Программа по гимнастике

Найчук Кристна Юрьевна

Программа по предмету "Гимнастика", описывает  комплекс упражнений для начинающих обучение в классе хореографического искусства. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gimnastika_1.docx38.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение культуры

дополнительного образования детей

«Детская школа искусств»

                                                    УТВЕРЖДАЮ:

                                                            Директор МАОУК ДО МО

«Детская школа искусств №1»

____________И.А.Бережная

«____»____________20___г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ

ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ:

«ГИМНАСТИКА»

(для детей 6 – 9 лет)

Для учащихся 1-2  классов   ДШИ

«Хореографическое искусство»

Срок реализации: 2 года

Преподаватель: Найчук Кристина Юрьевна

г.Нягань

 2016

Рассмотрена

и рекомендована

к утверждению и

реализации

на методическом совете

МАОУК  ДО МО

«Детская школа искусств »

Протокол №____________  

«__ »_____________20____г.

Председатель

Методического совета

_______________


Содержание

1.Пояснительная записка……………………………………………………….4

1.1 Срок реализации программы. Этапы, периоды…………………………..5

1.2 Режим учебных занятий (количество часов в неделю и в год)………….5

2.Учебно-тематический план…………………………………………………..6

3.Содержание курса…………………………………………………………….7

4. Контроль учета успеваемости………………………………………………10

4.1 Прогнозируемый результат реализации программы…………………....10

4.2 Годовые  и зачетно-экзаменационные требования………………………10

4.3 Пояснения к годовым требованиям……………………………………....11

4.4 Требования к уровню подготовки выпускников………………………...11

5. Методические рекомендации (методы, форма работы)…………………...11

5.1 Воспитательная работа……………………………………………………..12

6. Условия реализации программы…………………………………………...13

7.Список литературы………………………………………………………......14

8. Данные о составителе……………………………………………………….15

1.Пояснительная записка

Дети, поступающие на хореографическое отделение, как правило, не имеют какой-либо подготовки в области культуры движения, некоторые не имеют ярко выраженных профессиональных данных, необходимых для занятий хореографией.

В связи с этим часть урока состоит из специальных гимнастических упражнений, которые отвечают задачам хореографического обучения и позволяют ускорить развитие профессиональных данных детей.

Цель программы - преобразить личность ребенка, его внутренний духовный мир и внешний облик.

Задачи программы: физическое, психологическое, профессиональное и духовное развитие ребенка.

Главная задача педагога – создать условия для вовлечения ученика в процесс активного труда и развития у него разносторонних качеств, в том числе и профессиональных данных.

Практические задачи:

  1. Приобретение знаний о здоровом образе жизни и профилактике отклонений в состоянии здоровья.
  2. Формирование осанки.
  3. Корректировка физических недостатков строения тела.
  4. Тренировка сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
  5. Развитие мышечного аппарата и профессиональных данных.
  6. Воспитание психологических качеств личности.
  7. Развитие танцевально-ритмической координации.

Все перечисленные задачи тесно связанны между собой. Результаты их освоения взаимообусловлены, имеют взаимозависимый характер.

  1. Срок реализации программы. Этапы, периоды

Срок реализации программы 2 года, возраст детей 7-9 лет.

В первый год обучения учащиеся знакомятся с элементарными знаниями анатомии человека и системой дыхания. Развивается сознательное управление своим телом, исправление отдельных недостатков в физическом строении тела, овладение первоначальными навыками координации движений, освоение рисунка построений для развития ориентировки в пространстве.

Во второй год обучения происходит дальнейшее развитие двигательных функций ног в выворотном положении: вытянутости стопы и колена, уровня высоты поднимаемой ноги (танцевального шага). Расширяется комплекс упражнений на развитие гибкости корпуса. Развивается выносливость и сила ног за счет изменения характера движения, увеличения количества движений в упражнениях и ускорения темпа исполняемых движений. Вырабатывается умение распределять движение во времени и пространстве. Изучаются приемы правильного дыхания.

1.2 Режим учебных занятий (количество часов в неделю и в год)

Форма и режим занятий: основной формой является групповой урок, занятие проводится с учащимися 1 раз в неделю по 1 часу.

Класс

Кол-во часов

1

2

В неделю

1

1

В год

36

36

2.Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество

часов

1 год

2 год

1.Введение

 

1.1

Правила техники безопасности

1

1

1.2

Здоровье человека и влияние на него физических упражнений

1

1

1.3

Влияние питания на здоровье

1

1

1.4

Гигиенические и этические нормы

1

1

2.Комплекс упражнений

2.1

Упражнения на гибкость

5

5

2.2

Упражнения на равновесие

5

5

2.3

Упражнения на формирование осанки

5

5

2.4

Упражнения на развитие ловкости и координации

5

5

2.5

Дыхательные упражнения

5

5

2.6

Упражнения на расслабление

5

5

2.7

Акробатические упражнения

2

2

Итого в год

36

36

3.Содержание курса

1.Введение

1.1Правила техники безопасности

Правила техники безопасности. Меры предупреждения травм на занятии по гимнастике. Правила подбора и хранения инвентаря. Гимнастическая терминология.

  1. Здоровье человека и влияние на него физических упражнений

Здоровье физическое, психическое, душевное. Здоровый образ жизни и мысли (экология души). Потребность в движении тела как выражение потребности души.

1.3 Влияние питания на здоровье

 Режим и рацион питания для растущего организма. Питьевой режим школьника. Психогигиена питания. Формирование ценностного отношения к еде и воде как к связующей нити человека и природы.

1.4. Гигиенические и этические нормы.

Гигиенические нормы (гигиенические процедуры до и после занятия, в повседневной жизни; уход за гимнастической формой, за повседневной одеждой, за инвентарём). Этические нормы (нормы поведения на занятиях, до и после них, в повседневной жизни, взаимоотношения с педагогом, с товарищами, помощь начинающим и отстающим, основы бесконфликтного поведения на занятиях и в повседневной жизни). Взаимосвязь гигиенических и этических норм (соблюдение правил гигиены как проявление уважения к окружающему миру). Взаимосвязь этических норм и правил техники безопасности (уважительное и бесконфликтное поведение как основа безопасности на занятиях).

2.Комплекс упражнений

2.1 Упражнения на гибкость

Воспитание гибкости позвоночника, тазобедренных и голеностопных суставов, выворотности в плечевых суставах с помощью статических и динамических упражнений на растягивание: на месте в различных и. п. (стоя, сидя, лёжа); у опоры; в движении; с предметами; с партнёром. Психологические факторы гибкости (отсутствие психоэмоционального напряжения).

-Ходьба в полуриседании;

-Наклоны вперёд, назад, вправо, влево;

-Выпады и полушпагаты;

-Высокие взмахи поочерёдно и попеременно правой и левой ногой;

-Широкие стойки на ногах;

-Тестовые упражнения по оценке гибкости и подвижности в суставах;

-Индивидуальные комплексы физических упражнений по развитию гибкости.

2.2 Упражнения на равновесие

 На месте в различных и. п. туловища (вертикальных, наклонных); на носках; с поворотами; в движении; с предметами (палками, скакалками, мячами, обручами); с партнёром. Взаимосвязь равновесия физического и психического.

2.3Упражнения на формирование осанки;

-Ходьба на носках;

-Ходьба с заданной осанкой;

-Ходьба под музыкальное сопровождение;

-Танцевальные упражнения;

-Комплексы упражнений на контроль осанки в движении;

-Упражнения для укрепления  и коррекции мышечного корсета;

2.4Упражнения на развитие ловкости и координации

-Произвольное преодоление простых препятствий;

-Ходьба по гимнастической скамейке;

-Воспроизведение заданной игровой позы;

- Преодоление полос препятствий, включающих  упоры, простые прыжки.

- Упражнения на переключение внимания и чувственного контроля с одних участков тела на другие;

-Упражнение на равновесие  «ласточка»;

-Передвижения на носках, с поворотами и подскоками;

-Передвижения шагом, бегом, прыжками в разных направлениях по намеченным ориентирам.

2.5 Дыхательные упражнения

Упражнения, стоя, сидя, в передвижении; упражнения на согласование движений и дыхания; упражнения с задержкой и усилением дыхания; упражнения на развитие носового дыхания; упражнения на развитие различных типов дыхания (грудной тип, ключичный, брюшной, полное дыхание); комплексы дыхательных упражнений. Формирование ценностного отношения к дыханию: дыхание — акт единения с природой.

2.6 Упражнения на расслабление

Упражнения в различных и. п. (лёжа, сидя, стоя), в передвижении; активные и пассивные упражнения; локальные и общие; упражнения с партнёром.

2.7 Акробатические упражнения

Стойка на лопатках, мост, перекаты, кувырки, стойка на, руках у стены, соединение элементов. Психологические факторы освоения акробатических упражнений: отношение к чувству страха как к союзнику.

-Упоры (присев, лёжа, согнувшись)

-Группировка, перекаты в группировке

-Стойка на лопатках (согнув и выпрямив ноги)

-Кувырок вперёд (назад)

-«мост» из положения, лёжа на спине, «шпагаты» и складки

4. Контроль учета успеваемости

В течение учебного года основной формой учета успеваемости учащихся является четвертная оценка. Четвертная оценка определяется педагогом на основании текущих оценок, определяющих фактическую успеваемость учащихся. В конце учебного года педагог выставляет годовую оценку на основе четвертных оценок и с учетом оценок.

Следует иметь в виду, что критерий оценок успеваемости и продвижения учащихся в ДШИ очень условен, например, оценки 4 и 5 могут быть в равной мере выставлены учащемуся с отличными данными  и учащемуся с удовлетворительными данными, но сделавшему  в пределах  своих возможностей большие успехи. Однако, во всех случаях, независимо от степени одаренности детей, основным критерием оценки является грамотное и осмысленное исполнение.

Экзамен  проводится в соответствии с действующими учебными планами в переводном 2 классе.

4.1 Прогнозируемый результат реализации программы

У учащихся сформированы навыки правильной осанки, координационные способности. Укреплен мышечный корсет и мышечно-связочный аппарат стоп. Учащиеся владеют навыками правильного  самоконтроля и саморегуляции. Хорошо развито образное мышление; приобретены знания о правилах ведения здорового образа жизни, об основных нормах гигиены тела и психогигиены, о технике безопасности на занятиях и правилах бесконфликтного поведения. Выработано умение выполнять правила общественного порядка, принятые в обществе нормы отношения к окружающим людям; об ответственности за поступки, за здоровье.

4.2 Годовые и зачетно-экзаменнационные требования

В конце первого года обучения учащиеся должны овладеть:

-элементарными знаниями анатомии человека и системой дыхания;

-первоначальными навыками координации движений;

-ориентировкой в пространстве

В конце второго года обучения учащиеся должны овладеть:

-приемами правильного дыхания;

-гибкостью корпуса;

- мышечной силой и выворотностью ног;

-правильной осанкой, равновесием, координацией движения.

4.3 Пояснения  к годовым требованиям

Для успешного развития учащихся очень важным условием является соблюдения принципа постепенного усложнения материала от класса к классу. При этом необходимо помнить, что требовать с ребенка можно только то, что ему доступно. Поэтому конкретные рекомендации по классам корректируются в соответствии с возможностями учащихся, как в сторону завышения трудности, так и в сторону занижения.

4.4 Требования к уровню подготовки выпускников

После окончания 2 класса ученики переводятся в старшие  классы с помощью контрольных уроков.

5. Методические рекомендации (методы, форма работы)

Методы и приемы:

Занятие проводится в группе по 10-12 человек.

Структура всех уроков имеет единую форму. Урок делится на три части: подготовительную часть, основную часть и заключительную часть. Части могут отличаться количеством упражнений, амплитудой и темпом исполнения. Каждый урок начинается и заканчивается поклоном.

Принципы проведения занятий:

1.Безопасность. Соблюдение правил техники безопасности, создание атмосферы доброжелательности, принятия каждого ребенка.

2.Возрастное соответствие. Учитывают индивидуальные  возможности детей.

3.Преемственность. Каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках и, в свою очередь, формируют «зону ближайшего развития».

4.Наглядность. Активное использование предметной среды, в том числе искусственно организованной, опосредуемой вспомогательными приспособлениями.

5.Дифференцированный подход. Учет индивидуальных способностей и физического развития ребенка.

6.Рефлексия. Совместное обсуждение увиденного, почувствованного на занятиях и краткое резюме педагога в конце занятия.

5.1 Воспитательная работа

Детские школы искусств играют незаменимую роль в воспитании гармонично развитого, творчески активного человека. Система дополнительного образования направлена на обучение, развитие, воспитания полноценной творческой личности. ДМШ и ДШИ формируют полноценный облик танцора: расширяют кругозор, художественный вкус, интеллект, приобщают к общечеловеческим ценностям. Развивают мотивацию ребенка к познанию, творчеству. Занятия в школе заполняют свободное время детей, помогают организовать досуг, играют существенную роль в профилактике правонарушений.

Данная программа  имеет социальную направленность.

Цель программы:

  • систематизировать воспитательную и социально-направленную деятельность с родителями учащихся школы;
  • повысить интерес родителей к занятиям детей хореографией;
  • создать наиболее благоприятные условия для успешного обучения детей;
  • повысить общий культурный уровень родителей учащихся.

Задачи программы:

Образовательные:  

  • ознакомить родителей с основными направлениями обучения детей;
  • ознакомить с учебными программами и планами занятий;
  • создать представление о методах и формах работы учреждения.

Развивающие:

  • приобщить родителей к различным видам и формам работы школы;
  • приобщить родителей к миру хореографического искусства;

Воспитательные:

  • сформировать художественный вкус;
  • сформировать интерес к занятиям;
  • сформировать общие цели, интересы, занятия в семье.

Работа  с родителями проходит в форме индивидуальной беседы, проведения родительских собраний с концертами класса, совместных тематических классных часов, организацией просмотра филармонических концертов, конкурсов, тематических лекций-концертов. Работа проводится системно, постоянно, в течение всего учебного года.

6. Условия реализации программы

-Хореографический зеркальный

класс с тренировочными станками;

-Аккомпанемент концертмейстера,

нотная литература;

-Музыкальная аппаратура, аудиозаписи;

-Специальная форма и обувь для занятий;

7.Список литературы

  1. Бабенкова, Е.А. Как помочь детям стать здоровыми. [Текст] / Е.А. Бабенкова. – М.: Астрель, 2003.
  2. Лях, В.И., Зданевич, А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся I - XI классов. [Текст]/ В.И. Лях, А.А. Зданевич - М.: Просвещение, 2006.
  3. Примерная программа основного общего образования по физической культуре, М. Дрофа, 2007 г.
  4. Руденко, А.А. Оздоровительная  программа: «Рессорная функция стопы, буферная функция позвоночника» [Текст]/ А.А. Руденко. – Новосибирск, 1997.
  5. Степанов, П.В., Сизяев, С.В., Сафронов, Т.Н. Программы внеурочной деятельности. Спортивно-оздоровительная деятельность. [Текст] / П.В. Степанов, С.В. Сизяев, Т.Н. Сафронов. – М.: Просвещение, 2011. – 80 с.
  6. Шаталова, Н. Оздоровительная  программа [Текст]/ Н.Шаталова. – Москва, 1999.

8.Данные о составителе

Найчук Кристина Юрьевна - преподаватель МАОУК ДОД МО "Детская школа искусств №1" по классу хореографического искусства - Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий, художественный руководитель хореографического коллектива, преподавателель, 2010г.