«Формирование танцевальной культуры школьников через культурно-досуговую деятельность»

Бояркина Анна Александровна
Актуальность темы исследования обусловлена изменением взглядов школьников на воспитательное воздействие танца.
Именно школьники сейчас широко вовлечены в реальную танцевальную среду с её разговорным сленгом, музыкальными пристрастиями, потребительской психологией, цинизмом, бездуховностью. Над этим «воспитательным опустошением» доминирует феномен танца. В создавшихся условиях необходимо объединить усилия школьного учителя, педагогов учреждений дополнительного образования детей, специалистов средств массовой информации.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование танцевальной культуры школьников через культурно-досуговую деятельность»

Автор: Бояркина Анна Александровна

                                                         Педагог дополнительного образования

                                                  МБОУ ДОД ДЮЦ «Пилигрим»   

Самара 2017г.

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3

  1. Понятие «танцевальная культура» детей в учреждениях дополнительного образования детей…………………………………………………………………........6

  1. Организация деятельности детей на занятиях «Волшебный мир танца»……………………………………………………………………10

  1. Результаты работы по формированию танцевальной культуры детей……………………………………………………………………21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………27

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………….29

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………30

Введение

Актуальность темы исследования обусловлена изменением взглядов школьников на воспитательное воздействие танца.

Именно школьники сейчас широко вовлечены в реальную танцевальную среду с её разговорным сленгом, музыкальными пристрастиями, потребительской психологией, цинизмом, бездуховностью. Над этим «воспитательным опустошением» доминирует феномен танца. В создавшихся условиях необходимо объединить усилия школьного учителя, педагогов учреждений дополнительного образования детей, специалистов средств массовой информации.

В практике общеобразовательных школ накоплен большой опыт стимулирования интереса к воспитанию культуры танца (соревнования, конкурсы, призы, поездки, экскурсии, и т.д.). Создавая условия для воспитания у школьников танцевальной культуры в учреждениях дополнительного образования детей, хореографический коллектив становится основным способом реализации моральных стимулов (интерес, игра, общественное мнение, грамоты, доверие, ориентация на будущую профессию).

Постепенное изменение отношения школьников к идеалам, ценностям, идеям, которое приобретает в основном утилитарный характер, где главный принцип - практическая  польза, успех, деловые отношения, переходит в сферу педагогики. Очевидно, что сегодня культура танца может противостоять обострению негативных установок (анти-ценностей) и росту их привлекательности. При этом необходимо предложить школьникам такие формы работы, которые помогли бы самоутвердиться, самореализоваться в творческом процессе, предоставили возможность испытывать новые ощущения, познавать собственное «Я» и его возможности.

Воспитание танцевальной культуры школьников в учреждениях дополнительного образования детей - это ориентация на современное понимание культуры, способ формирования ценностного отношения к эстетическим и этическим идеалам, вкусам, предпочтениям в хореографическом виде деятельности, где концептуальные подходы способны усилить эффективность этого процесса.

Танцевальная культура школьников характеризуется эмоциональным переживанием и любовью к искусству, вырабатывает тип поведения, внутреннюю культуру личности, которую необходимо отрефлексировать, пройти проверку по определенным критериям.

Поиск выхода из этого состояния может быть осуществлен только путём воспитания общей культуры личности школьника, ее целеустремленности, выбора направленности танца, музыкального сопровождения.

Поэтому актуальность темы исследования характеризуется тем, что процесс воспитания в хореографических коллективах в учреждениях дополнительного образования детей вытекает из противоречия между потребностью общества в высокой танцевальной культуре школьников низким уровнем танцевальной культуры на практике.

Актуальность проблемы, её различные аспекты изучены недостаточно в педагогической науке. Однако потребность практики в обоснованных научных рекомендациях по воспитанию танцевальной культуры обусловила выбор темы моего исследования

Объектом исследования стали школьники-участники хореографического коллектива «Стиль» в учреждении дополнительного образования

Предмет исследования - процесс воспитания танцевальной культуры школьников в хореографическом коллективе в учреждениях дополнительного

образования детей на основе личностно - деятельностного подхода.

Цель работы: выявить существующие на практике методы изучения, диагностики танцевальной культуры детей, направления культурно-досуговой деятельности по формированию танцевальной культуры школьников.

Для раскрытия поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • Провести анализ методической литературы по теме;
  • Раскрыть уровень общей осведомленности о танце;
  • Определить наличие интереса, определённых пристрастий и предпочтений школьников, мотивации обращения ребенка к тому или иному направлению танцы;
  • Определить роль танцевального коллектива в формировании танцевальной культуры школьников;
  • Рассмотреть опыт по организации культурно-досуговой деятельности.

  1. Понятие «танцевальная культура»

Понятие «танцевальная культура» можно определить в самом общем виде как способ бытования танца в культуре. Танцевальная культура представляет собой систему, центральным элементом которой выступает танец.

Методы обучения - это способы совместной деятельности педагога и руководимых им учащихся, при помощи которых наилучшим образом усваивается учащимися музыкально-хореографический материал, прививаются танцевальные навыки, формируется и развивается у них эстетический вкус и хореографические способности. Кратко можно охарактеризовать каждый из методов применительно к специфике обучения хореографии.

Для реализации  программы в своей работе с учащимися применяю следующие методы:

1. Метод танцевального показа - это такой способ обучения, при котором педагог демонстрирует танцевальную композицию, отдельные фигуры и элементы, и соответственно анализирует их. Наглядно-образные представления, получаемые учащимися, являются основой для последующего разучивания схемы движения, поворотов, вращений и т.п. При демонстрации хореографического материала педагог не ограничивается только его показом, а также подробно анализирует и объясняет, как правильно исполнить данные элементы и фигуры.

2. Метод показа танца органически сочетается с методом устного изложения учебного материала. С помощью этого метода педагог сообщает учащимся знания об истории и современном состоянии хореографии, рассказывает об отдельных танцах и танцевальной музыке. Показывая и разъясняя те или иные танцевальные композиции, педагог помогает учащимся понять характер танцевальной лексики и особенности танцевальной музыки.

3. Метод познавательной деятельности. Различают иллюстративно-объяснительный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый и исследовательский методы. Эти методы применяются взаимосвязано. Они отличаются друг от друга по характеру познавательной деятельности учащихся. Использование педагогом этих методов способствует более глубокому и прочному усвоению танцевального материала учащимися.

4. Метод танцевально-практических действий. Рассмотренные методы и приемы наглядного обучения и устного изложения материала органически сочетаются с методом танцевально-практических действий.

В своей работе я уделяю основное внимание последнему методу обучения – это практической части занятий, урок танца чаще всего преимущественно строится как практическое занятие по разучиванию танцев и закреплению навыков. Кратко остановимся лишь на хореографических упражнениях и заданиях. Тренировочные упражнения - это планомерно повторное выполнение танцевальных движений, которые учащиеся под руководством педагога осуществляют каждое занятие. Танцевальные задания - это задания, с помощью которых учащиеся воспроизводят танцевальную лексику с целью дальнейшего ее закрепления, или это многократные повторения, в которых вырабатывают танцевальные умения и навыки, которые органично сливаются в танец.  

Ведь моя задача – вынести на сцену танец, отвечающий всем требованиям сегодняшнего дня, предъявляемым к танцевальному искусству, который оставил бы след в душе не только выступающих, но и зрителей.

Для достижения цели, задач и содержания программы я опираюсь в процессе

обучения на следующие хореографические принципы:

• принцип формирования у детей художественного восприятия через пластику;

• принцип развития чувства ритма, темпа, музыкальной формы;

• принцип обучения владению культурой движения: гибкость, выворотность, пластичность.

Видный педагог танца Т.Т. Кореневский считает, что для успешного формирования творческого потенциала ребенка следует соблюдать следующие условия

1) разновозрастный состав коллектива, в котором обязательно должны быть дети младшего, среднего и старшего возраста;

2) четкая и планомерная система учебной работы, в которой для каждого участника ясна перспектива его технического и художественного роста;

3) ясная, глубоко продуманная работа над репертуаром, где органично должны сочетаться все возрастные группы;

4) планирование воспитательной работы, в которой каждый член коллектива принимает активное участие.

Учебно-воспитательный процесс в нашем коллективе  строится так, чтобы повышать эффективность детского танца, улучшать исполнительскую культуру детей, обогащать их духовный мир. Вся работы с детьми строится на интересе, увлеченности и творчестве

Воспитательный процесс осуществляется как в ходе обучения танцам, так и через общение членов коллектива в различных общих делах и мероприятиях.

Воспитание находится в неразрывной связи с процессом обучения и образования; это две стороны единой педагогической деятельности по формированию личности. Педагог В.А. Сухомлинский писал: «Учение - это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитание в широком смысле этого понятия. В воспитании нет главного и второстепенного, как нет главного лепестка среди многих лепестков, создающих красоту цветка». В другой работе он подчеркивал: «…Разве можно сформировать мировоззрение без обучения и образования? Разве можно воспитывать человеческую душу, не имея в виду того, что человек видит, узнает, познает, осмысливает в процессе образования? С другой стороны, разве мыслимо образование вне воспитания мировоззрения?» Эти положения замечательного советского педагога имеют прямое отношение и к руководителю хореографического коллектива. Он обязан профессионально воспитывать в каждом ученике общечеловеческие ценности добра, справедливости, честности.

Учебно-воспитательная работа - составная часть и непременное условие творческой деятельности хореографического коллектива. Исполнительский уровень, жизнеспособность, стабильность, перспективы творческого роста в первую очередь зависят от качества учебно-воспитательной работы.

  1. Организация деятельности детей на занятиях «Волшебный мир танца»

 С древнейших времен танец существовал как излюбленная досуговая деятельность в культурах практически всех народов мира. В настоящее время танцы являются не только приятным времяпрепровождением, но и выполняют функцию эстетического и морального воспитания, раскрывают человеку мир реально существующей красоты, что особенно важно при формировании нравственно-этических ценностей подрастающего поколения. Воспитание детей средствами танцевального искусства помогает всестороннему развитию личности развития ребенка, учит его находить в танце эстетическое наслаждение. Поэтому работа в этом направлении представляется важным звеном в общепедагогическом процессе.

Обучение детей языку танца - это, прежде всего, обучение языку человеческих чувств; танцевальное движение скорее не обозначает, а выражает реалии человеческой жизни. Изобразительно-выразительные средства танца, используемые на занятиях, характеризуются обобщенностью и условностью, раскрываясь в единстве с музыкой и драматургией

Развивая культуру танца у  школьников, правильнее рассматривать этот процесс неотъемлемо с музыкальным воспитанием.

Танец — вид искусства, в котором художественный образ создается посредством ритмичных пластических движений и смены выразительных положений человеческого тела. Танец неразрывно связан с музыкой, эмоционально - образное содержание которой находит свое воплощение в его движениях, фигурах, композиции.

Хореография – это искусство танца. В это понятие входят танцы разных направлений: народные, бытовые, классические.

Основные задачи занятий:

  • Обучать основным теоретическим понятиям хореографии;
  • Обучать практическим хореографическим навыкам и умениям;
  • Развивать память, внимание, творческое мышление, наблюдательность;
  • Приобщать обучающихся к традициям народной культуры;
  • Формировать навыки общения в коллективе, основам сценической и зрительной культуры.

Но требования к выполнению этих всех задач в соответствии с возрастными особенностями учащихся увеличиваются. При этом педагог должен проанализировать уровень развития каждого навыка.

Среди учащихся в танцевальном объединении был проведен опрос: Какие танцы, стили и направления они знают. Уровень знаний материала у детей оценивался по трех бальной системе:

1 балл – отсутствие знаний;

2 балла - меньше пяти названий;

3 балла - больше пяти названий.

Затем количество баллов суммировалось в общий итог, по которому определялся уровень сформированности знаний у детей. Исследуемый, набравший 20 и более баллов, имеет высокий уровень

Теперь обратимся к полученным результатам.

Результат сформированности знаний музыкального материала у детей  10-12 лет на 1 сентября 2014года

Фамилия имя

учащегося

Возраст обучающегося

Название танцев

Стиль танца

Направление танца

Классическая музыка

Название балетов

Элементы русс., нар. пляски

Название жанра

Фамилии русс. и

 зарубеж. композиторов

Общий итог

Ащеулова .А

10

3

3

2

2

2

2

1

1

16

Виноградова А.

10

3

3

2

1

2

2

2

1

16

Канарева А.

10

1

1

1

1

1

1

1

1

8

Кондратьева А.

12

1

2

1

2

1

1

1

1

10

Красиков Д.

11

1

1

1

1

1

1

1

1

8

Кузнецова К.

11

1

1

1

1

1

1

1

1

8

Митрофанова В.

11

1

1

1

1

2

1

1

2

10

Серегин Е.

11

1

1

1

2

2

1

1

1

10

Слепченко В.

11

1

1

1

1

1

1

1

1

8

Храбров Д.

10

1

1

1

1

1

2

1

1

9

Далее обратимся к таблице, которая показывает  уровень сформированности знаний музыкального  материала у школьников.

20-24 балла

высокий

отсутствует

15-20 баллов

средний

2 ребенка

0-15 баллов

низкий

8 детей

По данным видно, что высокий уровень сформированности знаний танцевальной культуры данных школьников отсутствует.

 2 человека имеют средний уровень. У остальных воспитанников – низкий уровень. Это значит, что у школьников очень ограниченные знания о танцевальных направлениях и музыкальной культуре. Они не могут точно назвать  направления , стили танцев, фамилии композиторов.

Определяя уровень знаний музыкальных произведений, мы выяснили, что музыка в среде учеников – это лишь малая часть.

Далее детям был предложен срез уровня знаний музыкального языка (музыкальный слух, память, чувство ритма, творческая активность).

Первое условие для успешных знаний музыкальной грамотой твердо помнить, что в этом отношении должен быть наш собственный слух.

Уровень музыкальных способностей оценивался по трех бальной системе:

   3 балла – после прослушивания произведения, могут точно определить высоту звука, музыкальный размер, назвать тональность данного произведения.

2 балла – определяют но с ошибками.

1 балл – не могут правильно простучать ритмический рисунок, затрудняются определить высоту звуков, назвать тональность данного произведения.

Результаты музыкальных способностей у детей

 11-14 лет на 1 сентября 2014год.

Фамилия имя

учащегося

Возраст обучающегося

Музыкальный слух

Музыкальная память

Чувство ритма

Творческая активность

Общий итог

Ащеулова .А

10

3

3

3

3

12

Виноградова А.

10

3

3

3

3

12

Канарева А.

10

3

2

1

3

9

Кондратьева А.

12

3

2

2

2

9

Красиков Д.

11

2

3

3

2

10

Кузнецова К.

11

2

2

3

3

10

Митрофанова В.

11

3

2

3

1

9

Серегин Е.

11

2

3

2

3

10

Слепченко В.

11

3

2

2

3

10

Храбров Д.

10

3

2

2

3

10

По полученным данным мы определили уровень сформированных музыкальных способностей у детей.

Исследуемый, набравший 12 баллов имеет высокий уровень сформированности музыкальных способностей. К среднему уровню относятся школьники, набравшие 9-11 баллов. К низкому уровню – те, кто набрал 0-9 баллов.

Теперь обратимся к таблице, которая показывает уровень сформированности и знаний элементов и способностей музыкального языка

12 баллов

высокий

2 детей

9-11 баллов

средний

8 детей

0-9 баллов

низкий

отсутствует

По данным  мы видим, что высокий уровень сформированности музыкальных способностей 2 ребенка.  У 7 детей средний уровень, и низкий уровень отсутствует.

Итак, каждый обучающийся на первоначальном этапе обладает багажом музыкальных знаний и умений, а так же он от природы  и имеет определенные задатки. В силу своих психологических особенностей они активны и эту активность следует направлять по нужному руслу, приобщать к музыкальной культуре. Именно в школьном возрасте дети наиболее восприимчивы ко всему новому и интересному. И наша задача – способствовать появлению все более устойчивого интереса.

Но для отбора в самодеятельные коллективы  у поступающего не обязательно должны быть: правильное строение ног, корпуса и рук; выворотность; шаг; прыжок; гибкость; сценичность. Главным показателем для приема будет способность ребенка к исполнению  танцев, наличие темперамента, выразительности, юмора, умение схватить и передать характер танца - творческая индивидуальность исполнителя.

В основном эти навыки приобретают в процессе учебной работы. Поэтому она играет такую важную роль в любом танцевальном коллективе.

 Чтобы повысить уровень способностей, и обучить танцевальному искусству, я стараюсь проводить занятия более интересными и разнообразными.

Приступая к работе, я составляю программу на весь учебный год, учитывая индивидуальные особенности детей. В практике дополнительного образования мною  накоплен  опыт стимулирования интереса к воспитанию культуры танца (конкурсы, призы, поездки и т.д.).

 Приложение№1

 Приступая к постановочной работе, рассказываю детям об истории, на основе которой делается постановка, о быте, костюмах, традициях, об образах и

характерах, о мотивах их действий и т.д. Все это необходимо для того, чтобы ввести учащихся в мир тех образов, той музыки, под которую они будут танцевать.

Одна из задач учебно-тренировочной работы - правильная постановка корпуса, ног, рук и головы. Развитие и укрепление суставно-связочного аппарата, развитие силы и ловкости, выработка эластичности мышц - овладение танцевальной техникой.

Отличительной особенностью моей программы является  изучение нескольких танцевальных направлений: народный, классический, спортивный, бальный танец и если собрать и соединить воедино  частицы этих направлений вместе, то получается  - эстрадный танец.

Образовательная программа дополнительного образования «Волшебный мир танца» реализовывается мной уже третий год. Программа  рассчитана  на обучение детей 7-14 лет. По уровню освоения образовательная программа  является общеобразвивающей.

Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа. Перерыв между каждым часом 10 минут. Занятия включают в себя теоретическую и практическую части. Представленные разделы программы могут варьироваться в течение учебного года.

Большое значение придаю слушанию и разбору музыки танца (ее характера, настроения, структурного построения, ритмическим особенностям). Музыка сообщает движениям определенный характер, придает им эмоциональную окраску. Музыкальное сопровождение должно быть ярким, эмоциональным, выразительным. Среди всех искусств, в единстве с которыми развивается танец, музыка наиболее близка ему по обобщенности, ассоциативности и структурным закономерностям. Но, пластический изобразительный язык танца все же более конкретен, как и зрим. В идеале сам танец – пластическая музыка. Поэтому существование в произведении двух компонентов - музыки и танца – результат сложного процесса работы над органикой их соединения.

I этап моей работы - это  «Подготовительный»

 (дети 7 – 8 лет)

Создание условий для пробуждения творческих способностей каждого ребенка. Правильная постановка корпуса, освоение простейших движений классического танца (партерная гимнастика). Основной педагогической технологией является игра.

II этап работы – это  «Ориентирующий»

 (дети 8 – 10 лет)

Развитие познавательной мотивации, потребность в познании мира. Создание условий для индивидуального развития особо одаренных детей. Основной педагогической технологией являются сюжетно – ролевые игры.

III этап. «Начальная специализированная подготовка»

 (дети 10 – 12 лет)

Создание условий для приобретения опыта творчества. Освоение базовых движений классического танца, прыжков, поворотов и так далее. Основная педагогическая технология – репродуктивная деятельность с элементами творческой и игровой деятельности.

IV этап «Самоопределение и индивидуализм»

 (дети 12 – 14 лет)

Развитие творческих свойств личности. Развитие специальных танцевальных способностей. Основные педагогические технологии – сочетание индивидуальной работы (открытые занятия) с самостоятельной практической деятельностью.

Приложение №2

 Форма проверки результатов освоения программы.

 Для отслеживания результатов деятельности обучающихся проводятся начальная, промежуточная и итоговая аттестация в форме выполнения контрольных тестов и участия в  конкурсах одарённых детей и хореографических коллективов. В результате прохождения обучающимися всей программы проверяется итоги обучения программе в форме самостоятельной работы и отчётных выступление, в культурно-досуговых программах. Отслеживание уровня развития личностных качеств обучающихся происходит в результате анализа анкет:  «Критерии оценки развития личности», тест «Оценка индивидуальных качеств», диагностика личностного роста обучающихся.

Критерии оценочной деятельности обучающихся.

        Главным экспертом в оценке личностного и творческого роста обучающихся, конечно, должен быть сам педагог, который осуществляет  с помощью метода наблюдения и метода включения детей в хореографическую деятельность. Оценка деятельности  детей в танцевальном объединении происходит по трем направлениям:

1)        акробатические упражнения: спортивный элемент «шпагат», спортивный элемент «колесо»;

2)        нормативные данные: упражнение «кузнечик», упражнение «рыбка»;

3)        специальные данные: способность к артистизму, способность к импровизации.

Мною ведётся диагностика результатов с помощью «Сравнительной  таблицы». Которые помогают выявить уровень развития творческих способностей и личностного роста обучающихся. На каждом году обучения свои рамки (свой уровень) - это  вызывает  стремление ребенка подняться в своих знаниях, умениях и навыках на более высокую ступень.

 ( приложение №3)

Для успешной реализации данной программы необходимо следующее:

Занятия хореографией  проходятся в просторном, проветренном классе. Установлены зеркала. При занятиях зеркало помогает проверить правильность выполнения упражнений, стройности, осанки, красоту позы. Оно отмечает и ошибки, и достижения. Обувь должна быть легкой, облегчающей свободу движений (балетки). Форма для занятий должна быть удобной и не стеснять движений (ласины и купальник). Волосы аккуратно причесаны и собраны в пучок. Занятие  проводиться под музыку, что способствует музыкальному образованию детей.

Для эффективной работы  использую фонотеки, диски(CD) с записью музыкальных инструментов, видеоматериал, наглядные пособия в виде стендов с рисунками, изображающими позиции ног и рук, использование интернет технологий (работа с музыкальными сайтами, подготовка презентаций, информация о конкурсах и концертах, поиск литературы по программе обучения).

Свои занятия выстраиваю от простого в начале учебного года к сложному в конце. Начиная с определения музыкального образа (например «образ природы») к образам огромного внутреннего содержания ( «Образы войны»). Рассказывая о взаимосвязи содержания и формы в танце для воплощения художественного замысла.

В процессе работы я добиваюсь от учащихся на занятиях заинтересованного, увлеченного и в то же время серьезного отношения к учебному процессу, внеся яркий, живой эмоциональный колорит в атмосферу занятий, которые и повлекут за

собой соответствующее эстетическое отношение к миру танца, а через его воздействия и в жизнь.

Освоенный детьми материал служит замечательной основой для участия в праздниках и концертах.

Широким полем для проявления себя и получения опыта производятся выезды с показом своих танцевальных номеров за пределы поселка.

Моя задача как педагога – поддержать малейшее проявление индивидуальности, обратить на её внимание остальных так, чтобы и им захотелоссь в чем – то выразить свою творческую деятельность.

3.Результаты работы обучающихся по формированию танцевальной культуры

Основным критерием в определении танцевального развития детей относятся:

  • Участие детей в какой – либо сфере танцевального творчества;
  • Информационность в области танцевальной культуры общества.

Танец - искусство пластическое. Тело исполнителя является средством выражения идей, мыслей, содержания танцевального произведения. Поэтому, чем лучше он будет им владеть, тем вернее, ярче и выразительнее станет его танцевальный язык

Говоря о культуре исполнения танцевальных постановок участниками самодеятельных коллективов, мы подразумеваем под этим сочетание выразительности исполнения, музыкальности, свободы и законченности жеста, танцевальной техники.

Регулярно проводимые учебно-тренировочные занятия являются непременным условием творческих успехов коллектива. Без этих занятий, ограничиваясь только работой над репертуаром, нельзя добиться высокой танцевальной техники, выразительного исполнения.

Отсутствие тренировочных упражнений, прежде всего, отразится на технике исполнения: движения рук танцоров будут однообразны, скованны, лишены выразительности. Неправильное поставленное дыхание помешает хорошо провести весь танец: уже к середине его исполнители начнут уставать, выдыхаться, особенно если танец идет в быстром темпе, и к концу неизбежен значительный спад в его эмоциональной насыщенности. Совершенно по иному будет выглядеть танец в исполнении коллектива, в котором систематически проводятся учебно-тренировочная работа. Умение владеть своим телом, четкость исполнения,

правильно поставленное дыхание и тренированное сердце дадут возможность танцорам исполнить танец со всеми его характерными особенностями, не только, не снижая общего тонуса, но, наоборот, повышая его до полной кульминации

По окончанию каждого этапа обучения (глава 2), дети могут знать и уметь следующее

этапы

Могут знать:

Могут уметь:

I этап

(7-8лет)

Темпы музыки;

Правили положения корпуса на полу;

Позиции рук и ног.

Выделять сильную долю;

Правильно выполнять танцевальные шаги;

Осуществлять правильную постановку корпуса (рук, ног, головы).

II этап

(8-10лет)

Музыкальные размеры;

Особенности дыхания при выполнении упражнений;

Постановку корпуса на середине и у станка;

Элементы: польки, марша;

Отличие классических позиций от народных.

Выполнять перестроения;

Выполнять упражнения на полу;

Выполнение классических экзерсисов у станка и на середине.

III этап

(10-12лет)

Динамические оттенки музыки;

Правила выполнения каждого упражнения на все группы мышц;

Особенности танцев XIX века: манеры, костюмы, музыка.

Составлять комбинации;

Выполнять стойки у стены, «мостик» из положения лежа;

Выполнение классических экзерсисов у станка и на середине.

IV этап

(12-14 лет)

Распределение нагрузки на все группы мышц;

Основные технические элементы народного танца;

Типы прыжков.

Выполнять движения в различных темпах: (адажио – медленно, виво – живо, ленто – протяжно, легро – широко, анданте – неспешно, аллегро – скоро);

Различать основные движения танцевальных направлений;

Классические экзерсисы на середине и у станка.

Заключительный этап нашей опытно-исследовательской работы заключается в подведении результатов, которые дети достигли за два года обучения.

Срез уровня творческого развития мы сделали по тестам, описанным во 2 главе, в параграфе№1.

Несомненно, что интерес к танцевальной культуре у школьников возрастает с каждым годом. На начальном этапе работы был установлен уровень сформированности музыкальных знаний. По таблице проследим изменения уровня количественных знаний музыкального  материала школьников на май 2014 год.

Фамилия имя

учащегося

Возраст обучающегося

Название танцев

Стиль танца

Направление танца

Классическая  музыка музыкамузыка

Название балетов

Элементы русс., нар. пляски

Название жанров

Фамилии русс. и  зарубзарузарубеж. композиторов

Общий итог

Ащеулова .А

10

3

3

3

3

3

2

3

3

23

Виноградова А.

10

3

3

3

3

3

3

2

3

23

Канарева А.

10

3

2

3

2

2

3

2

3

20

Кондратьева А.

12

3

3

3

2

2

2

2

3

20

Красиков Д.

11

3

3

3

2

2

2

2

2

19

Кузнецова К.

11

2

2

3

2

2

2

2

2

17

Митрофанова В.

11

3

2

3

3

3

2

3

3

22

Серегин Е.

11

3

3

3

3

3

2

3

3

23

Слепченко В.

11

3

2

3

2

3

2

3

3

21

Храбров Д.

10

3

3

3

2

2

2

3

2

20

Отразим эти результаты в таблице

20-24 балла

высокий

8 детей

15-20 баллов

средний

2 ребенка

0-15 баллов

низкий

отсутствует

Сравним уровень школьников на первоначальном и заключительном этапе, мы видим, что уровень учащихся у всех без исключения повысился. Если в начале исследования итоговый средний балл был 16, то сейчас он равен 23. Это очень высокий показатель развития музыкальной культуры школьников в сравнении с предыдущим годом.

За два года обучения у 8 школьников имеется уровень высокий и лишь у 2 детей со средним уровнем. Положительным моментом оказались и то, что с низким уровнем знаний и умений школьников на заключительном этапе не оказалось.

Из этого можно сделать вывод, что занятия танцами способствует развитию интереса к музыкальной культуре. Полученные данные свидетельствуют о росте знаний музыкального материала и степени образованности учеников.

По следующей таблице мы видим, как изменился уровень знаний элементов музыкального языка школьников

Фамилия имя

учащегося

Возраст обучающегося

Музыкальный слух

Музыкальная память

Чувство ритма

Творческая активность

Общий итог

Ащеулова .А

14

3

3

3

3

12

Виноградова А.

14

3

3

3

3

12

Канарева А.

14

3

2

2

3

10

Кондратьева А.

12

2

3

2

3

10

Красиков Д.

11

3

3

3

3

12

Кузнецова К.

11

3

2

2

2

9

Митрофанова В.

11

3

3

3

3

12

Серегин Е.

11

3

3

3

3

12

Слепченко В.

11

3

3

3

3

12

Храбров Д.

10

3

3

3

2

11

Выразим результаты в таблице по «Уровеню музыкальных способностей школьников»

12 баллов

высокий

6 детей

9-11 баллов

средний

4 детей

0-9 баллов

низкий

отсутствует

По сравнению с первоначальным этапом уровень музыкальных способностей значительно вырос. Если при первом исследовании школьников с высоким показателем было 2 ребенка, то теперь 6 детей.

На занятия дети пришли с большими задатками нераскрытых танцевальных и музыкальных способностей. За два года их уровень вырос и обрел реальную основу. Школьники развили свои творческое мышление, наблюдательность, уже достаточно хорошо сформированы основы сценической и зрительной культуры.

Опыт показал, что школьники с большим удовольствием принимают участие в фестивалях, конкурсах, культурно – досуговых мероприятиях. Дети не только освоили программу занятий, на и научились реализовать  реализовывать на практике.

Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что знания, направленные на приобщение школьников к танцевальной культуре средствами культурно-досуговой деятельности имеют положительные результаты.

Заключение

Танцевальное искусство в нашей стране с каждым годом завоёвывает всё большую популярность, став одним из важнейших факторов формирования гармонично развитой, духовно богатой личности.

Танец пришёл к нам из глубокой древности. Его возникновение было бы невозможно, если бы на помощь движению не приходила музыка. Она усиливает выразительность танцевальной пластики и даёт ей эмоциональную и ритмическую основу. Хореографическое искусство изначально синтетично, ибо вне музыкального сопровождения оно не существует.

«Хорошая музыка должна живописать, должна говорить. Отзываясь на неё, танец становится как бы эхом, послушно повторяющим вслед за ней всё то, что она произносит».

Использование музыкальных произведений на хореографических занятиях является активным общением учащихся с этим видом искусств.

Поэтапная работа по выявлению уровня танцевальной культуры школьников позволяет лучше понять направление методических поисков в русле приближения танца к ребенку и проживания им в музыке, позволять совершенствовать музыкально – педагогические технологии преподавания хореографией, а также технологии культурно-досуговой деятельности по воспитанию танцевальной культуры школьников.

В процессе организации досуга школьников, организации праздников, концертов, танцевальное исполнительство школьников развивает творческие способности учащихся. В процессе обучения танцевальному искусству решаются конкретные задачи:

- образовательные – обучать основным теоретическим понятиям хореографии, практическим навыкам и умениям;

- воспитательные – приобщать детей к традициям народной культуры; формировать навыки общения в коллективе, основам сценической и зрительной культуры;

- развивающие – развивать творческое мышление, память, внимание, наблюдательность.

Список литературы

1.Базарова Н. Мей В. Азбука классического танца. Л. Москва 1964 год.

2.Барышникова Т. Азбука хореографии. Москва 2000 год.

3.Бекина СИ. Ломова Т.П. Музыка и движение.

4. Воронцов Н.М. Закономерности развития детей и методы его оценки. Учебно-методическое пособие. – Л., 1986г.

5.Конорова Е.В. Занятия по ритмике в I и IV классах музыкальной школы. Выпуск 2. Москва 1973 год.

6.Крюков В.В. музыкальная педагогика. – Ростов н.Д.,2002

7.Лифиц И. Франио Г. Методическое пособие по ритмике, издательство Москва 1987 год.

8.Развитие творческой активности школьников / Под ред. А.М. Матюшкина. - М.: Педагогика. - 1991. - 160 с

9.Руднева С.Д. Фиш 3. Ритмика. Музыкальное движение Москва просвещение 1972 год.

10. Франио Г. Роль ритмики в эстетическом воспитании детей. Москва 1989 год.

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

План-конспект открытого занятия по программе «Волшебный мир танца»

руководитель Бояркина А. А.

27.03 2014г                                                     Группа «Стиль»(10-12 лет)            

Тема занятия: Отработка движений первой части танца под счёт и музыку.

Цель занятия:  Развивать и закрепить навыки синхронности в  движениях народного танца.

Задачи:

1. Воспитывать любовь к музыкальной и танцевальной культуре своего народа

2.Развивать эмоциональное выражение русского образа в движениях.

3.Развивать умение ориентироваться в пространстве, чувство ритма,

пластичность, творческое воображение.

4. Продолжить работу над движениями русского танца с элементами аэробики

5. Закреплять в форме разминки навыки выполнения общеразвивающих

упражнений.

6. Формировать  здоровый образ жизни.

Оборудование:

•        -  диск с музыкальным репертуаром, магнитофон.

•        -  костюмы для танца, валенки.

План занятия:

1. Организационный момент (5 мин.)

2. Основная часть (40 мин.)

 Перерыв (15 мин.)

3. Заключительная часть (40 мин)

4. Подведение итогов занятия (5 мин.)

1. Вводная часть занятия

 Организованный вход детей в зал.  

 Исполняют поклон в русском характере (приветствие).

Знакомство детей с темой занятия.

  1. Основная часть занятия

Разминка под музыку:

легкий шаг с носка (танцевальный) по кругу, по диагонали, перестроение в 2колонны

бег по кругу сгибая ноги назад, перестроение в 2 колонны;

упражнения для улучшения гибкости шеи;

упражнения для улучшения эластичности плечевого пояса и  

подвижности плечевых суставов;

упражнения для улучшения подвижности локтевого сустава и

эластичности мышц плеча и предплечья;

упражнения для увеличения подвижности лучезапястных суставов,

упражнения для развития эластичности мышц кисти и предплечья;

упражнения для улучшения подвижности гибкости суставов

позвоночника;

упражнения для улучшения подвижности коленных суставов;

упражнения для увеличения подвижности голеностопного сустава и эластичности

мышц голени и стопы.

упражнения для растяжки шпагата

релаксация для снятия внутренних зажимов.

Перерыв (15 минут)

  1. Заключительная часть. «Отработка движений первой части танца под счёт и музыку»

Отработка синхронного выхода детей в круг под счет

Отработка танцевальных движений в современном стиле под счет.

Повторение танцевальных движений в русском народном стиле под счет.

Отработка перестроения в 2 колонны с синхронным продвижением вправо, влево. И в исходную позицию

Соединение всех движений первой части под музыку, закрепляя навыки синхронного исполнения танца.

  1. Подведение итогов занятия.

Дети исполняют поклон- прощание. Покидают танцевальный зал.

Приложение №2

Контроль прохождения программного материала

Акробатические упражнения:

Спортивные элементы имею одинаковые критерии оценки.

 Упражнения «колесо».

Низкий уровень выполнения – обучающиеся выполняют упражнение                                   с поддержкой (со страховкой) педагога.

Средний уровень выполнения – не проходит через положение «стойки»                                          20%, колени немного согнуты, но  стопы натянуты.

Высокий уровень выполнения – проходит через положение «стойка», колени натянуты, носочки вытянуты.

Упражнение «шпагат».

Низкий уровень выполнения – сидит на «шпагате» с опорой на руки, колени согнуты и плечи немного вперед.

Средний уровень выполнения – сидит на «шпагате» с опорой на руки.

Высокий уровень выполнения – уверенно и устойчиво сидит на «шпагате» руки в сторону.

Нормативные данные:

упражнение «рыбка», спортивный элемент выполняется на полу лежа, на спине ноги согнуты в коленях, руки за головой (выполняются количество раз за 1 минуту);

упражнение «кузнечик» спортивный элемент исходное положение, лежа на животе, ноги вместе, руки в  упоре перед собой (выполняются количество раз за 1 минуту).

Оценивается качество и количество выполняемых упражнений  за 1 минуту.

Этап

и год обучения

Уровень подготовки

Нормативные данные

«кузнечик»

«рыбка»

I этап

 (1 год обуч.)

низкий

средний

высокий

20-25

26-29

30- >

8-13

14-17

18- >

I этап

 (2 год обуч.)

низкий

средний

высокий

24-29

30-33

34- >

10-15

16-19

20- >

II этап

 (3 год обуч.)

низкий

средний

высокий

28-33

34-37

38- >

12-17

18-21

22- >

Специальные данные:

Задание на определение способности к импровизации.

Для обучающихся с 1-ого по 3-ый года обучения. На каждом году обучения идет  усложнение музыкального материала.

Для выполнения упражнения необходимо четыре записи с музыкой разных темпов (продолжительность каждого музыкального произведения - 1 минута). После выполнения заданий, обучающиеся должны ответить на вопросы: Что вы представляли себе под эту музыку? Какая музыка вам понравилась больше?

Низкий уровень выполнения - ребенок не может определить темп и стиль музыки, скован в движениях, образ расплывчив и мало придумано движений.

Средний уровень выполнения – яркий образ, но недостаточно раскрыт, правильно определен темп и стиль музыки, но немного придуманных движений.

Высокий уровень выполнения - замечательно придуманный образ, хорошая фантазия, нет скованности в исполнении движений и правильная передача музыкального материала.

Задание на определение способности к импровизации.

Задание  № 1. Детям три раза для прослушивания предлагается музыкальное произведение (длительностью 30- 40 секунд). Затем, готовятся в течение 5 минут, не мешая друг другу, они начинают танцевать, выполняют любые, какие им хочется движения, но при этом необходимо придумать образ и правильно передать его. Оценивается музыкальность, фантазия и задумка обучающегося.

Задание № 2. Звучит музыка. Вся группа встает в круг. Педагог начинает танец (показ танцевальных движений). Все остальные повторяют эти движения. Затем передает эстафету следующему, который начинает свои движения в такт музыке, периодически меняя их, и далее по порядку продолжают танцевать под музыку. Оценивается не принужденность в исполнении и большое количество танцевальных движений (за 20 – 30 секунд).

Низкий уровень выполнения – не музыкальное исполнение миниатюры, с трудом определяет темп и стиль музыки, скованность в движениях, образ расплывчив и мало придумано движений.

Средний уровень выполнения – яркий образ, но недостаточно раскрыт, правильно определен темп и стиль музыки, но немного придуманных движений.

Высокий уровень выполнения - замечательно придуманный образ, хорошая фантазия, нет скованности в исполнении движений и правильная передача музыкального материала.

Задание на определение степени развитости артистических способностей.

Для обучающихся с 1-ого по 3-ый года обучения. На каждом году обучения идет  усложнение  материала.

Задание №1. Каждый обучающийся получает карточки с заданием изобразить с помощью эмоций, но без слов какие-либо действия. На выполнение данного задания дается 4 – 5 минут.

  • Нахмурься, как:
  • Улыбнись, как:
  • Позлись, как:
  • Отдохни, как:
  • Станцуй, как:
  • Засмейся, как:

Задание №2.

Изобразить с помощью жестов и мимики, с помощью предложенного подручного материала, повадки и действия различных животных.

Низкий уровень исполнения – ребенок не справился с заданием, плохо обыгрывал предложенные ситуации, не эмоционален.

Средний уровень исполнения – хорошо раскрал образ, но не достаточно мимики и эмоций.

Высокий уровень исполнения – отлично вошел в образ, очень эмоционален и достаточно артистичен.

Задание на определение степени развитости артистических способностей.

Для обучающихся с 4-ого обучения. На каждом году обучения идет  усложнение материала.

Задание № 1. За 20-30 минут сочинить и поставить мини - спектакль, текст которого состоит из четверостишья. Можно взять другие известные четверостишия. Поставить мини – спектакль (импровизацию) силами творческой группы (по жребию). В различных жанрах: оперы, ужасов, мюзикла, драмы, комедии и т. д. Но главное это красиво обыграть. Оценивается не принужденность, искренность и оригинальность в исполнении.

Задание № 2. Необходимо изобразить без слов:

  • Что-то издающее звук (предмет или действие предмета);
  • Что-то не одушевленное (предмет или действие предмета);
  • Кого-то одушевленного (действия человека или животного);
  • Какую-то ситуацию из жизни (из быта).  

Низкий уровень исполнения – плохо обыгрывал предложенные ситуации, не эмоционален, вял и не активен.

Средний уровень исполнения – хорошо раскрал образ, но не достаточно мимики и эмоций.

Высокий уровень исполнения – отлично вошел в образ, раскован в движениях, очень эмоционален и достаточно артистичен.