Учебно-методическое пособие "Программа Партнеринг и Контактная импровизация"

Кочергина Ольга Ивановна

Партнеринг и контактная импровизация очень важны в танце модерн. Они делают танец более техничным, интересным, изящным. Контактная импровизация развивает пространственное мышление, умение работать в паре, в тройке, в группе, развивает свободу движения, даёт возможность применить все те знания, которые учащийся получает на уроках танца модерн.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учебно-методическое пособие  «Программа Партнеринг

и контактная импровизация»

                                     Третий год обучения (12-13 лет)

Основными задачами данного этапа обучения являются:

-  изучение методики, теории и  композиции современного танца;

 -  освоение техники танца модерн;

 - освоение техники контактной импровизации и партнеринга;

.

Ожидаемые результаты

- учащиеся освоят базовые технические элементы партнеринга, соответствуюшие этой ступени процесса обучения, познакомятся с базисными приёмами техники партнеринг, элементами импровизации и движениями на полу;

  - разовьют чувство ритма;

 - научатся владеть своим телом;

 - приобретут  музыкальность, физическую выносливость, гибкость  и пластичность тела;

 - узнают об истории развития современного  танца, смогут отличить одни танцевальные направления от других;

 - смогут продемонстрировать технику танца модерн и партнеринг  в собственных импровизациях, композициях.

Содержание программы третьего года обучения

Тема 1.Вводное занятие.

Теория – определение правил охраны труда правил поведения на занятиях и в учреждении. Напоминание о целях и задачах танца модерн в обучении 3-го года. Рассказ о том, что предстоит узнать и чему научиться в новом учебном году. Беседа о внешнем виде

Практика – лёгкая разминка под музыку. Показ и повтор движений партнеринга в парах и в группах. Движения для мышц спины и шеи в технике relax. Небольшой урок в par terrе с элементами импровизации. Этюдная работа.

Тема 2.Учебно-тренировочная работа.

Теория - партнеринг (наваливания, поддержки). Рассказ о важности использования партнеринга в танце модерн, о различных техниках наваливания и поддержек, о важности работы в паре, в тройке, в группе.

Импровизация – использование рисунка в пространстве. Объяснение, что импровизация развивает сообразительность в танце и пространственное мышление, развивает свободу движения, даёт возможность применить все те знания, которые ребёнок получает на уроках танца модерн, раскрепощает тело и дух.

Напоминание об использовании положений в паре для наваливаний, которые проучивались на втором году обучения, показ наваливаний  в парах.

Объяснение важности аккуратной поддержки партнёра, показ на практике, объяснение, в каком положении должны находиться ноги партнёров, как лучше передавать центр тяжести, наваливать на себя партнёра. В партнеринге можно менять позиции более свободно – делать переступания и поворачиваться правым или левым боком к партнёру.

Показ правильного положения рук партнёра, который наваливает второго ученика на себя, объяснение правильного расположение корпуса по отношению друг к другу. Объяснение  движение push – толчок, который исполняется энергично с помощью не только рук, но и корпуса. Демонстрация  педагогом наваливания  ученика на руки и корпус  впереди себя, толчок (push) его в исходное положение и наваливание ученика на спину, при этом  отдельно проучивается положение рук при наваливании на спину. Объяснение работы всех групп мышц, это силовое движение требует от учащихся выносливости, силы мышц ног и спины. Демонстрация педагогом различных видов исполнения наваливаний.

Наваливание с прыжком sissone и подъёмом одной ноги назад. Объяснение правильности работы стопы при броске ноги назад, это силовое движение и исполняется, когда учащиеся полностью освоили первые приёмы партнеринга – наваливание на грудную клетку и на спину.

Рассказ учащимся, что использование техники партнеринг и контактная импровизация придают танцу выразительность и делают его свободным.

Показ техники наваливания с прыжком, рассказ о координации движений обоих партнёров во время исполнения. Предложить исполнить небольшую комбинацию с использованием изученных поддержек и наваливаний, а также элементов в технике «Модерн». Напомнить, что техника relax означает расслабление, упражнения на развитие свободы движения невозможно без техники relax, показ различных видов расслабления.     Показ техники  прыжков в сочетании с  танцевальными движениями. Предложить подумать, какие прыжки «ложатся» на музыкальный размер 3/4.

Рассказ о важности правильного вращения головой, чтобы не получить травму шейных позвонков, показ правильности исполнения  rond головой в левую и правую стороны.    Рассказ о важности техники падений в танце модерн. Знакомство с техникой падений. Показ некоторых видов падений, переворотов и подъёмов на ноги.

Рассказ о важности использования партнеринга в танце модерн,  о важности работы не только в паре, а также в тройке, в группе.

Проучивание небольшого этюда с использованием техники модерн и партнеринг.

Предложение сочинить небольшой этюд в парах с использованием партнеринга и импровизации. Объяснение, что импровизация развивает сообразительность в танце и пространственное мышление, развивает свободу движения, даёт возможность применить все те знания, которые ребёнок получает на уроках танца модерн, раскрепощает тело и дух.

Практика – использование партнеринга в работе с детьми очень важно, любая композиция с правильно исполненными поддержками выглядит эффектно, энергично и очень нравится учащимся. Деление детей по парам, проучивание способов соединения руками. Наваливание друг на друга боками, спинами, при этом  корпус подтянут, плечи и голова ровные, колени вытянуты. Главное правило -  контакт, потом наваливание или поддержка.

Повторение положений в парах перед исполнением наваливания, ноги по параллельным позициям, добавление положений рук партнёра на лопатках учащегося, которого он будет наваливать на себя. Ноги в параллельной позиции правым или левым боком к учащемуся, несколько раз поменять положение ног и корпуса по отношению к учащемуся, чтобы выбрать более удобное для себя положение.

Проучивать наваливание, используя общий центр тяжести, переход с одной ноги на другую, чуть отклонившись назад. Учащийся, которого наваливает партнёр, подтягивает корпус, голова ровная, ноги прямые, спина сильная и прямая,  следить за плечами, которые должны быть опущены вниз.

Push – толчок руками и корпусом, которое помогает вернуть учащегося в исходное положение. Когда исполнение наваливания у танцоров получается хорошо, партнёры меняются местами, чтобы наваливание мог изучить и второй учащийся.

Наваливание на спину – ещё один способ, который готовит учащихся к сложным трудоёмким поддержкам в будущем. Наваливает на себя впередистоящий партнёр. Проучивается захват руками обоих танцоров. Танцор, которого будет наваливать  второй партнёр, стоит позади: он поднимается на полупальцы, руками  обхватывает плечи партнёра, продев руки подмышками и прижимается к нему, спина очень сильная, равная, голова прямо, ноги натянуты. Учащийся, который наваливает, исполняет plie на двух ногах, делает небольшой шаг вперёд и переносит центр тяжести на эту ногу, подаёт корпус вперёд вместе с партнёром. После небольшой паузы - push – сильный толчок всем корпусом, чтобы возвратить партнёра в исходное положение. Из этого же положения проучивается поддержка с прыжком. При наваливании  впередистоящий танцор сильнее наклоняет корпус, а другой партнёр исполняет sissone, вторая нога поднимается назад на 90 градусов, партнёры держатся  очень крепко, мышцы напряжены, позвоночник ровный  спина сильная.

Проучивание комбинации в технике модерн с использованием партнеринга и контактной импровизации. Важно исполнение движений с дыханием. Использование других положений рук,  спонтанное исполнение наваливаний и поддержки. Проучивание начинается с расслабления вперёд с опусканием в plie. Мышцы спины расслаблены, голова наклоняется вперёд и свободно опускается вниз, заканчивая расслабление. В сторону расслабление начинается с головы, потом добавляется plie.  Также в сторону расслабление может начинаться с корпуса, голова заканчивает движение. Отрабатывание в этюдах движений, которые усиливают выразительность исполнения.  Одно и то же движение можно исполнять по-разному, в зависимости от задания педагога, от характера музыки. Повторение комбинации по парам, группам и индивидуально.

Предложение сочинить и исполнить в парах этюд с использование проученных на уроке наваливаний и поддержки. Предложение включить в этюд движений танца модерн: relax,  rond головой, падения, чтобы этюд выглядел более свободным, раскрепощённым и красивым.

Использование импровизации в танцевальных играх. Игра «День-ночь» - игра в группе, которая учит использовать пространство, продумывать рисунок импровизации, координацию движения, спонтанность изменения направления движения и изменение мамих движений. Дети с удовольствием импровизируют, выполняют все задания, много сочиняют сами. Проучивание этюдов с включением элементов импровизации.

Тема3.Работа над репертуаром.

Теория – Знакомство с репертуаром 3-го года обучения Прослушивание музыкального материала, обсуждение идеи, музыки, беседа о танцевальном номере.

Практика -  Разучивание комбинаций для будущей композиции, включение в этюды элементов партнеринга, импровизации. Работа в парах и в группах. Постановка номера, отработка движений, репетиция номеров по группам.

Тема 4.Танцевальная деятельность.

Участие в отчётных концертах 2 раза в году (декабрь  и май) с приглашением родителей, педагогов школы, специалистов в области современного танца. Участие в фестивалях, проводимых в районных, городских домах культуры и творческих центрах, участие в фестивале импровизаций. В связи с расширением репертуара, концертная деятельность становится более активной, родители чаще отпускают детей на гастроли за границу, или в детский оздоровительный лагерь.

Тема 5.Итоговое занятие.

Теория – подведение итогов за год Анализ работы всего коллектива и личностного роста каждого ребёнка. Беседа с родителями о перспективах на следующий год. Объяснение необходимости поддержания формы в течение каникул.

Практика – Показ пройденного за год материала в виде отчётного концерта для гостей студии, специалистов и педагогов школы. Итоговое занятие проводится в конце учебного года с приглашением гостей и родителей. Оценка результативности по мере освоения учебного материала.

Тема 6.Посещение театров, встречи с интересными хореографами.

Посещение в течение года мастер-классов по танцу модерн, посещение спектаклей современного танца российских и зарубежных хореографов, встреча с музыкантом-импровизатором Ю.Касьяником, исполнение на его перформансе импровизаций.