Adagio в уроке классического танца

Методология темы заключается в основных педагогических идеях в области классического искусства – в принципах и способах организации теоретической и практической деятельности учителя на уроке; в формировании художественного вкуса у учащихся; в сохранении классических традиций; в развитии умений и творческих способностей учащихся в практике обучения классическому танцу. Методика углубленного образовательного курса по предмету «Методика преподавания классического танца» подчиняется закономерностям общей педагогики и, подобно любой методике опирается на дидактические принципы: • научности и доступности учебного материала; • наглядности при изучении нового материала; • прочности знаний, умений и навыков; • активности творческой деятельности учащихся; • их самостоятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon adagio_v_uroke_klassicheskogo_tantsa.doc99.5 КБ

Предварительный просмотр:

1. Методика углубленного образовательного курса преподавания и изучения классического танца в средних и высших общеобразовательных заведениях.

Теоретическую основу составляют учебники профессора А. Я. Вагановой («Основы классического танца») В. С. Костровицкой и А. А. Писарева («Школа классического танца»), В.С. Костровицкой (Классический танец « Слитные движения рук»)и. т.д.

Методология темы заключается в основных педагогических идеях в области классического искусства – в принципах и способах организации теоретической и практической деятельности учителя на уроке; в формировании художественного вкуса у учащихся; в сохранении классических традиций; в развитии умений и творческих способностей учащихся в практике обучения классическому танцу.

Методика углубленного образовательного курса по предмету «Методика преподавания классического танца» подчиняется закономерностям общей педагогики и, подобно любой методике опирается на дидактические принципы:

  • научности и доступности учебного материала;
  • наглядности при изучении нового материала;
  • прочности знаний, умений и навыков;
  • активности творческой деятельности учащихся;
  • их самостоятельности.

Помимо этого танцевальная педагогика выдвигает и свои специфические принципы:

Единство эмоционального и сознательного

Принцип обусловлен спецификой танцевального искусства и особенностями его восприятия. Развитие восприятия танца требует осознания вызываемых им эмоциональных впечатлений, а так же доступных выразительных средств. Осознание воздействия музыки на танец способствует раскрытию его содержания, накоплению учащимися практического опыта в танце, на который влияет музыка.

Этот опыт усиливает воздействие, обогащает духовный мир учащихся, их чувства, мысли, переживания. Благодаря этому принципу у учащихся развивается способность оценивать воспринятое. Таким образом воспитываются их интересы и вкусы.

Принцип самоконтроля помогает с первых уроков развивать у учащихся способность к самоконтролю. Контролируя себя взглядом в зеркало, они учатся самостоятельно исправлять свои ошибки во время исполнения учебного материала. Такая самостоятельность способствует закреплению умения правильно исполнять движения, стремится к художественной выразительности и аккуратности в танце.

Для воспитания у учащихся самостоятельности и развития интереса к предмету « Методика преподавания классического танца», большое значение имеет правильный отбор методов обучения.

Один из эффективных методов обучения – доведение учебного материала до желаемого уровня, который характеризуется приемом многократного повторение, исправлением ошибок сразу при их обнаружении. Когда педагог добивается от учащегося желаемого результата при исполнении танцевального pas, он формирует у учащегося волю, воспитывает привычку систематически трудиться и преодолевать трудности, четкость и аккуратность при исполнении движения.

Метод создания на уроке проблемной ситуации так же способствует творческой обстановке. Работая над новой комбинацией учитель может спросить у учащихся какой позой или движением лучше закончить ее, предлагая различные варианты.

Эффективны так же и такие методы, как смена вида деятельности, эффект эмоционального воздействия. Когда учащиеся занимаются одним видом деятельности в течение длительного времени, например изучением нового материала, они устают, их внимание ослабевает, а следовательно теряется качество усвоения новых движений и упражнений. В данном случае большое значение имеет эмоциональная нагрузка; практическая работа в классе сменялась непосредственно репетиционной работой.

Основополагающим во всей учебной работе является метод от простого к сложному.

Помимо вышеперечисленных принципов и методов в танцевальной педагогике существуют субъективно индивидуальные, они характеризуются личным взглядом преподавателя на способы практического достижения намеченных задач, его видением приемов, дающих наиболее эффективный результат в обучении.

Таким образом, решению учебно – воспитательных задач на уроке способствуют не только отдельные моменты теории и практики в обучении классическому танцу, а весь учебный процесс в целом: содержание обучения; методы учебной работы, направленные на развитие активности и творчества у учащихся, их самостоятельности, четкая организация урока. Педагогу здесь отводится основополагающая роль в достижении успеха в учебно – творческой работе, так как и содержание и методы и организацию работы на уроке определяет он сам.

Характеристика Adagio

Если проанализировать exercise, станет очевидным, что каждое pas (движение) экзерсиса является одним из элементов классического танца. Среди множества видов движений классического танца Adagio занимает особое место, так как в нем имеется неисчислимое количество комбинаций движений. Adagio начинают изучать в первом классе в экзерсисе у станка, оно имеет учебную форму.

Во втором классе adagio выносится на середину класса и с него начинается экзерсис на середине зала. В младших классах adagio вырабатывает устойчивость, навыки свободного владения корпусом, плавные выразительные движения рук, а так же вырабатывается сила ног, выносливость, танцевальный шаг, четкая координация движений.

Приобретается это ежедневным тренажем, тщательным выполнением методики исполнения движений классического танца.

Среди множества движений классического танца adagio занимает особое место, так как оно является законченным по форме.

В общепринятом смысловом значении adagio определяется как медленный, спокойный темп, имеющий отношение к музыкальному искусству.

В классическом танце понятие adagio имеет несколько смысловых значений.

  1. В классическом танце танцевальную фразу, состоящую из различных developpes, медленных поворотов в позах (tour lent), port de bras, всевозможных renverse, grand fouette, tour на cou- de- pied и tour в больших позах, принято называть adagio.
  2. Темп adagio помогает вырабатывать устойчивость, координацию, пластичность, силу и выразительность, а так же гармоничное слияние движений партнеров в дуэтных танцах.
  3. В балете – это одна из форм танца (соло, дуэта или солистов и кордебалета) с использованием самой широкой палитры движений, поддержек, поз, вращений и прыжков.

В экзерсисе классического танца различают следующие формы:

  • учебная форма adagio
  • тренажная форма adagio
  • развернутая форма adagio (большое adagio)
  • танцевальное adagio

Рассмотрим данные формы adagio.

1.Учебное adagio изучается или применяется в младших и средних классах (по программе хореографических училищ)

Цели и задачи учебной формы adagio.

Учебное adagio предполагает изучение основных программных движений а так же изучение всех больших поз классического танца.

Программные движения, входящие в adagio

1 год обучения (1 семестр)

У станка:

  • battements releve lents на 45o и 90о с I и V позиций, в сторону, вперед и назад.
  • battement developpes

а) в сторону, вперед и назад

б) passé со всех направлений

На середине зала

  • temps lie par terre вперед и назад
  • battements releve lents на 45o и 90о с I и V позиций, в сторону, вперед и назад.
  • battement developpes

а) в сторону, вперед и назад

б) passé со всех направлений

  • позы классического танца
  • croise вперед и (attitude croise вперед)
  • croise назад и (attitude croise назад)
  • effacee вперед и (attitude efface вперед)
  • efface назад и (attitude efface назад)
  • I arabesque
  • II arabesque
  • III arabesque
  • IV arabesque
  • ecartee вперед
  • ecartee назад
  • a la second

Связующие движения:

  • passé par terre
  • releve на полупальцах
  • наклоны и перегибы корпуса
  • I, II, III port de bras
  • pas glissade
  • полуповорот и полный поворот к станку и от станка по V позиции на полупальцах, начиная с вытянутых ног и с demi plié
  • pas de bourree с переменой и без перемены ног
  • preparation к tour sur le cou- de- pied c V позиции en dehors и en dedans
  • а так же можно использовать и другие изученные движения классического танца (demi plié, rond de jambe par terre en dehors и en dedans, battement soutenu в пол)

2 год обучения (2 семестр)

У станка:

  • battement releves lent на 90о et battement developpes:

а) в позах effacee, croisee, ecartee вперед и назад, attitude effacee et croisee, II arabesque

б) passé при переходе из позы в позу

  • demi rond de jambe et grand rond de jambe на 90о en dehors et en dedans

На середине зала:

  • temps lie par terre с перегибами корпуса
  • battement releves lent на 90о et battement developpes:

а) во всех больших позах, кроме IV arabesque

б)passé en face при переходе из позы в позу

  • demi rond de jambe на 90о en dehors et en dedans

Связующие движения:

  • полуповороты и полные повороты по V позиции, IV и V port de bras, soutenus en tournant, glissade en tournant с продвижением в сторону, pas couru вперед и назад

3 год обучения (2 курс)

У станка:

  • battement releves lents et battement developpes во всех направлениях en fase и в позах с подъемом на полупальцы и на demi plié; на demi plié и переходом с ноги на ногу
  • demi rond de jambe на 90о en dehors et en dedans на demi plié; grand demi rond de jambe на demi plié

На середине:

  • temps lie на 90о с переходом на всю стопу
  • battement releves lents et battement developpes

а) IV arabesque на всей стопе

б) en fase и в позах (кроме IV arabesque и ecartee) c подъемом на полупальцы и c demi plié

в) с demi plié и переходом с ноги на ногу en face и в позах

  • grand rond de jambe developpee en dehors et en dedans, en face и из позы в позу на всей стопе
  • поворот fouette en dehors et en dedans на ¼ и ½ круга из позы в позу носком на полу

Связующие движения:

  • pas tombe c продвижением, soutenu entournant (целый поворот),III port de bras с ногой, вытянутой на носок назад на plié (с растяжкой) без перехода с опорной ноги и с переходом, VI port de bras, полуповороты на одной ноге en dehors и en dedans, работающая нога в положении sur le cou- de- pied, и с приема pas tombe, pirouette с V позиции en dehors et en dedans, pas de bourre (dessus – dessouss en face,entournant ballotte на ¼ поворота, с переменой ног)

4 год обучения (3 курс)

У станка

  • battements releves lents et battements developpes en faсe и в позах:

а) на полудальцах

б) с plié – releve

в) с plié – releve demi rond de jambe en face и из позы в позу.

  • battement developpes ballottes
  • releve на полупальцы, работающая нога поднята в любом направлении на 90о en dehors et en dedans на demi plié
  • demi и grand rond de jambe developpe на полупальцах en face и из позы в позу
  • soutenu en tournant en dehors et en dedans на ½ и полный поворот, начиная со всех напрвлений на 90о и больших поз

На середине зала

  • temps lie на 90о с переходом на полупальцы
  • battements releves lents et battements developpes en faсe и в больших позах на полупальцах и с plié – releve; в IV arabesque и ecartee с подъемом на полупальцы и в demi plie
  • demi rond de jambe developpe en face и из позы в позу на полупальцах; на demi plié и с plié – releve
  • tour lent en dehors et en dedans:

а) во всех больших позах

б) из позы в позу через passé на 90о

Связующие движения

  • pirouettes из V, II и IV позиций (2), preparation к tours  вбольшие позы из IV и II позиций en dehors et en dedans, всевозможные pas de bourree en face и en tournant.

5 год обучения (4 курс)

У станка

  • battements developpes:

а) tombe face и в позах, оканчивая носком в пол и на 90о

б) с коротким balance

  • grand temps releve на всей стопе и на полупальцах
  • полуповорот en dehors et en dedans из позы в позу и через passé на 45 и 90о на полупальцах и с plié – releve
  • поворот fouette en dehors et en dedans на ½ круга с ногой поднятой вперед или назад на 90о на полупальцах и с plié – releve

на середине зала

  • battements releves lents et battements developpes в позу IV arabesque и ecartee на полупальцах и с plié – releve
  • battements developpes:

а) tombe en face и в позах, оканчивая носком в пол и на 90о

б) balottes

  • grand rond de jambe developpe en dehors et en dedans en face и из позы в позу на полупальцах, на demi plié  и с plié – releve
  • tour lent en dehors et en dedans в больших позах:

а) на demi plié

б) из позы в позу (с работой корпуса)

  • grand temps releve en face en dehors et en dedans на всей стопе и на полупальцах
  • grand port de bras – preparation к tours в большие позы
  • grand fouette en face с coupe – шага, оканчивая в attitude effacee, I и II arabecques
  • battement divises en quarts (четвертные battements)
  • temps lie par terre c pirouettes en dehors et en dedans
  • повороты en dehors et en dedans из позы в позу через passé на 45 и 90о с plié – releve

Связующие движения

  • всевозможные pirouettes et tours en dehors et en dedans ( c tems releve, с grand plié,c pas tombe, в больших позах, fouettes, chaines), все виды port de bras – подготовка к tours в большие позы.

Учебное adagio исполняется у станка  на середине зала. Музыкальный размер 4/4, 8 тактов или 16 тактов.

Музыкальный размер ¾ 16 тактов или 32 такта.

Учебное adagio всегда исполняется с правой и с левой ноги (с двух ног). Очень важно при составлении adagio исполняемые en dehors и en dedans.

Основные движения releve lent, developpes и их виды изучаются и исполняются в трех направлениях (вперед, в сторону, назад), а так же движения, которые исполняются в двух направлениях (en dehors и en dedans) включаются в комбинацию в этих двух направлениях.

Существует общепринятая форма adagio. В младших и

средних классах это temps lie

Temps lie – это целая серия слитных взаимосвязанных движений на середине зала. В хореографическом образовании temps lie как самостоятельная форма имеет большое значение в развитии координации движений рук, ног, головы и корпуса. Исполняется всегда плавно. Элементы temps lie нередко входят в построение adajio.

Temps lie изучается от простейших форм до сложных (усложняется за счет перегибов корпуса, исполнения на 90, введения подъема на полупальцы, tours с demi plié и с глубокого plié). Разучивание начинается с основной формы, в медленном темпе. Музыкальный размер 2/4, 4/4, и 3/4.

Тренажная форма adagio

Тренажное adagio – направлено на закрепление знаний, умений и навыков исполнения. Способствует разогреву костно- мышечной системы учащегося для последующей репетиционной работы.

В него включаются раннее изученные и отработанные движения.

Тренажным adagio могут быть общепринятые формы tems lie, battement divise encatre, итальянское adagio.

Музыкальный расклад исполнения движений зависит от программного материала.

Большое adagio

Большое adagio вводят в урок на четвертом курсе. Опыт трех лет обучения классическому танцу позволяет ученикам от схематичного, чисто механического исполнения движений вплотную перейти к самому сложному понятию классического танца – художественному началу движения, когда переход от одного движения к другому осуществляется большой группой связующих движений, потому, что именно связующие движения образуют самые танцевальные комбинации, придавая основным движениям гармоничность, создавая ту среду, в которой живет танец.

Большое adagio или танцевальное adagio демонстрирует уровень полученных знаний за предыдущие курсы обучения.

Большое adagio имеет художественную завершенность, направлено на развитие музыкальности, танцевальности и выразительности. В комбинации большого adagio понятие adagio приобретает условный характер, так как оно может исполнятся не только в умеренном темпе, но и в ускоренном и отличается в построении тем, что в него включается большое количество вращательных движений, tours, renverse, fouettes и некоторые прыжки.

Большое adagio в старших классах выделяется в отдельную часть урока и следует после экзерсис на середине зала.

Длительность большого adagio занимает не менее 32 тактов. Вариативность продолжительности Большого adagio, как отдельной части урока, может быть разнообразной.

Существует общепринятая форма adagio – итальянское adagio.

Большое (танцевальное) adagio как бы подводит итог всесторонней подготовке учащихся.

При сочинении большого (танцевального) adagio cледует учитывать, что первичен выбор музыкального материала, а движенческий ряд сочиняется и накладывается на заранее подобранную музыкальную композицию.

Если учебную форму мы составляем, то танцевальное adagio мы сочиняем, поэтому очень важен подбор музыкального материала, так как он несет характер и танцевальный образ.

Композиционные приемы в adagio

При составлении или сочинении adagio необходимо соблюдать определенные принципы и приемы. Они несколько отличаются в учебной и большой формах adagio.

Следует учитывать такие моменты, как:

  • составление комбинаций с учетом учебной программы, сроков обучения, возраста и возможностей учеников.
  • выразительность – при составлении комбинаций нужно учитывать характер движений, так как верное  исполнение делает движение выразительным. Так же выразительность придают движения рук, наклоны головы, перегибы корпуса. Поэтому в урок включаются различные форы port- de- bras, так же следует использовать в комбинациях большое разнообразие больших и малых поз классического танца, так как поза классического танца – это основная его речевая единица и в то же время – это своего рода жест, вытекающий из осмысленного и выразительно выполненного действия.

Методика сочинения учебного adagio у станка и на середине зала.

Урок классического танца строится таким образом, чтобы движения чередовались правильно и гармонично, переключая нагрузку с одной группы мышц и связок на другие. Поэтому будущие педагоги должны научиться строить урок, грамотно распределяя силовые нагрузки, не утомляя и правильно нагружая суставно – мышечный аппарат учащегося.

Принципы:

  1. Комбинация должна строится от простого к сложном
  2. Проработка в комбинации 2- 3 видов данного упражнения
  3. Логичность комбинации
  • законченность музыкального периода
  • логически выстроена (правильное сочетание   движений)
  • финальная точка
  • правильное исполнение связующих и вспомогательных движений
  1. Принцип «работающей ноги»
  • четкое разграничение опорной и работающей ноги особенно на 1 – 2 году обучения.
  • комбинация должна исполняться с двух ног.

Приемы:

  1. смена ритмического рисунка (быстро, медленно)
  2. смена ракурсов
  3. прием контраста (резко, плавно)
  4. смена уровней
  5. сочетание основного движения с другими движениями экзерсиса в одной комбинации
  6. использование связующих движений

При составлении учебной комбинации принципы должны соблюдаться все, а приемы могут использоваться выборочно.

Композиционные приемы большой (танцевальной) формы adagio.

Сочинение танцевальной формы adagio базируется на основном законе драматургического построения произведения, который можно представить в виде 5 разделов:

  1. экспозиция
  2. завязка действия
  3. развитие действия
  4. кульминация
  5. развязка ( она может совпадать с финалом)

финал ( финальная поза или уход со цены)

Для того, чтобы достигнуть оптимального результата мы можем использовать ряд композиционных приемов:

  • пространственное решение композиции
  • полифонический прием развития движений в композиции
  • использование разноуровневых движений
  • использование разноуровневых пространственных решений в рисунках
  • использование связующих и вспомогательных движений.
  • прием монтажа