методические разработки

 методические разработки мониторингов личностного развития, результатов обучения детей  и критерии оценивания деятельности на занятиях по хореографии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аттестационное задание № 21

Как использовать технологии обучения, адекватные содержанию и учебным целям? Предложите проект урока по преподаваемому Вами предмету, с использованием игры (имитационной, ролевой, деловой, любой на ваш выбор).

Выполнил:

Назаровас Елена Владимировна,

                                                 педагог дополнительного образования

муниципального автономного общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа № 7» города Когалыма,

аттестующийся на высшую квалификационную категорию

Пояснительная записка

              В настоящее время широкое распространение получили нетрадиционные формы уроков, где используются игровые технологии. В образовательном процессе использую занимательные, деловые, ролевые игры. Игра на уроке активизирует учащихся, повышает познавательный интерес. Она вызывает у детей эмоциональный подъем, повышает работоспособность, которая переходит в творчество.

            Предлагаю проект урока по хореографии для учащихся первого года обучения по образовательной программе дополнительного образования «Комплексное развитие основных хореографических навыков». Возраст учащихся: 8-10 лет. Тема урока: «Путешествие в страну танца. Введение в образовательную программу». Данный урок рекомендую проводить с использованием  игровых методов.  При этом образовательные задачи включаются в содержание игры.

           Игровые технологии занимают важное место в уроке, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций:

1)  тренирует память, помогает учащимся выработать двигательные умения и навыки;

2) развивает внимание, музыкальные способности и познавательный интерес к предмету;

3)  преодоление пассивности учеников.

           Процесс игры – это пространство самореализации. Игра – деятельность коммуникативная, хотя по чисто игровым правилам и конкретная. Игра обладает предсказательностью; она диагностичнее, чем любая другая деятельность человека. Развлекательная функция игры связана с созданием определенного комфорта, благоприятной атмосферы, душевной радости. Игра - важнейшее средство воспитания младших школьников.  Мир игр очень разнообразен. При правильном подборе игр можно спланировать и создать условия для нормального развития и социализации ребенка.

 Возрастные особенности детей 8 – 10 лет

Физические - Ребенок этого возраста очень активен. Любит приключения, физические упражнения, игры.

Интеллектуальные -  Нравится все, что незнакомо, понимает законы последовательности и последствия, «Золотой возраст памяти».

Эмоциональные - Резко выражает свои чувства, свободно выражает свои эмоции, эмоционально быстро включается в споры.

Социальные - Ребенок начинает быть самостоятельным, ищет группу ровесников того же пола.

Духовные - Ребенок ищет героев, выбирая тех людей, которых он видит, о которых читает, восхищается теми, кто делает то, что он хотел бы сделать. Желает понравиться выбранным им авторитетам.

Использование на занятии игровых методов,  позволит наиболее раскрыться и овладеть новыми знаниями.

Предмет – хореография.

Тема – «Путешествие в страну танца. Введение в образовательную программу»

Класс – 3 класс.

Цель: Познакомить детей с видами музыкальной творческой деятельности, предусмотренной образовательной программой «Комплексное развитие основных хореографических навыков».

Материалы и оборудование:

Наглядные пособия: информационные слайды, видеофильм.

Оборудование: музыкальный центр; диски с танцевальной музыкой, мультимедийное оборудование,  компьютер, коврики.

Учебно-методический комплекс:

«Комплекс упражнений дыхательной гимнастики» А.Н. Стрельниковой., «Комплекс мимической гимнастики» А.Б. Борисова.

Методы: словестный, наглядный, практический.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая.

Тип занятия: комбинированное занятие, передача нового материала.

Тип занятия в соответствии с ФГОС: занятие общеметодологической направленности.

Вид урока – урок-игра.

Форма проведения урока -  игра – путешествие.

Авторский медиапродукт -  презентация «Путь танцора»

Место занятия в учебном плане:  Данное занятие является введением в образовательную программу, предназначено для учащихся первого года обучения по программе дополнительного образования «Комплексное развитие основных хореографических навыков».

Виды деятельности: слушание музыки, ритмические и танцевальные движения под музыку, сценическая деятельность.

Аннотация. Занятие рассчитано на учащихся 2,3 классов, выполнение заданий дает учащимся общие познания о хореографии, о деятельности танцора. Данная разработка помогает сразу включить детей в практическую деятельность, при которой ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащихся.

Предполагаемый результат: усвоение  основных движений танца «Полька», заинтересованность детей в хореографическом искусстве.

Какие технологии и программы использовались: операционная система Windows. Формат ресурса – ppt, docx. Вид ресурса – интерактивный плакат. Средства-  Microsoft Office - Microsoft Office Power Point – 2003,

Список используемых источников:

  1. Базарова Н.П., Мей В.П. Азбука классического танца./ Н.П.Базарова, В.П. Мей. Л.- М.: Искусство, 1983.
  2. Захаров  Р. Сочинение танца .Страницы педагогического опыта.

           М.:Искусство,1989.

      3.  Барышникова .Т.Азбука хореографии. Айрис Пресс.: Рольф Москва,2000.

      4. Булыгина О.А.Внеклассное занятие.//Дополнительное образование

          и воспитание 2011.- № 3-48-49.

       5.Иртернет- ресурс ©http://pozdravkin.com/den-tanca-2;  

Конспект урока

Тема – «Путешествие в страну танца. Введение в образовательную программу».

Цель: познакомить детей с видами музыкальной творческой деятельности, предусмотренной образовательной программой «Комплексное развитие основных хореографических навыков  ».

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новым действиям.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Задачи:

Образовательные:

  • Способствовать формированию личностного отношения к хореографическому искусству;
  • расширение музыкального кругозора, пополнение словарного запаса;
  • развивать музыкальный слух и умения сочетать движения с музыкой;
  • учить детей согласовывать свои действия с действиями партнера при выполнении работы в паре.

Воспитательные:

  • Воспитывать чувство дружбы;
  • формировать ценностное отношение к музыке, музыкальному творчеству.

Развивающие:

  • Развивать координацию, гибкость, пластичность, выразительность и точность движений;
  • развивать внимание, воображение, музыкальную память;
  • развивать эмоциональную сферу детей;
  • развивать творческую активность детей;
  • развивать мотивацию к хореографической деятельности;
  • развивать умения работать в паре, коллективе;
  • развивать коммуникативные навыки детей.

Формирование универсальных учебных действий.

Личностные УУД: формирование музыкальной потребности выражающейся в  творческой деятельности в хореографическом искусстве, формирование  эстетических чувств и художественного вкуса, формирование эстетических потребностей, ценностей.

Познавательные УУД: формирование умения ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.

Коммуникативные УУД: формирование умения слушать и  слышать музыкальный текст, формирование умения выражать свои эмоции, чувства через танец.

Регулятивные УУД: формирование умения определять и формулировать цель деятельности на уроке, формирование умения отличать верно выполненное задание от неверного.

Используемые педагогические технологии: технология сотрудничества, информационно – коммуникативные.

Ход урока

Организационный момент (1 мин.).

Настрой учащихся на занятие.

- Согласно танцевальному этикету, занятия начинаются и заканчиваются поклоном, которым мы приветствуем, выказываем уважение друг другу и залу, в котором мы собрались.

Чтобы нам было удобно, девочки сделайте шаг вперед. Посмотрите направо, и сделайте поклон головой, а затем налево. (Показываю, как выполняется поклон с движением руки). А теперь выполним поклон с отведением правой рукой в сторону, затем влево (делают стандартный поклон).

Постановка темы и цели урока (1 мин.).       

 

- Тема нашего занятия «Путешествие в страну танца».

Но прежде я бы хотела  познакомиться с вами поближе:

- похлопайте в ладоши девочки, а теперь мальчики;

- похлопайте, кто ни разу не опаздывал на уроки;

- похлопайте, кто любит танцевать;

- похлопайте, кот любит мороженое больше чем шоколад;

- похлопайте, кто мечтает попасть в сказку.

Вот я уже больше узнала о вас. Улыбнемся, друг другу и продолжим наше занятие.

Актуализация знаний(3 мин.).

Беседа о профессии танцора (диагностика уровня музыкальной образованности),(3 слайд).

- А как вы представляете себе профессию танцора? Чем занимается человек работающий танцором?

- Легко ли быть танцором?

- Какими качествами должен обладать танцор помимо умения танцевать?

Пластика, грация, ловкость,

Вмиг превращаются в чувства

Танец! Божественный танец!

Высшее в мире искусство.

- Сегодня на занятии вы познакомитесь с миром танца, который отражает потребность человека передавать другим людям свои эмоции.

- Какие эмоции можно передать языком тела и души, то есть танцем?

 (радость и грусть, гнев, любовь...).

- Занятие у нас сегодня необычное. Мы с вами совершим увлекательное путешествие в сказочную страну и попадем на бал к Золушке. А кто знает, что делали на балах?

 (танцевали).

- Какие танцы?

 (вальс, полька, мазурка, кадриль, полонез и т.п.).

- Мы сегодня с вами разучим танец «Полька».

«Игра – путешествие на бал» (20 мин.).

1) Активизация познавательной деятельности:

1.Упражнение «Росточки».

- Чтобы танец выполнить легко и красиво, нужно научиться держать прямо спину и голову. Встаньте правильно и посмотрите на себя в зеркало. От большого старания вы все зажались так, словно изображаете памятник. А в танце человек, даже собравшись и подтянувшись, должен оставаться живым и пластичным.

- Выполним творческое задание «Росточки». Включите воображение и фантазию. Закройте глаза, представьте, что вы росточки, маленькие, нежные, но очень сильные. Вы пробились сквозь асфальт и изо всех сил тянетесь к весеннему солнцу. (Обращаюсь к конкретным ученикам.) Не расслабляйте пальцы! Это листья вашего дерева, они не должны завянуть! Почувствуйте, как вы растёте, становитесь выше облаков, лёгкими как облака, а теперь вы – тяжёлые дождевые капли, падайте вниз! И снова: облака – лёгкие, дождевые капли – тяжёлые, падаем и взлетаем. И ещё раз.  Молодцы! Я поверила вам, так хорошо вы сыграли!

- Наступил момент волшебства.  И как добрая фея, я  переношу вас в сказку «Золушка». Закройте глаза. «1, 2, 3 -  зал наш в сказку преврати!»

2) Основной этап:

-А вы смотрели сказку, фильм «Золушка»?

( Да.)

2. Разминка – импровизация  «Танцы Золушки».

-  Золушка всегда любила танцевать, но свободного времени для этого у нее не было. Ей приходилось танцевать во  время работы, когда она натирала полы, сажала цветы, чистила посуду, перебирала горох, подметала пол, вытирала пыль.  Это ваше творческое задание. Подумайте и пофантазируйте.  Покажите, как танцевала Золушка, когда она:

- натирала полы щёткой;

- сажала цветы (приседания) и поливала;

- чистила посуду (приседая и выпрямляясь, любоваться в до блеска начищенную посуду, как в зеркало);

- перебирала горох (наклоны и перемещение вправо, влево, как бы перекладываю горох в мешки);

- подметала полы метлой;

- вытирала пыль (поднимание на носочки, высоко поднимая руки).  

(дети исполняют произвольный танец на предложенную тему под  мелодию «Фигурный вальс».)

3. Игра «Найди пару»

- Перед тем как приступить к разучиванию танца, нам нужно разделиться на пары. Подойдите ко мне и возьмите по одному листочку любого цвета. Пока звучит музыка,  вы должны найти себе пару по цвету листочка, совместив пазлы. Когда музыка закончится, нужно будет встать в круг по парам. Девочки становятся по правую руку от мальчика. Приступайте к поиску своей пары! Становитесь по парам в круг (звучит песня «Ты и я, мы с тобой друзья»).

4. Разучивание танца «Полька»

- Полька–это веселый, радостный танец, родом из Чехии. Исполняется он в быстром темпе, легко и непринужденно. В польке девочки руками придерживают юбочку, а мальчики упирают кулачки в бока.        

- Прослушайте музыкальный размер мелодию песни «Добрый жук» 2/4. (прохлопывает педагог). Давайте прохлопаем вместе.

- Прохлопывают с педагогом музыкальный размер 2/4.

- Теперь наберемся терпения, перейдем к изучению движений, посмотри, а затем повтори! Танцевать будем по одному и парами.

- Первое движение: танцевальный шаг с носка по кругу по линии танца. (Отработка движения под счёт).

-Второе движение: подскоки: в движении по кругу. Отработка движения под счёт.

- Соединяем первое (1-4 такты) и второе движение (5-8 такты)  и выполняем под счёт.

- Третье движение: галоп вправо (влево). Отработка движения под счёт.

Соединяем первое (1-4 такты) и третье движение (5-8 такты)  и выполняем под счет.

-Четвёртое движение в парах: девочки  и мальчики подскоки в повороте направо на месте – 1-4 такт; 5-8 такт - хлопки в ладоши по коленям, а затем в ладоши к друг другу и повторить; 9-16 такты – повторяем эти движения.

- Запомнили?

Ответы (Да).

- А теперь соединяем все наши движения в танец по частям и их под счёт и под музыку, а затем исполним полностью без остановок.

- Молодцы!

5. Игра «Маски лица».

-Танцевать можно не только ногами, но и лицом.

-Как вы думаете, легко ли изобразить маску лица?

Ответы (Нет).

- Выполним творческое задание «Маски лица». Покажите мне  маску «Ненависть». Хорошо. А теперь посмотри, как нужно было выполнить. (Маска «Ненависть»: губы и зубы сжаты, голова наклонена вперед, глаза смотрят из-под лобья). Показываю.

Дети: Выполняют, глядя в зеркало.

- Покажите мне  маску «Удивление». Хорошо. А теперь посмотри, как нужно было выполнить. (Маска «Удивление»: нижняя челюсть оттягивается вниз, рот раскрывается буквой «О» до отказа, брови поднимаются вверх, глаза раскрываются изо всех сил). Показываю.

Дети: Выполняют, глядя в зеркало.

- Покажите мне  маску «Радость». Хорошо. А теперь посмотри, как нужно было выполнить. (Маска «Радость»: рот растянуть в улыбку, губы и зубы приоткрыты, глаза широко открыты). Показываю.

Дети: выполняют, глядя в зеркало.

- Молодцы! Вы научились передавать свои эмоции, настроение лицом.

3) Контрольный этап:

6. Исполнение танца «Полька» на балу у Золушки.

- Теперь мы готовы танцевать на балу. И как добрая фея, я  переношу вас на бал. Закройте глаза. 1, 2, 3 -  волшебство нам повтори!

 (звучат фанфары)

- Друзья, давайте танцевать, играть, шутить,

  Давайте полькою друг друга веселить!

 (Дети исполняют танец «Полька»)

- Молодцы! Вы танцевали замечательно. Вам понравилось?

Дети: ответы (Да).

- А теперь взмахом волшебной палочки возвращаю вас в настоящее время.

1, 2, 3 -  нас домой (танцевальный класс) скорей верни!

 Итог урока. Обобщение (3 мин.).

Исполнение песни (сценическая деятельность).

- Наше путешествие подходят к концу.

- Ну что, интересно быть танцором?

- Ребята, какой танец мы сегодня с вами разучили?

Дети: Ответ (весёлый танец «Полька»)

- А как мы этого добились?

Дети: Ответ (делали разминку, прохлопывали ритм, учили движения танца,  выполняли игру «Маски лица»).

Рефлексия (2 мин.).

- Давайте вспомним – ЧТО бы быть хорошим танцором, что для этого нужно?

(выбирают карточки с нужными качествами и кладут в туфельку золушки)

- Ребята, а вам понравилось то, чем мы сегодня занимались? Покажите мне это в заключительном поклоне:

- если вы остались равнодушными – просто похлопайте в ладоши, чтобы поблагодарить друг друга за общение.

- если вы просто остались довольны общением со мной - похлопайте и улыбнитесь;

- если вам было очень интересно – похлопайте в ладоши, потопайте ногами и широко улыбнитесь.

(Заключительный поклон)      

- Наше занятие закончено, я всем вам желаю найти себе занятие по душе. И развивать свои таланты. Спасибо за урок. До свидания!