Доклад

Постановочная работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_e.n.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад педагога хореографических дисциплин.

Тема: «Постановочная работа балетмейстера в танцевальном коллективе.»

        Работа балетмейстера в танцевальном коллективе очень интересна. Она требует способности не только к сочинению танцев, но и обязанности служить примером для своих учеников. От общей культуры и знаний педагога во многом зависят мировоззрение, моральные и эстетические принципы его учеников: все хорошее, как и все плохое педагога-балетмейстера, переходит к ним.

        Прежде чем приступить к практической работе над постановкой в танцевальном коллективе, балетмейстер проводит обстоятельную подготовительную работу по выбору темы и собиранию материала, по составлению плана всего процесса постановочной работы. При выборе танца всегда нужно учитывать реальные возможности для осуществления этой работы:  состав коллектива (количество участников, их возраст и т.д.), степень подготовленности и исполнительские возможности танцевального коллектива. Важно, чтобы темы и идеи этих постановок были понятны участникам танцевального коллектива, увлекали и волновали их, только тогда они будут по-настоящему пробуждать добрые и хорошие мысли.

        Балетмейстер коллектива должен иногда использовать даже недостатки своих учеников. Учитывая естественную, в условиях самодеятельной работы, несовершенную технику исполнителя, почти всегда можно смягчить недостатки соответствующей трактовкой образа и сделать их малозаметными.

        Правильный выбор музыки - одна из сложных задач постановщика. В хореографии все должно вытекать из музыки и быть с ней связано. Она должна помогать раскрытию задуманной темы, определять характер, построение  танца, чередование отдельных его фигур и движений. Балетмейстер, слушая музыкальную тему, анализирует ее, определяет для себя экспозицию произведения. завязку, кульминацию, выражая все это в пластическом решении. Развитие действия должно все время идти по восходящей линии, и к концу танец должен быть наиболее ярким, впечатляющим. Перед финалом иногда допускается спокойный момент, чтобы тем самым придать больше красок и эмоций концовке.

        Настроение в танце достигается введением все более интересных движений или новых групп участников, солистов; усилением характера или ускорением темпа музыки; иногда введением каких-либо ярких предметов бутафории.

        Начинать работу с коллективом надо с раскрытия основной идеи танца, с раскрытия содержания будущей постановки, с характеристик отдельных действующих лиц. Рассказ долен быть увлекательным, ярким, иногда можно слегка подчеркнуть личным показом отдельные интересные моменты постановки. Тогда участники творчески включаются в подготовку; они могут  внести в сюжет свое.

        Приступать к постановке танца следует только после соответствующей подготовки. Систематические занятия над этюдами, развивающими выразительность и творческую инициативу будущих исполнителей, а также регулярные занятия техникой танца дают возможность осуществить такую постановку.

        Только после такой проделанной работы, он приступает к постановочным репетициям в хореографическом зале.

        Войдя в репетиционный зал, балетмейстер сразу должен стать полным хозяином репетиции, а для этого ему необходимо заранее обдумать все детали процесса постановки. На каждую постановочную репетицию он долен являться хорошо подготовленным. Балетмейстер сам передает исполнителям текст танца, то есть движений. составляющих его композицию. и одновременно разъяснение подтекста, то есть актерских задач.

        При изучении нового танца главное внимание должно быть уделено основным движениям, причем в интересах коллектива, более сильные танцующие размещаются рядом со слабыми. Так будет удобнее работать в парах по исправлению ошибок и отработке движений.

        Основное движение разучивается сначала по частям, в медленном, постепенно возрастающем темпе. Когда движение разучено, начинается разучивание танца в целом. При усвоении композиции повторяется не все с начала до конца, а по фигурам.  Это облегчает так же и последующую работу.

        Естественно, что при разучивании танца тот или другой участник допускает ошибки, на которые следует обращать внимание. Достаточно сделать конкретное, краткое и точное замечание. Если при разучивании движений обнаруживается много общих ошибок (например, неправильная осанка, неверное положение рук или ног), то нужно остановить всю группу и исправить ошибки по одной. Исправляя ошибки каждого, мы добиваемся «ансамблевости» в исполнении движений. А строгое замечание и справедливая похвала очень подтягивают всех членов коллектива, создают рабочую атмосферу на репетиции.

         Костюм для танца имеет большое значение, он должен быть легким и удобным. Особое внимание надо обращать на сочетание цветов, поэтому при подборе костюмов желательно консультироваться с художником. Обувь также должна быть легкой, удобной и соответствовать характеру исполняемых движений.

        Когда горячая увлеченность балетмейстера передается исполнителям, то никому не хочется уходить с репетиции, время летит незаметно, и все после такой работы получают удовольствие. Это и есть та творческая атмосфера, которая сама по себе обеспечивает настоящую дисциплину в танцевальном коллективе, и зависит она в первую очередь от балетмейстера.

Литература:

1. Р. Захаров.  Записки балетмейстера М. "Искусство" 1986 г

2. М. Баранчикова.  Работа балетмейстера в самодеятельном коллективе

М. "Искусство" 2003 г.

3. Х. Миккель.  Вспоминая прошлое  М. "Искусство" 1993 г.

4. Е. Голикова. Развитие  детского творчества в танцевальном коллективе М. изд-во Академии педагогических наук  2000 г.