Открытый урок по предмету "Ритмика и танец" 1 класс

Дзюбан Татьяна Алексеевна

В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности для воспитания души и тела заложены в синтезе музыки и пластики, интеграции различных видов художественной деятельности. Цель музыкально – ритмических занятий – дать ученику необходимые двигательные навыки, увлечь, заинтересовать его музыкой, дать возможность почувствовать радость от ощущения своего тела, свободно двигающегося и подчиняющегося музыкальному ритму.

Работа по ритмике ведется в двух направлениях:

Формирование музыкально-слуховых представлений. Сюда относятся следующие темы: восприятие характера музыки, темпа, динамики, регистровой окраски, метроритма и структуры музыкальных произведений (что не исключает, однако, работы над целостным восприятием музыкального произведения).

Работа над совершенствованием движений. На занятиях используются: упражнения с музыкально-ритмическими и двигательными задачами, гимнастические упражнения, музыкально-ритмические игры, танцевальные элементы, танцы и этюды. В зависимости от задач, поставленных педагогом, подбирается соответствующий музыкальный материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_ritmika_1_kl.docx24.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение дополнительного образования

«Школа искусств» г. Анива

Методическое сообщение

по предмету: Ритмика

Тема: «Развитие музыкальности и выразительности на уроках

ритмики »

Разработала:

Преподаватель хореографических

дисциплин Дзюбан Т.А.

г. Анива

19.10.17 г.

В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности для воспитания души и тела заложены в синтезе музыки и пластики, интеграции различных видов художественной деятельности. Об этом знали ещё в Древней Греции, где сформировалось представление о том, что основой прекрасного является Гармония. По мнению Платона, «трудно представить себе лучший метод воспитания, чем тот, который открыт и проверен опытом веков; он может быть выражен в двух положениях: гимнастика для тела и музыка для души… Ввиду этого воспитание в музыке надо считать самым главным: благодаря ему Ритм и Гармония глубоко внедряются в душу, овладевают ею, наполняют её красотой и делают человека прекрасно мыслящим… Он будет упиваться и восхищаться прекрасным, с радостью воспринимать его, насыщаться им и согласовывать с ним свой быт».

Цель музыкально – ритмических занятий – дать ученику необходимые двигательные навыки, увлечь, заинтересовать его музыкой, дать возможность почувствовать радость от ощущения своего тела, свободно двигающегося и подчиняющегося музыкальному ритму.

Музыкально-ритмические занятия позволяют решать следующие задачи:

  • развивать силу, выносливость, ловкость, гибкость, координационные способности;
  • укреплять здоровье детей, их всестороннее физическое развитие;
  • развивать основы музыкальной культуры;
  • развивать музыкальные способности( эмоциональная отзывчивость на музыку, слуховые представления, чувство ритма);
  • учить определять музыкальные жанры( марш, песня, танец), виды ритмики ( игра, пляска, упражнение), различать простейшие музыкальные понятия ( высокие и низкие звуки, быстрый и средний, медленный темп, громкая, умеренно громкая и тихая музыка и т.д.);
  • формировать красивые манеры, походку, осанку, выразительность телодвижений, поз;
  • воспитывать чувство ответственности, трудолюбия, коммуникабельности, избавлять от стеснительности, зажатости, комплексов;
  • воспитывать умения взаимодействовать со взрослыми, сверстниками, умение радоваться успехам других, вносить вклад в общий успех;
  • формировать познавательные способности: память, внимание, мышление ( умение наблюдать, сравнивать, анализировать).

Необходимым условием развития музыкальности учащихся является разнообразие музыкального материала, это даст учащимся понятие об определенной народности, различных музыкальных размеров, интонаций, темпов.

Так как занятия по ритмике осуществляются под музыку, необходимо обратить особое внимание на качество ее исполнения.  Высокохудожественная музыка воспитывает хороший вкус, расширяет музыкальный кругозор детей. Поэтому следует уделить особое внимание работе педагога с концертмейстером

Поскольку речь идёт о развитии детей в процессе музыкально-ритмических движений и содержание работы связано со спецификой этого вида деятельности, рассмотрим более детально её особенности.

Во-первых, ритмика – это синтетический вид деятельности, в основе которого лежит музыка, а движения выражают музыкальный образ и конкретизируют основные средства музыкальной выразительности.

Помимо единства художественного образа, настроения и характера исполнения, музыка и движения тесно взаимосвязаны также и тем, что это временные виды искусства, при этом движение, протекающее в пространстве, как бы делает зримым, ощутимым движение времени. Музыка и движение, таким образом, имеют много общих параметров, к которым относятся:

  • все временные характеристики ( начало и конец звучания, темп,
  • ритм );
  • динамика ( чем громче музыка, тем больше амплитуда движения);
  • форма произведения и композиционная структура двигательной композиции.

В связи с этой взаимообусловленностью музыки и движений сформулированы задачи обучения и воспитания детей.

Работа по ритмике ведется в двух направлениях:

Формирование музыкально-слуховых представлений. Сюда относятся следующие темы: восприятие характера музыки, темпа, динамики, регистровой окраски, метроритма и структуры музыкальных произведений (что не исключает, однако, работы над целостным восприятием музыкального произведения).

Работа над совершенствованием движений. На занятиях используются: упражнения с музыкально-ритмическими и двигательными задачами, гимнастические упражнения, музыкально-ритмические игры, танцевальные элементы, танцы и этюды. В зависимости от задач, поставленных педагогом, подбирается соответствующий музыкальный материал.

Определенное место в творческом развитии детей должно быть отведено этюдам. В этюдах дети самостоятельно находят нужные движения (ходьбу, бег, подскоки, кружение и т.д.) и сочетания их. Музыкально-ритмические игры также способствуют развитию творческой активности и музыкальных способностей детей.

Работая над восприятием характера музыки, педагог должен способствовать развитию отзывчивости на музыку, помогая детям через движение проникнуть в образное содержание данного произведения. Например, бег мелкими шагами, широким шагом, шагом медленным, кружением и т.д. Выполнение ритмического рисунка проводится в виде хлопков под музыку в ладоши, а также шагами или фиксируется условными движениями.

Определенное место на уроке отводится изучению элементов танцевальных движений и танцев. Элементы танцевальных движений прорабатываются в специальных упражнениях и в дальнейшем используются в танцах, играх, а также в свободном творчестве детей.

Необходимо также выделить определенное место для национальных народных плясок и танцев, используя соответствующий музыкальный материал.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение дополнительного образования

                              «Школа искусств» г. Анива

План открытого урока

по предмету: Ритмика

Тема: «Развитие музыкальности и выразительности на уроках ритмика и танец »

Разработала:

Преподаватель хореографических

дисциплин Дзюбан Т.А.

Учащиеся 1 класса ОР

г. Анива

19.10.17 г.

Цель: Формирование художественно-эстетического вкуса у детей средствами хореографии.

Задачи:

Обучающая: научить детей слышать музыку, понимать ее интонацию, темп, ритм, размер, двигаться в соответствии с музыкой, танцевать ее.

Воспитательная: развить чувства коллективизма, воспитание патриотизма к родному краю и любви культуры искусства других народов.

Развивающая: формирование прочных знаний и умений, мыслительных способностей. Проявить любовь к танцевальной культуре, развить моторные навыки, точность движения, координацию, дисциплину, способность преодолевать трудности.

Тип урока: комбинированный

Метод обучения: комбинированный

Ход урока:

I. Организационный момент( 3 мин.)

1.Разминка по кругу (2-3 мин.)

2.Партер:

1.В положение сидя, ноги вытянуты вперед вместе ,упр.для стоп: вытягивание и сокращение вместе и поочередно

2.В положение сидя, ноги вытянуты вперед, упр.на укрепление мышц шеи, плеч, рук.

3.В положение сидя, ноги вытянуты вперед, наклоны вперед, ноги раздвинуты широко по сторонам наклоны вправо, лево, вперед.

4.Упражнение для бедра, развороты ,и поднимание ноги.

5.Броски прямой и согнутой ногой.

6. «Березка».

7.В положении лежа на животе:

Поднимание и опускание спины с вытянутыми ногами.

Упражнение «лягушка».

Упражнение «лодочка».

Упражнение «корзиночка».

8.Упражнение для спины «кошечка, собачка».

9.Упражнение для растягивания верхней поверхности бедра: «стрелочка с прогибом в кольцо».

10.Упражнения на мышцы пресса.

11.Растяжка.

Ритмические игры

  1. « Ритмическое  эхо»

Принцип  исполнения: преподаватель задаёт  учащимся комбинацию с хлопками с определённым метроритмическим рисунком.  Учащиеся должны в точности её повторить.

  1. « Ритмическое  двухголосие» 

Ноги  отмечают  метрическую  долю,  а  руки  -  ритмический  рисунок.

3.  «Ритмическая  загадка»

4. « Ритмический  оркестр».

Учащиеся  разделены  на  группы,  у  каждой    свой  ритмический  рисунок.  Исполняют  одновременно.

5. Упражнения на длительности: целая, половинная, четвертная, восьмая. ( с использованием маракас)

II. Прыжки:

1.простые

2.поджатые

3.тройные прыжки с паузой

4.разножка

III. Повторение пройденного материала

Комбинация «Вару-вару»

IV. Подведение итогов урока

V. Поклон

 Анализ проделанной работы:

Урок по ритмике на тему: «Развитие музыкальности и выразительности на уроках ритмики » проходил с девочками и мальчиками 1 года обучения.

Трудности, с которыми приходится сталкиваться на уроках, это то, что набираем детей с разными данными без специального отбора, что и вносит определенные осложнения.

На уроках используются технические средства (магнитофон, бубны, дидактический материал, костюмы, специальная обувь и др.). Музыкальное сопровождение урока проходит под  магнитофон. Музыкальный материал был подобран в соответствии с темой, был интересен, понятен, разнообразен.

На уроках соблюдается техника безопасности. Дети с правилами ознакомлены.

На данном уроке дети показали хорошие знания, полученные ими, и с поставленными задачами справились успешно. Дети знают, что такое размер музыки, такт, затакт, начало и конец музыки, вступление, что и было показано в ходе урока.

Дети могут самостоятельно просчитать движение, исполнить и показать его под музыку.

Работая коллективом, а не по одному, учащиеся учатся работать сообща, слыша и понимая, чувствуя друг друга, что говорит об их стремлении и старании делать красиво и правильно вместе, а не по одному.

Урок прошел в хорошем ритме. Учащиеся реагируют на замечания педагога, стараются исправить свои ошибки и помочь своему товарищу, что говорит о хороших отношениях внутри группы. На уроки дети ходят с удовольствием.

На уроках создаются и используются проблемные ситуации, с которыми дети справляются, что активизирует познавательную деятельность учащихся. Даваемый материал интересен и доступен. Дети усваивают информацию хорошо.

Все движения строятся по принципу от простого к сложному, что дает завершенность всех учебных программ.

Используется дифференцированный подход в обучении, что формирует систематизацию специальных знаний, умений, навыков.

Творческий потенциал детей раскрыт не до конца, и есть возможность работать и исправлять ошибки, с которыми они столкнулись, другими методами, способами.

Цели и задачи, поставленные мной на уроке, были выполнены, в целом урок прошел легко, грамотно, в дружеской атмосфере.