Здоровьесберегающие технологии на занятиях хореографии

Очкурова Ирина Ивановна

В размещённом материале описано практическое применение здоровьесберегающих технологий на занятиях хореографии с детьми 6-9 лет. Занятие проходит в игровой форме, которая позволяет воспитанникам легко осваивать необходимые навыки и, при этом, повышать качество физического здоровья, развивать образное мышление, расширять интеллектуальный кругозор. Данный материал может быть полезен педагогам хореографии, ритмики, учителям физкультуры в детских садов и начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл здоровьесберегающие технологии39.76 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования детей

Дом  детского творчества Петродворцового района Санкт-Петербурга «Ораниенбаум»

198412 Санкт-Петербург, Ломоносов, Александровская 38 т. 422-50-88

Конспект открытого занятия

Тема занятия: Здоровьесберегающие технологии на занятиях хореографии

        (партерный экзерсис 1 год обучения)

Образовательная программа: Хореографический ансамбль «Золушка»

Возраст детей: 6-9 лет

Место проведения: ДДТ «Ораниенбаум»

Ф.И.О. педагога:Маковей Елена Ефимовна

Ф.И.О. концертмейстера:Очкурова Ирина Ивановна

Отдел: художественный

Санкт-Петербург

2016 год

Пояснительная записка

Стретчинг-гимнастика (гимнастика поз) или как теперь принято говорить партерный экзерсис, включает в себя комплекс поз, обеспечивающих наилучшие условия для растягивания определенных групп мышц.

Методика упражнений основана на статичных растяжках мышц тела и суставно-связочного аппарата рук, ног, позвоночника, позволяющих предотвратить нарушения осанки и исправить ее, оказывающих глубокое оздоровительное воздействие на весь организм.

Упражнения партерного экзерсиса рассчитаны на вовлечение в работу всего организма, включая психику, направлены на расслабление, настройку и восстановление функций мышц. Это позволяет предупредить многие заболевания, так как путем воздействия на позвоночник, внутренние органы, мышцы, железы внутренней секреции, дыхательную и нервную системы вырабатывается естественная сопротивляемость организма.

Сочетание динамичных и статичных физических упражнений наиболее соответствуют природе опорно-двигательного аппарата человека и являются лучшим методом тренировки для выработки силы, выносливости, координации движений.

Упражнения выполняются без воздействия со стороны, так как человеческое тело само по себе достаточно универсально. Медленные движения воздействуют на мышцы и суставы по всей их глубине. Упражнения партерного экзерсиса позволяют, почти не отнимая времени, творить чудеса.

Методика партерного экзерсиса не имеет возрастных ограничений. Упражнения , охватывающие все группы мышц, носят близкие и понятные детям названия животных или имитационных действий и выполняются по ходу сюжетно-ролевой игры, основанной на сценарии по сказочному сюжету. На занятии дается сказка-игра, в которой дети превращаются в различных животных, насекомых и т.п., выполняя в такой интересной форме сложные движения.

Занятия партерным экзерсисом способствует тому, что у детей исчезают комплексы переживаний, связанных с физическим несовершенством тела, неумением им управлять, возникает, по определению И.П.Павлова, «мышечная радость», сознанию которой помогают вводимые в занятия элементы ритмики. Игровых и современных танцев, позволяющих обучить детей культуре движения, раскованному владению своим телом, пластике жеста.

Помимо общего оздоровительного эффекта, умения управлять своим телом, запас целенаправленных двигательных навыков позволяет детям чувствовать себя сильными, уверенными в себе, красивыми, избавляют их от различных комплексов, создает чувство внутренней свободы.

Создание игровой атмосферы на занятиях, наполненной авторским текстом, диалогами и соответствующей  музыкой, создает условия для возникновения в этой или иной двигательно-игровой ситуации ассоциаций, образов. Уникальное сочетание физических упражнений, музыки, текста сказки вызывают у детей эмоциональный подъём. Чувство радости и удовольствия.

Я учу удерживать внимание на определенных образах, что делает представления детей яркими, живыми. Управление вниманием начинается с концентрации на реальных ощущениях, восприятиях (мышечных, зрительных, слуховых). Все упражнения выполняются под соответствующую музыку.

Упражнения игрового партерного экзерсиса

«Ящерица»

И.п. – лежа на животе, руки расположены вдоль тела, ладони на полу.

1 – поднять прямые ноги насколько возможно вверх, опираясь о пол руками, грудью и подбородком. Задержаться.

2 – вернуться в исходное положение. Дыхание: вдох – в 1-й фразе, выдох – во 2-й.

«Гусеница»

И.п. – сесть в позу прямого угла, ноги согнуть в коленях,  не разводя колени. Пятки приблизить к ягодицам. Руки удерживают стопы.

1 –ползающим движением продвинуть ноги вперед насколько возможно. Вытянув колени. Руки не отпускать.

2 –тем же движением вернуться назад в и.п. Движение динамичное. Дыхание свободное.

«Книга»-1

И.п. – сидя в позе прямого угла, ноги вытянуты вперед. Руки ладонями вниз, лежат на ногах. Спина прямая.

1 – поднять руки вверх – потянуться.

2 – не сгибая ног, нагнуться вперед, стараясь руками достать пальцы ног. Постараться лечь на ноги.

3 –задержаться.

4 - медленно вернуться в и.п.

«Книга»-2

И.п. – сидя в позе прямого угла, ноги вытянуты вперед. Руки ладонями вниз, лежат на ногах. Спина прямая.

1 – поднять руки вверх – потянуться.

2 – не сгибая ног, нагнуться вперед, стараясь руками достать пальцы ног. Постараться лечь на ноги.

3 –вернуться в и.п. и лечь на спину, руки развести в сторону, не касаясь пола.

4 – оттолкнуться спиной, не сгибая ног, нагнуться вперед, стараясь руками достать пальцы ног. Постараться лечь на ноги.

Продолжать движение «3», «4». Движение интенсивное.

«Вертикальные ножницы»

И.п.–лежа на спине, руки разведены в стороны, нога правая поднята вверх, левая на полу.

1 – поменять положение ног, правая нога не касается пола

2 - поменять положение ног, левая нога не касается пола

Исполнять 16-32 раза. Движение интенсивное.

«Змея»

И.п. – лежа на животе, руки и ноги вытянуты.

1 – медленно подняться на руки, живот на полу, спина прямая, плечи не подняты

2 – положение сохраняется

3 - положение сохраняется

4 – медленно опуститься в и.п.

Движение исполняется в медленном темпе.

«Кобра»

И.п. – лежа на животе, руки и ноги вытянуты.

1 – резко оттолкнуться назад, руки взять в кольцо. Спину постараться выпрямить или прогнуться.

2 – положение сохраняется

Движение интенсивное

«Лягушка» - 1

И.п. – сидя в положении прямого угла,  колени разведены в стороны, стопы соединены, руки держат стопы.

1 –удерживая ноги, колени небольшим нажимом опускаем на пол. Спина прямая.

2 – движение повторяется 16-20 секунд.

«Лягушка» - 2

И.п. – лечь на спину, колени разведены в сторону, руки держат стопы. Важно держать спину прямой.

1 –силовым движением стопы тянуть на себя,

колени разводить от себя и удерживать.

2 – движение исполнять 16-20 секунд.

«Лягушка» - 3

И.п. – сидя в положении прямого угла,  колени разведены в стороны, стопы соединены, руки держат стопы.

1 – удерживая и.п. медленно поднимаем ноги от пола и разводим в стороны

2 -  удержаться и не упасть.

«Велосипед»

И.п. –лежа на спине, ноги подняты и согнуты в коленях

1 – движение ногами, имитирующее езду на велосипеде  исполнять 16 секунд )

«Кошечка»( комбинация )

И.п. – стойка на коленях, руки на полу

1 – прогнуть спину

2 – выгнуть спину

Исполнить 8 раз

1 –удары подъемом стоп поочередно по полу (исполнить 8 раз )

1 – вытянуть правую руку вперед и левую ногу назад (удержание 4 счета )

2 – поменять положение руки и ноги (удержание 4 счета )

1 –замах коленом правой ноги и бросок вверх (исполняется 7 раз )

2 – замах коленом левой ноги и бросок вверх (исполняется 7 раз )

1 – движение пуэнте, прямая правая нога вытянута и стоит на полу. Бросок вверх с прогибом спины (исполнять 7 раз )

2 – все повторить с левой ноги

«Прилив-отлив» (релаксическое движение)

И.п. – лежа на животе, руки и ноги вытянуты

1 –переворот  на спину в левую сторону

2 – переворот на живот в левую сторону

Исполнить 8 раз , затем все в обратную сторону - вправо

«Бабочка» - 1

И.п. – сидя в положении прямого угла, ноги разведены в стороны

1 –руки поднять вверх  

2 - наклон вперед и коснуться руками носков ног, спина предельно выпрямляется, стараться коснуться животом пола (исполнить 8 раз )

«Бабочка» - 2

И.п. – сидя в положении прямого угла, ноги разведены в стороны, руки разведены в стороны

1 –наклон в правую сторону, коснуться правой рукой правого носка, левая рука поднята вверх и так же двигается в правую сторону

2 - наклон в левую сторону, коснуться левой рукой левого носка, правая рука поднята вверх и так же двигается в левую сторону (исполнить 8 раз )

«Крокодил»

И.п. - лежа на правом боку ноги вытянуты, правая рука вытянута, левая согнута в локте, ладонь в пол

1 - бросок левой ногой вверх

2 - исходное положение

Исполняется 8-16 раз

1 - левая нога поднимается вверх, правая поднимается к ней

2 - удержание

Повторить 4 раза

«Неваляшка»

И.п. - сидя на полу. Стопы вместе, колени согнуты и плотно прижаты к полу, руки держат стопы

1 - сильно толкнуться в левую сторону

2 - толкнуться на спину

3 - толкнуться на правый бок

4 - принять исходное положение

Повторять непрерывно 8 - 10 раз

«Морская принцесса» (игра)

"Кораблик"

И.п. - лежа на животе. Ноги слегка согнуты в коленях, руки держат вытянутые стопы

1 - поднять корпус

2,3 - удерживать положение

4 - принять исходное положение

"Лодочка"

И.п. - лежа на животе, руки вытянуты вперед, ноги натянуты

1 - максимально поднять руки и ноги вверх

2 - пауза

"Морская звезда"

И.п. - лежа на животе, руки вытянуты вперед, ноги натянуты

1 - развести руки и ноги в стороны

2 - удержание

"Рыбка"

И.п. – лежа на животе, руки вытянуты вперед, ноги натянуты

1 –подняться на руки, ноги согнуть в коленях, достать кончиками пальцев ног до головы. Живот прижат к полу.

2 – положение сохраняется

"Русалочка"

И.п. - лежа на животе, руки лежат на пол, согнутые в локтях, спина прямая, плечи не подняты

1 –сохраняя исходное положение, стопы ног поставить в 1 выворотную позицию

2 – положение сохраняется (удержание 6-8 секунд)

«Здоровье – это состояние полного физического , душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» - определение из Устава Всемирной организации здравоохранения.

Тема занятия: Здоровьесберегающие технологии на занятиях хореографии

Цель: Высокий уровень реального здоровья детей на занятиях хореографией

Задачи: 1.Образовательные:

                - обучение воспитанников культуре здоровья;

           - научить относиться к своему здоровью с уважением

        2. Развивающие:

           - развитие моторико-двигательной и логической памяти;

           - развитие координации, гибкости, пластике

          3. Воспитательные:

          - создание эмоционально-благоприятной атмосферы в коллективе;

          - благополучие в эмоциональной сфере, психическое равновесие;

          - установление контакта между педагогом и ребенком

Методы включают в себя следующие компоненты:

          - наглядный (наглядная подача материала педагогом, знакомство с новыми движениями партерного экзерсиса, просмотр идеальных образцов исполнения движений партерного экзерсиса)

          - словесный (объяснение правил выполнения движений с учетом возрастных особенностей детей )

          - практический (разучивание и проработка движений партерного экзерсиса)

Ведущая технология–обучение в сотрудничестве

             Технология здоровьесберегающего обучения ( здоровый образ жизни, развитие тела, ощущение радости в процессе обучения )

             Технология музыкального воздействия ( музыкотерапия, сказкотерапия )

             Технология метода хореокоррекции

Материально-техническое обеспечение:

           - музыкальный инструмент ( пианино )

           - ноутбук

           - мультимедийное устройство        

 - гимнастические коврики

                - скакалки

Методическое обеспечение:

           - нотный материал ( классическая, народная музыка для оформления занятия )

           - дидактический материал

           - презентация

Тип занятия: путешествие- сказка

Форма занятия: групповая

План проведения занятия

содержание

время

1

Организационный момент. Вступительное слово педагога о целях открытого занятия

1 минута

2

Введение в тему занятия

1 минута

3

Разминка на скакалках

3 минуты

4

Партерный экзерсис на ковриках

17 минут

5

Игра на движения партерного экзерсиса «Море волнуется «

3 минуты

6

Разучивание нового движения партерного экзерсиса

1 минута

7

Вопросы – рефлексия

2 минуты

8

Домашнее задание

1 минута

9

Подведение итогов

1 минута

30 минут

Ход занятия

        Воспитанники входят в хореографический зал. Встают на свои места. Исполняется поклон.

Педагог: Все здравствуйте. Сегодня наше занятие посвящено здоровью. Высокому уровню реального здоровья на занятиях хореографией. Наше каждое занятие посвящается здоровому образу жизни. Здоровье- это самое дорогое, что у нас есть. Здоровье надо беречь! Мы заботимся о своих зубках – чистим их, ухаживаем за лицом, телом и волосами.  Кушаем вкусную пищу, но не всегда полезную. Наше тело тоже нуждается в заботе, его надо укреплять. На уроках вы много сидите, устает спина, ноги. Носите тяжелые портфели, сидите за уроками, наклоняясь вперёд. Наш позвоночник устаёт, и начинаются проблемы. Надо немедленно помочь телу – оздоровить его. Предотвратить нарушение осанки и исправить ее, оказать оздоровительное воздействие на весь организм. И сегодня мы отправляемся в путешествие за здоровьем. Побываем на острове Буяне. Те, кого мы встретим в нашем путешествии, помогут нам найти ценный дар – здоровье для нашего организма.

        Прежде чем отправиться в путешествие, необходимо немного зарядиться. В нашем случае – разогреться, попрыгать на скакалке.

( воспитанники берут скакалки, разминка на скакалках )

Педагог: И так в добрый путь! Чтобы добраться до острова нам необходимо транспортное средство. Пусть это будет ковер-самолет. Где наши коврики? (воспитанники берут коврики )

Педагог: Произнесем волшебные слова : «Крибли-крабли-бумс, превращайся ковер в самолет». Встаем на коврики и полетели. (воспитанники встают на коврики на колени и имитируют полет)

Педагог: Посмотрите на экран, мы приближаемся к острову Буяну. Приземляемся. Сели удобно, начинаем путешествие (исполняется упражнение для стопы )

Как много травы на острове, давайте её подстрижём (упражнение «вертикальные ножницы»). Посмотрите, те, кто до нас был на острове, потерял книгу, давайте ее откроем

( упражнение «книжка – 1», «книжка – 2 »).

А здесь, смотрите, ползет гусеница  (упражнение «гусеница»). Что-то мы медленно продвигаемся по острову, пересядем на велосипед (упражнение «велосипед»). Тише, тише, мы чуть змею не задавили (упражнение «змея»). А у змеи есть подружка – кобра, с большим капюшоном (упражнение «кобра»). Змеи очень любят охотиться на птичек

(упражнение «птичка»), но эта птичка от них улетела. Ой, посмотрите, за птичкой еще кто-то охотится! Кто же это? (воспитанники смотрят на экран и отвечают – кошка).

Педагог: Правильно – кошка (упражнение «кошечка»). Посмотрите, мы пришли в гости к Морской принцессе Ариэль. Кто у нас сегодня будет принцессой? (воспитанники выбрали принцессу). Принцесса Ариэль загадает нам свои загадки. (проводится игра «Море волнуется»). Попрощаемся с Ариэль и пойдем дальше. Что-то с морем происходит, то отлив, то прилив. Наверно морской царь разгневался на нас, за то, что мы с Ариэль долго играли (прилив-отлив). Посмотрите, кто-то к нам приближается? (воспитанники – это крокодил). Правильно, крокодил. И покажет он нам новое движение (разучивается упражнение «крокодил»). Смотрите,  какая красивая бабочка летит, яркая с большими крыльями (упражнение «бабочка -1»,«бабочка -2»). А за бабочкой скачет лягушка - зеленое брюшко (упражнение «лягушка - 1», «лягушка - 2»,«лягушка - 3»). Нам кто-то подарок оставил – игрушку неваляшку (упражнение «неваляшка»). Мы с вами обошли весь остров, путешествие наше подошло к концу. Садимся на ковер-самолет и летим домой (воспитанники встают на коврики и имитируют полет). До свидания остров Буян!

Педагог: Ребята, понравилось вам путешествие? (ответы детей) А что вам запомнилось?

 Какие упражнения показали вам на острове (на экране фотографии упражнений, дети называют упражнения). Как вы думаете, мы нашли ценный дар для нашего здоровья? (воспитанники отвечают). А теперь, домашнее задание: «Придумайте свою историю на упражнения, которые мы исполняли на острове. Возьмите 3-5 упражнений и запишите все в тетрадку. Самые интересные истории – получат приз. А какой, узнаете позже». Наше занятие-путешествие подошло к концу. Сегодня мы исполнили упражнения, которые помогают нашему организму получать здоровье. Помните, что забота о здоровье сегодня – это полноценный трудовой потенциал вашего будущего. Ведь здоровье – это бесценный дар. Будем заниматься и красиво исполнять наши танцевальные композиции. Поклон. Всем спасибо и до свидания!

Перечень музыкального материала к занятию:

1. Л.Абелян «Про меня и муравья» (поклон»

2. А.Филиппенко «По малину в сад пойдём»

3. Л.Абелян «Я умею рисовать»

4. Обработка Д.Львова-Компанейца «Украинская народная мелодия» (моталочка)

5. М.Красев «Цирковые лошадки» (лошадка)

6. А.Петров «Вальс» До мажор (превращение)

7. В.Моцарт «Отрывок» из оперы «Волшебная флейта» (стопа)

8. . В.Селиванов «Шуточка» (ножницы)

9. Л.Абелян «Песенка про хомячка» (книжка1)

10. С.Хазанова «Фраппе» (книжка2) стр.11

11. П.Чайковский «Старинная французская песенка» (гусеница)

12. Б.Чайковский «Отрывок» из музыки к фильму «Серёжа» (велосипед)

13. П.Чайковский «Вальс» (змея)

14. С.Василенко «Отрывок» из балета «Мирандолина» (кобра)

15. Р.Ланге «Музыкальная табакерка» (птички)

16. Л.Абелян «Жёлтый одуванчик» (кошечка)

17. В.Золотарёв «Мой первый бал» (игра «Море волнуется»)

18. Л.Абелян «По грибы» (прилив)

19. С.Хазанова «Баттман фраппе» (крокодил) стр.10

20. С.Хазанова «Заботливая дюймовочка» (бабочка)

21. Филиппенко «Про лягушек и комара» (лягушка)

22. Д.Шостакович «Вальс» Ля мажор (неваляшка)

23. А.Петров «Вальс» До мажор