Рабочая программа по бальному танцу

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_baln_tanets.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Учреждение Дополнительного Образования «Детская школа искусств №7»

Рабочая программа

«современный бальный танец»

Составитель: Новикова Е.Н.

 преподаватель хореографических дисциплин

.

г. Смоленск

2015-2016 учебный год

РАЗДЕЛ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

  1. Причины введения программы.

        Учебная программа, представляющая информацию о дисциплине «Современный бальный танец», - это нормативный документ, определяющий объём, порядок, содержание изучения и преподавания данной дисциплины, основывающейся на типовой программе по предмету. Из названия становится понятно, что данная учебная дисциплина включает в себя сразу три предмета. Они изучаются последовательно, так как предполагают различные уровни сложности. Программа выстраивает изучаемый материал в чётком порядке, способствует наилучшему усвоению, что в свою очередь повышает результативность учебного процесса. Материал предмета столь обширен, что просто необходима путеводная нить, которая бы направляла и служила поддержкой во всём многообразии представленных направлений. Опираясь на соответствующие разделы, можно легко проследить последовательность учебного процесса, формы и методы обучения, цели и задачи, прогнозируемый результат, критерии оценки приобретённых знаний, умений и навыков.

  1. Нормативные документы и примерные программы, лежащие в основе курса.

        В настоящее время в образовательных учреждениях используются типовые программы по предметам, которые утверждены Министерством образования Российской Федерации и носят рекомендательный характер. Они являются базой для составления преподавателями учебных рабочих программ, учитывающих национально-региональный и школьный компонент, методический потенциал учителя, уровень подготовленности учащихся, возможности использования новых информационных технологий.
        Ввиду введения новых пятилетних учебных планов и новых предметов в них, необходимо создание программы, соответствующей современным требованиям. Программ для преподавания Современного танца и рекомендованных Министерством образования Российской Федерации нет. Но есть потребность введения этого предмета, так как он является востребованным. Данная учебная рабочая программа основана на примерной программе для детских хореографических школ и хореографических отделений школ искусств Федерального агентства по культуре и кинематографии Научно-методического центра по художественному образованию за 2006 год. Для написания программы по предмету «Современный бальный танец» использована методическая литература, личный опыт работы, опыт коллег, психологическая и педагогическая литература. Программа составлена с учётом возрастных особенностей детей.

1.3.Обоснование актуальности программы, значимости преподаваемого предмета.
        Учебная рабочая программа по предмету «современный бальный танец» обусловлена образовательными потребностями конкретной категории учащихся. В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов дополнительного образования относятся такие, как создание такой системы обучения хореографии, которая позволит:
- выявить и развить личностные качества ребёнка;
- организовать полноценный досуг, наполняя его активно-деятельным, эмоционально и психологически комфортным содержанием;
- помочь организовать ребёнку здоровый образ жизни;
- привить аккуратность, культуру поведения, умение ценить красоту;
- приобщить к культурным ценностям.
        Танец является действенным средством для развития и воспитания детей. Занятия способствуют не только физическому развитию и общему укреплению. Танец развивает память, мышление (образное, ассоциативное) творческие способности. Изучаемые направления дают возможность учащимся постичь разнообразие танцевальных форм и направлений, даёт возможность выбрать направление близкое каждому. Предмет способствует раскрытию творческого потенциала детей, даёт возможность для самовыражения и роста тем учащимся, которые по каким – либо причинам не преуспели в изучении других художественных направлений. В этом заключается актуальность предмета.
 

 1.4. Цель и задачи программы.
Цель: — содействие эстетическому развитию и творческой самореализации.
        Программа рассчитана на 5 (6) лет обучения. Из них 3-4 классы – обучение историко - бытовому танцу,5-7(8) классы – обучение современному бальному танцу.
        Достижение поставленной цели связано с решением следующих ЗАДАЧ:
1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
- приобретение музыкально-ритмических навыков;
- формирование навыков координации, владения мышечным и суставно-двигательным аппаратом;
- приобретение свободы движения в танце и чувства ансамбля;
2.РАЗВИВАЮЩИЕ:
- овладение навыкам красивого, гармоничного движения;
- развитее образного мышления;
- развитие профессиональных данных: подъём стопы, танцевальный шаг, прыжок, ритмичность, эластичность мышц, музыкальность, сообразительность, координация, танцевальность;
- развитие техники исполнительского мастерства;
3. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
- воспитание культуры поведения и чувства прекрасного;
- воспитание чувства такта, благородства, уважения друг к другу;
- воспитание трудолюбия, дисциплинированности, обязательности, аккуратности - то есть общечеловеческих качеств;
- повышение занятости детей в свободное время, организация полноценного досуга;

 1.5. Структура программы.
        По своей специфике образовательный процесс в учреждениях дополнительного образования имеет развивающий характер, т.е. направлен на развитие природных задатков детей, реализацию их интересов и способностей. Программа состоит из трёх разделов и приложений, которые включают описание практического содержания курса, музыкальный материал.
        Содержание курса включает теоретические и практические знания:

Глава 2. Бальный танец.
Часть 1. Теоретические знания.
Тема 1.1. История Бального танца.
Тема 1.2. Искусство Бального танца.

Часть 2. Практические знания.
Тема 2.1. Позиции рук.
Тема 2.2. Позиции ног.
Тема 2.3. Танцевальные шаги, проходки, перестроения.
Тема 2.4. Упражнения разминки.
- Упражнения для рук.
- Упражнения для ног.
- Упражнения для корпуса.
- Прыжки.
- Ритмические упражнения.

Тема 2.5. Основные элементы.
- Повороты.
- Движения рук.
- Хлопки.
- Движения ног.
- Покачивание.
- Прыжки.

Тема 2.6. Танцевальные композиции.
- Полька круговая.
- «Стирка».
- «Вару – вару».
- «Тик – так».
- Русский лирический.
- «Сиртаки».
- «Автостоп».
- Литовский танец «Риле».
- Фигурный вальс.

1.6. Условия реализации программы. 
Основными условиями реализации программы являются:

  • высокий профессиональный уровень преподавателя (как в предметной сфере, так и в психолого-педагогической);
  • грамотное методическое изложение материала;
  • личный выразительный показ преподавателя;
  • преподавание по принципу «от простого к сложному»;
  • выполнение важных педагогических принципов: систематичность, целенаправленность, доступность, регулярность учебного процесса;
  • умение преподавателя вовлечь учащихся в творческий процесс;
  • позитивный психологический климат во время урока;
  • организация мероприятий по сплочению группы: чаепития, экскурсии, проведение вечеров, концертов и т. д.
  • материально - техническое оснащение (аудио-, видеоаппаратура), наличие танцевального зала, музыкального инструмента, наглядных пособий;

        Предмет «Историко – бытовой и современный бальный танец» вводится с 3-го класса ( и продолжается до окончания 4-го класса) - историко – бытовой танец,  далее 5-ого класса - современный бальный танец.

        Форма занятий групповые, индивидуальные, мелкогрупповые. Преподаватель должен уметь проявлять гибкость в подходе к каждой группе учащихся, учитывать возрастные особенности, психологические и физические возможности детей, исходя из этого, творчески решать вопросы, которые ставит перед ним учебный процесс. Усвоение содержания обучения должно происходить в соответствии с тематическим планом, однако
, необходимо учитывать уровень подготовленности и способностей учащихся. Исходя из этого, содержание обучения может варьироваться по усмотрению педагога.

Примерный тематический план.

Тема:


Теор.часы:


Практич.часов:


1. История Бального танца.

2. Искусство Бального танца.

3. Постановка корпуса.

4.
 Позиции рук.

5. Позиции ног.

6. Упражнения разминки:

Упражнения для рук

Упражнения для ног

Ритмические упражнения

Упражнения для корпуса

7.
 Основные элементы:

Повороты

Движения рук

Хлопки

Движения ног

Покачивание

Прыжки

8. Танцевальные композиции:

Автостоп

Полька круговая

Стирка
Вару – вару

Русский лирический

Сиртаки

Литовский танец «Риле»


Фигурный вальс

Итого: 128 часов.


2

2




4

2

2


5

5

5

5


5

5

5

5

5

5


7

6

6

7

10

7

7

6

10

  1. Контроль и учет успеваемости.

        На уроках необходимо формировать не только специальные способности, но и общие художественные способности, которые являются универсальными в любой художественной деятельности. Программа предусматривает проведение традиционных уроков, лекций, бесед, практических занятий.

Знания учащихся определяются в соответствии с теоретическими пунктами программы, а умения – с практическими. Результатом обучения является определённый объём знаний, умений и навыков. Учёт и контроль успеваемости следует определять следующими формами:
- собеседование
- опрос
- контрольный урок
- открытый урок
- экзамен
- выступление на концерте, фестивале, конкурсе
        Контроль позволяет определить эффективность обучения, обсудить результат, внести изменения в процесс, если надо. Контроль позволяет родителям, преподавателям, ученикам увидеть результат своего труда.
        Проведение показательных уроков перед родителями с целью повышения интереса, проведение экзаменов, контрольных уроков, их периодичность устанавливает преподаватель.
        Контроль может быть текущим, промежуточным, итоговым. Текущий контроль осуществляется по ходу занятия. Форма промежуточной аттестации проводится по контрольным урокам в конце каждой четверти. Итоговая аттестация в форме экзамена проводится в пятом классе. В конце учебного года все группы отделения участвуют в Отчётном концерте ДШИ без выставления оценок.


 РАЗДЕЛ 2. ТРЕБОВАНИЯ ПО РАЗДЕЛАМ

Чтобы определить ожидаемый результат в подготовке учащихся, надо знать, с чем они пришли в школу (стартовый контроль) и что получили на выходе (итоговый контроль). Ожидаемый результат должен предполагать развитие способностей, улучшение показателей исполнительского мастерства, участие в концертах, фестивалях, смотрах, конкурсах. В программе, рассчитанной более, чем на один год, разработаны программные требования, обусловленные конкретными задачами.

 Бальный танец.

Учащиеся должны знать темы:

  1. История основных направлений бальной хореографии.
  2. Позиции и положения рук, ног.
  3. Положения в паре, используемые в танцах.
  4. Правила исполнения разученных упражнений, движений.
  5. Порядок исполнения движений в танцевальных композициях.

Уметь исполнять:
1. Упражнения разминки (в «чистом виде» - без усложнения, в медленном или умеренном темпе):
2.
 Основные элементы: движения рук, движения ног, повороты.
3. Танцевальные композиции: «Автостоп», «Полька круговая», «Вару – вару», «Русский лирический

Обладать навыками:

  1. Правильной постановки корпуса, характерные для данного направления.
  2. Скоординированной работы мышц для исполнения разученного материала.
  3. Работы в паре.

 РАЗДЕЛ 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

3.1. Методы и формы работы.

Методы организации работы:
- наглядные (демонстрация педагога, демонстрация видео- материала, посещение уроков и репетиций у профессионалов и коллег);
- словесные (объяснение, беседа, рассказ, дискуссия);
- практический (разучивание элементов, упражнений, движений, танцев);

 Формы работы: 
- групповая (основная). Распределение по группам осуществляется в зависимости от возраста, года обучения, степени подготовки. Каждая группа занимается по определённому расписанию в соответствии с учебным планом.
-
коллективная. Применяется при подготовке массовых номеров на сводных репетициях и концертных выступлениях.
-
индивидуальная. Необходимо для обучения учащихся с меньшей степенью подготовленности, с недостатком природных данных, для работы с одарёнными учениками для раскрытия их индивидуальных способностей и постановки сольных танцев.

 Яркими диагностиками качества урока становятся:
- увлечённость ребёнка общением с художественным, хореографическим, музыкальным произведением;
- появление потребности высказать своё мнение.

 3.2.Принципы программы.
        Данная программа направлена на выявление и развитие способностей детей, приобретение ими определённых знаний, умений; на развитие компетентности в области хореографии; на формирование навыков на уровне практического применения.

 Основные принципы:
- вариативность программ (преподаватель имеет право перенести изучение какого-либо движения в нужный период, не нарушая логики и последовательности обучения);
- содержание программы доступно для изучения, т.к. главным принципом её является принцип « от простого к сложному».
- программа содержит основные требования, в которых чётко изложены задачи и прогнозируемый результат к каждому году обучения. Это помогает направлять и контролировать подачу нового материала.
- программа предусматривает не только практические движения, но и различные формы работы с детьми, позволяющие создавать атмосферу доброжелательности, сотворчества, модулирования ситуации успеха.
- содержание программы должно соответствовать времени (достижениям мировой культуры, современным тенденциям развития);
- поддержание традиций (использование традиционных методик обучения, опыта предшественников, коллег);
- соответствия возрастным особенностям учащихся.

  1. Формы организации учебного процесса

        Урок – традиционная форма организации учебного процесса. Но возможно использование нетрадиционных форм: лекция – концерт, концерт перед родителями, участие в фестивалях, смотрах. При проведении уроков по историко-бытовому танцу, необходимо руководствоваться следующими моментами:

  • Постепенное увеличение физической нагрузки;
  • Чередование темпа нагрузки;
  • Равномерность нагрузки на обе ноги;
  • Свободное дыхание и самочувствие учащихся.


При подготовке к уроку необходимо учитывать такие факторы, как:
- объём материала;
- степень его сложности;
- особенности класса, как исполнительского коллектива;
        При составлении плана занятия предполагается детальная разработка каждой его части, где следует:
- определить новый материал, ввести его в различные комбинации;
- определить музыкальный материал, его размер, характер;
        При проведении урока целесообразно выдерживать структуру занятия в целом и соизмерять длительность отдельных частей.

На практических занятиях очень важно:
- переводить на русский язык французские термины;
- объяснять назначение упражнения и правила его исполнения;
- равномерно распределять физическую нагрузку и чередовать работу различных групп мышц, развивать внимание и осознанный контроль за работой мышц;
- воспитывать самостоятельность в выполнении учебных заданий.
        Урок включает в себя: разминку, изучение нового материала, работу над расширением физических возможностей, повторение разученных ранее танцевальных движений, работу над исполнением танцевальных композиций.


Музыкальное оформление урока

        Танец органически связан с музыкой. Без музыки немыслимы как танцевальные, так и тренажные упражнения. В процессе учебной работы необходимо прививать учащимся умение слышать и понимать музыку. Правильно подобранный материал должен помогать осваивать хореографический материал, соответствуя его характеру, рисунку, темпу. Для тренажных упражнений желательно использовать музыкальный материал квадратного построения, чтобы основное внимание учащихся было бы направлено на движение. На первоначальном этапе обучения необходимо использовать музыкальное сопровождение с простым ритмическим рисунком, позднее его можно разнообразить.
        В каждом классе в зависимости от возрастной категории и подготовленности группы музыкальное сопровождение урока различно: по темпу, ритмическому рисунку, динамической окраске.
        Музыкальное сопровождение не только является ритмической основой, но и задаёт характер, настроение, вдохновляет на творческий поиск

.

Список используемой литературы:
1. Беликова А.Н. «Бальные танцы» - «Советская Россия», М., 1976;
2. Васильева Е. «Танец» - «Искусство», М., 1968;
3. Воронина И. «Историко – бытовой танец» - «Искусство», М., 1980;
4. Стриганова В.М., УральскаяВ.И. «Современный бальный танец» - «Просвящение», М., 1978;
4. Томилов Н.М. «В свободный час» - Южно-уральское издательство, Челябинск, 1970;
5. Степанова Л.Г. «Новые бальные танцы» - «Советская Россия», М., 1973;