Методические рекомендации по отработке конкурсной программы спортивных бальных танцев серии " латино - американские"

Методические рекомендации по отработке конкурсной программы спортивных бальных танцев серии " латино - американские" ( из опыта работы коллектива спортивного бального танца "Шанс" ГБОУ ДОД ЦРТДЮ ЦСМ г.Самара  авторы Кривоносова Н.М. и Кузнецов  С.П. педагоги дополнительного образования ГБОУ ДОД ЦРТДЮ ЦСМ г.Самара

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_rekomendatsiishans.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ ДОД ЦРТДЮ «Центр социализации молодёжи»

Методические рекомендации

по отработке конкурсной программы

спортивных бальных танцев

серии «латино-американские»

(из опыта работы коллектива спортивного бального танца «Шанс»)

                                          

авторы:      Кривоносова Н.М.

Кузнецов С.П., педагоги                дополнительного                             образования

Самара, 2015

Бальный танец играет большую роль в воспитании  молодежи. Это связано с многогранностью бального танца, который сочетает в себе средства музыкального, пластического, спортивно-физического, эстетического и художественно-эстетического развития и образования. Умение слушать и понимать образный  язык музыки, разбираться в основных формах и выразительных средствах  легко и непринужденно  кружиться  в ритме музыки,  получая удовольствие от ее красоты  - всему этому учит танец.

Освоение бального танца связано с определенной тренировкой тела. Особенностью является гармоничное развитие тела без гипертрофии тех или иных мышц Систематические занятия соразмерно развивают правильную и красивую осанку, придают внешнему облику человека своеобразную элегантность.

Бальный танец оказывает большое влияние и на формирование внутренней культуры человека.  Занятия бальным танцем органически связаны с усвоением норм этики, немыслимы без выработки высокой культуры общения между людьми. Выдержка, безупречная вежливость, чувство меры, просто скромность, внимание к окружающим, их настроению, доброжелательность, приветливость - вот те черты, которые воспитываются у учащихся в процессе занятий танцем и становятся неотъемлемыми в повседневной жизни. Так занятия танцем воспитывают характер человека.

Поскольку учебный :процесс протекает в коллективе и носит коллективный характер, занятия танцем развивают чувство ответственности перед товарищами, умение считаться с их интересами.

Танцем программа является образовательной, разработанной на основе собственного опыта работы в этой области, поэтому ее можно отнести  к авторской программе.

Так как в процессе обучения учащиеся получат систематизированные знания в области бальной хореографии, то программу можно по типу отнести к базовой, познавательной программе.

Учащиеся получают профессиональную ориентацию, в последствии они смогут проанализировать бальный танец самоопределиться и поступать в хореографические училища.  Поэтому программу можно считать профессионально-ориентированной.          

Так как бальный танец относится к одному из видов спорта, включенным в олимпийские программы, занятия бальным танцем развивают фигуру, способствуют устранению ряда физических недостатков (сколиоз, лордоз и т.д.), вырабатывают правильную и красивую осанку, то программу можно считать также спортивно-оздоровительной.

         На занятии у детей развивается музыкальность, чувство ритма, они учатся логическому, целесообразно организованному и потому грациозному движению. Танец учит выражать свои эмоции через движение, отсюда появляется артистизм. Поэтому программу можно отнести к программе, развивающей художественную одаренность.

I ступень —  Школа бального танца: цели и задачи

На первой ступени обучения основная цель — научить ребенка  свободно и органично выражать себя в танце.

Задача — научить ребенка простейшим элементам танца различных жанров, научить самостоятельно ориентироваться в мире танцевальной эстетики, с также подготовить его к требованиям Школы спортивного бального танца.

II ступень —   Школа спортивного бального танца — цели и задачи

        На  второй ступени обучения основная цепь - обучение основам спортивного танца и импровизации, :как инструментам для успешного решения задач пластической выразительности. Основная цель ― вывести детей на качественно новую конкурсную ступень спортивных бальных танцев, дать предпрофильную подготовку, которая позволит им в дальнейшем перейти к профессиональной деятельности.  

        Основная задача - развитие танцевальных способностей учеников, достижение  абсолютного воплощения  своего тела,  легкости и  уверенности перед зрителями, снятие зажимов.

        В школу спортивного бального танца принимаются ребята из Школы бального танца на конкурсной основе с 9-летнего возраста (возможен с 7-8-ми лет), но, если переход из Школы бального танца в Школу спортивного бального танца происходит из старшей группы, то возраст воспитанника конкурсной группы  с 15 лет до21 года. Ребята, не прошедшие  по конкурсу, остаются в Школе бального танца на повторный курс обучения. В школу спортивного бального танца возможен приход и со стороны на конкурсной основе, минуя Школу бального танца.

Примерная структура занятия на I ступени

                        

1. Тренаж. Разогрев мышц, подготовка всего тела к определенной программе (либо западноевропейские, либо латиноамериканские танцы).

2. Работа над отдельными элементами танца перед зеркалом, затем по кругу.

Сначала каждый воспитанник работает индивидуально, а затем в паре.

З. Работа над учебной композицией в паре для отработки определенного материала (противоход, выход в променадное положение, отработка скорости поворота и т.д.)

4. Работа над конкурсной композицией в паре.

        Для успешного освоения материала воспитанники должны получить определенную физическую подготовку. Для этого применяются следующие методы работы:

         - Работа у станка;

         - Работа на коврике на полу;

             -Тренаж на середине :как классический, так и специальный, готовящий

                воспитанников к определенному танцу.

        Новый материал объясняется словесно с показом педагогами той или иной фигуры композиции танца.  Практикуется запись композиции или отдельных фигур под диктовку. После объяснения материала воспитанники приступают к самостоятельной работе, в ходе которой тренером делаются замечания и исправления.

        Для лучшего усвоения материала в младшей группе школы бального танца разучиваются детские ролевые танцы, такие как: «Че6урашка», «Чунга-Чанга», «Оживи картинку», «На балу у Золушки», «Дополни картинку» и т.д., которые готовят детей к восприятию основного материала

Упражнение  «Чебурашка»:

  1. Показать «ушки» у Чебурашки, чтобы дети могли держать локти, сильную ладонь.
  2. Как Чебурашка и крокодил Гена играют в футбол, чтобы дети скоординировали движения рук и ног
  3. Перетягивание (Чебурашка и Гена тянут друг друга за руки, делают 3 шага с левой ноги, на счет «4» - каблук правой ноги

Упражнение 2 «Чунга-Чанга»:

Покажите через 1,2,3 позиции рук : какой большой остров?  Причем, в сочетании с работой ног.

  1. Как дети могут дразниться? Для выразительности движений.

Упражнение 3: «зарядка»

Как дети делают зарядку? Рывки руками в сочетании с движениями ног.

Упражнение 4: «Оживи картинку»

Детям показываются картины, они должны с помощью позиций рук и ног отразить содержание в динамике.

Упражнение 5:«Дополни картинку»

Один из воспитанников показывает движения какого-то животного или птицы, а другие дополняют их.

Упражнение 6:«На балу у Золушки»

Импровизация. Под музыку вальса дети должны показать знания этикета: как правильно пригласить на танец, ответить на приглашение, совершить несколько произвольных движений        

Примерная структура занятия на II ступени

То же самое, что и на I ступени, дополняется работой над конкурсной композицией танца.

Третья ступень: цели и задачи

 

Основная цель — вывести детей на качественно новую конкурсную ступень спортивных бальных танцев, дать предпрофильную подготовку, которая позволит им в дальнейшем перейти к профессиональной деятельности.

На III ступени, которая является качественно новой ступенью обучения,         

суммируются все приобретенные детьми знания и навыки, необходимые для изучения наиболее сложных движений, усложняются все виды вращения: увеличивается количество туров, вводятся комбинированные вращения по диагонали и кругу, убыстряется темп, все больше дается занятий на импровизацию.

В школе спортивного бального танца дети изучают конкурсную международную программу по западноевропейским и латиноамериканским танцам, готовятся и выступают на городских, областных и межрегиональных конкурсах.

Мы предлагаем методические рекомендации серии «латино» из опыта работы коллектива спортивного бального танца «Шанс».

Методические рекомендации «Отработка танца «Румба».

        Каждый танец латиноамериканского стандарта отличаются характерными чертами и требуют особого алгоритма в период разучивания и его отработки:

  1. Разминка.

Во время разминки большое внимание уделяется сторонам корпуса, рукам.

Для того, чтобы работала сторона корпуса, нужно включить в работу мышцы под лопаткой – сократить их, а точки под ключицей противоположной стороны растянуть вверх. Опорная нога сильно растянута в колене (колено визуально должно уходить назад).

Руки должны работать от корпуса. Локоть открывает руку и закрывает ее через положение абсолютно прямой руки. Так работают руки в любой позе.

Во время разминки также уделяется внимание растяжке коленного сустава.

  1. Отработка основных элементов.

А. Основной ход:

Основное внимание уделяются ритму.

Для того, чтобы усилить основной ход, станцевать его

                    во-первых, более спортивно

                во-вторых, музыкально              

нужно как можно дольше задержать 2-ой счет и очень быстро станцевать

3-ий. При этом нигде не должно быть остановки, корпус должен двигаться непрерывно.

        Чтобы достичь этого, никогда нельзя сразу вставать в ногу. Корпус должен двигаться между ногами: сначала ставим в упор ногу, а затем доходим корпусом до ноги.

        Счет 4-1 танцуется так: на счет «4» ставим ногу в упор, а на «1» доходим корпусом до ноги.

Б. Повороты.

        Повороты в основном делаются на счет «и», а шаг – на основной счет. Нельзя одновременно делать  и шаг, и поворот.

        Поворот типа «спираль» выполняется следующим образом: на счет «4» делается шаг накрест опорной ноге, на «1» - сам поворот, опорная нога держит точку.

        Голова при поворотах никогда не движется с корпусом, она последней заканчивает поворот. Запомните: корпус, а затем – голова.

В. Ведение.

        Большую роль в парном танце имеет взаимодействие партнеров.

Партнер ведет партнершу не руками, корпусом, рука – это только точка тела партнера, через которую он передает импульс движения партнерше.

Партнерша никогда не двигается самостоятельно. Она двигается от партнера, он задает ей траекторию движения.

«Замок» (место, где соединяются руки партнера и партнерши) всегда должен находиться на одинаковом расстоянии от того и другого.

Они должны притягиваться и отталкиваться от «замка» с одинаковой силой, не перетягивая друг друга на свою сторону и не отталкивая его («замок») в сторону партнера.

Г. Глаза.

        Глаза – это зеркало нашей души. Когда люди общаются друг с другом, они смотрят друг другу в глаза. Танец – это тоже общение двух людей.

        Партнеры в танце должны смотреть друг на друга, помогая, вдохновляя и поддерживая друг друга.

        Танец «Румба» - это танец любви мужчины и женщины. Взгляд партнеров и их пластика движений должны выразить этот характер танца.

        Партнер должен в танце выражать восхищение партнершей, «взглядом в публику» показать, что рядом с ним – самая замечательная девушка.

        Партнерша должна привлекать партнера и всех окружающих – к себе своей женственностью, чувственностью, красотой.

Методические рекомендации «Отработка танца «Самба».

        Каждый танец латиноамериканского стандарта отличаются характерными чертами и требуют особого алгоритма в период разучивания и его отработки:

  1. Разминка.

Во время разминки на танец «Самба» так же, как и в других танцах Латинской Америки, уделяется большое внимание работе сторон корпуса.

Этот танец в отличие от других латино-американских танцев исполняется с применением «боунса».

«Боунс» - это способ выноса ноги через сокращение мышц брюшного пресса. Для того, чтобы объяснить «боунс» можно обратиться к истории  этого танца: перемещать песок босыми ногами.

Во время разминки уделяется большое внимание развитию скорости ног, так как передвижение ног из одного положения в другое происходит на очень быстрый счет «и».

2. Отработка основных элементов.

А. Виск.

Исходная позиция ног: носки ног развернуты, во внутреннюю часть колена опорной ноги опирается колено другой ноги, которая стоит на носке. После каждого движения позиция ног сохраняется.  

Во время исполнения нужно следить за тем, чтобы на счет «и» обе ноги были прямыми, а во время самого счета, когда корпус переносится на опорную ногу, другая нога была бы сильной и показывала хорошую прямую линию.

Б. Стационарное движение.

        Исходная позиция – носки ног развернуты. Во время исполнения нужно следить за хорошим исполнением «боунса», так как без этого невозможно в принципе станцевать стационарное движение, а также за тем, чтобы нога, которая выносится назад, была прямой и каблук ее не опускался в пол. Необходимо следить за тем, чтобы при исполнении элемента корпус не двигался, двигаться должны только ноги с бедрами.

В. Вольта.

        Исходная позиция – как при «виске» - носки ног развернуты. Следить следует за тем, чтобы на счет «и» было исполнено 2 шага, а на основной счет было снижение в опорную ногу.

        При движении вправо нужно следить за правой ногой, она должна быть развернута вправо, а при движении  влево – следить за левой ногой, она должна быть развернута влево.

Г. Повороты.

        Повороты исполняются на сам счет, вкручиваясь сверху – вниз.

Методические рекомендации «Отработка танца «Медленный вальс».

Медленный вальс относится к группе европейских танцев. Как многие европейские танцы – это свинговый танец. «Свинг» в переводе с английского языка – покачивание. Для объяснения «Свинга» можно привести в качестве аналога – работа маятника часов. В танце свингуют  ноги с корпусом, а голова остается на месте.

  1. Разминка.

Во время разминки уделяется большое внимание положению «стоп». Для того, чтобы выдержать 6-ую позицию ног, необходимо в ногах соединять не пятки, а носки и ставить полностью всю стопу на паркет.

При движении вперед корпус должен двигаться вместе с ногой. При движении назад корпус должен оставаться впереди, назад идут ноги, вытягиваясь от бедра.

  1. Отработка основных элементов.

Большое внимание при отработке основных элементов уделяется спускам и подъемам. На счет «и»  - спуск, самая низшая точка, на счет «1», «2», «3» идет постепенный подъем, причем на «3» - самая высокая точка подъема.

При движении вперед танцуется свинг вперед, а при движении назад – свинг назад.

Перечисленные моменты лучше всего отрабатывать на малых и больших «квадратах», правых и левых.

  1. Положение партнеров в танце.

Партнер стоит вертикально, вес его находится над носками ног. Партнерша стоит от партнера на расстоянии поперечно поставленной стопы партнера, перенеся вес на носки и заполняя все оставшееся между партнерами расстояние своим корпусом.

 Корпус партнерши смещен относительно корпуса партнера влево на полкорпуса. Голова партнера поставлена прямо, у партнерши – смещена влево для того, чтобы партнер мог видеть, куда вести партнершу.

Программа «Шанс» имеет подобные методические указания по танцам

«Самба»

«Ча-ча-ча»

«Пасадобль»

«Джайв»

«Медленный вальс»

«Танго»

«Венский вальс»

«Медленный фокстрот»

«Быстрый фокстрот»