«Влияние танца на физическое и психологическое развитие организма ребенка».

Майорова Елена Альбертовна

«Влияние танца на физическое и психологическое развитие организма ребенка».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Влияние танца на физическое и психологическое развитие организма ребенка».

«Движение - это жизнь».

Танцы полезны, потому что:

  • укрепляют сердечно - сосудистую систему (пульс учащается, порой, и до 150 ударов в минуту, кровообращение усиливается, сосуды тренируются).
  • активизируют питание органов и систем кислородом (вследствие усиленного кровообращения).
  • способствуют очищению организма от шлаков (путем потоотделения и сжигания энергии)
  • поддерживают мышцы в тонусе (во время танца активно работают все группы мышц).
  • развивают дыхательную систему (что является профилактикой заболеваний дыхательных путей).
  • усиливают иммунную систему, и ускоряет обменные процессы в организме.
  • влияют на активную выработку эндорфинов - гормонов радости (что защищает организм от различных стрессов).

Что, кроме пользы для здоровья, еще привлекательно в занятиях танцах?

Танцы прекрасно развивают координацию движений.

Танцы формируют хорошую осанки и красивую походку.

Танцы дают, собственно, умение танцевать, что всегда выделит вас из толпы на любой корпоративной вечеринке.

Танцы дают ощущение раскованности, что важно при любом общении в любой компании.

Танцы раскрепощают, избавляют от комплексов и стереотипов.

Танцы учат налаживать контакт и доверительные отношения с партнером противоположного пола.

Танцы вырабатывают уверенность в себе, что является всегда залогом успеха. Танцы развивают музыкальность и чувство ритма.

Танцы - это новые знакомства, в том числе и с противоположным полом.

Танцы дарят ощущение свободы, полета.

Танцы - это интересный, насыщенный, приятный досуг, который повышает культурный уровень. 

Кстати, существует в психиатрии такой метод лечения - танцевальная терапия, который прекрасно зарекомендовал себя при лечении депрессии, неврозов и в случаях с более серьезными психическими расстройствами. Так что, учитывая специфику нашего стрессового времени, танце терапия должна бы быть прописана всем.


Особенности физического развития детей, занимающихся хореографией.

Детская хореография способствует развитию у детей музыкального восприятия, эмоциональности и образности, совершенствованию мелодического и гармонического слуха, музыкальной памяти, чувства ритма, культуры движений, умению творчески воплощать музыкально - двигательный образ.

Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма - одна из основных проблем в современном обществе. Медики, родители и педагоги повсеместно констатируют отставание, задержки, нарушения, отклонения, несоответствия нормам в развитии детей, неполноценность их здоровья.

Это касается в первую очередь нервной системы, её опорно-двигательного аппарата. Усилия медиков в основном направлены на лечение заболеваний, деятельность педагогов редко включает развивающие методы работы с детьми. Практически не разработаны подходы обучения с позицией развивающей предметно-двигательной среды ребёнка.

Каждый жанр хореографического искусства предоставляет свои возможности познания окружающего мира, человека и человеческих взаимоотношений. Основой основ изучения хореографического искусства является народный танец с его веками выверенной методикой и культурой народа. Народный танец воспитывает навык правильной осанки, гармонично развивая всё тело, раскрепощая движение. Включение тренажа в урок способствует воспитанию опорно-двигательного аппарата, уравновешивая право и левостороннее развитие всех мышц корпуса и конечностей, развитию сложной координации движений, расширению двигательного диапазона, тренировке дыхательной и сердечно - сосудистой системы, повышая тем самым жизненную активность организма ребёнка.

Для того чтобы разобраться в механизме воздействия на организм ребенка в процессе занятий хореографией средствами народного танца необходимо уточнить следующие понятии как «физическое развитие» детей, «двигательная активность» и другие.

Под физическим развитием понимаются качественные изменения в детском организме, заключающиеся в усложнении его организации, т.е. в усложнении строения и функций всех тканей и органов, усложнения их взаимоотношений и процессов регуляции.

Нормальное физическое и психическое развитие - основные показатели здоровья детей. В наши дни каждый взрослый и ребёнок знают, что физическая культура и спорт полезны для здоровья. И действительно, невозможно представить здорового ребёнка неподвижным, хотя, к сожалению, малоподвижных детей можно всё чаще и чаще встретить среди воспитанников детских садов, не говоря о школьниках.

Танцевальная деятельность в младшем школьном возрасте оказывает существенное влияние на темп и качество физического развития. Известно, что танец благодаря постоянным физическим упражнениям, развивает мышцы, придает гибкость и эластичность корпусу, т.е. является мощным фактором, влияющим на становление детского организма.

Физическая нагрузка на организм ребенка во время тренировки юных танцовщиков по своей плотности и интенсивности практически равняется нагрузке юных спортсменов. Всем известно о влиянии двигательной активности на здоровье школьников. Между суточной двигательной активностью и здоровьем школьников существует тесная взаимосвязь. Дефицит движения, или гипокинезия, вызывает многообразные морфологические и функциональные изменения организма. Но для танцовщиков характерна гиперкинезия - чрезмерная двигательная активность. Характерная и основная причина этому - ранняя специализация детей в танце и высокая плотность физической нагрузки на тренировке.

Для гиперкинезии (также как и для гипокинезии) характерен специфический комплекс функциональных нарушений и изменений состояния здоровья ребенка, особенно на фоне переутомления.

Во время приёма учащихся в балетную школу часто приходится как нарушение осанки. В таком случае сами занятия хореографией являются важным корригирующим фактором телосложения. В то же время специфическая нагрузка во время тренировок также может привести к нарушениям осанки.

Для повседневной оценки физического развития детей в процессе педагогической деятельности достаточно учитывать основные антропометрические показатели: длину и массу тела, которые на разных этапах онтогенеза меняются с разной интенсивностью. В 5-7 лет наблюдается наиболее интенсивное нарастание длины и массы тела (период второго вытягивания), годовой прирост в это время может составлять 7-10 см. Затем в 9-10 лет наблюдается вновь замедление роста.

В результате напряженных нагрузок в организме происходит ряд закономерных изменений: уменьшение его энергетических, ферментных и пластических ресурсов, изменение химизма крови, накопление продуктов распада и т. д. Все это ведет к изменению общего состояния занимающихся, появлению чувства усталости, падению работоспособности. Например, тазобедренный сустав юного танцовщика имеет гораздо более высокую амплитуду движений, чем у других людей и значительную выворотность ног. Выворотность - основное условие исполнения танца, вырабатывается упорным трудом с юных лет. Большая выворотность ног достигается благодаря наличию врожденной неглубокой вертлужной впадины, хорошей супинации бедра и голени в коленном суставе, расслаблению пронаторов бедра. Сильный наклон таза ведет к появлению поясничного лордоза, в результате возникает быстрое утомление мышц и патологические изменения. Наклон таза назад делает спину плоской.

Большая подвижность позвоночного столба способствует созданию апломба - устойчивости в большом разнообразии поз и движений танца. У большинства юных танцовщиков наблюдается сглаживание грудного кифоза и поясничного лордоза. Спина ровная, с красивыми прямыми линиями. Однако такая осанка может привести и к нежелательным последствиям.

Стопа - наиболее вариабельный отдел скелета, здесь могут встречаться и сверхкомплектные кости. От постоянных чрезмерных нагрузок могут возникнуть перестроечные процессы костей, которые ошибочно принимают за травматические переломы. Это патологические переломы на почве перестроечных процессов - результат нарушения функционального состояния стопы и усиленного бессистемного напряжения во время исполнения хореографических элементов. Нередко отмечается «рабочая гипертрофия» компактного вещества 2 и 3 плюсневых костей как результат реакции костей на не физиологичную, профессиональную нагрузку. Основная нагрузка при исполнении танцев ложится на 1,2 и 3 плюсневые кости, компактное вещество при этом достигает 14-15 мм, уменьшается костномозговая полость. 2 и 3 плюсневые кости приобретают веретеновидную форму. Это явление обратимо при снижении нагрузки. Уже в юном возрасте у хореографов отмечается распластанность переднего отдела стопы - поперечное плоскостопие: расхождение крайних плюсневых костей и расширение переднего отдела стопы - наружная деформация большого пальца. Поперечное плоскостопие отмечается у 82,1 % исполнителей классического танца.

Таким образом, двигательная активность является важнейшим компонентом образа жизни и поведения школьников, занимающихся танцем, она определяется как социально-экономическими условиями и уровнем культуры общества, так и организацией физического воспитания, тренировки, а также и индивидуально-типологическими особенностями высшей нервной деятельности, особенностями телосложения и функциональными особенностями и возможностями школьников.

Уровень суточной двигательной активности, способствующей нормальному росту, физическому развитию и сохранению и укреплению здоровья, считается нормой и применяется в качестве основного критерия для оптимизации организации танцевальной деятельности школьников разных возрастно-половых групп.

Особое внимание необходимо уделять к соблюдению гигиеническим факторам организации занятий танцем. К важнейшим гигиеническим факторам, формирующим привычную двигательную активность школьников, занимающихся танцем, относятся:

  • благоприятные гигиенические факторы (рациональный суточный режим; правильное чередование труда и отдыха, физической и умственной работы; разнообразие используемых средств и форм физического воспитания; нормальные гигиенические условия окружающей среды; наличие достаточных гигиенических навыков; правильный образ жизни семьи, ранняя диагностика и своевременная коррекция различных нарушений физического развития и здоровья);
  • неблагоприятные гигиенические факторы (учебная перегрузка в школе, в студии и дома; нарушение режима дня; отсутствие условий для правильной организации физического воспитания; наличие вредных привычек; неблагоприятный психологический климат в семье и классе, отсутствие должного медицинского контроля над состоянием здоровья занимающихся танцем детей).

Сочетание неблагоприятных социальных, биологических и гигиенических факторов, формирующих привычную двигательную активность школьников, приводит к формированию у них очень низкого ее уровня и, как следствие, к увеличению риска различных нарушений морфологического и функционального развития, возникновению различных хронических заболеваний.

Влияние хореографии на гармоничное развитие ребенка.

Занимаясь хореографией, у ребенка значительно улучшается общефизическое и двигательное развитие, навык сохранения правильной осанки, повышается уровень развития координации движений. Также хорошо прослеживается рост темповых и силовых нагрузок. Заметные изменения происходят под влиянием занятий танцем и в способности детей ориентироваться в пространстве.

  • учащиеся имеют навык сохранения правильной осанки во время исполнения любого движения;
  • учащиеся умеют координировать работу головы, корпуса, рук и ног;
  • увеличилась гибкость позвоночника, подвижность суставов, эластичность связок и мышц;
  • значительно улучшились темпо-силовые показатели у всех детей;
  • учащиеся знают основы правильного дыхания при движении;
  • учащиеся освоили хореографическую нумерацию точек класса, знают основные направления движения, умеют использовать пространство класса относительно зрителя;
  • учащиеся сохраняют высокий уровень двигательной активности на протяжении всего занятия.
  • знают, что любое танцевальное движение исполняется в строгом соответствии с темпом, ритмом и характером музыки;
  • могут определить размер незнакомого музыкального произведения и передать хлопками его ритмический рисунок;
  • умеют распознать и передать движением характер музыки (грустный, весёлый, торжественный и т.д.);
  • получают удовольствие от занятий танцем.

Занятия хореографии оказывают значительное влияние на развитие таких специфических видов памяти, как моторная, слуховая и образная. Эти виды памяти, получая недостаточное развитие на других уроках, имеют, между тем, огромное влияние на успешность ребёнка практически в любом виде деятельности. Дополнительное развитие на уроках хореографии получила зрительная память учащихся.

Большое влияние занятия хореографии оказывают на развитие творческого потенциала и общекультурного развития детей.

Влияние танцевальной терапии на психику.

Все телесно-ориентированные методы развития, обучения или психотерапии базируются на одном эмпирически подмеченном факте:

Существует глубокая взаимосвязь между устойчивыми структурами психики, блоками, стереотипами, зажимами с одной стороны и с соматическими мышечными зажимами с другой стороны. Иначе говоря, человек, закрепощенный психически, как правило, закрепощен и физически. Верно и наоборот. Таким образом, воздействуя на мышечные зажимы, возможно, воздействовать на соответствующие структуры в психике, и наоборот. Глубина этих воздействий зависит от множества факторов. Важно помнить, что методы танцевальной психотерапии работают именно с психикой через тело. Само тело может являться объектом манипуляций в специальных случаях. Хотя при этом речь не идет о разделении тела и психики (психосоматическая проблема). Они представляют суть одно. Тело не есть дом пребывания личности. Тело это часть личности.

Стрессы, неразрешенные проблемы «подвисают» в человеческом сознании и проявляются на телесном уровне в мышечных блоках. Чем больше напряжение, тем меньше возможность двигаться, то есть не нашедшие выхода чувства оседают на нас этаким «панцирем скованности». Мы приобретаем «неосознаваемые» мышечные позы, лишая себя эмоционального здоровья и ограничивая собственную экспрессию.

Существует три основные области работы танце терапевта: тело и его движения, межличностные отношения, самосознание.

Целями терапии в первой области «тело и его движения» являются: активизация тела для того, чтобы помочь пациенту обнаружить полностью напряжения и конфликты, развить больше возможностей тела для получения опыта чувства телесной интеграции и координации.

По этимологии слово «эмоция» произошло, скорее всего, в XVII веке от французского слова «тоиуюг», что значит «приводить в движение». А латинское слово «етоуеге» означает «колеблю», «волную». Таким образом, мы видим смысловую связь слов «эмоции» и «движения». Чарльз Дарвин в 1872 году, в работе «Выражение эмоций у человека и животных», исследовал эмоции человека через анализ средств их выражения. Дарвин выделил врожденные эмоции, которые характерны всем народам мира. К ним относятся: горе, радость, злость, страх, презрение, стыд, удивление. Эти эмоции имеют типичные формы выражения, которые узнаваемы людьми из самых разных культур, включая изолированные и неграмотные народы.

Горе - люди, страдающие от сильного горя, часто ищут облегчения в резких, сильных, почти неистовых движениях. Но когда страдание несколько смягчается, но еще продолжается, люди больше не хотят двигаться, становятся неподвижными и пассивными, или иногда они покачиваются. Циркуляция крови замедляется, они становятся вялыми, лицо бледнеет, голова повисает на вогнутой грудной клетке, губы, щеки, нижняя челюсть - все опускается вниз под тяжестью собственного веса, Таким образом, все черты как бы удлиняются.

Радость - если сильная, то вызывает разные хаотические движения. Человек может пританцовывать, хлопать в ладоши, топать ногами и громко смеяться. Смех, по мнению автора, является первичным выражением радости и счастья.

Гнев - возбуждение в мозге способствует усилению мышечного напряжения и в то же время возникновению ощущения прилива энергии. Тело выпрямляется и становится готовым к немедленному действию, но иногда оно наклоняется вперед по направлению к обидчику, становится даже жестким. Рот обычно сжат, демонстрируя тем самым определенные намерения, зубы стиснуты. Характерным является такой жест - руки со сжатыми кулаками поднимаются, как будто готовятся ударить обидчика. Желание ударить становится настолько сильным, что оказавшиеся под рукой предметы рискуют быть разбитыми, брошенными на пол; но очень часто бывает, что движения становятся бесцельными и неистовыми. Маленькие дети могут неистово кататься по полу на спине или животе, крича, пинаясь, царапаясь, ударяя все, что оказывается поблизости.

Презрение - наиболее частый способ выражения презрения - это движения, производимые в области носа и рта. Фырканье является универсальным способом выражения презрения или отвращения.

Стыд - при остром чувстве стыда возникает сильное желание спрятаться. Мы поворачиваем все тело, особенно лицо, пытаясь как-то спрятаться. Человек, который испытывает чувство стыда, едва ли выдержит встречи взглядами с теми, кто находится рядом, и он всегда будет опускать глаза или смотреть искоса.

Изумление - широко раскрытые глаза и рот обычно выражают удивление или изумление. Можно сделать заключение, что поднятие бровей является врожденным или инстинктивным импульсом. Когда мы чувствуем сильное изумление, мы открываем рот, чтобы слышать буквально каждый звук, мы даже задерживаем дыхание или дышим как можно тише, а тело наше остается неподвижным.

В процессе развития социальное окружение принуждает индивида подавлять или маскировать свои эмоции, и тогда они начинают выражаться в телесных симптомах, психосоматических заболеваниях. Поэтому танцевально-двигательная терапия глубоко связана с выражением и трансформацией эмоций. Каждая эмоция имеет свою ценность в выживании, а также и духовное измерение. Но та же самая эмоция, которая подавляется, может исказить тело. Именно через движение можно дать выход сильным эмоциям (например:        толкание, давление, размахивание могут трансформировать сильные эмоции, которые с помощью слов не могли быть выражены).

Исследования показывают, что танцевально-двигательная терапия помогает установить или восстановить межличностную коммуникацию. Например, исследования Кендона по синхронности движения основываются на той предпосылке, что существует некая нейрофизиологическая связь организации речи и телодвижений в человеческой коммуникации (Фельденкрайз).

Кендон описывает самосинхронность как отношение между движением и чьей - либо собственной речью, как ритмическое соединение. Синхронность взаимодействия определяется как синхронное движение слушающего с движением говорящего. Повышенная синхронность, которая случается во время общения, усиливается совместным движением.

Я считаю, основываясь на собственном опыте, что танцы действительно влияют на физическое развитие организма. В течение занятий хореографией значительно меняется осанка, походка, удлиняется шея и действительно наблюдается плоскостопие. Занятия танцами помогают раскрыться ребенку с психологической точки зрения. Он может показать, открыть себя в танце, с помощью движений разговаривать со зрителем. Занятия танцами помогают раскрыть эмоциональную сторону ребенка, раскрепостить его.

Движение - жизнь! Мы танцуем - двигаемся, а значит, мы живем!

О, танец, мы с тобой на век,
Спасибо, что ты существуешь,
Благодарю, что слово-человек
Ты творчеством своим преобразуешь!
Ведь ты даешь нам новый мир,
Мир без обмана и без лести,

И где под звуки нежных лир