"Значение современного репертуара для организации деятельности детского хореографического коллектива"

Елисеева Наталья Николаевна

Методическая разработка, где рассказывается о том, как подбирать репертуар, и показано как подбирается и формируется репертуар в моем коллективе, а также о том, как репертуар влияет на обучение и воспитание учащихся в рамках хореографического коллектива

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

Дополнительного образования

Детская школа искусств №3 «Младость»

г.о.Самара

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ:

"ЗНАЧЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО РЕПЕТРУАРА ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКОГО ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА"

Составитель: Елисеева Н.Н

педагог ДО

Елисеевой Н.Н.

САМАРА 2016

Введение

Актуальность темы.

Неотъемлемой частью духовной культуры современного общества является детское хореографическое искусство, с художественным и эстетическим аспектом которого ребенок непосредственно контактирует в ходе занятий. В связи с этим, искусство танца становится актуальным и требует приобщения ребенка к хореографии.

Современное хореографическое искусство отличается рядом особенностей. Так свобода творчества повлияла на появление новых тенденций: многожанровость, синтез танцевальных форм и направлений в процессе формирования репертуара. Появилось огромное количество стилей и направлений, хореографических школ. Поэтому крайне важно грамотно подбирать репертуар для детского хореографического коллектива, так как неправильный подбор может негативно отразиться на воспитании учащихся. К примеру, ранний ввод современной хореографии в программу обучения может сформировать неправильный художественный и эстетический вкусы, а классический танец, наоборот, окажет самое благоприятное воздействие на детей.

Таким образом, актуальность этого вопроса заключается в том, что в наше время особенно тщательно нужно подходить к подбору репертуара в детском хореографическом коллективе. Танцевальные постановки должны соответствовать возрасту детей, их физическому и умственному развитию, а также быть современными и актуальными. Необходимо правильно выбирать из того многообразия, что сегодня представлено, жанр, стиль, направление танца, чтобы воспитывать у подрастающего поколения правильные эстетические вкусы.

Цель работы: определить отличительные особенности современного репертуара детского хореографического коллектива


Задачи работы:

  • рассмотреть основные формы работы с детским хореографическим коллективом
  • выявить критерии формирования репертуара детского хореографического коллектива
  • проанализировать репертуар детского хореографического коллектива "Палитра"

1. Основные формы работы в детском хореографическом коллективе

Одна из главных задач преподавателя хореографии - это раскрытие индивидуальности каждого из своих учеников, а они всегда разные, самобытные, неповторимые. Реализация постановочных замыслов в танце происходит в зависимости от навыков и возможностей учеников. Начинающим танцорам младшего возраста не под силу освоить все сложные па и фигуры классического или народного танца. Что касается более взрослых, подготовленных учеников, то здесь можно позволить разнообразные драматургические направления при постановке танца. В зависимости от возможностей и возраста танцоров формируется и подбирается их танцевальный репертуар. Особенности и различия взрослой и детской хореографии должны обязательно учитываться профессионалами в области детской хореографии и всегда находится в центре внимания педагогов-хореографов.

В процессе формирования сценического репертуара необходимо учитывать все разнообразие хореографических форм и жанров, имеющихся на сегодняшний день в исполнительской практике. Одной из наиболее распространенных форм в работе с детскими коллективами является класс-концерт. Как правило, на класс-концерт выставляются те постановки, которые не копируют уровень и объем материала, а просто интересны по замыслу, режиссерскому решению, своеобразны по подаче материала и могут показать достижения обучаемых детей. Есть положительный опыт театрализации учебного процесса и на материале народно-сценического, историко-бытового и современного балетного танцев.

Одной из наиболее важных форм работы в детском хореографическом коллективе является концерт. Сценическая практика помогает детям раскрываться в эмоциональном плане, развивать актерские способности. К тому же активная концертная деятельность подразумевает расширенный репертуар, что, в свою очередь, способствует увеличению объема знаний у детей.

Широко используется в репертуаре детских коллективов такая форма, как танцевальная сюита, которая строится чаще всего на материале народного танца. В классическом танце подобной формой является дивертисмент.

Наиболее интересной и полно раскрывающей все творческие возможности детей является такая форма работы, как детский спектакль. На протяжении работы по подготовке к спектаклю дети очень эмоционально относятся к своим танцам и образам. Они приобретают навыки технического характера, которые не смогли бы приобрести, разучивая только отдельные танцы. Постановка детского спектакля имеет большое значение в смысле влияния на творческий рост детей-исполнителей как в отношении техники развития танца, так и в смысле умения детей создать образ, сделать его понятным юному зрителю. До создания спектакля дети исполняют только отдельные танцы, что является менее трудной задачей. В случае постановки спектакля ученикам приходится выдерживать свою роль в течение целого представления.

Что касается детского балетного спектакля, то для эстетического воспитания ребенка разучивание хореографического спектакля имеет большое значение, так как показывает детям возможность танцевального искусства во всей его полноте.

Постановка детского спектакля подразумевает создание оригинального произведения, рассчитанного на конкретных исполнителей. Детский спектакль – наиболее сложная форма сценической практики, требующая глубокой, тщательной подготовки, квалифицированного балетмейстерского решения. В настоящее время такая форма работы достаточно редка, так как приниматься за постановку детского спектакля могут лишь коллективы и хореографические отделения, накопившие достаточный творческий и исполнительский потенциал и освоившие разнообразный репертуар.

Танец с небольшим количеством исполнителей выдвигает перед участниками другую сложную задачу - добиться максимального воздействия на зрителей при строгой ограниченности средств. При этом акцент переносится на развитие лексики танца, что требует повышенного внимания к образному танцевальному языку каждого исполнителя. В условиях хореографического коллектива это обязывает к поиску тематики, наиболее близкой и доступной учащимся.

2. Критерии формирования репертуара в детском хореографическом коллективе.

Репертуар – лицо хореографического коллектива

Одним из критериев при формировании репертуара для хореографического коллектива является его соответствие техническим, художественным и исполнительским возможностям участников коллектива. Важно помнить о возрастной психологии детей и наличии индивидуальных особенностей исполнителей при постановке танцев. Это означает, что постановки должны соответствовать возрасту, уровню развития и подготовленности детей, они должны быть понятны им самим. Но, при этом, для одной и той же возрастной группы необходимо создавать танцы разного жанра.

Детям младшего школьного возраста более всего подходят постановки эстрадного направления, в рамках которого возможно использование детской лексики, игровых элементов, сказочных образов. Такие номера будут представлять для детей наибольший интерес, т.к. другие направления хореографии (классический, современный танец) предполагают более высокую степень умственной и физической подготовки. Некоторые народные танцы (русские, белорусские, украинские, танцы народов Прибалтики) также вызывают интерес у младших школьников, их изучение не столь затруднительно. К тому же ознакомление с культурой других народов развивает детей, расширяет границы их знаний в области искусства.

Дети среднего школьного звена обладают уже более развитым интеллектом, большим объемом знаний и навыков. В этом возрасте дети могут осваивать классический танец, и в репертуаре коллектива должны появляться классические постановки. Балет требует осознанного подхода, поэтому изучение его в младшем возрасте довольно трудная задача.

Изучение народного танца необходимо расширять и углублять по мере взросления детей. Чем старше дети, тем больше народностей должно изучаться и больше народных постановок вноситься в репертуар. При этом необходимо учитывать тематику и семантику танца, следить, чтобы танец соответствовал возрасту детей.

В старшем школьном возрасте подросток способен осваивать более сложные классические постановки. Ребенок обладает довольно устойчивыми навыками движений, развитой координацией, выносливостью. Умственное развитие позволяет овладевать сложными танцами классического, современного направления.

В репертуаре большинства коллективов значительное место занимают массовые постановки, позволяющие привлечь максимальное количество исполнителей. Но, чтобы дать возможность проявить себя всем участникам коллектива, следует ставить танцы как на весь коллектив, так и на отдельные группы и даже сольных исполнителей. Нельзя недооценивать номеров камерного плана, имеющих большое значение для раскрытия и воспитания творческой индивидуальности исполнителей. В связи с этим закономерно выступление наиболее одаренных и освоивших танцевальное мастерство танцоров в роли солистов в номерах, рассчитанных на одного или нескольких исполнителей. Материалом для этих номеров может служить танец классический, народный, эстрадный.

Работа над сольным репертуаром, поскольку в нем на первый план выдвигается художественная индивидуальность исполнителя, его личная творческая инициатива, требует большой выразительности, углубленной работы над образом, осмысления исполнительских задач, полной сосредоточенности и мобилизации личности. В сольном репертуаре максимально проявляется уровень одаренности и мастерства исполнителя.

Очень важно, чтобы при создании номера его содержание и образность соответствовали теме, диктуемой музыкальным материалом. Т.е. репертуар коллектива зависит от подбора современного музыкального материала. Хорошо подобранный материал помогает раскрыть замысел и содержание номера, создать настроение того или иного образа в хореографической постановке.

Таким образом, мы можем выделить следующие критерии формирования репертуара:

  • соответствие техническим и исполнительским возможностям участников коллектива;
  • соответствие возрастным особенностям учащихся;
  • соответствие индивидуальным особенностям учащихся;
  • соответствие художественным способностям учащихся (наличие у детей актерских навыков, творческого мышления);
  • разнообразие жанров и направлений хореографии, используемых в сценических постановках.

3. Анализ репертуара детского хореографического коллектива "Палитра"

В репертуаре детского хореографического коллектива "Палитра" за 10 лет существования насчитывается около 40 сценических постановок. Проанализируем наиболее яркие композиции, продержавшиеся на сцене несколько лет.

"Незнайки" – это танцевальная композиция, исполняемая уже третьим поколением учащихся коллектива. В этом танце используется образ героя из любимых мультфильмов о приключениях Незнайки. Номер поставлен на основе популярного в последнее десятилетие эстрадном стиле.

"Облако чудес" – еще один номер на основе эстрадной лексики, которая чаще подразумевает под собой детский танец, каковым и является данная композиция. Дети с большим интересом и удовольствием разучивали этот номер. В качестве музыкального сопровождения выбрана детская песня в исполнении группы "Киндер-Сюрприз".

Коллектив "Палитра" в своем репертуаре имеет значительное число классических постановок. Это и "В гостях у сказки" (муз. из балета К.Хачатуряна "Чипполино"), "Тарантелла" (муз. из балета В.Гаврилина "Анюта"), "Праздничный вальс" (муз. К.Вебер "Приглашение к танцу"). На основе демиклассики поставлены такие композиции, как "Рояль" (муз. Рахманинова "Рапсодия на тему Паганини" в современной обработке), "Пробуждение весны" (муз. Пахельбель "Канон"), "Голуби" (муз. И.Крутого "You in my september"). Все эти постановки призваны воспитывать эстетические вкусы учащихся при помощи классического искусства, которое в наше время активно популяризируют с целью обучения нового поколения.

В репертуар коллектива последние годы стала интенсивно вводится народная хореография. Изначально в связи с трудностью освоения нового направления хореографии  это были русские постановки ("Полянка", "Лебединая Русь", "Красная девица", "Шла девица за водой"). Теперь, когда первоначальное ознакомление с народным танцем произошло, в репертуаре стали появляться и танцы других народов (белорусский, башкирский, гуцульский, американский). Учащиеся знакомятся с культурами различных народов, изучают семантику движений народных танцев, что немало актуально в наши дни. Национальные культуры возрождаются, молодое поколение знакомят с народным творчеством, поэтому важно, чтобы в детских самодеятельных коллективах детей приобщали к этническим танцам.

В постсоветское время особую популярность приобрели народно-стилизованные танцы. В коллективе "Палитра" такие постановки особенно успешны. Так, танцевальная композиция "Ах, вы сени!" (муз. в исполнении Н.Бабкиной и анс. "Русская песня") неоднократно завоевывал призовые места на конкурсах различных уровней. В этом номере принимают участие средняя и старшая группы коллектива. За счет этого дети учатся танцевать в массовых постановках, создавать единый образ и настроение в танце.

Другой народно-стилизованный танец – "Балалайка" – миниатюра в исполнении 5 человек. Здесь каждый учащийся может самореализоваться, выразиться, показать себя. Дети тренируются удерживать на себе внимание зрителя.

Таким образом, репертуар детского хореографического коллектива "Палитра" является современным, отвечающим всем основным критериям формирования репертуара самодеятельного коллектива.

Заключение

Искусство сочинения танца и создания танцевальных спектаклей подвластно тем, кто имеет природные способности, призвание к этому роду деятельности, а также профессиональное образование.

Таким образом, особенностью репертуара современного хореографического коллектива является тенденция к объединению различных жанров, стилей и направлений. В зависимости от возможностей и возраста танцоров формируется и подбирается их танцевальный репертуар, а также происходит реализация постановочных замыслов педагога. Так, танцорам младшего возраста не под силу освоить все сложные па и фигуры классического или народного танца, а для более взрослых, подготовленных учеников можно позволить разнообразные драматургические направления при постановке танца.

При выборе детского репертуара педагогу нельзя забывать об одной из важнейших функций хореографии, как и большинства других видов искусств. Речь идет о воспитании художественного вкуса, наличие которого у детей будет надежной защитой от низкопробных проявлений массового искусства.


Список литературы        

1. Базарова Н.П. Мей В.П. Азбука классического танца. – М.: Лань, 2006

2. Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. – М.: Владос, 2006

3. Захаров Р.В. Сочинение танца. – М.: Академия, 2002

4. Методические рекомендации для преподавателей хореографических отделений. – М.: Наука, 1998

5. Опыт работы над детским хореографическим спектаклем. – М.: Искусство, 1999