Общеобразовательная программа "Начальная хореография"

Исауленко Александра Владимировна

            Данная образовательная программа направлена на воспитание и развитие у детей танцевальной техники и имеет художественно направленность.

Хореография-искусство, любимое детьми. Хореография таит в себе огромное богатство для успешного художественно-нравственного воспитания, она сочетает в себе не только эмоциональную сторону искусства, но и приносит радость, как исполнителю, так и зрителю. Трудолюбие, терпение, упорство в достижении результата, уверенности в себе, самостоятельность, открытость, помощь и взаимовыручка, общение друг с другом – ведущие моменты в процессе обучения

         Особенность программы состоит в том, что большая часть урока  опирается на партерный экзерсис и также предусмотрен отдельный блок сценическое движение, ритмика, детский эстрадный танец, элементы классического танца, элементы современных танцевальных стилей.

        Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время, особое внимание уделяется культуре,  искусству и приобщению детей к здоровому образу жизни, к общечеловеческим ценностям. Укрепление психического и физического здоровья. Получение общего эстетического, морального и физического развития.

        Педагогическая целесообразность программы объясняется  основными принципами, на которых основывается вся программа, это – принцип взаимосвязи обучения и развития; принцип  взаимосвязи эстетического воспитания с хореографической и физической подготовкой, что способствует развитию   творческой активности детей, дает  детям возможность участвовать в постановочной и концертной деятельности.  Эстетическое воспитание помогает становлению основных качеств личности: активности, самостоятельности, трудолюбия. Программный материал нацелен на развитие ребенка, на приобщение его к здоровому образу жизни в результате разностороннего воспитания (развитие разнообразных движений, укрепление мышц; понимание детьми связи красоты движений с правильным выполнением физических упражнений и др.).

         Основной целью реализации общеобразовательной программы «Начальная хореография» является раскрытие творческих и физических возможностей детей посредством хореографического искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnaya_programma_nachalnaya_horeografiya.docx33.87 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная  записка.

           Данная образовательная программа направлена на воспитание и развитие у детей танцевальной техники и имеет художественно направленность.

Хореография-искусство, любимое детьми. Хореография таит в себе огромное богатство для успешного художественно-нравственного воспитания, она сочетает в себе не только эмоциональную сторону искусства, но и приносит радость, как исполнителю, так и зрителю. Трудолюбие, терпение, упорство в достижении результата, уверенности в себе, самостоятельность, открытость, помощь и взаимовыручка, общение друг с другом – ведущие моменты в процессе обучения

Особенность программы состоит в том, что большая часть урока  опирается на партерный экзерсис и также предусмотрен отдельный блок сценическое движение, ритмика, детский эстрадный танец, элементы классического танца, элементы современных танцевальных стилей.

Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время, особое внимание уделяется культуре,  искусству и приобщению детей к здоровому образу жизни, к общечеловеческим ценностям. Укрепление психического и физического здоровья. Получение общего эстетического, морального и физического развития.

        Педагогическая целесообразность программы объясняется  основными принципами, на которых основывается вся программа, это – принцип взаимосвязи обучения и развития; принцип  взаимосвязи эстетического воспитания с хореографической и физической подготовкой, что способствует развитию   творческой активности детей, дает  детям возможность участвовать в постановочной и концертной деятельности.  Эстетическое воспитание помогает становлению основных качеств личности: активности, самостоятельности, трудолюбия. Программный материал нацелен на развитие ребенка, на приобщение его к здоровому образу жизни в результате разностороннего воспитания (развитие разнообразных движений, укрепление мышц; понимание детьми связи красоты движений с правильным выполнением физических упражнений и др.).

        Основной целью реализации общеобразовательной программы «Начальная хореография» является раскрытие творческих и физических возможностей детей посредством хореографического искусства.

Для осуществления поставленной цели необходимо решать следующие задачи.

Обучающие задачи:

- дать всем детям  первоначальную хореографическую подготовку, выявить их склонности и способности;

- опираться в обучение на основные принципы педагогики;

- научить взаимосвязи музыки и движения;

- научить детей мыслить, слушать и слышать педагога, уметь исправлять неточности в исполнении;

- привить детям любовь к танцу, формировать их танцевальные способности (музыкально- двигательные, художественно – творческие).

Развивающие  задачи:

- развивать чувство ритма, эмоциональную отзывчивость на музыку;

- развивать танцевальную выразительность, координацию движений, ориентировку в пространстве;

- пробуждать фантазию, способность к импровизации;

- развивать артистизм, умение исполнять ролевые танцы.

Воспитательные задачи:

- воспитывать художественный вкус, интерес к танцевальному искусству разных направлений;

- сплотить коллектив, строить в нем отношения на основе взаимопомощи и сотворчества;

- воспитание чувство ответственности, организованности, активности, внимания,

-   воспитание личностные качества, такие как воля, целеустремленность.

Особенности набора в группы

Прием детей осуществляется   без строгого  прослушивания, но с особо внимательным отбором по здоровье-сберегающей технологии, для предотвращения травм и проблем с опорно-двигательным аппаратом. Для успешной и творческой работы численность детей в группах по 15 – 20 человек.

Возраст детей

На занятия по данной программе приглашаются дети 7-8 лет. Первое время ребята занимаются развитием общефизической подготовки с использованием танцевальных элементов. Постоянно проводится наблюдение за реакцией учащихся на нагрузки, их физическими возможностями, освоением упражнений и т.д.

Занятия проводятся три раза в неделю по два учебных часа; возможны занятия как общие, так и по подгруппам. Всего по программе в году 216 учебных часов.

Каждое занятие включает в себя разминку-разогрев, партерный экзерсис или растяжки, координационно-танцевальные этюды, прыжки, вращения. На занятии сценического движения от показа педагога с объяснениями плавно переходим к личному творчеству каждого ребенка.

Программа рассчитана на один год.

Формы работы

Учебно-тренировочные занятия;

Открытые занятия (для родителей);

Подготовка к праздникам (Новый год, 8 марта).

Методические подходы

        Правильная организация физического и умственного воспитания строиться с учетом анатомо-физиологических и возрастных особенностей обучающихся.

Формирование двигательных умений и навыков, работа над качеством выполнения движений. Развитие двигательных умений требуют многократного повторения, т.к. вырабатываемые двигательные умения, непрочны, даже несложные по своей структуре.

Формирование  элементов осознанности своих действий, что приучает ребенка к самостоятельности.

Формирование умения действовать в коллективе, проявлять выдержку, выполнять задания со слов педагога.

Обучение несложным танцевальным и акробатическим  упражнениям – кувырки, мостики, подскоки, пружинка, элементам классического танца.

Воспитание у детей умение ориентироваться в пространстве, держать равновесии, также ритмичности, артистичности, где ведущую роль играет музыкальное сопровождение.

Программные упражнения распределяются с учетом постепенного усложнения разновидностями. От занятия к занятию приобретается двигательный опыт, который позволяет детям осваивать отдельные элементы техники в определенной последовательности.

Применение приема соревнования между подгруппами, повышает активность, эмоциональность, чувство коллектива.

Закрепление музыкально-двигательных навыков.

В процессе обучения применяются следующие виды контроля  обучающихся:

1. Вводный, организуемый в начале учебного года.

2. Текущий, проводится в ходе учебного года.

3. Рубежный, проводится в период и по завершении определенных работ.

4. Итоговый, проводится по завершению всей учебной программы.

Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы  проводится в форме открытых контрольных занятий.

Ожидаемый результат

-уметь точно воспроизводить, правильно выполнять преподаваемый материал;

-уметь различать динамические изменения в музыке, создавать музыкально-двигательный образ;

-научиться внимательно слушать музыку.

-освоить партерный экзерсис: повысить гибкость суставов, улучшить пластичность мышц      связок, нарастить силу мышц.

-воспитывать чувство коллективизма, способность к продуктивному творческому общению.

-развить выворотность ног, танцевальный шаг, правильную осанку, постановку корпуса, четкую координацию движений.

Для большей результативности развития физических, музыкально-двигательных навыков, ритмичности требуется концертмейстер.

Материально-техническая база: свободный, хорошо освещенный зал, с возможностью необходимого регулярного проветривания.

На занятиях может использоваться магнитофон, употребление музыки другого плана – это знакомые детям записи мелодий и песен из мультфильмов, кинофильмов, в исполнении любимых героев. Также применение музыкальных записей в исполнении ансамбля, оркестра, где разнообразие инструментов предают особое звучание знакомой мелодии.

Форма для занятий - облегченная одежда для детей по сезону – черные классические балетки, носочки, черный купальник с коротким рукавом, лосины. В холодное время года – черные длинные лосины и черный купальник с длинным рукавом.


  1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Раздел (блок, модуль)

Количество часов

всего

теория

практика

Вводное занятие (набор группы)

4

1

3

Учебно-тренировочная деятельность

2.1

Партерный экзерсис

60

2

58

2.2

Элементы классического танца

40

2

38

2.3

Азбука музыкального движения

30

2

28

2.4

Элементы детского эстрадного танца

40

1

39

2.5

Работа над хореографическими номерами

24

1

23

Творческая деятельность

10

-

10

Мероприятия воспитательного характера

4

1

3

Итоговые занятия, Праздники

4

-

4

Итого:

216

10

206


III. СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

Раздел 1: Вводное занятие.  

Цель: познакомится с детьми. Создать непринужденную обстановку на занятии, раскрыть цели и задачи программы. Определить основные правила этики, безопасности и гигиены.

Теория: провести инструктаж по  технике безопасности.

Практика: дать понятие танец, темп, ритм через различные игровые формы.

Раздел 2. Учебно-тренировочная работа

Тема 2.1: Партерный экзерсис.  

Цель: повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и связок, нарастить силу мышц. Подготовиться  к традиционному классическому экзерсису у станка. Развивать пластичность тела.

Теория: рассказать о мышцах, связках, костях, участвующих в партерных упражнениях.

Практика:  комплекс упражнений направленный на улучшение эластичности мышц и связок, повышение гибкости суставов.  

Тема 2.2: Элементы классического танца.  

Цель:  развивать выворотность ног и силу ног, правильную постановку тела. Правильно поставить отдельные кости рук: кисти, пальцы, локти, плечи.

Теория:  обозначить специфика танцевального шага и бега. Начало тренировки суставно-мышечного аппарата ребенка. Выработка осанки, опоры, выворотности, эластичности и крепости голеностопного, коленного и тазобедренного суставов.

Практика: позиции и положение ног и рук. Растяжки в игровой форме. Постановка корпуса (в выворотной позиции, лицом к станку со второго полугодия - держась за станок одной рукой). Позиции ног - по 1,2, 3-й. Позиции рук - подготовительная, 1,2,3 (разучивается на середине, при неполной выворотности ног), затем держась одной рукой, тоя боком к станку.

Деми плие - складывание, сгибание, приседание, развивает выворотность, беда, эластичность и силу ног; изучается лицом к станку по 1,2, 3-й позициям.

Батман тандю - движения, вырабатывающие натянутость всей ноги в колене, подъеме, пальцах, развивающие силу и эластичность ног (изучается лицом к станку по 1, 3-й позициям, вначале в сторону, вперед, в конце года - назад).

Деми рон де жамб пор тер - круговое движение, развивает подвижность тазобедренного сустава; изучается лицом к станку с 1-й позиции по точкам - вперед в сторону, в сторону вперед, позднее назад в сторону, в сторону назад. Положение ноги, сюр ле ку де пье - «обхватное» (обхватывает щиколотку опорной ноги) - развивает выворотность и подвижность ноги; «условное» - сильно вытянутые пальцы работающей ноги касаются опорной.

Тема 2.3: Азбука музыкального движения:  

Цель:   научить детей двигаться под музыку и перестраиваться. Привить детям театральные навыки, в виде  работы над образными упражнениями. Основные  понятия: музыка, темп, такт.

Теория: понятие ритмичности (умения создавать, выявлять и воспринимать ритм).

Практика: практическое освоение понятия «мелодия и движение». Темп (быстро, медленно, умеренно). Музыкальные размеры 4/4, 2/4,3/4. контрастная музыка: быстрая - медленная, веселая - грустная. Правила и логика перестроений из одних рисунков в другие, логика поворота вправо и влево. Соотнесенье пространственных построений с музыкой.  Музыкально-пространственные упражнения.  

Тема 2.4: Элементы детского эстрадного танца.

Цель: познакомить детей с особенностями танцевальных стилей, с движениями этих танцев.

Теория: особенности эстрадного танца.

Практика: позиции рук (показ учителя). Простейшая композиции. Работа рук, тела, головы, корпуса, в разных направлениях эстрадного танца.

Тема  2.5:  Работа над хореографическими номерами.

Цель: постановка танца, отработка движений, техника исполнения.

Теория: обсуждение образов и проблемы номера.

Практика: Ииучение комбинаций, ходов, рисунков танца «Барбарики», «Обезьянки» и др.

Раздел 3. Творческая деятельность.

Цель: развитие мизансценического мышления и пластического воображения детей с помощью наблюдения и создания маленьких этюдов.

Теория: раскрыть понятие этюда, мизансцена, импровизация.

Практика: художник, перелет птиц, шторм на море, лиса и зайцы, дождь в лесу, прогулка в парке. Музыкально-танцевальные игры.

Раздел 4. Мероприятия воспитательного характера.

Цель:  приобрести общую эстетическую и танцевальную культуру. Развить тонкое восприятие хореографического искусства.

Теория: ознакомление детей с искусством хореографии. Идеи добра и зла, персонажи.

Практика:  беседы об искусстве, прослушивание музыкальных фрагментов, посещение концертов.

 

Раздел 5. Итоговые занятия.

Цель: диагностика усвоения программного материала, физических возможностей детей (изменилась ли пластика ребенка в течении года).  

Теория: психологическая подготовка детей, анализ удачного и неудачного, выявление отличников.

Практика:  Подготовка помещения,  исполнение самой программы концерта, подведение итогов.


Список рекомендуемой литературы для педагогов

  1. Базарова Н., Мэй В. «Азбука классического танца» М. 1964 г.
  2. Ткаченко Т. «Работа с танцевальными коллективами» М., 1958 г.
  3. Костровицкая В. «Школа классического танца» М. 196
  4. Валанова А. «Основы классического танца» М. 1964
  5. Тарасов Н.И. «Классический танец» М. 1971
  6. Костровицкая B.C. «100 уроков классического танца» Л. 1981

Для родителей:

1.        Пусть ребенок растет здоровым! / В.Г. Киселевская, С.Г. Мамедова, Л.С. Скрипченко и др.; под. ред. Л.Ф. Островской. – 2-е изд., доп. – М.: Просвещение, 2000.

2.        Мониторинг и коррекция физического здоровья школьников: метод. пособие / С.Д. Поляков. С.В. Хрущев, И.Т. Корнеева и др. – М.: Айрис-пресс, 2006.

3.  Т. Барышникова «Азбука хореографии», Айрис пресс «Рольф», Москва 1999г.

2. А.Я. Ваганова «Основы классического танца». Санкт-Петербург 2002г.

V. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.        Колодницкий Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей. Учебно-методическое пособие для педагогов. – М.: Гном-Пресс, 2000.

2.        Музыкально-двигательные упражнения / Сост. Е.П. Раневская и др. – 3-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2001.

3.        Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми в школьном учреждении.- М.: Просвещение, 2003.

Нормативные документы

1.        Конвенция ООН “О правах ребенка”, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989г.

2.        Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях. Письмо Минобразования России от 11.06.2002 г. № 30-51-433/16.

3.        Приказ Минобразования РФ “О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года” от 11.02.2002г. № 393.

4.        Примерные требования к программам дополнительного образования детей. Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844.

5.        Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2013 г. № 273.