Хореография - как метод профилактики травматизма фигуристов

Северная Олимпия

Хореография является обязательной дисциплиной в видах спорта, существующих на грани  искусства и собственно спорта. К ним, безусловно, относится и фигурное катание. 

Навыки, приобретенные на уроках хореографии, позволяют, насколько это возможно, избежать травматизма на льду при изучении элементов фигурного катания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл horeografiya_-_kak_metod.docx22.71 КБ

Предварительный просмотр:

МАУ ДО «ДЮСШ «Северная Олимпия»

Республика Коми, г. Сыктывкар

Составитель: тренер-преподаватель по хореографии Виноградова Э.Б.

Тема: «Хореография – как метод профилактики травматизма фигуристов»

Хореография является обязательной дисциплиной в видах спорта, существующих на грани  искусства и собственно спорта. К ним, безусловно, относится и фигурное катание.

Все дисциплины в хореографии имеют в своей основе упражнения, формирующие двигательные  навыки  учащихся, учат сознательно  управлять  мышечным аппаратом и корректируют физические недостатки. На занятиях хореографией тренируются сила, выносливость, гибкость, быстрота и  другие качества. Основным педагогическим условием успешного обучения хореографии являются задания с постепенно нарастающим уровнем трудности. Системность предполагает распределение элементов классического танца таким образом, чтобы изучение новых элементов опиралось на ранее усвоенный материал с постепенным увеличением нагрузки и увеличением сложности. Занятия танцем формируют правильную осанку, тренируют мышечную силу, дают физическую нагрузку, равную сочетанию нескольких видов спорта. Классический танец требует централизованного контроля за телом, позволяющего точно выполнять вращения, удерживать позное равновесие. Навыки, приобретенные на уроках хореографии, позволяют, насколько это возможно, избежать травматизма на льду при изучении элементов фигурного катания.

Органично дополняют классическую хореографию различные жанры современной хореографии. Это и хип-хоп, и джаз-модерн, и клубные танцы. Все они вносят свою лепту, расширяя физические возможности спортсменов. Кроме этого, на занятиях современной хореографией учащиеся обычно раскрепощаются психологически.

У детей, занимающихся фигурным катанием, при переходе из групп начальной подготовки в учебно-тренировочные группы, в связи с увеличением нагрузки иногда возникают проблемы со стопой и позвоночником. Здесь в роли лечебной физкультуры или одновременно с ней можно использовать занятия хореографией, исключив прыжки.

Современная конструкция обуви для фигурного катания, которая позволяет выполнять многооборотные прыжки, расширяя технические возможности спортсменов, не способствует развитию и укреплению стопы. Самое простое упражнение, которое способны выполнить даже самые юные фигуристы (4-5 лет) это releve по первой, второй, пятой позициям. Оно развивает все мышцы подошвенной части стопы, развивает силу мышц ног. При это нельзя допускать «заваливания»  на большой палец ноги, чем очень часто грешат фигуристы в связи с недостаточной выворотностью. Благодаря упражнениям при развернутых носках тренируются ягодичные мышцы. Как известно, в основе классического танца лежит система совершенствования формы, благодаря которой можно проработать не только поверхностные мышцы, но и глубокие мышечные слои, причем здесь действуют принципы, которые отличаются от законов занятий в тренажерных залах. Во время силовых тренировок мышцы увеличиваются в объеме, а хореографические упражнения способны сделать их менее объемными, но не менее сильными. Благодаря этому контуры фигуры становятся более плавными, вытянутыми. При этом формируется прекрасный мышечный каркас, суставы будут более подвижны.

Рекомендуемые упражнения:

  1. «Релеве»
  2. «Деми плие»
  3. «Гранд плие»
  4. «Батман тандю»
  5. «Батман тандю псете»
  6. «Батман фондю»
  7. «Батман пике»
  8. «Батман девелопе»
  9. «Гранд батман»
  10.  «Пор де бра»

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ЛФК при травме позвоночника

  1. И.п. – лежа на спине – вращение в голеностопе 8-10 раз.
  2. И.п. – лежа на спине – согнуть правую руку в локте и левую ногу в колене 6-8 раз
  3. И.п. – лежа на спине – попеременное поднимание прямых ног 6-8 раз
  4. И.п. – лежа на спине, руки в стороны, ноги в розь – поворот туловища правой рукой достать левую руку – выдох, и.п.- вдох – 4-6 раз в каждую сторону.
  5. И.п. – лежа на спине – ноги согнуты в коленях: поднять таз – вдох, опустить – выдох 4-8 раз.
  6. И.п. – лежа на спине, руки под голову. Имитация езды на велосипеде до утомления.
  7. Дыхательное упражнение.
  8. И.п. – лежа на спине, руки вверх – имитация вытяжения.
  9. И.п. – лежа на спине, руки в стороны: I – подтягивание коленей к груди – выдох, 2 – и.п. 6-8 раз каждой ногой.
  10.  Дыхательное упражнение.
  11.  И.п. – лежа на спине, руки под голову: I – поднять прямые ноги, 2 – согнуть ноги, выпрямить, 4 – опустить в и.п. 3-5 раз.
  12.  И.п. – лежа на спине, ноги согнуты: поворот коленей влево и вправо 6-8 раз в каждую сторону.
  13.  И.п. – лежа на живот: разноименное поднимание руки и ноги.
  14.  И.п. – лежа на животе, руки согнуты в локтях – вдох, 2 – опуститься в и.п. – выдох 4-6 раз.
  15.  И.п. – лежа на животе, руки под подбородком: I – достать коленом локоть – выдох, 2 – и.п. – вход, 4-6 раз каждой ногой.
  16.  И.п. – лежа на животе, руки под подбородком. Отведение прямой ноги в сторону 4-6 раз каждой ногой.
  17.  И.п. – стоя на четвереньках: I – выгнуть спину, живот подтянуть, голову опустить – выдох, 2 – прогнуться, голову поднять, выпрямить живот – вдох 4-6 раз.
  18.  И.п. – стоя на четвереньках: попеременное поднимание прямых ног 4-6 раз каждой ногой.
  19. И.п. – то же, повороты в сторону с отведением рук в сторону – вдох 3-4 раза в каждую сторону.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ЛФК для голеностопного сустава

  1. И.п. – лежа на спине. Сгибать и разгибать стопу с помощью методиста или здоровой ноги. То же в и.п. сидя, одна нога на другой, с помощью своей руки.
  2. И.п. – то же. Сгибать и разгибать стопы. То же, когда нога поднята и удерживается петлей.
  3. И.п. – сидя, пятки на полу. Сгибать и разгибать стопы поочередно и одновременно. То же перекаты с пятки на носки.
  4. И.п. – то же. Сгибать одну стопу, разгибая другую. То же. выполняя перекат с пятки на носок, другой – с носка на пятку.
  5. И.п. – сидя на кушетке, ноги выпрямлены, на подошвенную сторону стопы накинут ремень, другой конец которого в руках. Натягивая ремень, разгибать стопу. То же в положении сидя, положив ногу на колено другой ноги. В данном случае вместо ремня можно использовать палку, подложив ее под стопу. Палку держать за концы или ближе к середине.
  6. И.п. – Сидя на стуле. Перекатывать набивной мяч, сгибая и разгибая стопы. Амплитуду увеличивать постепенно.
  7. И.п. – стоя, носки и пятки вместе, туловище слегка наклонено вперед. Делать перекаты с пяток на носки, опираясь руками о спинку стула.
  8. И.п. – стоя лицом к гимнастической стенке, хват руками на уровне пояса. Подниматься на носок больной ноги.
  9. И.п. – стоя лицом к гимнастической стенке, хват руками на уровне плеч. Выполнять подскоки преимущественно за счет голеностопных суставов.
  10.  И.п. – сидя, ноги на ширине плеч.  Опираясь на пятки, соединить носки и вернуться в и.п. То же, опираясь на носки.
  11.  И.п. – сидя, ноги вместе. Опираясь на пятки, развести носки, затем опираясь на носки, развести пятки. Таким способом максимально разводить ноги, затем соединить их в и.п.
  12.  И.п. – сидя, ноги на мяче. Скользить стопами до пола и обратно.
  13.  И.п. – сидя, одна нога на колене другой. Выполнять круговые движения стопой в одном и противоположном направлениях.
  14.  И.п. – сидя, ноги согнуты разведены, пятки на полу. Круговые движения стопами наружу и внутрь.