Изучение основ классического танца

Изучение классического танца на занятиях с младшими школьниками

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_razrabotka_zironova_klyuch_12.doc297 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Центр внешкольной работы «Золотой ключик»

Методическая разработка

 «Изучение основ классического танца»

Автор-составитель: Денисова О.Е.

педагог дополнительного образования

Высшая  категории

г. Нижний Новгород

2012 год


Пояснительная записка

1.Актуальность

В эстетическом и физическом воспитании подрастающего поколения важная роль отводится танцевальному искусству, в частности хореографическому. Танцевальное искусство в нашей стране с каждым годом приобретает всё большую популярность, становится одним из самых действенных факторов формирования гармонически развитой, духовно богатой личности.

Танцевальное искусство – массовое искусство, оно доступно всем. Десятки тысяч детей принимают участие в работе хореографических кружков, балетных студий.

Танец – это совокупность выразительных и организованных движений, подчинённых общему ритму, воплощённому в завершенную художественную форму.

Педагог – хореограф должен научить своих воспитанников основам танцевального искусства, дать им необходимые знания, навыки, танцевальную технику, принимая во внимание возрастные особенности учащихся; он постоянно должен помнить, что выполнение задач, поставленных перед хореографией, непосредственно зависит от содержания и методики учебного процесса.

Методическая разработка составлена в помощь руководителям танцевальных детских творческих объединений.

Данная методическая разработка является актуальной. Она организована в форме музыкально- ритмического тренинга для детей. В процессе, которого у воспитанников развиваются внимание, воля, память, подвижность и гибкость тела. Методическая разработка направлена на развитие музыкальности, памяти и для физического совершенствования тела. Занятия в детском кружке способствуют социальной активности ребенка, где он знакомится с основами искусства танца.

Данная работа учитывает развитие учебного процесса и открыта для совершенствования.

2.Цель и задачи

Цель этой методики – изучить с воспитанниками основные понятия классического танца.

Задачи:

Обучающие:

  • Обучить детей азам хореографии, выучить основные понятия танца.
  • Формирование фигуры, осанки.

Воспитательные:

  • Воспитать художественный вкус и интерес к танцу.

Развивающие:

  • Развитие смекалки и изобретательности.
  • Развивать выносливость и координацию движений.
  • Развитие физических данных ребенка.

3. Организация занятий

Занятия должны проводиться с учетом особенностей детей и их возрастной категории. Для детей младшего школьного возраста (7 лет) танец должен быть связан со словами, пластикой, пантомимой и жестами.

Занятия должны проводиться под музыкальное сопровождение и на это надо обратить особое внимание.

Возраст участников 7 лет.

4. Содержание занятий

Изучение основных понятий классического танца

Занятия хореографией невозможны без изучения основ классического танца. Термином «классический танец» пользуется весь балетный мир, обозначая им определенный вид хореографической пластики. Классический танец повсеместно признан одним из главных выразительных средств современного балета. Он представляет собой четко выработанную систему движений, в которой нет ничего случайного, ничего лишнего. Эта система движений, призванная сделать тело дисциплинированным, подвижным и прекрасным, превращает его в чуткий инструмент, послушный воле балетмейстера и самого исполнителя. Она вырабатывалась с тех пор, как балет стал равноправным жанром музыкального театра, то есть, начиная с XVII века. Непременные условия для танца это – выворотность ног (имеется в виду верхняя выворотноть – паховая и выворотность стоп), большой танцевальный шаг (на сколько высоко ребёнок может поднять ногу вперёд, назад, всторону), гибкость тела, устойчивость, вращение, легкий и высокий прыжок, свободное и пластичное владение руками, чёткая координация движений и, наконец, выносливость и сила.

Приобретается это ежедневным тренажем, при тщательном выполнении установленных правил, и постоянной сценической практикой.

Построение урока одинаково как для первого, так и для последующих классов, с той лишь разницей, что в первом классе движения исполняются в отдельности и в простейших сочетаниях. Исключение составляет самое начало учебы, когда изучают элементы движений. С каждым годом эти движения усложняются, что зависит от многих факторов.

Занятие состоит из упражнений у станка и упражнений на середине зала; последние делятся на экзерсис, adagio (сочетание поз и положений классического танца) и allegro (прыжки и упражнения на пальцах).

Приступая к показу упражнения, необходимо уяснить понятия опорной и работающей ног. Опорная нога поддерживает корпус в движении, принимая на себя его тяжесть. Работающая нога освобождена от тяжести корпуса, она выполняет движение. Функции работающей ноги значительно более разнообразны, чем функции опорной ноги, тем не менее понятия «опорная» и «работающая» до известной степени условны, так как натянутость опорной ноги в упражнении является залогом устойчивости в танце.

Все упражнения исполняют поочередно с правой и левой ноги. Для правильного усвоения выворотности ног ряд упражнений сначала изучается в сторону, позднее — вперед и назад.

Упражнения начинают изучать стоя лицом к палке, держась за нее обеими руками. Потом постепенно переходят к тем же упражнениям стоя к палке боком и держась за нее одной рукой, в то время как другая рука открыта на вторую позицию.

Упражнения исполняют носком в пол и на воздух под углом около 25°, 45°, 90°. Угол образуют опорная нога и открытая на воздух работающая нога.

Некоторые движения классического экзерсиса требуют специальных подготовительных положений — preparation.

 Упражнениям предшествуют движения  preparations.

Танец органически связан с музыкой. Без музыки немыслимы и упражнения классического экзерсиса. Темп и ритмический рисунок музыкального сопровождения,  разные. Пока движение проходит стадии подготовительных упражнений, ритмический рисунок простой, впоследствии он становится более разнообразным и сложным.

Уже на первых уроках следует заботиться о развитии музыкального слуха учащихся. Вначале учащиеся знакомятся с музыкальными размерами 2/4, 3/4 и 4/4, просто слушая музыку, затем, маршируя под музыку, причем шаги должны совпадать с музыкальным ритмом. Когда учащиеся усвоят простой марш на 2/4, их надо приучать к различным музыкальным размерам, разнообразя музыкальное сопровождение, ускоряя и замедляя темп, изменяя музыкальный размер,  но  строго  соблюдая  цельность  музыкальной фразы.

Марш на занятии имеет танцевальную окраску. Поступь легкая, с носка на всю стопу, носки слегка раскрыты наружу. Корпус подтянут, плечи раскрыты и опущены. Девочки держатся пальцами за платье, сохраняя округлую форму рук, мальчики держат руки на талии.

Одновременно на середине зала начинается изучение позиций рук с обязательным музыкальным сопровождением. Параллельно с этим у палки вырабатывают постановку корпуса.

Постановка корпуса

На первом году обучения основной задачей является правильная постановка корпуса: стопы вместе, вверх подтягиваются мышцы ног, колени вытягиваются назад, подтягивается вперед таз и ягодичные мышцы, вверх вытягивается весь позвоночник, втягивается живот, плечи опускаются вниз и назад, вытягивается вверх шея.

Изучение основных позиций ног (см. ниже):

Изучение основных позиций рук (см. ниже):

Хореография – важное средство эстетического воспитания, а также развития творческих способностей.

Система упражнений и методов воздействия, направленных на воспитание двигательной культуры детей, расширение арсенала их выразительных средств. Занятия хореографией способствуют решению ряда общеобразовательных задач. Так, применение азов народных, историко-бытовых танцев приобщает к достояниям культуры различных народов. Использование музыки в занятиях знакомит с основами музыкальной грамоты, произведениями различных композиторов, воспитывает музыкальность, а в конечном итоге - развивает интеллектуальные способности. Именно в процессе занятий хореографией дети ближе всего соприкасаются с искусством. Кроме того, при занятиях хореографией развивается гибкость, координация движений, укрепляется опорно-двигательный аппарат, повышается плотность занятий (за счет возможности проведения занятий одновременно с целой группой), что положительно влияет на сердечно – сосудистую и дыхательную систему организма.

Хореографическая подготовка обеспечивается системой упражнений и методов воздействия, направленных на воспитание двигательной культуры детей, на расширение арсенала выразительных средств.

В хореографической подготовке решаются следующие задачи:

  • Эстетические задачи:

Развитие музыкального вкуса и кругозора;

Приобщение к совместному движению с педагогом.

  • Физические задачи:

Развитие координации, гибкости, пластичности, выразительности, точности движений;

Научить детей чувствовать характер музыкального сопровождения в своем теле.

  • Воспитательные задачи:

Психологическое раскрепощение ребенка;

Воспитание умения детей переживать, мыслить, запоминать и оценивать культуру своих движений;

В хореографической подготовке детей можно выделить несколько наиболее характерных этапов:

  • Подготовительный этап - по освоению элементов хореографической «школы»;
  • Профилирующий этап – по освоению разновидностей «профилирующих» элементов;
  • Ритмодвигательный этап;

Подготовительную хореографическую подготовку в основном надо использовать на начальном этапе учебного процесса, не прекращая, однако, и в дальнейшем. Она должна решать следующие задачи:

  • Совершенствовать управление двигательными действиями;
  • Обеспечивать освоение необходимых поз;
  • Подготавливать опорно-двигательный аппарат.

Для этого применяются многосуставные движения одного звена, 2-3 звеньев одновременно, с акцентированием напряжения и расслабления мышц.

Профилирующая хореографическая подготовка проводится на всех этапах учебного процесса. Её задачи:

  • Повышение специальной физической подготовленности;
  • Совершенствование технической подготовленности: освоение различных поворотов, прыжков, поз, выпадов и т.д. – конкретных  элементов вольных упражнений;
  • Формирование умений выразительно двигаться.

В профилирующей подготовке используются общепринятые средства хореографии: танцевальные движения, движения свободной пластики, движения мимики и жеста (пантомимика). Но в работе с детьми не следует ограничиваться только этими упражнениями, считая упражнения у станка  подготовительными при обучении детей поворотам, равновесию, прыжкам, т.е. профилирующим упражнениям. Проводя школу танца, следует давать упражнения развивающего характера, которые используются для разминки и рекомендуются для укрепления голеностопного сустава и стопы при обучении детей прыжкам, равновесию, поворотам, а также в качестве профилактики плоскостопия и сколиозов.

Можно предложить несколько вариантов таких упражнений:

И.п.- сед, стопы на себя (рис а,б).

1.Сгибание и разгибание пальцев. 2.Сгибание и разгибание стопы (пальцы удерживать в положении «на себя»). 3.Последовательно: сгибание пальцев – сгибание стопы – разгибание пальцев – разгибание стопы (волнообразно). 4.Последовательно: сгибание стопы – сгибание пальцев - разгибание стопы – разгибание пальцев. 5.Отведение и приведение стопы (пальцы «на себя»). 6.Последовательно: отведение стопы - сгибание стопы – сгибание пальцев - разгибание пальцев – разгибание стопы – приведение стопы. Выполнять отрывисто с короткой фиксацией после каждого из перечисленных движений. 7.Предыдущее движение выполнять слитно. 8.Круговые движения стопами наружу (внутрь) с одновременным сгибанием и разгибанием стоп и пальцев.

И.п. – сидим, согнув ноги, стопы на пальцах.

1.Опускание пяток до касания пола и поднимание их в и.п.

2.Разведение пяток с одновременным их опусканием – и.п.

Движения выполняются с максимальной амплитудой, сначала в медленном, затем в быстром музыкальном  темпе.

И.п. - сидим на левом бедре с опорой на руки, правую согнуть в сторону с опорой стопой (стопа вывернута и расположена на одной линии с носком другой ноги.  (Рис.в).

1.Поднимание правой пятки до положения «на носке» - и.п.

2.Резкое поднимание провой пятки – подошвенное сгибание стопы и пальцев, отрывая стопу от пола – и.п., стопы перекатом (сначала пола касаются кончики пальцев стопы, затем следует их разгибание).

Сначала в медленном темпе с максимальной амплитудой, затем в быстром темпе. Акцент на работу пяткой. Желательно менять ритм.

3.Следующее упражнение для гибкости спины «кошечка ползёт под забор»  (Рис.г). Начинает голова, затем шея и потом спина…

Затем приступить к упражнениям 1 и 2, но стопа не вывернута.

У любого упражнения есть определенный ритмический рисунок с акцентированными моментами. Они связаны со сгибанием и разгибанием в тазобедренных суставах, с рывковыми движениями туловищем, с перехватами руками и т.д. Ритм системы движений является как бы ее закономерностью. В связи с этим формирование чувства ритма в совершенствовании движений у детей рассматривается как возможность полнее, рациональнее решать задачи при обучении гимнастическим упражнениям.

Умение согласовывать свои действия с музыкальным ритмом определяет музыкальность. Это умение приходит в процессе освоения хореографических упражнений, однако с целью более успешного, осознанного освоения музыкальных ритмов в занятиях хореографией применяются специальные упражнения, музыкальные игры.

Каждое музыкальное произведение имеет свой ритм, средствами измерения и создания которого являются музыкальный размер и темп.  Темп – степень скорости исполнения.

Промежуточные положения рук, ног и движения ими.

Позиции  рук, ног

Детям очень важно овладеть так называемой «школой», культурой движений. Существенную роль в решении этой задачи играют упражнения хореографии, которые включают в себя элементы классического танца (экзерсиса). Эти упражнения помогают развивать пластичность движений и чувство ритма, формировать правильную осанку и воспитывать вкус к красивым движениям. На первом этапе обучения упражнения выполняются в облегченных условиях, стоя лицом к опоре, держась руками за опору. Постепенно, по мере освоения, от упражнений лицом к опоре переходят к упражнениям боком к ней. Когда ребенок приобретет навык устойчивости и достаточно хорошо освоит упражнения у опоры, он переходит на середину зала. Здесь упражнения выполняются лицом к основному направлению, вполоборота и боком. Каждое упражнение у опоры и на середине необходимо выполнять в определенной последовательности, в одну и другую сторону, с правой и левой ноги.  В начале обучения движения  выполняются в сторону, затем вперед и только после этого назад. Упражнения  у опоры выполняются на всей стопе, затем, по мере их освоения, на полупальцах. В классическом танце можно условно выделить две группы движений: подготовительные (простые) и основные (сложные). К первой группе относится вся система подготовительных упражнений: выставленные ноги в сторону, вперед, назад на носок (battements tendus),  полуприседание (demi - plies), приседание (grands plies) и их разновидности. Именно эти упражнения и являются основными для воспитания школы движений.

Техника выполнения и методика обучения. Промежуточные положения рук

В промежуточных положениях руки расположены под углом 45 градусов к основным положениям. Положения рук в лицевой плоскости могут быть следующими (рис 15): а) руки вниз; б) руки в стороны - к низу; в) руки в стороны; г) руки вверх наружу; д) руки вверх. Кроме этих, могут быть положения: руки вперед и внутрь под углом 45 градусов; руки вверх - внутрь (руки подняты вверх, пальцы соприкасаются).

В боковой плоскости (рис. 16): а) руки вниз; б) руки вперед - книзу; в) руки вперед; г) руки вперед - кверху; д) руки вверх; е) руки назад.

Движения руками могут быть односторонними, т.е. выполняться в одну сторону (рис.17): а) руки влево - книзу; б) руки влево; в) руки влево - вверх.

Для обозначения круговых движений руками применяются термины: Круг - круговое движение руками, ногами, туловищем. Выполняется из и.п. на 360 градусов по окружности снова до и.п. В этом случае достаточно сказать «круг» и указать его направление. Например, круг руками книзу (кверху) из и.п. руки в стороны; Дуга - движение, выполняемое менее на 360 градусов по окружности. Для обозначения таких движений применяется слово «дугою», указывается направление движения и конечное положение. Например, дугами наружу руки вверх.

Позиции рук

  1. позиция рук - округленные руки, немного согнутые в локтях, подняты вперед до уровня диафрагмы. Округленные кисти ладонями обращены к туловищу. Расстояние  между руками  кончиков пальцев 10-15 см (а).
  2. позиция рук - округленные руки подняты в стороны, несколько ниже уровня плеч, в локтях полусогнуты. Кисти рук округлены, ладони обращены  - внутрь (б).
  3. позиция рук - округленные руки подняты вверх над головой, в локтях слегка согнуты, кисти несколько округлены, ладони обращены книзу. Плечи опущены и глаза должны видеть руки не поднимая головы. Расстояние между кончиками пальцев 10-15 см (в).
  4.  Подготовительное положение - несколько согнутые руки опущены вниз, локти в стороны, кисти округлены, ладони обращены кверху. Расстояние между кончиками пальцев 10-15 см (г)

Положение ног и движения ими

При определении движений ногами в основных и промежуточных плоскостях указывается название ноги и направление выполняемого движения. Движения ног в лицевой плоскости (рис.20): а) правую в сторону на носок; б) правую в сторону - книзу; в) правую в сторону; г) правую в сторону - кверху.

Движения в боковой плоскости (рис.21): а) левую на носок; б) левую вперед - книзу; в) левую вперед; г) левую вперед - кверху; д) левую назад на носок; е) левую назад - книзу; ж) левую назад.

Разноименные движения обозначаются так (рис.22):

а) правую влево;

б) правую влево - книзу;

При выставлении ноги на носок в том или ином направлении указывается нога, которой делают

движение, направление движения и словосочетание «на носок».

Например, правую на носок в сторону. Здесь опускаются слова «нога» и «выставить». В отдельных случаях, если не совсем понятно, чем производится движение (рукой или ногой), следует это сказать.

Для обозначения сгибания ног в коленном суставе применяется

термин «согнуть» и указывается нога.

Например, согнуть правую, стопа находится у голени опорной ноги. Если же движение выполняется с отведением ноги, то после слова «согнуть» указывается направление движения ногой. В этом случае нога сгибается до прямого угла или несколько выше, но голень должна быть параллельна опорной ноге.

В боковой плоскости (рис.23):

а) согнуть правую;

б) согнуть правую вперед;

в) согнуть правую назад.

В лицевой плоскости (рис.24):

а) согнуть правую в сторону;

б) согнуть правую назад, колено в сторону.

Позиции ног:

  1. позиция ног - пятки вместе, носки развернуты в стороны (а);
  2. позиция ног - ноги врозь на расстоянии ступни одна от другой, носки развернуты в стороны (б);
  3. позиция ног - пятка одной ступни прижата к середине другой, носки развернуты в стороны (в);
  4. позиция ног - одна нога впереди другой на расстоянии ступни, пятка одной ноги находится против носка другой (г);
  5. позиция ног - ступни плотно сомкнуты носками в стороны, пятка одной ноги прижата к носку другой (д).

При выполнении позиций необходимо стремиться к предельной выворотности ног, колени должны быть вытянуты, ягодичные мышцы напряжены, тяжесть тела равномерно распределена на обе ступни, туловище поднято, с правильной осанкой.


Полуприседание. И.п. - левым боком к опоре, полусогнутая левая рука поднята в сторону, ладонь на рейке, правая рука в подготовительном положении. Ноги в первой позиции. Затакт (два вступительных аккорда, вызывающие ощущение ожидания): 1 -незначительно наклоняя голову влево, поднять правую руку в 1 позицию; 2 - поворачивая голову направо, отвести правую руку во 2-ю позицию;

Первый такт: 1-2 - полуприседание; 3-4 - встать. Второй - четвертый такты - то же, что первый.

Методические указания. Сгибать и разгибать ноги равномерно, соблюдая правила выворотности. В полуприседании пятки должны плотно прилегать к полу без упора на большой палец. Вначале разучивать в каждой позиции отдельно и выполнять по 4-е раза. Приседания в 4-ой позиции,  изучать в последнюю очередь; в дальнейшем применять их в зависимости от подготовленности детей. Полуприседания при разучивании выполнять лицом к опоре, держась руками за опору (станок), в 1-ой, 2-ой, 4-ой, либо 5-ой позиции. После этого выполнять то же, стоя боком к опоре, держась одной рукой за опору. Другую руку поднять во 2-ую позицию. Когда полуприседания в каждой позиции будут детьми усвоены, следует выполнять их по одному, два раза в каждой позиции ног.

Приседание  (Demi – plies). И.п. - левым боком к опоре, полусогнутая левая рука поднята в сторону, ладонь опущена на рейку, правая рука в подготовительном положении. Нога в 1-ой позиции.

Затакт: 1- незначительно наклоняя голову влево, поднять правую руку в 1-ую позицию; 2 - поворачивая голову направо, отвести правую руку во 2-ую позицию; «И» - слегка опустить правый локоть, приподнять и повернуть кисть ладонью книзу.

Первый такт. 1-2 - опуская правую руку в сторону - книзу и наклоняя голову влево, полуприседание; 3 - «И»; 4- опуская правую руку в подготовительное положение и наклоняя голову влево - книзу, присед. После освоения приседания из 1-ой позиции выполнять в сочетании два полуприседания и одно приседание поочередно во всех позициях ног. Во 2-ой позиции приседание выполняются на всей стопе.

Выставленные ноги (battements tendus). Это одно из основных движений классического танца. По умению правильно выполнять эти упражнения можно судить о наличии культуры движения, школы.


Примерные комплексы упражнений классического экзерсиса

1 комплекс (от 7 лет, см. рис. 16,17)

I. И.п. — встать лицом к станку, руки на верхней перекладине, ноги в 1 позиции. 1-2 - Demi - plies – «полуприседание».  , 3-4 - и.п.

II. И.п. — сед в упоре. 1-2 — оттянуть ступки, 3-4 — держать, 5-6 -подтянуть ступни к себе, 7-8 держать.

III. И.п. - стоя у опоры, I позиция. 1-2 - вынести скольжением левую ногу на носок вперед, пятку развернуть вперед;3-4 - вернуться в и.п.;

5-8 - то же правой ногой.

I. И.п. упор сидя.

1-2 - согнуть ноги и развернуть их наружу, в тазобедренных суставах до касания пола внешней стороны стопы;

3-4 — держать;

5-6 - вытянуть ноги, сохраняя разворот стоп;

7 – держать;

8 -и.п. 

II. И.п. - стоя у опоры, IV позиция.

1-2 - вывести скольжением левую ногу в сторону, пятка развернута вперед;

3-4 - вернуться в и.п.;

5-8 - то же правой ногой.

I. И.п. – стоя у станка, ноги в 1 позиции, руки в подготовительной позиции. 1-2 — поднять руки в 1 позицию, 3-4 —перевести руки во II позицию, 5-6 —держать, 7-8 - вернуться в и.п.

II. И.п. — стоя у опоры, 1 позиция. 1-2 — вывести скольжением левую ногу в сторону и перенести тяжесть тела на обе ноги, II позиция, 3-4 - держать, 5-6 - вернуться в 1 позицию, 7-8 - подняться на полупальцы.

III. И.п. - стоя боком к опоре, свободная рука на поясе, 1 позиция. 1-2 -подняться на носки, 3-4 - вернуться в и.п.

2 комплекс (от 7 лет)

I. И.п. - стоя у опоры, 1 позиция.

1 -2 –demi - plies , 3-4 - вернуться в и.п., 5-6 - подняться на носки, 7-8 - вернуться в и.п.

II. И.п. - упор сидя.

1-2 - поднять прямую левую ногу;

3-4 — согнуть ногу, 5-6 - вытянуть ногу, разворачивая ее наружу, 7-8 - вернуться s и.п. То же правой ногой.

III. И.п. - стоя у опоры, 1 позиция. Battements tendus в сторону на 2 такта, II позиция, demi - plies на 2 такта, вернуться в 1 позицию; в обе стороны (Рис 18).

Легкий бег с упражнениями на расслабление (30-40 сек).

I.И.п. - стоя у опоры. Battements tendus -  двойной из 1 позиции.

1-2 - левую ногу в сторону на пальцы (Battements tendus);

3-4 - опустить на пятку, тяжесть тела остается на правой ноге;

5-6 - Battements tendus (энергично поднять пятку, не отрывая кончиков пальцев от пола);

7-8 - вернуться в 1 позицию. Повторить с другой ноги.

II. И.п. - стоя у опоры, 1 позиция. 1 - Battements tendus левой ногой в сторону;

2 - Battements jetes (энергичный мах до угла 30°);

3 — коснуться оттянутыми пальцами пола;

4 - и.п. То же правой ногой. 

III. И.п. — стоя у опоры, 1 позиция. 1-2 - Battements tendus правой  ногой назад (Рис.19);

3-4 - и.п. То же левой ногой.

Ходьба мягким шагом, меняя позиции рук на 2 такта.

3 комплекс (от 7 лет)

I. И.п. — стоя боком у опоры.

а) 1-4- Demi - plies  в I, II, и III позициях по два раза;

б) на 4-й счет 2-го такта сменить позицию.

II. И.п. - то же. Demi - plies  на 4/4 такта. По 4 Battements tendus  вперед, в сторону, назад, в сторону за 2 такта. То же другой ногой.

Ноги в 1 позиции, менять позиции рук на 3 счета. На 2 такта выполнить подготовительную, I, II, III позиции.

I. И.п. - стоя боком к опоре.

.Passe par terre  из 1 позиции на 4 счета:

1 - Battements tendus  вперед;

2 - Battements tendus назад через 1 позицию; на 8-й счет повернуться на 180°. То же другой ногой. 

II. И.п. - то же. Rond de jambe par terre на 4/4 такта:

а) из 1 позиции, скользя, вывести оттянутую правую (внешнюю) ногу вперед, в сторону, вернуться в 1 позицию и держать 1 такт, повторить 4 раза;

б) из 1 позиции, скользя, вывести вытянутую внешнюю ногу в сторону, назад, вернуться в 1 позицию и держать 1 такт, повторить 4 раза, на последний такт повернуться на 180°. То же другой ногой (Рис. 20).

I. И.п. - упор сидя.

1 -2 - потянуть пальцы ног на себя, глубокий наклон вперед;

3-4 - выпрямиться, оттянуть носки. 

II. И.п. - стоя боком к опоре. Releves из 1 позиции на 4/4 такта. 2 такта - releves, 2 такта держать и выполнить глубокий наклон назад, releves, вернуться в 1 позицию. III. И.п. - то же. Battements tendus jetes  на 30 градусов от пола из 3 позиции на 4/4 такта.

По 4 раза вперед, в сторону, назад, в сторону, вальсовый шаг со сменой позиции рук (по 2 такта). 


Условный перевод французских терминов

Attitude (аттитюд) – поза классического танца, при исполнении которой одна нога поднята на 90 градусов и выше, назад или вперёд в согнутом положении.

Battements tendus (батман тандю) – выдвижение ноги.

Battement tendus jetes (батман тандю жете) –  бросок ноги на 30 градусов от пола.

Battements frappes (батман фраппе) – ударное движение.

Battements fondus (батман фондю) – плавное, “тающее” движение.

Battements soutenus (батман сотеню) – движение с подтягиванием ног.

Croisee (краузе) – поза, при которой ноги скрещены.

Demi-plies (деми-плие) – половинное приседание.

Developpes (девлопе) – разворачивание.

Eсartee (экарте) – поза, при которой вся фигура повернута по диаганали.

Echappe (эшаппе) – прыжок с раскрыванием ног во 2-ю позицию.

Effacee (эфасе) – поза, при которой ноги и вся фигура открыты.

En dedans (ан дедан) – внутрь, в круг.

En dehors (ан деор) – наружу, из круга.

En facee (ан фасе) – прямо.

En tournants (ан турнан) – с поворотом.

Glissade (глиссад) – скользящее движение – скользящий прыжок.

Grand battement jetes (гран батман жете) – большое бросковое движение на 90 градусов от пола и выше.

Pas de bourre (па де буррэ) – переступания с небольшим продвижением то вправо, то влево на полупальцах и на пальцах.

Petit battements (пти батман) – маленький батман на щиколотке опорной ноги.

Port de bras (пор де бра) – упражнение, слагающееся из одновременных движений рук, корпуса и головы.

Releves lents ( релеве лян) – медленное поднимание ноги.

Rond de jambe par terre (рон де жамб пар тер) – вращательное движение ноги по полу, круг носком по полу.

Sissonne fermee (сисон ферме) – прыжок с двух ног на одну с одновременным закрыванием ног.

Sissonne ouverte (сисон уверт) – прыжок с двух ног на одну с открыванием ноги.

Sur le cou-de-pied (сюр ле ку-де-пье) – на щиколотке опорной ноги.

Temps lie (там лие) – связующее, плавное, слитное движение.

Tombee (томбе) – “падение” на demi plies coupe на работающую ногу, другая нога поднимается.

Sur le cou-de-pied с последующим резким коротким вставанием на нее на полупальцы, одновременно другая нога открывается в сторону на 45 градусов от пола. Tombee и coupe может исполняться в различных позах.

Список литературы:

  1. А.Г. Богуславская, С.Н.Головкина и др. «Там, где рождается танец», М. – «Московский рабочий», 1977.
  2. Л.Бондаренко. «Методика хореографической работы в школе и внешкольных заведениях», Киев – «Музична Украина», 11985.
  3.  И.И. Бахрах. Физическое развитие школьников. Смоленск, 1991
  4. Л.А Байкова, Д.К Гребенкина. «Педагогическое мастерство и педагогические технологии». - М.- Педагогическое общество, 2001.
  5. Т.Барышникова. «Азбука хореографии». С - Пет.- Искусство, 1999
  6. Н.П. Базарова. «Основы классического танца». Учебник для хореографических училищ и ВУЗов. – М: Просвещение, 1978.
  7. С.Н.Головкина, Е.Н.Жемчужина, Н.В.Золотова, П.А.Пестов, Б.Г.Рахманин, О.А.Ильина, и др. «Классический танец» - программа для хореографических училищ № 2108 по специальности «Артист балета» (8 лет обучения), М. – 1987
  8. О.Г.Зайцева. «Маленьким артистам, танцорам, вокалистам». Ярославль «Академия развития», 2005.