никого не удивляют. Вернуть детям здоровье и радость жизни – наш долг. 

Поэтому в детском ансамбле танца «Стиль» значительное внимание уделяется здоровьесберегающим технологиям, элементы которых на наших занятиях находят практическое применение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie_opyta.doc93 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР «ПИЛИГРИМ» КИРОВСКОГО РАЙОНА г. САМАРЫ

 

Обобщение опыта работы по теме:

«Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях в детском хореографическом объединении»

 

 

ПДО Бояркина А.А.

Самара,2014


Содержание

  1. Введение………………………………..……………………………….3
  2. Теоретическое обоснование опыта. Понятие здоровьесберегающих технологий в педагогической и методической литературе…..……….………………………………………………….5
  3. Практика использования здоровьесберегающих технологий на занятиях хореографического ансамбля «Стиль»……………………………….7
  4. Приложение………………………………………………………….....10

Введение

В состоянии здоровья детей и подростков, являющихся интеллектуальным и кадровым потенциалом общества и государства, сформировались устойчивые негативные тенденции. Среди этой возрастной группы населения растет заболеваемость, ухудшается  физическое развитие, увеличивается распространенность факторов риска здоровья и развития. Сегодня к основным классам болезней, частота которых интенсивно возрастает в процессе школьного обучения, относятся заболевания глаз, костно-мышечной и соединительной ткани, органов пищеварения, пограничные психические нарушения. Вышеуказанные тенденции диктуют необходимость усиления влияния на состояния здоровья детей не только государства и его институтов, ведомств, но и семьи, педагогов, медиков при активном участии самого ребенка, подростка. В рамках модернизации системы образования задачи формирования культуры здоровья и обучения навыкам здорового образа жизни гармонично сочетаются в задачами дополнительного образования по обеспечению активной адаптации личности к жизни в современном обществе.

Здоровый образ жизни – поведение, стиль, способствующие сохранению, укреплению и восстановлению здоровья конкретной популяции.

Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов, - записано в Уставе Всемирной организации здравоохранения.
В общем понятии здоровья, имеются две неотделимые составляющие: здоровье духовное и физическое. Физическое здоровье может влиять на духовное и формировать его. Базовыми данными для познания и поддержания здоровья являются:

1. внутренняя и внешняя гармония;
      2. крепость духа;
      3. устремление к жизни, непрерывному развитию.

 Духовный настрой организует и сплачивает воедино общую систему нашей жизнедеятельности.

Дети в современном мире подвержены не меньшим нагрузкам, чем взрослые: тяжелые экологические условия жизни в мегаполисе, плотный учебный режим, длительное пребывание за компьютером и телевизором, неполноценное, несбалансированное питание. Все эти факторы, как правило, приводят не только к ослаблению детского организма, но и к серьезным функциональным заболеваниям. Данные статистики неутешительны. После 11 лет, проведенных за партой, дети приобретают целый букет так называемых школьных болезней. Сколиоз, гастрит и миопия уже никого не удивляют. Вернуть детям здоровье и радость жизни – наш долг. 

Поэтому в детском ансамбле танца «Стиль» значительное внимание уделяется здоровьесберегающим технологиям, элементы которых на наших занятиях находят практическое применение.

Итак, ведущая ключевая идея моего опыта – систематическое и методически грамотное использование здоровьесберегающих технологий на занятиях в детском хореографичском объединении способствуют не только сохранению и укреплению здоровья воспитанников, но и коррекции некоторых имеющихся недостатков в физическом развитии воспитанников(сколиоз, плоскостопие, сутулость и т.д.).

Проблема опыта – в процессе работы я пришла к выводу,  что занятия в детском хореографическим объединении обладают достаточным здоровьесберегающим потенциалом.

Цель опыта – описать возможности использования здоровьесберегающих технологий на занятиях в детском хореографическом объединении.

Целеустремлённый, красивый, энергичный, спортивный, здоровый – это человек XXI века.

Основные задачи:

1. раскрыть понятие здоровьесберегающих технологий, используя педагогическую и методическую литературу;

2. показать специфику использования здоровьесберегающих технологий в детском хореографическом объединении.


      2.    Теоретическое обоснование опыта

       Здоровьесберегающие  технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым дети  учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Здоровьеесберегающие технологии предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности ребенка, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.
         По определению В.В. Серикова, технология в любой сфере — это деятельность, в максимальной мере отражающая объективные законы данной предметной сферы, построенная в соответствии с логикой развития этой сферы и потому обеспечивающая наибольшее для данных условий соответствие результата деятельности предварительно поставленным целям. Следуя этому методологическому регулятиву, технологию, применительно к поставленной проблеме, можно определить как здоровьесберегающую педагогическую деятельность, которая по-новому выстраивает отношения между образованием и воспитанием, переводит воспитание в рамки человекообразующего и жизнеобеспечивающего процесса, направленного на сохранение и приумножение здоровья ребенка. Здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.
       «Здоровьеформирующие образовательные технологии», по определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у детей культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
       Здоровьесберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина, - это:

  1. условия обучения ребенка в школе  (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
  2. рациональная  организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми,  индивидуальными особенностями  и гигиеническими требованиями);
  3. соответствие  учебной  и  физической  нагрузки  возрастным возможностям ребенка;
  4. необходимый, достаточный  и  рационально  организованный двигательный режим.

Под здоровьесберегающей  образовательной технологией (Петров О.В.) понимает систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.). В эту систему входит:

  • Использование данных мониторинга состояния здоровья обучающихся, проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными.
  • Учет особенностей возрастного развития школьников и разработка образовательной    стратегии,     соответствующей     особенностям     памяти, мышления,    работоспособности,    активности    и   т.д.    учащихся   данной возрастной группы.
  • Создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии.
  • Использование разнообразных    видов    здоровьесберегающей  деятельности детей, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности (Петров О.В.)

Следует отметить, что все здорвоьесберегающие  технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на три основные группы:

  1. технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;
  2. технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников;
  3. разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями.

  1. Практика использования здоровьесберегающих технологий на занятиях хореографического ансамбля «Стиль»

Наша практика показала, что наилучшие результаты в подготовке, сохранении и укреплении здоровья детей достигаются при раннем начале обучения, поэтому при нашем ансамбле существует трехгодичное подготовительное отделение, на которое мы принимаем детей четырехлетнего возраста безо всякого отбора. После чего все дети продолжают свое обучение в средней и старшей группах.

Наши дети сегодня очень малоподвижны в силу того, что телевизор и компьютерные игры буквально приковали их к креслам и диванам. И поэтому мы наблюдаем у современных детей ярко выраженное отсутствие координации, ослабление памяти, притупление реакции, даже общую заторможенность. Поэтому чем раньше мы ребенка оторвем от дивана, тем быстрее он научится отличать руку от ноги, знать где у него право, а где лево, одним словом, тем легче нам будет научить его координировано двигаться, а ведь координация очень влияет на развитие интеллекта. Нашим педагогам нужно очень постараться, чтобы ребенок увлекся хореографией и не просто увлекся, а полюбил ее. Это чувство любви важно заложить в ребенке за три года подготовительного отделения. Тогда хореография начнет сама формировать «эстетический фундамент личности», будет вырабатывать характер, внутреннюю дисциплину и трудолюбие.

Какими разными приходят детки к нам – крикливые, капризные, самолюбивые. И вот уже в средних и старших группах мы видим их воспитанными, добрыми, ответственными и, что удивительно в наши дни, скромными. Потому что ничего уличного, вульгарного и пошлого в нашем ансамбле не приживается. Ценится труд, упорство и доброжелательность.

Несомненно, занятия хореографией физически укрепляют детский организм. У девочек становится красивая осанка, высоко поднятая голова, грациозная походка.

Ансамбль танца «Стиль» - это воспитанники от 4 до 17 лет. В этом возрасте особо важно заложить основы здорового образа жизни, приучить детей к постоянному труду над собой. Движение…Танец…Здоровье… Эти понятия неотделимы друг от друга, переходят одно в другое. Хореография предоставляет  огромные возможности для решения проблем, связанных со здоровьем детей.
В первую очередь оздоровительная работа заключается в том, чтобы привлечь ребёнка к занятиям танцем - увлечь его этими занятиями - сделать такие занятия необходимыми для ребёнка - сформировать у занимающихся тягу к самостоятельным занятиям на всю жизнь. В объединении воспитанники изучают основы классического, народного, эстрадного танца. Кроме того, в программу включены занятия ритмикой, гимнастикой. Становясь крепче физически, воспитанники закаляются и морально, становятся увереннее в своих силах, что, в свою очередь, благодатно сказывается на их школьной успеваемости, об этом говорят родители воспитанников.
        Немаловажным фактором занятий детей в группах танцевально - оздоровительной направленности является престижность занятий танцем, возможность достичь успеха, ярко проявить себя на конкурсах и фестивалях. Воспитанники ансамбля неоднократно стали лауреатами, дипломантами международных, российских, районных конкурсов. Это неотделимо от процесса оздоровления, так как воспитанник чувствует уверенность в своих силах, берётся за дело и добивается результата во всём, он чувствует себя нужным, сильным, здоровым!
Используемые на занятиях здоровьесберегающие технологии являются базовыми в системе оздоровления воспитанников.
Они включают:
1. Мотивацию воспитанников к занятию (создание положительного эмоционального настроя);
2. Совместное планирование деятельности (осознанность планирования деятельности на занятии, каждым воспитанником);
3. Рефлексию деятельности (рефлексия физического и психического состояния).
     По моему мнению, можно считать, что здоровье воспитанника в норме, если:
а) в физическом плане – умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой;
б) в интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;
в) в нравственном плане – честен, самокритичен, эмпатичен;
г) в социальном плане – коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить;
д) в эмоциональном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.
      В ансамбле соблюдается правильная организация учебно-воспитательной деятельности, а именно:
1) строгая дозировка учебной нагрузки;
2) построение занятия с учетом динамичности учащихся, их работоспособности;
3) соблюдение гигиенических требований (проветренный кабинет, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота);

4)благоприятный эмоциональный настрой.

Использование здоровьесберегающих технологий на наших занятиях базируется на важнейших принципах здоровьесбережения:

1. «Не навреди!» — все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя.
2. Приоритет заботы о здоровье педагога и воспитанника — все используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса.

3. Непрерывность и преемственность — работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке.

4. Субъект-субъектные взаимоотношения — обучающийся является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном аспектах.

5. Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся — объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту обучающихся.

6. Комплексный, междисциплинарный подход — единство в действиях педагогов, психологов и врачей.

7. Успех порождает успех — акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.

8. Активность — активное включение в любой процесс снижает риск переутомления.

9. Ответственность за свое здоровье — у каждого ребенка надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья.

 Здоровье детей – это политика нашего государства, это наше будущее, будущее нашей страны. Условия оздоровления, созданные в ансамбле танца «Стиль», современны и необходимы на сегодняшний день, они постоянно усовершенствуются и обновляются.

Нами был разработан специальный оздоровительный комплекс упражнений на середине зала, который формирует красивую фигуру, вырабатывает осанку,  походку, а также прививает представление об элегантности, эстетике и просто хорошем вкусе.

Упражнения для мыщц, шеи, рук и плечевого пояса – прекрасное  средство профилактики остеохондроза шейного и грудного отделов позвоночника. Способствуют улучшению кровообращения, улучшению обменных процессов.

На уроках классического танца дети исполняют движения под классическую музыку, которая (по данным отечественных исследователей) улучшает умственные способности детей.

С целью оздоровления воспитанников применяется воздействие цвета на организм. Еще в древности считали, что зеленый цвет влияет на пластичность, гибкость и грацию. Для этого в танцевальном зале имеются комнатные цветы.

Чтобы положительно влиять на психику детей, мы (педагоги) придерживаемся определенной цветовой гаммы в одежде, чтобы цвет ее успокаивал, уменьшал артериальное давление, улучшал работу сердца (розовый, голубой, синий, зеленый).

Также в целях сохранения и укрепления здоровья воспитанников перед каждым занятием проветриваются помещения, производятся влажные уборки танцевального класса.


 Приложение

ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ УПРАЖНЕНИЙ (в дисциплине «Классический танец»)

I. Ходьба и бег (исполняются со сменой размеров и темпов музыкального сопровождения).

  1. Шаг с носка, на полупальцах, с высоким подъемом колена вперед.
  2. Бег на полупальцах, с высоким подъемом колена вперед, подскоки.
  3. Простейшие перестроения и более сложные композиции.

II. Упражнения для головы и корпуса.

  1. Повороты головы, наклоны головы.
  2.  Положение рук на поясе, вперед и в сторону на уровне плеч, наверх; перевод из положения в положение.
  3.  Круговые движения рук.
  4.  Наклоны корпуса вперед и назад, в сторону, круговые движения корпуса.
  5. Позиции рук: подготовительное положение, 1, 3, 2.

III. Упражнения для ног.*

  1. Поднимание ноги, согнутой в колене, вперед и опускание (без фиксации и с задержкой, стопа вытянута).
  2. Приседание по 6-й позиции.
  3. Подъем на полупальцы по 6-й позиции.
  4. Сочетание подъема на полупальцы с последующим приседанием по 6-й позиции.
  5. Шаги с приставкой по всем направлениям (позже в различных сочетаниях: с подъемом на полупальцах и приседанием по 6-й позиции: с поворотрами направо, налево).

IV. Упражнения у станка **

  1. Demi-plies по I, II и III позициям.
  2. Battements tendus по I позиции вперед, в сторону, назад.
  3. Battements tendus с demi-plies по I позиции вперед в сторону,  назад.
  4. Releves на полупальцы по I, II и III позициям.
  5.  Demi rond de jambe par terre en dehors et en  dedans, позже - rond de jambe par terre.

6.        Battements releves lents на 45° вперед, в сторону назад из I позиции.

7.        Положение ноги sur le cou-de- pied основное спереди и сзади, условное (факультативно, по усмотрению педагога).

8.        Battements retires (поднимание ноги из III позиции в положение sur le cou-de-pied и passe и возвращение в позицию вперед и назад), (факультативно по усмотрению педагога).

V.  Прыжки.

1.        Прыжки по 6-й позиции на двух ногах, на одной ноге, с переменой ног, с продвижением вперед, в сторону, назад, с поворотами на 1/4 круга.

2.        Temps saute (по I позиции).

VI.        Элементы партерной гимнастики.

  1. Положение на спине, позвоночник всеми точками касается пола.
  2. Сокращение и вытягивание стопы в положении 6-й и 1-й позиции, лежа на спине, ноги вытянуты в коленях.
  3. Разворачивание стоп в сокращенном состоянии из 6-й в 1-ю позицию и возвращение в 6-ю, лежа на спине, ноги вытянуты в коленях.
  4. Releves lents вперед и в сторону, лежа на спине.
  5. Упражнение для развития выворотности: лежа на спине, ноги согнутые в коленях развести в стороны, пятки вместе.

VII.        Танцевальные элементы.***

  1. Ходы русского танца: простой, переменный, с ударами, дробный.
  2. Элементы русского танца: вынос ноги на каблук вперед, в сторону, дроби на 1/8, гармошка, елочка.
  3. Танцевальные этюды из пройденных элементов.
  4. Элементы бального танца: полька, вальс, балансе, боковое шасси (по усмогрению педагога).

*     Вся группа упражнений выполняется на середине зала.

** Упражнения у станка вводятся со второго полугодия. Все упражнения, усвоенные у станка, выполняются на середине, за исключением battements releves  lents и движений, включенных факультативно.

*** К каждой группе танцевальных элементов, указанных в программе, могут добавляться элементы по усмотрению педагога. Сочетания из пройденных элементов усложняются по мере усвоения материала.

**** По выбору педагога могут быть разучены легкие детские танцы, с использованием пройденных движений (5-10 танцев)

ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ УПРАЖНЕНИЙ (в дисциплине «Ритмика»)

Упражнения для головы, шеи и плечевого пояса:

  • наклоны головы вперед, назад и в стороны;
  • повороты головы вправо, влево;
  • круговые движения головой по полукругу и по целому кругу;
  • вытягивание шеи вперед и в стороны;
  • подъем и опускание плеч вверх, вниз, вместе и поочередно;

-   круговые движения плечами вперед и назад, двумя вместе и поочередно.

Упражнения для рук:

  • подъем и опускание вверх-вниз;
  • разведение в стороны;
  • сгибание рук в локтях;
  • круговые движения «мельница»;
  • круговые махи одной рукой и двумя вместе;

-   отведение согнутых в локтях рук в стороны.

    для кистей рук:

-   сгибание кистей вниз, вверх;

-   отведение вправо, влево;

-   вращение кистей наружу, внутрь.

Упражнения для корпуса:

-   наклоны вперед, в стороны;

-   перегибы назад;

-   повороты корпуса «пилка»;

-   круговые движения в поясе;

-  смещение корпуса от талии в стороны;

-   расслабление и напряжение мышц корпуса (ронять корпус).

 Упражнения для ног:

-    полуприседания;

-   подъем на полупальцы;

-   подъем согнутой в колене ноги;

-   разгибание и сгибание ноги в коленном суставе вперед, в сторону;

-   то же с приседанием;

-   отведение ноги, выпады вперед и в стороны;

-  разворот согнутой в колене ноги.

   для ступней ног:

-   сгибание и разгибание ноги в голеностопном суставе;    

-   отведение стопы наружу в суставе, внутрь;

-   круговые движения стопой.

Прыжки:

-    на обеих ногах;

-   на одной (по два, четыре, восемь на каждой);

-   прыжок с просветом (из 6 позиции на 2 позицию и обратно);  

-   перескоки с одной ноги на другую с отведением работающей ноги на носок или пятку вперед и в стороны;

-   подскоки;

-   легкий бег.

Гимнастические упражнения (первый год обучения)

  1. Исходное положение лежа на спине.
  2.  Лежа на спине: напряжение брюшных и тазобедренных мышц с вытягиванием ног в коленях и стопах по первой прямой позиции.
  1. сходное положение сидя на полу.
  2. Сидя на полу: напряжение брюшных и тазобедренных мышц с вытягиванием ног в коленях и стопах по первой прямой позиции.
  3. Лежа на спине: поочередное сокращение стопы правой и левой ноги, затем одновременное сокращение стоп по первой прямой позиции.
  4. Лежа на спине: «лягушка».
  5. Лежа на спине: медленный подъем ног на 45°, опускание вытянутых ног (отдельно каждой ноги), затем двух вместе по первой прямой позиции.
  6. Сидя на полу: подъем — опускание правого и левого плеча поочередно, затем вместе.
  7.  Сидя на полу: повороты головы направо и налево.
  8. Сидя на полу: наклоны головы к правому и левому плечу вперед и назад, затем круговые движения головы.
  9. Лежа на спине: приведение ног в положение первой выворотной позиции.
  10. Сидя на полу: наклоны корпуса к ногам по первой прямой, затем по первой выворотной позиции.
  11. Исходное положение лежа на животе.
  12. Лежа на животе: приведение ног в положение первой выворотной позиции.
  13. Лежа на животе: «лягушка».
  14. Лежа на животе: подъем корпуса с опорой на руки, затем без опоры.
  15. Лежа на животе: подъем ног назад поочередно, двух ног в положение «лодочка», затем раскачивание в этом положении с включением корпуса и рук.
  16. Лежа на спине: подтягивание к груди согнутой в колене ноги (каждой поочередно), затем двух ног одновременно в положение «калачик».
  17. Раскачивание вперед — назад в положении «калачик».
  18. «Мостик» из положения лежа на спине.

Гимнастические упражнения (первый год обучения)

  1. Сидя на полу: поочередное, затем одновременное сокращение стоп в выворотном положении.
  2. Сидя на полу: поочередные, затем одновременные круговые движения стоп в выворотном положении.
  3. Лежа на спине: медленный поочередный, затем одновременный подъем ног в выворотном положении на 45°, затем на 90° с опусканием в исходное положение.
  4. Лежа на спине: резкие броски ног в выворотном положении вперед на 45°, затем на 90°.
  5. Лежа на спине: поочередное сокращение стоп в выворотном положении ноги, поднятой на 45°, затем на 90°.
  6. Сидя на полу: наклоны корпуса в сторону.
  7. Лежа на спине: отведение ноги в выворотном положении в сторону на 45°, затем на 90°.
  8. Лежа на спине: медленный подъем ноги на 90° и отведение ноги в сторону. Возвращение ноги по полу до исходного положения.
  9. Подтягивание к груди согнутой в колене ноги, затем разворот ноги в тазобедренном суставе до пола.
  10. Лежа на животе: медленный поочередный, затем одновременный подъем ног назад в выворотном положении.
  11. Лежа на животе: резкие броски ног назад в выворотном положении.
  12. Лежа на животе: подъем корпуса с помощником, удерживающим ноги в выворотном положении и с отведением рук в стороны, затем переводом их на затылок.
  13. Лежа на животе: «кольцо».
  14. Лежа на животе: «качалка» с положением рук на затылке.
  15.  Сидя на полу: прямой шпагат с правой и левой ноги; поперечный' шпагат с помощником.

Гимнастические упражнения (третий год обучения)

  1. Повторение ранее пройденных движений лежа на полу и стоя с убыстрением темпа исполнения, удлинением комбинаций движений, увеличением количества отрабатываемого в упражнении движения.
  2. Наклоны корпуса: вперед, назад, вправо, влево, круговые движения.
  3. Круговые движения рук: кистью, локтем, всей рукой.
  4.         Круговые движения плеч (руки опущены вниз) — поочередные и одновременные.
  5. Различные растяжки и шпагаты.
  6. Переворот через голову — «кувырок».
  7. Переворот на руках — «колесо».
  8. Поворот на одной ноге на 360°.
  9. Прыжки (до 32-х подряд):
  • по первой прямой и первой выворотной позициям;
  • на одной ноге;
  • трамплинные;
  • с поворотом на 180°, затем на 360°;
  • поочередно с хлопками.