Методическая разработка занятия «Развитие подвижности позвоночника в современной хореографии и элементы контактной импровизации»

Пазухина Юлия Владимировна

Данный урок проводится в рамках дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «С любовью к России» на 7 –ом году обучения, для детей с 15 лет. Данный урок разработан в помощь педагогам преподающим современную хореографию на базе других танцевальных направлений. Урок предназначен для ознакомления с основными терминами современной хореографии и правильностью исполнения базовых движений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hod_uroka.docx28.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Дом Детского Творчества Нижегородского района»

Структурное подразделение Центр детского творчества «Созвездие»

Методическая разработка занятия «Развитие подвижности позвоночника в современной хореографии и элементы контактной импровизации»

Разработал педагог д.о.

Пазухина Ю.В.

2016 г.


Введение

Данный урок проводится в рамках дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «С любовью к России» на 7 –ом году обучения, для детей с 15 лет. Данный урок разработан в помощь педагогам преподающим современную хореографию на базе других танцевальных направлений. Урок предназначен для ознакомления с основными терминами современной хореографии и правильностью исполнения базовых движений.


Тема занятия : «Развитие подвижности позвоночника в современной хореографии и элементы контактной импровизации»

Цель занятия: развитие подвижности позвоночника, достижение достаточного расслабления мышц позвоночника.

Задачи:

Предметные:

  • формировать систему знаний по современному танцу

Личностные:

  • Развивать физическую культуру и навыки здорового образа жизни
  • Создавать условия для развития хореографических способностей воспитанников
  • Развивать творческие способности воспитанников

Метапредметные

  • Содействовать процессам саморазвития личности
  • Содействовать самореализации, самоутверждения личности воспитанников, создавая условия для развития их социальной активности
  • Создавать условия для формирования детского коллектива, как средства развития личности

Методическое обеспечение: танцевальный зал, магнитофон, телевизор для просмотра видео фрагмента, зеркала.


Ход занятия:

5 минут – вводная часть

5-7 минут – разогрев

10 минут – партер

10 минут – кросс

30 минут – упражнение

10 минут – отдых

20 минут – закрепление урока

Вводная часть

Танец модерн и джазовый танец долгие годы развивались как самостоятельные направления, и только в 70-е годы начался процесс заимствования приёмов из различных школ. Причём не только из вышеупомянутых  техник, но и из классического балета.

Основное отличие джаз танца, танца модерн и классического балета прежде всего лежит в держании позвоночника. Если в классическом балете позвоночник является осью всего тела, осью вращения и прыжка, то в джазовом танце все диаметрально противоположно – позвоночник мягкий и расслабленный.

В танце-модерн позвоночник, как и в классическом танце, является осью движения, но не всегда ось направлена строго вертикально, а очень часто изгибается в различных отделах.

Задача занятия

Добиться достаточной свободы позвоночника, что бы совершать движения различных частей. Но в тоже время тело должно быть достаточно напряженным, что бы движения были энергичны. Умение распределять напряжение в позвоночнике называется релаксаций.

Разогрев

Задача данного раздела – разогреть все мышцы тела (или нужные для дальнейшей работы)

Упражнение 1

На середине зала

И.П. – 2 параллельная позиция ног, руки свободно опущены вдоль торса.

1-4 – Начиная от головы, спиральное закручивание торса вперёд вниз до точки расположения 7 позвоночника (rolldown)

5-8 – качение корпуса вверх-вниз на каждый счёт(bounce).

1-4 – Углубить rolldown до точки 14-15 позвонка

5-8 – повторить bounce.

1-4 Углубить rolldown до максимального наклона вниз, руки свободны.

5-8 – повторить bounce.

1-16 – Rollup.

Упражнение 2

И.П. – 2 парал.поз. ног, руки свободно опущены вдоль торса.

1-8 – Rolldown, руки касаются пола.

1-4 – Demi-plie

5-8 – Вытянуть колени.

1-8 – Rollup

1-4 – Подняться на полупальцы.

5- Опустить всю стопу

6- Перевести стопы в 1 аут позицию.

7-8 – Пауза.

1-24 – Повторить по 1 аут – позиции, на счёт 6 перевести стопы во 2 парал. поз.

1-24 – Повторить по 2 парал. поз. ног, на счёт 6 перевести во 2 аут-поз.

1-24 – Повторить по2 аут-поз., на счёт 6 через battementtendu закрыть П.Н. а И.П.

Упражнение 3

И.П. – 1 аут-поз. ног, руки свободно опущены вдоль торса.

1-4 –Наклонить торс влево, одновременно отвести бёдра и ноги вправо, П.Р. в III  поз., Л.Р. в подготовительном положении.

5-8- И.П.

1-8 – Повторить в другую сторону.

1-4 – Повторить 1-4, руки диагонально, П.Р. в V пол. вверху, Л.Р. в V-пол. внизу.

5-8 – Не останавливаясь, в центре исполнить в другую сторону.

1-8 – Повторить последние 8 счетов.

Упражнение 4

И.П. – 2 парал. поз. ног, руки во II поз., локти выпрямлены, ладони вниз.

1-4 – Twist торса вправо

5-8 – Повторить влево.

1-4 – Повторить вправо.

5-8 – Сохраняя twist, arch торса.

1-8 – влево.

Упражнение 5

И.П. – 2 парал.поз. ног, руки в III поз.

1-4 –Flatback вперёд

5-8 – Demi-plie

1-4 – Вытянуть колени, сохраняя положение flatback.

5-8 –Low back

7-8 – Flat back

1- Drop торсавперёд.

2- Flatback.

3-4 – Повторить 1-2.

5 – Droup торса вниз.

6-8 – Rollup.

Рекомендация для педагога: обратите внимание на то, чтобы движение позвоночника всегда начиналось в пояснице; расслабление, напряжение и округление позвоночника начинается в крестцовом отделе. Не начинать движения от плеч или головы.

Партер

Более эффективны упражнения на изоляцию на данном уровне, т.к. вес тел держать ненужно и все центры двигаются свободно)

Упражнение 6

И.П. – Frog-position, руки, вытянутые в локтях, лежат на коленях.

1-4 – Выдох – округлить спину, голова слегка наклоняется вперёд.

5-8 – Вдох – спина выпрямляется в вертикальное положение.

Установите взаимосвязь дыхания и движением позвоночника. Движение всегда начинаются из пояснично-крестцового отдела, как при округлении, так и при выпрямлении, последней в движение приходит голова, являясь как бы «последним» позвонком. Недопустимо начинать округление, а в дальнейшем и contraction с движения головы.

Упражнение 7

И.П. – Frog-position, руки во II поз.

1-4 – Четыре bounce торсом вперёд, сохраняя прямую линию, голова на одной оси с позвоночником, руки на одной прямой с плечами.

5- Расслабить торс, droup вперёд, руками взять стопы, голова касается пяток.

6-7 – Сохраняя максимальный наклон, выпрямить спину диагонально вперёд.

8 – И.П.

При всех  bounce – наклонах необходимо следить за вертикальным положением спины, голова продолжает линию торса и не наклоняется вперёд или назад.

Упражнение 8

И.П. – Frog-position, руки, вытянутые в локтях, лежат на коленях.

1-4 Battment devloppe П.Н. вперёд, нога выворотная

5- Flex стопы.

6- Point.

7-8 – закрыть ноги в И.П.

1-8 – Повторить с Л.Н.

При открытии ноги в воздух торс должен оставаться неподвижны и в строго вертикальном положении, недопустимо отклонение от ноги или округление спины. Высота подъема зависит от возможности учащихся.

Упражнение 9

И.П.- Первая поз. Ног, руки в I поз.

1-4 Bounce торсом вперёд.

5- Расслабить торс и наклониться максимально вперёд, руками взять щиколотки ног.

6-7 – Выпрямить торс диагонально вперёд, держась руками за щиколотки.

8- И.П.

Упражнение 10

И.П. - Первая поз. Ног, руки в I поз.

1- Flex стоп (пятки отрываются от пола)

2- Point.

3- Flex стоп, одновременно – выдох и contraction

4 -  И.П.

Кросс. Передвижение в пространстве.

Задачи этого раздела – развить танцевальность, приобрести манеру и стиль современного танца. Виды движений: шаги, прыжки и вращения, сочетания этих элементов.

Комбинация

Завершающим разделом урока современного танца является комбинация. Здесь  все зависит от фантазии педагога, его балетмейстерских способностей. Комбинации могут быть на различные виды шагов, движения изолированных центров, вращений.

Могут быть комбинации в партере, связанные с положением contraction и release, спиралями и твистами торса, а так же с нетрадиционными передвижениями на полу с использованием элементов акробатики и т.д. комбинации могут быть на основе движений, заимствованных из модных стилей бытовой хореографии.

Однако, главное требование к комбинации – ее танцевальность, использование определенного рисунка движения, различных направлений и ракурсов, чередование сильных и слабых движений, т.е. использование всех средств танцевальной выразительности, раскрывающих индивидуальность исполнителя.

Обычно комбинация изучается на протяжении 3-4 уроков, шлифуется и отрабатывается. Возможен путь, когда несколько комбинаций соединяются в единый, хореографически выстроенный номер. Также могут использоваться для разучивания элементы импровизации самих учащихся.

Естественно, на первом этапе обучения комбинации должны быть достаточно просты для усвоения, их длительность не должна превышать 32 или 64 такта. Затем комбинации усложняются и совершенствуются. В них должен быть использован весь арсенал выразительных средств современного танца.

Отдых

Просмотр видео ролика выступления ведущих танцоров современной хореографии и ролика о контактной импровизации.( См. Приложение 1, Приложение 2 на диске)

Закрепление урока

Закрепление урока проводится в игровой форме – контактная импровизация.           Контактная Импровизация, Перфоманс (КИ) — это вид физического взаимодействия между людьми в свободном импровизационном танце. 

Задание 1

Один ложится на пол, лицом вниз. Второй надавливает на отдельные части тела отдавая свой вес на 30 %. Потом поменяться местами.

Задание 2

Использую пластику тела двигаться в пространстве, постоянно соприкасаясь с партнером любой частью тела.

Задание 3

Один представляет, что он - скульптор, второй – глина. «Скульптор» начинает «лепить» из глины фигурки, при этом «глина» поддаётся и принимает нужную форму. После этого скульптор должен обрисовать запястьем любой контур своей скульптуры. Затем поменяться ролями.

Задание 4

Самому придумать комбинацию на 16 тактов. Далее изменить её по следующим критериям:

-быстрая

-медленная

-неоднородная по темпу

-пространственная (работать во всех направлениях)

- в другой плоскости( есть вся комбинация на полу , нужно показать её стоя на ногах)


Литература:

  1. В.Ю. Никитин «МОДЕРН –ДЖАЗ ТАНЕЦ. Этапы развития. Метод. Техника.»
  2. С.С. Полятков «Основы современного танца»