Психолого-педагогические проблемы управления хореографическим коллективом

Ушакова Светлана Александровна

  Актуальность темы исследования заключается в том, что изучение хореографического искусства сегодня является настоятельной необходимостью. Оно учит красоте и выразительности движений, силе и ловкости, развивает и совершенствует творческую личность. Хореография формирует эстетический вкус у участника. 

    Объектом темы исследования является: Система управления организации работы в хореографическом коллективе.

      Предмет: Психолого- педагогический аспект как основа процесса управления хореографическим коллективом.

      Цель: Исследовать психолого-педагогические особенности управления хореографическим коллективом.     Объектом темы исследования является: Система управления организации работы в хореографическом коллективе.

      Предмет: Психолого- педагогический аспект как основа процесса управления хореографическим коллективом.

      Цель: Исследовать психолого-педагогические особенности управления хореографическим коллективом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledovatelskiy_proekt.doc157 КБ

Предварительный просмотр:

Управление культуры г. Курска

МБОУ ДО «Детская школа  искусств №5

им. Д.Д. Шостаковича»

Исследовательский проект

На тему:

«Психолого-педагогические проблемы управления хореографическим

коллективом»

                                          Выполнил преподаватель

                                                        Ушакова Светлана Александровна

Курск

2016г.

Содержание

Введение                                                                                                                      3

Глава 1. Психолого-педагогические особенности деятельности

хореографического коллектива                                                                             5

1.1        Руководитель хореографического коллектива и его психолого-

педагогическая деятельность                                                                                       5

1.2        Возрастные и психологические особенности участников хореографического коллектива                                                                            12

Глава 2. Специфика работы в детском хореографическом коллективе         22

2.1.        Формирование личности ребёнка через хореографическое

искусство                                                                                                                    22

2.2.        Виды детских танцевальных коллективов                                             28

Заключение                                                                                                          32

Список используемой литературы                                                                           33

 

Введение.

       Актуальность темы исследования заключается в том, что изучение хореографического искусства сегодня является настоятельной необходимостью. Оно учит красоте и выразительности движений, силе и ловкости, развивает и совершенствует творческую личность. Хореография формирует эстетический вкус у участника. Эстетическое воспитание способствует формированию нравственности человека, расширяет его познание о мире, обществе и природе. Разнообразные, творческие хореографические занятия способствуют увеличению их мышления и воображения, воли настойчивости, организованности, дисциплинированности. В эстетическом воспитании с помощью хореографии происходит развитие у учащихся самостоятельности и творчества когда ребенок сам что-то создает, подражает кому-либо с помощью танцевальных элементов, то проявляет при этом свою инициативу, интересы и потребности. Конечная цель эстетического воспитания - гармоничная личность, разносторонне развитый человек, образованный, прогрессивный, высоконравственный, обладающий умением трудиться, желанием творить, понимающий красоту жизни и искусства.

      Особенностью хореографического искусства, как средством воспитания, заключается в том, что в хореографии сконцентрирован творческий опыт человека, его духовное богатство, в хореографических произведениях разных жанров художник выражает свое эстетическое отношение к бесконечно развивающемуся миру общественной жизни и природы. В танце отражается человеческий духовный мир, его чувство, вкусы, идеалы.

      Хореография дает огромный материал для познания жизни. Балетмейстер, подмечая основные тенденции развития жизни, воплощает их в такие полнокровные хореографические образы которые с огромной эмоциональной силой действуют на каждого зрителя заставляя его постоянно размышлять о своем месте в этом мире. В этом и заключается творческое воздействие на окружающих и накапливается масса разнообразных, в том числе и эстетических впечатлений. Любое танцевальное произведение вызывает ответственные чувства у зрителя, который вместе с героями любит и ненавидит, борется и страдает.

      Степень изученности: Данную тему изучают и исследуют многие педагоги, психологи, социологи. Психологические и возрастные особенности исследуют и анализируют такие авторы учебных пособий как: В.А. Никитина, П.С. Гуревич, Е.Л. Солдатова, Г.Н. Лаврова и т. д. Большой вклад в изучение профессионального мастерства руководителя творческого коллектива внесли Бакланова, Т.П. « Профессиональное мастерство специалиста культуры»; Игнатова И.Б. « Коллектив художественного творчества: проблема педагогического руководства» и т.д. О специфике работы с детьми в хореографическом коллективе рассказывают Т.В. Пуртова, А.Н. Беликова, в учебном пособии « Учите детей танцевать».

     Объектом темы исследования является: Система управления организации работы в хореографическом коллективе.

      Предмет: Психолого- педагогический аспект как основа процесса управления хореографическим коллективом.

      Цель: Исследовать психолого-педагогические особенности управления хореографическим коллективом.

      Задачи: 1. Рассмотреть психолого-педагогическую деятельность руководителя хореографического коллектива.

                    2. Выявить возрастные и психологические особенности участников хореографического коллектива.

                   3. Проанализировать формирование ребёнка через хореографическое искусство.

                  4. Рассмотреть виды детских танцевальных коллективов.

Глава I. Психолого- педагогические особенности деятельности хореографического коллектива.

1.1. Руководитель хореографического коллектива и его психолого-педагогическая деятельность.

                                    « Педагог есть воспитатель, т.е. человек, формирующий будущее, он в огромной степени является фактором этого будущего, а не только продуктом прошлого и настоящего».

                                                                                                 А. В. Луначарский.

      Это положение раскрывает важную мысль: все достижения хореографического коллектива в значительной мере зависят от руководителя - от его понимания структуры своей деятельности; современного состояния подготовленности; от владения теми средствами, которые позволяют коллективу подняться на новую ступень его развития.

Руководитель хореографического коллектива должен обладать такими качествами как:

-        высокая культура;

-        образование;

-        художественные и педагогические способности;

-        индивидуальные качества - его воля, характер, нравственный облик.

       Быть руководителем коллектива значит быть профессиональным специалистом; любить людей; быть заинтересованным в их творческих достижениях. Педагогически подготовленный руководитель организовывает процесс передачи участникам знания, умения и навыки и создаёт условия для их самостоятельной активной учебно-воспитательной работы.

В настоящее время руководитель должен быть не только педагогом-художником, но:

-        психологом;

-        иметь коммуникативные способности;

 

- обладать педагогическим тактом (уважение к личности и индивидуальности каждого участника, чуткость и внимательность к психологическому их состоянию, умению поддерживать и устанавливать ровные отношения, быть выдержанным). Невозможно дать рекомендации, как поступить в той или иной ситуации. Опытный педагог умеет правильно использовать приёмы воздействия с учётом психологии человека. Также большое значение в работе имеет и профессиональная компетентность преподавателя.

       Понятие профессиональной компетентности педагога выражает его единство теоретической и практической готовности. Квалификационная характеристика выстраивается из обобщённых требований преподавателю на уровне профессиональных знаний, умений, навыков и практического опыта.

Руководитель хореографического коллектива должен хорошо владеть психолого-педагогическими знаниями, законами возрастного анатомофизеологического и психологического состояния развития детей, подростков и юношества. Эти знания являются условием профессиональной компетентности. Педагогические умения объединяются в четыре группы:

    •        Изучение личности участника и коллектива для определения уровня их подготовки к активному овладению новыми знаниями. Выделение комплекса развивающих, образовательных и воспитательных задач, их конкретизация и доминирование одной из них.

    •        Умение построить и привести в движение логически завершённую педагогическую систему, к которой относится комплексное планирование воспитательного процесса, оптимальный выбор форм, методов и средств его организаций.

    •        Уметь учитывать и оценивать результаты педагогической деятельности через самоанализ и анализ образовательного процесса и результата деятельности преподавателя. Уметь определить комплекс доминирующих и подчинённых педагогических задач.

 

    •  Уметь выделить и установить взаимосвязь между всеми компонентами и факторами воспитания через активизацию личности участника коллектива и развития его деятельности.

        Быть хорошим организатором всей художественно-педагогической деятельности в хореографическом коллективе, т.е. осуществлять триединство деятельности коллектива: 1)жить перспективой и 2) учитывать развитие по спирали; 3) уметь планировать свою работу так, чтобы в неё входили психолого-педагогические, художественно- исполнительские компоненты.

       Руководитель для большинства участников-авторитет. Авторитетность руководителя важный показатель высокого уровня осознания коллективом художественно- воспитательного значения его деятельности. Авторитет невозможно присвоить, его нужно завоевать в процессе работы, а это требует от руководителя совершенствование в области художественной и педагогической деятельности.

       В работе с хореографическим коллективом возникает множество различных проблем и трудностей. Рассмотрим некоторые из них.

      Типичная ошибка начинающего руководителя связана с тем, что он уступает желаниям участников как можно скорее выпустить их на сцену, несмотря на то, что они не имеют необходимой для этого художественной подготовки. Их желания объяснимы: многие из них выступали дома перед близкими и гостями, на домашних концертах. Между тем эти «артисты» никогда и ничему серьёзно не учились, а некоторые и не подозревали, что это необходимо.

       Неопытный руководитель идёт им на встречу, и «артисты» на сцене демонстрируют свою беспомощность. Выступление может быть темпераментным, живым, но смотреть его не доставляет эстетической радости.

      Итак, первая причина заключается в том, что в коллективах не ведётся систематическая работа по овладению техникой исполнения. Участники коллектива обречены, совершать элементарные ошибки, плохо танцевать, из-за чего возникает непреодолимая преграда в выполнении задач по повышению художественного и воспитательного уровня работы в хореографическом коллективе. [1,с.54]

        Известно, что без технической выучки нельзя полноценно выразить художественный образ и воплотить авторские идеи на сцене. Руководителю хореографического коллектива необходимо правильно выстроить педагогические и исполнительские процессы с учётом конкретных условий, в которых приходиться работать. Практика выработала соответствующую методику:

1)        Желательно и нужно удовлетворить стремление самих участников к выступлению. Для начала подготовить с ними хореографические произведения, не имеющие больших технических трудностей, и представить им возможность выступить перед знакомой аудиторией. Но обязательно сразу же следует учить критическому отношению к собственному исполнению, вырабатывать требования к нему, развивать чувство ответственности за свой исполнительский уровень, воспитывать осознание важности выступлений перед аудиторией. Руководитель, взяв в качестве учебного материала фрагмент хореографического произведения, должен преимущественно обращать внимание на овладение участниками техникой исполнения. Совершенно не допустимо, когда участники во время исполнения вспоминают, с какой позиции продолжить танец, с какого такта вступать. Таким образом, обучение в коллективе предусматривает достижение определённой степени технического совершенства. Однако овладение техникой исполнения - только начало освоения хореографического произведения, сведение обучения только к этому результату духовно калечит исполнителей, отрицательно сказывается на их творческом росте.

2)        Пренебрежение художественно-образовательными задачами не ведёт к глубокой работе над образностью произведения, к творческому развитию коллектива, то есть нарушаются механизмы его роста.

Есть ещё принципиальные ошибки, на которые нужно обратить внимание. Они коренятся в неумении передать суть произведения. Преодолеть подобные ошибки можно только занимаясь специальными упражнениями по формированию приёмов анализа, разучивания, построения, воплощения и исполнения образного решения произведений, что обязывает продумывать учебно-воспитательную работу.[1, с.57]

      Типичные ошибки возникают в тех случаях, когда педагог не воспитывает у участников понимания целостности хореографической композиции. Часто приходится наблюдать: как будто бы красиво и верно исполняется танец, но исполнение в целом оставляет чувство неудовлетворённости. Почему? Многие педагоги разучивают произведение по частям, соединяя затем в одно целое. Но именно целостного впечатления не создаётся. Опытные педагоги поступают по-другому. С самого начала они обрисовывают всю картину, ту, что должна получиться в результате репетиций.

       Большинству хореографических коллективов свойственно волнение на сцене. Неумение его преодолевать - существенный недостаток при исполнении. Сценическое волнение - сложное чувство. Оно и показатель культуры артиста, и понимания ими ответственности за уровень исполнения, и воспитательного значения выступлений.[1, с.58]

      Преодоление трудностей подобного рода предполагает решение, прежде всего учебно-воспитательных задач, вначале осознание их руководителем, а потом и участниками. Среди возможных мер - самое главное- повышение общей, художественной и исполнительской культуры. Можно предположить, что застенчивость и неверие участников в свои силы и способности - показатель не столько их личностных свойств, сколько неумение руководителей коллективов создавать условия, при которых участники обрели бы уверенность в себе. Только активной художественно-педагогической деятельностью возможно устранение подобных трудностей.

       Негативные моменты в жизни хореографического коллектива в значительной мере связаны с недостаточной педагогической подготовленностью художественных руководителей. Они не учитывают того, что правильно организованный учебно-воспитательный процесс- это путь формирования участников, это средство создания творческого климата в коллективе, это стабильность коллектива.

        Известно, что многие хореографические коллективы распадаются. Тому много причин. Одна из них - нездоровая обстановка, отсутствие дружеского общения участников и руководителей. Необщительность мешает устанавливать и поддерживать отношения с членами коллектива, что в свою очередь препятствует проявлению способностей.

      В качестве причины мешающей участникам проявить свои способности является неумение устанавливать и поддерживать отношения с руководителем; зазнайство некоторых членов коллектива.

Среди причин, ведущих к уходу некоторых участников из коллектива отмечаются следующие:

     •        Высокомерное отношение некоторых солистов.

     •        Несправедливое обвинение со стороны коллектива, обида участника.

     •        Неодинаковое отношение руководителя ко всем участникам.

     •        Отсутствие дружеской поддержки и помощи со стороны участников коллектива.

       Устранение подобных недостатков возможно только путём установления в коллективе дружеских, доброжелательных отношений, обстановки, способствующей творчеству.

      Хотелось бы назвать ещё причины ухода из коллектива, которые, по моему мнению, тоже имеют немаловажное значение, это: отсутствие дисциплины; однообразные занятия; низкий уровень исполнительского мастерства всего коллектива; отсутствие творческого роста коллектива.

      Отсутствие дисциплины и однообразие занятий - это вродебы разные, но, тем не менее, внутренне связанные причины, говорящие о неблагополучии. Монотонность занятий, поселившаяся на них скука, также свидетельствуют о нарушении основных принципов обучения и воспитания участников, в том числе принципов увлекательности, доброжелательности и оптимизма. Дисциплина на занятиях - показатель результативности работы художественного руководителя, его профессиональной зрелости. Ведь соблюдение творческой дисциплины -непреложное правило любого хореографического коллектива, в котором участники, под руководством педагога, увлечённо занимаются любимым видом художественного творчества.

Как правило, малоэффективным является требование руководителя не опаздывать на занятия и тем более их не пропускать, если оно не сопровождается должным воспитанием членов коллектива. Отсюда вытекает важнейшее правило: каждому хореографическому коллективу необходимо иметь продуманную программу художественно- педагогической деятельности.

      Можно сделать вывод, что в зависимости от того, насколько руководитель осознаёт ценность воспитания и образования участников и умеет их осуществлять, настолько успешно весь коллектив постепенно решает всё более сложные художественные задачи. Конечно, конкретные условия, в которых находится хореографический коллектив, накладывают отпечаток на возможности руководителя использовать те или иные формы развития активности и самостоятельности участников. Однако важно, чтобы они вели поиск способов и методов пробуждать у участников умение посвящать свой досуг хореографическому искусству, не ограничиваясь рамками только коллектива.

 

1.2. Возрастные и психологические особенности участников хореографического коллектива.

Руководитель хореографического коллектива, в своей деятельности, должен учитывать возрастные и психологические особенности своих участников. Каждому возрасту необходим свой подход. В настоящий момент выделяются такие возрастные категории как:

      • Дошкольный период.

      Возрастные границы данного периода: от 3-х до 6-7 лет. Дошкольное детство -относительно небольшой временной период, но включает много нового в развитии психики в целом. Этот период усвоения нравственности, обучения совместным действиям, общению с другими людьми. Здесь ярко проявляется способность хотеть радоваться и огорчаться, познавать новое. Дети чувствительны ко всякого рода воздействиям, результаты сразу не видны, но впитанные как губкой знания, впечатления и стиль поведения, непременно проявиться в будущем. Развивается личность: характер, интересы, направленность, формируется субъект общения, познания, деятельности и их структурные элементы: способности и склонности.

      Существенной особенностью дошкольного возраста является возникновение определённых отношений со сверстниками, образование «детского общества». Собственная внутренняя позиция дошкольника по отношению к другим людям характеризуется возрастающим осознанием собственного «Я» и значения собственных поступков, огромным интересом к миру взрослых, их деятельности и взаимоотношениям.

      Ведущей деятельностью дошкольника является - игра. Руководитель хореографического коллектива должен активно использовать игру в своей деятельности. Танцы- игры должны способствовать развитию ребёнка, вызывать у него интерес к деятельности, которой он занимается. Характер игры меняется вместе с развитием ребёнка. В игре ребёнку открываются отношения, объективно существующие между людьми. Последовательное исполнение определённых ролей дисциплинируют детей. В совместной деятельности они учатся согласовывать свои действия. Эти реальные взаимоотношения с другими членами детской группы не только формируют коллективистические качества, но и поднимают самосознание ребёнка. Ориентировка на сверстников, на мнение зарождающегося коллектива формируют в ребёнке социальные чувства: самостоятельность, способность следовать за группой, способность к сопереживанию и т. д. [5 с. 102]

      Дошкольный возраст- это период, в течении которого происходят колоссальное обогащение и упорядочение чувственного опыта ребёнка, овладение специфическими человеческими формами восприятия и мышления, бурное развитие воображения, формирование произвольного внимания и смысловой памяти. Становление психически опосредуется развитием представлений.

      •  Младший школьный возраст.

      Поступление ребёнка в школу связано с огромными изменениями во всех сферах его жизни. Эти изменения касаются в первую очередь структуры отношений и места ребёнка в обществе.

       Изменения происходят на всех уровнях развития. Продолжается закрепление физического и психологического здоровья ребёнка. Особенность физического развития состоит в том, что оно отстаёт в темпах от психологического развития, тем не менее, ребёнок набирает физическую силу, увеличивается его работоспособность. Внимание к формированию осанки здесь особенно важно.

      Младший школьный возраст- период для психолого-педагогического воздействия на ребёнка. Педагогическое воздействие сказывается на формировании личности и интеллекта - необходима эмоционально- положительная среда, без неё дети остаются капризными, обидчивыми. Происходит смена деятельности - игровой на учебную, отсюда стремление к самостоятельности. Важно не оставлять без внимания это стремление, не подавлять его, чтобы не сформировалось чувство вины.

      Возникают отношения дружбы. Лидерами становятся дети, которые хорошо учатся. Однако контакты в этом возрасте быстро разрушаются из-за повышенной эмоциональности. Дети не могут осуществлять контроль за своим эмоциональным поведением, у них наблюдается быстрая смена эмоциональных состояний.

       Дошкольный возраст можно назвать периодом фронтального развития интеллекта ребёнка, специальные способности развиваются вкупе с общими способностями. [5 с. 126]

      Внимание - особый психический процесс, без которого невозможно представить обучение. Руководитель должен привлекать внимание ребёнка к учебному материалу, удерживать его специальными педагогическими приёмами. Тем не менее, ребёнок ещё долго отвлекается, особенно при выполнении простых заданий по сравнению с более сложными.

       •  Подростковый возраст.

      Подростковый возраст является переходным, прежде всего в биологическом смысле, так как это возраст полового созревания, параллельно с которым достигают зрелости и другие биологические системы организма.

      Для подросткового возраста характерны следующие особенности:

-        социальный статус мало отличается от детского;

-        психологический статус крайне противоречив: для него характерны максимальные диспропорции в уровне и темпах развития;

-        «чувство взрослости» определяет новый уровень притязаний, отсюда -типичные возрастные конфликты и их преломление в самосознании подростка. В целом это период завершения детства и начала « вырастания» из него.

       В подростковом возрасте происходят изменения, связанные с кардинальными преобразованиями в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений индивида. Основу формирования новых психологических и личностных качеств подростков составляет общение в процессе различных видов осуществляемой ими деятельности. Определяющей особенностью общения подростков является его ярко выраженный личностный характер. [5 с. 145]

       Ведущая деятельность - интимно- личностное общение со сверстниками. Эта деятельность является своеобразной формой воспроизведения между сверстниками тех отношений, которые существуют среди взрослых людей.

       Руководителю хореографического коллектива особое внимание надо уделить физическому развитию участников. В этот период происходят многочисленные изменения в организме подростка: резкий скачок в росте (рост тела в длину, увеличение веса, окружности грудной клетки) и половое созревание. Педагогу необходимо учитывать выше сказанное, подбирать специальные упражнения, которые бы способствовали развитию физической красоты тела подростка.

       В этот период увеличивается масса мышц тела, но мышцы у подростков утомляются быстрее, чем у взрослых, и ещё не способны к длительному напряжению. Следовательно, руководитель должен правильно распределять нагрузку, помогать участникам с помощью хореографического искусства, исправлять какие- либо физические недостатки.

       Объём внимания и способность длительно сохранять его интенсивность и переключать его с одного предмета на другой с возрастом увеличивается. Вместе с тем внимание становится более избирательным, зависящим от направленности интересов.

      •  Юношеский возраст.

      Юность- период в развитии человека, соответствующий переходу от подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни. ( ранняя юность- 14-17 лет; поздняя юность- 18-21 год) Биологически - это период завершения физического созревания. Главная задача этапа - выбор профессии и типа учебного заведения. Педагогу коллектива надо прививать любовь и уважение к хореографическому искусству. Если один из участников захочет связать свою будущую профессию с этим замечательным видом искусства, то для руководителя это уже успех.

       В этот период в основном завершается физическое созревание организма. Психологическое содержание этого этапа связанна с развитием самосознания, решением задач профессионального самоопределения. [5 с. 166]

      Формируются:

-        познавательные и профессиональные интересы;

-        потребность в труде;

-        способность строить жизненные планы;

-        преодоление зависимости от взрослых и утверждение самостоятельности личности;

 -        в общении: ориентация на индивидуальные контакты наряду с сохранением большой роли коллективно-групповых форм общения;

-        формирование нравственного сознания, ценностных ориентации и идеалов, мировоззрения.

       Необходим индивидуальный подход в обучении, который бы стимулировал самостоятельность и творчество учащегося. Самостоятельность в процессе обучения улучшает непосредственные результаты и оказывает благотворное влияние на умственные способности, черты личности. Некоторые учащиеся не владеют самыми необходимыми навыками запоминания, плохо умеют обобщать, сравнивать, делать самостоятельные выводы. Это затрудняет обучение, делает его не интересным.

       Из всего сказанного можно сделать вывод, что юность является временем, когда нужно упорно работать над неравноценными задачами, в результате чего возникает поведение, на основе которого можно называться взрослым.

      •  Период зрелости.

      Руководитель, который работает с этой категорией людей, должен знать, что зрелость - наиболее продолжительный период онтогенеза, который характеризуется тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических способностей человеческой личности.

       Проблема взрослости - одна из наименее разработанных возрастно - и социально- психологических проблем.

       Не все взрослые достигают одинаковых успехов или устраивают жизнь по одному образцу, во взрослости не обнаружено чётких очевидных ориентиров. Социальное и эмоциональное развитие в зрелости смешиваются с постепенными.

       Физическими изменениями, происходящими в эти годы,- растущим объёмом знаний, навыков и опыта индивидуума.

       В психологии распространено мнение, что хронологический возраст в зрелости не имеет особого смысла, изменения в личности взрослого человека происходят лишь благодаря индивидуальным особенностям в сочетании с социальным, биологическим и психологическим статусом. [5 с. 174]

      Период взрослости отличается от предыдущего, юношеского, тем, что в нём заканчивается общесоматическое развитие, достигает своего оптимума физическое и половое созревание. Этот период является годами интеллектуальных достижений. Развитие всех сторон психики осуществляется неравномерно. Единого взгляда на развитие взрослого человека пока не существует.

      Теперь хотелось бы остановимся более подробно на свойствах и типах темперамента.

       Свойства темперамента, в отличии от мотивов и психических состояний человека, проявляется у него одним и тем же образом в самых разных видах деятельности и при самых различных целях. Например, если учащиеся волнуется перед выходом на сценическую площадку, это значит, что высокая тревожность-свойство его темперамента. Характерной особенностью темперамента является то, что он проявляется у человека в различных обстановках: и в том, как человек говорит и общается с другими людьми, и в том, как огорчается или радуется, и в том, как он работает и отдыхает. Свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека. [11с. 406]

      Выделяют четыре типа темперамента:

      • Сангвиник.

      Учащийся хореографического коллектива, с таким типом темперамента, очень живой и непоседливый. Его легко заинтересовать уроком: он живо откликается на каждый новый факт или новую задачу. Вместе с тем его интересы и увлечения очень не постоянны и не устойчивы. У него очень живое, подвижное и выразительное лицо. По его лицу легко угадать, каково его настроение, какого его отношение к предмету или человеку. На уроках, которые ему интересны, он проявляет большую настойчивость, энергию и работоспособность. Чувства и настроение его очень изменчивы. Учащийся легко привыкает к новой обстановке и к новым требованиям.

      Что характерно для сангвиника? Прежде всего, его повышенная реактивность, которая проявляется в том, что учащийся живо и с большим возбуждением откликается на всё привлекающее его внимание, очень впечатлителен. Сангвиник отличается и повышенной активностью, высокой пластичностью поведения. И, наконец, сангвиник экстравентирован, что определяет большую отзывчивость на непосредственные, внешние впечатления.

      •        Холерик.

      В основе лежит сильный, неуравновешенный с приоблоданием возбуждения -тип нервной системы.

      Если в хореографическом коллективе есть ученик с таким видом темперамента, то он будет, выделятся своей порывистостью. Увлёкшись рассказом или объяснением педагога, какого- либо движения, ученик приходит в состояние крайнего возбуждения и прерывает учителя различными восклицаниями. На любой вопрос преподавателя готов отвечать, не подумав и потому часто отвечает невпопад. Объяснения учителя слушает очень сосредоточенно, неотвлекаясь. Так же сосредоточенно выполняет работу в классе и домашнюю работу. Очень выразительное лицо. В выполнении различных общественных поручений проявляет настойчивость. Его интересы и увлечения довольно постоянны и устойчивы. Не теряется при возникающих трудностях и с большой энергией их преодолевает.

      Для холерика, как и для сангвиника, так же характерны высокая реактивносгь и активность, быстрый темп реакций. [11 с. 415]

      •        Флегматик.

      В основе лежит сильный уравновешенный, инертный тип нервной системы. Ученик с таким темпераментом, не тороплив и медлителен в походке и движениях. На вопросы учителя отвечает не сразу. Со сверстниками сходится трудно, но если подружится, то надолго.

      В отличии от сангвиника и холерика, у флегматика малая реактивность. Именно малой эмоциональной возбудимостью объясняется тот факт, что учащийся остаётся невозмутимым, когда все в классе смеются, и внешне спокоен при большой неприятности. Высокая активность значительно преобладает над малой реактивностью, что и определяет терпеливость, выдержку, самообладание. Флегматический темперамент отличается малой пластичностью и большой ригидностью.

      • Меланхолик.

      В основе лежит слабый тип нервной системы. На уроках ученик спокоен, настроение меняется от очень не значительных причин. Он болезненно чувствителен. Если руководитель на уроке сделал ему замечание, то он обидится и будет ходить расстроенный и подавленный. Вместе с тем чувства у него пробуждаются медленно. Очень сдержан в выражении чувств. Свои способности и знания оценивает низко.

      Малая реактивность и пониженная активность, свойственные меланхолическому темпераменту, проявляются у меланхолика в том, что он редко смеётся, не уверен в себе, часто и легко теряется, не доводит работу до конца.

      Руководителю хореографического коллектива также надо помнить, знать и учитывать не только типы темпераментов, но и свойства характера индивида.

      Каждый человек отличается от любого другова своим индивидуальным психологическим своеобразием.

      «Характер» в буквальном переводе с греческого обозначает «чеканка», «отпечаток». В психологии под характером понимают совокупность индивидуально- своеобразных психических свойств, которые проявляются в типичных для данной личности способах деятельности, обнаруживаются в типичных обстоятельствах и определяются отношениями личности к этим обстоятельствам. [11с. 423]

      В психологии различают четыре системы свойств характера, определяемых различными отношениями личности.

1.        Свойства, выражающие отношение к коллективу и отдельным людям (доброта, отзывчивость, требовательность, заносчивость и т. д.)

2.        Свойства, выражающие отношение к труду (трудолюбие, лень, добросовестность, ответственное или безответственное отношение к труду и т. д.)

3.        Свойства, выражающие отношение к вещам (окуратность или неряшливость, бережное или небрежное отношение к вещам и др.)

 4. Свойства, выражающие отношение к самому себе (самолюбие, честолюбие, тщеславие, гордость, самомнение, скромность и т. д.)

      Педагогу необходимо очень внимательно относится к своим учащимся, выявлять у них различные способности.

      Способности - это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, но которые сами к наличию этих знаний, навыков и умений не сводится. Между тем данные психологических исследований и педагогического опыта свидетельствуют о том, что иногда человек первоначально что-то не умевший и тем невыгодно отличавшийся от окружающих, в результате обучения начинает чрезвычайно быстро овладевать навыками и умениями и вскоре обгоняет всех на пути к мастерству. У него проявляются большие, чем у других способности.

      Способности - это возможность, а необходимый уровень мастерства в том или ином деле - это действительность. Выявшиеся у ребёнка хореографические способности не являются гарантией того, что ребёнок свяжет с этим искусством свою будущую профессию. Для того чтобы это произошло, необходимо специальное обучение, настойчивость, проявленная педагогом и ребёнком, хорошее состояние здоровья и многих других условий, без которых способности могут деформироваться так и не развившись.

      Высшую ступень развития способностей называют талантом. Талант- это сочетание способностей, дающее человеку возможность успешно выполнять какую-либо сложную трудовую деятельность. [11с. 452]

      Так же как и способность, талант представляет собой лишь возможность приобретения высокого мастерства и значительных успехов в хореографическом творчестве.

      Талант в совокупности его общих и специальных качеств - это не более чем возможность творческих успехов, это лишь предпосылка мастерства, но далеко ещё не само мастерство. Для того чтобы стать мастером надо много трудиться. Талант не освобождает от труда, а предполагает большой, творческий, напряжённый труд. Люди, чья талантливость в глазах всего человечества была бесспорной, всегда – без исключения- титаны труда. Только благодаря труду они могли достичь высочайшего уровня мастерства, всемирной известности.

      В процессе труда накапливается жизненный опыт, необходимый комплекс умений и навыков, без которого никакое творчество невозможно.

      В процессе творческой деятельности важную роль играют моменты особого подъёма сил, психическое состояние вдохновения. Оно издавна считается неотделимой принадлежностью таланта. Вдохновение- это не откровение, а момент в творчестве, возможный только в том случае, если он подготовлен трудом. Вдохновение предполагает колоссальную сосредоточенность внимания, мобилизацию памяти, воображение и мышление.

      Если талант- это возможность, то мастерство- это возможность, ставшая действительностью. Подлинное мастерство- это проявление талантливости человека в деятельности.

      Из всего выше сказанного следует, что руководитель хореографического коллектива должен подбирать себе группы одной возрастной категории, учитывать их психическое развитие. Но в то же время на земле не существует абсолютно одинаковых человеческих личностей - личность каждого человека неповторима. У каждого свой характер, темперамент, особенности, которых необходимо учитывать и анализировать. Также руководитель должен учитывать психологические особенности каждой отдельной личности, уметь выявлять способности у учащихся и способствовать их развитию.

 

Глава II. Специфика работы в детском хореографическом коллективе.

2.1. Формирование личности ребёнка через хореографическое искусство.

      Дети - это особая категория людей. Все они индивидуальны, каждый со своим характером. Они очень эмоциональные и легко ранимые.

      Характерная особенность детского творчества - его всеобщий характер. Оно отличается открытостью миру, который ребёнок воспринимает с оптимизмом. Он ориентирован не на то, что надо, а на то, что возможно. Желание познавать мир -внутренние присущее ребёнку качество, основа которого лежит в бессознательном. Подобно тому, как трава стремится занять всё вокруг, активность ребёнка направляется на все сферы жизни человека, и малыш пытается освоить то, чем владеет человек как вид.

      Среди множества форм художественного воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое место. Занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, дают гармоничное пластическое развитие. Между тем хореография, как никакое другое искусство, обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребёнка, для его гармоничного духовного и физического развития. Через хореографию закрепляется знание о прекрасном, дети овладевают эстетической оценкой хорошего, плохого, красивого, уродливого.

      Особенностью хореографического искусства, Как средством воспитания, заключается в том, что в хореографии сконцентрирован творческий опыт человека, его духовное богатство, в хореографических произведениях разных жанров художник выражает своё эстетическое отношение к бесконечно развивающемуся миру общественной жизни и природы. В танце отражается человеческий духовный мир, его чувство, вкусы, идеалы. Хореография даёт огромный материал для познания жизни. Балетмейстер, подмечая основные тенденции развития жизни, воплощает их в такие полнокровные хореографические образы которые с огромной эмоциональной силой действует на каждого зрителя заставляя, его постоянно размышлять о своём месте в этом мире. В этом и заключается творческое воздействие на окружающих и накапливается масса разнообразных, в том числе и

 эстетических впечатлений. Любое танцевальное произведение вызывает ответственные чувства у зрителя, который вместе с героями любит и ненавидит, борется и страдает.

      Синкретичность танцевального искусства подразумевает развитие чувства ритма, умение слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения, одновременно развивать и тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность. Используемые в хореографии движения, прошедшие длительный отбор, оказывают положительное воздействие на здоровье детей. Занятия танцем формируют правильную осанку, прививают основы этикета, дают представление об актёрском мастерстве.

      В основу обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста необходимо положить игровое начало. Речь идёт о том, чтобы сделать игру органичным компонентом урока. Игра на уроке танца не должна являться наградой или отдыхом после нелёгкой или скучной работы, скорее труд возникает на почве игры, становится её смыслом продолжением. [4 с. 20]

      Правильно подобранные и организованные в процессе обучения танцы-игры способствует умению трудиться, вызывают интерес к уроку. Поэтому педагогу очень важно внимательно отнестись к подбору репертуара для учащихся дошкольного и младшего школьного возраста, постоянно его обновлять, внося с учётом времени и особенностей обучаемых детей определённые коррективы.

      При постановке хореографического номера особое внимание надо уделить:

       - Хореографическому образу.

      Балетмейстер в решении образа отталкивается от сюжета, идеи и строит хореографический образ, основываясь на музыкальном материале. Работая над образом героя необходимо продумать его историю, что с ним происходило, и что с ним будет происходить. Автор только тогда добьётся результата, если сделает поведение своего героя логичным, правдивым, естественным. Линия поведения героя в процессе сценического действия даёт возможность раскрыть перед зрителем его образ с наибольшей полнотой, а, следовательно, помогает раскрытию сюжета и идеи произведения. В создании хореографического едва ли не основное значение

 имеет танцевальный язык. Сочинённый танцевальный текст должен быть образным для определённого действующего лица. Балетмейстер должен найти наиболее подходящее «слово», наиболее подходящее хореографическое воплощение своей мысли, именно через пластику, танцевальный язык воспринимает зритель замысел балетмейстера. Важны не только «слова», не только лексика, свойственная тому или иному персонажу, но и интонация его пластической речи.

      Следует быть очень внимательным к детям: отдельным жестам, позам, характерным движениям, всё это придаёт действующему лицу те, или иные индивидуальные черты. Существенную роль играет и внешний облик героя: его костюм, грим, манера держаться.

      Наблюдения, анализ жизненных явлений, характеры людей, их взаимоотношения, психология человеческих поступков, всё это является пищей для фантазии балетмейстера.

      Любое хореографическое произведение строится по законам драматургии. Хореографический образ не может создаваться без учёта этих законов. Чтобы хореографический образ получил на сцене наиболее яркое и полное воплощение, балетмейстер должен ставить перед исполнителем  ясные, конкретные сценические задачи.

       Подбирая образ для детей необходимо очень серьёзно относиться ко всему выше сказанному. Образ должен быть интересен детям, должен заинтересовать их. Перед тем как начинать работать с детьми над постановкой номера, необходимо рассказать им о персонаже: что он из себя представляет, какой у него характер, чем он занимается.

       - Подбору музыкального материала.

      Музыка - неотъемлемая часть хореографии. В творчестве каждого балетмейстера она является его источником, которая питает его вдохновение, определяет атмосферу и характер создаваемого хореографического образа. Во время исполнения танца, музыка помогает зрителям понять его характер, эмоциональное состояние, атмосферу танца, помогает проникнуть в его содержание. Музыка влияет на чувства, мысли, настроение. Музыка и хореография - родственны. Хорошая музыка развивает музыкальный вкус, развивает понимание красоты музыкального произведения. При подборе музыкального материала, необходимо обратить внимание на то, чтобы она была доступной для детей, увлекательной и развивала их фантазию.

      Танец не воспроизводит музыку досконально. Он существует на её основе, исполняется в синтезе с нею, выражает её. Это выражение музыки в танце заключается, прежде всего, в соответствии образного характера танца образному характеру музыки. Это относится не только к общему характеру настроения (весёлое, грустное) и к выражению элементарных чувств, но и к сложным образам, которые в равной мере могут быть присущи и музыке и танцу.

      Необходимо также рассматривать музыкальную драматургию. В её основе лежат эмоционально- выразительные темы. И в их соотношении, контрасте, развитии, воплощаются драматические конфликты.

      Музыка может передавать процесс постепенного нарастания, какого- либо состояния, показывать превращение одного из них в другое, обнаруживать их взаимосвязь и различие. Благодаря логике музыкального развития образно значимая эмоция переходит в идею - рождается эмоциональный образ, который в танце является эмоционально- пластическим. Огромную роль в создании образа в музыке, играет ритм. Соответствие танца и музыки относится также и к форме. Музыкальной и хореографической формой называется строение музыкального или хореографического произведения. Форма определяется содержанием и характеризуется взаимодействием всех отдельных звуковых или танцевальных элементов, распределённых во времени. Форма является первоосновой искусства.

       - Подбору танцевальной лексики.

      При сочинении танцевального номера, необходимо учитывать физическую подготовку ребёнка. Физическая нагрузка обязательно должна быть совместима с творчеством, с умственным трудом и эмоциональным выражением. Необходимо поставить себе задачу - воспитать в детях стремление к творческому самовыражению, к гармоничному овладению эмоциями, пониманию прекрасного.

      Одним из важнейших факторов в работе с детьми является - использование минимум танцевальных элементов при максимуме возможности их сочетаний. Длительное изучение, проработка небольшого количества материала (движений) даёт возможность качественного его усвоения, что в дальнейшем является прочным фундаментом знаний. Разнообразие сочетаний танцевальных движений создаёт впечатление новизны и развивает творческую фантазию детей.

      Обучение танцевальным движениям происходит путём практического показа и словесных объяснений. Но необходимо чувствовать «меру». Излишнее и подробное словесное объяснение может привести к потере внимания учащихся детей, также может вызвать скуку на занятии. В то же время нельзя ограничиваться только практическим показом, в этом случае дети воспринимают материал подражательно и неосознанно.

      Немаловажное значение имеет и рисунок танца. Рисунок танца - это расположение и перемещение танцующих по сценической площадке. Рисунок танца, как и вся композиция, должен быть подчинён основной идеи хореографического произведения, эмоциональному состоянию героев. Рисунок танца и танцевальный текст неразрывно связаны. При сочинении рисунка танца балетмейстер должен использовать все возможности, для того чтобы добиться наибольшей выразительности. Рисунок танца должен развиваться логично, быть тесно связан с танцевальной лексикой и соответствовать характеру музыки. Рисунок танца организует движения танцующих, систематизирует их.

       - При работе с детьми также следует обращать внимание на их психологические особенности.

      Педагог должен хорошо владеть знаниями педагогики и психологии, знать возрастные особенности детей. Так как одним не осторожным словом можно «ранить» ребёнка, «отбить» желание заниматься хореографией. Необходимо постоянно уделять, каждому в равной степени, своё внимание, поощрять добрыми словами. В этом случае дети с большим удовольствием будут приходить к вам заниматься хореографией.

 

       Таким образом, можно сделать следующий вывод. Работа с детьми интересна и познавательна. Она дает возможность «прикоснуться» к миру детей, узнать их характер и нрав, что большое значение имеет при раскрытии образа. Работа педагога- балетмейстера детского хореографического коллектива ответственна и разнообразна.

 

2.2. Детские танцевальные коллективы

      Танец — едва ли не самый популярный среди детей вид искусства; дети охотно вступают в танцевальные кружки, занимаются в них с удовольствием и большим рвением. Они приобретают танцевальные навыки, музыкальность, умение осмысленно и выразительно передавать характерные особенности той или иной постановки.

      В современной практике и в профессиональном и в самодеятельном искусстве встречаются разнообразные типы коллективов. Это театры и ансамбли балета, среди которых есть академические и камерные, работающие на основе классического танца и современной пластики; ансамбли танца: народно-сценического и эстрадного, спортивного и современного бального; танцевальные группы при хорах и студийные коллективы, также выступающие перед зрителем. Рассмотрим некоторые из них.

      Бальный и массовый танцы являются первичной формой ознакомления детей с хореографией. Эти кружки должны быть широко распространены в школе, так как в них могут вступать все дети, желающие научиться танцевать без каких- либо ограничений при отборе.

      Содержанием работы таких кружков является изучением разучивание бальных и массовых танцев; детей учат исполнять их правильно, красиво и выразительно. Учебно-подготовительные занятия занимают здесь сравнительно небольшое место. Занятия в кружке оказывают положительное влияние на развитие эстетического вкуса детей, на рост их общей культуры и культуры поведения, способствуют их физическому развитию, воспитывают в детях организованность и дисциплинированность. Внешкольные учреждения должны всемерно содействовать организации этой работы в школах, их задача — консультировать педагогов, помогать в организации школьных балов, вечеров танца и детских конкурсов на лучшее исполнение бального и массового танца. Такие мероприятия содействуют дружескому общению детей, прививают им культурную манеру поведения, делают их досуг содержательным и весёлым.

      Большое распространение в наше время получили школы искусств, где самым востребованным видом творчества является - хореография.

      В отличие от кружка бального и массового танца сюда дети принимаются после предварительного отбора. Работа в них ведется по сокращенной программе профессиональных хореографических училищ. По сравнению с обычными хореографическими кружками количество уроков-занятий в них значительно увеличено(3- 4 раза в неделю). Специалистами-хореографами проводится предметное обучение: классический, народный, характерный и историко-бытовой. Учащиеся по своим природным данным должны соответствовать основным требованиям хореографического искусства: иметь пропорциональное телосложение, быть музыкальными и выразительными. Детей, не имеющих соответствующих данных, или тех, кому занятия танцем противопоказаны по состоянию здоровья, следует очень тактично направлять в другие кружки, студии и т.д.; где они смогут найти применение своим способностям.

      Учебный процесс здесь занимает очень большое место. Прежде чем подойти к разучиванию, какого- нибудь танца, необходимо технически подготовить детей к чёткому и правильному исполнению танцевальных движений. Для этого должна регулярно проводиться систематическая учебно-тренировочная работа.

      Широкое распространение в детской- самодеятельности имеют ансамбли песни и пляски. Слияние музыки, песни и пляски в единое целое очень привлекает детей, они охотно вступают в ансамбли и с большим интересом в них занимаются. Танцы в сопровождении оркестра, с участием хора дают детям наибольшее удовлетворение, да и на зрителя они производят особенно сильное впечатление.

      Обычно ансамбли песни и пляски организуются на основе уже имеющихся кружков — хорового, оркестрового и танцевального. Составные группы ансамбля (хор, оркестр и танцевальная группа) готовят единый репертуар. Репертуар ансамбля песни и пляски должен быть на высоком идейном и художественном уровне, должен отвечать творческим запросам и техническим возможностям исполнителей. Подготовку репертуара необходимо начинать с разучивания его в отдельных группах коллектива.

      И только когда все компоненты подготовлены, то есть хор выучил песню, оркестр освоил музыкальное сопровождение, хореографическая группа подготовила танец, назначаются сводные репетиции для всех групп, создается ансамблевый номер.

       Необходимо сказать и о существовании ещё одного вида танцевальной работы с детьми — о хореографических студиях. В последнее время наблюдается рост таких студий при клубах и домах культуры.

      Безусловно, от выбора основного направления коллектива, в очень большой степени зависит и формирование репертуара. Репертуар- слово французского происхождения и означает подбор пьес, музыкальных (хореографических), литературных произведений, идущих в каком-либо театре (коллективе) за определенный промежуток времени. Он, этот репертуар, может рассказать об очень многом.

      Тот или иной танец ставится в коллективе в соответствии с уровнем его мастерства, степенью подготовки, опыта, состава исполнителей. Эта репертуарная направленность отнюдь не означает однообразия. Она лишь первый принцип, определяющий тип коллектива, его статус. В остальном в выборе репертуара имеются самые широкие возможности.

      Качественные, вкусовые оценки, определение возможностей, направления, творческого почерка и ряд других выводов позволяет сделать анализ репертуара того или иного коллектива.

      Потому формирование репертуара дело не просто ответственное; оно определяет всю деятельность различных видов коллектива. Едва ли не самый главный аспект в вопросе репертуара - его воспитательная роль и для тех, кто занят в нем непосредственно и участвует в подготовке того или иного произведения, и для тех, кто его увидит со сценических подмостков.

      А теперь давайте рассмотрим, какие особенности имеет репертуар в детских коллективах. Для детей нужно ставить небольшие по метражу постановки. Тематика их может быть разнообразной: сказочные сюжеты — «Красная Шапочка и Волк», «Семь гномов», «Зайка-зазнайка», «Репка», «Колобок»; инсценировки песен; несложные народные танцы, которые также по возможности должны быть построены в виде сценок.

      Таким образом, перед родителем и его ребёнком существует огромный выбор хореографических коллективов, которые различаются и по своим видам, и по своим жанрам. Ребёнок может выбрать тот хореографический кружок, студию, или школу, которая ближе ему.

      Если ребёнок уже обучается в хореографическом коллективе, то педагогу необходимо постоянно продумывать ход урока, чтобы не потерять интерес учащегося к данному виду искусства. Большое значение здесь имеет и репертуар. Педагогу очень важно внимательно отнестись к подбору репертуара для учащихся дошкольного и младшего школьного возраста, постоянно его обновлять, внося с учётом времени и особенностей обучаемых детей определённые коррективы.

Заключение

      Танец- это всегда любовь. Если художнику или скульптору нужны только руки, чтобы создавать свои произведения, то танец требует всего нашего тела, которое движется в пространстве. Танец - самое непостоянное и текучее из искусств. Он является богатейшим источником эстетических впечатлений учащихся, в том числе и ребёнка, формирует его художественное «я» как составную часть общества, посредством которого оно вовлекает в круг социальной жизни самые интимные и самые личные стороны нашего существа. Занятия хореографией дают организму физическую нагрузку, равную сочетанию нескольких видов спорта. Также танец имеет огромное значение как средство воспитания национального самосознания.

      Работая в хореографическом коллективе, педагог сталкивается с множеством проблем. Чтобы решить эти проблемы, педагог должен в первую очередь совершенствовать самого себя. Он должен иметь отличную развитую фантазию, уметь творчески мыслить, обладать знаниями и способностями режиссёра-постановщика, иметь профессиональное и общее образование. Немаловажным также является - индивидуальный подход, который он должен применять к каждой отдельной личности, в том числе и к ребёнку. Все эти качества, заложенные в природе человеком, развиваются не сразу, а путем учебы и тренировки.

      Педагог в наше время несёт большую ответственность перед обществом, так как в его руках - действенные средства воспитания подрастающего поколения. Всестороннее использование этих средств должно привести к широкому распространению танцевальной культуры. А это в свою очередь, внесёт вклад в формирование человека, гармонично сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

 

Список используемой литературы:

1. Игнатова, И.Б. Коллектив художественного творчества: проблема педагогического руководства: Учеб. пособие / И.Б. Игнатова, СМ. Малакуцкая. -Белгород, БГИКИ, 2007.- 178с.

2. Сластенин, * В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. педагогических заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов.-4-е изд.-М.: Школьная Пресса, 2002.-512с.

3. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология. Учеб. пособие / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова-М.: Педагогическое общество России, 2004.-512с.

4. Пруткова, Т.В.Учите детей танцевать: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Т.В. Пруткова, А.Н. Беликова, О.В. Кветная. - М.: Гуманист, изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 256с.

5. Солдатова, Е.Л. Психология развития и возрастная психология. Онтогенез и дизонтогенез / Е.Л. Солдатова, Г.Н. Лаврова. - «Высшее образование».- Ростов н/Д: Феникс, 2004. -384с.

6. Гуревич. П.С. Психология и педагогика. Учебник для вузов/ П.С. Гуревич-М.: Проект. 2004. 352с.

7. Ермолаева-Томина, Л.Б. Психология художественного творчества: Учебное пособие для вузов.-2-е изд./ Л.Б. Ермолаева-Томина-М.: Академический Проект: Культура,2005.-304с.

8. Ваганова А.Я. Основы классического танца / А.Я. Ваганова. 8-е изд., стер.-СПб.: Издательство «Лань», 2003.- 192с.

9. Никитина, В.А.Социальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Никитина - М.: Гуманист изд. Центр ВЛАДОС 2002.-272с.

10. Ветлугина Н. Музыкальное развитие ребёнка / Н. Ветлугина.- М.: 1976.-

217с.

11. Петровский, А.В. Общая психология. Учебник для студентов пед.

институтов / А.В. Петровский.- Изд. 2-е, перераб. и доп.- М.: «Просвещение», 1976.- 479с.