Рабочая программа по предмету "Классический танец"

Дзюбан Татьяна Алексеевна

Учебный предмет «Классический танец» является фундаментом обучения для всего комплекса танцевальных предметов, ориентирован на развитие физических данных учащихся, на формирование необходимых технических навыков, является источником высокой исполнительской культуры, знакомит с высшими достижениями мировой и отечественной  хореографической культуры.

Данная программа приближена к традициям, опыту и методам обучения, сложившимся в хореографическом образовании, и к учебному процессу учебного заведения с профессиональной ориентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassicheskiy_tanets_2015-2016.docx55.94 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БУДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ШКОЛА ИСКУССТВ Г. АНИВА»

Рабочая   программа

КЛАССИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ

Для учащихся хореографического отделения

1-7 (8) классы по 7-летней программе обучения

Составитель учебной рабочей программы:

Дзюбан Т.А.- преподаватель

 МБОУ ДО «ШИ г. Анива»

г. Анива

2015-2016 уч.год

  1. Пояснительная записка

Учебный предмет «Классический танец» направлен на приобщение детей к хореографическому искусству, на эстетическое   воспитание учащихся, на приобретение основ исполнения классического танца.

Учебный предмет «Классический танец» является фундаментом обучения для всего комплекса танцевальных предметов, ориентирован на развитие физических данных учащихся, на формирование необходимых технических навыков, является источником высокой исполнительской культуры, знакомит с высшими достижениями мировой и отечественной  хореографической культуры.

Данная программа приближена к традициям, опыту и методам обучения, сложившимся в хореографическом образовании, и к учебному процессу учебного заведения с профессиональной ориентацией.

Ее освоение способствует формированию общей культуры детей, музыкального вкуса, навыков коллективного общения, развитию двигательного аппарата, мышления, фантазии, раскрытию индивидуальности.

 2. Срок реализации данной программы – пять лет. Начало обучения в третьем классе, окончание в седьмом.  Возраст обучающихся должен быть при начале обучения не менее 8 лет и не старше 11 лет.

   3.  Объём учебного времени, предусмотренный учебным планом составляет 1023 часа аудиторных занятий: по 4 часа  в неделю.

        Аудиторные занятия по классическому танцу проводятся в групповой и мелкогрупповой (отдельно класс мальчиков и класс девочек) формах.

4.Форма проведения учебных аудиторных занятий:

мелкогрупповая (от 4 до 10 человек), занятия с мальчиками по предмету «Классический танец» - от  3-х человек, рекомендуемая продолжительность урока –40 минут.

        5.Цель и задачи учебного предмета

Цель:  развитие танцевально-исполнительских и художественно-эстетических способностей учащихся на основе приобретенного ими комплекса знаний, умений, навыков, необходимых для исполнения танцевальных композиций различных жанров и форм, а также выявление наиболее одаренных детей в области хореографического исполнительства и подготовки их к дальнейшему поступлению в образовательные учреждения, реализующие образовательные программы среднего и высшего профессионального образования в области хореографического искусства.

Задачи:

  • развитие интереса к классическому танцу и хореографическому творчеству;
  • овладение учащимися основными исполнительскими навыками классического танца, позволяющими грамотно исполнять музыкальные композиции,  как соло, так и в ансамбле;  
  • развитие музыкальных способностей: слуха, ритма, памяти и музыкальности;
  • освоение учащимися музыкальной грамоты, необходимой для владения классическим танцем в пределах программы;
  • стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления, воображения и творческой активности  в ансамбле;
  • развитие чувства ансамбля (чувства партнерства), двигательно-танцевальных способностей, артистизма;
  • приобретение обучающимися  опыта творческой деятельности и публичных выступлений;
  1. Обоснование структуры учебного предмета

Обоснованием структуры программы являются типовые  учебные программы,  рекомендованные Министерством Культуры Российской Федерации.

Программа содержит  следующие разделы:

-   сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

-   распределение учебного материала по годам обучения;

-   описание дидактических единиц;

-   требования к уровню подготовки обучающихся;

-   формы и методы контроля, система оценок;

-   методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

  1. Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

-   словесный (объяснение, разбор, анализ);

-   наглядный (качественный показ, демонстрация отдельных частей и всего  движения; просмотр видеоматериалов с выступлениями выдающихся танцовщиц, танцовщиков, посещение концертов и спектаклей  для повышения общего уровня развития обучающегося);

- практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующей организации целого);

- аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);

- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, создание художественных впечатлений);

- индивидуальный подход к каждому ученику с учетом природных способностей, возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки.

Предложенные методы работы при изучении классического танца в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях  в хореографическом образовании.

  1. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Материально- техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Минимально необходимый для реализации программы  «Классический танец» перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения включает в себя:

  • балетные залы площадью не менее 40 кв.м (на 12-14 обучающихся), имеющие пригодное для танца напольное покрытие (деревянный пол или специализированное пластиковое (линолеумное) покрытие), балетные станки (палки) длиной не менее 25 погонных метров вдоль трех стен, зеркала размером 7м х 2м на одной стене;
  • наличие музыкального инструмента (рояля/фортепиано) в балетном классе;
  • учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий;
  • помещения для работы со специализированными материалами (фонотеку, видеотеку, фильмотеку, просмотровый видеозал);
  • костюмерную, располагающую необходимым количеством костюмов для учебных занятий, репетиционного процесса, сценических выступлений;
  • раздевалки и душевые для обучающихся и преподавателей.  

В образовательном учреждении должны быть созданы  условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов, содержания, обслуживания и ремонта балетных залов,  костюмерной.

II.        Содержание учебного предмета "Классический танец"

  1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Классический танец», на максимальную нагрузку обучающихся  на  аудиторных занятиях:

                                                                                Таблица 2

Срок обучения 7(8)  лет

Распределение  по годам обучения

Классы

1

2

3

  4

  5

  6

  7

Продолжительность

учебных занятий  

(в неделях)

-

-

35

35

35

35

35

Количество часов на аудиторные занятия

(в неделю)

-

-

4

4

4

4

4

Общее максимальное количество часов по годам (аудиторные занятия)

-

-

140

140

140

140

140

Общее максимальное количество часов на весь период обучения (аудиторные занятия)

-

-

700

Аудиторная нагрузка по учебному предмету обязательной части образовательной программы в области искусств распределяется по годам обучения с учетом общего объема аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет ФГТ.

Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала.

2.Требования по годам обучения

Настоящая программа составлена традиционно:  включает основной комплекс движений – у станка и на середине зала и дает право преподавателю на творческий подход к ее осуществлению с учетом особенностей психологического и физического развития детей  9-15 лет.

Обучение по данной программе позволяет изучать материал поэтапно, в развитии - от простого к сложному.

Урок состоит из двух частей - теоретической и практической, а именно:

а) знакомство с правилами выполнения движения, его физиологическими особенностями;  

б) изучение  движения и работа над движениями в комбинациях.

Годовые требования. Срок обучения 7  лет

3 класс(1 год обучения)

Аудиторные занятия                        4 часа в  неделю

В первый год обучения по предмету «Классический танец» преподаватель занимается с учащимися над выработкой навыков правильности и чистоты исполнения, приобретения навыков точной согласованности движений, закрепления развития активной выворотности, развития  и закрепления устойчивости, развития координации движений,  воспитание силы и выносливости ,освоения простейших танцевальных элементов, развития артистичности.  

Примерный рекомендуемый список изучаемых движений:

ЭКЗЕРСИС  У  СТАНКА

1.Позиции ног: I, II, V.

2.Постановка корпуса одной рукой за палку в сочетании с port de bras (I,II,III позиции рук).  

3.  Demi plie no I,II,Vпозициям.    

4.  Grand plie no I,II позиции.

5.  Battements tendu из I позиции:

-  battements tendu pour le pied в сторону;  

  -  battement tendu изVпозиции.

6.Passe par terre:

-  с demi plie по I позиции

-  с окончанием в demi plie.

7.Battement tendu  jete из I позиции во всех направлениях:

-battements tendus  jete с pique;  

  -  battements tendus jete из V позиции.

8.   Rond de jambe par terre в первой раскладке en dehors, en dedans.

9.   Положение ноги sur le cou de pied:

- «условное» спереди, сзади,

  -   «обхватнoe».

10.Battement frappe лицом к станку, носком в пол, в сторону во всех направлениях.

11.Battements frappe боком к станку, носком в пол во всех направлениях.

12.Battements fondu носком в пол  во всех направлениях, лицом к станку;

- боком к станку, носком в пол.

13. Preparation к rond de jambe par terre en dehors, en dedans.

14.Battements releve lent на 90о. во всех направлениях лицом к станку;

- боком к станку.

15.Понятие retire .

16.Grand battements jete из I позиции во всех  лицом к станку;

- боком к станку.

17.Releve пo I,II,Vпозициям:

-с вытянутых ног,

- с demi plie.

18.Port de bras (перегибы корпуса) в различных сочетаниях:

- в сторону, вперед, назад.

ЭКЗЕРСИС НА СЕРЕДИНЕ ЗАЛА

1.I Форма port de bras в различных сочетаниях (en dehors, en dedans).

2. Demi plie no I,II,V позициям ;

-grand plie по I, II позициям.

3.Battements tendu из I позиции во всех направлениях;

- с demi plie .

4.Battements tendu jete во всех направлениях из I позиции;  

-с pique.

8. Demi rond de jambe par terre;

- rond de jambe par terre (полный круг).

9.Battements releve lent во всех направлениях на 90о.

10.Grand battement jete из I позиции в первоначальной раскладке.

ALLEGRO

1. Temps leve saute no I, II позициям;

- V позиции.

2.Petit changement de pied.

3.Раз echappe в первой раскладке.

4.Шаг польки.

         В первом полугодии  проводится контрольный урок по пройденному и освоенному материалу.

Во втором полугодии - переводной экзамен (зачет).

Требования к переводному экзамену (зачету)

По окончании первого года обучения учащиеся должны знать и уметь:

  • грамотно исполнять программные движения;
  • знать правила выполнения движений;
  • знать структуру и ритмическую раскладку;
  • замечать ошибки в исполнении других и уметь предложить способы их  исправления;
  • координировать движения ног, корпуса и головы в умеренном и быстром темпе;
  • уметь танцевать в  ансамбле;
  • различать выразительные средства в передаче характерного настроения.

4 класс (второй год обучения)

Аудиторные занятия                        4 часа в неделю

        Продолжение работы над приобретенными навыками: выработки  правильности и чистоты исполнения, воспитание умения гармонично сочетать движения ног, корпуса, рук и головы для достижения выразительности и осмысленности танца.  

Развитие внимания при освоении несложных ритмических комбинаций, проверка точности и чистоты исполнения пройденных движений, выработка устойчивости на середине зала, дальнейшее развитие силы и выносливости за счет ускорения темпа и увеличения нагрузки в упражнениях, освоение более сложных танцевальных элементов, совершенствование техники, усложнение координации, развитие артистичности, чувства позы.  

Примерный рекомендуемый список изучаемых движений:

ЭКЗЕРСИС  У  СТАНКА

1. Постановка корпуса по IV позиции.

2. Battements tendu:

-  в позах (croisee, efface, ecarte).

3. Battements tendu jete:

-  в позах(croisee, efface, ecarte).

4. Rond de jambe par terre на demi plie.

5. Battements fondu с plie releve во всех направлениях.

6. Battements double frappe в сторону, носком в пол на всей стопе.

7. Battements releve lent на 90о в позах.

8. Battement developpe во всех направлениях - лицом к станку;

-   боком к станку.

9. Grand battement jete в больших позах (croisee, efface, ecarte).

10.III форма port de bras как заключение комбинаций.

ЭКЗЕРСИС  НА  СЕРЕДИНЕ ЗАЛА

1. Battement tendu во всех направлениях в малых позах,

- в сочетании с pour le pied и demi plie.

2. Battements tendus jete во всех направлениях в малых позах в сочетании с

pique.

3. Battements fondu во всех направлениях носком в пол.

4. Battements frappe во всех направлениях носком в пол.

5. Battements releve lent  на 90ово всех направлениях в сочетаниях с раssе.

6.Battetnents developpe в сторону.

7.Grand battements jete во всех направлениях.

8.IIФорма port de bras.

ALLEGRO

1. Раs echappe.

2. Pas assemble в сторону:

- у станка и на середине.

3. Sissone simple enface:

 -у станка и на середине

4. Grand changement de pied.

         В первом полугодии   проводится контрольный урок по пройденному и освоенному материалу.

Во втором полугодии - переводной экзамен (зачет).

Требования к переводному экзамену (зачету)

По окончании второго года обучения учащиеся должны знать и уметь:

  • грамотно, музыкально-выразительно  исполнять программные  движения  (умение свободно координировать движение рук, ног, головы, корпуса);
  • анализировать исполнение движений;
  • знать об исполнительских средствах выразительности  танца (выразительности рук, лица,  позы);
  • термины   и  методику изученных программных движений;
  • уметь грамотно пользоваться методикой при выполнении движений.

5 класс (третий год обучения)

Аудиторные занятия                        4часов в неделю

В целом требования совпадают с 4 классом, но с учетом усложнения программы:  продолжается работа над выработкой правильности и чистоты исполнения, закреплением освоения хореографической грамоты, переходом  к  элементам будущей танцевальности.  

В  5 классе больше внимания уделяется развитию силы стопы за счет увеличения упражнений на полупальцах и пальцах, развитию устойчивости, силы ног путем увеличения количества повторов изучаемых движений, развитию различных мышц тела в исполнении одного движения.

Необходимо начать работу над техническим исполнением упражнений в ускоренном темпе и развитию танцевальности. Продолжить работу  над скоординированным  исполнением изучаемых движений.

Примерный рекомендуемый список изучаемых движений:

ЭКЗЕРСИС  У  СТАНКА

1.Demi plie no IV позиции;

- grand plie no IV позиции.

2. Demi rond de jambe на 450 en dehors, en dedans,

- на demi plie.

3. Battements fondu с plie - releve с выходом на полупальцы.

4. Battements double frappe с окончанием в demi plie.

5. Pas tombee с продвижением и фиксацией ноги в положении suг lе соu de

pied,  

6. Battements developpe с окончанием в demi plie.

7. III форма port de bras с вытянутой ногой назад (растяжка без перехода на

работающую ногу).

8. Preparation  к  pirouette sur le cou de pied из V позиции.

9. Grand battements jete с pointee.

ЭКЗЕРСИС  НА  СЕРЕДИНЕ  ЗАЛА

1. Понятие arabesque (I,II,IV):

-изучение  I, II,III arabesque.  

2. Battement tendu в позах в сочетании с degagee  и фиксацией arabesque.

3. Battements tendu jete в позах в сочетании с balancoire, pique с фиксацией

arabesque.

4. Rond de jambe par terre en dehors et en dedans на demi plie.

5. Battementsfondu в сочетании с soutenu и demi plie во всех направлениях на 450.

6. Battements frappe во всех направлениях на 450 в позах.

7. Battements releve lent и battements developpe как основополагающие

элементы adagio.

8. Temps lie par terre en dehors et en dedans:

9. Grand battements  jete с pointee в позах.

ALLEGRO

1. Temps leve saute по I,II, V позициям

с продвижением  вперед, в сторону, назад.

2. Changement de pied en tournant на 1/8, 1/4, 1/2 поворота.

3. Pas echappe en tournant на¼поворота.

4. Pas assemble вперед, назад.

5. Pas jete en face.

6. Temps leve с фиксацией ноги на sur le cou de pied.

7.Pas glissade в сторону.

89.Pas chasse вперед.

В первом полугодии   проводится контрольный урок по пройденному и освоенному материалу.

 Во втором полугодии - переводной экзамен (зачет).

Требования к переводному экзамену (зачету)

По окончании третьего года обучения учащиеся должны знать и уметь:

  • грамотно и выразительно исполнять программные движения и элементарные  комбинации;
  • сочетать пройденные упражнения в несложные комбинации;
  • выполнять движения музыкально грамотно;
  • справляться с музыкальным темпом урока;
  • анализировать и исправлять  допущенные ошибки;
  • знать об  исполнительских средствах выразительности  танца;  
  • знать термины  изученных движений;
  • знать методику изученных программных движений;

6 класс (четвертый год обучения)

Аудиторные занятия                        4 часов в неделю

         Предъявляемые требования при выполнении и изучении новых движений к учащимся 6 класса остаются в основном прежними, как и в предыдущих классах, но с учетом усложнения программы:  продолжается работа над выработкой правильности и чистоты исполнения, закреплением освоения хореографической грамоты, воспитанием более свободного владения корпусом, движением головы и особенно рук, укрепление устойчивости (апломб) в различных поворотах, в упражнениях на пальцах и полупальцах; переходом  к  элементам будущей танцевальности, освоение более сложных танцевальных элементов.  

Продолжается работа над развитием  пластичности и выразительности рук, корпуса, выразительностью поз, совершенствованием исполнительской техники (введение различных полуповоротов и полных поворотов);  подготовкой к вращению.

Вводится более сложная координация движений за счет использования поз в экзерсисе у станка и на середине, усложнения учебных комбинаций; развитие артистичности, манерности, изучение заносок; ускоряется общий темп урока.

Примерный рекомендуемый список изучаемых движений:

ЭКЗЕРСИС У СТАНКА

1. Demi plie и grand plie с рукой en dehors, en dedans.

2. Battements tendu с  demi plie

3. Battements tendu jete в сочетании с  pour le pied, pique, 2

4. Rond de jambe en air endehors, en dedans в первоначальной раскладке ; ++

- и в конечной раскладке.

5. Battements soutenu на 450 во всех направлениях..

6. Battements frappe с окончанием в demi plie носком в пол и поворотом в малые позы.44

10. Battements developpe в сочетании с plie releve.  

11. Petit battements с акцентом sur le cou de pied сзади и условное спереди.  

12. Grand battemеnt jete с passé par terre через I позицию и с фиксацией ноги носком в пол.

13. Pas de bourree simple en tournant.2

14.Preparation и pirouette en dehors, en dedans из V позиции.4.342+2+

ЭКЗЕРСИС  НА  СЕРЕДИНЕ ЗАЛА

1.Battements fondu с plie-releve на всей стопе

- с demi rond en dehors, en dedans.2+2

2.Battement double frappe с окончанием в demi plie и фиксацией ноги носком.

3.Battements developpe в больших позах в сочетании с arabesgue.

4. Tours chaines.4

ALLEGRO

1. Pas echappe.2

2. Double assemble.

3. Pas assemble с продвижением

4. Sisson ferme вперед в I arabesque.3

         В первом полугодии  проводится контрольный урок по пройденному и освоенному материалу.

 Во втором полугодии - переводной экзамен (зачет).

Требования к переводному экзамену (зачету)

По окончании учебного  года обучения учащиеся должны знать и уметь:

  • грамотно и выразительно исполнять небольшие комбинации;
  • добиваться различия в исполнении основных и связующих движений выразительности  в танцевальных комбинациях;
  • активно участвовать в исполнении  прыжков;
  • уметь качественно исполнять движения;
  • уметь распределять свои силы, дыхание;
  • подготовительные  движения на затакт, определяющие темп всего движения;
  • знать и точно выполнять  методические правила;
  • уметь грамотно пользоваться методикой при выполнении движений;
  • знать термины  изученных движений;
  • знать об  исполнительских средствах выразительности  танца.

7 класс (пятый год обучения)

Аудиторные занятия                        4 часа в неделю

Главная задача в 7 классе - это подготовка учащихся к представлению выпускной программы в максимально готовом виде.

На протяжении всего учебного года закрепляется весь программный материал, изученный за все годы обучения: продолжается работа над пластичностью и выразительностью рук, а также их активностью и точностью координации при исполнении больших поз и туров; продолжается работа над чистотой, свободой и выразительностью, точностью исполнения с использованием более сложных сочетаний  пройденных движений; происходит дальнейшее освоение техники пируэтов и заносок; создание танцевальных комбинаций адажио, аллегро и на пальцах на готовый музыкальный материал с использованием знакомой и несложной балетной музыки; развитие виртуозности и артистичности; приобретение  законченной танцевальной формы;

Увеличиваются нагрузки в упражнениях у станка и на середине зала,   в allegro и экзерсисе на пальцах; осваиваются более сложные танцевальные элементы; усвоение туров с различных приемов.

Продолжается дальнейшее развитие силы ног и выносливости за счет ускорения темпа; совершенствование исполнительской техники; совершенствование координации; введение понятия «вариация»;развитие артистичности, манерности, чувство позы; изучение pirouеtte s с различных приемов, а также подготовка к вращениям по диагонали; знакомство с большими прыжками; изучение прыжков с различных приемов и развитие баллона в больших прыжках ;освоение более сложного и разнообразного  музыкального сопровождения и усложнение  ритмического рисунка.

Примерный рекомендуемый список изучаемых движений:

ЭКЗЕРСИС У СТАНКА

1. Flic-flac en tournant en dehors et en dedans на 3600.

2. Поворот fouette с открытой ногой носком в пол  на450, на 900:

-на полупальцах с plie releve;  

- с полупальцев с окончанием в demi plie.

3.Battement soutenu во всех направлениях на 900enface;

- в позах классического танца.

4. Grand rond de jambe на 900 endehors et en dedans на demi plie.

5. Battements fondu на 900 во всех направлениях  enface.  

ЭКЗЕРСИС НА СЕРЕДИНЕ ЗАЛА

1.Battements tendu en turnant en dehors et en dedans на 1/2 круга.  

2.Battements tendus

3.Battement fondu;

а) на 450во всех направлениях;  

б) в сочетании с double  battement.

4.V форма port de bras.

5.Pirouettes en dehors с degagee (по диагонали).

6. Pirouettes en dedans (tour pique).  

7.Tours c temps leve sur le cou de pied.

ALLEGRO

1. Pas assemble с продвижением приемом шаг-coupe.  

2. Sisson simple en tournаnt на 1/2 поворота.  

3. Grand pas dechat.

4. Grand pas jete с продвижением по диагонали в сочетании с pas glissade.  

Требования к выпускной программе

Выпускной экзамен должен выявить у учащихся полученные за весь курс обучения знания, умения и навыки:

  • умение  исполнять грамотно, выразительно и свободно освоенный программный   материал;
  • уровень исполнительской техники и артистичности в соответствии с программными требованиями;
  • освоение законченной танцевальной формы;
  • знание и использование методики исполнения  изученных движений;
  • знание терминологии  движений и основных поз;
  • знания  об  исполнительских средствах выразительности  танца;
  • знание  правил  выполнения того или иного движения, ритмической  раскладки;
  • умение обоснованно анализировать  свое исполнение и анализировать  исполнение  движений друг  друга;
  • умение  находить ошибки,  как у себя, так и в исполнении других;
  • анализировать музыку с точки зрения темпа, характера, музыкального жанра;
  • владение осознанным, правильным выполнением движений, самоконтроль над мышечным напряжением, координацией движений.

Перечень основных составляющих элементов для сдачи выпускного экзамена

 ЭКЗЕРСИС У СТАНКА

1.Demi plie et grand plie I,II,IV,V позициям  в сочетании с различными положениями рук , port de bras(движения рук, перегибы корпуса) и degagee по II и IV позициям.

2.Battements tendu по V и I позициям во всех направлениях enface и на позы (croisee, efface, ecarte) в комбинации с:

-  battements tendus pour le pied в сторону;

-  double battements tendus;

 3. Battement tendus jete по Vи I позиции во всех направлениях enface и на

позы (croisee, efface, ecarte) в комбинации с:

-battements tendus  jete с pique;  

4. Preparation к rond de jambe par terre en dehors, en dedans et rond de jambe

par terre  en dehors, en dedans в комбинации с:

- rond de jambe par terre на demi plie;

- demi rond de jambe на 45°en dehors, en dedansна целой стопе,

- port de bras (перегибы корпуса) в различных сочетаниях в сторону,

вперед, назад;

-III форма port de bras  с вытянутой ногой назад.

5.Battements fondu  во всех направлениях носком в пол, на 45°,90°enface

 и на позы в комбинации с:

- с plie releve во всех направлениях на всей стопе и с выходом на  

полупальцы;

-с продвижением и фиксацией ноги носком в пол, фиксацией ноги на  45°;

 - на полупальцах во всех направлениях;

- double battements fondu.

6. Temps re1eve (preparation к rond de jambe en l air) en dehors et en dedans.

7. Rond de jambe en l air en dehors, en dedans.

8. Battements frappe  et  battements double frappe во всех направлениях в

Комбинации с:

- battement double frappe с окончанием в demi plie;

- с окончанием в demi plie носком в пол и поворотом в малые позы;4

-  -с выходом на полупальцы.

9.Petit battements с акцентом sur le coud de pied сзади и условно спереди;

   - на полупальцах.

10. Adagio в сочетании с:

- battements re1eve lent на 900 во всех направлениях;

- battements developpe во всех направлениях;

-battements developpe в сочетании с plie releve;

- demi rond et grand rond на 900 en dehors et en dedans на целой стопе,на

полупальцах, на demi plie;

- положение attitude вперед и назад;

- battements soutenu во всех направлениях на 900 enface, в позах

классического танца;

- battements developpe в сочетании с pas tombee с продвижением и

окончанием  ноги носком в пол.

11. Grand battements jete из I, V позиций во всех направлениях en face и

на большие  позы (croisee, efface, ecarte) в комбинации с:

- pointee;

- grand battements jete developpe (мягкий battements).

12. Поворот fouette с открытой ногой носком в пол, на450, на 900:

-на полупальцах с plie releve;  

- с полупальцев с окончанием в demi plie.

13.Preparation  к  pirouette sur le cou de pied en dehors, en dedans из V позиции.

14.Pas de bourree simple en tournant.

15. Releve no I,II,Vпозициям:

-с вытянутых ног,

- с demi - plie.

 ЭКЗЕРСИС НА СЕРЕДИНЕ ЗАЛА

  1. Demi-plie et grand plie  по I,II,IV,V позициям в сочетании с различными положениями рук.
  2. Battements tendus  по V и I позициям во всех направлениях enface,в малых и  больших позах в комбинации с:

-  pour le pied и demi plie в сторону;

-  double battements tendus;

-в позах в сочетании с degagee и фиксацией arabesque;

-  en tournant на 1/4, ½поворота en dehors et en dedans.

  1. Battements tendus  jete по V и I позиции во всех направлениях enface, в малых и больших позах в  комбинации с:

-battements tendus  jete с pique;  

-  в позах в сочетании с balancoire, pique с фиксацией arabesque;

4.  Rond de jambe par terre  en dehors, en dedans в комбинации с:

-  на demi plie;

 - en tournant на 1/4 поворота en dehors et en dedans.

5.Battements fondu  во всех направлениях носком в пол на450 face,в малых и  больших позах в комбинации с:

-  soutenu и demi plie во всех направлениях на 450;

-   fondu с plie-releve на всей стоне с фиксацией ноги на 450;2+

-   с demi rondна 450en dehors, en dedans на целой стопе и на полупальцах;2

6.Battements frappe et battements double frappe во всех направленияхen

face,в малых и  больших позах в комбинации с:

- носком в пол и на 450;

-  с окончанием в demi plie и фиксацией ноги носком;

 -  battements double frappe с окончанием в demi plie и с подворотом в малые

позы на полупальцах.

7.  Adagio в сочетании с:

- battements re1eve lent на 900 во всех направлениях;

- battements developpe во всех направлениях в больших позах в сочетании с

arabesgue, attitudes c окончанием в demi plié.

8.Grand battements jete из I, Vпозиций во всех направлениях enface,в

больших позах в комбинации с:

-pointee.

9.  I,II,III, IV, V, VI формыport de bras.

10.  Releve пo I,II,Vпозициям:

-с вытянутых ног,

- с demi plie.

11.Arabesque: (I,II,III,IV).

12. Раs balance.

13.Preparation к pirouette с IV, Vпозиции.

14.Tour chaine.

15. Preparation к glissade en tournant и вращениеglissade en tournant по

диагонали.

ALLEGRO

1.Temps leve sauté no I,III, V, позициям на месте и с продвижением;

2.Petit changement de pied et grand changement de pied:

-en tournant на 1/8, 1/4, 1/2 поворота.

3. Раs echappe:

- en tournant на 1/4поворота;

4.Pas assemble- в сторону, вперед и назад:

- с продвижением в сочетании с pas glissade;

- pas assemble с продвижением приемом шаг-coupe.  2

5. Double assemble.

6.Sissonne simple enface:

- en tournant на 1/2 поворота в сочетании с шагом coupe-assemble.

7.Pas jete en face.

8. Temps leve с фиксацией ноги на sur le coud pied.

9.Pas glissade в сторону, вперед, назад.

10.Pas chasse в сторону, вперед, назад.

11.Sissone ferme в сторону, вперед, назад:

-   в I,II,III arabesque.

12.Temps leve saute пo V позиции с продвижением

13.Tour en l` air no I позиции.

18. Grand раs jete с продвижением вперед по диагонали в сочетании с pas glissade.

19.Сценический sisson в 1-й arabesgue.

20.Grand pas de chat.

В первом полугодии   проводится контрольный урок по пройденному и освоенному материалу.

 Во втором полугодии - выпускной экзамен.

III.        Требования к уровню подготовки обучающихся

Уровень  подготовки  обучающихся  является  результатом  освоения    программы  учебного  предмета  «Классический танец»,  который  определяется  формированием комплекса  знаний,  умений  и  навыков,  таких,  как:

знание рисунка танца, особенностей взаимодействия с партнерами на сцене;

знание балетной терминологии;

знание элементов и основных комбинаций классического танца;

знание особенностей постановки корпуса, ног, рук, головы, танцевальных комбинаций;

знание средств создания образа в хореографии;

знание принципов взаимодействия музыкальных и хореографических выразительных средств;

умение исполнять на сцене классический танец, произведения учебного хореографического репертуара;

умение исполнять элементы и основные комбинации классического танца;

умение распределять сценическую площадку, чувствовать ансамбль, сохранять рисунок танца;

умения соблюдать требования к безопасности при выполнении танцевальных движений;

навыки музыкально-пластического  интонирования;

навыки сохранения и поддержки собственной физической формы;

навыки публичных выступлений.

IV.        Формы и методы контроля, система оценок

  1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание.

Оценка качества реализации программы "Классический танец" включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.

Успеваемость учащихся проверяется на различных выступлениях:  контрольных уроках, экзаменах, концертах, конкурсах, просмотрах к ним и т.д.

Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачетов и экзаменов.

Контрольные уроки, зачеты и экзамены могут проходить в виде   просмотров концертных номеров. Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий.

Требования к содержанию итоговой аттестации обучающихся определяются образовательным учреждением на основании ФГТ.

Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов.

По итогам выпускного экзамена выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

  1. Критерии оценок

Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.  

Критерии оценки качества исполнения        

По итогам исполнения программы на контрольном уроке и экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале:

Таблица 3

Оценка

Критерии оценивания выступления

5 («отлично»)

технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения;

4 («хорошо»)

отметка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами(как в техническом плане, так и в художественном);

3 («удовлетворительно»)

исполнение с большим количеством недочетов, а именно: неграмотно и невыразительно выполненное движение, слабая техническая подготовка, неумение анализировать свое исполнение, незнание методики исполнения изученных движений и т.д.;

2 («неудовлетворительно»)

комплекс недостатков, являющийся следствием нерегулярных занятий, невыполнение программы учебного предмета;

«зачет» (без отметки)

отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения.

Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить выступление учащегося.

Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся выпускного класса к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства.

При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее:

  • оценка годовой работы ученика;
  • оценка на  экзамене;
  • другие выступления ученика в течение учебного года.

Оценки выставляются по окончании каждой четверти и полугодий учебного года.

V.Методическое обеспечение учебного процесса

Методические рекомендации педагогическим работникам

В работе с учащимися преподаватель должен следовать принципам последовательности, постепенности, доступности, наглядности в освоении материала. Весь процесс обучения должен быть построен от простого к сложному и  учитывать индивидуальные особенности ученика: интеллектуальные, физические, музыкальные и эмоциональные данные, уровень его подготовки.

Приступая к обучению, преподаватель должен исходить из накопленных хореографических представлений ребенка, всесторонне расширяя его кругозор в области хореографического творчества, в частности, учебного предмета «Классический танец».

Особенно важен начальный этап обучения, когда закладываются основы хореографических навыков – правильная постановка корпуса, ног, рук, головы; развитие выворотности и натянутости ног, гибкости корпуса, укрепления физической выносливости; освоение позиций рук, элементарных навыков координации движений; развития музыкальности, умения связывать движения с ритмом и темпом музыки.

С первых уроков ученикам полезно рассказывать об истории возникновения хореографического искусства, о балетмейстерах, композиторах, выдающихся педагогах и  исполнителях,  наглядно демонстрировать качественный показ того или иного движения, использовать ряд методических материалов (книги, картины, гравюры видео материал), цель которых – способствовать восприятию лучших образцов классического наследия на примерах русского и зарубежного искусства, помочь в самостоятельной творческой работе  учащихся. В развитии творческого воображения играют значительную роль посещение балетных спектаклей, просмотр видео материалов.

Следуя лучшим традициям русской  балетной школы,  преподаватель в занятиях с учеником должен стремиться к достижению им поставленной цели, добиваясь грамотного, техничного и выразительного исполнения танцевального движения, комбинации движений, вариации, умения определять средства музыкальной выразительности в контексте хореографического образа, умения выполнять комплексы специальных хореографических упражнений, способствующих развитию профессионально необходимых физических качеств; умения осваивать и преодолевать технические трудности при тренаже классического танца  и разучивании хореографического произведения.

Исполнительская техника является необходимым средством для исполнения любого танца, вариации, поэтому необходимо постоянно стимулировать работу ученика над совершенствованием его исполнительской техники.

Особое место в работе занимает развитие танцевальности, которой  отведено особое место в хореографии и методической литературе всех эпох и стилей. Поэтому, с первых лет обучения необходимо развивать умение слышать музыку и развивать творческое воображение у учащихся. Значительную роль в этом процессе играет музыкальное сопровождение во время занятий, где музыка помогает раскрывать характер, стиль, содержание.

Работа над качеством исполняемого движения в танце, вариации, над его выразительностью, точным исполнением ритмического рисунка, техникой, - важнейшими средствами хореографической выразительности- должна последовательно проводиться на протяжении всех лет обучения и быть предметом постоянного внимания преподавателя.

В работе над хореографическим произведением необходимо прослеживать связь между художественной и технической сторонами изучаемого произведения.

Правильная организация учебного процесса, успешное и всестороннее развитие танцевально-исполнительских данных ученика зависят непосредственно от того, насколько тщательно спланирована работа в целом, глубоко продуман  план урока.

В начале каждого полугодия преподаватель составляет для учащихся календарно-тематический план, который утверждается заведующим отделом. В конце учебного года преподаватель представляет отчет о его выполнении с приложением краткой характеристики работы данного класса. При составлении  календарно-тематического плана следует учитывать индивидуально- личностные особенности и степень подготовки обучающихся. В календарно-тематический план необходимо включать те движения, которые доступны по степени технической и образной сложности. Календарно-тематические планы вновь поступивших обучающихся должны быть составлены к концу сентября после детального ознакомления с особенностями, возможностями и уровнем подготовки учеников.

        VI.        Список методической литературы      

  1. Базарова Н.,  Мей В.  «Азбука классического танца» -  СПб: «Планета музыки», 2010
  2. Базарова Н.П. «Классический танец»- СПб: «Лань», «Планета музыки», 2009
  3. Барышникова Т. «Азбука хореографии» - СПб: «Люкси» и «Респекс»,1996
  4. Блок Л.Д. «Классический танец» -М.: «Искусство», 1987
  5. Ваганова А.Я.   «Основы классического танца» - СПб:«Лань», 2007
  6. Васильева Т.И. «Балетная осанка» / Методическое пособие для преподавателей хореографических школ и школ искусств. М., 1993
  7. Волынский А. «Книга ликований. Азбука классического танца» - Л.: «АРТ». 1992
  8. Головкина С.Н.     «Уроки классического танца в старших классах      - М., Искусство, 1989
  9. Звездочкин В.А. «Классический танец»- СПб: «Планета музыки»,2011
  10. Калугина О.Г.  «Методика преподавания хореографических дисциплин» / Учебно-методическое пособие. Киров: КИПК и ПРО, 2011
  11. Костровицкая В. С. «100 уроков классического танца» - Л.: Искусство, 1981
  12. Костровицкая В.С.,  А. Писарев «Школа классического танца» -  Л.:  Искусство, 1986
  13. КрасовскаяВ. М. История русского балета. — Л., 1978
  14. Красовская В. М. Агриппина Яковлевна Ваганова. — Л.: "Искусство", 1989
  15. Красовская В. М. Павлова. Нижинский. Ваганова. Три балетные повести. — М.: "Аграф", 1999
  16. Мессерер А. «Уроки классического танца»-М.: «Искусство»,1967