Влияние средств выразительности хореографического искусства на характер джаз-модерн танца
Целью данного занятия является Целью данного занятия является развитие у обучающихся навыков исследовательской деятельности в области хореографического искусства через знакомство с особенностями средств художественной выразительности в джаз-модерн танце.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_tyurina_e.a._lebedeva_l.a.doc | 282 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию
Государственное бюджетное учреждение
Дополнительного профессионального образования
Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования
(СПб АППО)
Методическая разработка
конкурса
профессионального мастерства среди работников образования
«Технология активных методов обучения в дополнительном образовании детей»
в номинации
«Методическая разработка, выполненная с использованием одного или совокупности активных/интерактивных методов/приемов в реализации дополнительной общеразвивающей программы
Тюрина Елена Андреевна, педагог дополнительного образования
Лебедева Лариса Антоновна, методист
Дополнительная общеобразовательная(общеразвивающая) программа
«Джаз-модерн танец»
ГБУ ДО Дом детского творчества Красносельского района
Методическая разработка занятия по дополнительной общеобразовательной(общеразвивающей) программе
«Джаз-модерн танец»
Тема занятия: «Влияние музыкально-художественных средств выразительности хореографического искусства на характер джаз-модерн танца».
Цель: Развитие у учащихся навыков исследовательской деятельности в области хореографического искусства через знакомство с особенностями средств художественной выразительности в джаз-модерн танце(7).
Задачи:
Обучающие
- Расширить представление учащихся о средствах музыкально-художественной выразительности джаз-модерн танца.
- Изучить влияние средств выразительности хореографического искусства на характер танца.
- Обеспечить прочное освоение двигательных умений и навыков в области джаз-модерн танца(4).
- Содействовать развитию умения учащихся работать как в команде так и индивидуально.
Развивающие
- Создать условия для исследования учащимися средств выразительности в джаз-модерн танце через ощущения и наглядные примеры хореографических постановок.
- Поставить учащихся в позицию исследователя-творца.
- Развивать артистические, эмоциональные качества у детей средствами хореографии(1).
- Развивать координацию, гибкость, пластику и общую физическую выносливость.
- Развивать внимание, наблюдательность, творческое воображение и фантазию через этюды и упражнения.
- Развивать аналитическое, пространственное и образное мышление.
Воспитательные
- Воспитывать чувство ответственности, товарищества, коллективизма.
- Воспитать чувство гармонии, эстетики движения, жеста.
- Приобщить ребенка к здоровому образу жизни.
- Воспитать терпение и силу воли для достижения результатов.
Форма занятия: групповая, проектно-исследовательская.
Возраст учащихся: 11 – 13 лет.
Ожидаемые результаты: предполагается, что учащиеся через погружение в коллективную творческую работу, анализ конкретных ситуаций установят связь влияния средств выразительности на характер джаз-модерн танца, приобретут опыт самостоятельной проектно-исследовательской деятельности в процессе создания хореографических композиций(5).
Инновационный характер занятия заключается в использовании при обучении детей таких АМО как: акцентирование внимания на самостоятельную работу учащихся, исследование и анализ собственных ощущений, исследовательская игра, разыгрывание ролей, проектная деятельность(8).
Апробация занятия. Данная методическая разработка является конспектом занятия педагога, принимавшего участие в Фестивале открытых занятий педагогических сотрудников Дома детского творчества Красносельского района «Исследовательская и проектная деятельность учащихся как эффективная образовательная технология» в 2016 году.
Оборудование:
- Ноутбук
- Видеопроектор, экран
- USB накопитель
- Акустическая система
- Видеокамера
- Видеоролик с разнохарактерными музыкальными композициями
- Компьютерная презентация «Влияние музыкально-художественных средств выразительности хореографического искусства на характер джаз-модерн танца»
- Демонстрационные карточки
ПЛАН – КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
(видеозапись, приложение 6 на диске)
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА | ПРИЕМЫ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ | ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ |
| ||
-Оценка, похвала педагога | - Учащиеся входят в хореографический зал -Поклон -Учащиеся решают кто будет сегодня проводить разминку в роди педагога. АМО-перевоплощение, разыгрывание ролей. -Выполнение разминки:
-АМО-самоанализ проведенной разминки. | - Ноутбук -Акустическая система -Разнохарактерные музыкальные композиции -Компьютерная презентация(слайд 1) |
хореографического искусства | ||
- Знакомство учащихся с целевыми установками занятия. Сегодня мы вспомним какие есть средства выразительности в хореографическом искусстве. Выясним как они могу изменить характер танца и почему. Но начнем с исследования наших собственных ощущений. Напряжения и расслабления. Для этого вам нужно разделиться на пары. -Объяснение педагога в чем заключаются эти упражнения. -Подумайте и скажите, что вы чувствовали, выполняя эти упражнения. -Сейчас вы посмотрите видеоролик. Постарайтесь понять чем отличаются хореографические композиции и почему. Какие средства музыкально-художественной выразительности вы увидели. Давайте их перечислим. Внимание на презентацию. В средства выразительности входят: 1. Рисунок 2. Музыка 3. Лексика (движения) - Свинг - Контрация - Арч - Прыжок - Падение - Вращение - Партер 4. Изменение скорости движения 5. Изменение уровня движения 6. Канон 7. Полифония -Какой мы можем сделать вывод? | - Выполнение учащимися упражнений «камень» и «доверие». АМО-имитационные упражнения, исследовательские игры, импровизация, взаимодействие. Упражнение «Камень» 1-й учащийся сидит, ноги согнуты. 2-й должен передвинуть с места первого различными способами. Задача 1-го напрячь все мышца. С места не сдвигаться. Затем меняемся ролями. Упражнение «Доверие». Это упражнение на импровизацию. Мы без слов в парах по очереди управляем друг другом рукой, ногой, корпусом. Это получится если оба полностью расслабят тело и будут доверять друг другу. Это упражнение помогает прочувствовать расслабление, доверие, музыку, все мышцы тела, его работу. -Учащиеся анализируют и объясняют свои ощущения: напряжение, расслабление. Объясняют за счет чего они были достигнуты АМО-анализ конкретных ситуаций. -Просмотр видеоролика -Объяснение чем отличаются танцевальные композиции. АМО- исследование, анализ конкретных ситуаций. -Перечисляют знакомые средства выразительности хореографического искусства. Получают разъяснения о незнакомых. АМО-обобщение, анализ Средства выразительности помогают нам создать танец. Это то, в чем состоит отличие танцев. То, что создает их характер. АМО- исследование, анализ | -Компьютерная презентация(слайд 2, диск, приложение 4) -Активные музыкальные композиции -Спокойные музыкальные композиции -Видеоролик с 4 разнохарактерными танцевальными композициями (диск, приложение 5) Компьютерная презентация(слайд 3, приложение 4) |
| ||
|
| -Нейтральные музыкальные композиции. -Компьютерная презентация(слайды 4-6) |
| ||
-Дает задание изменить характер исполняемой танцевальной композиции. -Одна команда должна изменить свою композицию, чтобы она отражала радость, другая грусть. -Видеосъемка и трансляция на экране полученных композиций. | - Анализ полученного задания. -Составление и исполнение композиции. -Просмотр и анализ видеозаписи своей и другой команды. Какие именно средства выразительности создают характер танца. АМО – импровизация, проектная деятельность | -Разнохарактерные музыкальные композиции. -Видеокамера. |
| ||
-Подведение итога занятия -Вопросы учащимся о том какие средства музыкально-художественной выразительности хореографического искусства они запомнили, как они влияют на характер джаз-модерн танца. -Похвала. -Работа по этой теме будет продолжена. | -Учащиеся перечисляют музыкально-художественные средства выразительности хореографического искусства. -Вспоминают какие у них были ощущения при выполнении упражнений «Камень» и «Доверие». -Объясняют какие музыкально-художественные средства выразительности будут использовать при создании танцевальных композиций различного характера. -Говорят о своих впечатлениях от занятия. -Выполняют поклон АМО- исследование, анализ, проектирование | Компьютерная презентация(слайд 7) Радостная музыкальная композиция |
Литература для педагога:
- Абдоков, Ю. Музыкальная поэтика хореографии: пластическая интерпретация музыки в хореографическом искусстве. Взгляд композитора / Ю. Абдоков. – Москва : МГАХ, РАТИ-ГИТИС, 2009 – 272 с.
- Васенина, Е. Российский современный танец. – Москва: Запасный выход, 2009 – 305 с.
- Диниц, Е. В. Джазовые танцы.- Москва: АСТ, 2010-190 с.
- Ивлева, Л. Д. Джазовый танец / Л. Д. Ивлева. – Челябинск : ЧГАКИ, 2006. -104 с.
- Никитин, В. Ю. Композиция урока и методика преподавания модерн-джаз танца / В. Ю. Никитин. – Москва : Один из лучших, 2006 – 254 с.
- Никитин, В. Ю. Композиция урока и методика преподавания модерн-джаз танца./ Учебно-методическое пособие.- Москва: Один из лучших, 2010 – 560с.
- Семенова Н.А. Исследовательская деятельность учащихся.\\Начальная школа. №2.2007-с.45
- Смолкин А.М. Методы активного обучения.М.,1991-280с.
- Современные технологии обучения: Методическое пособие по использованию интерактивных методов в обучении/Под ред. Г.В.Борисовой, Т.Ю.Аветовой и Л.Ю.Косовой.-СПб.,2002.
Литература для учащихся
- Абдоков, Ю. Музыкальная поэтика хореографии: пластическая интерпретация музыки в хореографическом искусстве. Взгляд композитора / Ю. Абдоков. – Москва : МГАХ, РАТИ-ГИТИС, 2009 – 272 с.
- Васенина, Е. Российский современный танец. – Москва: Запасный выход, 2009
- Диниц, Е. В. Джазовые танцы.- Москва: АСТ, 2010
- 4. Ивлева, Л. Д. Джазовый танец / Л. Д. Ивлева. – Челябинск : ЧГАКИ, 2006. -104
ПРИЛОЖЕНИЕ
- Приглашение на конкурсное занятие педагога дополнительного образования Тюриной Е.А.
- Схема оформления хореографического зала
- Демонстрационные карточки
- Компьютерная презентация «Влияние музыкально-художественных средств выразительности хореографического искусства на характер джаз-модерн танца» (диск прилагается)
- Демонстрационный видеоролик (диск прилагается)
- Видеозапись занятия Тюриной Елены Андреевны (диск прилагается)
- Терминологический словарь
Приложение 1
Фестиваль открытых занятий
педагогических сотрудников
Дома детского творчества Красносельского района
«Исследовательская и проектная деятельность учащихся как эффективная образовательная технология»
Тема занятия: «Влияние выразительных средств хореографического искусства на характер джаз-модерн танца»
Педагог дополнительного образования Тюрина Елена Андреевна
Возраст учащихся: 13-15 лет
Форма занятия: групповая
Место проведения: ДДТ, Филиал , актовый зал
Дата и время проведения: 30 марта в 15.30
Санкт – Петербург
2016
Приложение 2
СХЕМА ОФОРМЛЕНИЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ЗАЛА
Приложение 5
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЕ КАРТОЧКИ
ПРЫЖОК | СВИНГ |
РИСУНОК | АРЧ |
ИЗМЕНЕНИЕ УРОВНЯ | ИЗМЕНЕНИЕ СКОРОСТИ |
ПАРТЕР | КАНОН |
ПАДЕНИЕ | ВРАЩЕНИЕ |
КОНЦЕНТРАЦИЯ | ПОЛИФОНИЯ |
Приложение 7
Средства выразительности
1. Рисунок – это рисунок танца, построения, линейные, круговые и смешанные(линии, круг, колонки, диагонали)
2. Музыка – музыкальное сопровождение танца
3. Лексика (движения)
- Свинг – сброс, расслабление корпуса
- Контрация – положение изоляции назад, когда поясничная часть оттягивается назад
- Арч – раскрытие грудной клетки, на осаженных лопатках
- Прыжок – движение, когда танцор свое тело отрывает от пола на пару сантиметров, в любой позе.
- Падение – движение с помощь которого надо перейти на партер(пол)
- Вращение – постоянные повороты всего тела
- Партер – движения на полу
4. Изменение скорости движения – движение танцоров с разной скоростью, выполняя одно и то же движение.
5. Изменение уровня движения – выполнение танцевальных движений на разных уровнях по высоте. Например: одни выполняют движения в партере, другие на коленях, а третий уровень – это прыжки и положение стоя.
6. Канон – выполнение танцорами донной и той же комбинации, вступая через каждые 2,4 такта.
7. Полифония – одновременное выполнение танцорами одинаковых движений.