Программа по историко-бытовому и бальному танцу

Найчук Кристна Юрьевна

Программа по историко-бытовому и бальному танцу. Содержание курса включает изучение танцев 16-20 вв.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл историко-бытовой и бальный танец57.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение культуры

дополнительного образования муниципального образования

«Детская школа искусств»

                                                    УТВЕРЖДЕНО:

                                                            Директор МАОУК ДО МО

«Детская школа искусств »

____________И.А.Бережная

«____»____________20___г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЯЯ

ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА

«ИСТОРИКО-БЫТОВОЙ И БАЛЬНЫЙ ТАНЕЦ»

(для детей 9 –16  лет)

Для учащихся 3-7  классов   ДШИ

«Хореографическое искусство»

Срок реализации: 5 лет

Преподаватель: Найчук Кристина Юрьевна

г.Нягань

 2016


Рассмотрена                                                                  Председатель

и рекомендована                                                           Методического совета

к утверждению и                                                             __________

реализации

на методическом совете

МАОУК  ДО МО

«Детская школа искусств »

Протокол №____________  

«__ »_____________20____г.

Содержание

1.Пояснительная записка………………………………………………….…….4

1.1 Срок реализации программы. Этапы, периоды…………………………...7

1.2 Режим учебных занятий (количество часов в неделю и в год)……….….8

2.Учебно-тематический план…………………………………………………...9

3.Содержание курса…………………………………………………………….12

4. Контроль учета успеваемости………………………………………………23

4.1 Прогнозируемый результат реализации программы…………………….23

4.2 Годовые  и зачетно-экзаменационные требования……………………....24

4.3 Пояснения к годовым требованиям……………………………………….25

4.4 Требования к уровню подготовки выпускников…………………………26

5. Методические рекомендации (методы, форма работы)………………….26

5.1 Воспитательная работа……………………………………………….……27

6. Условия реализации программы……………………………………………28

7.Список литературы…………………………………………………………..29

8. Данные о составителе…………………………………………………….…30

Пояснительная записка

Дисциплина «ИСТОРИКО-БЫТОВОЙ И БАЛЬНЫЙ ТАНЕЦ» дает возможность практически познать историческое развитие танца. За основу взят придворный, салонный бальный танец прошлых веков и в тексте он называется историческим танцем. Предмет изучает историю  развития танцев в композициях, создает условия для дальнейшего развития мировоззрения, творческого потенциала и фантазии обучающихся.

На занятиях формируется интерес к обучению танцам как потребность воспитания красоты и грациозности фигуры, как условия комфортности общения. Кроме того, изучение исторического танца расширяет кругозор учащихся, и углубляет их знания в области литературы, музыки, живописи, истории костюма, театра и т.д. Таким образом, используется многофункциональность этого предмета.

Среди множества форм художественного воспитания и образования подрастающего поколения хореография занимает особое место. Занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, дают гармоничное пластическое развитие.

Хореография обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития. Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка, формирует его художественное «я».

За многовековую историю своего развития танец значительно усложнился, превратился в самостоятельный вид искусства, включающий различные жанры и направления.

 Хореографическое искусство имеет особое значение как средство воспитания национального самосознания. Знание танцев своего народа столь же необходимо, как и знание родного языка, мелодий, песен, традиций, ибо  и там и здесь заключены основы национального характера, этнической самобытности, уникальные черты, сложившиеся в течение многих веков.

Историко-бытовые и бальные танцы различных эпох в художественно-образной форме представляют образцы этикета и поведения различных слоев общества того или иного времени, определяемые, как правило, нормами морали каждого века.

Воспитав поколение, освоившее тот или иной вид искусства, в нашем случае историко-бытовой танец, мы сможем получить грамотных зрителей, способных воспринимать и достойно оценивать профессиональные хореографические произведения.

Таким образом, именно эти функциональные особенности хореографии определяют актуальность и востребованность данной программы.

Цель программы: изучение популярных танцев различных эпох.

Задачи программы:

Развивающая

-развитие  художественно-творческих способностей средствами историко-бытового танца с учетом индивидуальных способностей учащихся;

-развитие выразительности, артистичности и эмоциональности;

-развитие координации;

Образовательная

-освоение основ хореографии и приобретение навыков исполнительства с учетом возрастных особенностей;

-изучение быта, костюмов, общественной характеристики изучаемой эпохи;

-формирование правильной осанки;

Воспитательная

-расширение кругозора, образно-художественного восприятия мира,

-формирование музыкальной культуры;

-воспитание культуры поведения учащихся, их взаимоотношений, проявления чувства коллективизма, дружбы;

- повышение познавательной активности учащихся посредством изучения исторических танцев.

1.1Срок реализации программы. Этапы, периоды

Срок реализации программы 5 лет, возраст детей 9-16 лет

Этапы реализации программы:

Первый этап – начальный этап познания и освоения  элементов «историко-бытового танца», небольших комбинаций, объединяющих эти элементы, и наиболее простых бальных танцев. Композиции сочиняются на шагах, формах шассе, галопе. Используются два, три элемента. В композициях используются два-три рисунка. На этом этапе развивается у воспитанников координация, музыкальность, выразительность и мягкость исполнения.

Второй этап – включает в себя изучение  танцев, основанных на элементах, пройденных в первом году обучения. Изучение новых элементов, фигур «историко-бытового танца». Этап требует от учащихся более высокой техники исполнения, усложненной координации, выразительности и музыкальности. Особо важно добиться общения партнеров в паре, соблюдения четкого рисунка танца.

Третий этап – этап совершенствования уже полученных на первом и втором этапах хореографических навыков, знаний и умений.  Изучение усложненных форм (координаций движений) танцев пройденных на первом и втором годах обучения. А также изучение более сложных и развернутых танцевальных, фрагментов, этюдов и композиций на основе историко-бытового танца. Особое внимание обращается на образное исполнение и этикету парного танца.

  1. Режим учебных занятий (количество часов в неделю и в год)

По программе в первые три  года обучения предусмотрено по 2 часа в неделю, в последних двух классах по 1 часу в неделю. Занятия проводятся  1 раз в неделю, академический час продолжительность 40 минут.

Класс

Кол-во часов

1

2

3

4

5

В неделю

2

2

2

1

1

В год

72

72

72

36

36

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование тем и разделов

Количество

 часов

Первый год обучения (третий класс)

Введение

2

Раздел 1. Музыкальная грамота

1.1

Теория

10

1.2

Практика

10

Раздел 2. Танцы и танцевальные движения

2.1

Теория

10

2.2

Практика

40

Итого в год

72

Второй год обучения (четвертый класс)

Введение

2

Раздел 1. Музыкальная грамота

1.1

Теория

10

1.2

Практика

10

Раздел 2. Танцы и танцевальные движения

2.1

Теория

10

2.2

Практика

40

Итого в год

72

Третий год обучения (пятый класс)

Введение

2

Раздел 1. Музыкальная грамота

1.1

Теория

10

1.2

Практика

10

Раздел 2. Танцы и танцевальные движения

2.1

Теория

10

2.2

Практика

40

Итого в год

72

Четвертый год обучения (шестой класс)

Введение

2

Раздел 1. Музыкальная грамота

1.1

Теория

4

1.2

Практика

4

Раздел 2. Танцы и танцевальные движения

2.1

Теория

4

2.2

Практика

22

Итогов год

36

Пятый год обучения (седьмой класс)

Введение

1

Раздел 1. 16 век

1.1

Теория

2

1.2

Практика

5

Раздел 2.17 век

2.1

Теория

2

2.2

Практика

5

Раздел 3.18 век

3.1

Теория

2

3.2

Практика

5

Раздел 4.19 век

4.1

Теория

2

4.2

Практика

5

Раздел 5. 20 век

5.1

Теория

2

5.2

Практика

5

Итого в год

36


Содержание программы

Первый год обучения

Раздел 1. Музыкальная грамота

  1. Теория

Понятие о музыкальных жанрах: марш, песня, танец. Понятие танцевальных жанрах: вальс, полька, полонез, галоп, гавот. Понятие о темпе (медленный, умеренный, быстрый), о характере мелодий (веселая - грустная, плавная - отрывистая, торжественная, изящная). Длительности и ритмический рисунок. Акцент. Метрическая пульсация, музыкальный размер 2/4, 3/4, 4/4. Понятие о такте и затакте. Строение музыкальной речи (часть, фраза).

  1. Практика

Слушание музыки и анализ:

- определение темпа и характера мелодии;

- движение в темпе и характере;

- определение музыкального размера;

- дирижирование на 2/4, 3/4, 4/4;

- отсчитывание тактов;

- выделение частей и фраз;

- изменение движений в связи с изменением музыки (части, фразы);

- определение характерных для мелодии длительностей и ритмического рисунка;

- выделение длительностей и ритмического рисунка хлопками.

Раздел 2. Танцы и танцевальные движения

2.1 Теория

Роль музыки в танце: музыка определяет характер танца и его ритмическую основу, строение. Понятие о движении по линии танца (против часовой стрелки) и против линии танца (по часовой стрелке). Понятие о графическом рисунке танца, геометрическая точность рисунка (круг, шеренга, колонна, два круга), симметрия и асимметрия, о центре сценической площадки, понятие об интервалах и их роли в формировании рисунка. Понятие об ансамбле как согласованном действии танцующих. Понятие об исполнительских средствах выразительности: темп и динамика движения, характер поз и выражение лица (мимика).

2.2 Практика

1.Позиции ног, характерные для бытового танца: I, II, III, IV, VI;

2.Позиции рук, характерные для бытового танца, подготовительное положение, I, II, III позиции;

3.Положение рук: за платье, за спину, опущенные вниз с отведенными от корпуса кистями;

4.Шаги танцевальные в ритме марша, полонеза, вальса, польки (четвертями, восьмыми и половинными, на сильную долю) продвигаясь вперед и назад. Шаги на полупальцах (высокие и низкие полупальцы), двигаясь вперед и назад (на четверти, восьмые и половинные и на сильную долю).

5.Поклоны и реверансы:

-В ритме вальса на 4 такта (реверанс в танцевальной форме);

-В ритме полонеза на 2 такта;

-В ритме гавота, падеграса на 2 такта и на 1 такт;

-В ритме польки на 2 такта и на 1 такт (короткий реверанс - книксен).

6.Эпольман, положение анфас, круазе и эффасе.

7.Па глиссе на 2/4 вперед и назад;

8.Па шассе на 2/4 вперед и назад;

9.Па галопа на 2/4 вперед.

10.Па полонеза (бальный) вперед и назад по одному и в паре.

11.Па польки:

-На месте вперед и назад,

-На месте на эффасе

-С продвижением вперед и назад

-Вперед-назад с поворотом на 180 градусов вправо, влево

- с поворотом вправо на 360 градусов под рукой партнера

- па польки в сочетании с танцевальным шагом, поклоном и реверансом

12.Па балансе в сторону на месте и с продвижением вперед-назад.

13.Па балансе в паре.

14.«Дорожка» вальса вперед и назад

15.Позы и положения рук в паре:

- руки накрест, правая в правой – левая в левой

- за  2 руки «лодочка» (вторая позиция), правая в левой

-за 2 руки, форма округлая

- за одну руку, стоя лицом друг к другу (3 позиция), правая в правой или левая в левой

16.Полонез, простейшая комбинация, построенная на рисунке

17.Комбинированная полька (сочетание польки, па галопа, танцевальных шагов, поклонов и реверансов).

18.Фигурный вальс свободной композиции, состоящий из «дорожки» и па балансе, поклонов и реверансов.

19.Падеграс

20.Вару-вару

Второй год обучения

Раздел 1. Музыкальная грамота

1.1Теория

Расширяются представления о танцевальных жанрах (вальс, полонез, полька, гавот, галоп, контрданс). Разнообразие характера и темпа на примере вальса, полонеза. Понятие о мелодии и аккомпанементе на примере вальса, полонеза, польки, галопа. Специфичность метроритма различных танцевальных жанров. Аккорд. Динамические оттенки в музыке. Музыкальный размер 6/8.

1.2Практика

Определение на слух танцевального жанра (полька, галоп, вальс, контрданс, полонез)

- определение темпа, характера мелодии

- определение особенностей мелодии и аккомпанемента

- определение музыкального размера и дирижирование на 2/4, 3/4, 4/4, 6/8.

- прохлопывание характерных ритмических фигур

-определение строения музыкальной пьесы (количество частей, фраз).

Раздел 2. Танцы и танцевальные движения

2.1 Теория

Расширяются представление об исполнительских выразительных средствах танца, раскрываются понятия изящно - манерно, быстро - стремительно (чрезвычайно быстро)- торопливо, понятие о различных оттенках одного и того же настроения: беззаботно – весело, задорно, насмешливо.

Расширяются представления об исполнении танца в ансамбле: согласованность движений в четверках, шеренгах («Французская кадриль»), синхронность вращения в польке и в вальсе.

2.2 Практика

1.Па элеве вперед и назад

2.Формы шассе (1, 2, 3, 4 и дубль шассе)

3. Французская кадриль 1, 2, 6 фигуры

4.Галоп в паре по линии танца, против линии танца, к центру и от центра

5.Боковая полька. Вращение по кругу в правую сторону по одному и в паре. Полька вперед и назад с одновременным подъемом руки в 3 позицию по одному и в парах. Шен.

6.Комбинированная полька с различными положениями рук (свободная композиция), усложненный вариант.

7.Вальс в три па:

- вращение по кругу в правую сторону по одному и в паре

- вращение по кругу влево по одному

8.Па де баск в ритме вальса с продвижением по одному и в паре

9.Комбинации движений вальса в три па, средней трудности.

10.Шаг полонеза сценический (на полупальцах) вперед и назад

11.Комбинация полонеза

12.Боковой скользящий шаг – гласссад. Вальс – миньон по одному.

«русский лирический»

13.Риле

Третий год обучения

Раздел 1. Музыкальная грамота

1.1 Теория

Расширяются представления о танцевальных жанрах (чардаш, краковяк, мазурка, румба). Специфичность метроритма различных танцевальных жанров. Пунктирный ритм. Синкопы.

1.2Практика

- Определение темпа, характера

- определение музыкального размера и выделение особенностей ритма

- определение строения музыкального произведения

- определение на слух танцевального жанра (чардаш, краковяк, мазурка, румба) с опорой на их специфические особенности характера, темпа и метроритма.

Раздел 2. Танцы и танцевальные движения

2.1 Теория

Генетическая связь бального танца с народным (музыка, лексика, характер).

Особенности современного бального танца. Сравнительный анализ старинного и современного бального танца (музыка, лексика, характер). Понятие о манере исполнения. Расширяются представления о современном этикете (свод правил поведения, общения, правил учтивости, принятый в определенных социальных кругах) на примере французской кадрили. Связь бального и театрального танца на примере вальса, мазурки, чардаша.

2.2Практика

1.Вальс на три па:

- балансе вперед и назад

- переход до-за-до

- вальс с вращением влево

2.Свободная композиция вальса в три па с использованием вращений вправо и влево, переходов до-за-до, вращений, па-де-басков и балансе (усложненный вариант).

3.Вальс-мазурка

- па-де-буре

-«голубцы» с шагом

- ключ

4.Краковяк

- па-де-баск (польский)

- двойной голубец с тройным притопом

- вальс в три па в правую сторону в музыкальном размере 24

5.Французская кадриль 3, 4 и 5 фигуры, повторить 1,2,6

6.Чардаш (бальный вариант)

7.Квадратная румба:

-Левый квадрат и правый квадрат

-Поступательный ход

-Соло поворот вправо

Четвертый год обучения

Раздел 1. Музыкальная грамота

  1. Теория

Расширяются знания о танцевальных жанрах: бранль, менуэт, мазурка, танго, ча-ча-ча, фокстрот. Их специфические особенности.

1.2Практика

Слушание и анализ музыки звучащей на уроке:

Определение темпа, характера, метроритма, строения.

Раздел 2. Танцы и танцевальные движения

2.1 Теория

Систематизация знаний о бытовом танце. Особенности народного, салонного и современного танца. Танцевальный этикет. Характер исполнения, манера, стиль танца. Исполнительские средства выразительности.

2.2Практика

Реверансы дам, поклоны кавалеров 16 в.

Бранль простой, двойной с репризой. Светский бранль.

Крестьянский бранль.

Реверансы дамы, поклон кавалера 17 в.

Менуэт 17 в.

- основной шаг менуэта вперед и назад

- па грав

Реверансы дамы и поклон кавалера 18 в.

Гавот 18 в.

- Балансе менуэт

- балансе гавот

- па-де-зефир (воздушный шаг)

Реверансы дамы и поклон кавалера 19 в.

Мазурка:

- народное па (па гала), легкий бег (па курю)

- хромой шаг (па буато), па буато в повороте

Учебная композиция мазурки из выученных элементов

Повторяются танцы

Полонез (комбинация высшей трудности)

Французскач кадриль 1-6 фигуры

Вальс-мазурка

Краковяк

Вальс на три па (высшей трудности)

Современные танцы. В ритме факстрота и танго

-Подготовительные движения по 6 позиции: отведение вперед и назад

-шаг балансе вперед и назад

Ритмический танец:

- основной ход по одному и в паре – вариант основного хода

- четвертные повороты вправо и влево по одному и в паре

- поворот в паре на 180 градусов вправо

- соединение (четвертной поворот вправо, четвертной поворот влево

Основной ход в положении променад)

Ритмичный танец в ритме медленного факстрота, танго

- основной ход

- шассе вправо, квадрат, каблучный поворот

Пивот повороты

Ча-ча-ча:

- основной ход вперед и назад, основной ход в паре,

- выпад вперед, выпад вперед в паре

- поворот вправо, поворот влево, в паре соло поворот дам, совместный поворот  в паре

-сочетание основного хода, соло поворот вправо, выпад вперед, совместный поворот, выпад назад.

Повторение танцев:

- «русский лирический»

-чардаш

-риле

Современные танцы

Пятый год обучения

Раздел 1.16 век

1.1Теория

Краткая характеристика средневековья и эпохи Возрождения. Развитие бытовой хореографии в Европе (Италия, Франция, Германия). Танцы народные: хороводные, парные, танцы под пение (бранль, фарандола,ригодон и др.)

Народные празднества, обычаи музыка, костюм. Праздники и балы феодалов, рыцарские турниры. Светские променадные танцы-шествия (бассдансы). Светский костюм 16 века. Придворный этикет. Связь и различие народных и салонных танцев. Изображение старинного танца в живописи.

1.2Практика

Реверанс дам, салют-поклон кавалера 16 века.

Павана

Фарандола или буре.

Крестьянский бранль и светский бранль.

Раздел 2.17 век

2.1Теория

Ведущая роль Франции в развитии хореографии. Учреждении Парижской Академии танца (1661 год). Появление новых форм салонного танца (менуэт), отличающегося утонченной манерностью, усложненной техникой, рисунком, обилием поз. Тесная связь салонного и сценического танца (движения, позы менуэта, гавота вошли в основу лексики классического танца).

2.2Практика

Реверанс и поклон 17 века

Алеманда (конец 16- начало 17 века) или куранта.

Менуэт.

Романеска или Гильярда

Раздел 3.18 век

3.1Теория

Эпоха просвещения. Появление новых форм бытового танца. Придворные баллы 18 века, их изысканность и роскошь. Влияние стиля рококо на стиль бальной хореографии, костюм. Широкое распространение скорого менуэта, гавота, контрданса.

Песни и танцы французской революции. Массовое исполнение на улицах и площадях Парижа фарандолы, карманьолы.

Бытовой танец в России. Народные празднества, русские хороводы, их музыкальная основа и хореография. Реформы Петра 1 в области культуры. Петровские ассамблеи и их роль в развитии танцевальной культуры России.

3.2Практика

Реверанс и поклон 18 века

Скорый менуэт 18 века

Гавот 18 века

Полонез 18 века

Раздел 4. 19 век

4.1Теория

19 век- век массовых бальных танцев, век вальса. Придворные и общественные балы и маскарады. Народные корни бальных танцев славянских народов (полонез, полька, краковяк).

Связь бального танца со сценическим, влияние на балетный театр. Музыка в бытовом танце. Костюмы этикет.

4.2Практика

Реверанс и поклон 19 века

Полонез

Вальс (все сценические формы)

Алеман (вальс в тройке)

Бальная мазурка

Экозес

Повторение основных танцев 16-18 столетия

Раздел 5. 20 век

5.1Теория

Современные бальные танцы. История развития отечественной бальной хореографии. Танцы латиноамериканских ритмов самба, ча-ча-ча, румба, джайв и их особенности. Танцы в ритме фокстрота, вальса, танго

5.2Практика

Самба:

- основное положение в паре

- подготовительные движения (пружинящее движение на шагах и приставках)

-основной ход, поступательный ход

Виск, виск в паре, самба ход вперед, боковой самба ход, самба ход на месте

Медленный вальс:

-Закрытая перемена вперед и назад,

-Правый поворот, левый поворт

-Открытая перемена вперед, назад

-Правый спин поворот

Джайв:

-основные положения в паре

- основной ход

- раскрытие, закрытие

-повороты, переходы

4.Контроль учета успеваемости

В течение учебного года основной формой учета успеваемости учащихся является четвертная оценка. Четвертная оценка определяется педагогом на основании текущих оценок, определяющих фактическую успеваемость учащихся. В конце учебного года педагог выставляет годовую оценку на основе четвертных оценок и с учетом оценок

Следует иметь в виду, что критерий оценок успеваемости и продвижения учащихся в ДШИ очень условен, например, оценки 4 и 5 могут быть в равной мере выставлены учащемуся с отличными данными  и учащемуся с удовлетворительными данными, но сделавшему  в пределах  своих возможностей большие успехи. Однако, во всех случаях, независимо от степени одаренности детей, основным критерием оценки является грамотное и осмысленное исполнение.

Экзамен  проводится в соответствии с действующими учебными планами в выпускном 7 классе.

4.1Прогнозируемый результат реализации программы

К концу прохождения курса обучения программы «Историко-бытовой танец» выпускники должны демонстрировать следующие знания, умения и навыки:

Знать:

-терминологию и основные понятия хореографического искусства;

-правила исполнения движений;

-танцевальные композиции старинных танцев XVI-XIX вв.

-различия народных и светских танцев разных эпох.

Уметь, иметь навыки:

-уметь качественно исполнить любое танцевальное движение программы;

-иметь навык грамотного и выразительного владения техникой танца;

-показать навыки владения различными музыкальными темпами и ритмическими рисунками в комбинационных сочетаниях;

-показать высокий уровень координации, пространственной ориентации, музыкальности и эмоционально-художественного исполнительства;

-показать хорошую танцевальную манеру, развитый  художественный вкус, культуру танца;

-показать владение техникой, манерой исполнения и культурой общения в танце.

Развить:

-хорошую устойчивость и координацию;

-способности ансамблевого танцевания;

-умение ассоциировать образность музыки с хореографическим образом;

-культуру поведения учащихся, их взаимоотношения, проявления чувства коллективизма, дружбы.

4.2 Годовые и зачетно-экзаменнационные требования

В конце первого года обучения:

1.Грамотно и выразительно исполнять программные движения и танцы

2.Знать рисунки танца, роль центра и интервалов, понятие симметрии и ассиметрии рисунка.

3.Ориентироваться в пространстве

4.Свободно держать корпус, голову, руки в позах парного танца и грамотно переводить руки из одного положения в другое.

5.Координация движения

6. Первоначальные представления о музыке:

- жанры, темп, характер, музыкальный размер, такт, затакт, танцевальные жанры, длительность, ритмический рисунок.

В конце второго года обучения:

1.Знать специфические особенности танцевальных жанров

2. Различать на слух вальс, польку, галоп, гавот, полонез, контрданс. Определять характер танца, анализировать музыку.

3. Знать рисунки танца, роль центра и интервалов, понятие симметрии и ассиметрии рисунка.

4.Ориентироваться в пространстве

5.Свободно держать корпус, голову, руки в позах парного танца и грамотно переводить руки из одного положения в другое.

5.Координация движения

6.Знать танцевальный этикет

В конце третьего года обучения:

1.Анализировать старинную и современную танцевальную музыку

2.Знать о генетической связи народного, бального и театрального танца.

3.Выразительное исполнение программных танцев.

4.Демонстрировать умение ансамблевого исполнения.

5.Знать танцевальные жанры: мазурка, чардаш, краковяк.

В конце четвертого года обучения:

  1. Знать танцевальные жанры: мазурка, краковяк, чардаш, румба, танго, фокстрот.
  2. Грамотно и выразительно исполнять программные танцы разных эпох, сохраняя благородную, сдержанную манеру.
  3. Умение анализировать исполнение танцев.

В конце пятого года обучения:

1.Знать танцевальную культуру 16-20 вв.

2. Грамотно и выразительно исполнять программные танцы разных эпох, соблюдать этикет.

3.Анализировать стиль и манеру исполнения друг друга, соответствует ли стиль исполнения эпохе, адекватен ли характер исполнения музыкальной основе, насколько обоснован выбор исполнительных выразительных средств.

4.Умение составлять композиции в ритме выученных современных танцев.

4.3 Пояснения  к годовым требованиям

Для успешного развития учащихся очень важным условием является соблюдения принципа постепенного усложнения материала от класса к классу. При этом необходимо помнить, что требовать с ребенка можно только то, что ему доступно. Поэтому конкретные рекомендации по классам корректируются в соответствии с возможностями учащихся, как в сторону завышения трудности, так и в сторону занижения.

4.4 Требования к уровню подготовки выпускников

Выпускник должен уметь, знать:

1.Танцевальную культуру 16-20 вв.

2. Грамотно и выразительно исполнять программные танцы разных эпох, соблюдая элегантную и благородную манеру, этикет.

3.Анализировать стиль и манеру исполнения друг друга, соответствует ли стиль исполнения эпохе, адекватен ли характер исполнения музыкальной основе, насколько обоснован выбор исполнительных выразительных средств.

4.Умение составлять композиции в ритме выученных современных танцев.

5.Методические рекомендации (методы, форма работы)

Занятие проводится в группе по 10-12 человек.

Методы и приемы обучения, используемые в хореографической работе с дошкольниками, можно условно разделить на наглядные, словесные и практические.

Наглядный метод включает в себя разнообразные приемы:

-образный показ педагога;

-эталонный образец-показ движения лучшим исполнителем;

-подражание образам окружающей действительности;

-прием тактильно-мышечной наглядности;

-наглядно-слуховой прием;

-демонстрация эмоционально-мимических навыков;

-использование наглядных пособий.

Словесный метод состоит из многочисленных приемов:

-рассказ;

-объяснение;

-инструкция;

-лекция;

-беседа;  

-анализ и обсуждение;

-словесный комментарий педагога по ходу исполнения танца;

-прием раскладки хореографического па;

-прием закрепления целостного танцевального движения-комбинации;

-прием словесной репрезентации образа хореографического движения.

Практический метод обогащен комплексом различных приемов, взаимосвязанных наглядностью и словом:

-использование ассоциаций-образов, ассоциаций-метафор;

-комплексный прием обучения;  

-выработка динамического стереотипа (повторяемость и повторности однотипных движений);

-фиксация отдельных этапов хореографических движений;

-сравнение и контрастное чередование движений и упражнений;

-прием пространственной ориентации;

-развитие основных пластических линий;

-музыкальное сопровождение танца как методический прием;  

-прием художественного перевоплощения.

5.1 Воспитательная работа

Детские школы искусств играют незаменимую роль в воспитании гармонично развитого, творчески активного человека. Система дополнительного образования направлена на обучение, развитие, воспитания полноценной творческой личности. ДШИ формируют полноценный облик танцора: расширяют кругозор, художественный вкус, интеллект, приобщают к общечеловеческим ценностям. Развивают мотивацию ребенка к познанию, творчеству. Занятия в школе заполняют свободное время детей, помогают организовать досуг, играют существенную роль в профилактике правонарушений.

Данная программа  имеет социальную направленность.

Цель программы:

  • cистематизировать воспитательную и социально направленную деятельность с родителями учащихся школы;
  • повышать интерес родителей к занятиям детей хореографией;
  • создавать наиболее благоприятные условия для успешного обучения детей;
  • повышать общий культурный уровень родителей учащихся.

Задачи программы:

Образовательные:  

  • знакомить родителей с основными направлениями обучения детей;
  • знакомить с учебными программами и планами занятий;
  • дать представление о методах и формах работы учреждения.

Развивающие:

  • приобщить родителей к различным видам и формам работы школы;
  • приобщить родителей к миру хореографического искусства;

          Воспитательные:

  •  художественный вкус;
  • сформировать интерес к занятиям;
  • сформировать общие цели, интересы, занятия в семье.

Работа  с родителями проходит в форме индивидуальной беседы, проведения родительских собраний с концертами класса, совместных тематических классных часов, организацией просмотра филармонических концертов, конкурсов, тематических лекций-концертов. Работа проводится системно, постоянно, в течение всего учебного года.

6. Условия реализации программы

-Хореографический зеркальный

класс с тренировочными станками;

-Аккомпанемент концертмейстера, нотная литература;

-Музыкальная аппаратура, аудиозаписи;

Специальная форма и обувь для занятий;

7.Список литературы

  1. Васильева, Е. Танец/ Е. Васильева. – М., 1968
  2.  Васильева-Рождественская, М. В. Историко-бытовой танец. – М.: Искусство, 1963.
  3. Воронина И. Историко-бытовой танец: Учеб. пособие. – М.: Искусство, 1980.
  4. Ивановский, Н. Бальный танец XVI – XIX вв./ Н. Ивановский. – М.-Л., 1948.
  5. Кветная О. В. Историко-бытовой танец в репертуаре хореографических коллективов: Учебно-методическое пособие. – М.: 1981.
  6. Клем, Б. Теоретико-практический самоучитель общественных танцев с аккомпанементом музыки. В 3-х частях/Б. Клем. – М., 1873.
  7. Конорова Е. В. Эстетическое воспитание средствами хореографического искусства. – М.: 1963
  8. Кудрякова В. Приглашаем танцевать. Сборник популярных бальных танцев. – М.: Издательство «Советский композитор», 1982
  9. Кусков, И. Танцевальный учитель…/ И. Кусков. – СПб., 1794.
  10. Линдрот, Н. Первоначальные правила для изучения бальных танцев. – М., Тип. В. Готье, 1871.
  11. Нарская Т. Б. Историко-бытовой танец. Учебное пособие. – Челябинск: 2003.
  12. Основы сценического движения // Под ред. И. Э. Коха.- М.: Просвещение, 1976.
  13.  Пуртов Т. В., Беликова А. Н., Кветная О. В. Учите детей танцевать: Учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003
  14. Современный бальный танец // Под. Ред. В. М. Стржанова и В. И. Уральской. – М.: Просвещение, 1978.
  15. Филиппова С. О. Мир движений мальчиков и девочек. – СПб.: «Детство-Пресс», 2001

8.Данные о составителе

Найчук Кристина Юрьевна - преподаватель МАОУК ДОД МО "Детская школа искусств №1" по классу хореографического искусства  -Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий, художественный руководитель хореографического коллектива, преподавателель, 2010г.